Научная статья на тему 'Динамика профессионального самосознания курсантов в процессе обучения'

Динамика профессионального самосознания курсантов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
476
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
офицер внутренних войск / профессиональное самосознание / структура / КОМПОНЕНТЫ / динамика / internal affairs forces officer / professional self-consciousness / Structure / Components / Dynamics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вяткин Бронислав Александрович, Беляев Олег Борисович

В статье раскрываются результаты теоретико-эмпирического исследования профессионального самосознания курсантов военного института внутренних войск МВД России. Анализируются особенности его структуры и динамики у будущих офицеров внутренних войск в ходе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вяткин Бронислав Александрович, Беляев Олег Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a theoretical and empirical study of professional self-consciousness in cadets of a military institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Professional self-consciousness of future officers of internal affairs forces is analyzed from the perspective of its structure and dynamics of development

Текст научной работы на тему «Динамика профессионального самосознания курсантов в процессе обучения»

Психопого-педагогические аспекты становления и воспитания личности

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Б. А. Вяткин, О. Б. Беляев

В статье раскрываются результаты теоретико-эмпирического исследования профессионального самосознания курсантов военного института внутренних войск МВД России. Анализируются особенности его структуры и динамики у будущих офицеров внутренних войск в ходе обучения.

Ключевые слова: офицер внутренних войск, профессиональное самосознание, структура, компоненты, динамика.

Постановка проблемы. Сложные политические и экономические процессы, происходящие в стране, отражаются на служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России. С повышением их роли в борьбе с преступностью, пресечении вооруженных конфликтов, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения возрастают масштабы и сложность задач, стоящих перед войсками, по охране внутренней безопасности государства. Ликвидация незаконных вооруженных формирований, восстановление законности и правопорядка, сохранение стабильности, оказание населению необходимой помощи служат созданию условий для полномасштабного решения этих задач на основе Конституции РФ и действующего законодательства.

Опыт служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России последних лет свидетельствует о том, что эффективность всех видов деятельности в значительной степени зависит от качества профессиональной подготовки основного руководящего звена - офицерского состава [1, с. 1-2].

Профессиональная деятельность офицера внутренних войск является сложной и многогранной, ее успешность во многом зависит от уровня военно-профессиональных и личностных качеств, закладываемых и формируемых в процессе обучения в военно-учебном заведении. Развитие профессиональных и личностных качеств офицера в первую очередь связано с развитием и формированием его профессионального мировоззрения, т. е. профессионального самосознания, предполагающего глубокое рефлексивное познание себя в деятельности. Сформированное профессиональное самосознание помогает офицеру лучше понять и оценить себя, личную служебную деятельность, определить ориентиры, способствующие дальнейшему профессиональному развитию.

Для решения задач подготовки курсантов в военноучебном заведении необходимо изучение особенностей развития и качественного своеобразия их профессионального самосознания, что инициирует проведение эмпирического исследования структуры и динамики профессионального самосознания будущего офицера, а также обосновывает важность получения этих данных для психолого-педагогического сопровождения курсантов в процессе обучения (мониторинг профессионального образования, личностного роста и помощи в кризисные периоды).

Организация и методика исследования. Исследование проводилось на базе Пермского военного института внутренних войск МВД России. Для определения структуры и динамики профессионального самосознания использована авторская методика «Опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск» (ПОПСО) [2, с. 90; 3]. Данная методика позволяет измерить интегральный уровень развития указанного психологического феномена и степень выраженности его компонентов:

1) осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы;

2) осознание психологических особенностей представителей своей профессиональной группы;

3) осознание тождественности со своей профессиональной группой;

4) осознание собственных профессиональных особенностей;

5) осознание себя субъектом деятельности своей профессиональной группы;

6) социально-нравственная самооценка собственных профессиональных качеств.

