Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ: НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ'

ДИНАМИКА ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ: НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА / ПРОТЕСТ / ПРОТЕСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ / ПРОТЕСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КОНТЕКСТ / РЕГИОН / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / DYNAMICS / PROTEST / PROTEST MOOD / PROTEST POTENTIAL / PROTEST ACTIVITY / YOUTH AND STUDENT / CONTEXT / REGION / FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT / PRIMORSKY REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марин Егор Борисович, Осмачко Надежда Владимировна

В статье представлены результаты социологических исследований, проведенных в 2017 и 2020 гг. в Приморском крае. Цель повторного исследования заключалась в выявлении динамики протестных настроений студенческой молодежи с учетом региональной специфики. Выбор объекта исследования обусловлен существенной значимостью молодых квалифицированных специалистов для развития Дальнего Востока и Забайкалья, подготовка которых осуществляется в вузах Дальневосточного федерального округа (ДФО). Приморский край занимает ведущие позиции в экономике и политической системе федерального округа, а Владивосток, главный город региона, является его столицей. Сравнительный анализ данных двух опросов показал значительный рост численности молодежи, в том числе - студенческой, неудовлетворенной политикой государства, испытывающей по этому поводу отрицательные эмоции. За три года протестный потенциал студенчества края вырос: стало больше молодых людей, поддерживающих митинги и демонстрации против политики государства, стало меньше респондентов, затруднившихся оценить собственный уровень готовности к протестной активности, численно выросла группа акторов протестного поведения в отношении проблем в силовых ведомствах, сферах безопасности и политики. Респонденты отдают предпочтение следующим формам протестной активности: тематическим концертам, выставкам, перфомансам, инсталляциям, флэш-мобам; подписанию коллективных протестных обращений, петиций; разрешенным акциям протеста; смене власти мирным путем. Сложную неоднозначную динамику протестных настроений и протестного потенциала студенческой молодежи Приморского края следует учитывать образовательным организациям, органам управления разного уровня, чтобы ориентироваться в ситуации, прогнозировать ее развитие, принимать обоснованные управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Марин Егор Борисович, Осмачко Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF STUDENT PROTEST MOODS IN THE REGIONAL CONTEXT: AT THE EXAMPLE OF PRIMORSKY REGION

The article presents the results of sociological research conducted in 2017 and 2020 years at the Primorsky region. The purpose of the repeated study was to identify the dynamics of student protest moods, taking into account regional specifics. The choice of the object of research is due to the significant importance of young qualified specialists for the development of the far East and Transbaikalia, whose training is carried Out in universities of the far Eastern Federal district (DFO). Primorsky region occupies a leading position in the economy and political system of the Federal district and Vladivostok city being the capital of the region is the capital of the district too. According secondary sources, was found that the number of open protests at this region were significantly fewer compared to 2017, but the protest potential of the population is still high. A comparative analysis of the data of two surveys showed a significant increase in the number of young people, including students, who are dissatisfied by the state’s policy and have negative emotions about it. Over the past three years, the protest potential of the students has grown: the number of young people, who support rallies and demonstrations against state policy, increased, the number of the respondents, who find it difficult to assess their own level of readiness for protest activity, decreased. A group of actors of protest behavior in relation to problems at law enforcement agencies, security and politics has grown. Respondents prefer the following forms of protest activity: thematic concerts, exhibitions, performances, installations, flash mobs; signing of collective protest appeals, petitions; permitted protest actions; peaceful change of government. The complex and ambiguous dynamics of protest moods and protest potential of students in Primorsky region should be taken into account by educational organizations and management bodies of various levels in order to navigate the situation, predict its development, and make informed management decision.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ: НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

23.00.02 Политические институты, процессы и технологии

Political institutions, processes and technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-5-20-35

УДК: 323

Динамика протестных настроений студенческой молодежи в региональном контексте: на примере Приморского края

Е.Б. Марин1, 2 а ©, Н.В. Осмачко2, b ©

1 Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток, Российская Федерация

2 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация

a E-mail: egor-marin@yandex.ru ь E-mail: nv.o@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты социологических исследований, проведенных в 2017 и 2020 гг. в Приморском крае. Цель повторного исследования заключалась в выявлении динамики протестных настроений студенческой молодежи с учетом региональной специфики. Выбор объекта исследования обусловлен существенной значимостью молодых квалифицированных специалистов для развития Дальнего Востока и Забайкалья, подготовка которых осуществляется в вузах Дальневосточного федерального округа (ДФО). Приморский край занимает ведущие позиции в экономике и политической системе федерального округа, а Владивосток, главный город региона, является его столицей. Сравнительный анализ данных двух опросов показал значительный рост численности молодежи, в том числе - студенческой, неудовлетворенной политикой государства, испытывающей по этому поводу отрицательные эмоции. За три года протестный потенциал студенчества края вырос: стало больше молодых людей, поддерживающих митинги и демонстрации против политики государства, стало меньше респондентов, затруднившихся оценить собственный уровень готовности к протестной активности, численно выросла группа акторов протестного поведения в отношении проблем в силовых ведомствах, сферах безопасности и политики. Респонденты отдают предпочтение следующим формам протестной активности: тематическим концертам, выставкам, перфомансам, инсталляциям, флэш-мобам; подписанию коллективных протестных обращений, петиций; разрешенным акциям протеста; смене власти мирным путем. Сложную неоднозначную динамику протестных настроений и протестного потенциала студенческой молодежи Приморского края следует учитывать образовательным организациям, органам управления разного уровня, чтобы ориентироваться в ситуации, прогнозировать ее развитие, принимать обоснованные управленческие решения.

Ключевые слова: динамика, протест, протестное настроение, протестный потенциал, протестная активность, студенческая молодежь, контекст, регион, Дальневосточный федеральный округ, Приморский край

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31-518

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Марин Е.Б., Осмачко Н.В. Динамика протестных настроений студенческой молодежи в региональном контексте: на примере Приморского края // Социально-политические науки. 2020. Т. 10. № 5. С. 20-35. 001: 10.33693/2223-0092-2020-10-5-20-35 V_/

Марин Е.Б., Осмачко Н.В.

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-5-20-35

Dynamics of student protest moods

in the regional context:

At the example of Primorsky region

E.B. Marin1, 2, а ©, N.V. Osmachko2, b ©

1 Admiral Nevelskoy Maritime State University, Vladivostok, Russian Federation

2 Far-Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation

a E-mail: egor-marin@yandex.ru b E-mail: nv.o@mail.ru

Abstract. The article presents the results of sociological research conducted in 2017 and 2020 years at the Primorsky region. The purpose of the repeated study was to identify the dynamics of student protest moods, taking into account regional specifics. The choice of the object of research is due to the significant importance of young qualified specialists for the development of the far East and Transbaikalia, whose training is carried Out in universities of the far Eastern Federal district (DFO). Primorsky region occupies a leading position in the economy and political system of the Federal district and Vladivostok city being the capital of the region is the capital of the district too. According secondary sources, was found that the number of open protests at this region were significantly fewer compared to 2017, but the protest potential of the population is still high. A comparative analysis of the data of two surveys showed a significant increase in the number of young people, including students, who are dissatisfied by the state's policy and have negative emotions about it. Over the past three years, the protest potential of the students has grown: the number of young people, who support rallies and demonstrations against state policy, increased, the number of the respondents, who find it difficult to assess their own level of readiness for protest activity, decreased. A group of actors of protest behavior in relation to problems at law enforcement agencies, security and politics has grown. Respondents prefer the following forms of protest activity: thematic concerts, exhibitions, performances, installations, flash mobs; signing of collective protest appeals, petitions; permitted protest actions; peaceful change of government. The complex and ambiguous dynamics of protest moods and protest potential of students in Primorsky region should be taken into account by educational organizations and management bodies of various levels in order to navigate the situation, predict its development, and make informed management decision.

Key words: dynamics, protest, protest mood, protest potential, protest activity, youth and student, context, region, Far Eastern Federal district, Primorsky region

Acknowledgements. The reported study was funded by RFBR and EISR, project numder 20-011-31-518

ВВЕДЕНИЕ

Изменчивость, противоречивость, неопределенность, непрозрачность, необходимость реагирования на внешние вызовы - очевидные характеристики современной социальной реальности. В российском обществе они во многом обусловливаются транзитивными [Магранов, Деточенко, 2018], трансформационными [Латова, 2018; Горшков, 2019]; по сути - модернизаци-онными [Лапин, 2016] процессами. Радикальные изменения порождают конфликты, разные по масштабу, направленности, остроте, длительности, носителю. Многие социальные конфликты приобретают форму протеста - столкновений субъектов социальной

жизни, обусловленных несовпадением потребностей, интересов и целей с обстоятельствами, вызвавшими их недовольство [Артюхина, 2017: 31]. Особым актором протестного поведения выступает молодежь: она остро ощущает несовершенство общественного устройства, демонстрирует завышенные амбиции и требования к окружающим, болезненно переживает невозможность или ограничения в удовлетворении своих потребностей и др. [Габа, 2015: 144, 148-149]. Эти специфические черты привлекают других субъектов протестной деятельности, и часто именно молодые люди становятся объектом их воздействия.

