Т. Е. Карташова
ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Представлены данные психодиагностического исследования брачно-семейных установок современной молодежи в контексте гендерных различий.
Ключевые слова: брак, молодежь, структура брачно-семейных установок, ролевые ожидания, ролевые притязания, семейные ценности, ролевая адекватность.
T. Kartashova
DYNAMICS AND STRUCTURE OF MARRIAGE AND FAMILY ATTITUDES OF CONTEMPORARY YOUTH
The article presents data psychodiagnostic study of marital and family attitudes of contemporary youth in the context of gender differences.
Keywords: marriage, youth, marriage and family structure systems, role expectations, role demands, family values, role adequacy.
По мнению ряда исследователей, современный брак переживает кризис или период радикальных перемен. Брачно-семейные отношения продолжают оставаться одной из ведущих социальных ценностей, но эволюционируют по форме и по содержанию [2]. Специфической особенностью современного брака является его нестабильность. По статистике распадается каждый второй брак, а на тысячу браков приходится 700 разводов. За первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 — около 2/3 их общего числа. Абсолютное большинство разводов приходится на период — от 18 до 35 лет. Наряду с нестабильностью супружества увеличивается число детей, рожденных вне брака. Сегодня их число составляет около 30% от общего числа новорожденных [5].
В условиях ослабления социального контроля в области брачно-семейных отношений, размывания социальных норм и утраты семейных традиций молодые люди испытывают серьезные затруднения в определении собственного взгляда на брак. При отсутствии четких ориентиров повышается риск неудачного выбора брачного партнера и последующих дисгармоничных отношений,
включая развод. В целях разрешения данной проблемы молодые люди длительное время не решаются на официальные отношения, проживая в гражданских браках [4].
Существенно усложнилась связь между браком и сексуальными отношениями. В целом возросла ценность и значимость интимных отношений и сексуальной привлекательности. Сексуальные отношения теперь возможны как до брака, так и вне брака. Сексуальность приобретает равную значимость для мужчин и для женщин. Одновременно с этим супружеская измена стала самой распространенной и трудно разрешимой проблемой брака.
Перечисленные проблемы определяют высокую актуальность научного исследования брачно-семейных установок современной молодежи. В изучении данного вопроса мы выделяем два основных аспекта: структура брачно-семейных установок (устойчивые компоненты, их соподчинение и количественное соотношение) и динамика брачно-семейных установок (изменяющееся эмоционально-окрашенное индивидуальное содержание). Исследование данной проблемы позволяет не только пролить свет на ис-
тинную картину современного брака, но и обосновать рекомендации для специалистов, работающих с семьей.
В целях изучения брачно-семейных установок современной молодежи было организовано и проведено психодиагностическое исследование (2009-2010 год). Исследование проводилось на нескольких базах, в том числе: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы; Санкт-Петербургский государственный университет; Центр психолого-медико-социального сопровождения Васи-леостровского района, НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта.
В качестве объекта исследования выступили респонденты разных социальных групп с различным уровнем образования в возрасте от 14 до 80 лет, в количестве 400 человек. Основную — молодежную — группу составили 200 человек (100 мужчин и 100 женщин) в возрасте от 18 до 30 лет.
Для конкретизации особенностей структуры и содержания брачно-семейных установок современной молодежи был использован следующий психодиагностический инструментарий: 1) «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири (для оценки представлений о реальном и идеальном партнере); 2) методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 3) методика «Измерение установок в семейной паре» Ю. Е. Алешиной; 4) методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» А. Н. Волковой; 5) методика Осгуда в модификации Е. В. Змановской (для оценки эмоционального отношения к партнеру и к одному из родителей).
В результате использования методики Т. Лири были получены данные об особенностях восприятия реального партнера. Из восьми шкал опросника (авторитарность, эгоизм, агрессивность, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбие, альтруизм) только по шкале «эгоизм» зафиксированы достоверные различия — женщины вопринимают своих партнеров
как более эгоистичных (уровень значимости 0,01). При этом в восприятии и мужчин и женщин доминируют такие качества партнера, как: 1) авторитарность (стремление к лидерству); 2) эгоизм (ориентация на свои интересы); 3) дружелюбие. Данные результаты свидетельствуют о высокой готовности супругов к конкуренции (борьбе) за лидерство и отстаивание индивидуальных интересов.
