Научная статья на тему 'Динамика развития концепта «Индивидуализм» в контексте глобализации'

Динамика развития концепта «Индивидуализм» в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
441
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИЯ / КОНЦЕПТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / LINGVOCULTUREOLOGY / LINGVOCONCEPTOLOGY / CONCEPT / GLOBALIZATION / VALUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тульнова М. А.

Представлены результаты анализа динамики развития концепта «индивидуализм» в русской и британской культурах, свидетельствующие о трансформациях, происходящих в нем на уровне оценочной составляющей. Показано, что «индивидуализм» глобализующий концепт, намеренно внедряемый как ценность в разные культуры мира, что проявляется в практиках поведения и в изменениях признаков концептов данных лингвокультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are introduced the results of the analysis of the dynamics of development of the concept 'individualism' in the Russian and British cultures, that give evidence to transformations which happen in it on the level of evaluative constituent. It is shown that 'individualism' is a globalizing concept that is embedded on purpose as a value into different world cultures; which is manifested in practices of conduct and in changes of signs of concepts of the given lingual cultures.

Текст научной работы на тему «Динамика развития концепта «Индивидуализм» в контексте глобализации»

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

М.А. ТУЛЬНОВА (Волгоград)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОНЦЕПТА «ИНДИВИДУАЛИЗМ» В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Представлены результаты анализа динамики развития концепта «индивидуализм» в русской и британской культурах, свидетельствующие о трансформациях, происходящих в нем на уровне оценочной составляющей. Показано, что «индивидуализм» — глобализующий концепт, намеренно внедряемый как ценность в разные культуры мира, что проявляется в практиках поведения и в изменениях признаков концептов данных лингвокультур.

Ключевые слова: лингвокультурология, лингвоконцептология, концепт, глобализация, ценности.

Воздействие глобализационных процессов на изменения, происходящие в национальных лингвокультурах. проявляется в развитии концептосфер этих культур. ТрансформацииТдроисходящие в группе ценностных ко- тептов, являются наиболее значимыми

individualism • 1 independence and selfreliance. 2 a social theory favouring freedom of action for individuals [9];

индивидуализм - 1. Нравственный принцип, согласно которому интересы отдельной личности, индивидуума, противопоставляются интересам коллектива, общества. 2. Стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу. 3. Поведение, выражающее стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу [3].

В контексте глобализации можно выделить концепты, которые распространяются в мировых национальных культурах как результат намеренной политики, т. е. идеологические концепты, и такие, которые распространяются как ненамеренный результат глобализации. Концепт «индивидуализм» принадлежит к первой группе концептов, отражая ценности, продвигаемые западной культурой. Одним из институтов, имеющим целью «распрост-

очки зрения

сохранения идентичности культуры. Одним из ценностных лингвокультурных концептов, распространяющихся в процессе глобализации, является концепт «индивидуализм».

Концепт «индивидуализм» сформировался в эпоху великих политических революций в Англии, Америке и Франции и связан с либерализмом как социально-политическим движением и идеологией новой государственности. В английском языке понятие «индивидуализм» стало популярным благодаря переводу с французского языка книги Алексиса Токви-ля, использовавшего этот термин в труде «Демократия в Америке» (1864) [4]. Ключевые понятийные признаки концепта «индивидуализм» в английской и русской культурах отражены в следующих лексикографических дефинициях лексем, вербализующих данный концепт:

ранение идеи индивидуализма, личнои свободы, спонтанного порядка и ограниченного правительства, традиционно называемых либеральными или либертари-

анскими», является Институт Катона (Cato Institute) - «исследовательская и просветительская организация либерального направления, призванная способствовать распространению идей классического либерализма в русскоязычной аудитории» (http://www.cato.ru/about.php).