Сам социальный протест представляет собой неоднозначное явление. С одной стороны, это проявление

внутренних противоречий общества, свидетельство его несовершенства. Масштабный и радикальный протест может угрожать стабильности общества, стать серьезной проблемой для государства.

В то же время, протестная активность может быть индикатором тех или иных проблем, стимулировать диалог общества и власти. Если государственные органы смогут своевременно отслеживать сигналы, которые подает протестное движение и грамотно корректировать свою политику, то протестные явления могут пойти на благо и самому обществу и государству.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПРОТЕСТА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Протест, являясь разновидностью активности человека, предстает как сложный социальный феномен. Поэтому неудивительно, что в зарубежной и российской социологии сложились различные (и многочисленные) подходы к его изучению [Акунина, 2011; Соломатина, 2014; Артюхина, 2017]. Протест интерпретируют в терминах революционной деятельности (К. Маркс, Р. Дарен-дорф), мобилизации ресурсов (Д. Маккарти, М. Зальд), социальных изменений и движений (Н. Смелзер, П. Штомпка), аномии и девиации (Э. Дюркгейм, Р. Мер-тон), способа регуляции социальной системы (Т. Пар-сонс, Н. Луман), социальной транзитивности (К. Поппер, С. Хантингтон, А.С. Ахиезер), аккультурации (Т. Лукман, Ю. Хабермас), модернизации и риска (Э. Гидденс, У. Бек, О.Н. Яницкий), депривации (Т.Р. Гарра), политической идентичности (А. Турен, К. Райт), институционализма (С.В. Патрушев, П.В. Панов), трансформации (В.А. Ядов, Т.И. Заславская, Г.И. Вайнштейн), суб- и контркультур (С. Холл, Т. Джеферсон, П. Уиллис), коммуникаций (Дж. Александер, Х. Фухс, М. Кастельс), абсентеизма (А.И. Кочетков, А.Е. Любарев, A.A. Галкин) и т.д.

Эти подходы являются теоретико-методологическими основаниями в эмпирических исследованиях протестов в молодежной среде [Гаранин, 2010; Меркулов, Проказина, 2017]. За последние два десятилетия в отечественной социологии накоплен большой объем знаний о протестной активности молодых людей. В частности, о политической социализации в условиях трансформации/модернизации российского общества (О.И. Габа, В.Н. Помазанова, И.А. Свертков, З.А. Ата-биева, А.В. Мельников, О.А. Мирясова и др.); мотивации, идейных ориентациях, участии молодежи в политическом процессе (C.B. Алещенок, П.И. Бабочкин, A.A. Козлов, Б.А. Ручкин, Е.А. Гришина, Э.В. Чекмарев, О.Ю. Гаранин, Е.В. Зозуля и др.); конвенциональных и неконвенциональных (экстремистских) формах про-тестной активности, коллективных движениях молодежи (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, Д.И. Аминов, Р.Э. Огонян, С.Г. Кара-Мурза, Л.С. Пастухова, С.Ц. Хобраков, О.Б. Фурсов, Н.Б. Бааль, Г.А. Лактионов, К.А. Котова, А.Е. Москалев, И.А. Дяченко, В.В. Костенко и др.); влиянии СМИ, органов власти и гражданского общества на политическое самосознание, активность молодежи (П.А. Меркулов, Е.Н. Малик, Е.С. Бакалдина, А.Л. Алексеев, К.А. Бударина, К.А. Иванова и др.), поколенче-ских особенностях политического участия молодежи (Ю.А. Левада; В.Т. Лисовский, М.А. Дуарова, А.М. Се-менцов, М.А. Исаева, Н.П. Попов, О.А. Нор-Аревян).

В настоящее время ученые обращают внимание на современные формы выражения молодежью протестных настроений: спектакулярные (флэш-мобы, хэппенинги, перфомансы), виртуальные (Д.А. Ластовкина, А.В. Ски-перских, А.А. Гарбуз, А.О. Столяров, С.Г. Ушкин), арт-активизм (Ю.А. Акунина, К.Н. Кальярова).

Активно изучается протестная активность молодежи в российских регионах. Заметим, во многих региональных эмпирических исследованиях молодые люди либо включены в основу выборки, наряду с другими социально-демографическими группами (К.А. Гулин, И.Н. Дементьева, С.А. Ваторопин, А.В. Ручкин, О.А. Мирясова, Ю.В. Каира и др.), либо представляют собой генеральную совокупность (Э.В. Чекмарев, И.Н. Дементьева, О.Ю. Гаранин, О.С. Пустошинская, Е.Б. Марин и др.). Региональные особенности политического протестно-го поведения, гражданских инициатив, безопасности и политического участия исследовались Е.В. Шлыковой, A.B. Барановым, Е.В. Морозовой, С.А. Панкратовым, М.В. Саввой, В.М. Юрченко, Д.А. Садковой др.

МЕТОДОЛОГИЯ И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве теоретико-методологических оснований предпринятого нами исследования выступает, во-первых, конфликтологический подход (М. Вебер, Л. Козер, Р. Дарендорф, Н. Смелзер и др.) к феномену протеста в молодежной среде, в частности, студенческой. Он помогает «замерить» потенциал ее протестной активности, протестное настроение, проявляющихся в неприятии определенных условий жизнедеятельности локального, регионального, социетального уровней; во-вторых, теория социальной депривации (Р. Мер-тон, Т.Р. Гарр, Е. Вятр), позволяющая интерпретировать виды протестной активности студентов.

Протестные настроения являются разновидностью социальных настроений. Социальное настроение студенческой молодежи, как и других групп, формируется деятельностью в процессе освоения действительности и затем, через эмоциональные состояния, умонастроения, ценностные ориентации и убежденность влияет на эту действительность [Тощенко, 1998: 31]. Социальные проблемы, блокирование удовлетворения социальных потребностей, в частности, в процессе профессионального обучения, коммуникаций и др., обусловливают формирование протестных настроений. Последние характеризуются неудовлетворенностью студенческой молодежи сложившимся положением вещей, неоправдавшимися ожиданиями и, одновременно, намерением предпринять конкретные действия во изменение субъективно воспринимаемой неблагоприятной ситуации [Габа, 2015: 44]. Как видим, протестное настроение эмоционально окрашено, измеряется наличием и степенью интенсивности, устойчивости негативных оценок, отражающим восприятие молодыми людьми социально-экономических, общественно-политических, духовных и др. процессов. Также оно отражает намерение или готовность субъектов совершить то или иное действие (например, участвовать в протестных акциях при определенных условиях). Все это в совокупности: недовольство и готовность выразить его открыто, позволяет диагностировать протестный потенциал студенческой молодежи [Дементьева, 2016].

Марин Е.Б., Осмачко Н.В.

Сравнительный метод позволил определить изменение упомянутых выше компонентов протеста студентов с учетом контекста - ситуации в Приморском крае, макрорегионе - Дальневосточном федеральном округе (ДФО), социального настроения молодых людей возрастной группы 18-24 лет.

В качестве эмпирической базы использовались вторичные источники - результаты социологического исследования, полученные Е.Б. Мариным в 2017 г. [Марин, 2018], первичные источники - результаты повторного опроса, осуществленного в 2020 г. В этих двух исследованиях применялась одна и та же методика: метод анкетирования, одинаковый опросник (с небольшими дополнениями во втором исследовании), сходная по объему и структуре выборочная совокупность (в 2017 г. - п = 251; в 2020 - п = 254).

Контекст, влияющий на характер протестных настроений студенческой молодежи Приморского края, был охарактеризован на основе данных Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, мониторингов «Про-тестный потенциал» Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «Потенциал протеста с политическими требованиями» Левада-Центра, материалов Приморского научно-исследовательского центра социологии, рейтингового агентства «РИА Рейтинг», докладов Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) и Комитета гражданских инициатив, публикаций в научных изданиях, СМИ.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТЕКСТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Региональный контекст в изучении протестных настроений молодых людей имеет не только познавательное, но и прикладное значение. Применительно к Дальневосточному федеральному округу этот тезис приобретает особый смысл. Реализация экономического потенциала Дальнего Востока и Забайкалья возможна лишь при активном воспроизводстве и развитии его человеческого капитала, наличии трудовых ресурсов должного количества и качества. Студенческая молодежь, развивая необходимые профессиональные компетенции в процессе обучения, в дальнейшем может активно участвовать в процессе воспроизводства социально-профессиональной структуры региона. Увеличение числа молодых квалифицированных специалистов может и должно стать способом снижения влияния демографического фактора на процессы социально-экономического развития ДФО.