В ходе изучения динамики становления и развития профессионального самосознания офицера внутренних войск (ПСО) был применен метод поперечных срезов: диагностировалась степень выраженности компонентов у курсантов военного института с первого по пятый курсы. В соответствии с задачами исследования предполагалось, что профессиональное самосознание в процессе вхождения в профессию (т. е. от начального к выпускному курсу обучения в военном институте) будет изменяться в сторону абсолютной выраженности, с одной стороны, и более тесной взаимосвязи между отдельными компонентами - с другой. Для проверки предположений использован однофакторный дисперсионный анализ в многомерном (МЛМОУЛ) и одномерном (ЛКОУЛ) вариантах.

Выборка испытуемых составила 510 курсантов. Для выявления общего эффекта фактора «курс» на всю совокупность зависимых переменных (шести компонентов ПСО) применялся многомерный однофакторный дисперсионный анализ MANOVA.

Результаты и их обсуждение. Тестирование гипотезы о наличии различий между группами показало статистически достоверный эффект F(24, 1745) = 16,96, (p < 0,001). Следовательно, в целом между курсами обнаруживаются достоверные различия по совокупности компонентов ПСО и можно предположить, что от курса к курсу эти компоненты меняются согласованно.

Для более детального исследования этих различий применялось шесть серий однофакторного одномерного дисперсионного анализа (ANOVA) с последующим post-hoc сравнением групп по методу Бонферрони. Данный метод контролирует вероятность допущения ошибки при проведении множественных сравнений.

Применение однофакторного дисперсионного анализа для первого компонента профессионального самосознания (осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы) показывает статистически достоверный эффект F(4, 505) = 30,29 (p < 0,001). При этом данный эффект направлен в сторону увеличения, повышения степени выраженности достаточно равномерно от курса к курсу, графически в нем не обнаруживается выраженных скачков. Рассмотрение результатов post-hoc тестирования по методу Бонферрони вскрывает более тонкие закономерности: не обнаруживается значимо выраженных различий в степени выраженности данного компонента ПСО при переходе с первого на второй курс, а также при переходе со второго на третий и с третьего на четвертый курсы.

Хотя общее повышение степени осознания особенностей деятельности своей профессиональной группы от начала к концу обучения у курсантов высокозначимо (p < 0,001), выраженный скачок в развитии данного компонента профессионального самосознания наблюдается лишь от четвертого к пятому курсу, т. е. к последнему году обучения (p = 0,0019). Приближается к статистической достоверности и переход с первого курса на второй (p = 0,06). Таким образом, динамика развития осознания особенностей деятельности своей профессиональной группы, предположительно, такова. На первом курсе формируется общее представление об особенностях служебно-боевой деятельности. Затем развитие этого представления переходит в «латентную стадию» (вероятно, уступая место развитию других функций или других компонентов ПСО), на пятом курсе происходит переосмысление и понимание особенностей деятельности своей профессиональной группы на более глубокой основе. Другими словами, развитие выявлено нами как трехстадийное, и ключевыми точками формирования данного компонента являются первый и последний курсы.

Второй компонент профессионального самосознания (осознание психологических особенностей представителей своей профессиональной группы) при тестировании в дисперсионном анализе также обнаруживает значимый статистический эффект F(4, 505) = 12,59 (p <

0,001). Данный эффект также направлен в сторону увеличения, но это увеличение более «постепенное», чем в случае с первым компонентом. Результат представляется логичным, поскольку психологические особенности офицеров внутренних войск являются более субъективной характеристикой, скрытой от глаз посторонних наблюдателей и требующей особого анализа. В связи с этим интересен, однако, скачок, который курсанты при осознании психологических особенностей представителей своей профессии делают при переходе с четвертого на пятый курс. Это уже второй результат, который свидетельствует в пользу того, что пятый курс в военном институте является ключевым для развития профессионального самосознания.

