Пермский медицинский журнал
2010 том XXVII № 5
УДК 616.12-008.331.1-06:616.342-002.44]-085
ДИНАМИКА ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ КОМБИНИРОВАННОЙ ПАТОЛОГИИ
Т. Ю. Кравцова, В. В. Щёкотов, Е. Ю. Кравцова
Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера, г. Пермь
Изучено влияние мотивированного обучения больных с комбинированным течением артериальной гипертензии и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. У пациентов с сочетанной патологией, прошедших обучение в школе комбинированной патологии, в отличие от больных группы сравнения, через 3 месяца от начала реабилитации снижался уровень реактивной тревожности и нормализовались вегетативные реакции, что может свидетельствовать о повышении адаптивных возможностей больных.
Ключевые слова: школа комбинированной патологии, артериальная гипертензия, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки.
Введение
Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи можно считать обучение пациентов. В последние годы получили распространение такие формы обучения, как школы. Главной задачей этих школ является социальная адаптация пациентов и превентивные мероприятия по предупреждению ухудшения течения хронических заболеваний [4].
Цель исследования — изучение влияния школ для больных с комбинированным течением артериальной гипертензии (АГ) и язвенной болезни (ЯБ) двенадцатиперстной кишки (ДПК) на реабилитацию пациентов.
Материал и методы исследования
Основную группу составили 25 пациентов с сочетанным течением АГ и ЯБ ДПК, прошедших обучение в школе комбинированной патологии. Группа сравнения состоя-
ла из 26 больных с той же патологией, но не прошедших мотивированное обучение.
Психологический статус у всех пациентов исследовали с помощью тестов H. J. Eysenck и Ч. Д. Спилбергера — Ханина [5]. Состояние вегетативной нервной системы оценивали по рекомендациям проф. A. M. Вейна и соавт. [3]. В качестве интегра-тивного показателя вегетативной регуляции использовали данные, полученные методом вариационной кардиоинтервалографии [1, 2]. Статистический анализ данных выполнен с использованием пакета программ «Biostat» (Россия), «Statistica 6.0» (StatSoft, Inc., США).
Программа обучения в школе комбинированной патологии предусматривала девятидневный цикл обучения по 3 часа еженедельно (9 недель): 5 дней — по АГ, 3 дня — по ЯБ ДПК. Одно занятие посвящено проблеме стресса и здоровья. Прерывистый курс считаем оптимальным, так как он позволяет более точно судить о достижении комплаенса как основного условия эффективной коррекции
артериального давления (АД), болевого и диспепсического синдромов.
Темы занятий по АГ: 1. Что надо знать об АГ. 2. Что надо знать о питании при АГ. 3. Гипертонический криз и помощь при нем.
4. Что надо знать о физической активности.
5. Медикаментозное лечение АГ.
Темы занятий по ЯБ: 1. Что надо знать о ЯБ желудка и ДПК. 2. Осложнения ЯБ желудка и ДПК. 3. Лечение пациентов с ЯБ желудка и ДПК. 4. Стресс и здоровье. Психотерапия при АГ и ЯБ.
Результаты и их обсуждение
1. Динамика психовегетативных расстройств у пациентов с сочетанным течением АГ и ЯБ, не обученных в школе комбинированной патологии. Целевой уровень АД через 3 месяца достигнут у 7 из 18, через 6 месяцев — у 4 из 18 больных. Болевой синдром рецидивировал через 3 месяца — у 5, через 6 месяцев — у 6 пациентов. Диспепсические явления через 3 месяца беспокоили 15, через 6 месяцев — 17 больных. Исходно высокие значения реактивной тревожности и нейротизма снижались к 6-му месяцу лечения. Остальные показатели эмоционально-личностной сферы не изменялись.
Через полгода в ортостатической пробе снижалось напряжение адренергических влияний (уменьшение значений АМо, ИН) и нарастала холинергическая активность (увеличение показателя АХ).