Концепт «индивидуализм» появился в Великобритании, неся с собой идеи равенства и свободы от диктата общества, чем объясняется тот факт, что одна из превалирующих ассоциаций, возникающих в связи с обращением к концепту «индивидуализм» в текстах прошлого, - romantic. В современных англоязычных культурах, в которых определяющими являются принципы рыночной экономики и государства благосостояния, концепт «индивидуализм» претерпевает изменения: The century had been one of tremendous change and older views, like the emphasis on individualism, were

© Тульнова M.A., 2009

being modified and in some cases challenged... [8].

Прежде всего, следует отметить возросшую значимость данного концепта в английском языковом сознании, что выражается в частотном употреблении словосочетаний типа: increasing individualism, rising individualism и т.д. Далее, интересно, что в американской и британской культурах, как показывает анализ материала, динамика концепта развивается от положительной к отрицательной оценоч-ности, о чем свидетельствуют отрицательно окрашенные характеристики: exaggerated and ill-directed individualism [8]; selfish individualism (Times); moral anarchy or rampant individualism [10]. Такое изменение может быть обусловлено усилением мультикультурализма в британской и американской культурах, в связи с чем эффективность коллективизма как ценности, присущей традиционным незападным культурам, неизбежно влияет на сознание представителей англо-саксонской культуры: I hope that there will be a much greater sense of community because we are all in this situation together... (Times OnLine); it is often criticized as a Western concept celebrating individualism and independence over group obligations and interdependence or dependence [10].

Русское коллективное сознание признает факт индивидуализации русского общества: Мне кажется, в современной России нет никакого совкового коллективизма, наоборот, есть гипертрофированный, уродский индивидуализм, которого и в помине нет на Западе. Это - классический подход - никому нет ни до чего дела, классическое русское “пока петух не клюнет... наше время уникально во многих отношениях: повсеместно усиливаются тенденции к интроверсии, индивидуализму, человек уходит в себя, вплоть до аутизма (LiveJournal).

На лексическом уровне значимость индивидуализма отражается в частотном использовании лексем персональный, частный, личный (персональный компьютер, персональный автомобиль; каждая русская семья должна иметь свой личный дом, свой супермобильный транспорт (авиамобили) и свое личное оружие) (LiveJournal), местоимения «свой»: Живи по своим правилам (рекламный слоган); Helping another. You help yourself. Help itself! (рекламный слоган). Навязываемая глоба-

лизацией индивидуализация реализуется в рекламных слоганах с фокусом на значимости своего «я»: Мой мир, мой стиль, мой ECCO. Характерно появление в России журнала с названием «Эгоист gene-ration», из которого приведем отрывок, открывающий публикации журнала: ...МОЙ БИЗНЕС основывается на моем ЭГОЦЕНТРИЗМЕ, а иначе как повысить КОЭФФИЦИЕНТ УСПЕХА? МОИ ЛЮДИ - ВЕЛИКИЕ ЭГОИСТЫ, НЕ ОТ МИРА СЕГО... (http:// www.egoist-generation.ru/) (выделение заглавными буквами принадлежит авторам журнала).

Кроме того, как отмечает О.Е. Морозова, «современный жаргон отражает идеологию разъединения и отстранения людей друг от друга (отвали, отвянь) и безразличия по отношению к другому человеку (сугубо фиолетово, параллельно)» (http: / /writers. aonb. ru/newspic s / 3003_galim.html). Добавим к этим примерам фразы а мне по фигу; а мне это надо? и популярную отговорку «Это не мои проблемы», явно являющуюся калькой с английского not my problem и постепенно развившуюся в «Это ваши трудности».

Материал показывает, что в русском сознании на уровне номинации концепт имеет в большей степени отрицательную коннотацию, что отражает факт сопротивления русского коллективного сознания внедрению чуждых концептов: Жалкие индивидуалы, зажравшиеся своим Я; Эгоистический, пожирающий современное общество индивидуализм; Культура сытого индивидуализма, господа (LiveJournal). Процессы резистенции русской культуры внедрению индивидуализма проявляются также, например, в невозможности соединить в русском сознании концепт «патриотизм» как воплощение любви к своей культуре, исторически коллективисткой, с концептом «индивидуализм»: Нельзя от человека требовать единения с Отечеством и со своей нацией и одновременно пропагандировать, внедрять в сознание самый разнузданный, по сути, зоологический индивидуализм [2].

