Научная статья на тему 'Динамика показателей социального самочувствия жителей современного крупного города'

Динамика показателей социального самочувствия жителей современного крупного города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
437
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ЖИТЕЛИ ГОРОДА / НАСЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ / ОПТИМИЗМ / CITIZENS / POPULATION / SOCIAL FEELING / SOCIAL SENTIMENT / REGION / REGION CONSUMER SENTIMENT INDEX / OPTIMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дулина Надежда Васильевна, Токарев Василий Владимирович

В статье анализируются эмпирические данные, полученные в ходе выполненного авторами мониторинга социального самочувствия жителей крупного российского города Волгограда. Дается оценка социального самочувствия горожан за последние несколько лет, формулируется вывод о негативной динамике социального самочувствия горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дулина Надежда Васильевна, Токарев Василий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the data of urban population social self-perception monitoring in Volgograd. The statistics has demonstrated a tendency to negative dynamics of the social self-perception of the urban population in general.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей социального самочувствия жителей современного крупного города»

© Н.В. Дулина, В.В. Токарев, 2009

УДК 316.334.56 ББК 60.561.26

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ЖИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО КРУПНОГО ГОРОДА

Н.В. Дулина, В.В. Токарев

В статье анализируются эмпирические данные, полученные в ходе выполненного авторами мониторинга социального самочувствия жителей крупного российского города Волгограда. Дается оценка социального самочувствия горожан за последние несколько лет, формулируется вывод о негативной динамике социального самочувствия горожан.

Ключевые слова: жители города, население, социальное самочувствие, потребительские настроения, регион, региональный индекс потребительских настроений, оптимизм.

Самочувствие в самом широком смысле слова понимается как состояние физических и духовных сил человека [2, с. 568]. Социальное самочувствие является результатом процесса осознания субъектом самого себя в системе общественных отношений. Иначе говоря, социальное самочувствие можно определить как форму реального функционирования общественного сознания и поведения, в котором проявляется эмоциональнокомфортная оценка индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами уровня удовлетворения социальных потребностей, а также своего положения в сравнении с другими индивидами, социальными группами, организациями и институтами [1, с. 56].

Как же чувствуют себя в быстро меняющемся мире жители Волгограда? Ответ на этот и ряд других вопросов мы получили в ходе проведения серии прикладных социологических исследований, направленных на изучение социального самочувствия жителей Волгограда. В качестве основы для разработки и реализации системы мониторинговых измерений показателей социального самочувствия вол-

гоградцев была выбрана методика анализа индекса потребительских настроений (ИПН), которая имеет достаточно давнюю историю.

ИПН рассчитывается на основе распределения ответов респондентов на пять вопросов, касающихся текущего материального положения семей и ожиданий его изменения, перспектив развития экономики страны и ситуации на потребительском рынке. Значения индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Индекс равен 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию (свое материальное положение, личные перспективы и т. д.). Индекс равен 100, когда количество положительных и отрицательных оценок одинаково.

Родиной ИПН являются Соединенные Штаты Америки. Именно там для изучения намерений, настроений и поведения потребителей по инициативе Дж. Катоны из Мичиганского университета в 1946 г. начали проводиться первые опросы потребителей. Эти опросы должны были помочь деловым кругам и правительству США ответить на следующие вопросы: что станет делать население с весьма значительными сбережениями, накопленными за время Второй мировой войны? Будут ли их тратить? Если будут - то как и на что? Иными словами, получить ответ на вопрос, как поведет себя потребитель в условиях существующей свободы выбора.

Уже в 1950-е гг. группа исследователей Мичиганского университета под руководством Дж. Катоны разработала методику построения агрегатного ИПН (Consumer Sentiment Index), которая с минимальными изменениями используется ныне во многих странах мира. ИПН строится на основе систематических социологических опросов населения. Вопросов может быть задано много, но для построения индекса используются ответы на пять основных.

С начала 1990-х гг. Россия вошла в число стран, в которых измерения потребительских настроений населения проводятся на регулярной основе (первые пробные попытки измерения потребительских настроений были предприняты в 1993 г. во «ВЦИОМе», ныне - «Левада-Центр»). Измерения ИПН продолжаются «Левада-Центром» и в настоящее время. Так, в 2007 г. было проведено шесть замеров в рамках омнибусных исследований.

В 1996 г. начался качественно новый этап в исследовании потребительских настроений в России. В рамках российско-американского проекта по инициативе Министерства финансов РФ и при поддержке Бюро технической помощи Казначейства США возобновилось построение ИПН на регулярной основе. Важным этапом в развитии проекта ИПН стало создание в мае 1997 г. специальной некоммерческой организации - фонда «Содействие развитию и построению индекса потребительских настроений». С конца 1998 г. обследования потребительских ожиданий населения начали проводиться и Росстатом (ранее - Госкомстатом), включившим их в свой план статистических работ. На сайте Госкомстата ежеквартально публикуются материалы, посвященные оценке потребительских ожиданий россиян.

