Научная статья на тему 'ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ МАКРОЭРГИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В КРОВИ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОРГАНИЗМ УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ И АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ'

ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ МАКРОЭРГИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В КРОВИ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОРГАНИЗМ УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ И АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ МАКРОЭРГИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В КРОВИ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОРГАНИЗМ УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ И АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ»

той части проблемы девастации, сформулированной акад. К. И. Скрябиным, которая ведет к полному уничтожению зародышевых форм гельминтов во внешней среде.

Значение санитарно-гельминтологических исследований почвы, загрязненной яйцами геогельминтов, определяется тем, что наличие последних указывает на фекальное загрязнение; яйца аскарид, распространение которых имеет значительный ареал, обладают большой резистентностью в отношении физических и химических факторов; вследствие этого их жизнеспособность в почве продолжается 7—10 лет.

Необходимо расширить применение санитарно-гельминтологических исследований водоемов как среды обитания промежуточных хозяев ряда гельминтов. Обнаружение яиц ряда биогельминтов, развитие которых связано с биоценозом в водоемах, может указать на их фекальное загрязнение.

При проведении санитарно-гельминтологических исследований для получения точных результатов и их обоснованной оценки следует учитывать стадию развития яиц, их состояние (оплодотворенные, неоплодотворенные), способность к нормальному развитию, время года, когда яйца были обнаружены, среду обнаружения (почва, вода, овощи, ягоды, предметы обихода и др.). Современные данные о санитарно-гельминтологических методах исследования объектов внешней среды позволяют подойти к определению состояния внешней среды по содержанию яиц и личиночных стадий гельминтов. При этом следует исходить из того, что вода питьевая, водоемы (источники питьевого и рыбохозяйственного назначения), плавательные бассейны, пищевые продукты (овощи, фрукты, ягоды), предметы обихода не должны содержать яиц и личинок гельминтов.

Обнаружение яиц гельминтов в почве может характеризовать ее состояние наряду с другими показателями загрязнения. Для получения сравнимых результатов при оценке санитарного состояния почвы целесообразно принять 2 категории ее по степени загрязнения: почва чистая — яиц и личинок гельминтов не обнаружено; почва загрязненная, если обнаружено 1 или больше яиц или личинок гельминтов в 1 кг. Такое деление удобно при проведении санитарного надзора: чистая почва требует от санитарного врача только осуществления мер по охране участков от нового загрязнения; почва загрязненная вызывает необходимость выявления источников загрязнения и принятия соответствующих мер к их устранению и оздоровлению почвы от яиц гельминтов (канализование, организация планово-регулярной очистки и обезвреживания отбросов).

Широкое внедрение в практику работы санитарного врача наряду с химическими, бактериологическими и вирусологическими методами исследования также санитарно-гельминтологических поможет более полно и объективно оценивать санитарное состояние внешней среды, эффективность мероприятий по охране ее от загрязнений. Санитарно-гельминтологические методы исследования должны в первую очередь применяться при санитарном надзоре за работой сооружений по очистке сточных вод, земледельческих полей орошения, полей фильтрации и мусороперерабатывающих заводов, при компостировании и планово-регулярной очистке, за санитарным состоянием источников питьевого и рыбохозяйственного значения, питьевой воды, воды плавательных бассейнов и предметов обихода, почвы огородов, садов, парников, за выращиванием, хранением и продажей овощей, фруктов и ягод, за санитарным состоянием мест убоя скота, мест обезвреживания отходов и отбросов боен.

Поступила 27/1V 1972 г.

УДК 016.831.4.015.2:615.356:577.164.2].015.42:612.11.013.1

О. В. Яцына

ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ МАКРОЭРГИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В КРОВИ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОРГАНИЗМ УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ И АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ

Кафедра общей гигиены Винницкого медицинского института им. Н. И. Пирогова

Жизнедеятельность клетки и, в частности, внутриклеточный энергообмен все чаще в последние годы привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей (Э. Рэ-кер; Д. Грин и Р. Гольдбергер; В. П. Скулачев). Превращение энергии в клетке представляет собой ряд последовательных окислительно-восстановительных реакций, конечным продуктом которых является аденозннтрифосфорная кислота (АТФ) — важнейший источник энергии, получаемой клеткой в процессе обмена веществ. Образование энергии из АТФ осуществляется при непосредственном участии фермента АТФ-азы (Э. Рэкер).

