Научная статья на тему 'ДИНАМИКА И СТРУКТУРА СМЫСЛОВЫХ БАЗОВЫХ УСТАНОВОК КЫРГЫЗСТАНЦЕВ'

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА СМЫСЛОВЫХ БАЗОВЫХ УСТАНОВОК КЫРГЫЗСТАНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
установка / смысловые базовые установки / лонгитюд / динамика / структура / кыргызстанцы / set / meaningful basic sets / longitudinal research / dynamics / structure / kyrgyzstanis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карасаева Алия Манасовна

Статья посвящена актуальной проблеме изучения смысловой сферы. В работе представлено ис-следование по изучению динамики смысловых базовых установок у кыргызстанцев, а также предпри-нята попытка определить структуру этих установок. Авторы опираются на уровневую теорию установ-ки А. Г. Асмолова. Сдвиги в смысловых установках всегда определены изменением реальных жизнен-ных отношений человека с социальной действительностью. Целью исследования было изучение дина-мики и структуры смысловых базовых установок кыргызстанцев. Исследование носит лонгитюдный характер и охватывает период с 2010 по 2021 годы. В нем приняли участие 64 человека: 35 женщин и 29 мужчин. Первый этап проводился в 2010 году, средний возраст респондентов составил тогда 15 лет, второй этап – в 2021 году, средний возраст респондентов составил 26 лет. Основной психоди-агностической методикой выступил опросник «Смысловые базовые установки» (адаптация А. Д. Иш-кова и Н. Г. Милорадовой опросника «Шкала дисфункциональности» Д. Бернса). Было выявлено, что динамика смысловых базовых установок происходит как в мужской, так и в женской выборках. Опре-делены статистически значимые различия по показателям достижений, требовательности к себе и ответственности за других. Структура смысловых базовых установок меняется с течением времени за счет утраты связей между ними, что может свидетельствовать о формировании их относительной не-зависимости в смысловой сфере личности. Перспективами данного исследования являются расшире-ние методического инструментария, набор дополнительной выборки, например россиян, а также включение в анализ данных, полученных по нестандартизированным методикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS AND STRUCTURE OF MEANINGFUL BASIC SETS OF KYRGYZSTANIS

This article presents a study of the meaningful basic sets dynamics (hereinafter referred to as MBS) among Kyrgyzstanis, as well as an attempt to determine the structure of MBS. In this paper, we rely on the level theory of the set was offered by A. G. Asmolov. Shifts in meaningful sets are always determined by changes in a person's real life relationship with social reality. The purpose of the study is to examine the dynamics and structure of the Kyrgyz people's MBS. The study is longitudinal in nature and covers the period from 2010 to 2021. It involved men and women who were on average 15 years old in 2010 and 26 years old in 2021. The main methodology was the questionnaire “Meaningful basic sets” (adaptation by A. D. Ishkov and N. G. Miloradova of the questionnaire “Dysfunctionality Scale” by D. Burns). It was revealed that the dynamics of MBS occurs in both male and female samples. Statistically significant differences were found depending on achievement, self-demanding behavior, and responsibility for others. The structure of MBS changes over time due to the loss of connections between MBS, which can speak about the formation of relative independence of MBS in the meaning sphere of personality. The prospects for this study are: expansion of the methodological tools, recruitment of an additional sample, for example, Russians, as well as inclusion in the analysis of data obtained by non-standardized methods.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА И СТРУКТУРА СМЫСЛОВЫХ БАЗОВЫХ УСТАНОВОК КЫРГЫЗСТАНЦЕВ»

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 2. С. 74-82. УДК: 316.648

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.74-82

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА СМЫСЛОВЫХ БАЗОВЫХ УСТАНОВОК КЫРГЫЗСТАНЦЕВ А. М. Карасаева

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

Статья посвящена актуальной проблеме изучения смысловой сферы. В работе представлено исследование по изучению динамики смысловых базовых установок у кыргызстанцев, а также предпринята попытка определить структуру этих установок. Авторы опираются на уровневую теорию установки А. Г. Асмолова. Сдвиги в смысловых установках всегда определены изменением реальных жизненных отношений человека с социальной действительностью. Целью исследования было изучение динамики и структуры смысловых базовых установок кыргызстанцев. Исследование носит лонгитюдный характер и охватывает период с 2010 по 2021 годы. В нем приняли участие 64 человека: 35 женщин и 29 мужчин. Первый этап проводился в 2010 году, средний возраст респондентов составил тогда 15 лет, второй этап - в 2021 году, средний возраст респондентов составил 26 лет. Основной психодиагностической методикой выступил опросник «Смысловые базовые установки» (адаптация А. Д. Иш-кова и Н. Г. Милорадовой опросника «Шкала дисфункциональное™» Д. Бернса). Было выявлено, что динамика смысловых базовых установок происходит как в мужской, так и в женской выборках. Определены статистически значимые различия по показателям достижений, требовательности к себе и ответственности за других. Структура смысловых базовых установок меняется с течением времени за счет утраты связей между ними, что может свидетельствовать о формировании их относительной независимости в смысловой сфере личности. Перспективами данного исследования являются расширение методического инструментария, набор дополнительной выборки, например россиян, а также включение в анализ данных, полученных по нестандартизированным методикам.