Рассмотрение результатов post-hoc сравнений показывает, что достоверные различия по уровню осознанности психологических особенностей офицеров внутренних войск существуют лишь между курсантами пятого курса и курсантами всех остальных курсов. Возможно, это связано с тем, что при обучении на пятом курсе курсанты начинают реальнее представлять себе будущую деятельность, имея уже развитое и осознанное представление об особенностях своей будущей службы. Данный результат имеет точки приложения в сфере военной педагогики: предположительно, данному компоненту становления профессионального самосознания офицера внутренних войск большее внимание следует уделять на ранних курсах обучения.

Третий компонент профессионального самосознания (осознание тождественности со своей профессиональной группой) в дисперсионном анализе также демонстрирует эффект F(4, 505) = 9,94 (p < 0,001). Он представляется статистически достоверным, однако в данном случае развитие осознания тождественности со своей профессиональной группой не является линейным. Визуальный анализ графика дисперсионного эффекта показывает, что у курсантов резко возрастает осознание тождественности с профессиональной группой на втором курсе, но далее, до четвертого курса, наблюдается снижение уровня выраженности данного показателя, преодолеваемое только к пятому курсу.

Результаты post-hoc анализа показывают статистически достоверные изменения степени осознания тождественности со своей профессиональной группой при переходах с первого на второй и с четвертого на пятый курсы. Предположительно, снижение показателя осознания тождественности с профессиональной группой при переходе со второго курса на старшие может быть охарактеризовано как кризис становления профессионального самосознания. Вероятно, на протяжении «средних» курсов обучения (которые выше были охарактеризованы нами как латентный период осознания особенностей служебно-боевой деятельности), курсанты получают необходимые знания, умения и навыки в отрыве от их собственного мотивационного наполнения, т. е. этот период, вероятно, можно охарактеризовать как несубъектное, нерефлексивное или пассивное обучение.

Четвертый компонент профессионального самосознания - осознание собственных профессиональных особенностей. Тестирование эффекта курса обучения

на данный показатель дает статистически достоверный эффект F(4,505) = 20,3 (p < 0,001), который также является прямолинейным; график свидетельствует в пользу его монотонности, равномерности.

Рассмотрение результатов post-hoc сравнений показывает, что значимых скачков или кризисов в осознании собственных профессиональных особенностей у курсантов не обнаруживается. Не получено ни одного статистически достоверного различия в данном показателе при применении метода Бонферрони между результатами смежных курсов (к статистической значимости приближается различие только между первым и вторым курсами). Динамику становления данного компонента можно охарактеризовать как линейную, монотонную, постепенную.

Анализ пятого компонента профессионального самосознания - осознание себя субъектом деятельности своей профессиональной группы - показывает резкое линейное возрастание уровня выраженности, что подтверждается графически. Это дополняет сделанные ранее выводы об особой важности завершающего курса обучения в формировании профессионального самосознания офицера внутренних войск. Причем данный случай - единственный из рассмотренных нами, когда компонент развивается «стремительно», post-hoc сравнения показывают статистически достоверные различия при переходах между всеми смежными курсами.

Общий эффект влияния фактора «курс» на показатель осознания себя субъектом деятельности своей профессиональной группы оказывается статистически достоверным (p < 0,001) и значительным по абсолютной величине: F(4, 505) = 92,8. Вероятно, в процессе профессионализации курсант наиболее значимо ощущает чувство личной профессиональной эффективности и больше отождествляет приоритеты своей профессиональной деятельности с личностью.