При оценке идеального партнера были выявлены гендерные различия по четырем шкалам: авторитарность (0,01; выше в ожиданиях женщин), эгоизм (0,01; выше в ожиданиях женщин), подозрительность (0,05; ниже в ожиданиях женщин), подчиняемость (0,01; ниже в ожиданиях женщин). При этом иерархия свойств идеального супруга у женщин распределилась следующим образом: 1) авторитарность (6,04); 2) альтруизм (5,62); 3) дружелюбие (5,21); 4) эгоизм (4,84); 5) подчиняемость (2,21); 6) подозрительность (0,72). Таким образом, женщины хотят видеть рядом с собой инициативного лидера с высоким уровнем дружелюбия и альтруизма, с низкими проявлениями под-чиняемости и подозрительности.
Иерархия свойств идеальной супруги у мужчин распределилась следующим образом: 1) авторитарность (4,95); 2) альтруизм (4,77); 3) дружелюбие (4,77); 4) эгоизм (3,97); 5) подчиняемость (3,32); 6) подозрительность (1,17). Мужчины хотят видеть рядом с собой партнершу с чувством собственного достоинства, искреннюю, внимательную, способную к сотрудничеству, отзывчивую, общительную, уверенную в себе.
Обращает на себя внимание полное совпадение структуры свойств в образе идеального партнера мужчин и женщин на фоне уровневых (количественных) изменений, что подтверждает положение о нивелировании гендерных различий в структуре супружеских ожиданий. Данное обстоятельство может детерминировать внутренний и ролевой конфликт: 1) супруги ожидают друг от друга одних и тех же качеств (например,
лидерства); 2) ожидают друг от друга взаимоисключающих качеств (лидерства и уступчивости); 3) в ожиданиях супругов отсутствует ролевая согласованность.
По опроснику Т. Лири было также произведено сравнение оценок реального и идеального партнера отдельно в мужской и женской группах. В обеих исследуемых подвыборках получены значимые расхож-
дения между идеальным и реальным образом партнера.
Современные молодые мужчины могут испытывать неудовлетворенность в личных отношениях в связи со следующими качествами партнерши: чрезмерная подозрительность, излишняя зависимость; дефицит доброжелательности и альтруизма; при одновременно излишней склонности доминировать.
Таблица 1
Значимые различия в оценках реального и идеального партнера в мужской группе по опроснику Т. Лири
Шкалы Реальный партнер Идеальный партнер Значимость различий
1. Подозрительность 3,49 (2,986) 1,17 (1,557) 0,000
2. Зависимость 2,98 (2,570) 2,22 (2,130) 0,001
3. Дружелюбие 4,14 (3,130) 4,77 (2,916) 0,015
4. Альтруизм 3,97 (3,535) 4,77 (3,547) 0,006
I. Доминирование 16,63 (10,624) 13,38 (8,581) 0,000
Таблица 2
Значимые различия в оценках реального и идеального партнера в женской группе по опроснику Т. Лири
Шкалы Реальный партнер Идеальный партнер Значимость различий
1. Агрессивность 4,08 (2,481) 3,5 (1,925) 0,009
2. Подозрительность 3,75 (2,739) 0,72 (1,288) 0,000
3. Зависимость 2,71 (2,746) 1,87 (1,353) 0,000
4. Дружелюбие 4,15 (3,230) 5,21 (2,384) 0,000
5. Альтруизм 3,91 (3,288) 5,62 (3,024) 0,000
I. Доминирование 18,92 (9,634) 15,08 (6,996) 0,000
Как следует из табл. 2, у женщин еще в большей степени выражены различия между реальным партнером и его идеалом. В качестве основных источников неудовольствия женщин выступают: агрессивность партнера, его чрезмерная подозрительность, дефицит доброжелательности и альтруизма; стремление доминировать при одновременной тенденции к зависимости. Полученные различия позволяют сделать вывод о конфликтном отношении друг к другу, взаимном разочаровании, кризисе первичной идеализации партнера.