Как отмечают специалисты, реализовать данную задачу возможно лишь путем модернизации субъектов ДФО. Собственно, эта стратегическая цель сформулирована еще в 1992 г. [О мерах..., 1992]; для ее реализации были созданы система новых институтов (в частности, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (в настоящее время - еще и Арктики), нормативная правовая база современной государственной политики в отношении макрорегиона [Андрюшина, Опарина, Панова, 2016]. Такие понятия, как «территория опережающего развития (ТОР)», «дальневосточный

гектар», «свободный порт Владивосток (СПВ)», «дальневосточная ипотека» стали привычными не только для населения ДФО, но и всей России. Однако во втором десятилетии XXI в. ситуация в ДФО кардинально не улучшилась: уменьшение количества постоянного населения (от 8188,6 (2018) до 8169,2 тысяч человек (2020)) в девяти из одиннадцати его субъектов свидетельствует о неудовлетворенности людей условиями жизни [Регионы России, 2019: 659; Россия в цифрах, 2020: 50].

Приморский край, занимая по площади девятое место (164,7 тыс. км2) в макрорегионе, является лидером по численности населения. В начале текущего года здесь проживали 1896,9 тыс. человек, что составило 23,2% населения ДФО [Россия в цифрах, 2020: 50]. Этот край занимает ведущие позиции в экономике и политической системе Дальневосточного федерального округа (табл. 1), в 2018 г. Владивосток, административный центр региона, получил статус его столицы.

В 2017 г. Приморский край был отнесен экспертами к региону с повышенным уровнем протестной активности населения. Она была обусловлена комплексом причин: социально-экономических (в частности, в конце 2016 г. задолженность по зарплате была самой большой в стране и достигла 588,7 млн рублей [Приморье имеет самые большие долги по зарплате., 2017; Регионы просят огня., 2017]), политических: фиксировались кадровая нестабильность в крае (арест в 2016 г. мэра г. Владивостока, перемены в руководстве города, края, законодательного собрания [Индекс социально-экономической., 2017]), сворачивание и сведение к сугубо формальной деятельности институтов гражданского общества (в частности, 17-ти экспертных советов, молодежного правительства, общественной палаты и др.) [Пятилетка., 2017] и др.

Только в 2017 г. в кабинетах Минвостокразвития России озадачились вопросом создания среды, приемлемой для жизнедеятельности людей в макрорегионе, а именно, «приступили к новому этапу работы -обеспечению комфортных условий для жизни людей в центрах экономического роста. Во всех девяти субъектах РФ, расположенных на Дальнем Востоке (включая Приморский край. - Прим. авт.), проведена работа по отбору и обоснованию необходимой социальной инфраструктуры. Приняты необходимые решения по финансированию» [Трутнев, 2018].

За три года политическая и социально-экономическая ситуация в крае стабилизировалась, чему способствовала деятельность нового губернатора О.Н. Коже-мяко, назначенного президентом, а затем победившего в выборах 2018 г. после череды предшествующих этому скандальных событий. Кожемяко возглавил региональное отделение «Единой России», стал решать вопросы по повышению авторитета этой партии, эффективности органов исполнительной власти, улучшению условий жизнедеятельности людей и др.

Вместе с тем социологами фиксируется высокий уровень неудовлетворенности населения условиями жизни. В 2019 г., по данным Приморского научно-исследовательского центра социологии, 49,7% опрошенных жителей региона отрицательно оценивали социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в их населенном пункте, 42,1% - обстановку, сложившуюся в крае. Также скептически высказывались о перспективах ее изменения [Приморцы оценили ситуацию., 2019] (рис. 1).

Таблица 1

Позиция Приморского края в рейтинге регионов России и ДФО по уровню социально-экономического положения и качеству жизни в 2017 и 2019 гг. [Primorsky regions рosition in the rating of Russian regions and the Far Eastern Federal district in terms of socio-economic status and quality of life in 2017 and 2019 years]

Место в рейтинге регионов по уровню социально-экономического положения [Place in the rating of regions of the level of socio-economic status] Место в рейтинге регионов по уровню качества жизни [Place in the rating of regions level of quality of life]

Год [Year] Российская Федерация (85 субъектов) [Russian Federation (85 subjects)] Дальневосточный федеральный округ (2017 г. - 9 субъектов, 2019 г. - 11 субъектов) [Far Eastern Federal district (2017 - 9 subjects, 2019 - 11 subjects) Российская Федерация (85 субъектов) [Russian Federation (85 subjects)] Дальневосточный федеральный округ (2017 г. - 9 субъектов, 2019 г. - 11 субъектов) [Far Eastern Federal district (2017 - 9 subjects, 2019 - 11 subjects)

2017 26 3 48 4

2019 31 2 46 4

Примечание. Таблица составлена на основе данных рейтингового агентства «РИА Рейтинг» [Рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, 2017; Рейтинг регионов по качеству жизни, 2017; Рейтинг социально-экономического положения регионов, 2020; Качество жизни в российских регионах, 2019]. [Note. the table is based on data from the rating Agency «RIA Rating».]

Большие перспективы [Greater prospect]

Средние перспективы [Average prospects]

Нет перспектив [No prospect]

Затрудняюсь оценить [I can't estímate it]

Плохие/Очень плохие [Very good/good]

Средние [Average]

Очень хорошие/Хорошие [Very good/Good]

I Приморский край I I Место проживания

1G

2G

3G

4G

5G

Рис. 1. Оценки населением текущей социально-экономической ситуации и перспектив развития Приморского края и места своего проживания, % Fig. 1. Population's Assessment of the current socio-economic situation and prospects for the development of the Primorsky region and its place of residence, %

Низкий уровень доверия жителей Приморского края к органам государственной и муниципальной власти отметил губернатор, представляя Законодательному собранию отчет об итогах работы в 2019 г.: «Мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда почти везде персональный рейтинг главы муниципалитета ниже удовлетворенности качеством жизни на 20-40%. ...люди не связывают новые дороги, скверы, благоустройство общественных территорий с работой власти» [Отчет губернатора., 2020].

Это - не единственный парадокс, когда прикладываемые органами власти усилия не достигают ожидаемых результатов, не получают одобрения населения. Еще один, зафиксированный социологами, заключается в том, что оценки жителей сложившейся социально-

экономической ситуации, ее перспектив в стране, Приморском крае и месте проживания меняются от более к менее позитивным [Приморцы оценили ситуацию., 2019].

В таком контексте открытых акций протеста в регионе стало существенно меньше, однако протест-ный потенциал не исчерпан: по результатам общероссийского мониторинга, осуществляемого ВЦИОМ, в 2020 г. каждый пятый опрошенный считает вероятными массовые акции протеста против падения уровня жизни, несправедливых действий властей, в защиту своих прав и свобод в месте, где он проживает. Также 20% респондентов считают возможным свое личное участие в подобных акциях [Протестный потенциал..., 2020].

Марин Е.Б., Осмачко Н.В.

Как отмечают социологи, результаты опросов всероссийского масштаба репрезентируют запрос россиян на перемены, который «во многом сформировался благодаря почти десяти годам экономического роста, вследствие чего.планка жизненных притязаний (причем не только материальных) многих россиян. заметно поднялась, однако, кризис отсрочил или даже их «обнулил», что стало вызывать нарастающее беспокойство относительно своего будущего и будущего своих семей.» [Петухов, 2018: 43]. Прежде всего, это представители городского среднего класса и молодежи, которые настаивают на соблюдении прав на неограниченное распространение информации в Интернете, справедливое судопроизводство, участие в мирных формах выражения своего недовольства и др. Среди россиян в возрасте 18-20 лет этот показатель достигает 64%, что выше показателей всех других возрастных групп [Петухов, 2018: 44].

Таким образом, протестные настроения и потенциал протеста молодежи в целом, студенческой молодежи в частности, с учетом региональных особенностей, являются предметом нашего исследовательского поиска.

СТУДЕНЧЕСТВО ПРИМОРСКОГО КРАЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Студенческая молодежь является специфической социальной группой, включенной в институт высшего образования и обладающей повышенным инновационным потенциалом. Она входит в поколенческие когорты российской молодежи, называемые социологами миллениалами (поколение Y) и центениалами (поколение Z), социализирующимися в цифровую эпоху, с одной стороны, не торопящимися взрослеть, с другой стороны, интенсивно ищущими возможности быстрого достижения материального и профессионального успеха [Радаев, 2018: 18, 20].

Приморский край является лидером по численности студентов в Дальневосточном федеральном округе [Высшее образование., 2019] (рис. 2).

В 2019 г. в девяти (с филиалами - в 19) организациях высшего образования Приморского края обучались 45 214 человек. В целом, на 1000 молодых людей приходилось 138 студентов. Следует заметить, что численность студентов (как и в целом молодых людей в возрасте 17-30 лет) в регионе, по сравнению с 2017 г,, уменьшилась на 3489 человек (молодежи - на 32 659) [Высшее образование., 2017; Высшее образование., 2019; Возрастно-половой состав., 2020].

Студенты в значительной мере озабочены своими собственными судьбами, нежели общественными интересами; это, в большинстве своем, прагматически ориентированные люди. Больше половины (63,7%) молодых людей ставят перед собой цели и стремятся их достичь. В ТОП-5 жизненных целей-ценностей молодежи возраста 18-23 лет входят: получение образования, востребованной профессии (49,0%); работа, совершенствование в профессии, карьера (42,7%); материальное благополучие, достаток, достойная жизнь (31,9%); саморазвитие, самореализация, успех (27,4%); наличие жилья (22,2%) [Жизненные приоритеты., 2019].

