УДК: 618.175:612.821:615.838-053.2
Гармаш О. И.1, Писаная Л. А.1, Витринская О. Е.1, Лутицкая Л. А.2
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ
У ДЕВОЧЕК С ДИСМЕНОРЕЕЙ
1ГБУЗ РК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации» 2ГБУ РК «Клинический санаторий для детей и детей с родителями «Здравница», г. Евпатория, РФ
Garmash O. I.1, PisanayaL. A.1, Vitrinskaya O. E.1, LutitskayaL. A.2
DYNAMICS OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE AND QUALITY OF LIFE UNDER THE INFLUENCE OF RESORT TREATMENT IN GIRLS WITH DYSMENORRHEA
'GBUZ RK "Research Institute of Children's Balneology, Physiotherapy and Medical Rehabilitation" 2GBU RK "Clinical sanatorium for children and children with parents" Zdravnitsa ", Evpatoria, RF
РЕЗЮМЕ
Цель исследования: изучение показателей психоэмоционального состояния и качества жизни у девочек с дисменореей при поступлении в санаторий и динамики под влиянием санаторно-курортного лечения. Материалы и методы: Обследовано 125 девочек с дисменореей в процессе санаторно-курортного лечения. Проведена оценка психоэмоционального состояния по данным психологического тестирования по тестам Айзенка, CMAS, ТДСФС, опросникам актуальных страхов девочек, а также показателям качества жизни. Результаты: Показано, что при поступлении в санаторий большинство девочек были экстравертами с высоким уровнем нейротизма, средними показателями тревожности и утомляемости. Интерес к окружающему миру чаще был на среднем уровне. Высокие показатели эмоционального тонуса проявили меньше половины детей, преобладал средний уровень раздражительности и средние значения комфортности более чем у половины детей. Положительная динамика под влиянием санаторно-курортного лечения выражалась в уменьшение высоких показателей нейротизма, тревожности, утомляемости, актуальных страхов, а также в возрастании интереса к окружающему миру, увеличение комфортности. До начала лечения у девочек с дисмено-реей отмечалось существенное снижение показателей общего здоровья, эмоционального состояния, социального функционирования, что было обусловлено подтвержденными корреляционными взаимосвязями с выраженным болезненным синдромом во время менструации, и также приводило к снижению жизнеспособности и настроения. Под влиянием санаторно-курортного лечения среди девочек с дисменореей наблюдалось улучшение качества жизни по следующим показателям: социальное функционирование, ролевое функционирование, психическое здоровье, что было тесно связано с уменьшением болевого синдрома перед и во время менструации и увеличением жизненных сил, при этом наблюдалось значительно усиление корреляционных связей. Выводы: под влиянием санаторно-курортного лечения у девочек с дисменореей отмечается преобладание положительной динамики психоэмоционального состояния и показателей качества жизни.
Ключевые слова: девочки, дисменорея, психоэмоциональное состояние, качество жизни, санаторно-курортное лечение.
SUMMARY
Purpose of the study: to study the indicators of the psycho-emotional state and quality of life in girls with dysmenorrhea upon admission to a sanatorium and the dynamics under the influence of resort treatment. Materials and Methods: 125 girls with dysmenorrhea were examined during sanatorium treatment. An assessment of the psycho-emotional state was carried out according to the data of psychological testing using the Eysenck, CMAS, TDSFS tests, questionnaires of actual fears of girls, as well as indicators of quality of life. Results: It was shown that upon admission to the sanatorium, most of the girls were extroverts with a high level of neuroticism, average levels of anxiety and fatigue. Interest in the outside world was often at an average level. High indicators of emotional tone were shown by less than half of the children, the average level of irritability and average values of comfort prevailed in more than half of the children. Positive dynamics under the influence of resort treatment was expressed in a decrease in high rates of neuroticism, anxiety, fatigue, actual fears, as well as in an increase in interest in the world around us, an increase in comfort. Prior to the start of treatment, girls with dysmenorrhea showed a significant decrease in indicators of general health, emotional state, social functioning, which was due to confirmed correlations with severe painful syndrome during menstruation, and also led to a decrease in vitality and mood. Under the influence of resort treatment among girls with dysmenorrhea, there was an improvement in the quality of life in the following indicators: social functioning , role functioning, mental health, which was closely associated with a decrease in pain syndrome before and during menstruation and an increase in vital forces , while there was a significant increase in correlations. Conclusions: under the influence of spa treatment in girls with dysmenorrhea, there is a predominance of positive dynamics in the psycho-emotional state and quality of life indicators. Key words: girls, dysmenorrhea, psycho-emotional state, quality of life, resort treatment.
