За рубежом
УДК 612.411.017.1.014.46:615.285.7
С. К. Диноева
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ИММУННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИМФАТИЧЕСКИХ ФОЛЛИКУЛОВ СЕЛЕЗЕНКИ ПРИ ИНТОКСИКАЦИИ ПЕСТИЦИДАМИ
Медицинская академия, Центр гигиены, София, Болгария
Судя по результатам ряда экспериментальных исследований, некоторые пестициды, оказывая хорошо известное токсическое влияние на организм, проявляют и цитостатический эффект. Выражением этого служит их тератогенное действие на эмбрионы (Р. А. Рязанова; Barnes и Denz; Blackell-Smith и соавт.; Till и соавт.). Определенный интерес представляет вопрос о том, вызывают ли пестициды иммунопрессивное действие. В литературе часто встречаются данные, свидетельствующие о том, что при хронических интоксикациях пестицидами наступают расстройства иммунной реактивности организма, но не установлено более точно, каков характер этих нарушений (Ж. И. Абрамова; М. И. Гжегоцкий и В. 3. Мартынюк; С. Диноева). Мы поставили перед собой задачу выяснить, имеют ли иммунопрессивное действие некоторые из наиболее часто применяемых пестицидов и каков характер этого действия.
Исследования проведены на 210 белых крысах — самцах и самках в возрасте 30—35 дней весом 80—110 г в начале опыта. Животные распределены на 7 групп — 5 опытных и 2 контрольные. Опытные группы подвергались воздействию цинеба в дневной допустимой дозе (ДДД), равной 12,5 мг/кг (1-я группа) и в 10-кратной ДДД, равной 125 мг/кг (2-я группа), севина в ДДД, равной 1,5 мг/кг (3-я группа), трибуфона в ДДД. равной 5 мг/кг (4-я группа) и афалона в ДДД, равной 8 мг/кг (5-я группа). Одна из контрольных групп (6-я) затравлялась классическим цитостатиком — циклофосфамидом в дозе 2 мг/кг, другая контрольная группа (7-я) получала только 3% крахмальную эмульсию. Крысы наблюдались в течение 6 мес. В конце каждого месяца забивали 5 животных в каждой группе и брали материалы для гистологических исследований из всех органов. Материалы фиксировали 10% формалином, ледяным ацетоном, фиксатором Карнуа и изотоническим раствором левулозы.
Фолликулярные изменения в селезенке были микрометрированы. Измерены 2 перпендикулярных диаметра (соответственно по самой длинной и самой короткой оси фолликула). Для измерения брали 2 различные зоны 1 — первая из них охватывает плотную клеточную массу мелких Т-лим-фоцитов возле артерии в центре фолликула, а вторая — более светлый пояс В-лимфоцитов в периферической части фолликула. На основании полученных средних статистических величин диаметров этих зон построили ромбоидные фигуры, которые подобны структуре фолликула.
Крысы, подвергавшиеся воздействию пестицидов, пережили весь период интоксикации. Во время опыта наблюдались изменения в поведении животных под влиянием цинеба и севина: они были возбуждены и очень подвижны. Животные, получавшие афалон и трибуфон, наоборот, были спокойны, слабо подвижные, вялые. В ходе эксперимента понизился вес животных — наиболее значительно при высоких дозах цинеба и циклофосфамида. Аналогичные результаты получены и в отношении веса селезенки.
1 Эти зоны описаны Turck.
Гистологически в селезенке отмечалось полнокровие, особенно заметное у животных, затравляющихся афалоном. Лимфатические фолликулы оказались неодинаково уменьшенными у крыс различных групп и в отдельных ^ зонах. " л
У всех животных, подвергавшихся воздействию циклофосфамида, наблюдалось резкое снижение размеров фолликулов, которое затрагивало как внешние, так и внутренние зоны. У животных, находившихся под воздействием допустимой дозы цинеба, не обнаружено отклонений внешних диаметров фолликулов. Внутренняя зона уменьшалась до размеров, близких к размерам, которые отмечались под действием циклофосфамида. В группе животных, которые подвергались затравке цинебом в дозах, в 10 раз превышающих ДДД, уже проявлялось влияние и на внешние размеры фолликулов. При воздействии остальными 3 пестицидами — севином, трибуфоном и афалоном — зарегистрирована общая задержка развития лимфатических фолликул; при затравке афалоном она была почти идентична той, которая обнаружилась под влиянием циклофосфамида; более слабым в этом отношении оказалось действие трибуфона и очень непостоянно севина.
В остальных органах не наблюдалось особых морфологических изменений; лишь под влиянием высоких доз цинеба у животных определились выраженная вакуолярная дистрофия в печени и почках, пониженная активность щелочной фосфатазы в печени, понижение содержания витамина С в надпочечниках, ЭН-групп и РНК в печени. У отдельных животных осталь- -
ных групп тоже наблюдалось некоторое понижение активности щелочной фосфатазы в печени и содержания витамина С в надпочечниках.
Полученные нами данные показывают, что пестициды разрушают лим-фоидные элементы; при этом результаты действия некоторых пестицидов почти идентичны тем, которые получены под влиянием циклофосфамида. Этот эффект, учитываемый на основе структурных изменений отдельных зон архитектоники лимфатических фолликулов, свидетельствует о ряде от-клонений и некоторых особенностях по сравнению с действием циклофосфамида. Необходимо отметить, что под действием цинеба цитостатический эффект наблюдался только при высоких дозах (10 ДДД). При использовании цинеба на уровне ДДД общие размеры фолликулов сохранялись, как и у контрольных животных, не подвергавшихся воздействию пестицидов или циклофосфамида.
