Научная статья на тему 'Динамика развития функциональных показателей как фактор двигательной подготовленности студентов'

Динамика развития функциональных показателей как фактор двигательной подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ОРГАНИЗМА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Раевский Дмитрий Александрович, Симина Татьяна Евгеньевна, Румянцев Валерий Павлович, Пучкова (кушнир) Наталья Григорьевна

Специфические навыки, необходимые на занятиях по ОФП с различной спортивной направленностью, в вузе, формируются на базе общей выносливости, которая, как правило, выступает в качестве основы возможного проявления других двигательных способностей, эквивалентных по уровню физической подготовленности студентов. Необходимость увеличения нагрузки на этапе дальнейшего обучения и совершенствования зависит от того как протекает процесс адаптации, который зачастую выступает как достаточно пролонгированный фактор по общепринятым критериям оценки работоспособности. Возможность выполнения более продолжительных заданий соответствует степени усиления деятельности функциональных систем организма (дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.). Приобретению необходимого уровня развития функциональной системы способствуют упражнения дыхательной гимнастики во вводной, заключительной части занятий и в паузах отдыха между повторениями. Обладание необходимым уровнем развития функциональной готовности значительно облегчает освоение по элементам и в целом спортивной техники. В этом случае можно миновать этап переноса физических качеств и двигательных навыков, как это обычно происходит на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Раевский Дмитрий Александрович, Симина Татьяна Евгеньевна, Румянцев Валерий Павлович, Пучкова (кушнир) Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of functional performance development as a factor of motor development of the students

Specific skills required at the overall physical condition classes directed at various sports areas at the higher education institution are formed based on the total body endurance, which serves as the grounds of possible demonstration of students’ physical qualities that equal to their level of motor development. The necessity to increase the load at the level of further education and performance depends on the adaptation process that often serves as a factor prolonged enough according to the generally accepted criteria of the performance evaluation. The possibility to perform long duration tasks corresponds to the degree of increase in functional systems activity of the organism (respiration, blood circulation, metabolism etc.). Gaining the required level of development of the functional system is aided by the breathing exercises in the introducing and final parts of the workout, as well as in the periods of inactivity between exercise repetitions. Mastering the required level of functional readiness development makes it considerably easier to complete successfully sport technique by elements and by the whole. In this case, it’s possible to skip the stage of transfer of physical qualities and motion skills, as it usually occurs in practice.

Текст научной работы на тему «Динамика развития функциональных показателей как фактор двигательной подготовленности студентов»

№ 1 (131). - С. 197-201.

2. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал Рос. гос. ун-та физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. -Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.

3. Пружинин, К.Н. Преемственность основных элементов системы непрерывности профессионального образования в области физической культуры и спорта / К.Н. Пружинин // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2011. - Выпуск 13. -С. 117-121.

4. Пружинин, К.Н. Адаптация и социализация специалистов в области физической культуры и спорта в условиях профессионального образования : монография / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина. - Иркутск : Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2009. - 241 с.

5. Пружинин, К.Н. Профессиональное и социальное самоопределение как основа направленности на будущую педагогическую деятельность // Психологические, педагогические и медико-биологические аспекты физического воспитания : коллективная монография / под ред. А.П. Роман-чука, И.В. Мороза. - Одесса : Юридична лггература, 2014. - С. 136-147.

REFERENCES

1. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2016), "Influence of the own professional career projection on effectiveness of trainers qualification increasing in various kinds of sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 197-201.

2. Pruzhinina, M.V., Kashinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk.

3. Pruzhinin, K.N. (2011), "Continuity of the Main Elements of the System of Continuing Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport", Bulletin of the Buryat State University. Physical Culture and sport, No. 13, pp. 117-121.

4. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2009), Adaptation and Socialization of Professionals in the Field of Physical Culture and Sports in Terms of Vocational Education: monograph, Vsgao, Irkutsk

5. Pruzhinin, K.N, and Pruzhinina, M.V. (2014), "Professional and Social Self-Determination as a Basis for the Future Direction of Teaching Activities", Psychological, pedagogical and medico-biological aspects of physical education: collective monograph, Yurydychna literature, Odessa, pp.136147.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.03.2016

УДК 796.012.68

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Павлович Румянцев, доцент, Государственный университет управления (ГУУ), г. Москва, Наталья Григорьевна Пучкова (Кушнир), МСМК, чемпионка Европы, серебряный призер Игр XXI Олимпиады, доцент, Московский архитектурный институт (Государственная академия) МАРХИ, г. Москва

Аннотация

Специфические навыки, необходимые на занятиях по ОФП с различной спортивной направленностью, в вузе, формируются на базе общей выносливости, которая, как правило, выступает в качестве основы возможного проявления других двигательных способностей, эквивалентных по уровню физической подготовленности студентов. Необходимость увеличения нагрузки на

этапе дальнейшего обучения и совершенствования зависит от того как протекает процесс адаптации, который зачастую выступает как достаточно пролонгированный фактор по общепринятым критериям оценки работоспособности. Возможность выполнения более продолжительных заданий соответствует степени усиления деятельности функциональных систем организма (дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.). Приобретению необходимого уровня развития функциональной системы способствуют упражнения дыхательной гимнастики во вводной, заключительной части занятий и в паузах отдыха между повторениями. Обладание необходимым уровнем развития функциональной готовности значительно облегчает освоение по элементам и в целом спортивной техники. В этом случае можно миновать этап переноса физических качеств и двигательных навыков, как это обычно происходит на практике.

Ключевые слова: двигательная подготовленность, функциональная готовность организма, физическая работоспособность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p197-201

DYNAMICS OF FUNCTIONAL PERFORMANCE DEVELOPMENT AS A FACTOR OF MOTOR DEVELOPMENT OF THE STUDENTS

Dmitry Aleksandrovich Raevskiy, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,

Tatyana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Valery Pavlovich Rumiantsev, senior lecturer, The State University of Management, Moscow, Natalia Grigoryevna Puchkova (Kushnir), the Master of Sport of the International level,

champion of Europe, silver medalist of the 21st Olympic Games, senior lecturer, Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow

Annotation

Specific skills required at the overall physical condition classes directed at various sports areas at the higher education institution are formed based on the total body endurance, which serves as the grounds of possible demonstration of students' physical qualities that equal to their level of motor development. The necessity to increase the load at the level of further education and performance depends on the adaptation process that often serves as a factor prolonged enough according to the generally accepted criteria of the performance evaluation. The possibility to perform long duration tasks corresponds to the degree of increase in functional systems activity of the organism (respiration, blood circulation, metabolism etc.). Gaining the required level of development of the functional system is aided by the breathing exercises in the introducing and final parts of the workout, as well as in the periods of inactivity between exercise repetitions. Mastering the required level of functional readiness development makes it considerably easier to complete successfully sport technique by elements and by the whole. In this case, it's possible to skip the stage of transfer of physical qualities and motion skills, as it usually occurs in practice.

Keywords: motor development, functional readiness of the organism, physical efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Находясь в менее значительной взаимосвязи с генетической предрасположенностью, в отличие от психомоторной одаренности, нейрогуморальные влияния на дыхательный центр могут быть изменены в процессе двигательной деятельности. Это может проявляться не только за счет наращивания объёмов двигательной подготовки, но и благодаря увеличению функциональных резервов организма студентов.

По мнению специалистов [2, 4] дыхательная гимнастика, способствующая увеличению показателей функциональной готовности, для улучшения работоспособности выступает как довольно посредственный (косвенный) фактор. В тоже время, применение дыхательной гимнастики как средства физического воспитания не противоречит необходимости всестороннего физического развития. Исследования показали [1, 3], что отсутствие правильного, своевременного согласования движений с дыханием может повлечь за собой довольно быстрое наступление утомляемости, раскоординированности поз и движений. Следовательно, обеспечение полноценного вдоха-выдоха, быстрота выполне-

ния которых зависит от скорости произвольных движений, оказывает влияние на точность пространственной ориентировки и зависит от степени двигательной и функциональной подготовленности обучаемых.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Функциональные возможности организма студентов определялись с помощью тестирующих процедур, включающих эргометрические, биохимические и физиологические методы. Особенность адаптации организма юношей и девушек зависела от выбранной спортивной специализации и резервов физической работоспособности, имеющих для каждого индивидуальные пределы в своём развитии.