Ключевые слова: установка; смысловые базовые установки; лонгитюд; динамика; структура; кыргызстанцы.

DYNAMICS AND STRUCTURE OF MEANINGFUL BASIC SETS OF KYRGYZSTANIS

A. M. Karasaeva

Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia)

This article presents a study of the meaningful basic sets dynamics (hereinafter referred to as MBS) among Kyrgyzstanis, as well as an attempt to determine the structure of MBS. In this paper, we rely on the level theory of the set was offered by A. G. Asmolov. Shifts in meaningful sets are always determined by changes in a person's real life relationship with social reality. The purpose of the study is to examine the dynamics and structure of the Kyrgyz people's MBS. The study is longitudinal in nature and covers the period from 2010 to 2021. It involved men and women who were on average 15 years old in 2010 and 26 years old in 2021. The main methodology was the questionnaire "Meaningful basic sets" (adaptation by A. D. Ishkov and N. G. Miloradova of the questionnaire "Dysfunctionality Scale" by D. Burns). It was revealed that the dynamics of MBS occurs in both male and female samples. Statistically significant differences were found depending on achievement, self-demanding behavior, and responsibility for others. The structure of MBS changes over time due to the loss of connections between MBS, which can speak about the formation of relative independence of MBS in the meaning sphere of personality. The prospects for this study are: expansion of the methodological tools, recruitment of an additional sample, for example, Russians, as well as inclusion in the analysis of data obtained by non-standardized methods.

Keywords: set; meaningful basic sets; longitudinal research; dynamics; structure; kyrgyzstanis.

© Карасаева А. М., 2024

1. Введение

Среди государств, которые доброжелательно относятся к российским традициям, устойчивое положение занимает Кыргызстан. Начиная с 1991 года, времени распада Советского Союза, продолжается экономическое и культурное сотрудничество между этими странами. Хотя ведутся дискуссии об изменении ситуации, русский язык до сих пор является официальным языком в Кыргызстане [1; 2]. В связи с этим чрезвычайно важно понимать специфику культуры, национального самосознания, смысловых базовых установок. Актуальность данной проблемы определяется практическими и собственно научными обстоятельствами. Так, постоянно усложняются условия жизни современных людей. Социализация в новых условиях происходит иначе, чем раньше. Появляется потребность мониторинга происходящих изменений, в том числе и психологического, с учетом формирования субъективной реальности и ее смысловых структур на разных этапах социализации.

2. Обзор литературы

При характеристике места и роли смысловой установки во внутреннем мире человека мало указать на меру ее осознанности [3]. Важно также определить, достаточна ли эта мера для изменения установки в целях ее преобразования в интересах развития человека. А за этим всегда стоит изменение объективных отношений с действительностью [4].

В зарубежной психологии смысловые установки изучаются в основном через термин "mindset". Как отмечают О. А. Арбекова и А. Н. Гусев, нельзя ставить «знак равенства между смысловой установкой и mindset в связи с тем, что термин mindset настолько широк, что зачастую включает в себя явления, не связанные с уровнем смысловой установки. Но в то же время при поиске новых исследований смысловой установки в зарубежной литературе именно термин mindset помогает найти наиболее актуальные работы» [5, с. 18]. Р. Вайер и А. Ксю описывают влияние предшествующего опыта на формирование той или иной смысловой установки [6]. Большое количество зарубежных исследований посвящено изучению установок в контексте влияния рекламы на потребительское поведение, в частности формированию на основе целевых установок уже смысловых (см., напр.: [7]). Еще одним направлени-

ем исследования смысловых базовых установок (далее - СБУ) в зарубежной психологии является изучение их проявления как особенностей менталитета [8]. Японские коллеги изучают мотивационные эффекты смысловых установок [9]. Исследование в Великобритании было направлено на изучение связи смысловых установок с различными убеждениями, целями и поведением в отношении усилий [10].