С помощью методики М. Рокича изучались ценности супругов. Полученные дан-
ные свидетельствуют в пользу того, что лидирующими ценностями у мужчин и у женщин молодого возраста являются здоровье и любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком. Важными — счастливая семейная жизнь, хорошие друзья
— для представителей обоих полов. Представители мужского и женского пола имеют схожую систему терминальных ценностных ориентаций.
Изучение инструментальных ценностей по опроснику М. Рокича (с учетом пола) позволило получить следующие результаты: доминирующими инструментальными ценностями являются честность, искренность
(для представителей обоего пола); жизнерадостность, чувство юмора (у мужчин); ответственность, чувство долга (у женщин). Важными — образованность, высокая общая культура, способность действовать самостоятельно, независимо (у представителей обоего пола); ответственность, самоконтроль (у мужчин); жизнерадостность, чувство юмора, умение понять чужую точку зрения, широта взглядов (у женщин).
Таким образом, в сфере ценностных ориентаций молодые супруги — жены и мужья
Гендерные различия затрагивают следующие сферы: женщины в большей степени ориентируются на эгалитарный тип семьи, сексуальная тема не является запретной для обсуждения; мужчины проявляют большее стремление к романтическим отношениям и более лояльно относятся к разводу.
По методике «Ролевые ожидания и притязания в браке» изучались представления респондентов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственнобытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Значимые различия (0,01) в ролевых установках мужчин и женщин выявлены по двум шкалам: 1) личностная идентификация с супругом; 2) хозяйственно-бытовая сфера. Это означает,
— скорее похожи друг на друга, нежели отличаются друг от друга.
Качество отношений в браке во многом зависит от степени сходства взглядов супругов на различные вопросы совместной жизни. Данная особенность изучалась с помощью опросника «Измерение установок в семейной паре». Результаты, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что взгляды супругов на специфические аспекты брачных отношений (тип отношений, любовь, развод, секс) кардинально расходятся.
Таблица 3
что женщины готовы принимать и понимать личность супруга; мужчины — выполнять хозяйственные функции. Одновременно с этим женщины ожидают, что мужчины будут более успешны и активны в социальном плане, но также будут уделять внимание воспитанию детей, мужчины же ожидают от женщин ухоженности и внешней привлекательности.
Адекватность ролевого поведения мужчин и женщин зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).
Соответствие ролевых ожиданий мужчин ролевым притязаниям женщин наблюдается в хозяйственно-бытовой, эмоциональнопсихотерапевтической сферах, а также в представлении о значимости внешней привлекательности. Таким образом, готовность
Значимые различия по методике «Измерение установок в семейной паре» (с учетом пола)
Шкалы Мужчины Женщины Достоверност ь различий
1. Отношение к разводу 3,47 (0,589) 3,30 (0,554) 0,034
2. Отношение к романтической любви 5,62 (0,764) 5,25 (0,707) 0,000
3. Представления о запретности темы секса 3,95 (0,643) 3,76 (0,466) 0,016
4. Ориентация на патриархальный или эгалитарный тип семьи 3,77 (0,536) 4,02 (0,587) 0,002
женщин вести домашнее хозяйство, создавать «психотерапевтическую» атмосферу в доме, следить за своим внешним видом согласуется с установкой мужчин иметь привлекательную, модно одетую жену, оказывающую моральную и эмоциональную поддержку мужу, выполняющую обязанности хозяйки дома.
Наименьшая согласованность ожиданий мужчин наблюдается в установках на родительство и профессиональные интересы. Женщины в большей степени стремятся реализоваться в профессии, чем это хотелось бы мужчинам.
Показатели ролевой адекватности женщин демонстрируют соответствие их ожиданий и притязаний мужчин в сфере быта и ведения домашнего хозяйства, в ориентации на соблюдение требований современной моды. Вместе с тем ожидания женщин в оказании жене моральной и эмоциональной поддержки, выполнения родительских обязанностей недостаточно согласуются с ролевым поведением мужчин. В сфере социальных интересов женщины также хотели бы, чтобы мужчины меньше работали и больше времени отдавали семье.
