Динамика показателей публикационной активности ...
Логунова О.С., Егорова Л.Г., Королева В.В.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УДК 65.01
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА МАГНИТОГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Г.И. НОСОВА
Логунова О.С., Егорова Л.Г., Королева В.В.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия
Аннотация. В работе рассматривается динамика показателей публикационной активности научнопедагогических работников университета за три года эксплуатации рейтинговой системы. В качестве результатов работы приведено изменение структуры показателей, в частности сокращение их количества и разделение финансирования проектов по публикации работ в журналах, индексируемых в российских и зарубежных наукометрических системах. Оценка результатов выполнена для крупных подразделений университета, таких как институты и факультеты, каждой кафедры и персоны. Показана инвариантность итогового показателя публикационной активности в общем рейтинге научных коллективов и отдельных ученых, ведущих активную научную деятельность. Доказано, что упрощение системы показателей ведет к расширению количества сотрудников (до 91%), способных достигать установленных показателей. Выявлены достоинства и недостатки существующей системы оценки в каждый период функционирования. Предложена коррекция календарного графика учета и мониторинга публикационной активности профессорскопреподавательского состава для проведения мероприятий, способствующих внедрению эффективного управления публикационной активностью и достижения заданного уровня показателей. Полученные результаты демонстрируют необходимость развития и совершенствования системы публикационной активности профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: публикационная активность, оценка деятельности преподавателя, индекс Хирша, проекты публикационной активности, динамика показателей.
Введение
В настоящее время огромное внимание уделяется статусу российских высших учебных заведений на мировых научных образовательных рынках. Вводимые новые формы отчетности и мониторинга о деятельности научно-образовательных учреждений (Ежегодный отчет университета перед Минобрнауки России, Ежегодный мониторинг Минобрнауки России эффективности деятельности образовательной организации высшего образования, Ежегодный отчет университета перед Минобрнауки России по форме «Показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию») выдвигают высокие требования к оценке квалификации научно-педагогических работников. В связи с этим каждая научно-образовательная организация уделяет большое внимание вопросам разработки и реализации системы внутреннего рейтингования профессорско-преподавательского состава
[1, 2]. При разработке таких систем уделяется большое внимание следующим вопросам: определение состава рейтинговых показателей [3, 4], разработка шкал измерения показателей [3, 5], разработка систем автоматизированного учета показателей [4], анализ полученных результатов [7, 8] и принятие решений об управлении деятельностью профессорско-преподавательского состава в сле-дующихпериодах [9, 10].
Одной из существенных составляющих рейтинговой оценки деятельности научнопедагогического работника являются показатели публикационной активности. Все чаще в новых нормативных и отчетных документах появляются показатели, характеризующие количественную сторону публикационной деятельности, такие как количество публикаций и количество цитирований, а также показатель, связывающий количество и качество публикаций, - индекс Хирша. Реже являются востребованными показатели, характеризующие качество публикации и
www.vestnik.magtu.ru
101
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
издания, в которых опубликованы работы. К таким показателям чаще всего относят импакт-факторы журналов, показатели самоцитируемо-сти, статус журналов, количество цитирований отдельных публикаций.
В связи с важностью показателей публикационной активности в деятельности ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» в реальном времени проводятся работы по анализу, систематизации и управлению публикационной деятельностью научно-педагогических работников вуза. Целью проводимых работ является повышение эффективности апробации результатов научных исследований в открытой печати, расширение научного сотрудничества между научными коллективами внутри вуза и между вузами, привлечение инвесторов к проведению совместных научно-исследовательских работ.
1. Динамика структуры показателей публикационной активности профессорско-преподавательского состава университета
На основе результатов анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «МГТУ» в 2013 и 2014 годах, приведенных в работе [7], было принято решение о реструктуризации показателей публикационной активности для рейтинга 2015 года.
Для проведения рейтинговой оценки и стимулирования профессорско-преподавательского состава принято три решения:
- упростить состав показателей публикационной активности;
- разделить финансирование проектов по стимулированию научных работ, представленных в российском индексе научного цитирования (РИНЦ) и в зарубежных базах научного цитирования Web of Science и Scopus;
- изменить группу и весовой коэффициент показателей публикационной активности в рейтинге профессорско-преподавательского состава.