В отечественной психологии показано, что смысловые установки, задавая определенную направленность учебной деятельности, формируют обобщенную модель будущей профессиональной деятельности [11], а так называемые установочные задачи, направленные на оценку системы восприятия, выявляющие эффекты установки, могут применяться для исследования установочных форм поведения [12]. Смысловые установки сложнее поддаются изменениям и определяют менталитет, жизненные ценности и личностные смыслы человека, которые со временем превращаются в черты личности, охраняемые мощными механизмами психологической защиты [13]. Также смысловые установки рассматривались как фактор нервно-психического напряжения личности в период пандемии СОУГО-19 [14], фактор экзистенциальной наполненности жизни [15; 16], фактор жизнестойкости личности [17]. Тем не менее динамика и структура смысловых установок практически не рассматриваются [18].

3. Организация исследования

Целью исследования было изучение динамики и структуры СБУ кыргызстанцев.

Объектом исследования выступали кыр-гызстанцы, которые выполняли задания методик в 2010 году, а затем в 2021 году.

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что за годы серьезных экономических, политических, культурных, социальных реформ в Кыргызстане СБУ существенно изменятся. Частной гипотезой было предположение, что эти изменения произойдут и в мужской, и в женской выборках.

Основной методикой исследования стал опросник «Смысловые базовые установки» (адаптация А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадо-вой опросника «Шкала дисфункционально-сти» Д. Бернса [19]).

Использовались следующие математико-статистические методы: описательная стати-

стика, Критерий Колмогорова - Смирнова, Г-критерий Стьюдента, £/-критерий Манна -Уитни, корреляционный анализ, метод построения структуры предметной общности Б. А. Еремеева [20].

Предлагаемое исследование охватывает период с 2010 по 2021 годы. Выборку исследования составили 64 человека: юноши (Ы = 29) и девушки (Ы = 35); через 10 лет они же приняли участие в исследовании повторно. В 2010 году средний возраст выборки составлял 15 лет (от 14 до 17), в 2021 году респондентам было в среднем 26 лет (от 25 до 28). Выборку в 2010 году составили учащиеся школы-гимназии № 63 города Бишкека. К ним же мы обратились адресно спустя 10 лет. В исследование были включены только те люди, которые приняли участие в обоих срезах. Таким образом, исследование носило лонгитюдный характер. На 2010 год пришлась вторая революция в Кыргызстане (7-8 апреля 2010 г.). Исследование было проведено с 24 февраля по 15 марта, буквально за 3 недели до этих событий. В 2021 году исследование проводилось как с использованием гугл-формы, так и путем личного обращения к респондентам с печатной формой методик.

4. Результаты исследования

На первом этапе определялись первичные статистики по шкалам методики СБУ по

На третьем этапе производилось сравнение двух выборок с использованием параметрического Г-критерия Стьюдента для зависимых выборок. В таблице 2 представлены

2010 и 2021 годам. Среднее значение по шкале «Ответственность за других» в 2010 году составляет 7,94. По данной СБУ имеется слабый разброс значений относительного среднего (б = 1,5). Это говорит о том, что признак очень мало варьирует в данной выборке. В 2021 году по этой шкале мы также наблюдаем слабый разброс значений относительного среднего (б = 1,4). В выборке как в 2010 году (М = 8), так и в 2021 году (М = 7) чаще встречаются значения выше среднего, хотя по другим СБУ такого мы не наблюдаем. Сходные результаты исследования студентов получили наши коллеги в 2015 году [21]. Они интерпретировали высокие показатели по этой шкале как свидетельство некоторой гиперответственности: студенты принимают на себя ответственность за события, не зависящие от них, необоснованно обвиняют себя за проступки других людей. Также объясняли это тем, что смысловые установки выступают связующим звеном между человеком и социальной действительностью в конкретных жизненных обстоятельствах и связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в стране.

На втором этапе исследования производилось определение нормальности распределения переменных у испытуемых в 2010 и 2021 годах (табл. 1).

результаты сравнения смысловых базовых установок, изученных у кыргызстанцев в 2010 и 2021 годах.

Таблица 1

Нормальность распределения переменных в двух срезах

Смысловая базовая установка 2010 год 2021 год

K-S-тест sig. K-S-тест sig.

Вербальная зависимость 1,02 0,25 1,36 0,06

Эмоциональная зависимость 1,26 0,08 1,21 0,11

Зависимость от достижений 1,05 0,22 1,30 0,07

Требовательность к себе 1,30 0,07 1,15 0,14

Требовательность к другим 1,12 0,16 1,21 0,11

Ответственность за других 1,34 0,06 1,32 0,06

Ответственность за себя 1,15 0,14 1,26 0,08

Примечание. K-S-тест - показатель критерия Колмогорова - Смирнова; sig. - асимптотическая значимость.