Сравнительный анализ результатов тестирования позволил определить уровень легочной вентиляции (VE), уровень выделения углекислого газа (VCO2), уровень максимального потребления кислорода (VO2 max). В подготовительной части занятий и в паузах отдыха между повторениями особое внимание уделялось развитию аппарата дыхания, увеличению ЖЕЛ, способности задерживать дыхание на вдохе и на выдохе. Двигательная готовность являлась приобретением таких качеств и свойств организма студентов, которые в результате стали основой функциональной базы для улучшения специальной работоспособности.

Определение параметров действия буферных систем организма осуществлялось с помощью лабораторной экспресс-диагностики после физической нагрузки с интенсивностью, регламентированной по структуре и дозе, а также необходимыми паузами отдыха для восстановления. Для измерения рН крови и газов использовался лабораторный рН/°С-метр «Hanna HI 1131B». Показатели КОС определялись эквилибрационным методом, разработанный P.Astrup [5].

С помощью усреднённых значений вышеуказанных показателей возможен факт констатации полученных данных, как результата применения функциональных средств в физической подготовке студенческой молодежи, что позволит нам подтвердить, или опровергнуть гипотезу проведенного исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе адаптации организма студента к физической нагрузке происходит произвольное желание увеличения параметров двигательной деятельности. Однако увеличение концентрации молочной кислоты приводит к возрастанию потребности в гемоглобине и снижению содержания глюкозы в его кроветворной системе.

Легочную вентиляцию на уровне 80% юноши и девушки поддерживают от 3-х до 5 минут. Функциональные показатели, в отличие от соматических могут достоверно увеличиваться в течение учебного года, VE с 270 до 280 л/мин; VO2 c 328 до 395; VCO2 с 220 до 225 мл (рисунок 1). Наряду с повышением аэробной выносливости следует отметить достоверное улучшение физиологических показателей работы сердца - ЧСС, на уровне анаэробного порога составила 140±5 уд/мин, p<0,05.

В высшей школе всегда существует незначительный процент обучаемых, занимавшихся ранее в спортивных секциях и вместе с тем активно посещающих занятия по физическому воспитанию. Максимально допустимые пределы нагрузки могли выполняться только такими студентами и тем самым удалось выделить их из общего числа испытуемых. ЧСС на уровне IV пороговой (критической) нагрузки составило 172±5 уд/мин; ЧССтах - 188±5уд/мин, различия достоверны p<0,05 (рисунок 1).

По данным оценок системы вегетатики - ее характеризующие показатели улучшались с увеличением или уменьшением ряда биохимических факторов (рисунок 2). Усредненные показатели пробы Ромберга составили 20,73 с, по сравнению с 15,27. Оценка выполнения теста Руфье 9,14 против 6,18, p<0,05. Соответственно с возрастанием МПК (3,95) уменьшается содержание глюкозы (4,1), увеличивается лактат (4,41) и гемоглобин

(9,72), различия достоверны, р<0,05.

ЧСС тах, уд/мин. 400

У02 тах, мл

УС02, мл

ЧСС кр., уд/мин.

ЧСС ан.п., уд/мин.

¥Е , л/мин.

•До эксп. После эксп.

