УДК 159.99
ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАННОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2014
Е.В. Павлова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика» Э.Ю. Лесите, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика»
Амурский государственный университет, Благовещенск (Россия)
Аннотация: В условиях реформы высшего образования важным является вопрос о представлениях студентов об образованности как его ожидаемом результате. В статье анализируются представления первокурсников, выявленные до и после перехода на двухуровневую систему высшего образования.
Ключевые слова: образование, образованность, реформа высшего образования, социальные представления, представления об образованности, динамика представлений, студенты.
В современном обществе продолжается начавшееся более двух десятилетий назад активное переосмысление норм и ценностей, определяющих жизнь человека, изменяются представления людей о многих сферах социальной и культурной действительности, в том числе, и о высшем образовании. При этом можно выделить две основные тенденции: многократные попытки повысить эффективность образования, с одной стороны, и обесценивание высшего образования как такового, смещение акцентов со знаний и профессионализма на наличие диплома о высшем образовании - с другой.
Одним из существенных этапов в реформировании является переход на двухуровневую систему высшего образования. Замена привычных «специалистов» «бакалаврами» и «магистрами» породила множество пустот и противоречий в представлениях студентов, их родителей и, что немаловажно, работодателей о тех компетенциях, знаниях, умениях, которыми должен обладать выпускник вуза. В то же время, еще в 2006 году С.Л. Ивашевский, говоря об эффективности образования как определенной социальной структуры, подчеркивал необходимость наличия идеала, который, «являясь формой опережающего отражения, исходит из динамики социальной действительности и указывает направление ее преобразований» [1, с. 1]. В качестве такого идеала для системы высшего образования он назвал образованность, отмечая, что содержание данного понятия является исторически и культурно обусловленным.
В рамках психологического исследования «образованность», на наш взгляд, следует рассматривать как минимум в двух ракурсах: 1) как объективный показатель, критерии наличия которого определены в научной психолого-педагогической литературе; 2) как представления субъектов образовательного процесса о данном качестве.
При анализе психологической, педагогической и философской литературы в первую очередь обратил на себя внимание тот факт, что понятие «образованность» присутствует в различных текстах скорее имплицитно, чем эксплицитно. При этом контекст, в котором оно используется, а, соответственно, и смысловая нагрузка понятия, варьируют в необычайно широком диапазоне: от образованности как наличия образования (И.В. Захарова, Г.А. Стрюкова [2]) до образованности как подсистемы культуры личности (М.Р. Гинзбург [3]), как одной из составляющих интеллигентности (И.И. Осинский, М.И. Добрынина [4]), как немаловажного условия успешной адаптации человека в быстро меняющемся мире (С.К. Бондырева [5], Г.А. Цукерман [6], П.Г. Щедровицкий, В.В. Давыдов [7] А.Н. Леонтьев [8] и др.). Данный полюс в представлениях об образованности предполагает активность студента в процессе обучения, наличие у него четких целей, сформированной системы ценностей, умения выделять действительно необходимое из общего потока информации. Требования к организации образовательного процесса, обеспечивающего данные условия, достаточно отчетливо отражены в федеральных государственных образовательных стандартах третьего
поколения.
В то же время, содержание понятия «образованность» остается достаточно смутным для многих субъектов образовательного пространства, в первую очередь, студентов. В обыденном сознании укоренилась точка зрения, в соответствии с которой получаемое человеком образование (среднее, профессиональное, высшее) не является гарантией приобретения образованности как некого системного качества. Одной из форм существования коллективного обыденного сознания в последнее время стали Интернет-сайты различной тематики, бло-ги, онлайн-дневники, авторами и модераторами которых зачастую являются люди, не имеющие профессиональной подготовки, соответствующей обсуждаемой тематике. Анализ более 20 сайтов, выбранных случайным образом из списка, предоставленного поисковой системой «Яндекс» на запрос «образованность», показал, что не менее чем в половине случаев подчеркивается недостаточность наличия у человека образования для приобретения им образованности. Как минимум, на двух сайтах в разделе обсуждения основного текста присутствуют высказывания о «лишности», ненужности образования для достижения образованности.
Таким образом, существует противоречие между декларированием образованности в качестве цели, системообразующего фактора системы образования, с одной стороны, и содержанием данного понятия, существующим на уровне обыденного сознания, - с другой. Одним из направлений деятельности по разрешению данного противоречия является исследование представлений субъектов образовательного пространства об образованности.
Социальные представления, по словам С. Московиси, «составляют нашу способность воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам или объяснять личностную ситуацию» [9, с. 6]. Это ««теории», «когнитивные системы» с собственной логикой и языком, «способы мышления», которые люди вырабатывают посредством коммуникации для объяснения различных объектов или явлений» Moscovici, цит по [10, с. 92]). Система представлений человека определяет не только то, как субъект интерпретирует явления окружающего мира, но и то, в каком ключе он воздействует на окружающий мир и определяет свое место в нем. При этом представления образуют информационную базу, необходимую для изменения поведения.
