Миграционная политика
ДИНАМИКА МИГРАЦИИ В 2015 г.*
Юлия ФЛОРИНСКАЯ
Ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. геогр. наук. E-mail:
Никита МКРТЧЯН
Ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. геогр. наук. E-mail: [email protected]
Миграционный прирост населения сокращается. Ресурс долговременной миграции, в том числе внутри-страновой, истощился. При этом уменьшается численность иностранных граждан, временно находящихся на территории России. Хотя причины этих процессов разные — в первом случае речь идет отчасти о статистическом эффекте, а во втором — скорее об ужесточении миграционного законодательства, в целом можно говорить о том, что миграция перестает вносить серьезный вклад и в демографическую ситуацию в стране, и в ситуацию на внутреннем рынке труда.
Ключевые слова: миграция, долговременная миграция, внутристрановая миграция, временная миграция.
Долговременная миграция
Число долговременных мигрантов, прибывших в Россию в 2015 г., составило без малого 600 тыс. человек, число выбывших превысило 350 тыс. При этом по сравнению с прошлым годом прибытие увеличилось незначительно (на 1,3%), а выбытие -на 13,7%.
Эти цифры можно было бы интерпретировать как рост эмиграции из России в связи с кризисом или иными негативными факторами, но это не совсем так. Основной рост выбытия связан с отложенным эффектом изменения методики учета долговременной миграции, предпринятой в 2011 г. Прибывшими стали учитываться иностранцы, получающие регистрацию в России на срок 9 месяцев и более, что дало поначалу эффект роста прибытий (в 2011-2012 гг.), а к настоящему времени, по мере истечения срока регистрации у тех,
кто прибыл в РФ в предшествующие годы, -увеличения выбытий. Сейчас заканчивается срок регистрации у мигрантов, прибывших в страну еще до кризиса (в 2012-2014 гг.), что миграционной статистикой интерпретируется как выезд из страны.
Миграционный прирост населения России в 2015 г. сократился по сравнению с предыдущим годом и составил 246 тыс. человек. В предшествующие годы на таком низком уровне он регистрировался только в 2002 г.1 (с поправками на пересчет от итогов переписи 2010 г., без их учета он был ниже этого уровня в течение 2001-2006 гг., в то же время миграция из постсоветских стран явным образом недоучитывалась2). По-видимому, потенциал роста прибытий в Россию из постсоветских стран исчерпал себя, несмотря на определенное смягчение политики России по приему имми-
* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 6 (24) (апрель 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в ОМЭС — «Ресурсы миграционного прироста истощились»).
1 Демографический ежегодник России. 2015: Стат. сб. — М., 2015. Табл. 1.2.
2 Население России 2012: Двадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. С. 343-345.
грантов - расширение действия Программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, упрощение процедур приобретения российского гражданства для носителей русского языка и т.п. Среди стран дальнего зарубежья значимых партнеров в области долговременной миграции (иммиграции) пока не просматривается, даже граждане Китая в подавляющем большинстве приезжают в Россию в качестве временных трудовых мигрантов.
В потоке мигрантов из стран СНГ после известных событий начала-середины 2014 г. довольно резко возросла роль Украины. В связи с тем, что многие граждане Украины находятся на территории России без оформления регистрации и рассчитывают продлить свое пребывание на неопределенно длительное время, потенциал роста («на бумаге») регистрируемой долговременной миграции из этой страны в Россию сохраняется. На начало 2016 г. 311 тыс. выходцев с Украины получили в России временное убежище.
Украина в 2015 г. обеспечила почти 60% миграционного прироста населения России, и если бы не ее вклад, увеличение населения за счет миграции было бы ниже 100 тыс. человек - такого не было во все постсоветские годы.
Роль стран Средней Азии в миграционном приросте существенно снизилась, а с Узбекистаном вообще сложилась миграционная убыль - более чем на 20 тыс. человек в 2015 г. Основная причина этого - в уже упомянутом изменении порядка учета мигрантов (отложенный рост выбытий), но сказалось и реальное сокращение числа прибывших из этих стран. Ресурс долговременной миграции в Россию из среднеазиатских стран - не бездонный, о чем уже немало было сказано ранее, тем более если он исчисляется потенциалом миграции соотечественников, проживающих
за пределами страны. Большая часть из них уже переехала в Россию за без малого четверть века «раздельного» существования наших стран, часть -адаптировалась к жизни в своих странах.
На стабильно низком уровне держится миграционный прирост населения из стран дальнего зарубежья - 8,2 тыс. человек в 2015 г. против 10,1 тыс. в 2014 г., при том что и складывается он за счет Грузии, Абхазии и стран Балтии (все эти страны в последние годы относятся к дальнему зарубежью). Серьезно препятствует анализу качество статистики эмиграции в эти страны. Нет достоверных данных о выезде граждан России на неопределенно длительное время в страны ЕС, США, Израиль и ряд других. По оценкам, основанным на данных этих стран, выезд недоучитывается по меньшей мере в два-три раза3.
