Научная статья на тему 'Динамика развития фермерского сектора в национальном хозяйстве'

Динамика развития фермерского сектора в национальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / МОТИВАЦИЯ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губин В. А.

В статье сделан вывод о том, что фермерский сектор экономики не будет прирастать на постоянной основе за счет создания крестьянских хозяйств на базе бывших коллективных хозяйств. Это обусловливается тем, что смена организационно-правовой формы хозяйствования не затрагивает реформирования структуры и управления отношениями, определяющих реализацию прав собственников и мотивацию их поведения. Государство, решая задачи стимулирования аграрного сектора производства, должно выбирать такие направления поддержки, которые позволяют при небольших объемах затрат добиться значительного эффекта оживления производства. Так, например, государственные вложения в развитие мелких крестьянских хозяйств позволяют увеличить объемы производства и реализации сельскохозяйственной продукции и прибыли сельских товаропроизводителей. Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о мультипликативном эффекте стимулирующей системы государственной поддержки крестьянских хозяйств, которая позволит фермерам арендовать дополнительную площадь сельскохозяйственных угодий и увеличить финансовые результаты деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE NATIONAL FARMING DEVELOPMENT

The article argues that the farming sector is unlikely to grow if farms are based on former collective farms. It is caused by the fact that the organizational and legal change in the type of property does not automatically bring about structural reforms and management of relations determining rights of owners and their motivation. While aiming at stimulation agriculture, the state should choose such directions of support that enable revival of agricultural production at low costs. For instance, state investments in small farms enable them to increase the volume of production and sales as well as pro ts in agriculture. The interconnections found by the author enable to make a conclusion that the state support of agriculture has a multiplicative effect through rent of extra agricultural land that will result in the increase of pro ts.

Текст научной работы на тему «Динамика развития фермерского сектора в национальном хозяйстве»

УДК 338.43

Губин В. А. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКОГО СЕКТОРА В НАЦИОНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В статье сделан вывод о том, что фермерский сектор экономики не будет прирастать на постоянной основе за счет создания крестьянских хозяйств на базе бывших коллективных хозяйств. Это обусловливается тем, что смена организационно-правовой формы хозяйствования не затрагивает реформирования структуры и управления отношениями, определяющих реализацию прав собственников и мотивацию их поведения. Государство, решая задачи стимулирования аграрного сектора производства, должно выбирать такие направления поддержки, которые позволяют при небольших объемах затрат добиться значительного эффекта оживления производства. Так, например, государственные вложения в развитие мелких крестьянских хозяйств позволяют увеличить объемы производства и реализации сельскохозяйственной продукции и прибыли сельских товаропроизводителей. Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о мультипликативном эффекте стимулирующей системы государственной поддержки крестьянских хозяйств, которая позволит фермерам арендовать дополнительную площадь сельскохозяйственных угодий и увеличить финансовые результаты деятельности.

Кл юче вые слова: агропромышленный комплекс; крестьянское (фермерское) хозяйство; мотивация; мультипликативный эффект; государственные вложения; государственная поддержка; Костромская область.

Основные группировочные признаки для классификации крестьянских хозяйств - размеры землевладения или землепользования. К сожалению, до сих пор нет научного обоснования разграничения хозяйств по размерам землепользования - от мелкого до среднего или от среднего до крупного. Размеры фермерских наделов колеблются в широком диапазоне в зависимости от субъектов Федерации. Так, в 2000 г. в Чувашской Республике средний размер земельных участков составляет 8 га, Ульяновской области - 52 га, Костромской области - 69 га, Саратовской - 132 га, Республике Калмыкия