Динамика структуры показателей публикационной активности за три года приведена на рис. 1. Количество показателей 2013 года составило 14 значений (из них 10 показателей по системе РИНЦ), в 2014 году - 10 значений (из них 6 по системе РИНЦ) и 2015 году - 2 показателя по системе РИНЦ. Сокращение количества показателей было произведено в сторону консолидации взаимосвязанных показа-
телей, характеризующих качество публикационной активности преподавателя. Полная структура показателей 2013 и 2014 годов приведена в работе [7].
Без изменения осталась формула для вычисления баллов по публикационной активности преподавателя с учетом сокращения количества компонент:
2
^=^^■^4 = 1,2, (1) !
где Ki - показатель публикационной активности /-го преподавателя; Cf - кортеж весовых коэффициентов для каждого структурного показателя, назначенных рейтинговой комиссией и утвержденных руководителем университета; - значение у-го показателя публикационной активности для i-ro преподавателя.
Однако в дополнение измененной структуры изменилась группа, в которой находится показатель публикационной активности. В 2013 и 2014 годах показатель отнесен к рейтинговой группе квалификации работника с весовым коэффициентом 0,3, в 2015 году - к рейтинговой группе активности работника с коэффициентом 0,7.
Все показатели публикационной активности в наукометрических системах Web of Science и Scopus исключены из системы рейтинговой оценки и стимулируются согласно новому проекту на основе нового внутреннего нормативного документа менеджмента качества «О стимулировании публикационной активности в наукометрических системах Web of Science и Scopus». Эффективность разделения показателей представлена в работе [11].
На рис. 2 приведена динамика структуры показателей по количеству опубликованных статей и значению индекса Хирша за три года.
Неуклонно возрастает доля показателей, характеризующих количество опубликованных статей, учтенных в РИНЦ. Соотношение между долей опубликованных статей и долей значения индекса Хирша пока не является стабильным и принимает значений от 5,01 до 22,95%. Соотношение между долями количества публикаций и значениями индекса Хирша показывает усиление показателя по количеству опубликованных статей до 8,5 раз.
102
Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2015. №3
Динамика показателей публикационной активности...
Логунова О.С., Егорова Л.Г., Королева В.В.
Рис. 1. Динамика структуры показателей публикационной активности профессорско-преподавательского состава
Рис. 2. Динамика структуры показателей публикационной активности
В результате был сформирован массив записей, содержащий сведения о преподавателе: фамилия, имя, отчество, принадлежность к кафедре и инсти-туту/факультету, ученая степень, кортеж показателей публикационной активности и вычисленные значения публикационной активности по (1).
Полученная информация в 2013, 2014 и 2015 годам позволила провести статистический анализ результатов по университету в целом, по крупным подразделениям - университету и институ-там/факультетам, кафедрам и отдельным персонам.
2. Результаты анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава крупных подразделений
В табл. 1 приведены результаты описательной
статистики публикационной активности университета в целом за 2013, 2014 и 2015 годам. Реструктуризация показателей публикационной активности и их перемещение из группы «Квалификация» в группу «Активность» не привело к существенному изменению суммарного значения балла по университету. Таким образом, можно считать, что статус показателя публикационной активности в общей сумме баллов не изменен.
На рис. 3 представлены диаграммы, характеризующие вклад каждого подразделения университета в общую сумму баллов публикационной активности (рис. 3, а) и относительного прироста по отношению к значению показателей за 2014 год (рис. 3, б).
www.vestnik.magtu.ru
103
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
На рис. 3 введены обозначения для подразделений университета в 2014 году: БФ - Белорец-кий университет; ИГД и Т - институт горного дела и транспорта; ИИФ и ИЯ - институт истории, филологии и иностранных языков; ИММ и М - институт металлургии, машиностроения и материалообработки; ИПП и СР - институт педагогики, психологии и социальной работы; ИСА и И - институт строительства, архитектуры и искусства; ИЭ и У - институт экономики и управления; ИЭ и АС - институт энергетики и автоматизированных систем; ФСХ и Б - факультет стандартизации, химии и биотехнологий; ФФК и СМ - факультет физической культуры и спортивного мастерства; ФМФ - физикоматематический факультет.