В то же время все проекты, направленные на анализ ИПН, дают оценки «по стране в целом» и не позволяют выделить содержательные различия в потребительских настроениях жителей различных регионов. Для обеспечения возможности проведения сравнительного анализа на уровне отдельного региона/города ассоциация региональных социологических центров

«Группа 7/89» инициировала проект РИПН - региональный индекс потребительских настроений. В Волгограде измерения ИПН проводит центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик». Замеры выполняются в рамках проекта «Волгоградский Омнибус»1 начиная с апреля 2007 года. На момент анализа данных (октябрь 2008 г.) было проведено тринадцать волн этого проекта.

За весь период мониторинга накоплен большой объем информации о социальном самочувствии горожан (не менее 5 200 наблюдений). При этом погрешность результатов, полученных за один замер, не превышает 4,9 % при доверительном уровне 0,95, для всего массива данных - 1,4 %. На основании полученных данных могут быть сформулированы выводы о динамике социального самочувствия жителей Волгограда.

Лепестковая диаграмма на рисунке 1 иллюстрирует динамику комплексного показателя социального самочувствия -ИПН - с апреля 2007 г. по октябрь 2008 года. Принципы построения данной диаграммы следующие:

- на диаграмме представлено восемь осей (радиусов), выходящих из одного центра, - по числу волн проекта «Волгоградский Омнибус», проводимых в течение года;

- над каждой осью надписан порядковый номер волны в году, а также месяц осуществления полевого этапа проекта;

- на диаграмму вынесены два ряда данных: первый соответствует результатам расчета ИПН по волнам в 2007 г., второй - в 2008 г.;

- чем ближе точка к центру диаграммы, тем меньшее значение ИПН она представляет.

«Начало отсчета» на диаграмме - это значение ИПН, равное 160 пунктам, которое отложено на оси «Волна 3 (апрель - май)».

В более «привычном» виде динамика всех показателей социального самочувствия за тринадцать волн исследования представлена на рисунке 2. Рисунок 2, а иллюстрирует результаты расчета показателей социального самочувствия, а рисунок 2, б - тенденции изменения показателей

Волна 1 (январь-февраль)

Волна 5

(июль) ^^Апрель-декабрь 2007 года

Январь-октябрь 2008 года

Рис. 1. Динамика ИПН, рассчитанного для жителей Волгограда в возрасте от 16 до 59 лет, за период с апреля 2007 г. по октябрь 2008 г.

180

170

160

150

140

130

120

110

100

90

80

70

60

50

. >174

170 •

,167

1160

І146

И 50

,166

161

Ї155 V151

1144 *144

|138

6 .:155 \

,157

1139

1123

106

I-------------Г-------------1—

> '1144

-- .141'_______________<

[136

—‘і 1132

Л 47

V ^106 1 I 03

Волна 704 Волна 706 Волна 707 Волна 709 Волна 710 Волна 712 Волна 801 Волна 803 Волна 804 Волна 806 Волна 807 Волна 809 Волна 810 (апрель- (июнь (и юль (сентябрь (октябрь (декабрь (январь- (март (апрель (июнь (и юль (сентяб рь (октябрь май 2007г.) 2007г.) 2007г.) 2007г.) 2007г.) февраль 2008г.) 2008г.) 2008г.) 2008г.) 2008г.) 2008г.)

2007г.) 2008г.)

Индекс межрегиональных сравнений Индекс покупательской активности

Индекс положения семьи Индекс потребительских настроений

а

Индекс ожиданий

Рис. 2. Динамика показателей социального самочувствия, рассчитанных для жителей Волгограда в возрасте от 16 до 59 лет, за период с апреля 2007 г. по октябрь 2008 г.:

а - результаты расчета показателей социального самочувствия; б - тенденции изменения показателей социального самочувствия

Волна 704 Волна 706 Волна 707 Волна 709 Волна 710 Волна 712 Волна 801 Волна 803 Волна 804 Волна 806 Волна 807 Волна 809 Волна 810 (апрель- (июнь (июль (сентябрь (октябрь (декаб рь (январь- (март (апрель (июнь (июль (сентябрь (о ктябрь

май 2007г.) 2007г.) 2007г.) 2007г.) 2007г.) февраль 2008г.) 2008г.) 2008г.) 2008г.) 2008г.) 2008г.)

2007г.) 2008г.)