2. Динамика психовегетативных расстройств у пациентов с сочетанным течением АГ и ЯБ, обученных в школе комбинированной патологии. Целевой уровень АД через 3 месяца достигнут у 12 из 22, а через 6 месяцев — у 14 из 18 пациентов. 2 больных в те же временные отрезки беспокоил болевой синдром. Диспепсический синдром через 3 месяца отмечен у 18, через 6 месяцев — у 15 пациентов. Уже к 3-му месяцу те-
рапии снижалась реактивная тревожность, а к 6-му месяцу уменьшались величины личностной тревожности и нейротизма.
В отличие от необученных пациентов, уже через 3 месяца в ортостатической пробе нарастали значения Мо (гуморальная регуляция) и АХ (холинергическая активность) на фоне снижения величин АМо и ИН (симпато-адреналовая активность).
3. Сравнительный анализ психовегетативных расстройств у пациентов с соче-танным течением АГ и ЯБ, обученных и не обученных в школе комбинированной патологии. Целевой уровень АД чаще был достигнут у пациентов, прошедших мотивированное обучение: через 3 месяца — у 12 и 7 соответственно (р=0,38), а через 6 месяцев — у 14 и 4 пациентов (р=0,02). Болевой синдром через 3 и 6 месяцев в основной группе больных беспокоил несколько реже, чем в группе сравнения (р>0,05). Диспепсический синдром в указанные отрезки времени выявлен одинаково часто.
Через 3 месяца от первичного исследования у обученных пациентов уровень реактивной тревожности нормализовался, в то время как у необученных оставался на высоких значениях (табл. 1).
У больных, прошедших обучение, в первую минуту, а также на 3-й и 5-й минутах ор-тостатической пробы выявлена оптимизация гуморальных влияний (Мо) на фоне снижения симпатоадреналовой (АМо и ИН) и нарастания холинергической (АХ) активности (табл. 2).
Выводы
1. У пациентов с сочетанным течением АГ и ЯБ, принимавших медикаментозную терапию, но не прошедших обучение в школе комбинированной патологии, к 6-му месяцу наблюдения выявлено снижение исходно высоких значений реактивной тревожности,
Пермский медицинский журнал
2010 том XXVII № 5
Таблица 1
Эмоционально-личностная сфера обученных и необученных пациентов (М±с)
Показатель Необученные пациенты Обученные пациенты Р2-4
Исходно (П=26) Через 3 месяца (П=18) Исходно (П=25) Через 3 месяца (П=22)
Реактивная тревожность, в баллах 46,53±7,72 47,16+9,34 47,05+9,62 33,60+14,74 0,0007
Личностная тревожность, в баллах 41,66+9,40 40,54+7,37 42,35+7,33 43,31+8,01 >0,05
Нейротизм, в баллах 12,04±2,57 13,11+3,72 11,66+4,35 12,59+3,91 >0,05
Таблица 2
Показатели кардиоинтервалографии обученных и необученных пациентов в ортостатической пробе через 3 месяца от первичного исследования (М±с)
Показатель Необученные пациенты Обученные пациенты Р2-4
Исходно (П=26) Через 3 месяца (П=18) Исходно (П=25) Через 3 месяца (П=22)
Ортостатическая проба, 10 с
Мо, с 0,73+0,13 0,67+0,10 0,71+0,Ю 0,81+0,14 0,03
АМо, % 46,83+16,92 53,52+16,15 52,75+14,01 40,90+12,15 0,02
ДХ, с 0,08+0,04 0,05+0,02 0,07+0,02 0,09+0,03 0,002
ИН, усл. ед. 529,42+268,64 853,41+269,94 588,02+359,88 342,89+206,17 0,005
Ортостатическая проба, 60 с
Мо, с 0,74+0,15 0,69+0,12 0,73+0,09 0,77+0,09 0,03
АМо, % 53,17+12,59 53,70+14,28 53,70+15,27 40,60+14,37 0,02
ДХ, с 0,06+0,04 0,06+0,03 0,06+0,02 0,08+0,03 0,03
ИН, усл. ед. 735,65+361,04 1230,48+547,97 886,52+116,79 470,11 +341,45 0,04
Ортостатическая проба, 5 мин
Мо, с 0,77+0,18 0,71+0,11 0,76+0,12 0,78+0,11 >0,05
АМо, % 46,41 + 12,88 53,13+17,21 49,55+16,66 47,13 + 11,96 >0,05
ДХ, с 0,08+0,03 0,07+0,03 0,08+0,04 0,10+0,03 >0,05
ИН, усл. ед. 529,33+179,43 703,11+469,28 538,94+298,79 495,33+279,43 0,04
нейротизма. В пробах на вегетативную реактивность и обеспечение деятельности через полгода от начала исследования отмечено снижение адренергической активности на фоне нарастания холинергических влияний на кардиоваскулярную систему.
