УДК 339.56
DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-194-199
А. А. САЛОМАТИНА
Динамика показателей взаимной торговли Сибирского федерального округа с контрагентами из стран Евразийского экономического союза.
Анализ тенденций
В статье отражены изменения в товарной структуре экспорта и импорта Сибирского федерального округа во взаимной торговле со странами Евразийского экономического союза в 2020 г. Проведенный анализ позволил выявить тенденции развития взаимной торговли сибирского региона с контрагентами из стран Евразийского экономического союза, оценить влияние пандемии на динамику основных показателей. Ключевые слова: взаимная торговля, Сибирский федеральный округ, товарная структура, экспорт, импорт, страны Евразийского экономического союза, динамика товарной структуры.
A. A. SALOMATINA
Dynamics of Indicators of Mutual Trade of the Siberian Federal District with Counterparties from the Countries of the Eurasian Economic Union. Trend Analysis
The article reflects the changes in the commodity structure of export and import of the Siberian Federal District in mutual trade with the countries of the Eurasian Economic Union in 2020. The analysis helped to identify trends in the development of mutual trade in the Siberian region with counterparties from the countries of the Eurasian Economic Union, to assess the impact of the pandemic on the dynamics of the main indicators.
Keywords: mutual trade, Siberian Federal District, commodity structure, export, import, countries of the Eurasian Economic Union, dynamics of the commodity structure.
В рамках целевых ориентиров развития таможенной службы Российской Федерации определено «содействие развитию международной торговли, реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики, расширению номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, отвечающих национальным интересам Российской Федерации» [2]. В свою очередь, интеграция и торгового-экономическое сотрудничество российских регионов со странами Евразийского экономического союза в полной мере соответствуют ключевым направлениям обозначенного целевого ориентира. Так, реализация основных мер и механизмов Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года нацелена на получение дополнительных экономических выгод и преимуществ участниками интеграции, «повышение инвестиционной
САЛОМАТИНА Анна Александровна, начальник отдела таможенной статистики службы федеральных таможенных доходов Сибирского таможенного управления, г Новосибирск.
активности и модернизацию экономик государств-членов на основе нового технологического уклада» [1].
Целью статьи является анализ динамики показателей и тенденций взаимной торговли Сибирского федерального округа (СФО) с контрагентами из стран Евразийского экономического союза.
По данному вопросу различными авторами исследуются специфика и современные тенденции внешнеторговых связей СФО, обосновывается актуальность «поиска направлений и инструментов модернизации экономики и перехода к инновационному развитию» [8; 9]. Отдельный интерес представляют работы, исследующие особенности торгово-экономических отношений регионов России со странами ЕАЭС [3; 5; 7], а также со странами Северо-Восточной Азии [6].
В 2020 г. внешнеторговый оборот СФО во взаимной торговле с государствами - членами ЕАЭС составил почти 3,2 млрд долл. США и по сравнению с 2019 г. уменьшился на 289 млн долл. США (на 8 %). Если в 2019 г. доля взаимной торговли со странами ЕАЭС занимала 7,5 % от товарооборота СФО, 6,9 % от стоимостного объема экспорта и почти 10 % от стоимостного объема импорта, то в 2020 г. эти показатели составили 8, 7,6 и 9,1 % соответственно [10]. Таким образом, в экспорте региона взаимная торговля укрепила свои позиции, а в импорте немного уступила.
Интересный факт, если рассматривать стоимостные показатели, то во внешней торговле СФО в целом, на экспорт пандемия оказала большее влияние, чем на импорт, а во взаимной торговле, напротив, стоимость вывозимых товаров снизилась на 7 %, а ввозимых - на 11 %. При этом физический объем товаров в экспорте сократился почти на четверть (на 24 %), а в импорте всего на 9 %.
Взаимная торговля СФО в 2020 г., как в прочем и в предшествующие периоды, имела экспортную направленность (экспорт - 73 % товарооборота, импорт -27 %). По всем основным показателям по сравнению с 2019 г. наблюдается отрицательная динамика.
Основной партнер СФО во взаимной торговле - Казахстан - 71 % от общего объема внешнеторговых операций со странами ЕАЭС (76 % - в экспорте и почти 57 % в импорте), доля Республики Беларусь - 20 %, Киргизии - 8 %, Армении -1 %.
Экспорт СФО в страны ЕАЭС в 2020 г., по сравнению с 2019 г., уменьшился на 186 млн долл. США, в физическом объеме - почти на 3 млн т. Основная причина такого сокращения - снижение поставок в Республику Беларусь угля каменного (стоимость уменьшилась почти в 3 раза, вес - более чем в 3 раза), это повлияло и на стоимостные показатели, и на физический объем.
Если рассматривать показатели взаимной торговли по странам, то отрицательную динамику по стоимости показала также Киргизия. Здесь причиной стало сокращение поставок нефтепродуктов. Вместе с тем в Киргизию увеличились поставки лесоматериалов, пшеницы, минеральных удобрений, что обеспечило положительную динамику по весовым характеристикам (+119 тыс. т, на 24 %).
