Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В ГОДЫ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ (1991-2001) В ОБЛАСТЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В ГОДЫ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ (1991-2001) В ОБЛАСТЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
117
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ФЕРМЕРЫ / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Логунова Инна Викторовна, Уродовских Виктор Николаевич

В статье проведен структурно-динамический анализ процесса становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в годы аграрной реформы в 1991-2001 годах в областях Центрально-Черноземного экономического района. В основу исследования положены как опубликованные, так и неопубликованные источники - материалы текущих архивов Госкомстата РФ и территориальных органов статистики, сведения из статистических сборников, нормативно-правовые акты. Статистические данные представлены в виде таблиц и графиков. В ходе изучения динамики развития КФХ в указанный период были выявлены как характерные в целом для ЦЧР черты становления фермерских хозяйств, так и особенности их развития в каждой из областей Центрального Черноземья. Проанализированы изменения численности КФХ, величины их среднего размера, а также размеров площади предоставленных КФХ земель. Сделан вывод, что в ходе аграрной реформы 1991-2001 годов фермеры Центрального Черноземья пережили естественный отбор. Отсеялись хозяйства крайне малых размеров, с тяжелым финансовым состоянием и созданные случайными людьми; они составили треть всех КФХ. К 2001 году численность фермеров стабилизировалась, произошло увеличение в 1,5- 2 раза площади предоставленных фермерам земель и величины среднего размера КФХ. Сумевшие выдержать «испытание на прочность» фермеры получили новые возможности для своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE PEASANT (PRIVATE) FARMS DEVELOPMENT DURING THE AGRARIAN REFORM (1991-2001) IN THE CENTRAL BLACK-EARTH REGION

The article presents the results of the structural-dynamic analysis of the development of peasant (private) farms under the agricultural reform of 1991-2001 in the Central Black-Earth Region. The research is based on both published and unpublished sources - materials from the archives of the State Statistics Committee of the Russian Federation, data of the territorial statistical bodies, from statistical collections and regulatory legal acts. Statistical data is presented in tables and graphs. The study of the dynamics of the farms’ development in the period under study allowed the authors to identify general features of this process in the Central Black-Earth Region and its peculiarities in different areas of this region. The authors analyzed the number of farms, their average size, and the size of their land, and conclude that during the agrarian reform of 1991-2001, farmers of the Central Black-Earth Region were forced to fight for survival. Therefore, farms of extremely small size, in a poor financial situation and created by come-and-go people were eliminated; they made up a third of all farms. By 2001, the number of farmers had stabilized, there was a 1.5-2-fold increase in the area of farmers’ land and in the size of the average farm. Farmers who managed to pass the ‘test of strength’ found new opportunities for development.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В ГОДЫ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ (1991-2001) В ОБЛАСТЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ»

Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в годы аграрной реформы (1991-2001) в областях Центрального Черноземья

И.В.Логунова, В.Н. Уродовских

Инна Викторовна Логунова, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ. 398000 Липецк, ул. Интернациональная, 12Б. E-mail: IVLogunova@fa.ru

Виктор Николаевич Уродовских, кандидат технических наук, доцент кафедры «Учет и информационные технологии в бизнесе» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ. 398000 Липецк, ул. Интернациональная, 12Б. E-mail: VNUrodovskih@fa.ru

Аннотация. В статье проведен структурно-динамический анализ процесса становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в годы аграрной реформы в 1991-2001 годах в областях Центрально-Черноземного экономического района. В основу исследования положены как опубликованные, так и неопубликованные источники — материалы текущих архивов Госкомстата РФ и территориальных органов статистики, сведения из статистических сборников, нормативно-правовые акты. Статистические данные представлены в виде таблиц и графиков. В ходе изучения динамики развития КФХ в указанный период были выявлены как характерные в целом для ЦЧР черты становления фермерских хозяйств, так и особенности их развития в каждой из областей Центрального Черноземья. Проанализированы изменения численности КФХ, величины их среднего размера, а также размеров площади предоставленных КФХ земель. Сделан вывод, что в ходе аграрной реформы 1991-2001 годов фермеры Центрального Черноземья пережили естественный отбор. Отсеялись хозяйства крайне малых размеров, с тяжелым финансовым состоянием и созданные случайными людьми; они составили треть всех КФХ. К 2001 году численность фермеров стабилизировалась, произошло увеличение в 1,52 раза площади предоставленных фермерам земель и величины среднего размера КФХ. Сумевшие выдержать «испытание на прочность» фермеры получили новые возможности для своего развития.

Ключевые слова: аграрная реформа, фермеры, крестьянское (фермерское) хозяйство, Центрально-Черноземный экономический район

DOI: 10.22394/2500-1809-2021-6-4-65-86

Возникновение фермерских хозяйств в современной России

Крестьянские (фермерские) хозяйства в качестве самостоятельного уклада жизни на селе стали появляться в 1990 году. Начало этому процессу было положено еще в СССР. Выступая на Мартовском 1989 года пленуме ЦК КПСС, М. С. Горбачев впервые за-

_ 66 явил о необходимости признать «равноправие различных форм собственности и... способов ведения хозяйства», среди которых наряду история с колхозами и совхозами им была названа новая форма хозяйствования — «товаропроизводящие крестьянские хозяйства, базирующиеся на личном труде». По итогам работы Пленума было принято Постановление «Об аграрной политике КПСС в современных условиях» от 16 марта 1989 года, в котором данная форма хозяйствования нашла свое юридическое закрепление (Материалы пленума, 1989: 51, 86).

Первые единоличные крестьянские хозяйства привлекали к себе пристальное внимание представителей прессы и ученых-аграрников. Некоторые из них, движимые стремлением поддержать столь необычное для советского сельского хозяйства явление (в их числе писатель-журналист Ю. Д. Черниченко и академик ВАСХНИЛ А. М. Емельянов), инициировали создание Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). В январе 1990 года с этой целью в Москве был проведен I Всероссийский съезд частных крестьянских хозяйств (т. е. фермеров), ставший фактически учредительным съездом АККОР. На нем присутствовали 314 делегатов от 57 регионов России.

Количество фермерских хозяйств, образовавшихся в 1990 году, было весьма скромным. В Белгородской области их насчитывалось 6, в Курской — з, в Липецкой — 6, в Тамбовской — 31. Проведенный в Воронежской области в 1990 году социологический опрос сельских жителей показал, что твердое желание стать фермерами изъявили 7,2% опрошенных, 18,8% отметили, что «в принципе могли бы сделать такую попытку» (Доморацкая, 1991: 127). Иными словами, четвертая часть участников опроса рассматривали для себя возможность хозяйствовать самостоятельно, правда, с разным уровнем решимости. Это дает основание предполагать, что столь малое число крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ) в 1990 году следует объяснять не только консерватизмом и психологиче-

1. Текущий архив Научно-исследовательского института экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района (ТА ГНУ НИИ ЭО АПК ЦЧР): О крестьянских (фермерских) хозяйствах Белгородской области в 1994 г. Аналитическая записка. С. 1; О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области в 1992 г. Аналитическая записка. С. 2; О развитии крестьянских (фермерских) хозяйств Липецкой области в 1992 г. Аналитическая записка. С. 1; О наличии крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 1 января 1993 г. Аналитическая записка. С. 2; О крестьянских (фермерских) хозяйствах Белгородской области в 1994 г. Аналитическая записка. С. 1; О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области в 1992 г. Аналитическая записка. С. 2; О развитии крестьянских (фермерских) хозяйств Липецкой области в 1992 г. Аналитическая записка. С. 1; О наличии крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 1 января 1993 г. Аналитическая записка. С. 2.

