Научная статья на тему 'Динамика и структура экспорта и импорта клееной фанеры в Западной Европе'

Динамика и структура экспорта и импорта клееной фанеры в Западной Европе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЕЕНАЯ ФАНЕРА / ИМПОРТ / РЫНОК ТВЕРДОЛИСТВЕННОЙ ФАНЕРЫ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева О. С.

Киселева О.С. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА КЛЕЕНОЙ ФАНЕРЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. В статье раскрыта динамика производства клееной фанеры в Западной Европе и последующего экспорта и импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kiseleva O.S. THE TRACK RECORD AND STRUCTURE OF THE EXPORT AND IMPORT OF THE VENEER IN WEST EUROPE. In article is revealled track record production veneers in West Europe and the following export and import.

Текст научной работы на тему «Динамика и структура экспорта и импорта клееной фанеры в Западной Европе»

ЭКОНОМИКА

1. Комплексная регистрация событий мебельного предприятия и сведение их к понятным для всех сотрудников аспектам;

2. Измерение видения и вытекающих из него стратегических целей;

3. Объяснение всем сотрудникам стратегических целей;

4. Закрепление стратегии в повседневной работе, т.к. данные показатели могут стать частью оперативной системы управления;

5. Адаптация стратегий к изменяющимся условиям жизни.

Завершающим этапом организации стратегического управления является контроль реализации, который сводится к оценке эффективности стратегического управления и мониторингу исполнения. К показателям оценки эффективности следует отнести: степень доведенности разработанной стратегии до персонала мебельного предприятия; вовлеченность персонала в реализацию стратегии; финансовые показатели деятельности; величина отклонений различных показателей от плана, составленного при разработке стратегии, и другие показатели. Мониторинг исполнения стратегического управления

должен опираться на «жесткие» показатели учета (доход предприятия, подразделений) и на «мягкие» показатели, такие как имидж мебельного предприятия, удовлетворенность сотрудников и другие.

В завершение хотелось бы отметить, что данная модель организации стратегического управления позволяет применять его на большинстве отечественных мебельных предприятий вне зависимости от объема производства и реализации, размеров предприятия и уровня подготовленности персонала. При этом отличительными особенностями данной модели являются ее универсальность и легкость в реализации.

Библиографический список

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - М.: Питер, 1999. - 414 с.

2. Лапин, А.Н. Стратегическое управление современной организацией / А.Н. Лапин. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

3. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов, пер. с англ. / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; под. общ. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Вильямс, 2007. - 312 с.

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА КЛЕЕНОЙ ФАНЕРЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

О.С. КИСЕЛЕВА, соискатель каф. менеджмента и маркетингаМГУЛ

caf-mim@mgul.ac.ru

Основным покупателем на рынке фанеры является Европа. На европейский рынок сейчас приходится примерно 40 % мирового импорта. Самый крупный покупатель Великобритания - 1-1,4 млн м3, Германия и Нидерланды закупают по 600 тыс. м3, Франция - до 600 тыс. м3, Бельгия и Дания - по 200300 тыс. м3. Клееная фанера производится в Западной Европе в довольно больших количествах. В последние годы, однако, выпуск этого товара стабилизировался на уровне 2,82,9 млн м3. Основной причиной стагнации производства фанеры является истощение лесосырьевой базы, ограниченное поступление импортного древесного сырья и рост цен на мировом рынке. 24,9 % всего производс-

тва фанеры в Западной Европе приходится на Финляндию, которая славится высококачественной березовой фанерой. Отсюда вывозится преимущественно отделанная качественным шпоном, покрытая пленками или прирезная фанера. На Финляндию падает 34,6 % западноевропейского экспорта данного товара, Германия, Франция, Бельгия традиционно продают фанеру из ценных африканских пород, а также буковую (по 100-200 тыс. м3 в год). Быстро развивает экспорт Бразилия (порода вирола), которая приблизилась к рубежу 400 тыс. м3. Примерно столько же фанеры на внешний рынок продавала и наша страна (хвойная и березовая фанера, в значительной части низшего сорта для упаковки).

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

103

ЭКОНОМИКА

Таким образом, на мировом рынке определились следующие группы экспортеров клееной фанеры: США и Канада, страны Юго-Восточной Азии, Финляндия (единственный нетто-экспортер в Западной Европе), Франция, Бельгия-Люксембург и СНГ. Число экспортеров фанеры ограничено, причем они специализируются на продаже определенных видов фанеры. Крупнейшие поставщики находятся в странах Юго-Восточной Азии. Они отгружают на рынок большой ассортимент фанеры универсального назначения из смеси тропических пород, в котором преобладает породная группа лауан/шорея/меранти.

Положение на рынке клееной фанеры в 2005 г. отличалось неустойчивостью. Рынок твердолиственной фанеры в течение года подвергался изменениям конъюнктуры, хотя и в меньшей степени, чем рынок хвойной фанеры. Финские экспортеры испытывали трудности с сырьем, что явилось причиной снижения объемов производства. В то же время довольно умеренный спрос в Западной Европе на дорогостоящую березовую и комбинированную фанеру не способствовал росту цен на этот товар. Экспортеры твердолиственной фанеры испытывали определенные трудности со сбытом товара еще и потому, что такие емкие и традиционные рынки, какими являются страны Персидского залива, Саудовская Аравия и др. были практически закрыты в связи с известными военными действиями в этом регионе в начале 90-х гг.

