Научная статья на тему 'Динамика процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников'

Динамика процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOL / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС / EXPERIMENTAL CLASS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / PROFESSIONAL INTEREST / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL ORIENTATION / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадашкеев Михаил Валерьевич

В статье представлен анализ динамики процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников. В работе рассматривается существующие методики оценки развития личностно-профессионального определения и анализируются изменения личностно-профессионального самоопределения учащихся. Также, в работе анализируются статистические данные, полученные в ходе формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PERSONAL-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF RURAL STUDENTS

The article presents the analysis of the dynamics of the development process of personal and professional self-determination of rural students. This paper examines existing methods of evaluating the development of personal and professional identify and analyze the changes of personal and professional self-determination of students. Also, this paper analyzes the statistical data obtained during the formative experiment.

Текст научной работы на тему «Динамика процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников»

УДК 373.57

Бадашкеев Михаил Валерьевич

Кандидат педагогических наук Педагог-психолог, МБОУ «Тарасинская СОШ»

ДИНАМИКА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен анализ динамики процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников. В работе рассматривается существующие методики оценки развития личностно-профессионального определения и анализируются изменения личностно-профессионального самоопределения учащихся. Также, в работе анализируются статистические данные, полученные в ходе формирующего эксперимента.

Ключевые слова: сельская школа, экспериментальный класс, профессиональный интерес, направленность личности, развитие личностно-профессионального самоопределения.

Agris subject code: C10

Mikhail Badashkeev

Ph.D. (Pedagogy)

Educational psychologist, Secondary General School Tarasivska

THE DYNAMICS OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PERSONAL-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF RURAL STUDENTS

The article presents the analysis of the dynamics of the development process of personal and professional self-determination of rural students. This paper examines existing methods of evaluating the development of personal and professional identify and analyze the changes of personal and professional self-determination of students. Also, this paper analyzes the statistical data obtained during the formative experiment.

Keywords: rural school, experimental class, professional interest, personal orientation, development of personal and professional self-determination.

Agris subject code: C10

Российская система образования переходит на совершенно новый этап своего развития. Образование становится одним из важнейших факторов экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности. В подготовке специалистов в системе высшего образования в России происходят качественные изменения, обусловленные необходимостью его гуманизации, субъектности и самостоятельности, активности и толерантности. Этим определяются и особые требования к дополнительному профессиональному образованию, призванному устранять недостатки предыдущих ступеней образования.

Проблема развития личностно-профессионального самоопределения у сельских школьников приобрела в педагогической теории и образовательной практике особую актуальность в связи с введением ФГОС. Это обусловлено потребностью общества, жизни, практики обучения и воспитания, необходимостью подготовки подрастающего поколения к выбору будущей профессии. Проблема развития познавательных и профессиональных интересов у учащихся к профессиональной деятельности существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы [1, с. 3739].

Во время проведения мероприятий по развитию личностно-профессионального самоопределения сельских школьников мы организовали постоянный мониторинг изменений компонентов личностно-профессионального самоопределения учащихся с целью получения информации об эффективности организованной деятельности и своевременной ее корректировки.

С этой целью нами были применены разнообразные диагностические методики и разработана собственная методика математической проверки эффективности процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников. Качественный и количественный

анализ результатов позволил осуществить объективную, надежную и достоверную оценку материалов исследования, выявить закономерности в изменениях изучаемых показателей.

Значительно увеличилось количество учащихся экспериментального класса (Кк), имеющих развитую личностную позицию, а число учащихся с недостаточным развитием личностной позиции уменьшилось с 52% до 9%, т.е. на 43%. Анализ диагностических данных свидетельствует об увеличении числа сельских школьников с высокой профессионально-педагогической направленностью: с 11% до 85%, т.е. на 74%. Данные расчетов показывают, что с вероятностью 0,92 наблюдается улучшение всех параметров готовности старшеклассников к личностно-профессиональному самоопределению, причем эти улучшения не являются случайными [2, с. 46].

Анализ данных, полученных на завершающем этапе формирующего эксперимента, подтвердил, что в экспериментальной группе число учащихся с развитой личностно-профессиональной позицией увеличилось с 12% до 95%, т.е. на 83%.

Анализ показателей профессионально-педагогической направленности личности при п = 27 до эксперимента в Кк-1 (контрольный класс) составил Х = 23,36 балла при 5 = 3,68 ^ = 0,73), после эксперимента этот показатель незначительно увеличился и составил Х = 23,76 балла при 5 = 3,3 ^ = 0,66). Этот показатель за период эксперимента увеличился на Х = 0,4 балла. Данные можно считать недостоверными при t = 1,15; p>0,05.

В Кк-2 уровень направленности личности до эксперимента был равен

Х = 23,24 балла при 5 = 4,09 ^ = 0,81), после эксперимента этот показатель

незначительно увеличился и стал равным Х = 24,00 балла при 5 = 4,35 ^ = 0,87).

Прибавка за период эксперимента составил Х = 0,76 балла. Этот показатель можно считать достоверным при t = 2,52; p<0,01.

В экспериментальном классе до эксперимента исследуемый параметр составили Х = 23,32 балла, при 5 = 4,23 ^ = 0,84). Этот показатель существенно

увеличился по сравнению с Кк-1 и Кк-2 и к концу исследования составил Х = 25,04 балла при 5 = 4,23 и m = 0,84, t-критерий Стьюдента составил 6,44 при p<0,001, полученные данные в экспериментальной группе являются достоверными.