Наконец, шестой компонент профессионального самосознания - социально-нравственная самооценка собственных профессиональных качеств - также обнаруживает статистически достоверный эффект F(4, 505) = 20,34 (p < 0,001). От курса к курсу социально-нравственная оценка своих профессиональных качеств у курсантов повышается, но статистически достоверным это повышение оказывается только при переходе с четвертого на пятый курс (подтверждается и результатам post-hoc анализа). Это еще раз говорит о важности в становлении ПСО пятого курса обучения. Данный курс является смыслообразующим: курсанты отчетливо осознают необходимость перехода в новую ситуацию, к фактическому выполнению сложной (как они уже поняли) служебно-боевой деятельности, налагающей ряд требований и обязательств на психику и морально-ценностную сферу будущего офицера. В связи с этим психика будущего офицера на выпускном курсе мобилизуется, самосознание значительно повышается и укрепляется, т. е. курсанты активно и сознательно ориентируют себя на предстоящую службу. Повышение самооценки может расцениваться как проявление сознательного защитного механизма, мобилизующего психику, повышающего самоэффективность и настраивающего субъекта на предстоящие испытания.

Выводы.

1. Профессиональное самосознание офицера формируется и развивается у курсантов на протяжении всех пяти лет обучения. Развитие компонентов не носит прямолинейного характера, и их различия в ходе обучения проявляются по-разному.

2. Степень выраженности всех компонентов профессионального самосознания у курсантов военного института внутренних войск от первого к пятому курсам постепенно возрастает, за исключением осознания тождественности со своей профессиональной группой, выраженность которой снижается на третьем и четвертом курсах и возвращается на прежние позиции к пятому курсу. Полученные данные по этому компоненту можно объяснить и объективными причинами организации учебного процесса в военном институте:

- на третьем курсе незначительная отрицательная динамика связана с окончанием второго года службы, что на момент проведения исследования совпадет с окончанием срока прохождения срочной службы и на фоне трудностей военной службы у некоторых курсантов возникает желание оставить учебу в военном институте;

- на четвертом курсе незначительная отрицательная динамика связана с окончанием учебно-академического периода и началом учебно-профессионального, проведением плановых ремонтной практики и войсковой стажировки, которые также могли вызвать у определенного числа курсантов некоторое разочарование в выбранной профессии.

Полученные данные свидетельствуют о том, что осознание тождественности с профессиональной группой -уязвимый элемент в становлении профессионального самосознания, подверженный кризису. Вероятно, в течение кризиса тождественности со своей профессиональной группой становление профессионального самосознания протекает на бессубъектной, пассивной основе.

3. Наибольший скачок большинства компонентов имеет место в период с четвертого по пятый курсы. Профессиональное самосознание курсантов выпускного курса имеет более выраженную и гармоничную структуру, приближенную к структуре профессионального самосознания офицера, имеющего практический опыт службы. Вероятно, пятый (выпускной) курс обучения в военно-учебном заведении является ключевым в переходе к сформированному профессиональному самосознанию. Курсанты последних курсов обучения, имея наиболее реальное представление о своей будущей службе, активно и сознательно настраивают себя на будущую сложную и напряженную служебно-боевую деятельность и готовят свое самосознание к ней. Значимая положительная динамика на выпускном курсе объективно объясняется фактом самоопределения в профессии, предстоящей защитой диплома и подготовкой к выпуску.

4. Различные компоненты профессионального самосознания у курсантов в период обучения в военном вузе изменяются неоднозначно от курса к курсу. Одни развиваются стабильно, другие испытывают как рост, так и спад. Стабильные и значимые показатели роста имеют

место по всем компонентам, исключение составил лишь третий компонент - осознание тождественности со своей профессиональной группой. С третьего курса обучения показатели по данному компоненту начинают хотя и незначительно, но устойчиво снижаться, захватывая четвертый курс. На пятом курсе отмечено резкое увеличение данных показателей, которые значительно превышают показатели за весь период обучения и выходят на свою максимальную величину.

Полученные нами результаты могут быть использованы в практической работе с курсантами в деле формирования личности и развития профессионально важных качеств офицера внутренних войск.

1. Салтрукович Н. Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях. Пермь, 2001. 84 с.

2. Беляев О. Б. Пермский опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД России // Вестн. ПГПУ. Сер. 1, Психология. 2008. № 1-2. С. 90-104.