Положительная оценка также встречается, но значительно реже: На самом деле, индивидуализм - это очень правильно. Хотя мне больше нравится слово “персонализм”, а, вообще, лучше как-то и совсем обрусить термин в будущем (LiveJournal).

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

При доминирующей отрицательной оценке русским языковым сознанием номинации концепта «индивидуализм», на уровне практик поведения, тем не менее, индивидуалистические проявления все чаще актуализируются, что наблюдается в изменении признаков, например, концепта «успех» [6]. Приведем несколько примеров, свидетельствующих об изменениях, происходящих в концепте «семья»: ... семья неожиданно перестала быть ячейкой общества. Формально она осталась прежней - мужчина, женщина, дети. Но отношения между ними стали совершенно другими... в браке стали меньше рожать, выросло число внебрачных детей, а также семей, добровольно остающихся бездетными... Как часто мы слышим словосочетание «мать-одиночка» и уже не находим в этом ничего удивительного (Домашний очаг). Изменения в концепте «семья», происходящие под воздействием растущего индивидуализма, отмечаются не только в русской культуре: «Распад американских семей, наблюдаемый во многих частях света, крах разного рода объединений, члены которых видели в них смысл жизни... все это последствия одной и той же разрушительной силы» [1: 167]. Согласно опросу, проведенному BBC, What we regard as “the norm” is changing and this has implications for families, relationships, as well as working and housing arrangements; A couple, cohabiting, maybe they have a child or two, it is just as much a family as a married couple with a child or two. We do not need to promote marriage more (TrendUK). О растущей разобщенности в семье вследствие индивидуализма свидетельствует следующий пример, описывающий ситуацию в Великобритании: «Как отмечают психологи, разводы увеличиваются после того, как супруги в течение почти семи дней рождественских и новогодних праздников проводят время дома вместе в тесном общении» (http://ura-inform.com/ru/print/society/2009/ 01/06/brak). Характерно, что проявление индивидуализма по отношению к семье не всегда является результатом выбора личности, материал свидетельствует о проявлении признака вынужденного индивидуализма: У него нет времени обзавестись семьей: «Государство разбазаривает мои деньги, и на пенсию мне ничего не останется»; У тридцатипятилетнего Бюхнера... нет детей, «потому что безработица скоро доберется и до меня» [1: 218 - 219].

Следует отметить важность различия в содержании концепта «индивидуализм» между русским и американским коллективным сознанием. Содержание американского концепта включает признак индивидуализма как ответственности за свою жизнь, за свои поступки (см. словарную дефиницию выше), индивидуализма как способности управлять своей жизнью, что отражается в речи о «себе как предпринимателе»: Crucial to individualism is the conviction that people are agents who determine the course of events both by choosing between existing options, and by creating the options themselves [8]. Материал показывает, что данный признак активно внедряется в русское сознание: Жизнь как твой собственный проект, который ты продвигаешь, доделываешь, корректируешь. Из-за которого ты не спишь ночами, все время думаешь о нем, думаешь, где ты что сделал неправильно, что можно было отыграть по-другому. Где нужно изменить персонажей, где ввести вторую линию развития. Жизнь как проект. Вся твоя. Вся в твоих руках. Только от этого еще больнее, поскольку если упадешь, то упадешь один и поднимать тебя не будет никто. Разве что ты прочно засел в их проекте. Твои ошибки - твоя жизнь - твой проект (Live J ournal).

О возрастающей значимости индивидуализма свидетельствует как британская, так и русская литература: Пожалуй, это одно из наиболее кардинальных отличий современного литературного героя - это глубокий индивидуализм, доходящий до аутизма, современный герой не умеет слушать и быть услышанным (LiveJournal). Феномен single стал одной из популярных тем британской литературы и кино: The life-style of the reluctant female singleton was shown in Helen Fielding’s best-seller Bridget Jones’s Diary and its sequel Bridget Jones: The Edge of Reason (TrendUK).