Дисменорея - циклический патологический процесс, при котором в дни менструации появляются выраженные боли внизу живота, который обусловлен нейровегетативными, поведенческими и обменными изменениями. Сопровождается выраженной эмоциональной лабильностью - депрессией, бессонницей, изменениями настроения, раздражительностью. По данным литературы, распространенность у подростков дисменореальной боли колеблется от 16 % до 93 %, при этом сильная боль ощущается у 2-29 % обследованных девочек. Наряду с сильным болевым синдромом, у девушек
часто наблюдается диарея, рвота, головокружение, реже обморочные состояния. Сильная менструальная боль связана с пропуском учебы или работы и ограничением другой повседневной деятельности. От одной трети до половины женщин с дисмено-реей пропускают школу или работу хотя бы один раз за цикл, а чаще от 5 % до 14 % из них [1].
Первые упоминания о дисменорее принадлежат Гиппократу. Он считал, что первичная дисменорея связана с обструкцией цервикального канала и нарушением оттока менструальной крови. Эта теория просуществовала века и только в прошлом столетии
было установлено, что ни расширение шеечного канала, ни кюретаж полости матки не приводят к облегчению менструальных болей [2]. Затем взгляд на причину возникновения дисменореи прогрессивно менялся. Болезненные менструации начали связывать, в том числе, с психосоматическими нарушениями, что было обусловлено частым развитием при циклическом болевом синдроме депрессивных или тревожных состояний [3].
В большинстве существующих исследований как отечественных, так и зарубежных авторов рассматривают данный диагноз исключительно с точки зрения гинекологического заболевания, где теория простагландиновых нарушений остаётся передовой в вопросе этиологии данного расстройства. Однако, несмотря на действенность разработанных, согласно вышеописанной теории, схем лечения, о которых сказано в многочисленных источниках, всё ещё сохраняется не до конца изученный пласт теорий, подтверждающих необходимость рассматривать дисменорею как мультидисципли-нарную проблему. Психосоматическая составляющая данного заболевания может быть обусловлена множеством различных факторов, таких как индивидуальные психологические особенности девушек и т.п. [4]. Так, наблюдения С. П. Синчихина [5] показали, что дисменорея часто развивалась у девушек и молодых женщин, профессиональная деятельность которых связана со значительным нервно-психическим напряжением. На взаимосвязь дезадаптации и нарушений менструального цикла указывает и исследование, проведённое Н. А. Тювиной [3]. В подтверждение этому свидетельствуют результаты исследования, обнаружившего у девушек, страдающих первичной дисмено-реей, микросоциальную и личностную дезадаптацию [6]. Некоторые исследователи установили, что возникновению дисменореи предшествуют стрессовые ситуации (физические и психические травмы, умственные и физические перегрузки и др.) [7]. Так, исследование, направленное на изучение психосоматической составляющей первичной дисменореи и её взаимосвязи с возрастом, показало, что преобладающее число женщин, страдавших первичной дисменореей, имели в анамнезе психотравмирующую ситуацию, которая по времени совпала с периодом препубертата. У данных пациенток была высокая степень стрессовой нагрузки и, как следствие, высокий риск физической реакции на стресс [8].
Таким образом, полученные данные показали избирательную чувствительность и предрасположенность к стрессорным воздействиям. Притом в результате проведённого исследования установлено, что у пациенток пубертатного возраста (по определению Всемирной организации здравоохранения) чаще встречались невротические реакции, а у женщин раннего репродуктивного возраста преобладали стойкие невротические состояния. При проведении синдромальной оценки психических нарушений установлено, что в структуре невротических расстройств у пациенток пубертатного возраста преобладали тревожные, а затем по распространённости следовали депрессивные и астенические проявления. Были также определены диссоциативные,
фобические и ипохондрические синдромы. Сочетание синдромов обнаружено у трети обследованных девушек этой возрастной категории [9]. Кроме того, выявлена связь между наличием тревожных, депрессивных расстройств, а также расстройств вегетативной нервной системы. Для первичной тяжёлой дисменореи характерны выраженные проявления психовегетативного синдрома, отличающиеся значимой субъективной оценкой интенсивности боли. Первичная тяжёлая дисменорея, вероятно, является «жёлтым флажком» психосоциального неблагополучия пациентки [9]. Ряд авторов обращают внимание на то обстоятельство, что одним из пусковых механизмов дисменореи могут быть гормональные изменения, развивающиеся на фоне эмоциональных расстройств, вызванных стрессом [10, 11]. На сегодняшний день лечение первичной дис-менореи не ограничивается фармакологической терапией и применением физиотерапевтических факторов [12, 13], и включает, в том числе, психотерапию и психокоррекцию, дающие положительный результат.
Таким образом, существующие литературные данные не в полной мере отражают проблему первичной дисменореи с точки зрения этиологии, патогенеза и, соответственно, имеющихся возможностей терапии и коррекции. В связи с этим сохраняется необходимость проведения мультидисципли-нарных исследований, которые дадут возможность специалистам разного профиля дополнить существующие схемы лечения с применением психотерапевтических и психокоррекционных мер, что может в конечном итоге привести к улучшению микро- и макросоциальной среды женщины, снизить частоту нетрудоспособности и повысить качество жизни (КЖ)пациенток.