- 339 га. Следовательно, и разграничения между категориями хозяйств будут различными. В Чувашии: мелкие - до 3 га, средние - от 3,1 до 12, крупные - свыше 12,1 га; соответственно в Ульяновской области: до 20 га, от 20,1 до 70, свыше 70,1 га; в Саратовской: до 50 га, от 50,1 до 200, свыше 200 га; в Костромской области: до 53 га, от 53,1 до 340, свыше 340,1 га; в Калмыкии: до 100 га, от 100,1 до 500, свыше 500,1 га [4]. С трансформацией размеров землепользования в расчете на одно хозяйство меняется и обоснование разграничения крестьянских хозяйств на мелкие, средние и крупные, а также их численность в каждой группе. Эта тенденция наблюдается во всех регионах национального хозяйства. Роль разных по землеобеспеченности крестьянских хозяйств различна. Мелкие хозяйства преимущественно занимаются производством овощей, картофеля, молока, мяса крупного рогатого скота, меда. Но эта продукция почти в полном объеме идет на потребление и лишь незначительная часть - на реализацию. Крупные хозяйства производят товарное зерно, подсолнечник, средние -сахарную свеклу, картофель. Следовательно, при дальнейшем увеличении средних и крупных по размерам землепользования крестьянских хозяйств следует ожидать дальнейшего увеличения объемов

производства зерна, подсолнечника, сахарной свеклы. Мелкие хозяйства выбирают преимущественно стратегию роста экономической эффективности за счет изъятия вложений, т.е. переложения материальных и технических ресурсов из одной в другую, более эффективную отрасль, тогда как средние и крупные - за счет внутренних и внешних резервов и источников финансирования, что вызовет дальнейшее увеличение потребности в земельных угодьях, наемной рабочей силе, средствах механизации, кредитных ресурсах [1, с. 89-96.]. Удельный вес земель, находящихся в собственности фермеров, составляет 44,9% общего количества предоставленных угодий, а в пользовании - 18,3%. Ожидать в будущем значительного увеличения этой категории земель не представляется возможным из-за необходимости наличия у фермеров значительных денежных средств для их приобретения. Наибольшим спросом для покупки в собственность будут пользоваться у крестьянских хозяйств земельные угодья, находящиеся вблизи крупных населенных пунктов и районных центров.

Собственная земля в большинстве случаев, как показала практика функционирования семейных предприятий, не доставляет фермерам достаточных финансовых средств для обеспечения их семей и осуществления инвестиций, вследствие чего дальнейшее развитие получит аренда. Арендованные крестьянскими хозяйствами земли в 2009 г. составили 41,9% общей площади предоставленных им земельных угодий. Главным условием развития земельной аренды является наличие необрабатываемых районных земельных фондов и земельных паев сельских жителей. По данным управления Рос-недвижимости по Костромской области, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. площадь неиспользуемых пахотных земель в регионе увеличилась на 25,1%, в 2010 г. - еще на 14,7% по сравнению с 2009 г.

и по состоянию на 2010 г. не использовалось в сельскохозяйственном обороте 39,8% общей площади пахотных угодий области. В настоящее время наибольшее развитие земельная аренда получила в Саратовской и Самарской областях (около 60% предоставленной фермерам земли), меньше почти в 2 раза - в Пензенской, Костромской и Ульяновской областях. По отношению к срокам наибольшее распространение имеет и будет иметь среднесрочная аренда на 3-6 лет. Долгосрочная аренда в современных, быстро меняющихся экономических условиях, когда рыночные цены, например, на пшеницу в 2001 г. составляли 2,7 руб. за 1 кг, в 2002 г. - снизились до 1,3 руб., в 2003-2004 гг. - достигли 3,5 руб., а в 2009 г. - выросли до 7,7 руб., из-за трудностей в прогнозировании производственно-финансовой деятельности крестьянского хозяйства экономически нецелесообразна. Ее применение возможно в условиях подъема экономики страны и увеличения при этом внимания к аграрному сектору экономики со стороны федеральных органов власти. Наибольшее распространение имеет натуральная аренда земельных паев сельских жителей - 91% общего числа операций по аренде, денежная аренда земель районных фондов - 9%. Денежная аренда земельных паев сельских жителей в условиях инфляции денежной единицы в стране не будет иметь распространения ввиду различного толкования ее темпов органами государственной статистики и населением страны. И точный ее прогноз даже в среднесрочной перспективе - процесс трудоемкий, сложный и практически невозможный.

