Елена ИСАЕВА
динамика развития диалоговых механизмов власти и общества В субъектах СЗФО РОССии В 2013 г.
В статье рассматривается нормативное закрепление и формирование диалоговых площадок власти и общества на территории субъектов СЗФО России в 2013 г. Дается оценка тематического спектра созданных площадок, оценивается динамика создания общественных советов, консультативных и совещательных структур при органах региональной власти.
The article discusses regulatory consolidation and formation of dialogue platforms of government and society in the subjects of the North-West Federal District of Russia in 2013. The thematic spectrum of created platforms is showed; dynamics of creation of advisory and consultative structures at the regional bodies of power is assessed.
Ключевые слова:
диалоговые площадки, общественные палаты, гражданское участие, эффективность; dialog platforms, civic boards, civic participation, efficiency.
Оценивая тенденции изменений нормативной базы, связан -ные с созданием диалоговых площадок власти и общества в СЗФО в 2013 г., стоит отметить, что серьезной позитивной или негативной динамики по сравнению с 2012 г. не было выявлено. При этом темпы создания новых тематических диалоговых площа -док и общественных советов при органах власти в ряде субъектов СЗФО, например в Вологодской обл., серьезно возросли по сравне -нию с предыдущим периодом.
Обращает на себя внимание принятие субъектами СЗФО норма тивных актов, закрепляющих создание новых диалоговых площа -док на региональном уровне.
1. Так, общественные советы разной тематической направленно -сти были созданы:
— в Вологодской области (Общественный совет при Правительстве Вологодской области; Общественный совет при Государственной жилищной инспекции Вологодской области; Общественный совет при Управлении государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области; Общественный совет при Департаменте куль -туры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области; Общественный совет при департаменте по обеспечению деятельно сти мировых судей области; Общественный совет при Департаменте труда и занятости населения области; Общественный совет при Департаменте имущественных отношений Вологодской области; Общественный совет при Департаменте топливно энергетического комплекса области; Общественный совет при Департаменте государственной службы и кадровой политики области);
— Калининградской области (Совет общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения Калининградской области; Общественный совет при Министерстве социальной политики Калининградской области);
— Республике Карелия (Общественный молодежный совет «Молодежное Правительство Республики Карелия»).
Обращающие на себя внимание изменения были внесены в областной закон Ленинградской области «Об Общественной палате Ленинградской области». В регионе был введен кодекс этики чле -нов Палаты, увеличена численность членов с 30 до 36, срок работы в Палате с 2 лет вырос до 4.
ИСАЕВА
Елена
Александровна — к.ю.н., доцент кафедры социального и семейного законодательства ЯрГУ
им. П.Г. Демидова [email protected]
В новой редакции закона закреплена возможность мотивированного отзыва губернатором Ленинградской обла -сти и Законодательным собранием Ленинградской области назначенных ими членов Общественной палаты.
Решение об отзыве назначенных губернатором Ленинградской области и Законодательным собра нием Ленинградской области чле нов Общественной палаты оформляется распоряжением губернатора Ленинградской области и постанов лением Законодательного собра ния Ленинградской области соответ ственно и направляется председателю Общественной палаты.
Общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объедине -ния, представители которых назначены в состав Общественной палаты, имеют право мотивированного отзыва своих представителей.
Ходатайства общероссийских, межреги -ональных и региональных общественных объединений о мотивированном отзыве их представителей из состава Общественной палаты оформляются решением (поста -новлением, выпиской из протокола засе дания, собрания, конференции, съезда) и рассматриваются на очередном заседании Общественной палаты.
ходатайства об отзыве членов Общес твенной палаты, назначенных от общерос сийских, межрегиональных и региональ ных общественных объединений, рассма триваются только членами Общественной палаты, назначенными губернатором Ленинградской области и Законодатель ным собранием Ленинградской области. Решение принимается простым большин ством голосов.
Вопрос об отзыве члена Общественной палаты рассматривается Общественной палатой в порядке, определенном Регламентом.
Отзыв члена Общественной палаты влечет за собой прекращение его полно мочий.