Качество жизни - личностная оценка собственного состояния человека, характеризующая несколько составляющих, оказывающих непосредственное влияние на жизнедеятельность личности.
Негативное влияние на КЖ на период до нескольких дней каждый месяц оказывает более ранний возраст менархе, длительные менструальные периоды. Девушки с первичной дисменореей имеют значительно более низкое качество жизни, плохое настроение и плохое качество сна во время менструации по сравнению с их фолликулярной фазой без боли и по сравнению с фазой менструации у подростков контрольной группы, у которых менструации проходят безболезненно [14-16].
Цель исследования: изучение показателей психоэмоционального состояния и качества жизни у девочек с дисменореей при поступлении в санаторий и динамики под влиянием санаторно-курортного лечения.
Материалы и методы
Под наблюдением находились 125девочек с дисменореей. Основная жалоба - болезненные менструации (60 %), у 16 % девочек нерегулярные болезненные менструации. 6 девочек также отмечали обильные болезненные менструации. На головную боль жаловались треть девочек, слабость во время месячных отмечали все девочки, в период без менструации слабость беспокоила 12 девочек. Во время менструации 18,4 % девочек также отмечали тошноту, рвоту, диарею, обморочные состояния. По данным кольпоци-тологических исследований, гормональная функция в норме у 65,6 % девочек, в остальных случаях определялась недостаточность прогестероновой функции.
С целью исключения органической и анатомической патологии внутренних женских половых органов проводили ультразвуковое исследование органов малого таза при достаточно наполненном мочевом пузыре в режиме реального масштаба времени по стандартной методике на аппарате LuStar 300, United Imaging Health care Group. По данным УЗИ, у 64 % девочек патологии не выявлено, у 20,8 % девочек определялась киста одного из яичников, и у 13,6 % - аднексит.
Критерии включения в исследование: возраст 12-17 лет, болезненные месячные.
Для оценки психоэмоционального статуса, эмоционально-личностных и поведенческих особенностей у наблюдаемых детей использован ранее разработанный и апробированный комплекс психолого-диагностических методик. Из клинических методов выбрана беседа с целью сбора психологического анамнеза. Все применяемые методики стандартизированы, валидны, адаптированы к детству.
При оценке психоэмоционального статуса у детей использовались следующие психодиагностические методики: определение конституционных (базальных черт) - тест Айзенка детский (JEPI). Опросник для измерения экстраверсии и нейротизма у детей, теоретически исходит из концепции личности Айзенка, согласно концепции Айзенка, эти качества наследуются и являются врожденными. На основании отношений между этими факторами можно определить тип личности по схеме «четырех темпераментов» и выявить при этом наиболее характерные ее черты. Первый из этих факторов - экстраверсия-интровер-сия биполярен и представляет характеристику психологического состояния ребенка, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на внешний мир, либо на внутреннее состояние. Второй фактор - нейротизм характеризует степень эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Данный фактор также биполярен: на одном полюсе находится такие качества как высокая эмоциональная устойчивость, хорошая адаптивность; на другом - нервозность, эмоциональная неустойчивость и плохая адаптивность к окружающим условиям. Сочетание и выраженность этих черт позволяло определить тип конституционного обеспечения, базовые психологические адаптационные возможности.
Для выявления фобической симптоматики использовался и тест явной тревожности у детей Мак-Кендлесса (CMAS), базируется на бихе-виоризмальной «теории драйва» Халла, в основе которого эксперименты с тревожными ситуациями, которые указывали на то, что стимулы, вызывающие тревогу, обязательно проявляются затем в объективно наблюдаемом поведении индивида. Шкала содержит задания, выявляющие симптомы тревожности, и задания по шкале искренности. Позволяет выявить проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. По данным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Опросник актуализируемых страхов Захарова у детей в сочетании с тестами тревоги позволил выявить, в каких конкретных страхах реализовалось состояние тревожности и в какой мере оно происходило. Использование этих психодиагностических методик позволяло определить уровень тревожности (высокий, умеренный, низкий).
Использовался также тест дифференцированной самооценки функционального состояния (ТДСФС), построенный на принципе «полярных профилей» Ч. Осгуда. Данной методикой оценивались такие психические состояния, как «утомляемость», «интерес», «эмоциональный тонус», «раздражительность», «комфортность».Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании индивида реализуется в самооценке состояния, во многих случаях определяющей традиционное название психических состояний. При изучении психических состояний с помощью самооценки продуктивным оказывается факторный метод построения шкал, каждое психическое состояние оценивается как низкое, среднее, или высокое. С помощью указанного теста оценивали самочувствие, настроение, активность ребенка, его интерес, комфортность. Обследование проводилось дважды - до и после проведенного комплексного санаторно-курортного лечения.
