Научная статья на тему 'ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЕМЕЙНЫХ ПАР'

ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЕМЕЙНЫХ ПАР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / СЕМЬЯ / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / ТРЕНИНГ / СУПРУЖЕСКИЕ ПАРЫ / COMMUNICATION / FAMILY / COGNITIVE BEHAVIORAL THERAPY / TRAINING / MARRIED COUPLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пюра Дарья Сергеевна

Статья посвящена эмпирическому исследованию динамики коммуникативных навыков у семейных пар, проходящих тренинг когнитивно-поведенческой терапии пар. Эмпирическое исследование проводилось в три этапа: первый психодиагностический срез, экспериментальное воздействие, второй психодиагностический срез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF COMMUNICATION SKILLS IN MARRIED COUPLES

The article is devoted to the empirical study of the dynamics of communication skills in married couples undergoing training in cognitive-behavioral therapy for couples. The empirical study was carried out in three stages: the first psychodiagnostic section, the experimental impact, the second psychodiagnostic section.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЕМЕЙНЫХ ПАР»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020

ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЕМЕЙНЫХ

ПАР

DYNAMICS OF COMMUNICATION SKILLS IN MARRIED COUPLES

УДК 159.9

Пюра Дарья Сергеевна, студент, департамент психологии и образования, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток Научный руководитель: Долгова Мария Викторовна, канд. псих. наук, доцент, Дальневосточный Федеральный Университет, РФ, г. Владивосток

Daria Pyura, student, Department of psychology and education, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok. E-mail: [email protected] Dolgova Maria, candidate of psychological sciences, associate Professor, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

Аннотация

Статья посвящена эмпирическому исследованию динамики коммуникативных навыков у семейных пар, проходящих тренинг когнитивно-поведенческой терапии пар. Эмпирическое исследование проводилось в три этапа: первый психодиагностический срез, экспериментальное воздействие, второй психодиагностический срез.

Summary

The article is devoted to the empirical study of the dynamics of communication skills in married couples undergoing training in cognitive-behavioral therapy for couples. The empirical study was carried out in three stages: the first psychodiagnostic section, the experimental impact, the second psychodiagnostic section.

Ключевые слова: коммуникация, семья, когнитивно-поведенческая терапия, тренинг, супружеские пары

Keywords: communication, family, cognitive behavioral therapy, training, married couples.

Большинство событий, происходящих в современной семье можно рассматривать, как процесс коммуникации, так как общение между супругами происходит непрерывно [2]. Нарушение межличностной коммуникации партнёров множит конфликты, создаёт общий фон неудовлетворённости браком и качеством отношений между супругами [3]. Исследование динамики коммуникативных навыков семейных пар позволит психологам и специалистам смежных областей, работающих с дисфункциональными семьями, расширить методы осуществления психологической помощи.

Кризис института семьи, заключающийся в чрезвычайно высоком уровне разводов и растущем количестве неполных семей, стал наиболее очевиден уже к концу 70-х годов. Исходя из данных, обнародованных Росстатом, статистика разводов в России за 2016-2017 годы составляет, примерно, 829 разводов на 1000 браков [5]. Помимо разводов участились случаи сепарации супругов и количество пар, переживающих состояние глубокого кризиса семейных отношениях. Кризис семьи, означает прежде всего демографический кризис [6], влекущий за собой так называемое «старение» общества. Помимо глобальной проблемы, связанной с демографическим кризисом, разводы оказывают негативное влияние на всех членов семьи, поскольку по мнению ряда исследователей, развод является одним из самых стрессовых событий в жизни [1].

Исследование коммуникативных навыков у семейных пар может стать ключевым моментом в разработке стратегий и рекомендаций в работе психологов и специалистов смежных областей, работающих дисфункциональными семьями, а также с благополучными семьями в

качестве профилактики дисгармоний в межличностном взаимодействии [4]. Именно в особенностях протекания коммуникации, по мнению ряда исследователей, могут содержаться ответы на вопросы о причинно-следственных связях возникновения дисфункциональных семей [7].

С целью изучения дианмики коммуникативных пар была организована группа, в состав которой входили пары, состоящие в браке от одного года до трёх с половиной лет. Всего 8 человек, 4 мужчины и 4 женщины возраст которых варьировал от 20 до 32-х лет. Все респонденты имеют высшее образование, четверо из которых неоконченное высшее. Лишь одна пара имеет ребёнка в возрасте полутора лет, остальные испытуемые проживают вдвоём на одной жилплощади.