скои неподготовленностью селян, но и отсутствием на тот момент нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок создания и деятельность таких хозяйств.

Решение аграрного вопроса и, в частности, проблемы формирования фермерского уклада остро стояли на повестке дня и требовали незамедлительного разрешения. В связи с этим в ноябре 1990 года открылся II Внеочередной съезд народных депутатов по проблеме возрождения российского села. Результатом его работы стало принятие ключевых законов, создавших правовую основу для развития фермерского уклада: «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О собственности в РСФСР», а также «Земельного кодекса РСФСР»2. После этого процесс создания фермерских хозяйств значительно ускорился. За сравнительно небольшой период своего существования они получили распространение на всей территории России, резко увеличив численность с 4,4 тыс. в 1990 году до 49 тыс. в 1991 году3 (т. е. в среднем по стране в 11 раз). В областях Центрального Черноземья этот рост оказался гораздо более впечатляющим: в Белгородской области — в 55 раз, в Липецкой — в 56 раз, в Курской — в 144 раза, в Тамбовской — в 234 раза4. Данное обстоятельство можно объяснить, во-первых, тем, что ЦЧР, расположенный на юге европейской части России, характеризуется благоприятными для ведения единоличного хозяйства природно-климатическими условиями; во-вторых, сложившимся здесь к началу 1990-х годов довольно высоким уровнем трудового потенциала сельского населения, отличавшегося большей активностью в сравнении с другими экономическими районами (Нефедова, 2013: 57).

Особый интерес при изучении фермерского уклада представляет период его становления с 1991 по 2001 год.

И. В. Логунова, В.Н. Уродовских Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в годы аграрной реформы (1991-2001) в областях Центрального Черноземья

Историография и источники

Проблема зарождения и развития фермерства получила глубокое освещение в трудах целого ряда исследователей. В числе первых к ее рассмотрению приступили Ю. С. Баландин и Г. В. Чубуков

2. Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327; № 30. Ст. 416; 1991. № 26. Ст. 878; № 44. Ст. 1421.

3. Российский статистический ежегодник. М., 1997. С. 383.

4. Рассчитано по: Текущий архив ГНУ НИИ ЭО АПК ЦЧР: О крестьянских (фермерских) хозяйствах Белгородской области в 1994 г. Аналитическая записка. С. 1; О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области в 1992 г. Аналитическая записка. С. 2; О развитии крестьянских (фермерских) хозяйств Липецкой области в 1992 г. Аналитическая записка. С. 1; О наличии крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 1 января 1993 г. Аналитическая записка. С. 2. Российский статистический ежегодник. М., 2001. С. 324.

_ 68 (Баландин, 1992; Чубуков, 1993). У истоков изучения фермерства

стоял и В. П. Данилов, который обозначил ключевые проблемы про-история цесса фермеризации, объяснил «пассивное отношение» селян к созданию единоличных хозяйств (Данилов, 1994: 129). Опыт личного общения с жителями села и привлечение свидетельств семейных историй позволили И. Е. Козновой выявить мотивы создания фермерских хозяйств в начале 1990-х годов, среди них — «стремление к независимости. и продолжение семейной традиции единоличного хозяйства, разрушенного коллективизацией» (Кознова, 2000: 180). С. А. Никольский, затрагивая проблему укладности, среди прочих аграрных укладов проанализировал представленный фермерами предпринимательско-товарный уклад (Никольский, 2001). Состояние и тенденции развития фермерского движения, как и проблемы, сдерживавшие его, получили рассмотрение в работах В. Ф. Баш-мачникова, З. И. Калугиной, О. П. Фадеевой, А. В. Петрикова, (Башмачников, 2009; Калугина, 2009; Петриков, 1995) и др.

Целью настоящего исследования является проведение структурно-динамического анализа процесса формирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в ходе аграрной реформы 19912001 годов в Центрально-Черноземном экономическом районе.

В основу исследования положены как опубликованные, так и неопубликованные источники — материалы текущих архивов Госкомстата РФ и территориальных органов статистики, сведения из статистических сборников5, нормативно-правовые акты. Статистические данные представлены в виде таблиц и графиков.

Анализ основных тенденций в изменении численности КФХ по ЦЧР

Рассматривая динамику развития КФХ за указанный период, следует выделить как характерные в целом для ЦЧР черты становления фермерских хозяйств, так и особенности их развития в каждой из областей Центрально-Черноземного экономического района.

Динамика численности крестьянских (фермерских) хозяйств в пореформенное десятилетие представлена на рисунке 1.

5. Текущий архив Госкомстата РФ (ТА Госкомстата РФ): Крестьянские (фермерские) хозяйства Российской Федерации на 1 января (1993-1998 гг.); ВЦ ГКС РФ. 28-202 № 1. 17 января 1993 г.: 1994 г.; 1995 г.; 1996 г.; 1997 г.; ТА ГНУ НИИ ЭО АПК ЦЧР; Текущий архив Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (ТА Липецкстат). Аналитическая записка. О деятельности КФХ Липецкой области за 1990-1999 гг. С. 10; Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2003. С. 348; Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2004. С. 381; Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2005. С. 377; Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2006. С. 379.

И. В. Логунова, В.Н. Уродовских Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в годы аграрной реформы (1991-2001) в областях Центрального Черноземья

Рис. 1. Динамика численности КФХ в областях ЦЧР, ед.

В Белгородской, Курской, Липецкой и Тамбовской областях активный рост численности КФХ происходил с 1991 по 1993 год (в Воронежской области по 1995 год). За два первых года реформы количество фермеров возросло в Белгородской области в 8,5 раза, в Воронежской — в 5,3 раза, в Курской — в 4,7 раза, в Липецкой — в 5,2 раза, в Тамбовской — в 6,7 раза (рассчитано по таблице рис. 1).

С 1994 года начался процесс сокращения числа фермерских хозяйств, причина этого крылась в изменении политики государства в отношении КФХ. В 1993-1994 годах под предлогом равенства всех форм собственности и хозяйствования государственная поддержка фермеров была сведена на нет. Это повлекло за собой, с одной стороны, заметное сокращение количества желающих образовывать новые КФХ, с другой стороны, увеличение числа фермерских хозяйств, прекративших свою деятельность. В областях ЦЧР процесс снижения численности фермеров был приостановлен в разное время: в Белгородской области — в 1997 году, в Воронежской — в 1998 году, в Курской — в 2000 году, в Липецкой и Тамбовской областях он не прекращался вплоть до 2001 года. Объяснение этому стоит искать в действиях местных органов власти.