Для оценки качества жизни применяли общий опросник MOS SF.36 (J. Ware), адаптированный для детей. Определялись показатели:
1. General Health (GH) - общее состояние здоровья - оценка пациентом своего состояния в настоящий момент и перспектив лечения.
2. Physical Functioning (PF) - физическое функционирование - отражает степень, в которой состояние здоровья лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей), а также переносимость значительных физических нагрузок.
3. Role Physical (RP) - ролевое функционирование - влияние физического состояния на профессиональную деятельность, (учебу детей).
4. Role Emotional (RE) - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование - оценка степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой обычной повседневной деятельности, включая большие затраты времени, уменьшение объёма работы, снижение ее качества.
5. Social Functional (SF) - социальное функционирование - определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (у детей - твое состояние ограничивает дружбу с другими детьми?)
6. Bodity Pain (BP) - выраженность физической боли и ее влияние на способность заниматься обычной повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.
7. Vitality (V) - жизнеспособность (прилив жизненных сил) - ощущение пациентом, наполненным сил и энергии или обессиленным.
8. Mental Health (MH) - характеристика психического здоровья -(депрессия, тревога, общий показатель положительных эмоций). Твое состояние влияет на настроение? - (вопрос для детей).
Вопросы опросника SF 36 отражают физическую и психосоциальную составляющие. Подсчет по каждому критерию переводился в шкалу от 0 % до 100 %, (плохое - хорошее здоровье).
Первичная медицинская информация (истории болезни, результаты специальных исследований) формализована с использованием компьютерной базы данных Microsoft Office Access. Достоверность различия параметров оценивалась по критерию Стьюдента. Взаимосвязь изучаемых явлений оценивали по коэффициентам корреляционного анализа (критерий Спирмена - r). Математическая обработка полученных результатов проводилось с помощью компьютерной программы "MSOfficeExcel", а также пакета программ "Statistics 10" для работы в среде Windows.
Лечебные методики
В санатории на фоне климатолечения, диетотерапии, ЛФК использовались физические методы лечения, направленные на восстановление нейрогуморальной регуляции менструальной функции путем нормализации нервной системы (трансцеребральный электрофорез раствора пирацетама или электросон - седативные методы), нормализацию овариальной дисфункции (сидячие ванны с шалфеем). В санатории наряду с воспитательной работой проводится психологическое консультирование пациентов.
Результаты и их обсуждение
После проведенного курса санаторно-курортного лечения у всех девочек улучшилось общее самочувствие, эмоциональное состояние, работоспособность, уменьшился болевой синдром у 36,0 % девочек и совершенно не отмечали боли во время месячных 26 (20,8 %) девочек. Такие явления как тошнота, рвота, диарея, обморочные состояния во время месячных не наблюдались у всех девочек.
Изучение психоэмоционального состояния по данным психологического тестирования девочек с дисменореей при поступлении в санаторий показало, что экстравертами являются 65,7 % этой группы детей, амбивертами - 31,4 %, показатели интроверсии составили 2,9. До начала лечения у девочек с дисменореей высокий уровень нейротизма преобладал у 62,9% детей, средний - у 22,9 % и низкий - у 14,2 % обследуемых детей. Высокие показатели тревожности при первоначальном тестировании в данной группе девочек составили 31,4 %, умеренные - у 42,9 % и низкие - у 25,7 %. Утомляемость изначально была на высоком уровне у
57.1 %, на среднем - у 25,7 % и на низком - у
17.2 %. Интерес к окружающему миру на высоком уровне проявляли 37,1 % девочек, средние показатели составили 37,1 %, низкий уровень - у 25,8 % человек. Высокие показатели эмоционального тонуса проявили 40 % детей, средние - 37,1 %, низкий уровень - 22,9 %. Высокая раздражительность при первоначальном тестировании составила 8,6 %, средняя была у 51,4 %, низкая составила 40 %.Высокие значения комфортности проявили 45,7 % обследуемых детей, средние значения были у 45,7 %, низкие составили 8,6 %. Уровень актуальных страхов распределился следующим образом: высокий - у 74,3 %, средний - у 22,9 % и низкий -у 2,8 %.
То есть, при поступлении в санаторий большинство девочек были экстравертами с высоким уровнем нейротизма, средними показателями тревожности и утомляемости. Интерес к окружающему миру чаще был на среднем уровне. Высокие показатели эмоционального тонуса проявили меньше поло-
вины детей, преобладал средний уровень раздражительности и средние значения комфортности более, чем у половины детей.