В настоящее время численность крестьянских хозяйств, сдающих свои земельные наделы в аренду, не превышает 5%. В условиях продолжающейся активизации деятельности и расширения производства крупных семейных и коллективных предприятий, вовлечения в аграрный бизнес частного капитала численность мелких фермеров, желающих сдать собственные земельные угодья в аренду, будет увеличиваться. И эта аренда будет носить преимущественно товарный характер. Этому будет способствовать постоянно увеличивающиеся предложения по сдаче в аренду земли работников коллективных предприятий, практически прекративших свою деятельность, как это наблюдается в Пыщугском районе Костромской области, где обрабатывается лишь 18% пахотных угодий. К сожалению, к ним можно отнести, по нашему мнению, около 50% предприятий Костромской области, значителен их удельный вес и в других регионах, например в Шигонском районе Самарской области 90% хозяйств используют свои земли максимум на 30%. И значительное превышение предложения над спросом до минимума снизит плату за аренду. Организация крестьянского хозяйства находит вы-

ражение в статистике распределения сельскохозяйственных угодий и культур. Совокупная пахотная площадь в структуре сельскохозяйственных угодий не претерпит значительных изменений, оставаясь на достигнутом уровне: в Пензенской области - 94,4%; Самарской - 93,8; Ульяновской - 93,3; Костромской - 92,1; Республике Татарстан - 90,3; Саратовской области - 85,1%. Важным хозяйственным признаком являются посевные площади, которые составляют в фермерском секторе экономики в вышеназванных регионах соответственно 48,3%; 76,4%; 65,3%; 69,7%; 68,3%; 64,8% размера пашни [5]. В эффективно хозяйствующих крестьянских хозяйствах удельный вес посевов в структуре пашни будет увеличиваться за счет аренды в основном пахотных земель, которые будут использовать практически в полном объеме, тогда как в других - уменьшаться. Однако среднее значение останется примерно на этом же уровне. В структуре посевных площадей крестьянских хозяйств Костромской области следует отметить преобладание зерновых культур -около 67%, на технические и кормовые культуры приходится соответственно 24% и 9%. В условиях невозможности привлечения заемных и привлеченных источников финансирования увеличение в будущем доли затратоемких культур, таких как картофель, сахарная свекла, в крестьянских хозяйствах практически нереально. Рост производства этих культур будет происходить не экстенсивным путем, а интенсивным. Наличие специальных средств механизации для производства технических культур

- ограничительный фактор развития этих отраслей. Проведенные научные исследования становления фермерского сектора, показали, что 79% хозяйств организовано сельскими жителями, из которых 90% работали ранее в сельскохозяйственном производстве. На долю крестьянских хозяйств, созданных городскими жителями, приходился 21%, из них 55% после получения земельного участка остались проживать в городе. В последующие годы демографический состав фермеров будет меняться. Из-за тяжелых экономических условий около 10% так называемых городских фермеров прекратит свою деятельность, и трудоресурсная база хозяйств в основе своей будет формироваться преимущественно только из сельских жителей. Большая часть глав и членов хозяйств находится в наиболее активном трудоспособном возрасте: 12% - до 20 лет; 16% -от 20 до 30; 32% - от 30 до 40; 28% - от 40 до 60; 12% - свыше 60 лет. Средний возраст одного сельского предпринимателя области составляет 38 лет. Из числа работающих 56% - мужчины. По уровню образования членов крестьянских хозяйств только 22% общего их числа имеет сельскохозяйственное образование. В мелких и средних по размерам производства крестьянских хозяйствах участие членов семьи от 18 до 25 лет в трудовом процессе будет

