УДК 351.811 © А.Ю. Бессмертных, М.Г. Михайлов, 2021
NIION: 2021-0084-3/21-010 MOSURED: 77/27-026-2021-3-209
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВАРИЙНОСТИ И КОЛИЧЕСТВА ВОЗБУЖДЕННЫХ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И УЛИЦ
Алексей Юрьевич Бессмертных,
научный сотрудник ФКУ «Научный центр БДД МВД России»
Максим Геннадьевич Михайлов,
научный сотрудник ФКУ «Научный центр бДд МВД России» Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170
Аннотация. В статье сравниваются динамика показателей аварийности, связанной с недостатками эксплуатационного состояния дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, и динамика количества возбужденных дел об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения в отношении лиц, уполномоченных по содержанию автомобильных дорог и улиц, и аварийностью.
Ключевые слова: Госавтоинспекция, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, улично-дорожная сеть, аварийность
Для цитирования: Бессмертных А.Ю., Михайлов М.Г. Динамика показателей аварийности и количества возбужденных дел об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении лиц, уполномоченных по содержанию автомобильных дорог и улиц // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 51-54.
DYNAMICS OF ACCIDENT RATES AND THE NUMBER OF INITIATED CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF ROAD SAFETY IN RELATION TO PERSONS AUTHORIZED TO MAINTAIN HIGHWAYS AND STREETS
Alexey Yu. Bessmertnykh,
researcher Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the
Ministry of the Interior of the Russian Federation»
Maxim G. Mikhailov,
researcher Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the
Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170
Abstract. The article compares the dynamics of accident rates associated with the shortcomings of the operational condition of roads, railway crossings or other road structures and the dynamics of the number of initiated cases of administrative offenses in the field of road safety in relation to persons authorized to maintain highways and streets, and accidents.
Keywords: State Traffic Inspectorate, road safety, traffic accident, road network, accident rate
For quotation: Bessmertnykh A.Y., Mikhailov M.G. Dynamics of accident rates and the number of initiated cases of administrative offenses in the field of road safety in relation to persons authorized to maintain highways and streets // Road safety. 2021. N° 3. P. 51-54.
настоящее время в Российской Федерации ' согласно статистике аварийности зафиксирован спад количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и количества пострадавших в них людей.
Однако указанные значения по-прежнему остаются на высоком и неприемлемом уровне, что требует применения дополнительных мер, направленных на устранение конкретных причин и условий возникновения ДТП.
Исходя из статистических данных аварийности на дорогах Российской Федерации за 2020 год, можно сделать вывод, что в трети всех ДТП, в результате которых погибли люди, сотрудниками Госавтоинспекции на месте происшествия выявлены и зафиксированы недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.
Динамика показателей аварийности за 2016-2020 годы, связанной с недостатками
эксплуатационного состояния дорог,
железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика показателей аварийности за 2016-2020 годы, связанной с недостатками эксплуатационного состояния дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД
Из приведенных данных следует, что с 2016 по 2020 год наблюдается тенденция как к снижению количества происшествий в целом, так и к снижению происшествий с недостатками эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, элементов ее обустройства и состояния железнодорожных переездов.
Такое снижение показателей аварийности напрямую связано и с принципиальными изменениями в подходах к проблемам обеспечения безопасности движения и с реализацией национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Любая улично-дорожная сеть при условии соответствия ее конструктивных характеристик нормативным требованиям, а также правильного содержания позволяет полностью реализовать предусмотренные ее конструкцией эксплуатационные качества, существенно повышая эффективность и безопасность ее использования, снижая материальные затраты как самих участников дорожного движения, так и государства в целом.
Необходимо обратить внимание на категорию «дорожные условия», под которой, по нашему мнению, следует понимать совокупность всех внутренних и внешних факторов эксплуатации дорог, сложившихся в данном месте в данное время, способных в какой-то мере, даже косвенно, повлиять на процесс движения.
СогласноПравиламучетаДТП, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 года № 1502, можно выделить 29 характеристик дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП и оказывающих негативное влияние на обеспечение безопасности дорожного движения. Каждой характеристике дано определение. При оформлении материалов ДТП сотрудники Госавтоинспекции объективно оценивают фактические дорожные условия на месте происшествия в момент его совершения. В последующем, исходя из результатов изучения причинно-следственных связей, устанавливаются факторы, сопутствующие совершению ДТП, одними из которых могут быть недостатки содержания улично-дорожной сети.
Так, основными видами
неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП,
являются отсутствие или плохая различимость горизонтальной и вертикальной разметки (56,3%), отсутствие дорожных знаков в необходимых местах (22,3%), неправильное применение, плохая видимость дорожных знаков (10,1%), отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах (9,4%), отсутствие тротуаров (7,5%), отсутствие освещения (7,1%)1.
Из числа зарегистрированных ДТП более 70% совершается на территории муниципальных образований, протяженность и состояние улично-дорожной сети которых за период с 2016 по 2020 год
1 Данные основаны на сведениях, содержащихся в базе Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
значительно не изменились.