Таблица 2

Результаты сравнения смысловых установок в двух срезах

Смысловая базовая установка Среднее и стандартное отклонение T Р

2010 год 2021 год

Вербальная зависимость 6,78 ± 1,94 6,59 ± 1,57 1,69 0,1

Эмоциональная зависимость 6,69 ± 1,81 6,45 ± 1,57 1,48 0,15

Зависимость от достижений 4,95 ± 2,04 5,59 ± 1,32 -2,86 0,01

Требовательность к себе 7 ± 1,91 6,56 ± 1,6 3,94 0,001

Требовательность к другим 6,39 ± 2,18 6,06 ± 1,44 1,6 0,12

Ответственность за других 7,93 ± 1,5 7,17 ± 1,4 3,95 0, 001

Ответственность за себя 6,08 ± 2,03 6,23 ± 1,7 -1,18 0,24

Примечание. Т - показатель критерия Стьюдента; р - уровень значимости.

Были выявлены значимые различия между смысловыми базовыми установками кыргызстанцев в 2010 и 2021 годах по следующим шкалам: «Зависимость от достижений» (Т = -2,86, р < 0,01), «Требовательность к себе» (Т = 3,94, р < 0,001), «Ответственность за других» (Т = 3,95, р < 0,001). При этом требовательность к себе и ответственность за других снизились, а зависимость от достижений, напротив, возросла.

В мужской выборке результаты были аналогичны общим по выборке: увеличилась зависимость от достижений (Т = -2,07, р = 0,05), а требовательность к себе (Т = 2,42, р = 0,02) и ответственность за других (Т = 2,93, р = 0,01) снизились.

В женской же выборке за одиннадцать лет снизились требовательность к себе (Т = 3,1, р = 0,004) и ответственность за других (Т = 2,85, р = 0,01).

Также мы обнаружили достоверно значимые различия (р < 0,05) между мужской и женской выборками по шкале «Ответственность за себя», причем это различие сохраняется спустя десятилетие. Для выявления значимых различий мы использовали ^-критерий Манна - Уитни, так как выборки не равны по количеству испытуемых (табл. 3). Девушки, а затем женщины сохраняют большую ответственность за себя, чем юноши, а затем и мужчины. Часть полученных результатов за 2010 год была изложена в публикации [22].

Таблица 3

Результаты сравнения мужской и женской выборки в двух срезах

Смысловая базовая установка 2010 год U р 2021 год U р

М. (29) Ж. (35) М. (29) Ж. (35)

Вербальная зависимость 6,76 6,8 509 0,98 6,55 6,63 516 0,91

Эмоциональная зависимость 6,45 6,89 584 0,29 6,38 6,51 535,5 0,70

Зависимость от достижений 4,93 4,97 500,5 0,92 5,52 5,66 534 0,71

Требовательность к себе 6,59 7,34 619 0,12 6,24 6,83 606,5 0,17

Требовательность к другим 6,31 6,46 544 0,62 6,03 6,09 507,5 1

Ответственность за других 8,07 7,83 448,5 0,42 7 7,31 548 0,57

Ответственность за себя 5,55 6,51 650,5 0,05 5,76 6,63 650,5 0,049

Примечание: и - показатель критерия Манна - Уитни; р - уровень значимости; М. - мужчины; Ж. -женщины.

На следующем этапе проводился корреляционный анализ. В группе кыргызстанцев в 2010 г. показатель вербальной зависимости оказался взаимосвязанным с требовательностью к себе (г = 0,42; р < 0,05), эмоциональной зависимостью (г = 0,37; р < 0,05), зависимостью от достижений (г = 0,36; р < 0,05), ответственностью за себя (г = 0,37; р < 0,05). Эмоциональная зависимость оказалась также взаимосвязана с двумя показателями: требовательностью к себе (г = 0,31; р < 0,05) и тре-

бовательностью к другим (г = 0,43; р < 0,05). Требовательность к другим обнаруживает взаимосвязь еще и с ответственностью за других (г = 0,40;р < 0,05).

В группе кыргызстанцев в 2021 году были выявлены корреляционные взаимосвязи вербальной зависимости с эмоциональной зависимостью (г = 0,25; р < 0,05) и ответственностью за себя (г = 0,27; р < 0,05).