При анализе уровней профессионального интереса к педагогической деятельности в контрольном классе №1 при n = 27 до эксперимента Х = 42,3 балла при 5 = 14,3 (m=3,36), после эксперимента этот показатель увеличился и составил Х = 46,6 балла при 5 = 16,5 (m = 3,41). Прибавка за период эксперимента составила Х = 4,3 балла. Этот показатель не превосходит 95%-ный уровень значимости при t = 2,16; p<0,05, т.е. данные достоверны при двусторонней принятой гипотезе.

В контрольном классе №2 исследуемый параметр «уровень профессионального интереса к педагогической деятельности» до эксперимента составил Х = 51,46 балла при 5 = 22,35 (m = 4,47), после эксперимента этот показатель изменился и составил Х = 48,12 балла при 5 = 20,69 (m = 5,1).

В экспериментальном классе до эксперимента составил Х = 65,42 балла, при 5 = 21,29 (m = 4,25). Этот показатель значительно увеличился по сравнению с Кк-1 и Кк-2 и концу исследования составил Х = 85,87 балла, при 5 = 20,61 и m = 4,12. t-критерий Стъюдента составил 7,44 при p<0,001, прибавка за период эксперимента составила Х = 20,45 балла, полученные данные можно считать высокодостоверными в экспериментальном классе.

В зависимости от характера полученных данных по этим критериям рассчитывались такие параметры, как х — среднее арифметическое, 5 — среднее квадратическое отклонение, m — ошибка среднего арифметического, t — критерий достоверности различий сравниваемых величин, р — уровень значимости. Все параметры определялись согласно известным методам вариационной статистики. Большие массивы данных обрабатывались на компьютере в среде Windows 7 в приложении SPSS 19, и EXCEL [3, с. 94].

Мы изучили уровни профессиональной направленности, личностно-

профессиональной позиции, профессионального интереса к педагогической деятельности у сельских школьников на этапе констатирующего эксперимента. Полученные данные свидетельствуют о том, что ведущим мотивом для учащихся 10-11-х классов является:

- значимость профессии для общества 75% (10 кл.) и 85% (11 кл.);

- большинство школьников (43% (10 кл.) и 52% (11 кл.)) привлекает возможность стать ценным для общества человеком.

Большинство десятиклассников (62%) не проявляли устойчивого желания стать учителем, одиннадцатиклассники, напротив, утверждают, что через 10 лет они будут связаны с профессиональной педагогической деятельностью (65%). Согласно проведенным исследованиям, у 37% учащихся 10-х классов и 11-х классах — у 40% преобладает низкий уровень самооценки. Профессиональный интерес к педагогическим дисциплинам проявили достаточное количество учащихся 76% (10 кл.) и 68% (11 кл.).

Разработанное содержание процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников и выбранные технологии позволили получить высокие результаты уровней личностно-профессионального самоопределения:

- Профессионально-педагогическая направленность — Эк1-93,96%, Эк2-89,04%;

- Профессиональный интерес — Эк1-84,24%, Эк2-85,2%;

- Самооценка учащихся — Эк1-89,64%, Эк2-83,68%;

- Активность учащихся — Эк1-88,6%, Эк2-84,64%.

Показатель личностно-профессионального самоопределения учащихся увеличился с 12% до 95%, т.е. на 83%, что является доказательством успешности реализации проведенных нами мероприятий [1, с. 119].

Проведенная нами экспериментальная работа выявила положительную

динамику процесса развития личностно-профессионального самоопределения

сельских школьников доказала, что только комплексное педагогическое

воздействие на развитие личностно-профессионального самоопределения

347

сельских школьников обеспечивает эффективное профессиональное развитие личности. В процессе проведения исследования на разных его этапах была ярко выражена личная потребность учащихся экспериментального класса не только в успешной профессиональной подготовке, но и в совершенствовании своих личностных качеств.

Литература

1. Бадашкеев М.В. Личностно-профессиональное самоопределение учащихся в образовательной среде современной сельской школы: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бадашкеев Михаил Валерьевич. -Улан-Удэ. — 2014. — 179 с.

2. Базаров, Ц.Р. Сельская школа Бурятии / Ц. Р. Базаров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Бурят.гос. ун-т. — Улаан-Баатор :Бэмби сан, 2012. — 114, [1] с., 7,12 л. : табл. ; 21 см. — Библиогр.: с. 112-114. — 300 прим. — ISBN 978-999-3-120-9.

3. Голубчикова, М.Г. Проблема самоактуализации сельских школьников в условиях дифференцированного обучения: монография/ М.Г. Голубчикова. Иркутск:Изд-во Иркутский гос.пед.ун-та, 2005.-160 с.

References

1. Badashkeev M.V. Lichnostno-professional'noe samoopredelenie uchashhihsja v obrazovatel'noj srede sovremennoj sel'skoj shkoly: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Badashkeev Mihail Valer'evich. -Ulan-Udje. — 2014. — 179 p. (In

Russian)

2. Bazarov, C.R. Sel'skaja shkola Burjatii / C. R. Bazarov ; M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii, Burjat.gos. un-t. — Ulaan-Baator :Bjembi san, 2012. — 114, [1] s., 7,12 l. : tabl. ; 21 sm. — Bibliogr.: s. 112-114. — 300 prim. — ISBN 978-999-3-120-9. (In Russian)

3. Golubchikova, M.G. Problema samoaktualizacii sel'skih shkol'nikov v uslovijah differencirovannogo obuchenija: monografija/ M.G. Golubchikova. Irkutsk:Izd-vo Irkutskij gos.ped.un-ta, 2005.-160 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.