Исследование проводилось на территории Дальневосточного Федерального университета (ДВФУ) г. Владивостока. Опрос, включающий такие методики, как «Ролевые ожидания и притязания в браке»; опросник удовлетворённости браком (В. В. Столин); методика «Общение в семье» (Алёшина Е. Ю. и др.); методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации (Алёшина Е. Ю. и др.) проводился до проведения тренинга когнитивно-поведенческой пар и после. Процедура исследования проводилась в аудитории с согласия респондентов и заключалась в устном опросе и письменном прохождении методик.

После процедуры заполнения методик ведущий тренинга в присутствии квалифицированного специалиста приступил к осуществлению программы тренинга когнитивно-поведенческой терапии пар. Программа тренинга предполагала четыре встречи длительностью в 2,5-3 часа с 18:00 до 20:30-21:00 часа.

Четвертая встреча являлась заключительной, в конце которой был проведён опрос с помощью того же психодиагностического материала, что и первый срез. Процедура исследования проводилась в аудитории с согласия респондентов и заключалась в устном опросе и письменном прохождении методик.

Экспериментальное воздействие проводилось с использованием программы Когнитивно-поведенческой терапии пар (тренинг взаимодействия), разработанный Prof. Dr. Kurt Hahlweg TU Braunschweig, Institute for Psychology. Когнитивно-поведенческая терапия имеет около шестнадцати направлений работы, в том числе и КПТ супружеских пар (семьи) [9]. Свою эффективность в данном направлении доказали такие виды терапии, как традиционная поведенческая парная терапия (ТППТ), когнитивно-поведенческая парная терапия (КПТП), интегративная поведенческая парная терапия (ИППТ).

Данные, полученные в ходе исследования по методикам «Ролевые ожидания и притязания в браке»; опросник удовлетворённости браком (В. В. Столин); методика «Общение в семье» (Алёшина Е. Ю. и др.) были обработаны и посчитаны с помощью метода математической статистики Т-критерия Вилкоксона, результаты методики «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации (Алёшина Е. Ю. и др.) были обработаны с помощью углового преобразования Фишера - ф*.

С помощью методики «Опросник удовлетворённости браком», можно сделать вывод о том, что такая характеристика коммуникации, как удовлетворённость браком у семейных пар, проходящих тренинг когнитивно-поведенческой терапии пар, изменяется. Новые стратегии в общении, которые партнёры стали применять не только на очных встречах, но и в рамках домашнего задания в течение четырёх недель между ними могли повлиять на повышение удовлетворённости браком. Исходя из отзывов самих пар, тренинг дал возможность уделить собственным отношениям «особое» время: несколько пар поделились, что обсуждали собственные отношения по пути до места проведения тренинга, на самом тренинге по дороге обратно.

Те же показатели могли повлиять и на полученные данные по методике «Общение в семье», по которой было выявлено, что такие показатели методики, как «насколько партнёр доверяет вам», «насколько партнёр

понимает вас», «общие символы семьи» у супружеских пар, прошедших тренинг когнитивно-поведенческой терапии, изменяются в сторону увеличения значений. Полученный результат для респондентов может означать, что у супругов появились общие символы семьи, которые могут включать в себя положительные изменения семейного языка и семейных ценностей. В результате тренинга также возросло доверие в отношениях, поскольку увеличилась оценка респондентов уровня доверия партнёра к себе. Улучшилось взаимопонимание в межличностном общении пар, так как понимание себя партнёром респонденты после тренинга оценили выше, чем до тренинга.

По методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» выявлена корреляция по одной шкале «рассогласование норм поведения». Данное изменение, произошедшее в результате тренинга может означать, что сфера конфликтов, связанная с рассогласованием норм поведения, изменилась в сторону согласия, изменился характер взаимодействия партнёров с пассивно-негативного на пассивно-положительный или положительный. Полученное изменение может быть обусловлено внедрением в повседневное межличностное общение супругов техники «я-сообщение», поскольку партнёры с помощью указанной техники научились высказывать негативные эмоции и претензии в конструктивной форме, что, возможно, стало причиной снижения уровня напряжения конфликтного взаимодействия.

Данные, полученные по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке» показали, что тренинг когнитивно-поведенческой терапии пар не значительно меняет ролевые ожидания и притязания.