Под влиянием санаторно-курортного лечения показатели экстраверсии увеличились до 68 %, амби-вертность уменьшилась до 32 % и показатели ин-троверсии сошли на нет, т.е. стали равными 0. Девочки стали более открытыми и дружелюбными. Высокие показатели нейротизма уменьшились с 62,9 % до 56 %, средние увеличились с 22,3 % до 32 %, низкие чуть уменьшились - с 14,8 % до 12 %. Высокие показатели тревожности, как и нейро-тизма, также имели тенденцию к снижению с 31,4 % до 24 %, умеренные и низкие выросли с 42,9 % до 44 % и с 25,7 % до 32 % соответственно. Девочки стали более адаптивны, спокойно реагируют на внешние раздражающие факторы. Показатели утомляемости претерпели следующие изменения: высокие уменьшились с 57,1 % до 36 %; средние выросли с 25,7 % до 36 %, за счет увеличения низких с 17,2 % до 28 %, следовательно, увеличивается возможность к более плодотворной и продуктивной работе и учебе. Вырос интерес к окружающему миру, высокие значения изменились с 37,1 % до 56 %, средние - практически без динамики (37,1 % и 36 %),положительная динамика обоснована уменьшением низких значений интереса к окружающему миру с 25,8 % до 8 %, то есть девочки более активно интересуются происходящими событиями вокруг них. Показатели эмоционального тонуса изменились следующим образом: высокие выросли с 40 % до 56 %, средние упали с 37,1 % до 32 % и низкие также имели тенденцию к снижению с 22,9 % до 12 %. Более яркое проявление эмоциональной сферы говорит о раскрепощении девочек и движения в сторону преодоления боязни проявлять себя, а также высказывать своё отношение к происходящему как с ними, так и с находящимися рядом людьми. Высокие показатели раздражительности остались практически неизменными с 8,6 % до 8 %, средние упали с 51,4 % до 48 %, низкие выросли с 40 % до 44 %. Высокие значения комфортности изменились с 45,7 % до 52 %, за счет падения средних с 45,7 % до 40 %, и низких с 8,6 % до 8 %. Рост показателей комфортности говорит о хороших адаптационных возможностях, которые проявились в условиях новой, незнакомой обстановки.
Уменьшились показатели уровня актуальных страхов с 74,3 % высоких показателей до 60 %, за счет увеличения их на среднем уровне с 22,9 % до 32 %, низкого - с 2,8 % до 8 %.
Следовательно, уменьшение высоких показателей нейротизма, тревожности является положительным моментом и говорит о доверии к проведённому лечению. Девочки стали более эмоционально устойчивы и адекватны в обычной или стрессовой ситуации. Уменьшение утомляемости, возросший интерес к окружающему миру, увеличение комфортности также положительно оценивают проведенное санаторно-курортное лечение. Цифровое выражение актуальных страхов имеет тенденцию к снижению, особенно в виде проявлений боязни темноты, мифических существ, некомфортных состояний, но актуальными остаётся боязнь за жизнь и здоровье своё и своих близких, боязнь пожара,
громких звуков, войны. Следует отметить, что девочки этого возраста склонны к тревожным проявлениям и раздражительности, которые являются следствием неполного понимания происходящих изменений в их организме. Тем не менее, в любом случае присутствует желание проявить себя и быть востребованной в окружении, как сверстников, так и педагогов, что напрямую отражается на эмоциональном состоянии и психическом здоровье ребёнка. Положительная динамика основных показателей психоэмоционального состояния под влиянием санаторно-курортного лечения свидетельствует о благоприятном эффекте лечения в условиях санатория девочек с дисменореей.
Анализ показателей качества жизни у 80 девочек с дисменореей во время санаторно-курортного лечения показал, что до начала лечения только 12 девочек в группе отмечали отличное состояние своего здоровья, у всех остальных показатель общего здоровья колебался от 30 до 87 (GH в среднем 64,9±3,84). В тоже время состояние здоровья практически не мешало выполнению обычных физических нагрузок (RF - 89,2±1,97). Однако девочки отмечали, что состояние здоровья влияет на учебу (RP
- 71,4±6,19) и еще более значительно на эмоциональное состояние (RE - 65,52±7,55), при этом 10 (12,5 %) девочек оценивали свое эмоциональное состояние на нуле. По мнению девочек, социальное функционирование, в данном случае дружба и общение с другими детьми также страдало (SF -52,24±2,29). Все это было обусловлено выраженным болезненным синдромом во время менструаций (BP - 59,3±5,31), что также приводило к снижению жизнеспособности (наполненности жизненными силами) (VT - 50,6±3,84) и настроения (MH -56,6±4,06). Все это подтверждалось корреляционными взаимоотношениями между показателями качества жизни (GH-RE - 0,55; GH-BP - 0,5; GH-VT
- 0,54; RE-MH - 0,50; BP-VT - 0,57; VT-MH - 0,82).
