Научная статья на тему 'ДИНАМИКА И СТРУКРУРА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ АРМЕНИИ'

ДИНАМИКА И СТРУКРУРА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
401
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
трудовая миграция / структура / периоды / причины / динамика. / labor migration / structure / periods / causes / dynamics.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аракелян И.А., Погосян Р.М.

Миграционные процессы в Армении имеют давнюю историю и глубокие социально-экономические корни. Однако, масштабный отток трудоспособного армянского населения, начавшийся после распада Советского Союза и продолжающийся в наши дни, имеет свои социальные, экономические и политические особенности, демографическую структуру и исторические этапы. В статье подводятся итоги многолетних наблюдений и социологических исследований авторов характеристики и особенностей постсоветской миграции в условиях развития глобальных процессов и региональных интеграционных проектов. Анализируется динамика миграционных процессов, структура и направленность потоков трудовой миграции из Армении за последние три десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS AND STRUCTURE OF LABOR MIGRATION FROM ARMENIA

The migration processes in Armenia have a long history and the deep socio-economic roots. However, the large-scale outflow of the labor forces from Armenia, which started after the collapse of the Soviet Union and continues today, has its social, economic and political characteristics, own demographic structure and the historical stages. This article sums up the results of author`s many years observations and sociological studies of the characteristics and features of post-soviet migration in the context of global developments and regional integration processes. The dynamics of migration processes, the structure and direction of labor migration flows from Armenia over the past three decades are analyzed.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА И СТРУКРУРА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ АРМЕНИИ»

SOCIAL SCIENCES

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ АРМЕНИИ

Аракелян И.А.,

Институт философии, социологии и права Национальной Академии Наук Армении, г. Ереван, старший научный сотрудник, кандидат эконом. наук

Погосян Р.М.,

Институт философии, социологии и права Национальной Академии Наук Армении, г. Ереван, старший научный сотрудник, кандидат псих. наук

DYNAMICS AND STRUCTURE OF LABOR MIGRATION FROM ARMENIA

Arakelyan I.,

Institute of Philosophy, Sociology and Law of Armenian National Academy of Sciences, Yerevan.

Senior researcher, PhD in Ekonomy Poghosyan R.

Institute of Philosophy, Sociology and Law of Armenian National Academy of Sciences, Yerevan.

Senior researcher, PhD in Psychology

АННОТАЦИЯ

Миграционные процессы в Армении имеют давнюю историю и глубокие социально-экономические корни. Однако, масштабный отток трудоспособного армянского населения, начавшийся после распада Советского Союза и продолжающийся в наши дни, имеет свои социальные, экономические и политические особенности, демографическую структуру и исторические этапы. В статье подводятся итоги многолетних наблюдений и социологических исследований авторов характеристики и особенностей постсоветской миграции в условиях развития глобальных процессов и региональных интеграционных проектов. Анализируется динамика миграционных процессов, структура и направленность потоков трудовой миграции из Армении за последние три десятилетия.

ABSTRACT

The migration processes in Armenia have a long history and the deep socio-economic roots. However, the large-scale outflow of the labor forces from Armenia, which started after the collapse of the Soviet Union and continues today, has its social, economic and political characteristics, own demographic structure and the historical stages. This article sums up the results of author's many years observations and sociological studies of the characteristics and features of post-soviet migration in the context of global developments and regional integration processes. The dynamics of migration processes, the structure and direction of labor migration flows from Armenia over the past three decades are analyzed.

Ключевые слова: трудовая миграция, структура, периоды, причины, динамика.

Keywords: labor migration, structure, periods, causes, dynamics.

Введение и постановка проблемы

В конце ХХ века глобализация стала главной тенденцией в развитии мировой экономики. Процесс глобализации экономики, открытие мировых рынков, обострение конкурентной борьбы, ускорение технологических инноваций, революция в сфере информационных технологий, оказывает глубокое воздействие на мир труда. При этом, открывая новые возможности, глобализация не позволяет странам воспользоваться этими возможностями в равной мере. Не все регионы мира выигрывают от процесса глобализации, поскольку его воздействие распределяется неравномерно по регионам [1, с. 9]. Технологическая революция затронула далеко не все страны. Пока экономика многих стран возрастающими темпами интегрируется в

глобальную, многие другие страны заметно отстают, что приводит к росту глобального неравенства.