В 1997-1999 годах в целом по Черноземью наметился небольшой ежегодный прирост фермерских хозяйств, что стало ответной реакцией на принятие 7 марта 1996 года президентского указа «О реализации конституционных прав граждан на землю», расширившего возможности для действующих и потенциальных фермеров. Разработанная во исполнение данного указа Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы предусматривала ряд важных изменений — завершение переоформления в собственность имевшихся

_ 70 у фермеров земель, отмену ограничения размеров арендуемых ими

земель, введение новых кредитных и налоговых льгот6. история После многолетнего сокращения КФХ в период 1999-2001 годов в Белгородской, Курской и Липецкой областях их численность вновь стала возвращаться к уровню 1992 года (но максимум 1993 года так и не был достигнут).

Особенности Белгородской области

Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Белгородской области в первой половине 1990-х годов характеризуют две отличительные черты: рекордное по ЦЧР (в 8,5 раза) увеличение количества фермерских хозяйств за два первых года реформы и самое резкое (в 1,6 раза) их сокращение в 1994 году.

Первое обстоятельство объясняется активной поддержкой развития фермерского уклада со стороны местных властей. В Белгородской области никому не было отказано в выделении земли для образования фермерского хозяйства. Кроме того, в 1992 году была принята Программа развития и поддержки КФХ, в рамках которой фермерам оказывалась помощь в укреплении материально-технической базы, строительстве производственных помещений, приобретении семян, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; практически во всех районах области были открыты пункты проката сельскохозяйственной техники7.

Одной из основных причин обвального сокращения числа фермерских хозяйств в 1994 году стала проблема малоземелья, которая в Белгородской области стояла особенно остро. Земля выдавалась здесь всем желающим, но площадь областного фонда перераспределения земель была ограничена. В итоге это сказалось на среднем размере КФХ (см. рис. 2). Земельного участка в 20-30 га было недостаточно для ведения товарного фермерского хозяйства; мировой опыт показывает, что в 1990-е годы наиболее рентабельными являлись фермерские хозяйства с размерами 100-500 га (Подобай, 2015). Данная проблема усугубилась в результате отказа государства от оказания фермерам всесторонней поддержки. Многие владельцы КФХ не справлялись с «навалившимися» на них трудностями и прекращали деятельность своих хозяйств.

В период с 1994 по 2001 год число белгородских фермеров поддерживалось примерно на одном и том же уровне: до 1997 года имело ме-

6. О реализации конституционных прав граждан на землю: Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г.// Собрание законодательства РФ. 1996. № 11. Ст. 1026; О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы: Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996 г.// Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 157.

7. Белгородская правда. 1992. 1 октября.

сто небольшое ежегодное сокращение их количества (в 1995 году на 73, 71 _

в 1996-м — на 70 единиц). Затем ситуация переменилась, и на протяжении 5 лет ежегодно происходил незначительный, но устойчивый И. В. Логунова, прирост КФХ (в 1997 году — на 24, в 1998-м — на 58, в 1999-м — на 77, В.Н. Уродовских в 2000-м — на 87, в 2001 году — на 69 единиц). Положительные изме- Динамика разви-нения были достигнуты благодаря активным действиям местных вла- тия крестьянских стей в рамках реализации президентского указа от 7 марта 1996 года (фермерских) хо-и Федеральной целевой программы развития фермерства. В февра- зяйств в годы аг-ле 1997 года главой администрации Белгородской области Е. С. Сав- рарной реформы ченко было принято Постановление «О мерах по выходу сельскохо- (1991-2001) в обла-зяйственного производства из кризиса», предоставившее фермерам стях Центрального реальную возможность расширения своего хозяйства путем аренды Черноземья и купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения (земельных долей, а также земель из фонда перераспределения)8.

Особенности Воронежской области

Активный рост численности фермеров в Воронежской области проходил вплоть до 1993 года. Затем, в отличие от других областей ЦЧР, где сокращение КФХ было отмечено уже в 1994 году из-за ослабления внимания государства к фермерскому сектору, здесь на протяжении еще двух лет сохранялся небольшой прирост количества фермерских хозяйств. Заслуга в этом принадлежала исключительно местным властям, которые взяли на себя все обязательства по поддержке фермеров. В 1995 году было принято постановление главы областной администрации «О мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств», целью которого стало оказание практической помощи фермерам по финансированию и сохранению льготного кредитования КФХ, обеспечению их сельскохозяйственной техникой, созданию социальной и производственной инфраструктуры путем электрификации, водоснабжения, газификации, проведения автодорог9. Большое значение имел и Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений», в котором гораздо раньше, чем на федеральном уровне, были разрешены вопросы купли-продажи, залога, дарения, наследования земельных участков; защиты земельных прав, земельных споров; ведения земельного кадастра; платы за землю10. По полноте регу-

8. Постановление главы администрации Белгородской области от 07.02.1997 № 70 «О мерах по выходу сельскохозяйственного производства из кризиса» / URL: https://d0cs.cntd.ru/d0cument/469028847 (дата доступа: 18.05.2021).

9. Постановление главы администрации Воронежской области от 16.08.1995 № 866 «О мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1995 году» / URL: https://base.garant.ru/18101781/ (дата доступа: 18.08.2021).

10. Закон Воронежской области от 25.05.1995 № 18-з «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» / URL: https://docs.cntd.ru/ document/460161357 (дата доступа: 18.05.2021).

_ 72 лирования земельных отношений он фактически являлся земельным кодексом Воронежской области. история В целом в Воронежской области сложилась наиболее благоприятная по ЦЧР ситуация для развития КФХ в первое десятилетие их существования. В период с 1991 по 2001 год здесь только дважды отмечалось некоторое сокращение количества фермерских хозяйств: в 1996 году (на 51 единицу) и в 1998 году (более заметное — на 137 единиц). После каждого случая снижения численности КФХ в Воронежской области в последующий год вновь происходило увеличение их количества, благодаря чему число фермеров поддерживалось примерно на одном уровне. Местная власть своевременно реагировала на негативные изменения и предпринимала необходимые меры. Была принята Областная целевая программа развития КФХ, в которой отмечалось, что в 1995-1997 годах из-за «полного прекращения финансовой помощи со стороны государства... показатели развития фермерских хозяйств резко снизились», и «особенно болезненно это сказалось на вновь организованных хозяйствах»11. В связи с этим начиная с 1995 года финансирование воронежских фермеров осуществлялось за счет средств областного бюджета как на возвратной, так и на безвозмездной основе. Размер этой помощи год от года возрастал (см. табл. 1).

Таблица 1. Финансирование КФХ Воронежской области в 1994-2000 годах (по расчетам Главного управления сельского хозяйства и Воронежской областной АККОР «Нива»)12

Финансирование за счет средств областного бюджета 1994 1995 (отчет) (отчет) 1996 (отчет) 1997 (отчет) 2000 (прогноз)

Общий объем (млн руб.) — 500 119 1850 8500

В том числе:

на безвозмездной основе 300 119 750 1000

на возвратной основе — 200 — 1100 7500

11. Постановление главы администрации Воронежской области от 29.12.1997 № 1310 «Об областной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы» /URL: https:// base.garant.ru/18104623/ (дата доступа: 18.08.2021).

