Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ (НА ПРИМЕРЕ МОБУ ЛИЦЕЙ 59 Г. СОЧИ)'

ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ (НА ПРИМЕРЕ МОБУ ЛИЦЕЙ 59 Г. СОЧИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
449
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
тревожность / стресс / страхи / психофизиологическое здоровье / anxiety / stress / fears / psychophysiological health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сагилян Эмма Михайловна, Иванова Татьяна Мифодеевна

В статье исследуется динамика проявления стресса у учащихся 9-11 классов в условиях сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Проводится анализ исследований известных ученых-психологов проявления тревожности и стресса в старшем школьном периоде, также дается история возникновения термина «стресс» в психологии. Проведенное эмпирическое исследование уровня стресса позволило выделить следующие особенности: статистически значимый результат выявлен у всех учащихся экспериментальной выборки. Было доказано, про проведенный тренинг совладания со стрессом значительно снижает уровень стресса учеников 9-11 классов, способствует появлению психологической адаптированности к нагрузкам. Вместе с тем, в группах, где не проводился тренинг совладания со стрессом, не выявлены статистически значимые различия в результатах шкал уровня стресса, также можно отметить у некоторых учащихся увеличение показателей стресса, что свидетельствует о возрастании уровня стресса учащихся по мере приближения ОГЭ и ЕГЭ. В контрольных группах 9-11 классов отмечается высокий уровень стресса, неадаптированность учащихся к нагрузкам, близость состояния к нервному срыву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сагилян Эмма Михайловна, Иванова Татьяна Мифодеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE MANIFESTATION OF STRESS IN STUDENTS OF GRADES 9-11 IN THE CONDITIONS OF PREPARATION AND DELIVERY OF THE UNIFIED STATE EXAM AND THE BASIC STATE EXAM (ON THE EXAMPLE OF THE LYCEUM 59, SOCHI)

The article examines the dynamics of the manifestation of stress in students in grades 9-11 in the conditions of passing the exam and exam. The analysis of the studies of well-known psychologists, manifestations of anxiety and stress in the senior school period, is also given, the history of the term “stress” in psychology is given. Our empirical study of the stress level made it possible to identify the following features: a statistically significant result was found in all students in the experimental sample. We proved that our training in coping with stress significantly reduces the stress level of students in grades 9-11, and contributes to the emergence of psychological adaptation to stress. At the same time, in the groups where the stress coping training was not conducted, we did not reveal statistically significant differences in the results of the stress level scales; we can also note an increase in stress indicators in some students, which indicates an increase in the students’ stress level as the CSE and CSE approach . In the control groups of grades 9–11, a high level of stress, non-adaptation of students to stress, and the proximity of the state to a nervous breakdown are noted.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ (НА ПРИМЕРЕ МОБУ ЛИЦЕЙ 59 Г. СОЧИ)»

ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ (НА ПРИМЕРЕ МОБУ ЛИЦЕЙ 59 Г. СОЧИ)

Сагилян Эмма Михайловна

Кандидат психологических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail:

Иванова Татьяна Мифодеевна

Магистрант,Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10099

Аннотация:

В статье исследуется динамика проявления стресса у учащихся 9-11 классов в условиях сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Проводится анализ исследований известных ученых-психологов проявления тревожности и стресса в старшем школьном периоде, также дается история возникновения термина «стресс» в психологии. Проведенное эмпирическое исследование уровня стресса позволило выделить следующие особенности: статистически значимый результат выявлен у всех учащихся экспериментальной выборки. Было доказано, про проведенный тренинг совладания со стрессом значительно снижает уровень стресса учеников 9-11 классов, способствует появлению психологической адаптированности к нагрузкам. Вместе с тем, в группах, где не проводился тренинг совладания со стрессом, не выявлены статистически значимые различия в результатах шкал уровня стресса, также можно отметить у некоторых учащихся увеличение показателей стресса, что свидетельствует о возрастании уровня стресса учащихся по мере приближения ОГЭ и ЕГЭ. В контрольных группах 9-11 классов отмечается высокий уровень стресса, неадаптированность учащихся к нагрузкам, близость состояния к нервному срыву.

Ключевые слова: тревожность, стресс, страхи, психофизиологическое здоровье.