• Индекс межрегиональных сравнений 4 Индекс покупательской активности

■ Индекс положения семьи •Индекс потребительских настроений

б

▲ Индекс ожиданий

Рис. 2. Окончание

социального самочувствия, полученные «сглаживанием» рядов данных полиномами третьей степени.

На основании данных, представленных на рисунках 1 и 2, могут быть сформулированы следующие выводы в части динамики показателей социального самочувствия жителей Волгограда в возрасте от 16 до 59 лет за период с апреля 2007 г. по октябрь 2008 г.:

- ИПН в течение последних полутора лет имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует об ухудшении социального самочувствия жителей Волгограда.

- Показатели социального самочувствия (кроме индекса межрегиональных сравнений) в октябре 2008 г. оказались самыми низкими за последние полтора года. Так, например, если в декабре 2007 г. 54 % опрошенных были согласны с утверждением, что «сейчас - хорошее время для совершения крупных покупок», то в октябре 2008 г. с этим утверждением согласились лишь 43 %.

-Сейчас трудно определить «природу» этого снижения значений. Во-первых, оно может быть обусловлено сезонными ко-

лебаниями. Как правило, в преддверии новогодних праздников имеет место «всплеск» показателей социального самочувствия населения, а весной и осенью показатели несколько снижаются. Если это так, то результаты следующего замера должны показать рост значений. Во-вторых, падение показателей в октябре 2008 г. может быть вызвано мировым финансовым кризисом и ухудшающейся социально-экономической ситуацией. Тогда показатели продолжат снижаться. Прояснить картину и сформулировать окончательные выводы помогут данные следующих волн.

-Значения индекса межрегиональных сравнений за указанный период времени не превышают отметку в 80 пунктов, что свидетельствует о превалировании в обществе негативных оценок условий жизни в Волгоградской области по сравнению со страной в целом.

- Наибольшие значения из всех показателей социального самочувствия характерны для индекса покупательской активности. Наибольшее значение данного ин-

декса, равное 174 пунктам, зафиксировано в сентябре 2008 г. (последний замер перед финансовым кризисом), наименьшее значение было получено по результатам октябрьского замера 2008 г. (147 пунктов). Даже «кризисное» значение ИПН (147 пунктов) заметно превышает среднее значение в 100 пунктов и свидетельствует о том, что жители Волгограда считают настоящее время в целом хорошим для совершения крупных покупок для дома (таких как мебель, холодильник, бытовая электроника и др.).

- Сильнее всего «пострадал» от октябрьского падения значений индекс ожиданий (в октябре 2008 г. он составил 106 пунктов, весь последний год держался в пределах 141-162 пунктов). Сегодня лишь 19 % опрошенных считают, что материальное положение их семьи в течение ближайшего года улучшится (16 % уверены в том, что положение ухудшится -«безусловно» или «скорее всего»).

- То, что индекс ожиданий в октябре 2008 г. принял значения, близкие 100, свидетельствует о неопределенности большинства волгоградцев в оценках своего будущего, а также будущего своей страны в целом. При этом интересно отметить, мужчины более оптимистичны, чем женщины. Так, социальное самочувствие мужчин несколько выше, чем женщин (данная закономерность появляется во всех волнах исследования). Об

этом свидетельствуют соответствующие значения частных индексов социального самочувствия, а также комплексного показателя -ИПН. Его значение, рассчитанное по совокупности мужчин, составляет 150 пунктов, а по совокупности женщин - 140 пунктов. В целом все жители нашего города считают, что условия жизни в Волгоградской области хуже, чем в целом по стране. Однако женщины оценивают их ниже, чем мужчины. Так, индекс межрегиональных сравнений, рассчитанный по совокупности мужчин, составил в среднем 74 пункта, а по совокупности женщин - 58 пунктов. Мужчины более положительно, чем женщины, оценивают изменения в материальном положении своих семей, произошедшие за последний год. Индекс для мужчин составил 140 пунктов, а для женщин - 126.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование проходит восемь раз в год. В каждой волне проекта опрашиваются400 респондентов в возрасте от 16 до 59 лет. Метод исследования -телефонное интервью по структурированной анкете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурко, А. А. Интерпретация показателя «Социальное самочувствие» / А. А. Бурко / Социология и общество : тез. I Всерос. социол. конгр. «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - СПб. : Изд-во «Скифия», 2000. - С. 56.

DYNAMICS OF SOCIAL SELF-PERCEPTION OF CONTEMPORARY URBAN POPULATION

N.V. Dulina, V.V. Tokarev

The article analyses the data of urban population social self-perception monitoring in Volgograd. The statistics has demonstrated a tendency to negative dynamics of the social self-perception of the urban population in general.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: Citizens, population, social feeling, social sentiment, region, region consumer Sentiment Index, optimism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.