12. Постановление главы администрации Воронежской области от 29.12.1997 № 1310 «Об областной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы» /URL: https:// base.garant.ru/18104623/ (дата доступа: 18.08.2021).

В 1999 году на федеральном уровне было возобновлено оказание 73 _

помощи КФХ. Постановление правительства «О государственной

поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году» опре- И.В. Логунова,

делило приоритетность данного направления и установило в каче- В.Н. Уродовских

стве основной формы государственной поддержки предоставление Динамика разви-

некоторых налоговых и иных льгот13, что положительно отрази- тия крестьянских

лось на росте численности КФХ в Воронежской области (см. гра- (фермерских) хо-

фик рис. 1). В 2000 году прирост фермерских хозяйств здесь соста- зяйств в годы аг-

вил 369, в 2001 году — 287 единиц. рарной реформы

Воронежская область стала единственной областью в Централь- (1991-2001) в обла-

ном Черноземье, где к 2001 году численность КФХ превысила уро- стях Центрального

вень 1993 года (т. е. последнего года накануне отказа государства Черноземья от всесторонней поддержки фермеров).

Особенности Курской области

В первые два года реформы в Курской области темпы создания фермерских хозяйств были самыми низкими в регионе. В 1992 году по сравнению с предыдущим годом количество КФХ здесь увеличилось в з раза, тогда как в остальных областях ЦЧР рост составил 4-5 раз (рассчитано по таблице рис. 1). Недостатка в желающих хозяйствовать самостоятельно не было, однако местные власти под разными предлогами часто отказывали им в предоставлении земли. В 1992 году в Курской области работала комиссия из Москвы по фактам противодействия и волокиты в организации фермерских хозяйств со стороны председателей комитетов по земельной реформе Большесолдатского и Щигровского районов14. Данные обстоятельства существенно тормозили процесс образования КФХ, несмотря на это, рост их количества в Курской области продолжался вплоть до 1993 года.

В период с 1994 по 2000 год здесь отмечалось стабильное сокращение числа фермерских хозяйств. Ежегодно прекращали свою деятельность более 100 КФХ, в 1997 году этот показатель достиг 214. В течение данного времени Курская областная дума принимала нормативно-правовые акты, необходимые для активизации процесса образования КФХ15, однако практического действия они, похоже, не возымели.

13. Постановление Правительства РФ от 03.05.1999 № 481 «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году» / URL: https://d0cs.cntd.ru/d0cument/901732578 (дата обращения: 11.05.2021).

14. Курская правда. 1992. 1 августа.

15. Постановление Курской областной думы от 06.05.1995 № 87-8-8 «О регулировании земельных отношений в Курской области» // Курская правда. 1995. 4 июля; Постановление Курской областной думы от 12.09.1997 № 103-II ОД «О Курском областном фонде поддержки АПК» / URL:

_ 74 Только в 2001 году, впервые за 8 лет, в Курской области произошел прирост КФХ сразу на 92 единицы. Данное обстоятельство история можно объяснить возобновлением в 1999 году господдержки фермерских хозяйств и появлением у фермеров надежды на лучшее в связи с принятием Земельного кодекса РФ.

Особенности Липецкой области

Как и в других областях ЦЧР, сокращение численности КФХ здесь началось в 1994 году и было прямым следствием изменения государственной политики в отношении фермерства. Данный процесс приобрел устойчивый характер и продолжился вплоть до 2001 года. Обвальным стал 1995 год, когда прекратили свою деятельность 190 фермерских хозяйств; в 1996 году перестали существовать еще 76 КФХ. В последующие годы сокращение сохранялось, но было уже не таким значительным.

Исключение составил 1997 год, когда произошел небольшой прирост числа фермерских хозяйств — на 20 единиц. Объяснение этому видится в принятии президентского Указа от 7 марта 1996 года, а также Областной программы развития и поддержки фермерских хозяйств на 1997-2000 годы, где предусматривалось увеличение земельного размера КФХ за счет фонда перераспределения, строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры, выделение средств на товарное кредитование, земельное и социальное обустройство фермерских хозяйств16.

Затянувшийся в Липецкой области процесс сокращения КФХ был вызван большим числом хозяйств, прекращавших свою деятельность. Одной из причин этого явилась проблема малоземелья. Даже в 2000 году, когда господдержка КФХ была возобновлена, две трети липецких фермеров имели земельные участки площадью менее 50 га, что затрудняло ведение ими товарного хозяйства17. Другая причина крылась в большом количестве необрабатываемых фермерами земель из-за тяжелого экономического положения, а также отсутствия у многих из них необходимого образования и опыта работы в сельском хозяйстве. Местные власти вели активную работу по изъятию таких земель у фермеров18.

https://www.lawmix.ru/zak0n0datelstv0/393062 (дата доступа: 18.08.2021).

16. Постановление главы администрации Липецкой области от 23.07.1997 № 361 «О мерах по дальнейшему развитию фермерского движения в области» /URL: https://d0cs.cntd.ru/d0cument/428571201/titles (дата доступа: 15.07.2021).

17. ТА Липецкстат. Аналитическая записка. О деятельности КФХ Липецкой области за 1990-1999 гг. С. 3.

18. Постановление главы администрации Липецкой области «О соблюдении земельного законодательства в области и фактах неудовлетворительно-

Особенности Тамбовской области

75

В первые два года существования фермерства в Тамбовской области было отмечено самое высокое по ЦЧР число желающих образовать КФХ. В 1992 году прирост составил 2953 человека, в 1993 году — 1012 человек. Естественное развитие данного процесса усилилось благодаря тому, что в результате голодовки, проведенной тамбовскими фермерами в Москве в декабре 1992 года19, областная АККОР «Возрождение» смогла добиться выделения дополнительных льготных кредитов для местных фермеров. Объем кредитов превышал запросы фермеров, поэтому поток желающих хозяйствовать самостоятельно не иссякал.

В 1994 году в области началось сокращение фермерских хозяйств, которое приобрело устойчивый характер и продолжалось вплоть до 2001 года, в то время как в других областях Центрального Черноземья после временного снижения возобновлялся рост количества КФХ. Одной из причин этого явилось прекращение господдержки фермеров, которые теперь могли рассчитывать только на помощь со стороны местных властей. Однако областной бюджет не мог в полной мере компенсировать отсутствие федеральных льготных кредитов, и число разорившихся фермерских хозяйств стало расти. Вторая причина, по мнению Д. Д. Сазоновой, заключалась в том, что к 1994 году здесь в основном «был исчерпан "человеческий" потенциал» для создания новых КФХ, поэтому «убыль за счет прекративших свою деятельность хозяйств уже не могла быть восполнена притоком новых фермеров» (Сазонова, 2007: 6).