Нам представилось существенным изучить состояние некоторых показателей энергообмена в крови под влиянием различных доз УФ-излучення и аскорбиновой кислоты. В литературе по этому вопросу имеются лишь отдельные сообщения (В. С. Сенчук; Ю. Н. Прокопенко, и др.). Для этого мы провели 2 серии опытов на животных, синтезирующих витамин С (кролики) и не синтезирующих его (морские свинки). В 1 серии исследовали 30 кроликов весом 2—2,5 кг. Животных распределили на 2 группы: 24 кролика 1-й группы перед началом облучения «нагружали» аскорбиновой кислотой до состояния насыщения; в процессе УФ-облучення животные дополнительно ежедневно получали по 100 мг этого витами-

на на 1 кг веса. 6 животных 2-й группы не «насыщались» аскорбиновой кислотой и во время облучения дополнительно ее не получали. Ежедневно в течение 26 дней кроликов обеих групп облучали большими дозами УФ-лучей (от х/г до 8 биодоз, всего 104,5 биодозы). Во II серии вели исследования морских свинок весом 600—900 г. Облучение проводили ежедневно в течение 21 дня: 1-ю группу (5 животных) облучали большими дозами (всего 94,5 биодозы), 2-ю группу (5 животных) — от 1/< До 2 биодоз (всего 32,25 биодозы); 3-ю группу (6 животных) не облучали, она служила контролем. Перед облучением морским свинкам вводили аскорбиновую кислоту до состояния насыщения. В ходе облучения они ежедневно дополнительно получали по 100 мг витамина.

Кроме того, мы вели наблюдения за 5 группами студентов по 5 человек в каждой. Студенты 1-й группы ежедневно в течение 21 дня получали от 1/8 до 3 биодоз УФ-лучей (всего 25 биодоз), 2-й группы — от Vio Д° 1 биодозы (всего 9,75 биодозы), 3-й и 4-й групп — от Vn до 1 биодозы, причем ежедневно в течение 17 дней доза УФ-лучей увеличивалась на Via Дозы. Студентов 5-й группы не облучали: они служили контролем для 3-й и 4-й групп. До облучения «насыщались» аскорбиновой кислотой студенты 3-й и 4-й групп, в ходе облучения получали дополнительно витамины студенты 1-й группы (50 мг) и 3-й (100 мг). С кормом животные получали в течение суток 80 мг витамина С, в пищевом рационе студентов содержалось 70—80 мг этого витамина.

Облучение животных и людей проводили в январе — феврале эритемным облучателем (ОЭП-46) на расстоянии 50 см. У животных облучали оголенный участок кожи боковой поверхности живота размером 10X20 см. При определении биодозы и в ходе облучения животные находились в клетках из крупноячеистой металлической сетки. Биодозу определяли с помощью биодозиметра Горбачева — Дальфельда. Для кроликов она составляла 30 мин., для морских свинок — 20 мин. 30 сек., для студентов — 9 мин.

Кровь для исследования брали у кроликов из краевой вены уха, у морских свинок — ив сердца, у студентов — из локтевой вены. В крови определяли содержание неорганического фосфора, креатин-фосфата, АТФ и активность АТФ-азы. Об активности АТФ-азы _ судили по приросту количества неорганического фосфора после 15-минутной инкубации" ■ри 37° гемолизированной крови. У кроликов названные выше показатели определяли ■еред облучением, на 4, 7, 11, 14, 18,21 и 26-й день облучения и через 2 недели после него, у морских свинок и студентов — в начале и конце опыта.