Следовательно, до начала лечения у девочек с
дисменореей отмечалось существенное снижение показателей общего здоровья, эмоционального состояния, социального функционирования, что было обусловлено подтвержденными корреляционными взаимосвязями с выраженным болезненным синдромом во время менструации, и также приводило к снижению жизнеспособности и настроения.
Под влиянием санаторно-курортного лечения среди девочек с дисменореей наблюдалось улучшение КЖ по следующим показателям: социальное функционирование (SF), определяющиеся степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение) имело тенденцию к увеличению у 8 пациентов (10 %). Положительный результат по этому показателю можно трактовать как стремлению к познанию чего-то нового, открытости к процессам общения и получения удовлетворения от этого. Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RE) предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.) возросло на 20 %. Самый высокий
рост показателей можно считать следствием положительного влияния тех эмоций, которые переживали девочки, находясь на санаторно-курортном этапе лечения. Также это было тесно связано с уменьшением болевого синдрома (ВТ) перед и во время менструации и увеличением жизненных сил (УТ), при этом корреляционные связи значительно усилились (ЯЕ-ВТ - 0,36 до лечения и 0,82 после лечения; ЯЕ-УТ - 0,43 до лечения и 0,81 после лечения). Психическое здоровье (МН), характеризующее настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций увеличился на 15 %. Любой положительный результат по этому показателю можно считать достаточно хорошей динамикой, так как он говорит об отсутствии негативных проявлений в настроении и поведении наблюдаемых детей. По остальным показателем положительной динамики не выявлено, но и значительных ухудшений также не наблюдалось.
Таким образом, благоприятная динамика показателей психоэмоционального состояния, которая выражалась в росте показателей вертированности,
напрямую связанных с ростом показателей комфортности и падением показателей утомляемости, а также уровня актуальных страхов. Стабилизация вышеперечисленных параметров снижает проявления нейротизма и тревожности, у девочек появляется более устойчивое ощущение безопасности. Это как следствие ведет к повышению отдельных составляющих качества жизни - социального и ролевого функционирования, психического здоровья, которое наряду с проведённым лечением в условиях санатория оказывало психосоматический эффект и уменьшало болевой синдром. Смена обстановки, комфортные условия пребывания, психологическая стабильность, появление новых контактов в общении стимулирует рост степени заинтересованности к окружающему миру, вере в востребованность, гармонизирует личность, что способствует улучшению КЖ.
Следовательно, под влиянием санаторно-курортного лечения у девочек с дисменореей отмечается преобладание положительной динамики психоэмоционального состояния и показателей качества жизни.
Литература/References
Макаричева Э. В., Бургуван М. С. Психологические особенности женщин с первичной дисменореей (обзор литературы). // Неврологический вестник. - 2020. - Т. LII. - № 4 - С.39-44. [Makaricheva E. V., Burguvan M. S. Psychological characteristics of women with primary dysmenorrhea (literature review). Nevrologicheskyi vestnik. 2020;LII(4):39-44 (in Russ.)] doi: 10.17816/nb43912
Межевитинова Е. А., Абакарова П. Р., Мгерян А. Н. Дисменорея с позиции доказательной медицины. // Consilium Medicum. - 2014. - Т. 6 - С.83-87. [Mezhevitinova E. A., Abakarova P. R., Mgeryan A. N. Dismenoreya s pozicii dokazatel'noj mediciny. Consilium Medicum. 2014;06:83-87. (in Russ.)]
Тювина Н. А., Воронина Е. О., Балабанова В. В., Гончарова Е. М. Взаимосвязь и взаимовлияние менструально-генеративной функции и депрессивных расстройств у женщин. // Неврология, нейро-психиатрия, психосоматика. - 2018. - Т. 10. - № 2 - С.45-51. [Tyuvina N. A., Voronina E. O., Balabanova V. V., Goncha-rova E. M. Vzaimosvyaz' i vzaimovliyanie menstrual'no-generativnoj funkcii i depressivnyh rasstrojstv u zhenshchin. Nevrologiya, neyrop-sikhiatriya, psikhosomatika. 2018;10(2):45-51. (in Russ.)] Кононова Т. А., Рустанович Ю. Г.Роль психологического сопровождения в лечении девушек-подростков с дисменореей. Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья молодёжи. Коротинские чтения. Сборник трудов 2-й Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. Симаходского А. С., Новиковой В. П., Ипполитовой М. Ф. -СПб.: Санкт-Петербургский общественный фонд «Поддержка медицины» (СанктПетербург); 2018. [Kanonova T. A., Rusta-novich Yu. G. Rol' psihologicheskogo soprovozhdeniya v lechenii de-vushek-podrostkov s dismenoreej. Sovremennye problemy po-drostkovoj mediciny i reproduktivnogo zdorov'ya molodyozhi. Ko-rotinskie chteniya. Sbornik trudov 2-j Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Ed by Simahodskij A. S., Novikova V. P., Ip-politova M. F. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij obshchestvennyj fond «Podderzhka mediciny» (Sankt Peterburg); 2018. (in Russ.)] Синчихин С. П., Мамиев О. Б., Сувернева А. А., Какурин В. И. Дисменорея - современный взгляд на этиологию, патогенез, диагностику, клинику и лечение (обзор литературы). // Астраханский медицинский журнал. - 2010. - Т. 5. - № 1 - С.35-43. [Sinchikhin S. P., Mamiev O. B., Suverneva A. A., Kakurin V. I. Dis-menoreya - sovremennyj vzglyad na etiologiyu, patogenez, diagnos-tiku, kliniku i lechenie (obzor literatury). Astrakhanskiy meditsinskiy zhurnal. 2010;5(1):35-43. (in Russ.)]