Далее для описания структуры СБУ мы использовали построение корреляционного

графа с учетом показателей специфичности (табл. 4). Для нас важен и учет множества парных отношений, положение каждой шкалы в ее отношениях с остальными как проявление композиции базовых смысловых установок.

Таблица 4

Специфичность (sp, в радианах) у шкал опросника СБУ в структуре их предметной общности для взятых выборок респондентов

Смысловая 2010 год 2021 год

базовая установка

Вербальная зависимость 1,28 1,46

Эмоциональная зависимость 1,31 1,43

Зависимость от достижений 1,41 1,50

Требовательность к себе 1,46 1,51

Требовательность к другим 1,39 1,48

Ответственность за других 1,50 1,54

Ответственность за себя 1,36 1,44

Средняя специфичность, зр, радиан 1,39 1,48

Среднее квадратичное отклонение, а, радиан 0,08 0,04

Ошибка средней специфичности, т,радиан 0,03 0,02

Поэтому далее мы рассматриваем шесть парных отношений каждой из семи шкал с остальными шестью шкалами как раскрывающие место каждой шкалы в структуре предметной общности между ними. Чем

больше коэффициент корреляции между шкалами, тем меньше субъективное расстояние между соответствующими СБУ в этой паре. Среднее расстояние (в радианах) у каждой шкалы от всех остальных шкал характеризует уже композицию соответствующих установок по их распределению в структуре как занимающих в ней более или менее центральное положение (рисунок).

Самая связанная со всеми шкала является центральной, имеет минимальную специфичность. Соответствующая установка ближе других со всеми остальными СБУ в субъективном пространстве, она является среди них самой общей. Можно сказать, что это семантически первичная, «материнская» установка из числа учтенных. Из нее «вырастают», на ее основе развиваются остальные.

Шкала, наименее связанная со всеми остальными, занимает периферийное положение в структуре, имеет наибольшую специфичность. Соответствующая установка максимально удалена от всех остальных СБУ в субъективном пространстве, является среди них самой своеобразной. В пределе она автономна. Это самостоятельное, самодостаточное образование, которое по своей инструментальной роли в субъективной жизни может конкурировать со всеми остальными образованиями, в том числе и центральным [20].

Корреляционный граф СБУ респондентов 2010 года (слева) и 2021 года (справа). Вершины графа маркированы порядковыми номерами шкал: 1 - вербальная зависимость; 2 - эмоциональная зависимость; 3 - зависимость от достижений; 4 - требовательность к себе; 5 - требовательность к другим; 6 - ответственность за других; 7 - ответственность за себя

На корреляционном графе мы видим, что структура СБУ сильно изменилась. В 2010 году центральной была вербальная зависимость, а периферийное положение занимает ответственность за других. В 2021 году центральной стала эмоциональная зависимость, но периферийной так и осталась ответственность за других.

5. Обсуждение результатов

Сравнение СБУ кыргызстанцев в 2010 и 2021 годах дает возможность рассматривать их динамику: за данный период существенно возрастает зависимость от достижений и значимо снижается требовательность к себе, ответственность за других. Зависимость от достижений возрастает за счет мужской выборки, так как именно мужчина в Кыргызстане должен содержать семью, обеспечивать родителей, иметь карьерный рост.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что различия между СБУ в двух выборках 2010 и 2021 годов можно объяснить постепенным усвоением западноевропейских ценностей, которые существенно отличаются от ценностей коллективистской культуры, характерной для Кыргызстана, где больше ценятся групповые интересы, поддержка других людей. Однако современные социальные и экономические изменения, усвоение западноевропейских ценностей приводят к снижению важности смысловой установки ответственности за других.

В Кыргызстане девушки и женщины демонстрируют более высокую степень ответственности за себя, по сравнению с юношами и мужчинами.

Проведенный анализ показал, что с 2010 года произошли значительные изменения в структуре смысловых базовых установок. Центральной установкой была вербальная зависимость, следовательно, люди ориентировались на словесные коммуникации и были более склонны полагаться на вербальные выражения и информацию. Периферийное положение занимала ответственность за других. Однако в 2021 году наблюдается сдвиг в структуре смысловых базовых установок. Центральной стала эмоциональная зависимость. Это свидетельствует о том, что люди всё больше ориентируются на эмоциональные аспекты и сопереживание в своих взаимодействиях, а также об изменении приоритетов и значимости эмоциональных связей. Не менее интересно и то, что ответст-

венность за других по-прежнему занимает периферийное положение, т. е. несмотря на смену центральной установки забота о других остается важной и фокусной точкой для кыргызстанцев как подросткового, так и молодого возраста. Изменение структуры смысловых базовых установок отражает эволюцию ценностей и приоритетов в кыргызском обществе.