Зональные изменения лимфатических фолликулов указывают на то, что цитостатический эффект цинеба касается преимущественно Т-лимфоци-тов, т. е. клеточного типа иммунных реакций, тогда как В-лимфоциты относительно более резистентны. Иммунопрессивное действие цинеба в этом отношении аналогично действию имурана, который тоже ингибирует (преимущественно при низких дозах) клеточные иммунные реакции. Действие ф афалона почти идентично тому, которое оказывает циклофосфамид. Оно затрагивает одинаково как Т-лимфоциты, так и В-лимфоциты. И остальные изменения в организме аналогичны изменениям, вызываемым циклофосфа-мидом. Подобное, только более слабо выраженное иммунодеструктивное действие оказывает трибуфон. Определенные колебания показывает кривая динамических фолликулярных изменений под влиянием севина. До 2-го месяца исследований мы наблюдали экспоненциальную редукцию клеточных элементов 2 зон; после этого началась усиленная регенерация; к 5-му месяцу в В-зонах она достигала уровня контрольной группы.
Надо отметить, что у всех животных, затравляемых пестицидами, в отличие от тех, которые подвергались воздействию циклофосфамида, почти не наблюдались изменения в структуре и весе тимуса. В контрольной (6-й) группе тимус редуцируется в 2х/а раза по сравнению с контрольной группой 4
(7-й), тогда как в группах, испытывавших воздействие пестицидов, он сохраняется полностью. Это говорит о том, что к действию пестицидов чувствитель- ж ны более высоко дифференцированные популяции иммунокомпетентных клеток, как клетки лимфоретикулярных органов, формирующиеся под
влиянием постнатальных антигенных раздражателей. Незрелые предшественники иммунокомпетентных клеток, которые проходят через контрольную лабораторию лимфоэпителиальных органов, нечувствительны к действию пестицидов, как и к действию антигенного раздражения. Это лишний раз указывает на то, что интимный механизм иммунопрессивного действия пестицидов отличается от действия алкилирующих агентов, например цикло-фосфамида. Более широкое изучение этих механизмов на различных экспериментальных моделях составляет предмет наших дальнейших исследований.
Вывод
Длительная интоксикация пестицидами оказывает заметное влияние на лимфоидную ткань селезенки подопытных животных — более выраженное при действии севина, афалона и высоких доз цинеба и очень слабое при действии трибуфона и низких доз цинеба.
ЛИТЕРАТУРА. Абрамова Ж-И. В кн.: Гигиена и токсикология новых пестицидов и клиника отравлений. М., 1962, с. 42. — Г ж е г о ц к и й М. И., М а р -т ы н ю к В. 3. Гиг. и сан. 1966, № 8, с. 33. — Рязанова Р. А. Гиг. и сан., 1967, № 2. с. 26. — В а г пе s J.M., Denz F A.. J. Hyg. (Lond.), 1951, v. 49, p. 430. — В 1 а с k e 1 1 - S m i t h R., Finnegam J. K., Larson P. S., J. Pharmacol, exp. Ther., 1953, v. 109, p. 159. —Turck J. В кн.: Germinal Genters in Immune Responses (Proceedings of a Symposium). Ed. H. D. Cottier et al. Berlin, 1967, p. 454.
Поступила 24/X 1973 гол
УДК 612.761.014.46:615.451.1
В. Янечкова, С. Фикер
ВСАСЫВАНИЕ ПОВЕРХНОСТНОАКТ^ВНЫХ ВЕЩЕСТВ КОЖЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОЖНУЮ РЕЗОРБЦИЮ КАТИОНОВ
Институт гигиены и эпидемиологии, Прага, ЧССР ,
В связи с массовым применением в быту и промышленности поверхност-ноактивных веществ (ПАВ) возникает необходимость изучения их действия на кожу человека. При этом следует подчеркнуть, что ПАВ, кроме непосредственного влияния на кожу, могут способствовать всасыванию и действию других химических веществ, контактирующих с кожей человека, в частности, металлической пыли и солей металлов. Последнее возможно, например, у рабочих химических и металлургических производств при мытье рук различными моющими средствами на основе ПАВ.
Изучение всасывания ПАВ кожей проводилось с помощью диффузионных камер — микродиализаторов, в которых в качестве мембран использовались кусочки кожи человека и бесшерстных мышей. По соотношению количества ПАВ в камерах микродиализатора до и после мембраны оценивалась степень прохождения ПАВ через кожу и задержка их в ней. Исследовалось анионоактивное ПАВ I— лаурилсульфат натрия — в концентрациях 0,5, 1 и 2 г/л. Определение проводилось с применением метиленового синего. При диффузии через кожу лаурилсульфата натрия в изученных концентрациях количество ПАВ, задержанное кожей, колебалось в пределах 4—30 мкг/см2. При сдвиге концентрации водородных ионов в растворе ПАВ в щелочную сторону неблагоприятное действие на кожу возрастало.
Ряд авторов отмечают изменение под влиянием ПАВ всасывания кожей некоторых веществ — ртути (Wahlberg и соавт.), воды (Bettley и Donoughe), глюкозы (Bettley) и ионов никеля (Vinson и Choman).
Влияние ПАВ на проницаемость кожи для ионов металлов изучалось в модельных опытах на коже бесшерстных мышей, коже хвоста крыс и человеческой коже с использованием меченых изотопов Zna5 и As74. В опытах