Таблица 1
Обобщенные показатели публикационной активности преподавателей университета
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Количество ППС 758 1251 1074
Среднее количество баллов 53,86 44,76 16,43
Максимальное количество баллов 1112,9 632,4 286,0
Минимальное количество баллов 0 0 0
Доля нулевых значений суммы, % 39,7 29,6 22,3
Средний индекс Хирша по РИНЦ 0,697 1,12 1,94
Общая сумма баллов 47144,1 56060,6 21016
Сумма с учетом группы в рейтинге 14143,23 16818,18 14711,20
В абсолютных показателях увеличение или уменьшение доли в общей сумме является незначительным и лежит в интервале [-3,55; 3,12] процентов. В относительных единицах произошел существенный рост показателей (до 86%) относительно значений 2014 года, что свидетельствует об активизации работы в структурном подразделении (рис. 4).
Средний процент регистрации научнопедагогических работников в системе РИНЦ в 2015 году достиг 87,5 % и увеличился на 8,5 % по сравнению с 2014 и на 23 % по сравнению 2013 годами. На рис. 5 показано среднее значение индекса Хирша для каждого подразделения и относительное приращение по отношению к значениям 2014 года.
Наблюдается безусловный рост среднего значения индекса Хирша по всем подразделениям университета. Несмотря на изменение структуры показателей, остаются лидирующими два крупнейших подразделения университета: институт металлургии, машиностроения и материалообработки, институт энергетики и автоматизированных систем.
б
Рис. 4. Динамика суммарного балла публикационной активности: а - доля в общей сумме баллов; б - относительное приращение доли
104
Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2015. №3
Динамика показателей публикационной активности...
Логунова О.С., Егорова Л.Г., Королева В.В.
б
Рис. 5. Среднее значение индекса Хирша преподавателей университета по подразделениям: а - в 2014 и 2015 годах; б - относительное приращение
3. Результаты анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава кафедр университета
В 2014-2015 году в университете функционировала 81 кафедра. Группировка сведений по кафедрам университета позволила определить кафедры с высоким уровнем публикационной активности (рис. 6). Фактически 10 кафедр университета обеспечивают 34,63 % публикационной активности против 34,44 % в 2014 году. В список наиболее активных кафедр постоянно и независимо от структуры показателей входят: кафедра обработки металлов давлением (ОМД),
машиностроительный и металлургических технологий (М и МТ); литейного производства и материаловедения (ЛП и М); металлургии черных металлов (МЧМ); вычислительной техники и программирования (ВТ и П). Стабильная работа этих кафедра позволяет быть инвариантными к изменению структуры показателей.
Кафедры
институтов/
факультетов
Рис.6. Группа кафедр с высоким уровнем публикационной активности и распределение баллов по кафедрам университета
На рис. 6 дополнительно введены обозначения: АСУ - кафедра автоматизированных систем управления; ЭНН - кафедра электроснабжения промышленных предприятий; ГМ и ТТК - кафедра горных машин и транспортно-технологических комплексов; ЭиМ - кафедра экономики и маркетинга; 1М0 - положение кафедры в общем рейтинге по абсолютному количеству баллов публикационной активности.
Изменение структуры показателей публикационной активности в 2015 года привело не только к количественным, но к качественному изменению доли вклада баллов публикационной активности в рейтинге деятельности кафедр. На рис. 7 представлена диаграмма выполнения работ за рейтинговый период - 2014 и 2015 гг. Как следует из диаграммы, процесс выполнения работ имеет траекторию, отличную от идеального равномерного хода работ. В 2014 году 50 % объема выполнялось 19 кафедрами, в 2015 году - 17 кафедрами. В то же время 50 % кафедр в 2014 году было выполнено 81,78 % всехработ, в 2015 - 81, 75 %.
www.vestnik.magtu.ru
105
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
На рис. 7 дополнительно введены обозначения: 1 - область 50 % выполнения работ в 2015 году; 2 - область работ, которая выполняется 50 % кафедр университета.