Анализ полученных данных показал, что у кроликов, предварительно «насыщенных» аскорбиновой кислотой, активность АТФ-азы до облучения была намного выше, чем у животных, не «насыщенных» этим витамином (109,1^:28,87 мкг Р/мл крови против 60,8=t 2:14 мкг Р/мл крови; Р<0,1). При облучении кроликов 1-й группы наблюдалось статистически достоверное снижение активности АТФ-азы (Ж0,02) и к концу облучения она равнялась 51,33— 5,85 мкг Р/мл крови, что составляло 46,9% исходного (Р<0,05). Через 2 недели после опыта активность АТФ-азы повысилась до 75,1—6,79 мкг Р/мл крови против 109,l=t28,87 мкг Р/мл крови в начале опыта (Р<0,1). У кроликов 2-й группы также отмечалось снижение активности АТФ-азы, но менее выраженное (44,6^7,53 мкг Р мл/крови ■ротив 60,8=^14,0 мкг Р/мл крови; Р<0,1).

Количество АТФ в крови животных 1-й группы в ходе облучения уменьшилось и составляло в конце облучения 2,43=t0,5 мг% против 4,533^:1,09 мг% в начале опыта (Р< <0,1). Через 2 недели после облучения количество АТФ в крови повысилось до 3,596^: =£0,283 мг%, но не достигло исходных цифр (Р<0,1). У животных 2-й группы зарегистрировано снижение АТФ с 3,41^=0,30 мг% в начале опыта до 2,16^0,288 мг% в конце опыта (Р<0,05).

У животных 1-й группы количество неорганического фосфора в процессе облучения иовышалось, достигая максимального уровня на 14-й день (5,283^:0,386 мг% против 2,33^= —0,962 мг% в начале опыта; Р<0,05). Повышение содержания неорганического Босфора установлено и у животных 2-й группы (с 2,61^:0,154 мг% в начале до 3,8=^0,64 мг% в конце опыта; Р<0,1). Имелась тенденция к снижению уровня креатин-фосфата у животных 1-й группы (Я<0,1).

В крови морских свинок, облучавшихся большими дозами УФ-радиации (1-я группа), определена тенденция к снижению количества АТФ (Р<0,1) и активности АТФ-азы (Р< <0,1); количество неорганического фосфора повысилось с 2,99^:0,28 мг% в начале опыта до 5,75^0,87 мг% в конце опыта (Р<0,02). У животных, облучавшихся небольшими дозами, зафиксировано повышение в крови содержания неорганического фосфора с 3,09— 0,225 мг% в начале опыта до 4,34^0,21 мг% в конце его (Ж0,01), количества АТФ с 3,3^: =£0,41 мг% в начале опыта до 4,31^0,42 мг% в конце его (Р<0,05) и статистически недостоверное снижение активности АТФ-азы (Р>0,1).

У животных контрольной группы выявлено повышение количества неорганического фосфора в крови (Р<0,05).

Количество неорганического фосфора повышалось с 3,28+0,09 мг% в начале опыта до 4,29±0,51 мг% в конце его (Р<0,05) у студентов 1-й группы, с 3,22±0,33 мг% в начале опыта до 4,46+0,34 мг% в конце его (Р<0,05) у студентов 3-й группы и с 1,84+0,085 мг% в начале до 2,85+0,36 мг% в конце опыта (Р<0,02) у студентов 4-й группы. Количество АТФ повышалось с 3,944:0,16 до 5,108+0,25 мг% (Ж0.01) у студентов 3-й группы и с 3,66+0,20 до 4,11+0,105 мг% (Р<0.05) у студентов 4-й группы, но понижалось с 4,99+ +0,38 мг% в начале опыта до 2,55+0,35 мг% в конце его (Р<0,001) у студентов 1-й группы. У студентов 2-й группы имелась тенденция к повышению активности креатин-фосфата (Ж0.1).

Выводы

1. УФ-излучение в больших дозах снижает в крови количество АТФ, активность АТФ-азы и повышает количество неорганического фосфора. В малых дозах оно повышает количество АТФ и неорганического фосфора.

2. Дополнительное введение аскорбиновой кислоты при воздействии различных доз УФ-излучения не меняет характера изучавшихся показателей. Введение аскорбиновой кислоты в организм, не облучавшийся УФ-лучами, повышает активность АТФ-азы.