Научные исследования свидетельствуют о том, что миграционные потоки являются важной формой экономических связей между странами. Трансграничные перемещения людей вызваны, как правило, неравенством экономических условий в разных странах, различной степенью их вовлеченности в процессы модернизации и глобализации и потребностями мирового рынка труда. В этом смысле, миграция играет существенную роль в социальных изменениях современного общества. Миграция с момента ее выделения в качестве предмета научного исследования всегда рассматривалась в каком-либо контексте: социальном, экономиче-

ском, культурном, историческом, демографическом и др. Процессы миграции, с одной стороны, сильно детерминированы происходящими в жизни общества трансформациями, являясь определенным индикатором развития его различных сфер. С другой стороны, отличаясь между собой в количественном и качественном отношении, миграционные потоки достаточно специфичны, и оказывают существенное влияние на ситуацию как в отправляющих, так и в принимающих странах.

Характер современных миграционных процессов определяется логикой глобализации, приведшей к усилению взаимозависимости в различных частях мира. Взаимоотношения между глобальными социоэкономическими изменениями и миграцией чрезвычайно сложны и противоречивы. Два этих процесса выступают не только как "взаимно провоцирующие", но и как "взаимно проблематизи-рующие" [2, с. 288]. Таким образом, связь миграции с глобализацией очевидна, и потому необходимо рассматривать ее с учетом всех противоречий.

Международная миграция в глобализирующемся мире стала важным фактором мирового развития, обеспечивающим эластичность международного рынка труда, более рациональное с точки зрения мирового прогресса перераспределение факторов производства, а также взаимообогащение культур. В международной миграции отражаются наиболее острые проблемы процесса глобализации: увеличение разрыва в экономическом и демографическом потенциале развитых и развивающихся стран; рост конкуренции на национальных рынках труда принимающих стран; усиление эксплуатации труда мигрантов со стороны работодателей и др. Противоречия, присущие глобализации, в миграционной сфере проявляются в виде превращения миграции в глобально организованный международный бизнес, который включает все виды миграционных услуг, начиная от поиска рабочего места и кончая незаконной контрабандой и торговлей людьми.

Конец ХХ и начало XXI столетия знаменовались значительным ростом международной миграции. Мигранты тысячами перемещаются как в соседние страны, так и на другие континенты. Среди них большую долю составляют рабочие, специалисты, студенты, а также беженцы из неблагоприятных регионов. Структура межстрановой миграции также претерпела значительные изменения, суть которых состоит как в количественном увеличении потоков, так и в качественных сдвигах.

Перестроечные процессы последнего десятилетия XX века сопровождались принципиально новыми массовыми перемещениями людей "вынужденного" характера, затмившими и по остроте порождаемых ими проблем, и по своим масштабам прежние миграции. Для "вынужденных", или "стрессовых", как их иногда называют, миграций характерен явный перевес "выталкивающих" [3,

факторов над факторами притяжения.

В Армении, в отличие от других республик постсоветского пространства, активные миграционные процессы начались еще в конце 1980-х гг., и носили отчасти вынужденный характер. Так, катастрофическое землетрясение в декабре 1988г. привело к всплеску миграционной активности: люди перебирались из районов бедствия в крупные города Советского Союза. На этот процесс наложился новый миграционный поток, возникший через несколько лет, в годы первой войны (1991-1994 гг.) в Нагорном Карабахе.

Этапы трудовой миграции

Постсоветский период в Армении мы условно делим на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности, как по общей ситуации в стране, так и по характеру миграционных процессах. Первый этап охватывает период трудовой миграции с 1990-х по 2008 гг. (к началу мирового финансово-экономического кризиса). Второй этап начинается с финансово-экономический кризис в 2008г. до 2015 года. Третий этап начинается со вступления Армении в Евразийский экономический союз в 2015г.

В течение первого этапа (1990-2008 гг.) миграция резко возросла вследствие политических и экономических перемен, порожденных разрушительным землетрясением, Карабахской войной, экономической разрухой и энергетическим кризисом. Развал промышленности, обусловленный блокадой транспортных дорог, инфляция и непомерно высокий уровень безработицы, сотни тысяч армянских беженцев из Азербайджана, изменили социально-экономическую ситуацию в республике. Отмечая, что Армения стала страной-экспортером рабочей силы и квалифицированных кадров, известный армянский социолог отмечает основные причины экспорта трудовых ресурсов и оттока экономически активного населения: - "это резкое сокращение рабочих мест, экономический кризис и падение уровня жизни." [4, с. 197]. Кроме того, отмечает он, миграция из Армении, в том числе трудовая, является многомерным явлением, и не следует упрощать и сводить её к нескольким причинам, так как наряду с экономическими имеются также культурно-исторические, политические, психологические и иные факторы.[5, pp. 44-46].