Для оценки влияния эмоциональных отношений с родителями на восприятие брачного партнера применялась методика субъективной оценки детско-родительских отношений (модификация Е. В. Змановской), созданная на основе семантического дифференциала Ч. Осгуда и раскрывающая восприятие значимых фигур по шести шкалам: теплота, забота, близость, поддержка в адаптации, авторитет, требовательность [2]. В данном исследовании методика использовалась для оценки связи между образами реального партнера и родителя того же пола.
В целом мужчины оценивают свою мать выше, чем супругу. Сходство в восприятии жены и матери проявляется по таким шкалам, как «психологическая дистанция», «поддержка» и «требовательность». По другим свойствам — «эмоциональное тепло»;
«забота»; «авторитет» — напротив, наблюдается тенденция выбирать партнершу с противоположными качествами.
У женщин отмечается противоположная картина: их общая эмоциональная оценка супруга выше, чем оценка отца; между реальными мужем и отцом наблюдается сходство в эмоциональном тепле и требовательности. Различия затрагивают такие свойства, как «забота», «психологическая дистанция», «поддержка» и «авторитет».
Таким образом, в ходе психодиагностического исследования получены данные, позволяющие сделать следующие выводы:
1) наблюдается тенденция к нивелированию гендерных различий в ролевом поведении мужчин и женщин в браке, что может обусловливать как внутриличностные, так и ролевые конфликты в браке;
2) выявлено конфликтное отношение мужчин и женщин к собственной лидирующей роли в семье (стремление к лидерству в сочетании с ожиданием высокой инициативности со стороны партнера; ожидание одновременно лидерства и уступчивости со стороны партнера), что обусловливает, с одной стороны, взаимную неудовлетворенность, с другой — высокую конкуренцию молодых супругов за личную власть в семье;
3) с точки зрения содержания социальных ценностей, отмечается их сходство у современных мужчин и женщин, а также достаточная взаимная согласованность: основополагающими ценностями являются здоровье и любовь, отмечается явная ориентация на эгалитарный тип семьи, романтические отношения в браке;
4) наблюдается тенденция выбора супруга по двум основным принципам: по принципу компенсации (поиск супруга с качествами, которых не хватало у родителя противоположного пола) и принципу тождественности (поиск супруга с качествами, идентичными особенностям родителя противоположного пола).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Диагностика семьи: методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2004. 736 с.
2. Змановская Е. В. Современный психоанализ. Теория и практика. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
3. Олиферович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2008. 360 с.
4. Семьеведение / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. М.: Флинта: МПСИ, 2009. 384 с.
5. Статистика разводов: Статья. 2009 г. [Электронный ресурс]: www.svadba-online.ru
REFERENCES
1. Diagnostika sem'i: metodiki i testy / Pod red. D. Ja. Rajgorodskogo. Samara: Izd. Dom BAHRAH-M, 2004. 736 s.
2. Zmanovskaja E.V . Sovremennyj psihoanaliz. Teorija i praktika. SPb.: Piter, 2011. 288 s.
3. Oliferovich N. I., Zinkevich-Kuzemkina T. A., Velenta T. F. Psihologija semejnyh krizisov. SPb.: Rech', 2008. 360 s.
4. Sem'evedenie / E. Ju. Garanina, N. A. Konopleva, S. F. Karabanova. M.: Flinta: MPSI, 2009. 384 s.
5. Statistika razvodov: Stat'ja. 2009 g. [Elektronnyj resurs]: www.svadba-online.ru
Ю. Е. Ковалгина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДИСТАНЦИОННО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛОКА
Представлены результаты психолого-педагогического моделирования процессов формирования и развития профессионального самосознания у будущих учителей в условиях дистанционного обучения с использованием аудиовизуальных технологий. Дается научное обоснование построения и применения разработанной автором модели, прошедшей апробирование в ходе формирующего эксперимента.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, дистанционное обучение, аудиовизуальные технологии, психолого-педагогическая модель, психологическое моделирование.
Yu. Kovalgina
A PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL МODEL OF DEVELOPING PROFESSIONAL AWARENESS OF DISTANCE EDUCATION STUDENTS LEARNING PROFESSIONAL COURSES
The article describes the psychological and pedagogical modeling of the development of professional awareness in the conditions of distance education using audiovisual technologies.
The construction and application of the model are explained.
Keywords: professional awareness, distance education, audiovisual technologies, psychological modeling, psychological-pedagogical model.