THE DYNAMICS OF THE MANIFESTATION OF STRESS IN STUDENTS OF GRADES 9-11 IN THE CONDITIONS OF PREPARATION AND DELIVERY OF THE UNIFIED STATE EXAM AND THE BASIC STATE EXAM (ON THE EXAMPLE OF THE LYCEUM 59, SOCHI)

Sagilyan Emma Mikhailovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, International Innovation University (Sochi), e-mail:

Ivanova Tatyana Mifodeevnaa

Master student, International Innovation University (Sochi), e-mail:

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10099

Abstract:

The article examines the dynamics of the manifestation of stress in students in grades 9-11 in the conditions of passing the exam and exam. The analysis of the studies of well-known psychologists, manifestations of anxiety and stress in the senior school period, is also given, the history of the term "stress" in psychology is given. Our empirical study of the stress level made it possible to identify the following features: a statistically significant result was found in all students in the experimental sample. We proved that our training in coping with stress significantly reduces the stress level of students in grades 9-11, and contributes to the emergence of psychological adaptation to stress. At the same time, in the groups where the stress coping training was not conducted, we did not reveal statistically significant differences in the results of the stress level scales; we can also note an increase in stress indicators in some students, which indicates an increase in the students' stress level as the CSE and CSE approach . In the control groups of grades 9-11, a high level of stress, non-adaptation of students to stress, and the proximity of the state to a nervous breakdown are noted.

Keywords: anxiety, stress, fears, psychophysiological health.

Проблема возникновения стресса и отражения его влияния на результатах деятельности в последние годы становится одной из актуальных в мировой психологической науке и практике. Известны многоплановые описания различных видов психологии стресса: стресс жизни (Р.Лазарус, Л.А.Китаев-Смык, В.А.Бодров, Ю.В.Щербатых), посттравматический (Л.А.Якушева, Н.В.Тарабрина, А.В.Костельникова, О.Ю.Сальникова), профессиональный (Н.Н.Асеева, А.М.Жуков, М.А.Багрий, Н.А.Кощеева, Е.А.Туренко, А.А.Баранов, С.Б.Величковская), коммуникативный (М.В.Коврова, А.Е.Янковская, Н.В.Казанцева, Е.А.Муратова, В.И.Кабрин, Н.В.Самоукина), экзаменационный (О.М.Сергеева, К.В.Краева), гендерно-ролевой (Ш.Берн, Т.В.Бендас) и др.

Многие рассматривают стресс как неотъемлемый «атрибут» современной высокотехнократичной эпохи и указывают на необходимость интенсификации разработки проблемы защиты от ситуаций стресса. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Известные ученые изучали проявления тревожности и стресса в старшем школьном периоде: А.В. Аверин, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, А.О. Прохоров, О.В. Хухлаева и другие. Известно, что проблематику и последствия введения практики ОГЭ и ЕГЭ в России исследовали ученые: Е.И. Стрижиус, Е.А. Лаптева, В.Б. Любовцев, Л.М. Мамалыга, С.Н. Костромина, В.В. Прокофьева, Ж.Л. Валей, А.В. Гидлевский, Р.А. Зотов, М.А. Мальцева, А.Н. Романова, С.А. Гапонова, К.Д. Дятлова, Е.А. Серёгина и др. При этом, для учащихся 9-11 классов, как отмечают многие авторы, период подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ является весьма стрессогенным, страхи по поводу предстоящего экзамена и длительная к ним подготовка накладываются также на возраст учащегося. Тема динамики стресса учащихся в условиях подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ является весьма актуальной. Цель нашего исследования заключается в выявлении динамики стресса учащихся 9-11 классов в условиях подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Объект исследования: учащиеся 9-11 классов МОБУ лицей №59 г.Сочи.

Методики нашего исследования: методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин); методика «Шкала психологического стресса РSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона» (для измерения феноменологической структуры переживаний стресса); авторский опросник стрессогенных факторов. Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью программы Microsoft Excel, IBM SPSS Statistics (версия 21). Среди методов математической статистики нами использовались: методы описательной статистики: вычисление среднего, стандартного отклонения; Т-критерий Вилкоксона; расчет коэффициента конкордации М. Кэндела и Смита.

Проанализировав исследования по изучению проблемы стресса в психологии, нами сделан вывод о том, что многие отечественные и зарубежные ученые исследовали проблематику стресса. Известно, что термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены канадским ученым биологом Гансом