Ранее Е.В. Павловой проводилось комплексное исследование представлений студентов об образованности [11], однако сбор данных осуществлялся до перехода на двухуровневую систему высшего образования (2005 - 2006 г.г.). Целью данного исследования является выявление наличия / отсутствия изменений в представлениях студентов первого курса. Для сбора эмпирических данных использовался метод незаконченных предложений: респондентам предлагалось завершить высказывание «образованность - это...». Для обработки полученных текстовых массивов использовался контент-анализ естественных категорий по Б.А. Еремееву. Выборка составила 118 студентов первого курса вузов г.
Благовещенска и г. Комсомольска-на-Амуре (2006 год) и 47 студентов первого курса вузов г. Благовещенска (2014 год).
Первоначально были определены данные по группам испытуемых о количестве обработанных текстов (соответствует числу ответивших на данный вопрос), исходном массиве слов, слов, учтенных в статистической процедуре, и их процентное соотношение (таблица 1).
Таблица 1 - Данные о количестве текстов и словарных массивов, учтенных в статистической процедуре контент-анализа
Выборки испытуемых Количест- Исходный словарный Слова, учтенные в стати-
во текстов массив стической процедуре
Аос. % Абс. %
Студенты 1-го курса, 2Ш6.Т- 118 269 100 20 7.43
Студенты 1-го курса, 201.4.1- 47 245 100 28 11.43
Далее полученные из исходных текстов массивы слов были подвергнуты статистической обработке (применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г)). Полученные коэффициенты корреляции обозначают частоту совместного появления слов в текстах (положительные значения), то есть их взаимное «притяжение», или непоявления (отрицательные значения) и, следовательно, их взаимное «отталкивание». На основе корреляционных матриц были построены плеяды, отражающие представления респондентов о рассматриваемых явлениях.
При анализе текстов студентов первого курса, опрошенных в 2006 году, были выявлены четыре естественные (имеющие наибольшую смысловую нагрузку) категории: «степень», «уровень», «получение», «жизнь». Наиболее отталкиваемыми являются категории: «знания», «обучение», «определенный», «свой».
одной стороны, и какие-либо знания - с другой, но оба эти аспекта совершенно несовместимы в сознании респондентов. Примечательно, что, по мнению первокурсников, образование не способно приобщить человека к культуре.
Философское содержание образованности раскрывается в сочетаниях «жизнь-полученный» и «обучение-полученный». Фактически образованность понимается студентами-первокурсниками как полученная жизнь, как возможность существования в мире. Однако, категория «полученный» предполагает наличие некоторого внешнего по отношению к респонденту субъекта, являющегося носителем благ.
Студенты рассматривают образованность скорее как количественную, а не качественную характеристику. При этом используются внешние по отношению к человеку и к рассматриваемому свойству оценочные шкалы (категории «степень» и «уровень»). По мнению первокурсников, образованности как универсального качества не существует, она - «уровень-человек», то есть качество, конкретизированное в людях; всеобщих критериев для измерения этого качества не существует. В качестве одного из возможных критериев называется способность справиться с какой-либо задачей; как видно из плеяды, данное качество человека отлично от его умений.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что представления первокурсников об образованности являются дифференцированными (выделены когнитивный, социальный, философский и оценочный аспекты образованности, отражены пути ее приобретения), отличаются высокой когнитивной сложностью. В плеяде преобладают существительные; динамический аспект отражен только в отглагольном существительном «получение». Наличие прилагательных свидетельствует о попытке качественного анализа образованности. Системообразующим моментом представлений первокурсников об образованности выступает определении сущности образованности, ее роли в жизни и способов получения.
При анализе текстов студентов первого курса, опрошенных в 2014 году, была выявлена единственная естественная категория: «образование». Наиболее отталкиваемыми являются категории: «полученный», «обучение», «тот», «не» (рисунок 2).