ЛИТЕРАТУРА. Грин Д. Э., Гольдбергер Р. Молекулярные аспекты жизни. М., 1968. — Прокопенко Ю. Н. В кн.: Ультрафиолетовое излучение. М., 1971, Сб. 5, с. 228. — Р э к е р Э. Биоэнергетические механизмы. М., 1967. — С к у -л а ч е в В. П. Аккумуляция энергии в клетке. М., 1969. — С е н ч у к B.C. Нарушение минерального обмена в организме животных как следствие ультрафиолетовой недостаточности. Гиг. и сан, 1957, № 9, с. 9.

Поступила 3/1 1973 г.

Аннотации

УДК 812.792.5-087.6

В. А. Б е р н ш т е й и, М. М. Синайский. К методике измерения потоотделения на ограниченном участке кожи (Малаховский филиал Смоленского института физкультуры)

Комнатный воздух обезвоживается в сосуде, заполненном хлопьями хлористого кальция, нагревается в сосуде со встроенной спиралью и поступает под капсулу, прижатую к коже. Далее воздух охлаждается до комнатной температуры в змеевике, погруженном в баллон с водой, и последовательно обдувает «сухой» и «влажный» спаи медно-константановой термопары. «Влажный» спай расположен в Т-образной трубке, герметично соединенной с увлажнителем; спай покрыт тонким полотном, погруженным в дистиллированную воду. Разность потенциалов, возникающая при обдуве спаев, регистрируется микроамперметром. Воздух протягивается помпой «на себя». Расход воздуха измеряется ротаметром и регулируется вентилем. Температура в области датчика регистрируется термометром. Авторами использован микроамперметр марки М-95 чувствительностью Ю-8 А/мм. Предварительное нагревание воздуха имеет целью лучшее испарение пота под капсулой. Того же эффекта можно достичь, увеличивая поток воздуха. Однако чем сильнее этот поток, тем меньше сдвиги увлажнения воздуха, обусловленные изменением потоотделения. В исследованиях, проведенных авторами, величина потока составляла 10 л/мин, что обеспечивало полное испарение (с участка кожи под капсулой 7,5 смг) даже при профузном потоотделении. Охлаждение прошедшего под капсулой воздуха всегда до одинаковой (комнатной) температуры имеет целью упростить калибровку и последующие расчеты. При калибровке датчик обдувается воздухом заданных уровней влажности, регистрируются отклонения микроамперметра. Для этого сухой воздух (из сосуда с хлористым кальцием) и абсолютно влажный воздух (прошедший через увлажнитель) предварительно смешиваются в нужных пропорциях. Ясно, что наибольшее отклонение микроамперметра будет соответствовать обдуванию датчика сухим воздухом, напротив, при его 100% влажности прибор устанавливается на 0. Калибровочная кривая для соответствующей температуры датчика строится в системе координат «показания микроампермстра» — «относительная влажность». При окончательном расчете количества пота (испарившегося с исследуемого участка кожи за единицу времени) используются справочные данные о содержании воды в единице объема абсолютно влажного воздуха соответствующей температуры, данные относительной влажности воздуха, прошедшего под капсулой, его расход за единицу времени. Конечный результат выражается в микрограммах пота па 1 см2 поверхности кожи за мин. Условия, в которых проводится калибровка, могут быть использованы для оценки чувствительности и инерционности описываемой методики. Чувствительность зависит от скорости потока воздуха, обдувающего датчик. При скорости 10 л/мин удается отчетливо регистрировать сдвиги, отражающие изменение потоотделения на 0,1 мг/смУмин.. В случае необходимости (при неощутимой перспирации) чувствительность может быть увеличена в несколько раз за счет соответствующего уменьшения потока воздуха. Оценка инерционности методики основана на замене обдувающего датчик абсолютно влажного воздуха абсолютно сухим и определении времени вызванного этим отклонения микроамперметра. Для отклонения, равного 95% максимального, требуется около 50 сек. Ввиду сравнительной громоздкости методики ее можно использовать лишь в лабораторных условиях, особенно когда необходима непрерывная регистрация потоотделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.