2. У обученных пациентов с сочетанным течением АГ и ЯБ ДПК, так же как и у необученных больных, выявлено улучшение эмоционально-личностной сферы и вегетативной регуляции. Однако у пациентов, прошедших обучение в школе комбинированной патологии, показатели нейропсихологиче-ского статуса улучшились в большем объеме: кроме реактивной тревожности и нейротиз-ма отметили нормализацию значений личностной тревожности и депрессии. Оптимизация вегетативной регуляции выявлена через 3 месяца, а не через полгода, как у необученных больных.
3. У пациентов с сочетанным течением АГ и ЯБ ДПК, прошедших обучение в школе комбинированной патологии, в отличие от больных без мотивированного обучения, через 3 месяца от начала исследования снижался уровень реактивной тревожности и нормализовались вегетативные реакции, что может свидетельствовать о повышении адаптивных возможностей больных. В связи с этим несомненна необходимость организации подобных школ, так как с помощью обучения правильному образу жизни и т. п. достигается нормализация психовегетативных расстройств — маркеров адаптации.
Библиографический список
1. Баевский Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе/ Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. 3. Клец-кин.— М.: Наука, 1984.— 221 с.
2. Баевский Р. М. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога//Клиниче-ская медицина.— 2000.— № 4.— С. 59—64.
160
3. Заболевания вегетативной нервной системы//! M. Вейн, Т. Г. Вознесенская, В. Л. Голубев и др.— М.: Медицина, 1991.— 624 с.
4. Обучение больных гипертонической болезнью, сахарным диабетом и бронхиальной астмой (теория, методика, результаты)^. В. Щёкотов, Т. М. Зиньковская, А. Д. Голубев, Р. Б. Хасанова.— Пермь: ГОУ ВПО «ПГМА МЗ РФ», 2003.— 229 с.
5. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению теста реактивной и личностной тревоги Ч. Д. Спилбергера/Ю. Л. Ханин.— Л.: Медицина, 1976.
T. Yu. Kravtsova, V. V. Shchyokotov, E. Yu. Kravtsova
DYNAMICS OF PSYCHOVEGETATTVE DISORDERS AS TRAINING EFFICIENCY MARKER AT SCHOOL OF COMBINED PATHOLOGY
The effect of motivated training of patients with combined course of arterial hypertension and duodenal ulcer was studied. In patients with combined pathology, who had been trained at school of combined pathology, as compared to comparison group, anxiety level lowered and vegetative reactions normalized in 3 months after the onset of rehabilitation that can testify elevation of patients' adaptive potential.
Keywords: school of combined pathology, arterial hypertension, duodenal ulcer.
Контактная информация: Кравцова Татьяна Юрьевна, канд. мед. наук,
доцент кафедры госпитальной терапии № 2 с курсом военно-полевой терапии Пермской государственной медицинской академии им. ак. Е. А. Вагнера, 614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, 26, тел. 8 (342) 263-43-99
Материал поступил в редакцию 23.06.2010