Однако неудовлетворенность каждого третьего студента своей жизнью, условиями жизнедеятельности в Приморском крае (43%), мнение, что модернизация экономики региона не принесла ожидаемых результатов (40%), пессимизм в оценке возможных изменений социально-экономического положения в стране, высокий уровень притязаний обусловливают миграционные планы студенческой молодежи, намерения в дальнейшем сменить место жительства [Мартышенко, 2018; Крупа, 2019].

Исходя из изложенного выше, была сформулирована гипотеза эмпирического исследования о значительном повышении уровня протестных настроений студенческой молодежи Приморского края в 2020 г. в сравнении с 2017 г.

Верификация гипотезы осуществлялась посредством сравнения динамики следующих переменных: отношения студентов региона к политике государства, протестного потенциала, мнений об участниках акций протеста, опыта протестного поведения студенческой молодежи.

Выпущено [Received a diploma]

Численность студентов, обучающихся в филиалах [Number of students enrolled in branches]

Численность студентов, обучающихся в заочной форме [Number of students studying by correspondence]

Численность студентов, обучающихся в очной форме [Number of full-time students]

Численность студентов (всего) [Number of students (total)]

LL

I Дальневосточный федеральный округ I I Приморский край

0

50 000 100000 150000 200000

Рис. 2. Распределение численности студентов и выпуска специалистов образовательных организаций высшего образования в Дальневосточном федеральном округе и Приморском крае, человек Fig. 2. Distribution of the number of students and graduates of higher education institutions in the Far Eastern Federal district and Primorsky region, people

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Отношение студентов к политике государства измерялось уровнем удовлетворенности ею, оценками эмоциональной реакции на действия органов власти.

За три года число студентов, удовлетворенных политикой государства, значительно уменьшилось: с 30,3 до 9,2%. При этом количество «неудовлетворенных» выросло всего на 3,3% (с 54,2 до 57,5%), каждый третий опрошенный затруднился с оценкой (рис. 3). Полученные результаты подтверждаются данными Левада-Центра: молодые люди (возраст 18 лет - 24 года) более всех недовольны положением дел в стране. В апреле 59% и 62% в июле 2020 г. заявляли, что «дела идут неправильно [Перемены начинаются., 2020].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 30 25 20 15 10 5 0

Да [Yes]

Скорее, да Скорее, нет [Rather, yes] [Rather, not]

Нет [Not]

Затрудняюсь

ответить [I'm at a loss for an answer]

Рис. 3. Удовлетворенность политикой Российского государства, % Fig. 3. Satisfaction with the policy of the Russian state, %

Как следствие, среди эмоций, которые вызывает деятельность органов власти, доминируют отрицательные: разочарование испытывает каждый второй опрошенный, стыд, презрение, удивление - каждый третий, злость, отвращение и страх - каждый пятый, смущение и страдание - каждый десятый (рис. 4). За три года число респондентов, выбравших в поливариантном вопросе ответы с негативными эмоциями, выросло

на 10,7% - разочарование, 9,2% - отвращение, 7,6% -злость и страх. Соответственно, стало значительно меньше опрошенных, выбравших позиции с положительными эмоциями: надежду (24,8%), интерес (18,9%), гордость (5,1%), радость (2,4%).

Как показал опрос, на первом месте среди эмоциональных реакций было и остается разочарование. Эту эмоцию испытывает почти половина опрошенных студентов. Разочарование свидетельствует о фрустрации, о неоправдавшихся ожиданиях. Если сопоставить эти данные с оценкой значимости тех или иных проблем (табл. 2), то можно предположить, что молодежь разочарована, прежде всего, социальными, экономическими и правовыми условиями, которые созданы государством для их поколения.

Следом за разочарованием по выраженности идут стыд и презрение. Данные реакции (как и отвращение), отражают моральное осуждение молодежью каких-то реалий в политике государства.

При доминировании негативных эмоций, сохраняет значимость такая реакция как надежда, а также интерес. Надежда свойственна молодому поколению, мотивирует на жизнь и социальную активность, саморазвитие. Обращает на себя внимание сокращение доли тех, кто испытывает гордость. Можно сказать, что положительные эмоции служат уравновешивающим фактором, до некоторой степени выравнивая эмоциональное состояние молодежи.

Крайне важной является динамика такой эмоции как злость (гнев). Учитывая, что злость является эмоцией, выражающейся в желании причинения зла, ее можно считать маркером мотивации к агрессии в отношении государства, его представителей. Злость может сочетаться с отвращением, мотивируя агрессивное поведение. Гнев, как сильная отрицательная эмоция, может выражаться и в форме аффекта. Согласно опросу, доля агрессивных эмоциональных проявлений (гнев, злость), пока относительно невелика. Это позволяет предположить, что при общем недовольстве политикой государства, потенциал для наиболее радикальных, насильственных форм протеста сейчас все же есть у меньшей части молодежи. Однако этот потенциал растет, число испытывающих злость и отвращение за три года выросло примерно на треть.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Рис. 4. Эмоциональная реакция на политику государства, %: 1 - разочарование; 2 - надежда; 3 - интерес; 4 - страх; 5 - злость (гнев); 6 - отвращение; 7 - гордость; 8 - радость; 9 - свой вариант; 10 - не вызывает никаких эмоций; 11 - затрудняюсь ответить; 12 - стыд; 13 - презрение; 14 - удивление; 15 - смущение; 16 - страдание

Fig. 4. Emotional reaction to the policy of the state, %: 1 - disappointment; 2 - hope; 3 - interest; 4 - fear; 5 - anger; 6 - disgust; 7 - pride; 8 - joy; 9 - own version; 10 - does not cause any emotions; 11 - I'm at a loss for an answer; 12 - shame; 13 - contempt; 14 - amazemen; 15 - embarrassment; 16 - suffering

^B 2017 1-1

2020

l-l

1-1 1-1 p 1-1 l-l l-l -

1 ■ 1

Марин Е.Б., Осмачко Н.В.

Таблица 2

Готовность студентов к участию в акциях протеста в связи с проблемами в определенных сферах общественной жизни, % [Students readiness to participate in protest actions in connection with problems in certain areas of public life, %]

Проблемы [Problems] Группы студентов по степени готовности к участию в акциях протеста [Groups of students by the degree of readiness to participate in protest actions]

«Неготовые» ["Unprepared"] «Колеблющиеся» ["Hesitating"] «Готовые» ["Prepared"]

2017 2020 2017 2020 2017 2020

Проблемы в экономике, кризис, низкий уровень жизни населения [Problems in the economy, crisis, low standard of living] 23 39 45 34 31 24

Проблемы в социальной сфере (невыплата зарплат, стипендий и пр.) [Problems in the social sphere (non-payment of salaries, scholarships, etc.)] 17 32 48 34 29 31

Проблемы в сфере безопасности (теракты, преступность и т. д.) [Problems in the field of security (terrorist attacks, crime, etc.)] 26 37 47 32 14 27

Проблемы в правовой сфере (ущемление прав, коррупция) [Problems in the legal sphere (infringement of rights, corruption)] 24 33 43 30 33 34

Проблемы в силовых ведомствах (дедовщина, произвол полиции и пр.) [Problems in law enforcement agencies (hazing, police brutality, etc.)] 39 36 44 33 15 29

Проблемы в политической среде (кризис власти, просчеты политиков) [Problems in the political environment (crisis of power, miscalculations of politicians)] 33 41 48 32 18 26

Проблемы в национальной и религиозной сферах (защита своей нации и пр.) [Problems in the national and religious spheres (protection of the nation, etc.)] 41 49 40 32 17 16

Экологические проблемы (защита природы, сохранение безопасной для жизни среды) [Environmental issues (protection of nature, preservation of a safe environment for life)] 34 32 31

Проблемы своего города (плохая застройка, дороги, медицина и т.д.) [Problems of your city (poor construction, roads, medicine, etc.)] 30 31 36

В целом анализ эмоциональных реакций позволяет сделать вывод о том, что на данном этапе они являются базой для пассивного недовольства политикой государства, морального осуждения недостатков и, в меньшей степени, мотивации к активным агрессивным действиям. Разочарование, страдание стыд и страх являются скорее астеническими эмоциями (понижающими активность), а злость - стенической, стимулирующей активность.

При этом противовесом негативным реакциям служат сохраняющиеся эмоции надежды, гордости и интереса. Положительные эмоции стимулируют созидательную активность и поддержку молодежью государства и его политики.

Динамика палитры эмоций студентов обусловлена системными проблемами в осуществлении государственной политики, в том числе в отношении молодежи, усугубляющимися из года в год; воздействием на сознание, эмоциональное состояние, оценки студентов критики органов власти, нередко предвзятой, со стороны либерально-демократических деятелей, СМИ; влиянием исторически сложившегося в массовом сознании стереотипа «плохо работающих структур власти» и др.

В любом случае, такое отношение студенческой молодежи к политике государства обусловливает нарастание ее протестного потенциала, измеряемого в исследовании несколькими индикаторами.