В стране назрела непростая ситуация, связанная с существованием значительной доли трудоспособного населения, не имеющего источников дохода и средств к жизни. Оставшиеся без работы, на грани нищеты многие рабочие, служащие, интеллигенция видели в миграции единственный выход из ситуации. Таким образом, основной причиной миграции из Армении является недостаточная занятость в сфере труда, отсутствие работы, а основная масса мигрантов - это трудовые мигранты, покидавшие страну в поисках работы.

Активное увеличение миграции из Армении началось с развалом СССР, и только за 1991-1995 гг. республику покинуло 800-900 тыс. человек. Пик армянской миграции пришелся на 1993-94 гг. В 1993 году выехало из республики 305,7 тыс. человек, 1994г. - 205,3 тыс. человек. В последующем 1995 году эта цифра уменьшилась и составила 137,8

тыс. человек. [6, с.13]. Наиболее сильным фактором, дифференцирующим демографическую структуру трудовых мигрантов, является возраст. Повышенной миграционной подвижностью обладают лица трудоспособных возрастов, а среди них наибольшая доля приходится на молодых, активных лиц с высоким уровнем образования. Понятно, что в наибольшей степени "волна миграции" коснулась мужчин (66%); произошла так называемая "маскулинизация" миграции.[6, с.13]. При этом мужчины предпочитали, по крайней мере на первое время, оставлять жен и детей дома; исключение обычно допускалось лишь для совершеннолетних сыновей. Заметный рост семейной миграции начался с 1993 года, что свидетельствовало о смене прежних миграционных установок временного трудоустройства на длительные установки на переселению.

Отток населения из республики протекал по двум направлениям: в ближнее зарубежье (в постсоветские республики) и в дальнее зарубежье. Географическая структура миграции выглядела таким образом: за период с 1991-1995 гг. более двух третей (67%) мигрантов выехали в Россию, 9% - в другие постсоветские республики, 14% - в дальнее зарубежье, еще 10% - в неустановленном направлении.^, с.13].

Если в общей структуре выделить интеллектуальных мигрантов, то Армения будет выступать в роли страны-донора высокообразованных и квалифицированных кадров. Пик эмиграции армянских ученых приходится на начало 1990-х, когда распался Советский Союз и на 2000-е, когда страна столкнулась с последствиями острого экономического кризиса. Как отмечают исследователи, среди этих мигрантов были "специалисты высокой квалификации, стремившиеся найти работу в "дальнем зарубежье" или заняться предпринимательством в "ближнем зарубежье", а также оказавшиеся в социально-дискомфортной ситуации представители бывшей номенклатуры (утечка мозгов и капитала) и русскоязычное население." [7, с. 30-37].

Среди всех тех, кто уехал из республики ученые, преподаватели, инженеры и специалисты составляют порядка 30%, что превышает средний показатель по стране [8, с. 446]. Большой отток наблюдался из Национальной Академии Наук Армении, численность академических работников в которой сократилась с 7-ми до 3.5 тысяч. Причем отток научных кадров произошел в основном за счет наиболее активного поколения в возрастной группе 30-50 лет. Сегодня основная часть академических ученых принадлежит к возрастной группе 50-70 лет, что представляет собой серьезную проблему старения возрастной структуры персонала научных организаций. Наиболее тревожным является не только отток «интеллекта со стажем», но также возрастающие миграционные настроения у значительной части молодежи. Результаты масштабного социологического исследования, проведенного в Армении, указывают на то, что почти 40% опрошенной молодежи в возрасте от 18 до 30

лет, имеющие высшее или среднее специальное образование, хотели бы навсегда уехать из страны [9, с. 77]. По сравнению с учеными среднего и старшего возраста, миграционный потенциал молодых ученых достаточно высок. Научная молодежь успешно осваивает модели западной культуры, легко преодолевает языковой барьер и постепенно выходит на зарубежный рынок интеллектуального труда. В стране все отчетливее проявляется тенденция увеличения безвозвратного выезда за рубеж молодых специалистов, выпускников и даже студентов старших курсов. Мотивация поиска лучшей жизни стала популярной среди армянской молодежи.

Немалую озабоченность вызывает ситуация, сложившаяся среди женщин-трудовых мигрантов. Современный период с его трудноразрешимыми социально-экономическими и политическими проблемами особо остро отразился на женщинах. Негативные последствия, возникшие в результате резкой смены общественной формации, массового закрытия предприятий, вызвавшего в стране безработицу, нищету, нарастающую миграцию и усиливающийся финансово-экономический кризис, поставили женщину в новые социально-экономические условия. В миграционном движении населения появилась принципиально новая, предельно острая проблема трафикинга. [10, с. 9]. С 1990-х годов феминизация миграционных потоков признается характерной чертой новейшего этапа развития международной трудовой миграции, хотя традиционно считалось, что абсолютное большинство "самостоятельных" трудовых мигрантов - это мужчины.