За длительный период времени связи между смысловыми базовыми установками могут изменяться. Исследование показало, что изначально между смысловыми установками может быть множество связей, но со временем их количество уменьшается. Это говорит о том, что смысловые базовые установки становятся относительно независимыми и укрепляются в смысловой сфере личности.

6. Выводы

По данному исследованию мы получили следующие выводы:

• мужская и женская выборки кыргызстанцев отличаются по шкале «Ответственность за себя», это различие сохраняется в течение долгого времени;

• с возрастом СБУ кыргызстанцев меняются: растет зависимость от достижений, а требовательность к себе и ответственность за других снижаются;

• структура СБУ в 2021 году претерпевает изменения: меняется ее центр и появляются четыре самостоятельных образования (зависимость от достижений; требовательность к себе; требовательность к другим; ответственность за других).

СБУ кыргызстанцев-подростков тесно связаны друг с другом, одна установка оказывает влияние на другие: вербальная зависимость подтягивает эмоциональную зависимость, требовательность к себе и зависимость от достижений, а также влияет на ответственность за себя. В возрасте 25-28 лет вербальная зависимость связана только с эмоциональной зависимостью, которая, в свою очередь, связана с ответственностью за себя, хотя раньше эта связь и вовсе отсутствовала.

7. Заключение

Смысловая сфера каждого человека формируется в течение всей его жизни. СБУ развиваются у человека, живущего среди людей, в условиях определенной национальной культуры и ее субкультур со всей их се-

миотической полисистемностью. Вся смысловая сфера человека может быть рассмотрена как особый психологический орган, в котором отображены и социальная типичность личностного развития, и уникальность развития частного лица.

СБУ кыргызстанцев претерпели качественные изменения в структуре, но при этом сохранилось отличие в мужской и женской выборках по ответственности за себя. Возможно, это одно из проявлений особенностей менталитета.

Дальнейшее исследование предполагает расширение методического инструментария, исследование дополнительной выборки, например российской, а также включение данных, полученных по нестандартизированным методикам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамытбек уулу Т., Айбашев М. Ж. Трудовая миграция и развитие человеческих ресурсов Кыргызстана // Народонаселение. -2021. - Т. 24, № 2. - С. 154-164. - DOI: 10.19181/population.2021.24.2.14.

2. Сагыналиева В. Ж., Сатувалдиев И. Б. Конституционное развитие Кыргызской республики 2010-2021 гг. // Аграрное и земельное право. - 2022. - № 1 (205). -С. 4-6.

3. Карасаева А. М. Смысловая установка: теоретические подходы и методы исследования // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2013. - Т. 13, № 3. - С. 127-129.

4. Карасаева А. М. Социально-психологическое исследование смысловых установок (на примере двух совокупностей респондентов и опросника СБУ) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. -№ 26. - С. 117-122.

5. Арбекова О. А., Гусев А. Н. О соотношении понятий операциональной, целевой и смысловой установки с современными англоязычными терминами // Российский журнал когнитивной науки. - 2017. - № 1. - C. 525.

6. Wyer Jr. R. S., Xu A. J. The role of behavioral mind-sets in goal-directed activity: Conceptual underpinnings and empirical evidence // Journal of Consumer Psychology. - 2010. - Vol. 20. - P. 107-125. - DOI: 10.1016/j.jcps.2010.01.003.

7. Murphy M., Dweck C. Mindsets shape consumer behavior // Journal of Consumer Psychology. - 2015. - Vol. 26 (1). - P. 127136. - DOI: 26. 10.1016/j.jcps.2015.06.005.

8. Schroder H. Mindsets in the Clinic: Appling mindset theory to clinical psychology // Clinical Psychology Review. - 2020. -Vol. 83, art. 101957. - DOI: 10.1016/ j.cpr.2020.101957.

9. Takehashi H., Toyosawa J., Shimai S., Yananose M. A study of the conceptual structure of growth mindsets and their impact on self-improvement motivation // Japanese Psychological Research. - 2023. -Vol. 66 (2), art. 12469.

10. Yu J., McLellan R. Same mindset, different goals and motivational frameworks: Profiles of mindset-based meaning systems // Contemporary Educational Psychology. -2020. - Vol. 62, art. 101901. - DOI: 10.1016/j.cedpsych.2020.101901.

11. Галузо П. Р. Смысловые установки как детерминанты и следствия осознанной регуляции учебной деятельности студентов // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. -2016. - Т. 6, № 1. - С. 123-134.