Что касается поставок в Казахстан, то здесь наблюдается противоположная картина: стоимость поставок осталась практически на уровне 2019 г. (рост 1 %),
при этом вес сократился на 862 тыс. т (-10,3 %), за счет уменьшения, в первую очередь, поставок промышленной воды, угля каменного и лесоматериалов обработанных.
Доля Армении в общем экспорте СФО незначительна (1,3 %), однако по сравнению с 2019 г. в Армению вывезено товаров на 656 т больше, стоимость увеличилась на 5,4 млн долл. США (преимущественно за счет поставок керосина, топлива реактивного).
В товарной структуре экспорта в страны ЕАЭС преобладали минеральные продукты (22,4 % стоимостного объема экспорта), прежде всего, кокс и уголь каменный. По сравнению с 2019 г. поставки угля значительно сократились, в 2020 г. в экспорте угля наблюдается снижение цен во все страны мира. Одновременно с этим на 15,4 % увеличились поставки кокса каменноугольного в Казахстан. Экспорт нефтепродуктов уменьшился за счет сокращения поставок в Киргизию. Не последнее место в экспорте минеральных продуктов занимают концентраты цинковые и свинцовые, поставляемые в Казахстан (поставки концентратов свинцовых увеличились в 5 раз, при снижении на 11 % концентратов цинковых).
На втором месте - товары продовольственного сектора (20 % стоимостного объема экспорта). В целом по отрасли при снижении физического объема экспорта продовольственных товаров, стоимость поставок возросла (почти на 40 млн долл. США).
Экспортные поставки пшеницы оцениваются в 66,5 млн долл. США, физический объем - 339 тыс. т. Рост экспорта пшеницы обусловлен увеличением в 5 раз поставок в Киргизию, хотя главным торговым партнером СФО по экспорту пшеницы остается Казахстан, в 2020 г. в Казахстан вывезено 260 тыс. т пшеницы (при сопоставимых объемах стоимость поставок в Казахстан увеличилась на 27 %).
На 10,7 % увеличились поставки мучных кондитерских изделий, вафель, печенья, большая часть товаров вывозилась в Казахстан. А вот по экспорту шоколада и прочим продуктам, содержащим какао, наблюдается отрицательная динамика -снижение на 2,6 тыс. т.
На третьем месте (17,3 %) в товарной структуре экспорта - продукция машиностроения (сельскохозяйственная техника, морозильные камеры, железнодорожные вагоны, двигатели, генераторы, различное оборудование) в основном в Казахстан и Республику Беларусь. На общую отрицательную динамику повлияло сокращение поставок железнодорожных вагонов в Беларусь, при этом увеличились поставки в Казахстан остальных перечисленных товаров.
Металлы и изделия из них (в основном полуфабрикаты, прутки, уголки из железа или нелегированной стали, металлоконструкции из черных металлов) в Казахстан, Кыргызстан и Республику Беларусь составили 15 % стоимостного объема экспорта, по данной отрасли наблюдается снижение как весовых, так и стоимостных показателей.
Из крупнейших товаров химической промышленности рост поставок наблюдается по экспорту удобрений (в 2,3 раза), плит и пленки из пластмасс в Казахстан (+25 %), по остальным товарам отрасли поставки, по сравнению с 2019 годом сократились. В основном вывозились шины и покрышки пневматические, изделия
для транспортировки или упаковки товаров из пластмасс, изделия из резины, продукты неорганической химии, удобрения и другие товары.
Импорт СФО из стран ЕАЭС в 2020 г. составил почти 850 млн долл. США и по сравнению с 2019 г. уменьшился на 11 %. Физический объем импортных поставок сократился на 9 % и составил 3,2 млн т. На снижение стоимостного объема импорта из стран ЕАЭС повлияло в основном сокращение поставок угля каменного, нефтепродуктов из Казахстана, изделий из черных металлов, алюминия, шин и покрышек из Беларуси, подшипников, электрических машин и оборудования. Главная причина сокращения весового показателя - уменьшение ввоза щебня из Казахстана.
Импорт из стран ЕАЭС представлен, прежде всего, металлами и изделиями из них из Казахстана и Республики Беларусь (прокат, прутки из нелегированной стали, изделия из черных металлов, трубы) - 34 % стоимостного объема импорта из стран ЕАЭС. По данной группе товаров наблюдается сокращение по весу -на 5 %, по стоимости - на 9 % (преимущественно за счет снижения поставок черных металлов и изделий из них из Республики Беларусь, алюминия, свинца и изделий из них из Казахстана).
на втором месте (17 % стоимостного объема импорта) - продовольственные товары (молочная продукция, овощи, готовые продукты из зерна злаков, муки, мороженое, какао и продукты из него, рыба, мясо и др. товары).