Прежде всего, мнением о митингах и демонстрациях против политики нынешних властей и их участниках (рис. 5). За три года стало меньше респондентов с индифферентной позицией (на 10,2%), не поддерживающих подобные акции, но признающих за другими право участвовать в них (на 7,8%).

Стало больше «поддерживающих» такие протест -ные действия: на 10,9% студентов, не готовых принимать в них участие, и незначительно, на 1,1%, заявивших о готовности. Каждый десятый респондент затруднился с ответом.

Можно заметить, что студенты занимают позицию «сторонних» наблюдателей: 41,2% не сформулировали точно, как относятся к митингам и демонстрациям, их участникам, а толерантные оценки респондентами подобных акций не подкреплены готовностью принять в них участие.

Вторым индикатором, диагностирующим протест-ный потенциал студенческой молодежи Приморского края, являлось мнение об участниках акций протеста (рис. 6).

В 2020 г., по сравнению с 2017 г., меньше респондентов назвали акторов протестного поведения «наивными» (16,9 и 23,2% соответственно). Позитивный образ участников акций протеста как борцов за свои права и героев сложился у половины опрошенных (больше на 4,1%). Негативные оценки высказали только 2,4% респондентов, что на 6,4% меньше данных 2017 г. Однако 30% студентов как в 2017 г., так и в текущем году, не смогли идентифицировать участников акций протеста.

Третий индикатор протестного потенциала - самооценка готовности к участию в массовом протесте в связи с общественными проблемами - измерялся по шкале от одного до семи баллов (см. табл. 2). По степени готовности к протестному участию были выделены три группы студентов: «неготовые» (значение ответов в баллах: 1 - безусловно, не готов участвовать; 2 - не готов участвовать); «колеблющиеся» (3 балла - скорее, не готов; 4 - возможно, буду участвовать; 5 - скорее, готов); «готовые» (6 - готов участвовать; 7 - безусловно готов).

Затрудняюсь ответить [I'm at a loss for an answer]

Не поддерживаю и считаю, что подобные акции следует запрещать [I do not support and believethat such actions should be prohibited]

Не поддерживаю, но считаю, что люди имеют право участвовать [I don't support it, but I believe that people have the right to participate]

Отношусь безразлично [I don't care]

Поддерживаю, но сам не готов принимать участие в подобных акциях [I support it, but I'm not ready to take part in such actions myself]

Поддерживаю их, сам готов принять участие в ближайшем будущем [I support them and am ready to take part in the near future]

10 15 20 25 30 35 40

Рис. 5. Отношение к протестным митингам и демонстрациям и их участникам, % Fig. 5. Attitude to protest rallies and demonstrations and their participants, %

45

40

35

30

25

20

15

10

Ш—■

2017 2020

Борцы за свои права

[Fighters for their rights]

Наивные Это их дело, Экстремисты Авантюристы Герои Свой вариант Затрудняюсь

[Naive] никак бы не назвал [Extremists] [Adventurers] [Heroes] ответа ответить

[It's their business, [Your answer [I can't answer]

I wouldn't call it that] option]

Рис. 6. Мнение студентов об участниках акций протеста, % Fig. 6. Students opinion on the participants of the protest actions, %

5

0

Марин Е.Б., Осмачко Н.В.

Обращает на себя внимание снижение (от 15 до 8%) доли респондентов, неуверенных в своей готовности к протестному участию по поводу проблем во всех сферах социальной реальности. Численно выросла группа акторов протестного поведения в отношении проблем в силовых ведомствах (дедовщина, произвол полиции и др.) - на 14%; сфере безопасности - на 13%, политической среде - на 8%.

В целом, готовность к активному участию в протестах продемонстрировали не более трети респондентов, за исключением намерения включаться в протест-ную деятельность по проблемам локального уровня (своего города) - 36%. Заметим, что в опросе 2017 г. протестная активность студентов в отношении экологических и местных проблем не измерялась.

Более зримым выглядит увеличение доли респондентов, оценивших минимальными баллами свою готовность к участию в протестах: на 16% стало больше носителей пассивной позиции в отношении проблем в экономике, на 15% - в социальной сфере, на 11% -в области безопасности, на 8% - в политической, национальной и религиозной сферах.

Большая численность респондентов, не готовых принять участие в акциях протеста по национальным и религиозным вопросам, не удивляет: исследователи отмечают высокий уровень толерантности жителей Приморского края разного возраста [Межнациональные отношения., 2019]1, при том, что на его территории, по результатам Всероссийской переписи 2010 г., проживают представители 194 национальностей и этнических групп. В регионе редко возникают конфликты в данных сферах. Можно сослаться на данные информационно-аналитического центра «СОВА», рассматривающего проблемы национализма и ксенофобии, взаимоотношений религии и общества и др. в нашей стране. Он отнесен Министерством юстиции РФ к иностранным агентам и является, по сути, оппонентом органов власти. Специалисты центра на территории Приморского края фиксируют разовые, немасштабные, часто - организационного плана, столкновения в указанных областях [Информационно-аналитический центр., 2020].

Вызывает исследовательский интерес тот факт, что, хотя намерение участвовать в выступлениях по поводу проблем в политической среде отметили больше, чем в 2017 г., студентов, также зафиксировано увеличение численности в группе «неготовых» к таким действиям. Заметим, что выше шла речь о значительном снижении уровня удовлетворенности студентов региона политикой государства, доминировании негативных эмоций. К тому же, по мнению респондентов, ответственность за ситуацию в стране несут президент (35%) и правительство (33%). Можно было ожидать, что среди студенчества края будет много молодых людей с активной протестной позицией. Но результаты исследования

1 Следует обратить внимание на негативную динамику оценок жителей Приморского края: в 2017 г. 70,9% респондентов считали отношения между представителями разных национальностей в регионе мирными и дружелюбными; в 2019 г. уже 63,3% респондентов не испытывали неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности, 54,5% считали, что отношения между людьми разных народов в Приморском крае бесконфликтные [Ясевич, 2017; Межнациональные отношения., 2019].

2020 г. демонстрируют иную картину: только каждый четвертый из выборки интересуется, как развиваются события в политической, экономической жизни страны; каждый пятый может назвать себя человеком, участвующим в политике; членами какой-либо партии или молодежного движения являются только 5% респондентов.

Эти данные согласуются с результатами других, масштабных, исследований. Левада-центр за 11 лет мониторинга потенциала протеста с политическими требованиями зафиксировал долю готовых участвовать в акциях протеста в диапазоне от минимума 9% (2009) до максимума 23% в 2018 г., когда шла подготовка пенсионной реформы. В текущем году только 19% респондентов заявили о готовности принять участие в протестах [Положение дел в стране., 2020].

Отличием данного этапа опроса (опрос 2020 г.), от предыдущего этапа, осуществленного нами в 2017 г., стало включение в анкету пункта о «проблемах своего города». И данный индикатор протестной готовности оказался продуктивным: он позволил выявить одну из значимых для респондентов областей, состояние дел в которой может побудить их к протесту. Оказалось, что 36% опрошенных студентов готовы к протесту в связи с актуальными проблемами своего города, такими как качество дорог, медицины и т.д. Данная тематика оказалась весьма чувствительна для молодежи, что обязательно надо учитывать региональной государственной власти.

Четвертый индикатор протестного потенциала -личный протестный потенциал - измерялся вопросом «Если в вашем городе/сельском районе состоятся массовые выступления против падения уровня жизни, против коррупции, в защиту своих прав, Вы примете в них участие?», заимствованным из методики ВЦИОМа.

Проективная конструкция вопроса позволила точнее диагностировать готовность респондентов к про-тестному поведению в ситуации, непосредственно затрагивающей их интересы.

По сравнению с 2017 г. увеличилось на 6,8% число студентов, готовых к участию в протестах, и составило в текущем году 38,2% (рис. 7). Стало больше затруднившихся: каждый четвертый из выборки не смог определиться с ответом. На 13% уменьшилось количество респондентов, не готовых присоединиться к акциям протеста в родном городе или районе (с 46,8 до 33,8%).

С целью более детального анализа протестной активности мы включили в обновленный вариант анкеты пункт о предпочитаемых молодежью формах протест-ной активности.

Среди форм протестной деятельности респонденты отдают предпочтение тематическим концертам, выставкам, перфомансам, инсталляциям, флэш-мобам (20,9%); подписанию коллективных протестных обращений, петиций (20,1%); разрешенным акциям протеста: митингам, демонстрациям (18,9%); смене власти мирным путем (18,5%). В радикальные виды протеста (бунт, восстание и др.) большинство студентов включаться не намереваются. В целом, доля респондентов, «безусловно, готовых участвовать» в разных формах протестной активности, невелика.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

О

2017 2020

Скорее, да [Rather, yes]

Скорее, нет [Rather, not]

Затрудняюсь ответить [I'm at a loss for an answer]

Рис. 7. Личная готовность студентов к протестным действиям, % Fig. 7. Personal readiness of students to protest actions, %

Среди перечисленных нами форм протеста особого внимания заслуживает такой как «смена власти мирным путем». Эта форма протеста является современной модификацией революционного движения, которую можно назвать ненасильственной сменой власти. Как видим, к такой форме протеста склоняются около 20% опрошенных молодых людей. Данный уровень готовности не является критическим, но, безусловно, немал. Следует учитывать еще и примерно такую же по весу группу «колеблющихся». Отмеченное показывает, что запрос на смену власти все-таки существует у значимой части аудитории, а еще одна группа обдумывает его. Такая постановка вопроса является сигналом о неудовлетворенности части респондентов государственной политикой и правящей элитой в целом.