Основаниями для принятия решения об отзыве члена Общественной палаты явля ются:
— систематическое (2 раза и более) без уважительных причин отсутствие на засе даниях Общественной палаты, а также комиссий и рабочих групп Общественной палаты;
— систематическое (2 раза и более) нару -шение положений Регламента.
Видится правильным введение регио нальным законодателем возможности отзыва члена Общественной палаты реги она. Это стимулирует, как минимум, уча -стие членов палаты в заседаниях и форми рует ощущение контроля за работой члена палаты со стороны делегировавших в нее членов органов власти и общественных объединений, что влияет на повышение чувства ответственности членов палаты за результативность своей работы.
2. Консультативные органы с возможно -стью привлечением общественности были созданы:
— в Архангельской области (комиссия по вопросам религиозных объединений при губернаторе);
— Вологодской области (рабочая группа по делам казачества; координационный совет по организации защиты прав застра хованных лиц при предоставлении меди -цинской помощи и реализации законода тельства в сфере обязательного медицин -ского страхования;
— Калининградской области (Экологический совет при Правительстве Калининградской области; Организа ционный комитет по патриотическому воспитанию населения Калининградской области);
— Республике Карелия (Координационный совет при Главе Республики Карелия по реализации Стратегии действий в интересах детей в Республике Карелия на 2012-2017 годы);
— Ленинградской области (Координационное совещание по обеспече нию правопорядка в Ленинградской области; Градостроительный совет Ленинградской области; Совет раз вития образования в Ленинградской области; Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве Ленинградской области; Инвестиционный совет при Губернаторе Ленинградской области);
— Республике Коми (Координационный совет по информатизации и развитию связи в Республике Коми; Координационный совет при Правительстве Республики Коми по развитию въездного и внутрен него туризма в Республике Коми);
— Мурманской области (межведомствен -ная комиссия по реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и
детей при Правительстве Мурманской области);
— Ненецком АО (Координационный совет по развитию предпринимательской деятельности на территории Ненецкого автономного округа; Координационный совет по формированию здорового образа жизни населения и комплексной профи лактике неинфекционных заболеваний в Ненецком автономном округе);
— Псковской области (Совет по раз -витию общественного контроля в сфере жилищно коммунального хозяйства при администрации области; рабочая группа при администрации области по органи зации исполнения Указа Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»);
— Санкт - Петербурге (Совет по вопросам градостроительной деятельности в Санкт Петербурге при Правительстве Санкт Петербурга; Координационный совет по делам ветеранов Санкт Петербурга; Экономический совет при Губернаторе Санкт - Петербурга; Совет по сохранению и развитию территорий исторического цен тра Санкт- Петербурга при Правительстве Санкт Петербурга).
Формирование как общественных сове тов, так и органов с возможностью при влечения активных граждан, членов обще ственных объединений требует создания в регионе обширной базы общественных экспертов. Это даст возможность создавать разнообразные по тематике обществен ные и консультативные советы, вовлекая в их работу самостоятельно объявившихся лично мотивированных профессионалов в конкретной сфере. Наличие базы экс -пертов позволит уйти от существующей во многих регионах ситуации, когда незави -симо от тематического профиля диалого -вой площадки ее членами являются одни и те же люди.
Показателен в данном плане пример Вологодской обл., в которой в
2012 г. был создан экспертный обще ственный совет при губернаторе. Войти в число кандидатов в члены экс пертного общественного совета мог любой вологжанин. Для этого необходимо было заполнить интерактивную анкету на портале www.vologda-oblast.ru. Выдвинуть кандидата могли также общественные организации, эксперт ные и профессиональные сообщества. В этом случае выдвигаемый ими кандидат
должен был сделать соответствующую пометку в анкете1.
Основной отбор кандидатов был про изведен членами Общественной палаты и общественными организациями региона.