уменьшаться и будет построено по принципу ассоциированного членства и направлено на получение стабильных доходов в собственной предпринимательской деятельности или в деятельности других предприятий, находящихся в районных поселках или областном центре. Однако они будут заинтересованы в развитии хозяйств в силу родственных связей или намерения в дальнейшем участвовать в его работе. Из всех крестьянских хозяйств только 12% постоянно привлекает дополнительную рабочую силу (от 1 до 3 человек), 88% - использует ее неофициально только в напряженные периоды полевых работ или на строительстве жилых и хозяйственных помещений на непродолжительный период времени. Учет занятости в крестьянских хозяйствах имеет свои специфические отличия от общепринятого, что позволяет фермерам скрывать факты неофициального использования наемных работников в хозяйстве. Этому в какой-то мере способствует и слабо налаженная работа служб учета занятости населения, недостаточно четко отслеживающих избыток рабочей силы в сельской местности, вызванный сокращением в коллективных сельскохозяйственных предприятиях объемов производства, закрытием промышленных производств на селе, а также притоком переселенцев из бывших республик СССР. Использование наемной рабочей силы в крестьянских хозяйствах будет увеличиваться соразмерно росту размеров производства.

Территориальная организация крестьянских хозяйств характеризуется в основном выбором типа размещения производственного и социально-бытового комплексов этих предприятий. Анализ показал, что в области существует три основных варианта территориального обустройства крестьянских хозяйств: хуторской, отрубной, селенческий. Удельный вес хозяйств хуторского типа не превышает 1% общей их численности. Увеличения данного типа крестьянских хозяйств происходить не будет, так как только для организации их территории требуются значительные капитальные вложения на строительство жилья, производственных помещений. Это одна из важных причин нераспространенно-сти хуторского обустройства фермеров в области. Хотя затраты на переезды и транспортировку грузов внутри хозяйства минимальны и не превышают 1 км. Однако в этом случае фермеры вынуждены приобретать специальную автотракторную технику, чтобы полнее использовать объекты внешней социальной инфраструктуры (магазин, больница, школа), особенно в зимнее время. И эти затраты в некоторых хозяйствах превышают расходы на производство сельскохозяйственной продукции. Отрубной тип хозяйств - самый распространенный в области. Удельный вес таких хозяйств составляет около 83%, что вызвано в основном нехваткой земель, близко расположенных к жилью фермера.

Такое обустройство создает определенные трудности для ведения хозяйства, так как вызывает дополнительные затраты по надзору за сохранностью посевов и скота, а также увеличивает в хозяйстве транспортные расходы по перегону технических средств для проведения полевых работ и обратно (до 30 км), а также транспортировки произведенной продукции до места хранения. Доля этих хозяйств будет уменьшаться из-за наличия необрабатываемых сельскохозяйственных угодий вблизи жилья. Или для уменьшения затрат фермеры на отдаленных участках будут возделывать одну или несколько культур с одинаковыми сроками посева, обработки и уборки, а на ближайших - трудоемкие культуры. В случае селенческого типа застройки земельный участок примыкает непосредственно к селу. В области таких хозяйств не более 16%. Это позволяет, с одной стороны, значительно снизить транспортные расходы (переезды не превышают 8 км), а с другой - такое обустройство хозяйства может привести к противоречиям с местным населением. Фермеры этой категории занимаются, как правило, многоотраслевым производством. Именно данный тип хозяйств и будет иметь дальнейшее развитие. Не получит должного развития животноводческая отрасль из-за низких цен на ее продукцию. Установленный уровень цен не покрывает во многих хозяйствах даже затраты на производство. В основном именно по этой причине 41% крестьянских хозяйств области не имеют скота и птицы, 49 - содержат от 1 до 5 ед. в переводе на условную голову (в среднем 3) и преимущественно для личных потребительских нужд, 10% - свыше 5 условных голов (в среднем 11) для товарного производства. Анализ показал, что около 82% хозяйств ведут свое сельскохозяйственное производство, чтобы получить доход, необходимый для удовлетворения текущих потребностей семьи. Данная категория крестьянских хозяйств будет продолжать использовать и те земли, которые не приносят даже среднего дохода. Предельным земельным участком, который имеет для них смысл обрабатывать, является такой, когда за вычетом всех расходов он принесет фермеру лишь обычную «заработную плату». Эти хозяйства готовы обрабатывать любые участки, приносящие хоть какой-нибудь доход, т.е. они руководствуются интересами обеспечения денежными ресурсами семьи и потребления, а не стремлением к получению максимального дохода. Производственная, экономическая и финансовая устойчивость этих крестьянских хозяйств, ведущих натуральное и низкотоварное производство, объясняется меньшей потребностью в денежных средствах, независимостью от внешних условий, таких как кредитование, налогообложение, ценообразование, бюджетное финансирование. Однако данная группа хозяйств может сократиться из-