В 2015 г. практически исчерпал себя рост объемов внутристрановой долговременной миграции: число переселяющихся в пределах страны возросло до 4135 тыс. человек, что на 1,5% больше по сравнению с 2014 г. Интересно, что на адаптацию к новой методике учета мигрантов (2011 г., о ней говорилось выше) потребовалось немало времени, и значительный, двукратный, рост числа переселений в 2011-2013 гг. определялся, по-видимому, именно этим фактором. Известную роль могло сыграть и упрощение процедур регистрации по месту пребывания - в частности, передача их в МФЦ (например, в Москве - принцип «единого окна»), и снижение числа необоснованных требований при получении регистрации, в том числе норм жилой площади на 1 человека4.
Центры притяжения мигрантов меняются мало. Безусловно лидирующие позиции здесь сохраняют Москва и Московская область, увеличившие население за счет миграции в 2015 г. на 200 тыс. человек (более чем на 1%), причем
3 Денисенко М. Если смотреть с другого берега // Миграция XXI в. 2011. № 1 (4), январь-февраль. С. 36-39.
4 Речь не идет о так называемых «резиновых квартирах», а о регистрации реально проживающих в жилых помещениях граждан РФ.
более 80% этого прироста было обеспечено за счет внутрироссийской миграции. Весомо прирастает за счет миграции население Краснодарского края - 58 тыс. человек, Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 37 тыс., Тюменской области (юг, без АО) - 18 тыс., Новосибирской области - 12 тыс. Новый центр притяжения населения - Крымский федеральный округ, миграционный прирост населения которого составил 34 тыс. человек.
Регионы Дальневосточного, Сибирского, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов продолжали терять население в результате миграции. В 2015 г. «лидерами» по миграционному оттоку оставались Республика Дагестан (13 тыс. человек), Ямало-Ненецкий АО (12 тыс.), Республика Коми и Архангельская область (по 8 тыс.).
Наблюдавшиеся в 2015 г. тенденции долговременной миграции не позволяют говорить о серьезном влиянии кризиса на ее масштабы и направления - по сравнению с временной миграцией эти потоки инертны.
Временная миграция
Численность всех иностранных граждан, временно находящихся на территории России, непрерывно сокращается уже на протяжении почти целого года - с весны 2015 г., нарушая обычную сезонную динамику данного показателя. При этом если начало 2015 г. характеризовалось максимальным присутствием иностранцев по сравнению с последними годами (10,9 млн. человек на конец января 2015 г., что на 4% больше, чем на ту же дату в 2014 г., и на 9% больше, чем в 2013 г.), то к концу года данный показатель, наоборот, опустился до минимума - 9,9 млн. на конец декабря (на 11% ниже конца 2014 г. и на 9% - 2013 г.). (См. рисунок.)
Та же тенденция, по-видимому, продолжится и в 2016 г. Так, за два первых месяца года численность иностранных граждан фак-
тически осталась на уровне конца 2015 г. В абсолютных цифрах сокращение за год составило 1,1 млн. человек (конец февраля 2016 г. по сравнению с февралем 2015 г.), что существенно, но пока не катастрофично.
По-прежнему основу контингента иностранных граждан в России составляют выходцы из стран СНГ -их доля в начале марта 2016 г. составила 86%, или 8,5 млн. человек. (См. табл. 1.)
За год численность граждан СНГ в России снизилась на 5%, но по-разному для отдельных стран. Выходцев из стран-членов ЕАЭС (Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии) становилось больше, так как для них были значительно упрощены процедуры трудоустройства (не требуется получать никаких разрешительных документов) и миграционного учета в РФ5. Одновременно численность иностранцев из остальных стран СНГ сокращалась, особенно заметно - из основных стран - доноров трудовой миграции в Россию: Узбекистана и Таджикистана (за год суммарное сокращение на 15%). Остававшаяся высокой в течение всего 2015 г. численность временно
Пребывание иностранных граждан на территории России в 2013-2016 гг. (на конец месяца), млн. человек
12
10
Ь
ю ю ю ю
и
¡2 О
■ 2013 г.
■ 2014 г.
■ 2015 г.
■ 2016 г.
5 Небольшое сокращение в последние месяцы численности граждан Армении (на 3%) говорит, видимо, об исчерпанности миграционного потенциала этой страны; при этом оно не коснулось группы въезжающих с целью «работа по найму».