Тамбовская область характеризовалась также самым крупным в ЦЧР сокращением КФХ: в 1994 году здесь перестало существовать 209 фермерских хозяйств, в 1995-м — 308, в 1996-м — 458, в 1997-м — 123, в 1998-м — 158, в 1999-м — 128, в 2000-м — 45, в 2001 году — 27. Приостановить этот процесс не смогла даже призванная стабилизировать ситуацию деятельность местной власти по финансированию, кредитованию, моральному и материальному поощрению фермеров20. Лишь к 2000

И. В. Логунова, В.Н. Уродовских Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в годы аграрной реформы (1991-2001) в областях Центрального Черноземья

го использования земель сельскохозяйственного назначения» от 3 октября 1994 г.// Ведомости. 1994. № 10.

19. Российская газета. 1992. 8 декабря.

20. Распоряжение администрации Тамбовской области от 09.03.1995 № 82-р «Об утверждении положения о порядке кредитования и финансирования крестьянских (фермерских) хозяйств в 1995 году» / URL: https://base.ga-rant.ru/28108669/ (дата доступа: 11.09.2021); Закон Тамбовской области от 18.03.1997 № 101-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» / URL: https://www.lawmix.ru/zak0n0datelstv0/623284 (дата доступа: 11.09.2021); Постановление главы администрации Тамбовской области от 29.07.1997 № 472 «Об утверждении положения о поощрении крестьянских (фермерских) хозяйств и межфермерских кооперативов,

_ 76 году процесс сокращения фермерских хозяйств в Тамбовской

области перестал быть обвальным и приобрел умеренный ха-история рактер (см. рис. 1).

Анализ основных тенденций в изменении величины среднего размера КФХ по ЦЧР

Динамика роста среднего размера крестьянских (фермерских) хозяйств в 1991-2001 годах представлена на рисунке 2.

Белгородская й Воронежская —< —Курская —О- -I ипецкая — — Тамбовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год

Область 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Белгородская 29,4 33,3 23,S 29,6 29,1 28,3 36,0 40,8 54,5 61,3 68,2

воронежская 53,6 46,9 44,2 42,9 42,2 41,6 44,4 53,0 63,8 73,7 83,5

Курская 50,7 57,5 56,9 56,9 56,2 58,3 64,2 69,3 70,7 84,2 97,8

Липецкая 42,3 48,0 46,6 46,0 47,9 48,9 51,8 59,6 64,4 74,3 87,7

Тамбовская 37,4 36,5 35,4 36,2 36,9 41,2 46,7 52,4 63,1 74,4 91,9

По ЦЧР 43,3 42,7 39,5 41,3 41,3 42,9 47,4 53,8 63,0 73,2 85,5

Рис. 2. Динамика среднего размера КФХ, га

В первой половине 1990-х годов динамика среднего размера КФХ напрямую была связана с изменением их количества. Во время активного роста числа фермерских хозяйств в 1991-1993 годах во всех областях ЦЧР средние размеры КФХ были крайне малы; по мере того как с 1994 года численность фермеров стала сокращаться, начал увеличиваться средний размер КФХ. И если в Воронежской области, в отличие от остальных областей ЦЧР, количество КФХ продолжало расти вплоть до 1995 года, то и средний размер фермерского хозяйства здесь уменьшался по 1995 год включительно (см. рис. 2).

Переломным стал 1996 год, когда в результате принятия президентского указа «О реализации конституционных прав граждан на землю» и соответствующих местных нормативно-правовых актов был наведен порядок с землепользованием фермеров, и с 1997 года во всех областях Центрального Черноземья отмечалось ежегодное увеличение среднего размера КФХ.

активно участвующих в реализации целевых программ» / URL: https:// tamb0v-g0v.ru/d0c/59062 (дата доступа: 11.09.2021).

Особенно активное приращение среднего размера фермерских хозяйств в целом по ЦЧР происходило в период с 1999 по 2001 год, это было следствием возобновления государственной поддержки фермеров в виде выделения средств на льготное кредитование, создание объектов инфраструктуры, межфермерскую кооперацию, а также введения налоговых льгот21.

В целом в пореформенное десятилетие во всех областях ЦЧР произошел рост среднего размера КФХ в 1,5-2 раза, самый высокий показатель — в 2,4 раза — был отмечен в Тамбовской области.

Особенности Белгородской области

В Белгородской области отмечался самый малый по ЦЧР размер крестьянского (фермерского) хозяйства, до 1996 года он практически не превышал 30 га.

Произошедший здесь в 1992 году самый большой за годы реформы прирост КФХ не повлек за собой снижение среднего размера хозяйств, а, напротив, сопровождался его увеличением с 29 до 33 га. Это объяснялось тем, что соразмерно росту числа белгородских фермеров происходило и увеличение площади предоставленных им земель (см. рис. 1, 3).

С 1997 года в области наметилась тенденция к увеличению среднего размера КФХ, которая сохранялась вплоть до 2001 года (самый заметный прирост — на 13 га — произошел в 1999 году). Добиться этого удалось благодаря введению в действие на территории Белгородской области Положения об аренде земельных долей и Временного порядка оформления сделок по купле-продаже земельных долей и земель, находящихся в собственности крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных постановлениями главы администрации Белгородской области22.

И. В. Логунова, В.Н. Уродовских Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в годы аграрной реформы (1991-2001) в областях Центрального Черноземья

Особенности Воронежской области

В первый год существования фермерства в Воронежской области имел место самый крупный по ЦЧР средний размер КФХ. Мест-

21. Постановление Правительства РФ от 03.05.1999 № 481 «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году» / URL: https://d0cs.cntd.ru/d0cument/901732578 (дата доступа: 11.05.2021).

22. Постановление главы администрации Белгородской области от 07.02.1997 № 70 «О мерах по выходу сельскохозяйственного производства из кризиса» / URL: https://d0cs.cntd.ru/d0cument/469028847 (дата доступа: 18.05.2021); Постановление главы администрации Белгородской области от 29.09.1997 № 445 «Об утверждении Положения об аренде земельных долей на территории Белгородской области» / URL: https://d0cs.cntd.ru/ d0cument/469027132 (дата доступа: 11.09.2021).

_ 78 ная власть стремительно отреагировала на решения II Внеочередного съезда народных депутатов РСФСР. Уже 27 декабря 1990 года история президиум Воронежского областного совета народных депутатов утвердил «Порядок предоставления земель КФХ в Воронежской области», который был разработан постоянной Комиссией по земельным вопросам и ЦЧО НИИ Гипрозем. В январе 1991 года для председателей районных, городских, поселковых и сельских советов были проведены семинары по реализации земельной реформы (Ершов, 2020).

Однако на протяжении последующих пяти лет средний размер КФХ здесь ежегодно сокращался, с одной стороны, по причине продолжавшегося роста численности фермерских хозяйств; с другой стороны, из-за отсутствия возможности увеличения размеров КФХ из других источников, помимо фонда перераспределения земель, площадь которого была ограничена.