Рисунок 1. Динамика изменения биоэнергетических показателей специальной работоспособности

Рисунок 2. Зависимость физиолого-биохимических показателей от выполняемой нагрузки

Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтверждают, что успешность овладения основами техники в избранном виде спорта обусловлено дальнейшим развитием физических качеств, двигательными способностями и функциональными возможностями организма юношей и девушек. Достоверное улучшение показателей дыхательной функции и вегетососудистой системы, дифференцировки мышечных усилий является результатом воздействия специальных упражнений, которые, как показывают данные актуально применять на занятиях по физическому воспитанию в вузе. На увеличение жизненной емкости легких и развитие дыхательных мышц оказывает положительное влияние комплекс дыхательной гимнастики, положительное воздействие которого подкреплено фактическим материалом, отраженным в основных показателях гемодинамики испытуемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акрамовский, И.Н. Обучение студентов плаванию на основе двигательной и функциональной подготовленности / И.Н. Акрамовский, Д.А. Раевский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 15-18.

2. Григорович, Е.С. Физическая культура / Е.С. Григорович, В.С. Переверзев. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 223 с.

3. Раевский, Д.А. Взаимосвязь двигательной и функциональной готовности при обучении студентов плаванию / Д.А. Раевский, Т.Е. Сиверкина, Ж.Б. Егорова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 5. - С. 41-44.

4. Сакун, Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе : учебное пособие / Э.И. Сакун. - М. : Изд-во «Дашков и К °», 2011. - 205 с.

5. Astrup, P. Erkennung der Storungen des Sanre-Bason-Stoffwechals und Klinische Bedentung / P. Astrup // Klin. Wachr. - 1957. - Vol. 35. - P. 749-758.

REFERENCES

1. Akramovskiy, I.N. and Raevskiy D.A. (2015), "Teaching students to swim based on the motor and functional development", Physical Education: education, training, No. 2, pp. 15-18.

2. Grigorovich, E.S. and Pereverzev, V.S. (2008), Physical Education, "Higher school", Minsk.

3. Raevskiy, D.A. Siverkina, T.E. and Egorova Zh.B. (2013), "Interrelation of motion and functional readiness in teaching students to swim", Physical Education: education, training, No. 5, pp. P. 4144.

4. Sakun, E.I. (2011), arrangement of teaching and learning process on the physical education of students in a higher education institution: Study guide, "Dashkov and K", Moscow.

5. Astrup, P. (1957), "Erkennung der Storungen des Sanre-Bason-Stoffwechals und Klinische Bedentung", Klin. Wachr, Vol. 35, pp. 749-758.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.03.2016

УДК 796.011.1

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ДИНАМИКОЙ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК

УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент,

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академии (СибАДИ), г. Омск

Аннотация

Приводятся результаты исследования динамики физической подготовленности у юношей 12-20 лет, различающихся темпами интеллектуального развития. Установлено, что у учащихся 6-х классов высокие темпы физической подготовленности наблюдаются на фоне низкой динамики интеллекта. Начиная с 8-го класса и в более старших параллелях высокие темпы физической подготовленности наблюдаются при низком уровне, но более высокой динамике интеллекта. Полученные результаты свидетельствуют о индивидуально-типологических особенностях возрастного развития, выражающихся в неравномерном приближении к уровню зрелости функций двигательной и умственной сфер личности. На основании полученных фактов делается вывод, что организация физического воспитания должна основываться на учете индивидуально-типологических особенностей возрастного развития.

Ключевые слова: физическая культура, индивидуальный подход, динамика физической подготовленности, двигательные способности, динамика интеллекта, индивидуально-типологические особенности возрастного развития.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p201-207

AGE FEATURES OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF DIFFERING DYNAMICS OF INTELLIGENCE, AS A CONDITION OF INDIVIDUALIZATION OF

PHYSICAL EDUCATION

Evgeniy Mikhailovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Automobile and Highway Academy, Omsk

Annotation

The results of studying the dynamics of physical fitness of boys at the age of 12 to 20 years with different rate of intellectual development are reported. It was found that students of the 6th grade show a high rate of physical fitness on the background of the low intelligence dynamics. From with the 8th grade and further older students have a high rate of physical fitness along with a low level but higher dynamics of intelligence. The results suggest the individual-typological peculiarities of age development, reflected in uneven approaching to the level of maturity of the functions of motor and mental spheres of the individual. On the basis of these facts it is concluded that organization of physical education should be based on re-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.