Селье в 1936г., который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. В наше время стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. Согласно мнению Р.Лазаруса стресс физиологической природы представляет собой непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Возникновение стресса и отражение его влияния на результатах деятельности в последние годы становится одной из актуальных проблем в мировой психологической науке и практике. Накоплено значительное количество многоплановых описаний различных видов психологии стресса: стресс жизни (Р. Лазарус, Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров, Ю.В. Щербатых), посттравматический (Л.А. Якушева, Н.В. Тарабрина, А.В. Костельникова, О.Ю. Сальникова), профессиональный (Н.Н. Асеева, А.М. Жуков, М.А. Багрий, Н.А. Кощеева, Е.А. Туренко, А.А. Баранов, С.Б. Величковская), коммуникативный (М.В. Коврова, А.Е. Янковская, Н.В. Казанцева, Е.А. Муратова, В.И.Кабрин, Н.В.Самоукина), экзаменационный (О.М. Сергеева, К.В. Краева), гендерно-ролевой (Ш. Берн, Т.В. Бендас) и др. Многие ученые изучали проявления тревожности и стресса в старшем школьном периоде: А.В. Аверин, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, А.О.Прохоров, О.В.Хухлаева и другие. Известно, что проблематику и последствия введения практики ОГЭ и ЕГЭ в Россию исследовали ученые: Е.И.Стрижиус, Е.А.Лаптева, В.Б.Любовцев, Л.М.Мамалыга, С.Н.Костромина, В.В.Прокофьева, Ж.Л.Валей, А.В.Гидлевский, Р.А.Зотов, М.А.Мальцева, А.Н.Романова, С.А.Гапонова, К.Д.Дятлова, Е.А.Серёгина и др. При этом, для школьника 9-11 класса, как отмечают многие авторы, период подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ является весьма стрессогенным, страхи по поводу предстоящего экзамена и длительная к ним подготовка накладываются также на возраст учащегося.

Рассмотрев теоретические аспекты исследования учащихся 9-11 классов, отметили, что подростковый и юношеский периоды развития являются весьма стрессогенными для учащихся. В зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей, каждый школьник переживает стрессовые ситуации, связанные с изменением внешности, гормональной перестройкой, а как следствие этого - скачки настроения, грубость, раздражительность и мн. др. В дополнение ко всему вышеперечисленному, в подростковом возрасте школьники могут обзавестись тревожностью как сформировавшейся личностной характеристикой, которая в дальнейшем при соответствующих условиях, может оформиться и закрепиться. Учащиеся становятся более нервными, раздражительными, склонность к преувеличению также негативно отражается на восприятии школьниками стрессовых ситуаций.

Проведенное эмпирическое исследование по выявлению динамики проявления стресса учащихся 9-11 классов в условиях подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ на базе МОБУ Лицей №№ 59 г. Сочи позволило выявить следующие результаты исследования стрессогенных факторов методом коэффициента конкордации: полученные данные учеников 9-11 классов по всем четырем блокам согласованны, и значимы для каждого блока. Наиболее стрессогенными факторами для учащихся 9-11 классов являются (от наиболее сильного к наименее):

- по блоку «стрессы, не связанные с обучением»: смерть члена семьи, тяжелое заболевание одного из членов семьи;

- по блоку «стрессы, связанные с обучением»: недостаток личного времени и чрезмерно большую нагрузку по учебе;

- по блоку «стрессы, связанные с ОГЭ и ЕГЭ»: боязнь остаться со справкой, боязнь получить низкие баллы, боязнь не оправдать ожиданий, боязнь не набрать нужное количество баллов;

- по блоку «стрессы, связанные с родителями/ учителями»: конфликты с родителями, давление со стороны учителей.

Проведенное нами эмпирическое исследование уровня стресса позволило нам выделить следующие особенности: статистически значимый результат выявлен у всех учащихся экспериментальной выборки. Мы доказали, про проведенный нами тренинг совладания со стрессом значительно снижает уровень стресса учеников 9-11 классов, способствует появлению психологической адаптированности к нагрузкам. Вместе с тем, в группах, где не проводился тренинг совладания со стрессом, мы не выявили статистически значимых различий в результатах шкал уровня стресса, также можно отметить у некоторых учащихся увеличение показателей стресса, что свидетельствует о возрастании уровня стресса учащихся по мере приближения ОГЭ и ЕГЭ. В контрольных группах 9-11 классов отмечается высокий уровень стресса, неадаптированность учащихся к нагрузкам, близость состояния к нервному срыву.

Во всех 9-11 классах экспериментальной выборки наблюдались достоверно значимые изменения по шкалам реактивной и личностной тревожности. В контрольной выборке 9-11 классов, не участвовавших в тренинге совладания со стрессом, мы наблюдаем отсутствие изменений по шкалам реактивной и личностной тревожности. Некоторые учащиеся также отметили увеличение данных показателей, возможно связанных с нагнетанием атмосферы вокруг сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что разработанный и проведенный нами тренинг совладания со стрессом можно использовать для формирования стрессоустойчивости у учащихся 9-11 классов. Таким образом, мы можем считать нашу гипотезу подтвержденной.