Последняя группа индикаторов измеряла опыт участия студентов в общественных акциях, в частности, в разрешенных и несанкционированных публичных мероприятиях (рис. 9, 10).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

I Не готовы [Not ready] I I Колеблющиеся [Hesitating] I I Готовы [Ready]

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11

Рис. 8. Оценка студентами готовности к участию в разных формах протестной активности, %: 1 - голосование против всех; 2 - тематические концерты, выставки, перфомансы, инсталляции, флэш-мобы; 3 - открытая критика власти в СМИ, интеренте, агитация против действующей власти; 4 - несанкционированные акции протеста; 5 - смена власти мирным путем; 6 - восстание

Fig. 8. Students assessment of their readiness to participate in various forms of protest activity, %: 1 - vote against all; 2 - themed concepts, exhibitions, performance, installations, flash mobs; 3 - open criticism of the government in the media and on the Internet, agitation against the current government; 4 - an unauthorized protest; 5 - peaceful change of power; 6 - uprising

В текущем году незначительно, по сравнению с 2017 г., уменьшилось число респондентов, не участвовавших в разрешенных акциях. Ненамного (2,1%) выросло количество студентов, регулярно посещающих митинги и демонстрации; на 2,9% стало больше опрошенных с намерением включиться в такого рода мероприятия.

В 2020 г. опыт участия респондентов в несанкционированных акциях стал богаче: не участвовавших стало существенно (на 13,2%) меньше, а включившихся в такие «рискованные» мероприятия и намеревающихся это сделать стало больше на 6,8%.

И, хотя динамика участия респондентов в несанкционированных митингах, демонстрациях характеризуется большей интенсивностью в сравнении с изменением практик участия в разрешенных мероприятиях, опыт протестной деятельности студентов ограниченный.

В результате гипотеза исследования была подтверждена частично: в 2020 г. в сравнении с 2017 г. студентов Приморского края, удовлетворенных политикой государства, стало значительно меньше. Негативные эмоции в оценках деятельности органов власти доминируют, а позитивные являются исключением. Зафиксировано расширение протестного потенциала студенчества, но в то же время - различная готовность молодых людей к участию в акциях протеста. При этом реальным опытом протестного поведения, участия в акциях протеста обладает ограниченное количество респондентов. Многие из них не интересуются событиями в политической, экономической жизни страны, однако большинство опрошенных демонстрируют приверженность идее защиты своих прав, озабоченность проблемами своего города, экологии.

Марин Е.Б., Осмачко Н.В.

80 70 60 50 40 30 20 10

2017 □□ 2020

Да, участвовал один раз [Yes, I participated once]

Да, участвовал несколько раз [Yes, I participated several times]

Да, участвую регулярно [Yes, I participate regulary]

Не участвовал, но намереваюсь [I didn't participate, but I intend to]

Не участвовал [Not to participate]

Рис. 9. Участие студентов в разрешенных митингах, демонстрациях, пикетах, % Fig. 9. Participation of students in permitted meetings, demonstrations, pickets, %

0

90 80 70 60 50 40 30 20 10

■■ 2017

HD 2020

!_ —гп

Да, участвовал один раз [Yes, I participated once]

Да, участвовал несколько раз [Yes, I participated several times]

Да, участвую регулярно [Yes, I participate regulary]

Не участвовал, но намереваюсь [I didn't participate, but I intend to]

Не участвовал [Not to participate]

Рис. 10. Участие студентов в несанкционированных митингах, демонстрациях, % Fig. 10. Participation of students in unauthorized meetings and demonstrations, %

0

ВЫВОДЫ

Для регионов Дальневосточного федерального округа, в том числе Приморского края, подготовка молодых квалифицированных специалистов имеет принципиальное значение, так как реализация стратегии государства по развитию Дальнего Востока и Забайкалья возможна лишь при активном воспроизводстве их человеческого капитала. Чтобы ориентироваться в ситуации, прогнозировать ее развитие, принимать обоснованные управленческие решения, необходимо осуществлять мониторинг протестных настроений и потенциала студенческой молодежи: удовлетворенности/неудовлетворенности положением дел в стране, макрорегионе, конкретном его субъекте, готовности

молодых людей предпринять конкретные действия по его изменению.

Региональный контекст влияет на мнения и оценки студенческой молодежи. Было выявлено, что, хотя за период с 2017 по 2020 г. открытых акций протеста в Приморском крае стало существенно меньше, про-тестный потенциал населения остался высоким: каждый второй житель негативно оценивает социально-экономическую ситуацию в месте своего проживания, фиксируется низкий уровень доверия к органам государственной и муниципальной власти и др.

Сравнительный анализ данных двух опросов (2017 и 2020 гг.) студенчества Приморского края показал значительный рост численности молодых людей, неудовлетворенных политикой государства, в том числе -

в регионе. Стало больше студентов, испытывающих по этому поводу отрицательные эмоции: разочарование (каждый второй респондент), стыд, презрение, гнев, удивление (каждый третий). При этом стало меньше тех, кто еще питает надежду на изменения в деятельности органов власти.

Протестный потенциал студенчества края за три года вырос: стало больше молодых людей, поддерживающих митинги и демонстрации против политики государства, и тех, у кого сложился позитивный образ участников акций протеста как борцов за свои права и героев. По сравнению с 2017 г. снизилась доля респондентов, затруднившихся оценить собственный уровень готовности к протестной активности, однако количество желающих принять участие в массовом протесте изменилось по-разному, в зависимости от характера общественных проблем: количественно выросла группа акторов протестного поведения в отношении проблем в силовых ведомствах, сфере безопасности и политики. Численно стали больше группы респондентов, неготовых включиться в протесты в отношении проблем в экономике, безопасности, социальной, политической, национальной и религиозной сферах. При этом личный протестный потенциал студентов вырос: почти 40% опрошенных выразили готовность принять участие в массовых выступлениях в их городе/сельском районе против падения уровня жизни, против коррупции, в защиту своих прав.

Опыт участия студентов в разрешенных протестных мероприятиях за три года изменился несущественно, в отличие от большей вовлеченности в несанкционированные митинги, демонстрации. Среди форм протест-

ЛИТЕРАТУРА

1. Акунина Ю.А. Феномен протеста в междисциплинарном научном дискурсе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2 (40). С. 43-47.

2. Андрюшина Е.В., Опарина Н.Н., Панова Е.А. Дальневосточный регион в стратегии развития Российского государства // Государственное управление [Электронный журнал]. 2016. № 56. С. 89-113. https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/dalnevostochnyy-region-v-strategii-razvitiya-rossiys-kogo-gosudarstva (дата обращения: 16.09.2020).

3. АртюхинаВ.А. Осмысление социального протеста в современной социологии: анализ основных подходов // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 30-34.

4. Возрастно-половой состав населения Приморского края. http://primstat.old.gks.ru/wps/Wcm/connect/rosstat_ts/prim-stat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 10.09.2020).

5. Высшее образование: Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования». Сведения за 2017 г. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. https://minobrnauki.gov. ru/ru/activity/stat/highed/ (дата обращения: 10.09.2020).

6. Высшее образование: Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования». Сведения за 2019 г. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. https://minobrnauki.gov. ru/ru/activity/stat/highed/ (дата обращения: 10.09.2020).

7. Габа О.И. Протестные настроения молодежи: теоретическая и эмпирическая каузальные модели // Горизонты гуманитарного знания. 2015. № 1. С. 43-57. https://cyber-leninka.ru/article/n/protestnye-nastroeniya-molodezhi-teo-reticheskaya-i-empiricheskaya-kauzalnye-modeli (дата обращения: 26.08.2020).

ной деятельности респонденты отдают предпочтение тематическим концертам, выставкам, перфомансам, инсталляциям, флэш-мобам; подписанию коллективных протестных обращений, петиций; разрешенным акциям протеста; смене власти мирным путем. Каждый десятый опрошенный не отрицает возможности включения в радикальные виды протеста (бунт, восстание и др.).

В целом, неоднозначную динамику изменения протестных настроений и протестного потенциала студенческой молодежи Приморского края, негативные оценки и мнения большинства студентов, дополненные протестной активностью только части молодых людей и пассивностью, нигилизмом многих из них, следует учитывать социальным агентам, включенным в процесс социализации молодых людей, прежде всего, образовательным организациям, органам управления.