Западноевропейские импортеры в поисках более дешевого товара, который мог бы пользоваться в тех же отраслях производства, что и дорогой березовый товар, все более активно стали закупать фанеру, экспортируемую странами Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины, Малайзия). Тем более, что недостатка в предложении фанеры (в первую очередь из меранти и лау-ана) на рынке Западной Европы практически не было. Такая ситуация позволила экспортерам из Юго-Восточной Азии планомерно наращивать поставки, комбинируя это с повышением цен на свой товар. Индонезийские экспортеры, например, в настоящее время продают товар по цене в среднем на 15 % выше официального прейскуранта. Отрица-

тельное влияние на состояние рынка клееной фанеры в первую очередь оказал выход на рынок Западной Европы традиционных экспортеров из стран Восточной Европы. Свою лепту в этот негативный процесс внес также и массовый выход на внешний рынок «неорганизованных» экспортеров из России.

Рассматривая основных экспортеров, целесообразно подробнее остановиться на Финляндии, единственном в Западной Европе нетто-экспортере клееной фанеры.

Для выступления на внешних рынках все фанерные заводы Финляндии входят в фанерное объединение, которое, в свою очередь, входит в союз лесоэкспортеров Финляндии.

Фанерное объединение производит продажу фанеры, определяет цены, составляет прейскурант, спецификации, разрабатывает типовые договоры. Договоры на продажу фанеры подписываются непосредственно фирмами-поставщиками.

Продажа фанеры Финляндией производится по прейскурантам. Для этой цели фанерные предприятия Финляндии разрабатывают и выпускают прейскуранты для продаж ее в определенной стране, например для Великобритании - «Бритплай», для Бельгии - «Анплай» и т.д. Соответственно прейскуранты выпускаются - «Бритптай» в фунтах, «Анплай» - в бельгийских франках.

Т а б л и ц а 1 Динамика и география экспорта клееной фанеры из Финляндии, тыс. м3

Страны 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г.

Великобритания 86 108 69 74

Ирландия 4 5 3 2

ФРГ 92 106 119 131

Нидерланды 42 10 43 43

Бельгия 18 - 14 11

Франция 40 - 1 37

Италия 13 36 13 15

Дания 20 8 23 22

Швеция 48 16 4 60

Норвегия 29 - - -

Исландия 3 2 1 3

Швейцария 7 - 9 11

Австрия 5 4 5 5

Всего по Западной Европе 406 359 447 480

Всего: 504 485 496 512

104

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

Таблица 2

Основные импортеры фанеры по данным 2003 г.

Фанера, м3 ФРГ Великобритания Швеция Нидерланды Франция Дания

Березовая 42323 14824 6127 3406 8255 2349

в т.ч. обработанная 24476 6475 4707 2284 1673 1164

Комбинированная 75193 55243 27731 23108 21855 18142

в т.ч. обработанная 67882 7998 16345 17464 16648 14178

Хвойная 12940 3801 26029 18510 7117 1554

в т.ч. обработанная 7925 200 7510 4717 4904 132

Итого 130456 73868 59895 43498 37227 22045

в т.ч. обработанная 100283 146673 28562 24462 23225 15474

В Финляндии 23 фанерных завода, в основном они производят березовую фанеру, смешанные сорта из ели и березы, различные виды облицовочной фанеры, а также ребристые и реечные столярные плиты.

Около 80 % вырабатываемой в Финляндии березовой фанеры продается на внешнем рынке, остальная потребляется на внутреннем рынке, где спрос довольно ограничен (табл. 1).

Основными импортерами являются Англия и ФРГ. До 1988 г. около 1/3 своей продукции финские экспортеры продавали на английском рынке и поэтому находились в большей зависимости от этого рынка.

Финские экспортеры очень гибки и быстро реагируют на изменения спроса потребителей. В настоящее время рынок западноевропейских стран предъявляет большой спрос на фанеру прирезных форматов и большеформатную водоупорную фанеру. Финские предприятия, обладающие большим числом прессов различных площадей, могут быстро перестраиваться на выпуск тех форматов, которые пользуются спросом. Финские экспортеры, как правило, продают фанеру по открытым спецификациям, т.е. оговаривают в контрактах только процентное соотношение сортов и среднюю толщину фанеры, а затем разрабатывают и отгружают товар в соответствии с погрузочными инструкциями покупателей, выданными за 4-8 недель до даты отгрузки, иногда и в более короткие сроки, в зависимости от договоренности сторон.

В последние годы наметилась тенденция освобождения от зависимости английс-

кого рынка. Финские экспортеры расширили экспорт в Западную Германию при одновременном сокращении экспорта в Великобританию. В 2003 г. на Великобританию приходилось 14,5 %, на ФРГ - 25,6 % финского экспорта фанеры. В этом отношении имеются также некоторые успехи на рынке США (экспорт 2003 г. составил 23 тыс. м3).

Подавляющая часть поставок финских экспортеров в Западную Европу (табл. 2) приходится на комбинированную фанеру - 60,9 % всех поставок (имеются в виду сорта комби и твинплай, где используется хвойный и твердолиственный шпон). На березовую и хвойную фанеру приходится соответственно 19,4 % и 19,6 %.

Причем более половины (55,6 %) финского экспорта фанеры составляет фанера обработанная, т.е. ламинированная, покрытая различными видами пластиков и пленок, металлизированная и т.д.

Необходимо отметить, что три фанерных завода были остановлены в течение 16 месяцев 2004-2005 г., а остальные работали 3-4 дня в неделю. Заводы работали на 60 % мощности, и эта ситуация сохранилась до конца 2006 г. Несмотря на сокращение экспорта фанеры по объему на 27,0 %, сокращение по стоимости произошло только на 18,5 %.

Таким образом, снижение общего объема лесозаготовок в стране в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 7 % и в 2005 г. по сравнению с предыдущим, еще на 20 % привело к сокращению производства фанеры из лиственных пород древесины в 2005 г. на 30 %, экспорта на 27 %.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.