В силу объективных и субъективных причин работы по совершенствованию дорожной сети ограничиваются, как правило, только проведением «ямочного ремонта» и содержанием магистральных улиц с движением маршрутных транспортных средств в зимний период. Не используются современные инновационные технологии, в недостаточном объеме финансируются работы по установке и содержанию технических средств организации дорожного движения, в связи с чем их эксплуатационное состояние находится на низком уровне [2].
Не все улицы населенных пунктов оборудованы наружным освещением, выявляются факты отсутствия или установки дорожных знаков с нарушением требований нормативных документов, отсутствия или плохой различимости горизонтальной и вертикальной дорожной разметки.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, из чего следует, что ответственными за содержание автомобильных дорог являются их собственники.
Следовательно, высокая степень влияния неудовлетворительных дорожных условий на возникновение ДТП связана с недостаточной активностью администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, соответствующих подведомственных Росавтодору федеральных учреждений, иных собственников дорог, служб жилищно-коммунального хозяйства в решении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения.
Однако есть и положительные примеры реализации собственниками дорог своих обязанностей в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. Так, администрации нескольких субъектов
Российской Федерации в 2019 году организовали выполнение ряда прогрессивных мероприятий в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», который разработан и реализуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Например, в Хабаровском крае осваивается новая технология по строительству монолитного пролетного строения моста через реку Кенжа. Также проведены научно-исследовательские работы касающиеся:
применения георадарных технологий в
дорожной отрасли Хабаровского края;
установки комплектов автономных систем освещения пешеходных переходов на автомобильных дорогах;
применения полимерных антикоррозийных присадок при устройстве асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог;
стабилизации грунтов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автодорог;
применения композитных материалов; стабилизации водно-теплового режима земляного полотна;
применения асфальтогранулянта. Кроме того, на территории края внедряется технология по укладке на автомобильных дорогах полимерасфальтобетонных покрытий, которые за счет процесса полимеризации битума сохраняют функции сопротивления старению, в результате чего повышается износостойкость и долговечность покрытий. В первый год после ввода пробного участка в эксплуатацию отмечаются положительные визуальные эффекты примененного материала: уменьшение трещинообразования, повышение модуля упругости при высоких летних температурах, уменьшение колеообразования.
Для увеличения межремонтных сроков, повышения износоустойчивости дорожных покрытий и оснований при разработке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог Ивановской области и городской агломерации «Ивановская» планируются мероприятия, направленные на расширение использования новых технологий и материалов: армирующие георешетки и геосетки, полимерно-битумные вяжущие материалы, щебеночно-мастичный асфальтобетон.
В Калужской области при ремонте дорог с асфальтобетонным покрытием с целью использования материалов старого конструктива дорожной одежды для удешевления работ применяется технология холодной регенерации с переработкой на месте верхних слоев покрытия (измельчение существующего материала, его перемешивание с добавлением при необходимости новых материалов (щебня, битума, цемента) с помощью специальных машин - «Ресайклеров».)
Дефекты и повреждения асфальтобетонного покрытия осуществляются в том числе струйно-инъекционный методом.
В то же время соблюдение юридическими лицами (независимо от формы собственности) и иными организациями или должностными лицами нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обеспечивается Госавтоинспекцией, действующей в соответствии с Положением «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711. Осуществляются мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов общества и государства.
Субъектами контрольно-надзорной
деятельности в данной сфере являются сотрудники Госавтоинспекции, которые выявляют соответствующие нарушения, составляют административные протоколы и принимают решения по ним.
Анализ данных о количестве возбужденных дел об административных правонарушениях с 2018 по 2020 год в рамках части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (связанных с несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятием мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращении движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения) позволяет констатировать факт увеличения количества возбужденных дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и снижения количества таких дел в отношении должностных лиц (рис. 2).
Рис. 2. Динамика количества возбужденных дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩ
Отдельно следует отметить, что санкции, предусмотренные ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, для юридических лиц значительно выше, чем для должностных лиц.
На основании изложенного есть основания полагать, что возможно наличие связи между динамикой показателей аварийности, связанной с недостатками эксплуатационного состояния дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, динамикой количества возбужденных дел об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении юридических лиц, уполномоченных по содержанию автомобильных дорог и улиц, и уровнем аварийности.
Также необходимо акцентировать внимание на том, что при существующей тенденции к увеличению количества государственных программ и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, расширяются и возможности решений, способных точечно воздействовать на проблемные вопросы аварийности.
Вместе с тем пристальное внимание следует уделить причинам изменения условий движения, в результате которых в местах производства дорожных работ на проезжей части возникают аварийные и предаварийные ситуации, связанные с ремонтом и обслуживанием дорог и железнодорожных переездов.
ШЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД -
Список источников:
1. Приказ МВД России от 16 августа 2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 08.09.2021).
2. Привлечение к административной ответственности должностных и юридических лиц за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 12.33 и 12.34 КоАП РФ: методические рекомендации. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России. 2010. 37 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. № 1502 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 40. Ст. 6251.