Отдельно были проанализированы данные респондентов, не прошедших тренинг когнитивно-поведенческой терапии пар. Анализ показал, что пары, вышедшие из тренинга не закончив его, имели, в среднем, более низкие показатели по всем проводимым методикам, чем у респондентов, прошедших тренинг до конца. Полученный результат может

означать, что парам, имеющим, в среднем, более низкие показатели относительно группы, сложнее работать в рамках группового тренинга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, работая, в рамках тренинга с коммуникативными навыками партнёров происходят изменения характера коммуникации на разных уровнях. Данные изменения влияют на взаимоотношения супругов. Четкое донесение мысли, конструктивное обсуждение возникающих в процессе жизнедеятельности затруднений позволяет супругам решать большинство спорных ситуаций бесконфликтно, не накапливая проблемы. Для получения более точной и достоверной информации по результатам исследования рекомендовано провести лонгитюдное исследование так как большая часть показателей, рассмотренных в исследовании, требуют больше времени с окончания прохождения тренинга до момента повторного психодиагностического среза.

Исходя из результатов исследования, можно сформулировать следующие практические рекомендации:

1. Специалистам, работающим с супружескими парами, запросы которых связаны с улучшением взаимопонимания, повышения доверительности в общении, увеличения уровня удовлетворённости собственным браком, неконструктивными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, может быть рекомендовано работать в рамках тренинга когнитивно-поведенческой терапии пар, направленного на изменение характера коммуникации партнёров.

2. Низкая удовлетворённость браком, доверительность в общении у супружеских пар может препятствовать работе в группе, поскольку у таких пар может быть пониженный уровень открытости и готовности к изменениям. Рекомендовано работать с такими парами индивидуально прежде, чем включать в группу.

3. Поскольку в результате тренинга не было оказано существенного влияния изменение показателей ролевых ожиданий и притязаний в браке,

рекомендовано включить в тренинг упражнения, направленные на работу,

связанную с изменением ролевых установок в браке.

Литература

1. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию / А. Я. Варга. - М.: Когито-центр, 2009. - 294 с.

2. Киреева Р. С. Проблема межличностной коммуникации в современной семье / Р. С. Киреева // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2019. - Т. 5, №2. - С. 390-394.

3. Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - М.: Речь, 2008. - 360 с.

4. Сатир, В. Семейная терапия. Практическое руководство / В. Сатир., Р. Бендлер, Д. Гриндер. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. - 188 с.

5. Федеральная служба государственной статистики : сайт - URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения 12.01.2020).

6. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. - М.: «Мысль», 1979. -368 с.

7. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

8. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. - Москва : «Мысль», 1979. - 368 с.

9. Schindler, L., Hahlweg, K., Revenstorf, D. Partnerschaftsprobleme. Therapiemanual [Couple Therapy. Treatment Manual] / K. Hahlweg, D. Revenstorf / N.Y, 2006. - 203 p.

Literature

1. Varga A. Ya. Introduction to systemic family psychotherapy / A. Ya. Varga. -M .: Kogito-center, 2009 .-- 294 p.

2. Kireeva RS The problem of interpersonal communication in a modern family / RS Kireeva // Intellectual resources - regional development. - 2019. -T. 5, No. 2. - S. 390-394.

3. Olifirovich NI Psychology of family crises / NI Olifirovich, TF Velenta, TA Zinkevich-Kuzemkina. - M .: Rech, 2008 .-- 360 p.

4. Satyr, V. Family therapy. Practical guide / V. Satir., R. Bandler, D. Grinder. -Moscow: Institute of General Humanitarian Research, 2018 .-- 188 p.

5. Federal State Statistics Service: website - URL: https://www.gks.ru/ (date of treatment 01/12/2020).

6. Kharchev A. G. Marriage and family in the USSR / A. G. Kharchev. - M .: "Mysl", 1979. - 368 p.

7. Eidemiller EG Psychology and psychotherapy of the family / EG Eidemiller, V. Yustickis. - 4th ed. - SPb .: Peter, 2008 .-- 672 p.

8. Kharchev A. G. Marriage and family in the USSR / A. G. Kharchev. -Moscow: "Mysl", 1979. - 368 p.

9. Schindler, L., Hahlweg, K., Revenstorf, D. Partnerschaftsprobleme. Therapiemanual [Couple Therapy. Treatment Manual] / K. Hahlweg, D. Revenstorf / N.Y, 2006. - 203 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.