за непрохождения государственной регистрации крестьянскими хозяйствами, имеющими статус юридического лица и осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица. На их базе бывшие фермеры сформируют технически оснащенные личные подсобные хозяйства. Количественные изменения в сторону увеличения произойдут в крупных высокодоходных и технически оснащенных хозяйствах. Их насчитывается около 18% общей численности хозяйств. Сельскохозяйственное производство в этих крестьянских хозяйствах будет развиваться по двум путям: интенсивному, когда расширение земельных ресурсов будет происходить при неизменной сумме постоянных текущих и капитальных затрат и это позволит фермеру получить больше дешевой продукции, и экстенсивному. В обоих случаях дополнительное увеличение земельных ресурсов будет сопровождаться отделением от основного хозяйства еще одного семейного предприятия, возглавляемого одним из близких родственников. Организация еще одного хозяйства позволит сельской семье перенести спектр предпринимательской деятельности по получению доходов на вновь созданное (а расходы двух хозяйств будут оформляться на первое хозяйство), так как именно оно будет иметь значительные налоговые льготы по осуществлению производственной деятельности и соответственно

позволит иметь более высокие финансовые результаты деятельности от осуществления сельскохозяйственного производства. Темпы увеличения земельных ресурсов в крупных высокодоходных и технически оснащенных хозяйствах значительно превысят темпы их уменьшения в мелких и средних хозяйствах, связанных с прекращением деятельности. Эта тенденция подтверждается также проведенным нами статистическим обоснованием развития семейного сектора производства. Нами построены динамические ряды, представляющие собой изменяющиеся во времени значения показателя, расположенного в хронологическом порядке.

Для выявления тенденции развития семейного сектора производства применен метод аналитического выравнивания, который наиболее эффективен для выявления основных тенденций динамического ряда. В данном подходе это будет динамический ряд земельных угодий, которые занимают крестьянские хозяйства Костромской области. Динамический ряд земельных угодий в фермерском секторе экономики за 17 лет свидетельствует об изменениях с тенденцией значительного роста этого показателя с 50 тыс. до 225,3 тыс. га, или более чем в 4 раза [2]. Скользящая средняя по трехлетиям также имеет тенденцию к увеличению. Для сопоставления фактического и выровненного уровней размеров земельных угодий изобразим их на графике (см. рис. 1).

Годы

■Занимаемая площадь, тыс. га - - - - Выровненная площадь, тыс. га

Рис. 1. Выравненные ряды общей земельной площади крестьянских фермерских хозяйств

методом наименьших квадратов

Таблица 1

Число крестьянских (фермерских) хозяйств в Костромской области [3]

Показатели 1996 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Число зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств, единиц 1084 735 579 508

Площадь предоставленных им земельных участков, га 37145 50594 42458 41922

Средний размер земельного участка, га 34 69 73 83

Как видно из рисунка 1, фактический и выровненный уровень площади земельных угодий возрастает. Наибольшее отклонение выровненного значения от фактического наблюдается в 2002 г. (18,6), наименьшее - в 1997 г. (0,5). Динамика развития фермерского сектора в Костромской области представлена в таблице 1.