Среди поставщиков молочной продукции выделяются Казахстан и Республика Беларусь, на долю которых пришлось 65 % стоимостного объема импорта всей молочной продукции по СФО (по всей внешней торговле, а не только из стран ЕАЭС). Лидером по импорту сливочного масла стала Киргизия. За 2020 год ввоз из стран ЕАЭС сгущенного молока, сыров, яиц, сливочного масла и других молочных продуктов увеличился по весу на 12 %, достигнув 52 тыс. т. Выросли также физические объемы поставок рыбы, фруктов.
на третьем месте (13 %) в импорте находится машиностроительная продукция (возились в основном подшипники, сельскохозяйственные машины, промышленное оборудование, подъемники, части оборудования и механизмов, двигатели, аккумуляторы, проводники электрические, конденсаторы, электрические водонагреватели, запасные части для автомобилей из Казахстана и Беларуси). В целом по данной отрасли стоимостной объем сократился на 18 % (основная причина снижение ввоза из Казахстана подшипников).
Минеральные продукты составляют 11 % стоимостного объема импорта, прежде всего, уголь каменный из Казахстана, снижение поставок которого (-111 т, по стоимости - 24 млн долл. США) обеспечило отрицательную динамику по всему сектору, вместе с тем увеличился ввоз портландцемента из Казахстана.
Доля продукции химической промышленности - почти 9 % (ввозились в основном изделия из пластмасс (пленка, листы), изделия для упаковки или транспортировки товара, шины и покрышки пневматические резиновые из Республики Беларусь, продукты неорганической химии, удобрения и другие товары из Казахстана и Республики Беларусь). По химической продукции отмечается положительная динамика. Этому способствовало в первую очередь появление в 2020 г. поставок углеводородов из Казахстана, а также рост поставок удобрений.
По ввозу драгоценных металлов наблюдается изменение географии поставок: в 14 раз сократился импорт из Армении, при этом в 12 раз увеличился из Беларуси. Несмотря на это, по сравнению с 2019 г. стоимостной объем импорта драгоценных металлов уменьшился на 28 %.
В тоже время значительно выросли поставки текстиля, текстильных изделий и обуви (по весу - в 3,3 раза, по стоимости - в 2,0 раза), составив 15 тыс. т или 35 млн долл. США (4,1 % от стоимостного объема импорта из стран ЕАЭС). В основном ввозилась обувь, предметы и принадлежности одежды, нитки, ткани преимущественно из Республики Беларусь, ковры и напольные покрытия из Республики Беларусь и Казахстана.
По отдельным товарам также отмечается позитивная динамика: значительно увеличился ввоз таких товаров, как мороженая пресноводная рыба, сыры, мясо говядины (в 2020 г. ввезено более 1,5 тыс. т, в то время как в 2019 г. всего 7 т), в 3,5 раза увеличился ввоз фасоли [12]. Кроме того, в товарной структуре импорта появились новые товары: бордюрные камни, сера, соевые бобы, черенки живых растений, хлопковое волокно.
Таким образом, в экспорте региона доля стран ЕАЭС увеличилась, а в импорте незначительно сократилась. Несмотря на отрицательную динамику экспорта и импорта Сибирского федерального округа во взаимной торговле со странами ЕАЭС, по отдельным отраслям наблюдается рост показателей: по продовольственному сектору, товарам текстильной промышленности, обуви (в экспорте и импорте), драгоценным металлам (в экспорте), химической продукции (в импорте).
Список литературы
1. О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года: решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 р // СПС «КонсультантПлюс».
2. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р // СПС «КонсультантПлюс».
3. Власов А. В. Взаимная торговля между Россией и государствами - членами Евразийского экономического союза / А. В. Власов, Т. Э. Князева // Инновации в науке: вопросы теории и практики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 109-115.
4. Глазьев С. Ю. О прогнозах динамики мировой экономики в условиях пандемии COVID-19 и возможных стабилизационных мерах в рамках ЕАЭС. URL:http://www.eurasiancommission.org.
5. Ершов П. А. Взаимная торговля Казахстана и Сибири: тенденции и перспективы развития // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2016. № 15. С. 42-47.
6. Ковалева Г. Д. Успеет ли Сибирь на восточный экспресс? // ЭКО. 2010. № 11 (437). С. 5-21.
7. Роголенкова В. А. Взаимная торговля Российской Федерации со странами Евразийского экономического союза / В. А. Роголенкова, Р. Р. Канеева //
Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. материалы IX Междунар. научно-практ. конф. 2019. С. 138-143.
8. Суходолов Я. А. Современное состояние и основные тенденции развития внешней торговли Сибирского федерального округа // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 48. С. 101-113.
9. Суходолов Я. А. Современное состояние и основные тенденции развития внешней торговли сибирского федерального округа / Я. А. Суходолов, В. С. Коло-дин // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10. № 2. С. 16.
10. Таможенная статистика. Материалы официального сайта Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/statistic.
11. Ушкалова Д. И. Внешняя торговля России в новых условиях // Журнал НЭА. 2020. № 1(45). С. 199-207. URL: http://www.econorus.org.
12. ФГБУ «Центр Агроаналитики». URL:http://www.specagro.ru.