На рис. 8 и 9 показана зависимость рейтинга преподавателя от значения показателя публикационной активности.
На рис. 8 выделены области, определяющие рейтинговое пространство, которое характеризует сжатие или растяжение шкал рейтинга и публикационной активности для каждой кафедры. Угол наклона линейного тренда определяет вклад публикационной активности в рейтинг [7]. Например, на рис. 9, а показаны результаты ана-
лиза рейтинга кафедры, для которой изменение показателей привело к существенному изменению общего балла рейтинга (при увеличении публикационной активности на 1 балл происходит увеличение на 0,407 рейтинга в 2013 году, на 0,68 - в 2014 и на 0,96 - 2015 году). Для показателей кафедры, приведенных на рис. 9, б, произошли существенные изменения только для 2015 года (при увеличении публикационной активности на 1 балл происходит среднее увеличение рейтинга преподавателя на 0,604 балла в 2013 году и на 0,915 балла в 2015 году). На рис. 9 уравнения сверху вниз соответствуют результатам 2013, 2014 и 2015 года.
100,00% 90.00% *- у У
"i ' " у у у У ^ у * у У У s' S —
80.00% ' 70.00% п ' я 60.00% 1 50.00% | РЦ ' АЗ 3 40.00% О 30,00% 20,00% 10,00% 0,00% 2 1- +v ' /
У jT ' / у > ■ У * f /r / /'\ / У V У У ’ У у
s \ у: у''
1 / j / у у У У У
t / f ■' у / ! y' i у 'У У У
/ / ■ У t V / / . У r \У
■ it т / ' У\
ki 1 f—‘
О 10 20 30 40 50 60 70 S0 90 100
Количество кафедр ---2015 ---- 2014 ---2013
Идеальная тераекторня 2015-Идеальная траектория 2014-Идеальная траектория 2013
Рис. 7. Диаграмма выполненных работ коллективами кафедр университета
Рис. 8. Зависимость формирования рейтинга преподавателя от балла публикационной активности с выделением областей пространства баллов для кафедры, находящейся в постоянном списке лидеров
106
Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2015. №3
Динамика показателей публикационной активности...
Логунова О.С., Егорова Л.Г., Королева В.В.
350,00 т
250.00
[ 200.00
150.00
100,00
50,00
0,00
8 /
/ *
у = 0,407^ + 23,815
х « /, / Ю=|Ш45
у = 0,6802х- 0,2458 R.1=jo=9379
yST у = 'СГ9фк=Н 127002Г ^ R2=}0=S8Q5
0,00
200.00 400,00 600,00
800.00
Dvi
'олнкационная активность, оалл
X 2013
2014
Д 2015
---тренд 2013-тренд 2014 тренд 2015
а б
Рис. 9. Зависимость формирования рейтинга преподавателя от балла публикационной активности: а - для кафедры в списке лидеров 2015; б - для кафедры, не входящей в список ни в одном из периодов
4. Результаты анализа персональной публикационной активности профессорско-преподавательского состава университета
Особое внимание в анализе результатов оценки публикационной активности было уделено персональным показателям. На рис. 10 показана динамика позиций в общем рейтинге публикационной активности первых 20 научнопедагогических работников университета в 2013, 2014 и 2015 годах. Полученная диаграмма позволяет утверждать, что сформирована группа, которая инварианта к изменению показателей публикационной активности, т.е. во все периоды работники присутствуют в группе топ 20. Состав этой группы невелик и составляет всего 6 человек. Однако большая часть группы вариативна и является чувствительной к изменению показателей и методики их расчета.
Кумулята доли публикационной активности по отдельным авторам, приведенная на рис. 11, продемонстрировала, что полное насыщение работ по публикационной активности (100% баллов) в 2013 году выполнили 60 % работников, в 2014 году - 86 % ив 2015 году - 91 %. Рост количества работников, включенных в активную публикационную деятельность, указывает на доступность достижения большей группы работников в 2015 году. Однако остается нерешенной проблема равномерного вовлечения коллектива в публикационную деятельность, а именно
50 % всех работ в 2013 году достигалось 6,9 % научно-педагогическими работниками, в 2014 году - 13,4 % ив 2015 году - 13,3 %.