пребывающих в России граждан Украины в начале 2016 г. стала снижаться, хотя и не очень быстрыми темпами. Учитывая введенные с ноября 2015 г. ограничения по пребыванию граждан этой страны в РФ, можно ожидать дальнейшего сокращения их численности (если вновь не вмешается «форс-мажор»).
Значительно более существенные количественные изменения произошли в численности иностранных граждан из дальнего зарубежья, особенно из развитых стран: иностранцев из ЕС за год стало меньше на 40% (за два года - на 60%), а из таких стран, как США, Великобритания и Испания, - примерно на 70% за год и более чем на 80% за два года. (См. табл. 2.) Больше всего сократилась численность туристов (хотя прибывающих со слу-
жебными, деловыми, учебными целями также стало меньше). По данным ФМС РФ, численность прибывающих с туристическими целями граждан ЕС в начале марта 2015 г. была в 2,5 раза выше, чем в марте 2016 г.
Численность иностранных трудовых мигрантов (исходя из указанной при въезде в РФ цели «работа по найму») на начало марта 2016 г. составила 3,9 млн. человек, что выше показателя начала марта 2015 г. на 5% (примерно на 200 тыс.). Но, скорее всего, это не означает реального роста числа трудовых мигрантов, просто большая часть въезжающих стала указывать работу в качестве цели въезда, так как без этого невозможно официально оформить разрешительные документы для трудоустройства. Если учесть мигрантов
Таблица 1
Пребывание иностранных граждан из СНГ в РФ, человек
На 04.03.2015 На 01.03.2016
Азербайджан 562 787 520 844
Армения 484 892 469 481
Белоруссия 529 953 650 809
Казахстан 626 594 624 512
Киргизия 523 221 572 759
Молдавия 557 592 488 616
Таджикистан 963 489 862 914
Узбекистан 2131 300 1764468
Украина 2552 844 2507 677
СНГ - всего 8932 672 8462 080
Источник: ФМС России, ЦБДУИГ.
Таблица 2
Пребывание иностранных граждан из некоторых стран ЕС и США в РФ, человек
На 02.03.2014 На 04.03.2015 На 01.03.2016
Германия 347 094 238 293 110 706
Испания 76 576 45 445 14635
Италия 75173 52 541 27 577
Великобритания 178186 109 930 28 311
Франция 64 886 50 622 33 446
ЕС в целом 1177 366 811 696 483 683
США 220 275 141 115 45 625
Источник: ФМС России, ЦБДУИГ.
в трудоспособном возрасте, продолжающих въезжать в Россию с частными целями, но при этом работающих неофициально, то суммарная оценка окажется немного ниже уровня марта 2015 г. (на 4-5%) и не превысит 6-6,5 млн. человек6.
В условиях сокращения предложения на российском рынке труда и падения реальных заработков, сопровождающихся кардинальными изменениями с начала 2015 г. миграционного законодательства, сохраняются трудности легализации иностранных работников. Так, число оформивших разрешительные документы для работы в РФ за два первых меся-
ца 2016 г. оказалось на 60% ниже, чем за тот же период 2014 г., хотя и несколько превысило показатель начала 2015 г. (См. табл. 3.) Всего действительными документами для работы на начало марта текущего года обладали 1,7 млн. иностранцев7.
Однако даже в условиях сокращения официальной занятости региональные бюджеты получили весомые прибыли за счет возросшей в 2015 г. ежемесячной оплаты за патенты (налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа): 33,3 млрд. руб. за 2015 г. по сравнению с 17,9 млрд. руб. за 2014 г. ■
Таблица 3
Численность мигрантов, оформивших разрешительные документы для работы в РФ, человек
Январь-февраль 2016 г. Январь-февраль 2015 г. Январь-февраль 2014 г.
Разрешения на работу для иностранцев* 8518 29 320 118 682
Разрешения на работу для квалифицированных специалистов* 985 1423 2897
Разрешения на работу для высококвалифицированных специалистов 2695 3490 4488
Патенты** 126 983 79185 223 322
Итого 139181 113418 349 389
* - С 1 января 2015 г. выдаются только иностранным гражданам из визовых стран.
** - С 1 января 2015 г. выдаются иностранным гражданам из безвизовых стран для работы как у физических,
так и у юридических лиц.
Источник: ФМС России (форма 1 -РД).
6 Это если учитывать всех въезжающих с частными целями, за исключением пожилых и детей, в качестве трудовых мигрантов. На самом деле значительная часть действительно пребывает в России с частными целями.
7К числу легализованных иностранцев, получивших официальные документы для работы в России, необходимо добавить еще около 300-400 тыс. иностранцев, официально работающих без таких документов, -граждан стран-членов ЕАЭС; граждан, имеющих разрешение на временное проживание в России или вид на жительство; беженцев и получивших временное убежище.