Насырова С. Ф., Бадретдинова Ф. Ф., Зиганшин А. М., Кулав-ский Е. В. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья у девушек-подростков с первичной дисменореей. // Медицинский вестник Башкортостана. - 2017. - Т. 5(71). - С.42-46. [Nasyrova S. F., Badretdinova F. F., Ziganshin A. M., Kulav-skiy E. V. Profilaktika narushenij reproduktivnogo zdorov'ya u de-vushek-podrostkov s pervichnoj dismenoreej. Meditsinskiy vestnik Bashkortostana. 2017;5(71):42-46. (in Russ.)]
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Кацнельсон Ю. В., Нотова С. В., Болдырева Т. А. Особенности системы отношений у девушек с дисменореей. // Фундаментальные исследования. - 2013. - Т. 2. - № 1 - С.72-78. [Katsnel'son Yu. V., Notova S. V., Boldyreva T. A. Osobennosti sis-temy otnoshenij u devushek s dismenoreej. Fundamental'nye issledo-vaniya. 2013;2(1):72-78. (in Russ.)]
Насырова Р. Ф., Сотникова Л. С. Формирование психических расстройств при дисменорее в раннем репродуктивном возрасте. // Бюллетень сибирской медицины. - 2009. - № 4 С.47-51. [Nasyrova R. F., Sotnikova L. S. Formirovanie psihicheskih rasstro-jstv pri dismenoree v rannem reproduktivnom vozraste. Byulleten' sibirskoy meditsiny. 2009;(4): 47-51. (in Russ.)] Сергеева С. П., Александров Л. С. Тревога, депрессия и вегетативные нарушения у женщин с дисменореей. // Российский журнал боли. - 2017. - Т. 52. - № 1 - С.80-81. [Sergeeva S. P., Aleksan-drov L. S. Trevoga, depressiya i vegetativnye narusheniya u zhenshchin s dismenoreej. Rossiyskiy zhurnal boli. 2017;52(1):80-81. (in Russ.)] Мэтьюман Дж., Ли А., Каур Дж. Г., Дейли А. Дж. Физическая активность при первичной дисменореи: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. AmJObstetGynecol. 2018 сентябрь; 219 (3):255.e1-255.e20. doi:10.1016/j.ajog.2018.04.001. Epub 2018 7 апр. PMID: 29630882 Paloma Carroquino-Garcia, José Jesús Jiménez-Rejano, Esther Medrano-Sanchez, Maria de la Casa-Almeida, Esther Diaz-Mohedo, Carmen Suarez-Serrano. Affiliations expand Therapeutic Exercise in the Treatment of Primary Dysmenorrhea: A Systematic Review and Meta-Analysis //2019 Oct 28;99(10):1371-
1380.doi:10.1093/ptj/pzz101 PMID:31665789 Попова-Петросян Е. В., Довгань А. А., Сколотенко Т. С. Современное использование методов санаторно-курортного лечения при дисменорее. // Вестник физиотерапии и курортологии. -2019. - № 2 - С.47-51. [Popova-Petrosian E. V., Dovgan A. A., Skolotenko T. S. Sovremennoe ispol'zovanie metodov sanatorno-ku-rortnogo lecheniya pri dismenoree. Vestnikfizioterapii i kurortologii. 2019;(2):47-51 (in Russ.)]
