Научная статья на тему 'Динамика развития малого и среднего бизнеса в России'

Динамика развития малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
876
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / КРЕДИТ / ЗАЕМЩИК / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / КРЕДИТОВАНИЕ / BUSINESS LOAN / THE BORROWER / BANK SERVICES / CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немцев Сергей Геннадьевич

Произведена оценка развития бизнеса в регионах РФ за последние посткризисные годы и перспективы на краткосрочный период. Проанализированы показатели кредитования заемщиков малого и среднего бизнеса и ожидаемые направления сервиса для них со стороны банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF SMALL AND MEDIUM SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

The evaluation of business development in the regions of the Russian Federation for the last post-crisis years and the outlook for a short term is given. The Indexes of lending for borrowers of small and medium-sized businesses and the expected directions of service for them by the banks are analyzed.

Текст научной работы на тему «Динамика развития малого и среднего бизнеса в России»

мацию невраждебной. Это новое направление маркетинговых исследований, изучающее неосознанные сенсомоторные, когнитивные и эмоциональные реакции человека на определенные стимулы. Применение нейромаркетинга приведет к улучшению настроения и самочувствия покупателей в магазине (через приятное для глаз освещение, создание удобных проходов, комфортного температурного режима, удачных цветовых сочетаний и др.).

Аромамаркетинг - новое направление искусства продаж, в основе которого лежит воздействие ароматов на поведение покупателя. Внедрение аромамарке-тинга в деятельность кооперативных организаций позволит использовать ароматы для стимулирования продаж, продвижения продукции на рынок, оказания благоприятного воздействия на покупателей. Это связано с тем, что наличие приятных запахов вынуждает покупателей проводить в магазинах на 15-20% дольше, чем обычно, что положительно сказывается на уровне продаж.

Литература

1. Мунши АЮ, Мунши Ш.М. Маркетинговый анализ предприятия. Чебоксары: Салика, 2003. 105 с.

2. Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации России и Чувашии. М.: Изд-во Центросоюза РФ, 2010.

МУНШИ АЛЕВТИНА ЮРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (m.alevtina@rambler.ru).

MUNSHI ALEVTINA YURYEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Business and Commodity Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

УДК 332.146:330

С.Г. НЕМЦЕВ

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Ключевые слова: бизнес, кредит, заемщик, банковские услуги, кредитование.

Произведена оценка развития бизнеса в регионах РФ за последние посткризисные годы и перспективы на краткосрочный период. Проанализированы показатели кредитования заемщиков малого и среднего бизнеса и ожидаемые направления сервиса для них со стороны банков.

S.G. NEMTSEV

DYNAMICS OF SMALL AND MEDIUM SIZED BUSINESSES IN RUSSIA Key words: business loan, the borrower, bank services, credit.

The evaluation of business development in the regions of the Russian Federation for the last post-crisis years and the outlook for a short term is given. The Indexes of lending for borrowers of small and medium-sized businesses and the expected directions of service for them by the banks are analyzed.

Одним из важных драйверов роста кредитования для банков может стать помощь заемщикам в структурировании бизнеса.

Портфели банков в 2011 г. выросли на 18,1%, а прирост выданных кредитов - на 65,2%. По мнению некоторых экспертов, кредитные риски значительно снизились [1, 2], так как по причине оказания консалтинговых услуг со стороны банков заемщикам малого и среднего бизнеса (МСБ) за счет комиссионных оплат бизнес стал более прозрачным. Более того, Сбербанк с 2011 г. разрабатывает и продает готовые бизнес-планы с рассчитанными экономическим показателями. Доля банков, оказывающих заемщикам помощь в структурировании бизнеса, составляет 28% [2].

При использовании факторинга или лизинга банки направляют заемщиков в компании, которые сотрудничают с ними, и составляют кластер. Портфели банков, оказывающих заемщикам помощь в работе с контрагентами, за 2011 г. выросли на 66%.

Рост ссудных портфелей банков позволяет ускорить решение в получении кредитов, повысить эффективность организационных вопросов. Однако доля таких банков в РФ составляет только 16%.