На основе полученных данных нами разработаны рекомендации по формированию стресоустойчивости учащихся 9-11 классов в условиях подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Необходимо применить комплексный подход, включающий

не только тренинг, проводимый с учениками 9-11 классов. Школьному психологу необходимо проводить комплексную работу и с учениками 9-11 классов, и с учителями, и с родителями. А, именно:

- проводить регулярные занятия с учителями по следующим вопросам:

1) формирования базовых знаний по вопросам психологической помощи для сохранения психологического здоровья учащихся;

2) изменения педагогической тактики, которая носит стрессогенный характер, особенно в период подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

3) повышения грамотности в вопросах охраны и укрепления психофизиологического здоровья, согласно, возрастным периодам;

- принимать участие:

1) в адаптации новых методик и технологий обучения (с согласия администрации школы) для разных возрастных групп, с целью нивелирования уровня стресса и тревожности, и повышения качества обучения школьников;

2) в составлении школьного расписания (с согласия администрации школы) для снижения психофизиологической нагрузки при современной интенсификации учебного процесса, особенно для 9-11 классов;

3) в системной работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, особенно 9-11 классов;

4) в организации соблюдения физиологических и гигиенических требований в учебном процессе;

- проводить регулярные занятия с родителями по следующим вопросам:

1) формированию базовых знаний по вопросам психологической поддержки детей в период подготовки и сдачи экзаменов;

2) формированию адекватных требований со стороны родителей к детям-школьникам 9-11 классов с целью предотвращения возникновения у детей внутриличностного конфликта, который формирует устойчивую личностную тревожность;

3) повышения грамотности в вопросах охраны и укрепления психофизиологического здоровья у детей-школьников 9-11 классов в период подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ, который обусловлен завышенными учебными нагрузками;

4) повышение самооценки и мотивации ребенка-школьника;

- проводить среди учеников 9-11 классов:

1) систематические диагностические исследования стрессовых и тревожных состояний;

2) занятия по охране и укреплению психофизиологического здоровья;

3) тренинги по коррекции стресса и тревожности с целью формирования стрессоустойчивости с использованием соответствующих методик;

4) тренинги по обучению саморегуляции и релаксации в стрессовых ситуациях (экзамены и подготовка к ним) для уменьшения проявления тревожности, нервно-психического напряжения, психосоматических реакций и уровня стресса;

5) обучение методам и приемам овладения волнением и тревожностью;

6) занятия по повышению самооценки и мотивации, личностному росту школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Учебное пособие для ВУЗов: Изд. «Прометей», 2018 - 496 с.

2. Габдуллина Э.М. Динамика стрессовых переживаний, обучающихся в период подготовки к итоговым экзаменам. Научная статья //Журнал- Наука через призму времени. - 2019 - № 5(26) -198-200 с.

3. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста. Учебник / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. - М.: Юрайт, 2016. - 408 c.

4. Писарев А.Е., Костромина С.Н. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация или фактор успеха? Научная статья//Журнал Статистика и экономика. - 2017.- № 3- 80-91 с.

5. Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости [Электронный ресурс] // NB: Педагогика и просвещение. - 2013. - № 1. - 106-125 с. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_8799.html.

REFERENCES

1. Abramova G.S. Prakticheskaya psikhologiya. [Practical psychology]. Uchebnoe posobie dlya VUZov: Izd. «Prometei», 2018. 496 p.

2. Gabdullina E.M. Dinamika stressovykh perezhivanii, obuchayushchikhsya v period podgotovki k itogovym ekzamenam. [The dynamics of stressful experiences studying in preparation for the final exams] Nauchnaya stat'ya //Zhurnal- Nauka cherez prizmu vremeni. 2019 № 5(26) 198-200 p.

3. Tolstykh N. N. Psikhologiya podrostkovogo vozrasta. Uchebnik [Psychology of adolescence. Textbook]. N.N. Tolstykh, A.M. Prikhozhan. Moscow: Yurait, 2016. 408 p.

4. Pisarev A.E., Kostromina S.N. Ekzamenatsionnyi stress na EGE: destabilizatsiya ili faktor uspekha? Nauchnaya stat'ya [Examination stress on the exam: destabilization or success factor? Research Article]. Zhurnal Statistika i ekonomika. - 2017.- № 3- 8091 s.

5. Strizhius E.I. Vliyanie trevozhnosti na rezul'taty vypusknykh ekzamenov (GIA/ EGE) u starsheklassnikov s razlichnym urovnem uspevaemosti [Elektronnyi resurs] [The impact of anxiety on the results of final exams (GIA / EGE) in high school students with different levels of achievement [Electronic resource]] .NB: Pedagogika i prosveshchenie. - 2013. - № 1. - 106-125 s. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_8799.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.