3. Беляев О. Б. Опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД РФ: методические рекомендации по применению опросника. Пермь, 2009. 43 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ

С. П. Иванова

В статье рассмотрены вопросы необходимости изучения рефлексии в процессе профессиональной подготовки психологов для МЧС России. Использован авторский опросник для исследования видов рефлексии. Представлены результаты анализа степени выраженности рефлексии у студентов-психологов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, рефлексия, рефлексивность, психическое свойство, степень выраженности, классификация видов рефлексии.

Значительные изменения в ценностно-смысловой и мотивационной сферах личности россиян необходимо учитывать в образовательном процессе, в ходе профессиональной подготовки психолога МЧС, так как в настоящее время в вузы приходит молодежь с мировоззренческими установками, требованиями к жизни, отражающими преобразования в сферах экономики, политики, идеологии, воздействие СМИ, которые ориентируют молодое поколение в большей степени на материальный успех, чем на профессионализм. В качестве психолога им предстоит работать с сотрудниками МЧС в таких психотравмирующих ситуациях, как горе, утраты, суицид, а иногда в условиях непосредственной витальной угрозы (в чрезвычайной ситуации) и т. д. Нивелировать воздействие большого комплекса психотравмирующих факторов на психику человека можно с помощью применения методов психогигиены, отправной точкой реализации которой является рефлексия субъектом своего психического состояния (рефлексия (от лат. ге/1ех1в - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний).

Практическая значимость рефлексии для применения психологической разгрузки и методов психогигиены заключается в том, что навыки рефлексии дают возможность психологу МЧС осознать внутреннее психическое напряжение, уловить момент, когда изменилось его состояние, выявить, какой фактор стал причиной изменения психического состояния. Только тогда субъект может понять, что для сохранения рабочеспособного состояния необходимо применить методы психогигиены, определить, какие из них подходят для данного конкретного эпизода и использовать их с учетом своих возможностей и обстоятельств окружающей обстановки (например, в условиях чрезвычайной ситуации).

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В отличие от интроспективной и социальной психологии [1, с. 540], в нашем исследовании мы рассматриваем понятие рефлексии ближе к буквальному переводу с латинского - как психическое состояние осознавания субъектом своих, внутренних психических явлений. Рефлексивность понимаем как психическое свойство, являющееся частью интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. В свою очередь, под рефлексированием мы подразумеваем особый психический процесс. Эти три понятия теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием «рефлексия» [2, с. 49].

С целью всестороннего изучения феномена рефлексии в ракурсе профессиональной подготовки будущих психологов МЧС России была проанализирована научная литература, в том числе - по имеющимся методикам исследования феномена рефлексии. На наш взгляд, они неполностью соответствовали нашей цели рассмотреть феномены рефлексии и рефлексивности на основе их классификации, выявляя особенности и степень выраженности рефлексивности у субъектов, структуру рефлексивности, соотношение развитых и формирующихся видов рефлексии. В связи с этим совместно с Л. В. Кузьменковой был разработан авторский опросник для изучения данного феномена [3, с. 112].

Рефлексия, как синтетическая психическая реальность, должна изучаться дифференцированно. С учетом чрезвычайной широты и вариативности подходов к исследованию проблемы рефлексии, все аспекты невозможно охватить в одном опроснике, поэтому мы ограничились тремя типами рефлексии, в которых критериями для классификации являлись личностные компоненты, направленность (уровни рефлексии) и временные параметры - по три вида рефлексии в каждом блоке.

В блоке «Личностные компоненты» выделяются три вида рефлексии: аффективный, когнитивный и регулятивный [4, с. 49]. Аффективный вид (эмоциональная рефлексия) - это осознавание субъектом испытываемых им эмоций и чувств, эмоциональное отношение субъекта к тому, что он осознает. Когнитивный вид - рефлексия как направленность мышления на самое себя, способность осознавания, «понимания того, как мыслю, знать, что знаю», в контексте проблематики психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.