На рис. 11 дополнительно обозначены символом: * - уровень полного насыщения работ; • -уровень выполнения 50 % работ по публикационной активности.
В ходе выполнения научно-исследовательских работ индивидуальные авторы образуют научные группы. Работа в таких группах позволяет принимать новые решения в разработке научнотехнических проектах и фундаментальных исследованиях.
Образование крупных каллобараций способствует повышению публикационной активности университета. В ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» функционируют 23 научные школы. В каждой научной школе существует гибкий механизм привлечения к научной работе студентов, аспирантов, молодых ученых и ведущих научные исследования других организаций. Гибкое построение научных коллективов позволяет расширить тематику научных исследований. Образующиеся каллоборации увеличивают публикационную активность научных коллективов и всех ее участников. На рис. 12 показаны наиболее крупные каллобарации университета, которые в своем составе содержат руководителей научных школ университета, ведущих научно-педагогических работников, аспирантов, студентов и научных сотрудников внешних организаций.
www.vestnik.magtu.ru
107
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Вдовин К.Н. Лесина С.А_ Корнилов Г.П Логунова ОС. Чупрова Л.В. Зинина О.В. Лукьянов С.И. Ершова О.В. Ячнков И.М Карандаев А.С. Мишурина О.А Чукин МВ. Храмшин В.Р. Николаев А. А. Салганик В.М. Муллина. Э.Р. Полякова М.А. Парсункнн Б.Н. Чикншев Д.Н. Ильина Е.А.
Рис. 10. Распределение персональной публикационной активности топ 20 научно-педагогических работников университета
Рис. 11. Диаграмма выполнения работ по индивидуальной публикационной активности научно-педагогических работников университета
Агапнтов Е.Б.
Вдовнн К.Н.
ТочилкинВ.В.
Пивоварова К.Г.
Колокольцев В.М.
Представители 666/г '' СнницкийЕ.Б. других организаций ООО Аспиранты
Клочковскнй В.С. Смирнов А.Н.
а б
Рис. 12. Структура коллабораций научных школ: а - Развитие теории и технологий металлургического производства; б - Развитие теории и технологии инновационных процессов получения и обработки изделий из перспективных, композиционных и наноструктурных материалов
108
Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2015. №3
Динамика показателей публикационной активности...
Логунова О.С., Егорова Л.Г., Королева В.В.
5. Отображение результатов публикационной активности авторов в показатели университета по данным аналитической наукометрической системы РИНЦ
Планомерные и систематические работы по управлению и анализу результатов публикационной активностью профессорско-
преподавательского состава приводит к росту показателей университета в наукометрической системе РИНЦ. Эффективными управленческими решениями в области публикационной активности можно считать:
- развитие рейтинговой системы для оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, на основе которой стимулируются результаты учебно-методической, научной и творческой деятельности работников;
- развитие системы стимулирования научнопедагогических работников за публикацию статей, индексируемых в наукометрических системах Web of Science и Scopus;
- открытие нового проекта о конкурсе статей для перевода за счет университета;
- совершенствование издательского проекта университета, в результате которого активизируется деятельность редакционных коллегий журналов и сборников, издающихся в ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет и. Г.И. Носова»;
- организационное построение системы регистрации и коррекции результатов публикационной активности в системе РИНЦ.
На рис. 13 и 14 приведены результаты отображения публикационной активности и стимулирующих мероприятий в системе РИНЦ.
На рис. 13 и 14 наблюдается возрастающая тенденция по трем основным показателям публикационной активности: количество цитирований публикаций (рост за период в 25,78 раз), количество публикаций (рост за период в 5,88 раза) и значение индекса Хирша организации (рост за период в 4,87 раза). Однако нельзя назвать положительной динамику роста процента самоцитирования работ, которая резко возрастала в период с марта 2013 по апрель 2014 года и замедлила динамику роста в период с апреля 2014 по настоящее время.