Вернуть средний размер КФХ на уровень 1991 года в Воронежской области удалось лишь в 1998 году. Это было связано с началом реализации Областной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы, в которой была четко поставлена задача укрупнения фермерских хозяйств за счет аренды свободных или высвобождающихся зе-мель23. Планировалось, что к 2000 году средний размер сельхозугодий в расчете на одно хозяйство составит 43 га. На практике этот показатель был значительно превышен и достиг в 2000 году 71 га, а в 2001 году — 83 га земли.

Особенности Курской области

Курская область — единственная в ЦЧР, где на протяжении всего рассматриваемого периода происходил стабильный ежегодный рост среднего размера КФХ. Небольшая пауза в этом процессе наступила в 1994-1995 годах, что напрямую было связано с прекращением господдержки фермерских хозяйств. В это время участились случаи добровольного отказа фермеров от земли. В Же-лезногорском районе Курской области только в августе 1994 года подобные заявления подали 10 глав КФХ, на основании чего у них было изъято 472,3 га земли24. За счет высвободившейся земли фермеры, крепко стоявшие на ногах, смогли расширить свои земельные наделы.

23. Постановление главы администрации Воронежской области от 29.12.1997 № 1310 «Об областной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы» /URL: https:// base.garant.ru/18104623/ (дата доступа: 18.08.2021).

24. Курская правда. 1994. 23 сентября.

В 1992-2001 годах в Курской области имели место самые высокие по ЦЧР размеры КФХ, лишь в 1991 году по данному показателю ее немного обогнала Воронежская область (см. рис. 2). С 1995 года устойчивый рост среднего размера фермерского хозяйства в области происходил на фоне стабильного сокращения количества КФХ.

Особенности Липецкой области

В ходе реформы в Липецкой области неоднократно отмечался заметный прирост среднего размера КФХ: в 1992 году он составил 6 га, в 1998-м — 8 га, в 2000-м — 10 га, в 2001 году — 11 га.

Процесс непрерывного увеличения среднего размера КФХ приостановился здесь в 1993-1994 годах, но затем продолжился вновь. Данное обстоятельство объясняется тем, что к 1994 году земли фонда перераспределения земель уже иссякли, и лишь начавшийся в то время по причине прекращения помощи со стороны государства распад фермерских хозяйств привел к высвобождению новых земель, за счет которых более крепкие КФХ смогли увеличить свои размеры.

В Липецкой области сложилась ситуация неравномерного распределения земли среди фермеров. Наряду с хозяйствами крайне малых размеров функционировали и гигантские КФХ площадью более 100 га. Даже в 2000 году, когда уже действовал механизм расширения хозяйств за счет аренды земли, 37% липецких КФХ имели площадь от 2 до 20 га, а 17% — свыше 100 га. При этом средний размер фермерского хозяйства составлял 74 га25.

И. В. Логунова, В.Н. Уродовских Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в годы аграрной реформы (1991-2001) в областях Центрального Черноземья

Особенности Тамбовской области

В начальный период аграрной реформы с 1991 по 1995 год в Тамбовской области средний размер КФХ практически оставался неизменным и составлял 37 га, он немного понизился (на 1-2 га) в 1993-1994 годах в связи с истощением земельных запасов фонда перераспределения.

С 1996 по 2001 год в области происходило постоянное увеличение среднего размера фермерских хозяйств: поначалу на 3-5 га, а с 1999 года — на 11-15 га. Количество КФХ, прекративших свою деятельность, с каждым годом росло, что приводило к высвобождению земель и пополнению фонда перераспределения. К тому же в результате принятия указа президента «О реализации конституционных прав граждан на землю», а также Закона Тамбов-

25. ТА Липецкстат. Аналитическая записка. О деятельности КФХ Липецкой области за 1990-1999 гг. С. 3.

_ 80 ской области «О регулировании земельных отношений» у тамбовских фермеров появилась возможность неограниченной аренды история земли26.

В целом по ЦЧР средний размер КФХ в Тамбовской области был невысоким. С 1991 по 1999 год из пяти областей ЦентральноЧерноземного экономического района по данному показателю Тамбовская область занимала стабильно четвертое место (на последнем пятом месте находилась Белгородская область). Лишь в 2000 году по среднему размеру КФХ области удалось подняться сначала на третье, а в 2001 году — уже на второе место, уступив лишь Курской области.

Анализ основных тенденций в изменении размеров площади предоставленных КФХ земель по ЦЧР

Изменение размеров площади предоставленных КФХ земель по областям ЦЧР можно проследить на рисунке 327.

j » Белгородская 35 1- — Воронежская —- — Курская —О--Липецкая — — Тамбовская

х

| 200 £ 150 --

S 100 (С 3" 50 ^ --о.-. Jtt&srs Г="-0

i 0 Год

Область 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Белгородская 9,6 56,9 65,9 51,5 48,5 45,2 58,4 68,5 95,6 113,0 130,3

Воронежская 30,8 112 135,5 135,1 142,4 138,3 144,9 165,8 211,7 271,8 331,8

Курская 21,9 82,9 116,4 107,9 99,7 96,9 92,9 93,1 94,9 112,3 139,3

Липецкая 14,1 67,5 80,1 77,5 71,5 69,3 74,4 82,3 84,8 97,6 114,8

Тамбовская 26,2 133,5 165,3 161,3 152,9 152 166,5 178,8 207,1 240,8 295,1

По ЦЧР 102,6 452,8 563,2 533,3 515 501,7 537,1 588,5 694,1 835,4 1011,3

Рис. 3. Динамика площади земель, предоставленных КФХ, тыс. га

В 1992 году в связи с ростом желающих образовать фермерское хозяйство произошло резкое увеличение площади земель, предоставленных КФХ: в Воронежской области — в 3,6 раза, в Курской — в 3,8 раза, в Липецкой — в 4,7 раза, в Тамбовской — в 5,1

26. См.: ст. 49 закона Тамбовской области от 18.03.1997 № 101-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» / URL: https://www. lawmix.ru/zakonodatelstvo/623284 (дата доступа: 15.04.2021).

27. В связи с отсутствием данных по Белгородской и Воронежской областям за 2000 год приведены среднеарифметические значения за предыдущий и последующий годы.

раза, в Белгородской — в 5,9 раза (рассчитано по таблице рис. 3). 81 _

Данная тенденция сохранилась и в 1993 году.

В период с 1994 по 1996 год во всех областях ЦЧР, кроме Во- И.В. Логунова, ронежской, объем земельных площадей КФХ стабильно сокра- в.н. Уродовских щался. Объяснялось это тем, что после отказа государства от все- Динамика разви-сторонней поддержки фермерства, с одной стороны, заметно тия крестьянских поубавилось количество желающих хозяйствовать самостоятельно, (фермерских) хо-с другой стороны, возросло число фермерских хозяйств, прекратив- зяйств в годы аг-ших свою деятельность. рарной реформы

С 1997 года вновь начался процесс устойчивого ежегодного при- (1991-2001) в обла-роста земельных площадей КФХ, который продолжался вплоть стях Центрального до 2001 года. В отличие от 1992-1993 годов этот прирост был не рез- Черноземья ким, а постепенным (см. рис. 3).