Лидерами кредитования МСБ являются 5 банков, на которые приходится 66,64% от объема всех кредитов по РФ. Это ОАО «Сбербанк России» -35,36%; ОАО «Уралсиб» - 14,71%; банк «Возрождение» - 7,08%, ОАО «Промсвязьбанк» - 6,02%; банк ВТБ 24 - 3,47%.

Объемы выданных кредитов МСБ банками РФ по федеральным округам

№ п/п Федеральные округа Объем кредитов, млн руб. Темп прироста 2011/2010, %

2010 г. 2011 г. % к РФ

1 РФ в целом 463 830 766 247 100,00 65,20

2 ПФО 132 476 210 749 27,50 59,08

3 ЦФО* 96 343 157 377 20,54 63,35

4 СФО 68 159 114 385 14,93 67,82

5 УФО 53 162 92 209 12,03 73,45

6 ЮФО 52 825 87 976 11,48 66,54

7 СЗФО* 37 593 63 355 8,27 68,53

8 ДФО 12 703 23 030 3,01 81,30

9 СКФО 10 569 17 166 2,24 62,42

Примечание. Результаты получены автором на основе оценки «Эксперт РА» отчетных данных банков РФ. * - без учета г. Москва и г. Санкт-Петербург.

В 2010 г. банки испытали сокращение избыточной ликвидности. Это привело к активизации выдачи кредитов заемщикам. Тем не менее, если рост портфелей банков в 2010 г. составлял 14,5%, то годом позже - всего 6,6%. Для сравнения приводим цифры кредитования крупного (7,9%) и розничного (11,5%) бизнеса. На снижение оказали влияние два фактора: ослабление спроса на кредиты со стороны МСБ (опасения второй волны кризиса) и изменение кредитной политики Сбербанка, который увеличил средние ставки кредитования. Между тем необходимо отметить, что примеру Сбербанка могут последовать другие лидеры рынка. Подобную динамику можно связать с ростом доли сложных кредитных продуктов, каковыми являются инвестиции (у Сбербанка они составляют более 20%), на кредитование которых риск достаточно большой.

Увеличение портфелей пятерки лидеров произошло на основе:

- ОАО «Уралсиб» - готовность принимать на себя повышенные риски из-за менее консервативных требований по обеспечению и кредитованию традиционно низкоконкурентного сегмента - инвестпроектов. При этом банк помогает своим заемщикам в их правильном структурировании.

- «Возрождение» - одним из факторов успеха выступила помощь заемщикам в выстраивании бизнес-цепочек, в частности поиск партнеров для относительно крупных клиентов.

- ОАО «Промсвязьбанк» - специализации на относительно коротких кредитах (в том числе беззалоговых). Важными факторами его успеха стали покупка части портфеля у Банка ТРАСТ и рост числа сотрудников, работающих в МСБ.

- ВТБ 24 - традиционно на длинных (свыше трех лет) кредитах, выдаваемых преимущественно для целей модернизации.

Рост объемов кредитования пока происходит как по причине относительной стабильности в экономике, так и внедрения банком новой, усовершенствованной под потребности малого бизнеса линейки кредитных продуктов. В частности, уже в 15 из 17 территориальных банков «Сбербанк России» запустил кредитную фабрику, которая позволяет клиентам за два рабочих дня получать решения о предоставлении кредита [3]. При этом банку требуется минимальный пакет документов для принятия решения.

В настоящее время банки при кредитовании МСБ предъявляют достаточно жесткие требования заемщикам, практически не учитывают специфику малого бизнеса. В этих условиях для большинства клиентов малого бизнеса получение кредита становится недоступным, что является препятствием более быстрому росту объемов кредитования. На наш взгляд, ситуацию могут исправить разработка специальных бизнес-планов для МСБ и развитие долгосрочных инвестиционных вложений. Но решению этих вопросов препятствует неопределенность на внешнем и внутреннем рынках. Следует также отметить отраслевую структуру МСБ в РФ. В целом до 55% субъектов малого бизнеса составляют предприниматели по торговле.

В последнее время лидеры в банковской сфере РФ усиливают внедрение инновационных моделей и технологий кредитования МСБ, например, Сбербанк РФ разработал проект внедрения технологии «Кредитная фабрика». Данный проект основан на скорринговой модели оценки кредитоспособности и позволяет быстро принимать решения по кредитованию.

Таким образом, взаимосвязь банка и клиентов можно графически определить так, как показано на рисунке.