Рис. 13. Динамика показателей цитирования публикаций научно-педагогических работников в системе РИНЦ
Рис. 14. Динамика показателей количества публикаций и значений индекса Хирша научно-педагогических работников в системе РИНЦ
www.vestnik.magtu.ru
109
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
6. Достоинства и недостатки системы оценки публикационной активности профессорскопреподавательского состава университета
Трехлетний опыт эксплуатации рейтинговой системы с учетом показателей публикационной активности научно-педагогических работников позволил выявить ее достоинства и недостатки
(табл. 2).
Таблица 2
Недостатки системы показателей публикационной активности и пути их устранения
Год Достоинства системы Недостатки системы
2013 1. Учет показателей, полученных за предыдущие плодотворные годы работы. 2. Учет статуса работ и журналов 1. Наличие ошибок ввода информации в ручном режиме. 2. Подсчет показателей без учета доли авторского участия в каждой статье. 3. Отсутствие резерва времени на достижение установленных показателей
2014 Усиление веса рецензируемых статей из перечня ВАК
2015 Использование показателей, характеризующих квалификацию работника за весь период работы и активность в текущем периоде 1. Не учитывается качество и вид опубликованных работ. 2. Отсутствие резерва времени на достижение установленных показателей
Учитывая недостатки системы, в июне 2015 года проведен опрос участников рейтинга о возможностях совершенствования структуры показателей и методики расчета рейтинга в части публикационной активности. После систематизации ответов выделено несколько фундаментальных предложений:
- введение внутренней структуры для двух показателей 2015 года:
а) ранжирование баллов для диапазонов значений индекса Хирша;
б) ранжирование баллов для значений индекса Хирша с учетом самоцитирования;
в) ранжирование баллов для различных типов публикаций;
- введение резерва времени для достижения установленных показателей.
Изменение структуры показателей возможно для ранжирования значений и вида индекса Хирша и не приводит к техническим сложностям в методике формирования данных. В связи с изменениями содержания списка журналов, в которых рекомендуется опубликование результатов научных исследований, ранжирование по виду публикаций пока не является рациональным.
На рис. 15 приведены укрупненные календарные графики, применяемые для расчета рейтинговых показателей публикационной активности. На рис. 15, а показан график учета и достижения показателей публикационной активности, который применялся в 2013 и 2014 годах. Согласно этому графику резервы времени не предусмотрены ни для одного из показателей. В итоге происходило только фиксирование значений без возможности управления и полной регистрации показателей. На рис. 15, б и в приведен график, применяемый в 2015 году. Для учета опубликованных статей в 2014 календарном году (см. рис. 15, б) введен резерв времени, который позволяет провести полную регистрацию статей, опубликованных в 2014 году, в системе РИНЦ.
01.09.2013 31.08.2014
|^Период выплат -^|
Точка расчета.
Июнь 2014
а
31.05.2015 31.08.2016
I'j I'j [^Период выплат ^ | Точка расчета Июнь 2015
В
01.09.2015 01.01.2016
Резерв времени [т^ Хдттридаринйг!
Точке, расчета ь 2017
31.12.2016 31.05.2017 I 01.09.2017 31.08.2018
ij | Резерв Бремекнд/ Период выплат т/
Период регистрации Период выплат показателей по рейтингу
1
Утверждение
показателей
Период достижения: показателей
Рис. 15. Укрупненные календарные графики проведения работ по учету показателей публикационной активности научно-педагогических работников: а - график, используемый в 2013 и 2014 годах; б - график, используемый в 2015 году для учета количества статей; в - график, используемый в 2015 году для учета значений индекса Хирша; г - предлагаемый календарный график с резервами времени на достижение и регистрациюутвержденных показателей
110
Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2015. №3
Динамика показателей публикационной активности...
Логунова О.С., Егорова Л.Г., Королева В.В.
На рис. 15, в приведен график учета показателей публикационной активности, предусматривающий два резервных периода времени, первый из которых предназначен для подготовки материалов и достижения установленных показателей. Указанная схема позволяет не только фиксировать факт выполнения работ, но и провести эффективное управление процессом.