Полученные нами данные имеют двоякое значение. С одной стороны, социальный протест несет определенную нестабильность, угрозу безопасности государства, которая может стать существенной. Поэтому это тревожное явление, особенно в больших масштабах. Но, в то же время, протестная активность является зримым индикатором проблем общества, в том числе молодежи. Если органы власти смогут идентифицировать, что стоит за протестными настроениями и акциями и о чем они сигнализируют, то эта информация может стать важным условием для уточнения и оптимизации государственной политики во многих важных вопросах. В таком случае, протестная активность населения в целом, молодых людей в частности, выполняет конструктивную функцию, стимулируя решение тех или иных проблем общества.

REFERENCES

1. Akunina U.A. The phenomenon of protest in interdisciplinary scientific discourse. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2011. No. 2 (40). Pp. 43-47. (In Russ.)

2. Andrushina E.V., OparinaN.N., Panova E.A. The Far Eastern region in the development strategy of the Russian state. Public Administration [Electronic journal]. 2016. No. 56. Pp. 89-113. https://cyberleninka.ru/article/n/dalnevostochnyy-region-v-strategii-razvitiya-rossiyskogo-gosudarstva (data accessed: 16.09.20).

3. Artuhina V.A. Understanding social protest in modern sociology: analysis of the main approaches. Sociological Research. 2017. No. 11. Pp. 30-34. (In Russ.)

4. Age and gender composition of the population of Primorsky region. http://primstat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/ross-tat_ts/primstat/ru/statistics/population/ (data accessed: 10.09.20).

5. Higher education: Form no. VPO-1 «Information about the organization that carries out educational activities for educational programs of higher education». Information for 2017 Ministry of science and higher education of the Russian Federation. https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/ (data accessed: 10.09.20).

6. Higher education: Form no. VPO-1 «Information about the organization that carries out educational activities for educational programs of higher education». Information for 2019 Ministry of science and higher education of the Russian Federation. https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/ (data accessed: 10.09.20).

7. Gaba O.I. The protests of youth: a theoretical and empirical causal models. Horizons of Humanitarian Knowledge. 2015. No. 1. Pp. 43-57. https://cyberleninka.ru/article/n/protestnye-nastroeniya-molodezhi-teoreticheskaya-i-empiricheskaya-kauzalnye-modeli (data accessed: 26.08.20). (In Russ.)

Марин Е.Б., Осмачко Н.В.

8. Габа О.И. Молодежь как субъект протестных настроений // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 144-151.

9. Гаранин О.Ю. Протестная активность молодежи в условиях политической модернизации современной России: Автореф. ... дис. канд. полит. наук. Краснодар, 2010. 28 с. https://www.dissercat.com/content/protestnaya-aktivnost-molodezhi-v-usloviyakh-politicheskoi-modernizatsii-sovremennoi-rossii/read (дата обращения: 26.08.2020).

10. Горшков М.К. О социальных результатах постсоветских трансформаций // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 3-17.

11. Дементьева И.Н. Протестные настроения молодежи Вологодской области // Вопросы территориального развития. 2016. Вып. 1 (31). С. 1-14. https://cyberleninka.ru/article/n/ protestnye-nastroeniya-molodezhi-vologodskoy-oblasti/ viewer (дата обращения: 26.08.2020).

12. Жизненные приоритеты современной молодежи // Приморский научно-исследовательский центр социологии. Аналитика. 2 августа 2019 г. https://primnic.ru/ analitika/obshchestvo/zhiznennye-prioritety-sovremennoy-molodyezhi/ (дата обращения: 10.09.2020).

13. Индекс социально-экономической и политической напряженности в регионах России (по состоянию на 01.01.2017). Доклад экспертов Комитета гражданских инициатив. https:// drive.google.com/file/d/0Bwf1q8m_RQgMRlBDeGpaUzA0T2M/ view (дата обращения: 16.09.2020).

14. Индекс социально-экономической и политической напряженности в регионах России (по состоянию на 01.07.2017). Доклад экспертов Комитета гражданских инициатив. https://komitetgi.ru/analytics/3493/ (дата обращения: 26.08.2020).

15. Информационно-аналитический центр «Сова». Расизм и ксенофобия. Религия в светском обществе. Регионы: Приморский край. https://www.sova-center.ru/ (дата обращения: 26.08.2020).

16. Качество жизни в российских регионах - Рейтинг 2019 // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс]. https://riarating.ru/infog rafika/20200217/630153946. html (дата обращения: 16.09.2020).

17. Крупа Т.А. Факторы студенческой миграции (на примере Владивостока) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 2. С. 203-213.

18. Лапин Н.И. Атлас модернизации России и ее регионов: со-циоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / сост. и отв. ред. Н.И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016. 360 с.

19. Латова Н.В. Достижения и потери постсоветской трансформации // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 29-39.

20. Марин Е.Б. Молодежные протестные настроения в Приморском крае (на примере студенчества) // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 3. С. 63-82.

21. Мартышенко С.Н. Анализ факторов, влияющих на социальное самочувствие студенческой молодежи в Приморском крае // Социодинамика. 2018. № 11. С. 59-71. https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=27351 (дата обращения: 26.08.2020).

22. Межнациональные отношения обсудили в Администрации Уссурийска: Приморский научно-исследовательский центр социологии. Аналитика. 23 июня 2019 г. https:// primnic.ru/analitika/obshchestvo/mezhnatsionalnye-otnosheniya-obsudili-v-administratsii-ussuriyska/ (дата обращения: 26.08.2020).

23. Меркулов П.А., Проказина Н.В. Методологические подходы к анализу протестной деятельности молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 15-23.

24. О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 22 сентября 1992 г. № 1118. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». https://base. garant.ru/6311521/ (дата обращения: 26.08.2020).

25. Отчет губернатора Приморского края Олега Кожемяко перед Законодательным Собранием - 2020. Стенограмма.

8. Gaba O.I. Youth as a subject of protest moods. Knowledge. Understanding. Skill. 2015. No. 1. Pp. 144-151. (In Russ.)

9. Garanin O.U. Protest activity of youth in the conditions of political modernization of modern Russia: Author's thesis. dis. ... Cand. Sci. (Polit.). Krasnodar, 2010. 28 p. https://www. dissercat.com/content/protestnaya-aktivnost-molodezhi-v-usloviyakh-politicheskoi-modernizatsii-sovremennoi-rossii/read (data accessed: 26.08.20). (In Russ.)

10. Gorshkov M.K. On the social results of post-Soviet transformations. Sociological Research. 2019. No. 11. Pp. 3-17. (In Russ.)

11. Dementyeva I.N. Protest moods of young people in the Vologda region. Issues of Territorial Development. 2016. Vol. 1 (31). Pp. 1-14. https://cyberleninka.ru/article/n/protestnye-nastroeniya-molodezhi-vologodskoy-oblasti/viewer (data accessed: 26.08.20). (In Russ.)

12. Life priorities of modern youth. Primorsky Research Center of Sociology. Analytics. August 02, 2019. https://primnic.ru/ analitika/obshchestvo/zhiznennye-prioritety-sovremennoy-molodyezhi/ (data accessed: 10.09.20).

13. Index of socio-economic and political tension in the regions of Russia (as of 01.01.2017). Report of experts of the committee of civil initiatives. https://drive.google. com/file/d/0Bwf1q8m_RQgMRlBDeGpaUzA0T2M/view (data accessed: 16.09.20).

14. Index of socio-economic and political tension in the regions of Russia (as of 01.07.2017). Report of experts of the committee of civil initiatives. https://komitetgi.ru/analytics/3493/ (data accessed: 26.09.20).

15. Information and analytical center "Sova". Racism and xenophobia. Religion in a secular society. Primorsky region. https://www.sova-center.ru/ (data accessed: 26.08.20).

16. Quality of life in Russian regions-Rating 2019. Rating Agency "RIA Rating" [Electronic resource]. https://riarating.ru/infog rafika/20200217/630153946.html (data accessed: 16.09.20). (In Russ.)

17. Krupa T.A. Factors of student migration (on the example of Vladivostok). Historical and Socio-educational Thought. 2019. Vol. 11. No. 2. Pp. 203-213. (In Russ.)

18. Lapin N.I. Atlas of modernization of Russia and its regions: socio-economic and socio-cultural trends and problems. N.I. Lapin (ed.). Mockow: The Whole World, 2016. 360 p.

19. Latova N.V. Achievements and losses of post-Soviet transformation. Sociological Research. 2018. No. 8. Pp. 29-39. (In Russ.)

20. Marin E.B. Youth protest moods in the Primorsky territory (on the example of students). Bulletin of the Institute of Sociology. 2018. Vol. 9. No. 3. Pp. 63-82. (In Russ.)

21. Martyshenko S.N. Analysis of factors affecting the social well-being of students in the Primorsky region. Sociody-namics. 2018. No. 11. Pp. 59-71. https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=27351 (data accessed: 26.08.20). (In Russ.)

22. Interethnic relations discussed in the Administration of Us-suriysk. Primorsky Research Center of Sociology. Analytics. June 23, 2019. https://primnic.ru/analitika/obshchestvo/ mezhnatsionalnye-otnosheniya-obsudili-v-administratsii-ussuriyska/ (data accessed: 26.08.20). (In Russ.)