Численность крестьянских хозяйств с 1996 г. по 2010 г. сократилась более, чем в два раза. При этом наиболее опытные и окрепшие фермеры увеличили свои земельные участки за этот период с 34 до 83 гектаров или в 2,44 раза. Проблема оптимизации земельного надела остается актуальной. Наши расчеты показали, что семейные крестьянские хозяйства могут иметь в значительных диапазонах: от 35-40 гектаров в пригородной овоще-молочной зоне и 150-500 гектаров в зонах, где производственные типы семейно-трудовых крестьянских хозяйств могут быть весьма разнообразны (овощеводческие, молочно-мясные, мясные, мясомолочные и др.). К сожалению, население, которое имеет земельные участки, с большой вероятностью можно утверждать, не является реальным резервом для формирования института семейно-трудовых хозяйств. В связи с уходом сельских жителей в другие места проживания, число семей, имеющих личные подсобные хозяйства, сокращается. К сожалению, забрасываются ценные земли - пашня. Идет процесс сокращения числа семей, имеющих индивидуальные сады и огороды.

Исследования также показали, что фермерский сектор экономики не будет прирастать на постоянной основе за счет создания крестьянских хозяйств на базе бывших коллективных хозяйств. Бесперспективность создания таких крестьянских хозяйств обусловливается тем, что смена организа-

ционно-правовой формы хозяйствования не затрагивает реформирования структуры и управления отношениями, определяющих реализацию прав собственников и мотивацию их поведения. В среднесрочной перспективе проблема реорганизации таких крестьянских хозяйств будет стоять на первом плане из-за продолжающегося роста долгов.

Конечно же, государство, решая задачи стимулирования аграрного сектора производства, должно выбирать такие направления поддержки, которые позволяют при небольших объемах затрат добиться значительного эффекта оживления производства. Государственные вложения в развитие мелких крестьянских хозяйств в расчете 1 руб. позволяют увеличить объемы производства и реализации сельскохозяйственной продукции на 3,9 руб. и прибыли сельских товаропроизводителей - на 2,95 руб. Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о мультипликативном эффекте стимулирующей системы государственной поддержки. Государственная поддержка мелких (до 35 га земли) крестьянских хозяйств в размере 500 руб. на 1 га позволит фермерам арендовать дополнительно 12 га сельскохозяйственных угодий и увеличить финансовые результаты деятельности до 148,2 тыс. руб.

Библиографический список

1. Катаев В. Тенденции развития фермерского сектора // Экономист. - 2007. - № 2. - С. 89-96.

2. Костромская область в цифрах. Стат. сб. / Костро-мастат. - Кострома, 2011. - 148 с.

3. Костромская область. Статистический ежегодник: Стат. сборн. / Костромастат. - Кострома, 2010. - 450 с.

4. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. - М., 2011. - 795 с.

5. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. -М., 2011. - 581 с.

Gubin V. A.

DYNAMICS OF THE NATIONAL FARMING DEVELOPMENT

The article argues that the farming sector is unlikely to grow if farms are based on former collective farms. It is caused by the fact that the organizational and legal change in the type ofproperty does not automatically bring about structural reforms and management of relations determining rights of owners and their motivation. While aiming at stimulation agriculture, the state should choose such directions of support that enable revival of agricultural production at low costs. For instance, state investments in small farms enable them to increase the volume ofproduction and sales as well as profits in agriculture. The interconnections found by the author enable to make a conclusion that the state support of agriculture has a multiplicative effect through rent of extra agricultural land that will result in the increase ofprofits.

Keywords: agriculture, farm (individual farm), motivation, multiplicative effect, state investments, state support, Kostroma region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.