Заключение
Трехлетний опыт эксплуатации рейтинговой системы с использованием показателей публикационной активности показал, что:
1) при изменении состава показателей оста-
ются инвариантными значения и соотношения для коллективов и отдельных научно-
педагогических работников, ведущих активную научную деятельность и публикующих работы различного типа и статуса;
2) среди институтов и факультетов университета остаются наиболее активными институт металлургии, машиностроения и материалообработки и институт энергетики и автоматизированных систем;
3) результаты стимулирования публикационной активности научно-педагогических работников позволяет достигнуть существенного роста индикаторов университета в наукометрической системе РИНЦ;
4) существующая система учета показателей публикационной активности не является совершенной и требует пересмотра в части планирования работ по достижению установленных показателей;
5) изменения, введенные в показатели 2015 года, позволили расширить количество научно-педагогических работников до 91%, для которых доступно достижение показателей публикационной активности.
Список литературы
1. Колокольцев В.М., Разинкина Е.М. Университетский комплекс: интеграция и непрерывность // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 3-10.
2. Шестаков А.Л. Инженерное образование является важнейшим фактором, от которого зависит наше будущее // Ректор вуза. 2014. № 12. С. 8.
3. Формирование показателей критериев для автоматизированного расчета и мониторинга рейтинга преподавателя в едином информационном пространстве кафедры / Куликов Г.Г., Конев К.А., Суворова В.А., Старцева Г.В. // Вестник УГАТУ. Управление, вычислительная техника и информатика, 2010. Т. 14. № 4(39). С. 175-184.
4. Кудрявцев П.П., Пятковский О.И. Расчет рейтинга преподавателей вуза с использованием гибридных экспертных систем // Известия Алтайского государственного университета. 2015. Т. 1. № 1 (85). С. 163-167.
5. Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе / Инновационная образовательная программа Герценовского университета. Учебно-методический комплекс. Санкт-Петербург, 2007.
6. Буйницкая О.П., Грицеляк Б.И. Институционный репозиторий как средство повышения научного рейтинга преподавателя // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 1. С. 408-416.
7. Логунова О.С., Леднов А.В., Королева В.В. Результаты анализа публикационной активности профессорско-
преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 3 (47). С. 78-87.
8. Логунова О.С., Арефьева Д.Я. Наукометрические показатели в деятельности ученого // Ab ovo ... (С самого начала ...). 2014. С. 102-103.
9. Шестак В.П., Шестак Н.В. ЭТОС, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 29-40.
10. Шестакова Л.Г. Планирование показателей учебно-
методического рейтинга преподавателя вуза // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 1 (01). С. 12.
11. Логунова О.С., Ильина Е.А., Арефьева Д.Я. Результаты индексного анализа управления публикационной активностью научно-педагогических работников вуза // Научные труды SWorld. 2015. Т. 5. № 1 (38). С. 32-38.
INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH
A TREND IN INDEXES OF THE PUBLICATION ACTIVITY OF THE ACADEMIC STAFF AT NOSOV MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY
Logunova Oksana Sergeevna - D.Sc. (Eng.), Associate Professor, Head of the Department of Computer and Software Engineering, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. E-mail: logunova66@mail.ru.
Egorova Lyudmila Gennadievna - Ph.D. (Eng.), Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia.
Koroleva Valentina Valerievna - Ph.D. (Pedagogy), Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia.
Abstract. The paper concentrates on the trend in indexes of the publication activity of the university academic staff for three years of operation of the rating system. The results are presented with changes in the
structure of indexes, particularly, the reduction of their quantity and separation of the funding of projects into publication of papers in journals, which are indexed in the Russian and foreign scientometric systems. The
www.vestnik.magtu.ru
111
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
results are evaluated in terms of large units of the university, such as institutes and faculties, every department and person. The paper shows the invariance of the final index of the publication activity in the general rating of the research teams and individual researchers who are involved in active scientific work. It is proved that by simplifying the system of indicators, the number of employees, who are capable to reach the established parameters, grows (up to 91%). The strengths and weaknesses of the existing evaluation system in every period of its operation are identified. It is proposed to correct a graphical schedule for recording and monitoring of the publication activity of the academic staff to take measures contributing to efficient management of the publication activity and achievement of a specified level of indexes. The results obtained demonstrate the need for development and improvement of the system of the publication activity of the university academic staff.
Keywords: Publication activity, evaluation of the teaching activity, Hirsch index, projects of the publication activity, trend in indexes.