23. Merkulov P.A., Prokazina N.V. Methodological approaches to the analysis of youth protest activities. Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2017. Vol. 12. No. 1. Pp. 15-23. (In Russ.)

24. About measures on development and state support of economy of the Far East and Transbaikalia [Electronic resource]. The presidential decree of 22 September 1992. No. 1118. Access from the Internet the Garant legal system. https://base. garant.ru/6311521/ (data accessed: 26.08.20).

25. Report of the Governor of Primorsky region Oleg Kozhemyako before the Legislative Assembly-2020. Verbatim. June 10, 2020. Government of Primorsky region. https://www.primorsky.ru/ news/223093/ (data accessed: 10.09.20).

10 июня 2020 г. Правительство Приморского края. https://www.primorsky.ru/news/223093/ (дата обращения: 10.09.2020).

26. Перемены начинаются с молодых. Результаты всероссийского опроса (апрель-июнь 2020 г. «Левада-центр». 11 августа 2020 г. https://www.levada.ru/2020/08/11/peremeny-nachinayutsya-s-molodyh/ (дата обращения: 10.09.2020).

27. Петухов В.В. Динамика социальных настроений россиян и формирование запроса на перемены // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 40-53.

28. Положение дел в стране: сайт Левада-центра. https://www. levada.ru/ indikatory/polozhenie-del-v-strane/ (дата обращения: 10.09.2020).

29. Приморцы оценили ситуацию в стране и в крае: Приморский научно-исследовательский центр социологии. Аналитика. 18 января 2019 г. https://primnic.ru/analitika/ ekonomika/primortsy-otsenili-situatsiyu-v-krae-i-strane/ (дата обращения: 10.09.2020).

30. Приморье имеет самые большие долги по зарплате в стране. https://vestiprim.ru/news/society/43312-primore-imeet-samye-bolshie-dolgi-po-zarplate-v-strane.html) (дата обращения: 26.08.2020).

31. Протестный потенциал: результаты опроса ВЦИОМ. https://wciom.ru/news/ratings/protestnyj_potencial/ (дата обращения: 16.09.2020).

32. Пятилетка Миклушевского: что это было? - Эксперты подвели итоги правления экс-губернатора. http://debri-dv. com/article/17438/pyatiletka_miklushevskogo_chto_eto_bylo (дата обращения: 26.08.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15-33.

34. Регионы просят огня: почему в России растет про-тестная активность // Новые известия. 9 ноября 2017 г. https://newizv.ru/article/general/09-11-2017/tsepr-v-rossii-fiksiruetsya-rezkiy-rost-protestnyh-aktsiy (дата обращения: 26.08.2020).

35. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2019: Стат. сб. М.: Росстат, 2019. 766 с. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_sub19. pdf (дата обращения: 16.09.2020).

36. Рейтинг регионов по качеству жизни - 2017 г.: рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс]. http:// riarating.ru/regions/20180214/630082372.html (дата обращения: 16.09.2020).

37. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 г.: рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс]. http://riarating.ru/ infografika/20180523/630091878.html (дата обращения: 16.09.2020).

38. Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2020 (по итогам 2019 г.): рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс]. https://riar ating. ru/infografika/20200602/630170513.html (дата обращения: 16.09.2020).

39. Россия в цифрах. 2020. Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2020. 550 с. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/GOyirKPV/ Rus_2020.pdf (дата обращения: 16.09.2020).

40. Соломатина Е.Н. Социальные протесты в современном мире: социологический анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1 (33). С. 103-107.

41. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение - феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 21-35.

42. Трутнев Ю.П. Выступление на заседании итоговой коллегии Минвостокразвития России: стенограмма. 7 марта 2018 г. https://minvr.gov.ru/press-center/news/13450/ (дата обращения: 10.09.2020).

43. Ясевич П. Душа у нас общая... // Приморская газета 24 октября 2017 г.44. https://primgazeta.ru/news/dusha-u-nas-obshaya-27-10-2017-12-52-37 (дата обращения: 26.08.2020).

26. Change begins with the young. Results of the all-Russian survey (April-June 2020. "Levada-center". August 11, 2020. https://www.levada.ru/2020/08/11/peremeny-nachi-nayutsya-s-molodyh/ (data accessed: 10.09.20).

27. Petuhov V. V. Dynamics of social attitudes of Russians and the formation of a request for change. Sociological Research.

2018. No. 11. Pp. 40-53. (In Russ.)

28. State of Affairs in the country. Levada center website: https:// www.levada.ru/ indikatory/polozhenie-del-v-strane/ (data accessed: 10.09.20).

29. Primorye citizens ssed the situation in the country and in the region: Primorsky research center of sociology. Analytics. January 18, 2019. https://primnic.ru/analitika/ekonomika/ primortsy-otsenili-situatsiyu-v-krae-i-strane/ (data accessed: 10.09.20).

30. Primorye has the largest salary debts in the country. https:// vestiprim.ru/news/society/43312-primore-imeet-samye-bolshie-dolgi-po-zarplate-v-strane.html) (data accessed: 26.08.20).

31. Protest potential: results of the VTSIOM survey. https:// wciom.ru/news/ratings/protestnyj_potencial/ (data accessed: 16.09.20).

32. Miklushevsky's five-year plan: what was it? Experts summed up the results of the ex-Governor's rule. http://debri-dv.com/ article/17438/pyatiletka_miklushevskogo_chto_eto_bylo (data accessed: 26.08.20).

33. Radaev V.V. Millennials on the background of previous generations: an empirical analysis. Sociological Research. 2018. No. 3. Pp. 15-33. (In Russ.)

34. Regions ask for fire: Why protest activity is growing in Russia. New News. November 09, 2017. https://newizv.ru/article/ general/09-11-2017/tsepr-v-rossii-fiksiruetsya-rezkiy-rost-protestnyh-aktsiy (data accessed: 26.08.20). (In Russ.)

35. The Regions of Russia. Main characteristics of the subjects of the Russian Federation. 2019: Stat. sat. Moscow: Rosstat,

2019. 766 p. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_ sub19.pdf (data accessed: 16.09.20).

36. Rating of regions by quality of life-2017. Rating Agency "RIA Rating" [Electronic resource]. http://riarating.ru/re-gions/20180214/630082372.html (data accessed: 16.09.20).

37. Rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation according to the results of 2017. Rating Agency "RIA Rating" [Electronic resource]. http://riarat-ing.ru/infografika/20180523/630091878.html (data accessed: 16.09.20).

38. Rating of socio-economic situation of regions-2020 (based on the results of 2019). Rating Agency "RIA Rating" [Electronic resource]. https://riar ating.ru/infografi-ka/20200602/630170513.html (data accessed: 16.09.20).

39. Russia in numbers. 2020. Times. stat. sat. Moscow: Rosstat, 2020. 550 p. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ G0yirKPV/Rus_2020.pdf (data accessed: 16.09.20).

40. SolomatinaE.N. Social protests in the modern world: sociological analysis. Bulletin of N.N. Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. 2014. No. 1 (33). Pp. 103-107 (In Russ.)

41. Toshenko G.T. Social mood - a phenomenon of modern sociological theory and practice. Sociological Research. 1998. No. 1. Pp. 21-35. (In Russ.).

42. Trutnev U.P. Statement at the meeting of the final Board of the Ministry of regional Development of Russia. Transcript. March 07, 2018. https://minvr.gov.ru/press-center/ news/13450/ (data accessed: 10.09.20).

43. Yasevich P. We have a common soul... Primorskaya Gazeta. October 24, 2017.44. https://primgazeta.ru/news/dusha-u-nas-obshaya-27-10-2017-12-52-37 (data accessed: 26.08.20).

Марин Е.Б., Осмачко Н.В.

Статья проверена программой Антиплагиат

Рецензент: Тульчинский ГЛ., доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ; профессор НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)

Статья поступила в редакцию 22.09.2020, принята к публикации 27.10.2020 The article was received on 22.09.2020, accepted for publication 27.10.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Марин Егор Борисович, кандидат исторических наук, доцент; кафедра истории, политологии и государственно-правовых дисциплин Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского; Дальневосточный федеральный университет. Владивосток, Российская Федерация. ORCID ID: 0000-00024557-7968; AuthorlD РИНЦ 377935; E-mail: egor-marin@ yandex.ru

Осмачко Надежда Владимировна, кандидат социологических наук, доцент; кафедра истории, политологии и государственно-правовых дисциплин Дальневосточного федерального университета. Владивосток, Российская Федерация. Специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы». AuthorlD РИНЦ 401784; E-mail: nv.o@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Egor B. Marin, Cand. Sci. (Hist.), Associate Professor; Admiral Nevelskoy Maritime State University; Far-Eastern Federal University. Vladivostok, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0002-4557-7968; AuthorID RSCI 377935; E-mail: egor-marin@yandex.ru

Nadezhda V. Osmachko, Cand. Sci. (Soc.), Associate Professor; Far-Eastern Federal University. Vladivostok, Russian Federation. AuthorID RSCI 401784; E-mail: nv.o@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.