В целом в пореформенное десятилетие имело место увеличение доли предоставленных КФХ земель в общей площади сельхозугодий, правда, развитие данного процесса проходило с переменным успехом и разной степенью интенсивности.

Особенности Белгородской области

В 1992-1993 годах в Белгородской области имело место самое значительное среди всех областей ЦЧР увеличение размеров предоставленных фермерам земель: в 1992 году по сравнению с 1991 годом в 6 раз, в 1993 году — в 7 раз (для сравнения: в остальных областях площадь земель КФХ возросла в 4-5 раз).

В 1994-1996 годах происходило уменьшение площади земель КФХ, что напрямую было связано с характерным для того времени во всех областях ЦЧР сокращением численности фермерских хозяйств.

В 1997 году в ответ на принятие постановления «О мерах по выходу сельскохозяйственного производства из кризиса», создавшего в области благоприятные условия для развития арендных отношений, вновь начался прирост земельной площади фермерских хозяйств, который не прекращался до 2001 года. В 1997 году земли КФХ увеличились на 13,2 тыс. га, в 1998 году — на 10,1 тыс. га, в 1999 году — на 27,1 тыс. га; в 2001 году по сравнению с 1999 годом их прирост составил 34,7 тыс. га.

Особенности Воронежской области

В Воронежской области процесс прироста выделенных КФХ земель практически не прекращался на протяжении всего рассматриваемого десятилетия. Лишь дважды за это время было отмечено крайне малое (по сравнению с другими областями) снижение земельных площадей КФХ: в 1994 году — на 0,4 тыс. га, в 1996 году — на 4,1 тыс. га. Тому имелись объективные причины. Прекращение гос-

_ 82 поддержки фермеров в 1994 году повлекло за собой ухудшение экономического положения КФХ: часть хозяйств распадалась, дру-история гая — пыталась выживать, но работать в полную мощность у них не было сил. В результате стало увеличиваться количество неиспользуемой (заброшенной) земли, которая у фермеров изымалась. В 1996 году принятие президентского указа от 7 марта инициировало переоформление прав владельцев КФХ на землю из пожизненно наследуемого владения и бессрочного пользования в собственность. Возникшие вследствие этого волокита и дополнительные финансовые затраты на оформление документов и межевание земельных участков усугубляли положение. Однако оперативное реагирование областной власти путем грамотного правового регулирования данных процессов позволяло быстро корректировать ситуацию.

Воронежская область — единственная в ЦЧР, где земельные площади КФХ в пореформенное десятилетие не сокращались, а увеличивались.

Особенности Курской области

В Курской области после 1993 года имело место более длительное, чем в других областях ЦЧР, сокращение площади земель КФХ. Здесь этот процесс продолжался до 1997-1998 годов, тогда как в остальных областях он завершился уже в 1996 году. Из постановления курского губернатора А. В. Руцкого, занявшего эту должность в 1996 году, следует, что в первой половине 1990-х годов в области сложилась «система бесконтрольности и невмешательства» глав администраций районов и начальников райсельхозуправлений в хозяйственную деятельность сельхозпроизводителей28, что негативно отразилось и на ситуации с землепользованием фермеров.

Следующее после 1993 года существенное приращение предоставленных фермерам земель произошло в 2000-2001 годах.

Особенности Липецкой области

В Липецкой области в 1994-1996 годах, так же как и в других областях ЦЧР, имело место незначительное снижение площади предоставленных КФХ земель (в пределах от 2 до 6 тыс. га). Ситуация нормализовалась в 1997 году вследствие предпринятых местной властью мер по реализации президентского указа от 7 марта 1996 года. В частности, был утвержден Порядок выкупа органами мест-

28. Постановление губернатора Курской области от 17.05.1997 № 678 «О повышении ответственности за представляемую государственную и оперативную отчетность по агропромышленному комплексу» /URL: https:// www.lawmix.ru/zak0n0datelstv0/405005 (дата доступа: 10.07.2021).

ного самоуправления земельных долей для пополнения фонда пе- 83 _

рераспределения земель с целью последующей их передачи в аренду или собственность владельцам фермерских хозяйств29. И. В. Логунова,

Самые значительные приращения предоставленных КФХ зе- в.н. Уродовских

мель имели место в 1992-1993 годах в период активного создания Динамика разви-

фермерских хозяйств и в 2000-2001 годах, когда у фермеров появи- тия крестьянских

лась реальная возможность увеличивать размеры хозяйства за счет (фермерских) хо-

аренды земельных долей работников сельхозпредприятий и земель зяйств в годы аг-

фонда перераспределения. рарной реформы

В целом общий объем земельных площадей КФХ в Липецкой (1991-2001) в обла-

области в пореформенное десятилетие поддерживался примерно стях Центрального

на одном и том же уровне, о чем свидетельствует «ровная кривая» Черноземья на рисунке 3.

Особенности Тамбовской области

Все изменения, связанные с увеличением и сокращением земельных площадей КФХ в пореформенное десятилетие, в Тамбовской области совпадали с общими тенденциями по ЦЧР.

С 1992 по 1998 год здесь отмечался самый большой по сравнению с другими областями размер площади предоставленных КФХ земель, что объяснялось рекордным количеством образованных здесь фермерских хозяйств. Только в 1991 году, а также в 1999-2001 годах Тамбовскую область по данному показателю опережала Воронежская область.

Заключение

В ходе аграрной реформы 1991-2001 годов фермеры Центрального Черноземья пережили естественный отбор. Становление фермерского уклада было поставлено в зависимость от множества факторов — государственной поддержки, отношения местных властей, наличия или отсутствия помощи со стороны коллективных сельхозпредприятий, личных мотивов и подготовленности владельцев КФХ. В результате отсеялись хозяйства крайне малых размеров, с тяжелым финансовым состоянием и созданные случайными людьми; они составили треть всех КФХ. К 2001 году численность фермеров стабилизировалась, произошло увеличение в 1,5-2 раза площади предоставленных им земель и величины среднего размера КФХ. Сумевшие выдержать «испытание на прочность» фермеры получили новые возможности для своего развития.

29. Постановление главы администрации Липецкой области от 18.09.1996 № 422 «О порядке выкупа земельных долей» / URL: https://www.lawmix. ru/zakonodatelstvo/423349 (дата доступа: 15.07.2021).

84 Библиография

история Баландин Ю. С. (1992). Крестьянское хозяйство. М.: Агропромиздат.

Башмачников В. Ф. (2009). Возрождение фермерства в России: (взгляд очевидца и авангардного участника). Казань: Идел-Пресс.

Данилов В. П. (1994). Аграрная реформа в постсоветской России (взгляд историка) // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Под ред. Т. И. Заславской, Л. А. Арутюнян. М.: Интерпракс. С. 125-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доморацкая М. П., Романович Н. А., Хайкин С. Д. (1991). Будущие фермеры — кто они? // Актуальные проблемы стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике. Воронеж-Ижевск.