12. Сладкомедова М. Ю. Динамика смысловых установок студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Психологические науки. Ак-меология образования. - 2005. - Т. 11, № 2.

- С. 93-95.

13. Башкатов С. А., Шахов А. А. Анализ отечественных диссертационных исследований, посвященных психологическому феномену установки // Психология. Психофизиология. - 2021. - № 2. - С. 5-16.

14. Ковальчук Д. Ф. Ситуативные смысловые установки как фактор нервно-психического напряжения личности в период пандемии COVID-19 // Человеческий капитал.

- 2021. - № 2 (146). - С. 72-80. - DOI: 10.25629/HC.2021.02.06.

15. Комиссарова О. А. Взаимосвязь экзистенциальной наполненности студентов-психологов с их базовыми смысловыми установками // Психологические проблемы смысла жизни и акме : сборник материалов XXIV Международного симпозиума. - М. : Психологический институт Российской академии образования, 2019. - С. 313-316.

16. Комиссарова О. А. Экзистенциальная наполненность жизни студентов - психологов 1 курса // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 3 (81).

- С. 144-146. - DOI: 10.23670/IRJ.2019. 81.3.028.

17. Качанова Е. В., Кузнецова Л. М., Лесин А. М., Моторина И. В. Влияние смысловых базовых установок на жизнестойкость личности // Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия :

сборник материалов IX международной конференции студентов и молодых ученых (Рязань, 23-24 ноября 2022 г.). - Рязань : Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, 2022. - С. 244-248.

18. Глотова Г. А. К вопросу о системной природе установки // Психологический вестник Уральского государственного университета. - 2008. - Вып. 6. - С. 206-223.

19. Ишков А. Д., Милорадова Н. Г. Психологические установки и их диагностика с помощью опросника «Смысловые базовые установки» (СБУ) // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-3 (59). -С. 569-574.

20. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях : учебно-методическое пособие. -СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 124 с.

21. Иванова В. П., Сулайманова А. И. Особенности базовых смысловых установок студентов // Актуальные процессы формирования науки в новых условиях : сборник статей Международной научно-практической конференции (Москва, 10 марта 2016 г.). - М. : Европейский фонд инновационного развития, 2016. - С. 125-128.

22. Карасаева А. М. Структурное описание смысловых установок // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2014. - Т. 14, № 1. - С. 115-117.

REFERENCES

1. Mamytbek uulu T., Aibashev M.Zh. Labor migration and development of human resources of the Kyrgyz Republic. Narodonaselenie = Population, 2021, Vol. 24, no. 2, pp. 154-164. DOI: 10.19181/popu lation.2021.24.2.1 (In Russian).

2. Sagynalieva V.Zh., Satuvaldiev I.B. Constitutional development of the Kyrgyz Republic 2010-2021. Agrarnoe i zemelnoe pravo = Agrarian and land law, 2022, no. 1 (205), pp. 4-6. (In Russian).

3. Karasaeva A.M. Semantic setting: theoretical approaches and research methods. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta, 2013, Vol. 13, no. 3, pp. 127129. (In Russian).

4. Karasaeva A.M. Social and psychological research of semantic settings (on the example of two sets of respondents and sbu questionnaire). Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, 2013, no. 26, pp. 117-122. (In Russian).

5. Arbekova O.A., Gusev A.N. About matching concepts of meaningful set, task set, and operational set with modern english-

language terms. RossiiskH zhurnal kognitivnoi nauki = The Russian Journal of Cognitive Science, 2017, no. 1, pp. 5-25. (In Russian).

6. Wyer Jr. R.S., Xu A.J. The role of behavioral mind-sets in goal-directed activity: Conceptual underpinnings and empirical evidence. Journal of Consumer Psychology, 2010, Vol. 20, pp. 107-125. DOI: 10.1016/j.jcps.2010.01.003.

7. Murphy M., Dweck C. Mindsets shape consumer behavior. Journal of Consumer Psychology, 2015, Vol. 26 (1), pp. 127-136. DOI: 26.10.1016/j.jcps.2015.06.005.

8. Schroder H. Mindsets in the Clinic: Appling mindset theory to clinical psychology. Clinical Psychology Review, 2020, Vol. 83, art. 101957. DOI: 10.1016/j.cpr.2020.1019 57.

9. Takehashi H., Toyosawa J., Shimai S., Yananose M. A study of the conceptual structure of growth mindsets and their impact on self-improvement motivation. Japanese Psychological Research, 2023, Vol. 66 (2), art. 12469.