References
1. Kolokoltsev V.M., Razinkina E.M. Universitetskii kompleks: inte-gratsiya i nepreryvnost [A university complex: integration and continuity]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2011, no. 5, pp. 3-10.
2. Shestakov A.L. Inzhenernoe obrazovanie yavlyaetsya vazhneish-im faktorom, ot kotorogo zavisit nashe budushchee [Engineering education is an important factor which influences our future]. Rektor VUZa [University rector]. 2014, no. 12, p. 8.
3. Kulikov G.G., Konev K.A., Suvorova V.A., Startseva G.V. Formirovanie pokazatelei kriteriev dlya avtomatizirovannogo rascheta i monitoringa reitinga prepodavatelya v edinom informatsionnom prostranstve kafedry [Development of criterion values for automated calculations and monitoring of teachers’ rating in common information space of a department]. Vestnik UGATU. Upravlenie, vychislitelnaya tekhnika i in-formatika [Vestnik of USATU. Management, computer engineering and computer science]. 2010, vol.14, no. 4(39), pp. 175-184.
4. Kudryavtsev P.P., Pyatkovskii O.I. Raschet reitinga prepodavate-lei vuza s ispolzovaniem gibridnykh ekspertnykh sistem [Calculation of university teachers’ rating using hybrid expert systems]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta [News of Altai State University]. 2015, vol.1, no.1 (85), pp. 163-167.
5. Vasileva E.Yu., Granichina O.A., Trapitsyn S.Yu. Reiting prepo-davatelei, fakultetov i kafedr v vuze [Ratings of teachers, faculties, and departments at the university]. Innovatsionnaya obra-zovatelnaya programma Gertsenovskogo universiteta. Uchebno-metodicheskii kompleks [An innovation educational programme of the Herzen University. A study pack]. St. Petersburg, 2007.
6. Buinitskaya O.P., Gritselyak B.I. Institutsionnyi repozitorii kak sredstvo povysheniya nauchnogo reitinga prepodavatelya [An institutional repository as a way to increase a teacher’s scientific rating]. Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society]. 2014, vol. 17, no.1, pp. 408-416.
7. Logunova O.S., Lednov A.V., Koroleva V.V. Rezultaty analiza pub-likatsionnoi aktivnosti professorsko-prepodavatelskogo sostava FGBOU VPO «Magnitogorsk gosudarstvennyi tekhnicheskii universi-tet im. G.I. Nosova» [Analysis of the publication activity of the academic staff at FSBEI HPE Nosov Magnitogorsk State Technical University]. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2014, no.3 (47), pp. 78-87.
8. Logunova O.S., Arefeva D.Ya. Naukometricheskie pokazateli v deyatelnosti uchenogo [Scientometric indicators in a researcher’s activity]. Ab ovo ... (S samogo nachala ...) [Ab ovo ... (From the very beginning)]. 2014, pp. 102-103.
9. Shestak V.P., Shestak N.V. Etos, reiting vuza i publikatsionnaya aktivnost prepodavatelya vuza [University ethos, ranking and professors’ publishing activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2012, no.3, pp. 29-40.
10. Shestakova L.G. Planirovanie pokazatelei uchebno-metodicheskogo reitinga prepodavatelya vuza [Planning indicators of a teaching rating of a university teacher]. Nauka-Rastudent.ru, 2014, no.1 (01), p. 12.
11. Logunova O.S., Ilina E.A., Arefeva D.Ya. Rezultaty indeksnogo analiza upravleniya publikatsionnoi aktivnostyu nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov vuza [Results of the index analysis of management of university teachers’ publication activity]. Nauchnye trudy SWorld [SWorld research papers], 2015, vol. 5, no.1 (38), pp. 32-38.
Логунова O.C., Егорова Л.Г., Королева В.В. Динамика показателей публикационной активности профессорскопреподавательского состава ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2015. №3. С. 101-112.
Logunova O.S., Egorova Ly.G., Koroleva V.V. A trend in indexes of the publication activity of the academic staff at Nosov Magnitogorsk State Technical University. Vestnik Magnitogorskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2015, no. 3, pp. 101-112.
112
Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2015. №3