1 - м этапом стало определение 3 кандида -тов по каждому направлению (экономика и финансы, бизнес, ЖКХ, промышлен -ность, сельское хозяйство, культура и искусство, наука и образование, здраво охранение, социальная защита, молодежная политика и гражданское обще ство). Окончательное решение было при нято после личного собеседования главы региона с кандидатами, которые прошли основной отбор. Кандидаты, которые не вошли в экспертный совет при губерна торе, были востребованы при формирова нии профильных общественных советов при органах региональной власти в 2012 и
2013 гг.
В отношении нормативного закрепле -ния новых форм взаимодействия власти и общества в субъектах СЗФО стоит отме тить:
• Архангельскую обл. — закон «О го -сударственной поддержке территориаль ного общественного самоуправления в Архангельской области (февраль 2013 г.);
• Вологодскую обл. — постановление Правительства Вологодской области «О региональной экспертной рабочей группе по рассмотрению общественных инициа тив»;
• Калининградскую обл. — постанов ление Правительства Калининградской области «О реализации мероприятий, направленных на информирование насе ления о принимаемых органами госу дарственной власти Калининградской области и органами местного самоуправ ления муниципальных образований Калининградской области мерах в сфере жилищно коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного кон троля в этой сфере»;
• Мурманскую обл. — постановление Правительства Мурманской области «Об экспертной рабочей группе Мурманской области по рассмотрению общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет - ресурса “Российская обще -ственная инициатива”»;
1 Экспертный общественный совет при губернаторе сформирован // http://www.krassever.ru/ агйс^/роШ^Дтро11аМ/38830/
• Республику Карелия — постановле ние Правительства РК «Об утверждении Положения об экспертной рабочей группе Республики Карелия по рассмотрению общественных инициатив, направлен ных гражданами Российской Федерации с использованием интернет ресурса “Российская общественная инициа тива”»;
• Республику Коми — постановле ние Правительства РК «Об утвержде нии Порядка образования обществен ных советов при органах исполнитель ной власти Республики Коми, а также Перечня органов исполнительной власти Республики Коми, при которых образу ются общественные советы»; постановле ние Правительства РК «О региональной экспертной рабочей группе для рассмо трения общественных инициатив».
Деятельность молодежного прави тельства была нормативно закреплена в апреле 2013 г. в Архангельской обл. и Республике Карелия. Важным вектором развития, заданным федеральным цен тром еще в предыдущем периоде, стала инициатива введения поста уполномочен ного по защите прав предпринимателей. Псковская обл. вошла в число регионов
— передовиков по внедрению данной ини циативы и в ноябре 2012 г. ввела этот пост в регионе. В рамках исследуемого периода к ней присоединились Архангельская, Вологодская обл., Ненецкий АО, Псковская обл., Республика Коми.
Как отмечает А.В. Соколов, неотъем -лемым механизмом решения проблемы накопления в обществе протестной и социальной напряженности является выстраивание конструктивного диалога
граждан и их объединений с органами управления и должностными лицами1. Исследователь указывает, что необходимо создать ситуацию, при которой граждан слушают и слышат, когда они становятся субъектами процесса принятия решений, улучшающих их жизнь. Поэтому важным является процесс формирования новых диалоговых площадок в регионах России, который в последние годы идет довольно динамично.
При этом создание общественных и консультативных структур в субъекте федерации требует серьезного и проду -манного подхода органов власти к их фор мированию2. Отсутствие базы обществен -ных экспертов, формальное закрепление известных в регионе общественников на всех создаваемых диалоговых площадках впоследствии негативно отразится как на имидже самих диалоговых механизмов, так и на доверии к органам власти со сто роны граждан и общественных объедине ний. Обстоятельный подход Вологодской обл. к процессу формирования пула обще ственных экспертов региона в качестве успешной практики может быть предло -жен другим субъектам России.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФв рамках научно-исследовательского проекта № 13-33-01227.
1 Соколов А.В. Протест в субъектах Российской Федерации: подходы к классификации регионов страны // Известия Иркутского государственного университета, 2012, № 1(8), с. 59.
2 Исаева Е. Нормативно закрепленные диалоговые площадки власти и общества в субъектах России: предпосылки эффективности // Власть, 2013, № 8, с. 39.