Факт внедрения индивидуализма как ценности отражается и в сфере образования: «Исторической родиной демократизации образования, личностно ориентированного , индивидуализированного обучения являются Соединенные Штаты Америки» [5]. Сфера образования, которая в первую очередь является сферой социализации и аккультурации личности, играет ключевую роль в процес-

се внедрения концепта в современное русское сознание, что подтверждают цели современного образования: В рамках личностно ориентированного образования принцип индивидуализма получает вторую жизнь, наряду с такими вечно живыми ценностями, как Свобода, Демократия, Саморазвитие [4].

Тот факт, что данный концепт распространяется глобально, подтверждается примерами из других культур: In Japan, “social pressure” on people’s behaviour contributed to lower crime rate in addition to police enforcement in the past. But now, such pressure in Japanese society is weakening, and people are becoming more individualistic like British (BBC); When I go to China these days, I am struck by how much individualism there is, how much consumerism there is (Newsweek).

Процессам индивидуализации способствует развитие интернет-технологий. Так, например, переход на дистанционные формы учебы и работы on-line способствует индивидуализации; когда общение и живое обсуждение заменяются индивидуальной деятельностью, это способствует усилению личной ответственности за принятые решения в связи с невозможностью обсудить вопросы коллегиально, что так свойственно русскому характеру. В качестве иллюстрации приведем пример из практики учебы экзаменаторов международных экзаменов по английскому языку: когда на тренинге экзаменаторам было предложено работать индивидуально, используя возможности Интернета, один из русских экзаменаторов спросил тре-нера-англичанина: How do you know that the examiners don’t contact each other by phone in order to put the marks correctly? Данная ситуация демонстрирует момент столкновения русского культурного сознания, для которого характерен коллективизм, и западной культуры индивидуализма.

Таким образом, анализ динамики развития концепта «индивидуализм» свидетельствует о трансформациях, происходящих в нем на уровне оценочной составляющей как в англоязычных, так и в русской культуре. Концепт западной культуры «индивидуализм» является глобализующим концептом, т. е. намеренно внедряется как ценность и приобрета-

ет все большую значимость в разных культурах мира, что проявляется в изменениях в практиках поведения и в содержании концептов данных лингво-культур.

Литература

1. Мартин Г.-П. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Г.-П. Мартин, Х. Шуман; пер. с нем. М.: Изд. дом «Альпина», 2001. 335 с.

2. НКРЯ. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ruscorpora.ru/index.html.

3. НСРЯ. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. Ф. Ефремова. М.: Рус. яз., 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/efr/.

4. Тезаурус для учителей и школьных психологов: сб. сер. Новые ценности образования [Электронный ресурс]. URL: www.inter-pedagogika.ru.

5. Шрейдер В.В. Индивидуализация высшего образования как фактор становления личности гражданина демократического общества [Электронный ресурс] / В.В. Шрейдер // Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 2000. URL: http://www.prof.-msu.ru/publ/omsk1/index.html.

6. Эренбург Н.Р. Успех / Н.Р. Эренбург // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А.Стернина. Волгоград, 2006. Т. 4. С. 39 - 60.

7. Advanced Masterclass CAE. Students’ Book, 2004.

8. BNC. British National Corpus [Electronic resource]. URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk/

9. COD. impact Oxford Dictionary

10. YourDictionary.com. [Electronic resource]. URL: http://www.yourdictionary.com/indi-vidualism.

Dynamics of Development of the concept ‘individualism’ in globalization context

There are introduced the results of the analysis of the dynamics of development of the concept ‘individualism ’ in the Russian and British cultures, that give evidence to transformations which happen in it on the level of evaluative constituent. It is shown that ‘individualism ’ is a globalizing concept that is embedded on purpose as a value into different world cultures; which is manifested in practices of conduct and in changes of signs of concepts of the given lingual cultures.

Key words: lingvocultureology, lingvoconceptology, concept, globalization, values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.