Ершов И. (2020). Первые Воронежские фермеры были поставлены властью на грань выживания. URL: https://bloknot-voronezh.ru/news/pervye-voronezhskie-fermery-by-li-postavleny-vlastyu-1214694 (дата доступа: 18.09.2021).

Калугина З. И., Фадеева О. П. (2009). Российская деревня в лабиринте реформ: социологические зарисовки. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН.

Кознова И. Е. (2000). XX век в социальной памяти российского крестьянства. М.: ИФРАН.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 15-16 марта 1989 г. (1989). М.: Политиздат.

Нефедова Т. Г. (2013). Трансформация сельского хозяйства России: мифология и реальность // Мир России. № 1. С. 29-60.

Никольский С. А. (2001). Аграрная экономика, сельская общность и проблема социально-экономических укладов // Вопросы философии. № 12. С. 16-27.

Петриков А. В. (1995). Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.: Энциклопедия российских деревень.

Подобай Н. В. (2015). Зарубежный опыт функционирования фермерских хозяйств // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-funktsionirovaniya-fermer-skih-hozyaystv (дата доступа: 18.09.2021).

Сазонова Д.Д. (2007). Ретроспективный экономический анализ деятельности фермерских хозяйств: результаты обследования в Тамбовской области. М.: Московский общественный научный фонд.

Чубуков Г. В. (1993). Коллективный, семейный, личный и арендный подряд в сельском хозяйстве: правовые аспекты. М.: Наука.

Dynamics of the peasant (private) farms development during the agrarian reform (1991-2001) in the Central Black-Earth Region

Inna V. Logunova, PhD (History), Associate Professor, Department of Management and General Humanities, Lipetsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation; Internatsionalnaya St. 12B, 398000 Lipetsk. E-mail: IVLogunova@fa.ru.

Viktor N. Urodovskikh, PhD (Engineering), Associate Professor, Department of Accounting and Information Technologies in Business, Lipetsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation; Internatsionalnaya St., 12B, 398000 Lipetsk. E-mail: VNUrodovskih@fa.ru.

Abstract. The article presents the results of the structural-dynamic analysis of the development of peasant (private) farms under the agricultural reform of 1991-2001 in the Central Black-Earth Region. The research is based on both published and unpublished

sources — materials from the archives of the State Statistics Committee of the Russian Federation, data of the territorial statistical bodies, from statistical collections and regulatory legal acts. Statistical data is presented in tables and graphs. The study of the dynamics of the farms' development in the period under study allowed the authors to identify general features of this process in the Central Black-Earth Region and its peculiarities in different areas of this region. The authors analyzed the number of farms, their average size, and the size of their land, and conclude that during the agrarian reform of 1991-2001, farmers of the Central Black-Earth Region were forced to fight for survival. Therefore, farms of extremely small size, in a poor financial situation and created by come-and-go people were eliminated; they made up a third of all farms. By 2001, the number of farmers had stabilized, there was a 1.5-2-fold increase in the area of farmers' land and in the size of the average farm. Farmers who managed to pass the 'test of strength' found new opportunities for development.

Key words: agrarian reform, farmers, peasant (farmer) economy, Central Black-Earth Region, number of farms, average size of farm, land area of farms

И. В. Логунова, В.Н. Уродовских Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в годы аграрной реформы (1991-2001) в областях Центрального Черноземья

References

Balandin Ju.S. (1992) Krestjanskoe hozjajstvo [Peasant Economy], Moscow: Agropromizdat.

Bashmachnikov V. F. (2009) Vozrozhdenie fermerstva v Rossii (vzgljad ochevidtsa i avangard-nogo uchastnika) [Revival of Farming in Russia (Assessment of the Eyewitness and Avantgarde Participant)], Kazan: Idel-Press.

Danilov V. P. (1994) Agrarnaja reforma v postsovetskoj Rossii (vzgljad istorika) [Agrarian reform in post-Soviet Russia (Assessment of the Historian)]. Zaslavskaya T. I., Arutyun-yan L. A. (red.). Kuda idet Rossija? Alternativy obshhestvennogo razvitija, Moscow: In-terpraks, pp. 125-136.

Domoratskaja M. P., Romanovich N. A., Hajkin S. D. (1991) Budushchie fermery — kto oni? [Future farmers — who are they?]. Aktualnye problemy stabilizatsii narodnogo khozjajst-va i perekhoda k rynochnoj ekonomike, Voronezh-Izhevsk.

Ershov I. (2020) Pervye Voronezhskie fermery byli postavleny vlastiju na gran vyzhivanija [The first Voronezh farmers were put on the brink of survival]. URL: https://bloknot-voro-nezh.ru/news/pervye-voronezhskie-fermery-byli-postavleny-vlastyu-1214694.

Kalugina Z. I., Fadeeva O. P. (2009) Rossijskaya derevnya v labirinte reform: sotsiologichesk-ie zarisovki [Russian Village in the Labyrinth of Reforms: Sociological Sketches], Novosibirsk: IEOPP SO RAN.

Koznova I. E. (2000) XX vek v sotsialnoj pamjati rossijskogo krestjanstva [20th Century in the Social Memory of the Russian Peasantry], Moscow: IF RAN.

Materialy Plenuma Tsentralnogo Komiteta KPSS. 15-16 marta 1989 g. (1989) [Materials of the Plenum of the Central Committee of the CPSU. March 15-16, 1989], Moscow: Politizdat.

Nefedova T. G. (2013) Transformatsija selskogo hozjajstva Rossii: mifo-logija i realnost [Transformation of Russian agriculture: Mythology and reality]. Mir Rossii, no 1, pp. 2960.

Nikolsky S. A. (2001) Agrarnaja ekonomika, selskaja obshhnost iproblema sotsialno-ekonom-icheskih ukladov [Agrarian Economy, Rural Community and the Issue of Social-Economic Structures]. Voprosy filosofii, no 12, pp. 16-27.

Petrikov A. V. (1995) Spetsifika selskogo khozjajstva i sovremennaja agrarnaja reforma v Rossii [Specifics of Agriculture and Contemporary Agrarian Reform in Russia.], Moscow: Ent-siklopedija rossijskih dereven.

Podobaj N. V. (2015) Zarubezhny opyt funktsionirovanija fermerskih khozjajstv [International patterns of farms' functioning]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezh-nyy-opyt-funktsionirovaniya-fermerskih-hozyaystv.

86 Sazonova D. D. (2007) Retrospektivny ekonomichesky analiz deyatelnosti fermerskih khozja-jstv: rezultaty obsledovanija v Tambovskoj oblasti [Retrospective Economic Analysis of Farms' Activities: Results of the Survey in the Tambov Region], Moscow: Moskovsky obshhestvenny nauchny fond.

Chubukov G. V. (1993) Kollektivny, semejny, lichny i arendny podrjad v selskom khozjajstve: pravovye aspekty [Collective, Family, Personal and Rental Contracts in Agriculture: Legal Aspects], Moscow: Nauka.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.