Ремедиос Лопес-Лирия, Люсия Торрес-Аламо, Франсиско А Вега-Рамирес, Амелия В Гарсия-Луенго, Хосе М. Агилар-Парра, Рубен Тригуэрос-Рамос, Патрисия Рокамора-Перес. Эффективность физиотерапевтического лечения первичной дисменореи: систематический обзор и метаанализ. Int J Environ Res Public Health. 2021 23 июля; 18 (15): 7832. doi:10.3390/ ijerph18157832 PMID:34360122
Zofia Barcikowska, Elzbieta Rajkowska-Labon, Magdalena Emilia Grzybowska, Rita Hansdorfer-Korzon, Katarzyna Zorena. Affiliation-sexpand. Inflammatory Markers in Dysmenorrhea and Therapeutic Options. J Environ Res Public Health. 2020 Feb 13;17(4):1191. doi:10.3390/ijerph17041191PMID:32069859
Vincenzo De Sanctis, Ashraf Soliman, Sergio Bernasconi, Luigi Bianchin, Gianni Bona, Mauro Bozzola, Fabio Buzi, Carlo De Sanctis, Giorgio Tonini, Franco Rigon, Egle Perissinotto Primary Dysmenor-
rhea in Adolescents: Prevalence, Impact and Recent Knowledge. Pe- 16. Hassan Nagy, Moien AB Khan. Dysmenorrhea Affiliations expand. diatr Endocrinol itev.2015 Dec;13(2):512-20. doi:10.3390 / In: Stat Pearls [Internet], Treasure Island (FL): StatPearls Publishing;
ijerph18157832 PMCID: PMC8345570 2021 Jan. 20 PMID:32809669 Bookshelf ID:NBK560834
Сведения об авторах:
Гармаш Ольга Исааковна - д.мед. наук, заместитель директора по научной работе ГБУЗ РК «НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации», г. Евпатория, [email protected]
Писаная Людмила Алексеевна - научный сотрудник ГБУЗ РК «НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации», г. Евпатория, [email protected]
Витринская Ольга Евгеньевна - научный сотрудник ГБУЗ РК «НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации», г. Евпатория, [email protected]
Лютицкая Людмила Анатольевна - заведующая медицинской частью ГБУ РК «Клинический санаторий для детей и детей с родителями «Здравница», РФ, г. Евпатория
Information about author:
Garmash O. I. - https://orcid.org/0000-0002-9291-1658
Конфликт интересов. Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта Conflict of interest. The authors of this article confirmed financial or any other support with should
интересов, финансовой или какой-либо другой поддержки, о которой необходимо сообщить. be reported.
Поступила 04.04.2023 г. Received 04.04.2023
Исполнилось 90 лет со дня рождения Тондия Леонида Дмитриевича (1933-2013)-видного отечественного физиотерапевта и курортолога, доктора медицинских наук, профессора. Родился Л.Д. Тондий в 1933 г. на Житомирщине в семье сельских учителей. После окончания Ивано-Франковского государственного медицинского института в 1957 г. работал заведующим терапевтическим отделением в с. Чернухи на Полтавщине. Там приобщился к научно-исследовательской работе и провел эпидемиологическое исследование, посвященное распространению гипертензии среди сельского населения -одно из первых в стране исследований на эту тему. В 1961 г. Поступил в аспирантуру на кафедру терапии №1 Украинского института усовершенствования врачей (Харьков), которую успешно закончил в 1964 г., а после защиты кандидатской диссертации работал на этой кафедре; с 1968 г. стал научным консультантом курортов Харьковского региона. Принимал активное участие в организации системы санаторной реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда. Этой же проблеме посвящена докторская диссертация Л.Д. Тондия - «Физические факторы в лечении больных инфарктом миокарда на санаторном этапе». С 1974 г. Л.Д. Тондий заведовал кафедрой физиотерапии, курортологии и восстановительной медицины ХМАПО, которую возглавлял до 2012 г.В научной деятельности профессор занимался проблемой активизации защитных сил организма, его резервов, воздействуя на них лечебными физическими факторами. К числу пионерских разработок следует отнести повышение лечебных свойств столовых минеральных вод путем воздействия на них энергетических факторов, методов цветолечения, озона, низкоинтенсивного лазерного излучения, пайлер-света, что позволило оптимизировать лечение больных гипертонической болезнью, ИБС, остеоартрозом. Особенностью разработанных методов лечения является обязательное влияние на механизмы антирисков, стимуляцию физиологических мер защиты организма. Заслугой ученого является разработка лечебных методов с использованием бишофита, азотных, радоновых ванн, виброакустического воздействия, лекарственного электрофореза гипотензивных средств, антиагрегантов, антиоксидантов, методов колортерапии. Его учениками (Профессора Л.Я. Васильева-Линецкая, О.Н. Роздильская, В.А. Самойлович, В.И. Маколинец, И.Н. Шувалова, О.Н. Нечипуренко), созданы новые научные направления - использование физиотерапии в неврологии, онкологии, ортопедии, травматологии, курортологии. Под руководством профессора Л.Д. Тондия выполнено 7 докторских и 15 кандидатских диссертаций, посвященных проблемам физиотерапии и курортологии. Научная деятельность его отражена в 12 монографических изданиях, справочниках, руководствах, в 396 публикациях, 22 изобретениях и патентах и в сотне рационализаторских предложений. Он награжден значком «Изобретатель СССР», а также орденом «Знак Почета». «Отличия здравоохранения». Неоднократно посещал с сотрудниками кафедры Евпаторию, города ЮБК, оказывая большую помощь в повышении профессионального уровня врачей.