Взаимосвязь банка и заемщиков

Одним из показателей взаимосвязи банка и заемщиков МСБ является просроченная задолженность клиента банку, что, по мнению банка, повышает кредитный риск. К таким заемщикам при повторном предоставлении кредита банки относятся отрицательно. По данным банков, в РФ срок просрочки заемщиками МСБ составляет в среднем 90 дней и в 2011 г. оценивался от общей суммы предоставленных кредитов в 8,96% (в 2010 г. - 9,48%). Для сравнения: по крупному бизнесу эти цифры выглядят так: 3,86 и 4,12% и 150 дней, соответственно, т.е. доля проблемных кредитов банков в основном приходится на крупный бизнес. По федеральным округам доля просроченной задол-

женности по МСБ на 01.01.2012 г. выглядит следующим образом (без городов Москва и Санкт-Петербург): ЦФО - 10,2%; СЗФО - 18,06%; ЮФО - 16,72%; СКФО - 7,82%; ПФО - 11,95%; УФО - 11,37%; СФО - 13,66%; ДФО - 9,52%. Таким образом по федеральным округам разница составляет до 2 раз.

Исходя из изложенного выше, можно ожидать, что уровень просроченной задолженности продолжит снижение. При этом банки с такими заемщиками поступают достаточно жестко и долги передают коллекторским агентствам. Например, «Сбербанк России» объявил о продаже коллекторам плохих долгов МСБ на 450 млн руб. Можно ожидать вырастание роли комиссионных доходов от обслуживания МСБ, которые традиционно более стабильны по сравнению с процентными ставками кредитования.

Можно на основе теории краткосрочного прогнозирования, которая учитывает такие факторы, как динамика кредитования, стабильность рынка, улучшение сервисных услуг, динамика изменения просроченной задолженности, прогнозировать развитие рынка в этой области.

Ожидаются два возможных сценария развития рынка: реалистичный и пессимистический. Первый реализуется в случае продолжения существующих тенденций, если нарастающая вторая волна европейского (и мирового) экономического кризиса коснется России в меньшей степени. В этом случае можно ожидать возрастания портфеля банков для кредитования МСБ до 22% и развития кредитования стартапов.

Пессимистический сценарий предполагает дальнейший рост нестабильности финансовых рынков. В этом случае следует ожидать падения цены на нефть и газ, что приведет к ухудшению платежного баланса России.

По этому сценарию ожидается рост портфеля ссуд МСБ только на 15% [1].

По обоим сценариям ожидается рост эффективных процентных ставок, так как их текущий уровень не позволяет банкам поддерживать приемлемое соотношение доходность/риск. По первому сценарию рост будет умеренный, по второму - резкий и будет сопровождаться сильным ужесточением по отношению к заемщикам.

Выводы. 1. За последние два года портфель кредитов МСБ существенно сократился, на что повлияли как внешние (ожидание второй волны кризиса в РФ и особенно в мире), так и внутренние (повышение процентной ставки и частично - удовлетворение потребности заемщиков) факторы.

2. Структура портфеля Сбербанка РФ стала в большей степени отвечать задачам модернизации экономики - значительно (в 1,5 раза) выросла доля кредитов на инвестиционные цели.

3. Оказание консалтинговых услуг заемщикам является прогрессивным направлением в работе банков и уменьшает кредитные риски, повышает уровень привлекательности со стороны заемщиков МСБ.

4. Оценка показателей работы МСБ за 2011 г. позволяет прогнозировать пессимистический вариант развития рынка в секторе МСБ.

Литература

1. Объем и динамика рынка: трудный рост [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://raexpert.ru/ project/finmb/2011/resume/kreditovanie_msb_pritorm.pdf.

2. Создай своего заемщика [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://raexpert.ru/project/finmb/2011/ resume/kreditovanie_msb_pritorm.pdf.

3. Прытин Д. Рейтинг банков по объемам кредитования МСБ в 2011 году // РБК. Рейтинг. 2012. № 3.

НЕМЦЕВ СЕРГЕИ ГЕННАДЬЕВИЧ - аспирант кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (acrimoon@yandex.ru).

NEMTSEV SERGEY GENNADYEVICH - post-graduate student of Regional Economy Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.