10. Yu J., McLellan R. Same mindset, different goals and motivational frameworks: Profiles of mindset-based meaning systems. Contemporary Educational Psychology, 2020, Vol. 62, art. 101901. DOI: 10.1016/j.cedp sych.2020.101901.

11. Galuzo P.R. Sense attitudes as determinants and outcomes of conscious regulation of students' learning activity. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 3. Filologiya. Pedagogika. Psikhologiya, 2016, Vol. 6, no. 1, pp. 123-134. (In Russian).

12. Sladkomedova M.Yu. Dynamics of students' semantic attitudes. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Ser. Psikhologicheskie nauki = Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Series: Psychology Science, 2005, Vol. 11, no. 2, pp. 93-95. (In Russian).

13. Bashkatov S.A., Shakhov A.A. Analysis of russian dissertations dedicated to mental sets. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology, 2021, no. 2, pp. 5-16. (In Russian).

14. Kovalchuk D.F. Situative sense institutions as a factor of nervo-mental personal tension during the pandemic COVID-19 period. Chelovecheskii capital = Human capital, 2021, no. 2 (146), pp. 72-80. DOI: 10.25629/HC.2021.02.06. (In Russian).

15. Komissarova O.A. The relationship of existential fulfillment psychology students with their basic semantic units, in: Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i acme, collection of materials of the

XXIV International Symposium. Moscow, Psikhologicheskii institut Rossiiskoi akademii obrazovaniya publ., 2019, pp. 313-316. (In Russian).

16. Komissarova O.A. Existential fullness of lives of first year students-psychologists. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal = International Research Journal, 2019, no. 3 (81), pp. 144-146. DOI: 10.23670/IRJ.2019.81.3.028. (In Russian).

17. Kachanova E.V., Kuznetsova L.M., Lesin A.M., Motorina I.V. The influence of basic semantic installation on hardiness of a person, in: N.V. Yakovleva, N.N. Ulanova, A.V. Baranova, A.A. Beketova, N.V. Namestnikova, D.V. Chukanov (eds.). Psikhologiya i meditsina: puti poiska optimalnogo vzaimodeistviya, collection of materials of the IX International conference of students and young scientists (Ryazan', November 23-24, 2022). Ryazan', Ryazanskii gosudarstvennyi meditsinskii universitet imeni akademika I.P. Pavlova publ., 2022, pp. 244-248. (In Russian).

18. Glotova G.A. On the issue of the systemic nature of the set. Psikhologicheskii vestnik

Информация о статье Дата поступления 22 февраля 2024 Дата принятия в печать 10 апреля 2024

Сведения об авторе

Карасаева Алия Манасовна - ассистент кафедры общей и социальной психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). Адрес для корреспонденции: 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48. E-mail: aliya-13@mail.ru. SPIN-код: 4297-3623. ORCID: 0000-0002-1494-1456.

Для цитирования

Карасаева А. М. Динамика и структура смысловых базовых установок кыргызстанцев // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 2. - С. 74-82. - DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.74-82.

Uralskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008, Vol. 6, pp. 206-223. (In Russian).

19. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Attitudes and their diagnostics using a questionnaire «Basic semantic installation» (SBU). Ekonomika i predprinimatelstvo = Journal of Economy and entrepreneurship, 2015, no. 6-3 (59), pp. 569-574. (In Russian).

20. Eremeev B.A. Psychometrics of opinions about people, educational and methodological guide. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gertsena publ., 2003. 124 p. (In Russian).

21. Ivanova V.P., Sulaimanova A.I. Features of students' basic semantic attitudes, in: Aktualnye processy formirovaniya nauki v novykh usloviyakh, materials of the international scientific conference (March 10, 2016). Moscow, Evropeiskii fond innovatsionnogo razvitiya publ., 2016, pp. 125-128. (In Russian).

22. Karasaeva A.M. Structural description of semantic settings. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta, 2014, Vol. 14, no. 1, pp. 115-117. (In Russian).

Article info

Received February 22, 2024 Accepted April 10, 2024

About the author

Karasaeva Aliya Manasovna - Assistant Lecturer of the General and Social Psychology Department, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia). Postal address: 48, nab. of the river Moika, Saint-Petersburg, 191186, Russia. E-mail: aliya-13@mail.ru. RSCI SPIN-code: 4297-3623. ORCID: 0000-0002-1494-1456.

For citations

Karasaeva A.M. Dynamics and Structure of Meaningful Basic Sets of Kyrgyzstanis. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya " = Herald of Omsk University. Series "Psychology ", 2024, no. 2, pp. 74-82. DOI: 10.24147/24106364.2024.2.74-82. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.