Рисунок 1 - Корреляционная плеяда, отражающая представления об образованности студентов первого курса (2006 год)
Как видно из рисунка 1, представления студентов образуют ряд отдельных плеяд. В наиболее крупной из них образованность раскрывается, с одной стороны, через категории «получение» и «образование» (отражающие процессуальность образованности); с другой - через категории «знания» и «определенный». Отрицательная корреляционная связь между категориями «образование» и «знания» свидетельствует о несовместимости данных категорий в сознании респондентов. По мнению первокурсников, жесткая отнесенность знаний, а, следовательно, и образованности, к какой-либо конкретной сфере деятельности, отсутствует. В смысловой цепочке «свой-культура-знания» отражен социальный контекст понятия «образованность», причастность респондентов к рассматриваемому явлению, интериоризированность культуры. В целом, данная плеяда отражает противоречивость представлений первокурсников об образованности: образованность - это и получение образования - с
Рисунок 2 - Корреляционная плеяда, отражающая представления об образованности студентов первого курса (2014 год)
Категория «образование», в соответствии со словарем С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, означает «то, что образовалось из чего-нибудь; получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение; со-
вокупность знаний, полученных в результате обучения» [12, с. 436]. В то же время, в плеяде присутствует отрицательная корреляционная связь между категориями «образование» и «знания». На наш взгляд, эта взаимосвязь может быть интерпретировано двояко. С одной стороны, студенты отрицают получение знаний как результат образования; с другой, может подразумеваться несводимость образования к знаниям. Примечательно, что корреляционная цепочка «образование»-не-«знания» выявилась в представлениях студентов и в 2006, и в 2014 году, однако смысловая нагрузка этих категорий изменилась (знания из наиболее отталкиваемой, значимой категории перешло в статус слова-интерпретатора). Более детальный анализ плеяды показывает, что студенты раскрывают категорию «образование» через слова-интерпретаторы «ум» и «навык». При этом, по их мнению, образование - это не ум как таковой, а ум в применении навыков какого-либо качества.
Одна из наиболее отталкиваемых категорий - «полученный» - отражает пассивную позицию студентов в процессе овладения знаниями. Так же как и в ранее выявленных представлениях, категория «полученный» косвенно связана со словом-интерпретатором «жизнь». Данная связь опосредуется различными знаниями, которые получает студент.
Во второй части корреляционной плеяды образованность раскрывается как «обучение» - воздействие извне на обучаемого. Подчеркивается процессуальный характер обучения. В третьей составляющей плеяды присутствует указание на принадлежность образованности конкретному человеку. Фактически, образованность -«тот-человек-который-может». Наиболее отталкиваемая категория «тот» свидетельствует об отчужденности описываемого субъекта от респондентов. В этой же части плеяды присутствует вединственное прилагательное, отражающее собственную активность субъекта - «приобретенный».
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что представления первокурсников 2014 года об образованности так же являются дифференцированными, отличаются высокой когнитивной сложностью. В плеяде преобладают существительные; динамический аспект отражен только в отглагольном существительном «получение» и глаголе «может». Наличие прилагательных свидетельствует о попытке качественного анализа образованности. Системообразующим моментом представлений первокурсников об образованности выступает определение ее содержания и связи с образованием.
Таким образом, по итогам исследования можно заключить, что:
1. Существенно возрос исходный словарный массив в пересчете на одного респондента.
2. Состав понятий, используемых первокурсниками для описания образованности, за рассматриваемый пе-
риод практически не изменился. Смысловая нагрузка и удельный вес отдельных понятий, направления их интерпретации претерпели ряд изменений.
3. В представлениях первокурсников 2014 года, в отличие от первой группы респондентов, отсутствуют местоимения или другие указания на интерпретацию образованности как собственного качества. Подчеркивается наличие образованности у других людей.
Однако полученные данные не могут рассматриваться как окончательные выводы. Для продолжение исследования необходимо расширение его географии, исследование представлений о феноменах, связанных с образованностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ивашевский С.Л. Генезис и развитие идеала образованности в истории педагогической мысли // http// www.oim.ru. 23 мая 2006.
2. Захарова И.В., Стрюкова Г.А. Семантический дифференциал как метод диагностики восприятия учащимися педагога // Психологическая наука и образование, 1999. № 3-4. С. 30-35.
3. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрастах // Мир психологии. 1998. № 1. С. 21-26.
4. Осинский И.И., Добрынина М.И. Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 143-146.
5. Бондырева С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза // Мир психологии. 2000. № 3. С. 199-205.
6. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68-82.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Директ-Медиа, 2008. 613 с.
8. Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии // Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. С. 324-347.
9. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 3-14.
10. Бовина И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 90-97.
11. Павлова Е.В. Представления об образованности как системное новообразование сознания. - Автореф. на соискание
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
THE DYNAMICS OF THE REPRESENTATIONS OF STUDENTS ABOUT EDUCATION IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION REFORM
© 2014
E.V. Pavlova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair
«Psychology and pedagogic» E.Y. Lesite, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair
«Psychology and pedagogic»
Amur State University, Blagoveshchensk (Russia)
Annotation: In terms of the higher education reform is an important question about the representations of students about education as it is the expected result. The article analyzes the representations of first-year students identified before and after the transition to two-level system of higher education.
Keywords: education, higher education reform, social representations, representations about education, the dynamics of representations, students.