Эти процессы в основном связаны со структурными изменениями в мировой экономике, сопровождающими глобализационные процессы. Женщины-мигранты выполняют роль недорогих исполнителей различных услуг, в том числе сексуального характера. Являясь составной частью глобальной "экономики услуг", секс-индустрия и секс-туризм в миграционных центрах развитых стран представляет хорошо организованный международный бизнес по переправке женщин с целью сексуальной эксплуатации.

По данным международной организации по миграции (МОМ), контрабанда и торговля людьми, приносит преступным группировкам ежегодно от 5 до 7 млрд. долл. США.[11, p. 8]. В связи с этим еще в 2000 г. ООН приняла Конвенцию о транснациональной организованной преступности с двумя дополняющими ее протоколами, - по борьбе с контрабандой и по противодействию торговлей людьми.

Собирательный портрет трудовых мигрантов-женщин, оказавшихся жертвами трафикинга, выглядит следующим образом: это лица в возрасте 1855 лет (среди них наибольшая доля приходится на возрастные группы 26-35 лет (24,4%) и 36-45 лет (33,5%)), наиболее образованные (46,8% имеют высшее образование, 38,7% незаконченное высшее и среднее специальное). Данные семейной структуры мигрантов показывают, что высокой миграционной подвижностью обладают семейные (52,6%),

затем одинокие женщины (20,6%) и разведенные/вдовы (26,7%). [12]. "Вследствие масштабной миграции и падения рождаемости начался интенсивный процесс старения населения. За последние 10 лет доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась более чем на 30%. Очевидно, что с возросшим грузом нуждающегося в социальной помощи населения государство не в состоянии реализовать интенсивные программы экономического роста. В сложившейся нестандартной ситуации нужно искать нестандартные решения". [8, с. 444].

В период 2-ого этапа (2008-2015гг.), начавшегося с глобального финансово-экономический кризиса, произошло не только резкое падение экономики многих стран, но также серьезно изменились миграционные потоки во всем мире. Трудовая миграция, в этом отношении, представляла собой одну из сфер, испытавших наибольшее воздействие глобального финансово-экономического кризиса.

«Армения пришла к кризису, опираясь на весьма неудачную модель экономики - с нулевым ростом промышленности и сельского хозяйства, с гигантским отрицательным сальдо внешней торговли, несовершенной структурой экспорта, с монополизацией рынков, а также внешней торговли и т.д... Фактически страна находилась в состоянии постоянного кризиса еще до наступления мирового финансово-экономического кризиса». [13, с.188].

Одним из основных следствий экономического кризиса является рост безработицы. В Армении безработица, оцененная по методике Всемирной организации труда, в период 2003-2007гг. составляла 29-32%, а в 2008-2013гг. - 16-19%.[14]. При этом, "снижение уровня безработицы было связано с изменением (ужесточением) определения безработного. Эти данные указывают, что в Армении непрерывно действуют серьезные факторы, «выталкивающие» «лишнее население» из страны в эмиграцию или трудовую миграцию".[14].

Экономический кризис поставил перед многими принимающими странами вопрос о том, допускать или не допускать трудовую миграцию, а, если допускать, то как адаптировать мигрантов с максимальной выгодой для принимающего государства и их самих.

«В мире сложилась переломная ситуация для международной миграции, - сказал Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхел Гуррия. - В момент, когда наши страны пытаются выйти на путь восстановления, создать большее количество рабочих мест и построить более сильную, прозрачную и справедливую экономику, мы должны взглянуть на международную миграцию под другим уг-лом».[15].

«Каждая страна имеет свою миграционную специфику, но есть страны, которые крайне резко отличаются от всех остальных, и Армения - одна из них. 200 млн. мировых мигрантов составляют всего 3% населения планеты. В Армении же уровень миграции достиг более 30% населения, то есть в 10 раз больше».[8, с.445].

Получается, что экономика страны построена не на "экспорте продукции, производимой в стране, а человеческого капитала, или рабочей силы, дивиденды от которого возвращаются в страну в виде частных трансфертов".[13, с. 189-195].

В 2002-2007 гг. в среднем 96% трудовых мигрантов из Армении уезжали в Российскую Федера-цию.[16, р.7]. По данным проведенного ОБСЕ в 2007 г. исследования, 93% трудовых мигрантов из Армении направлялись в Россию. [17, р. 32]. Согласно докладу Всемирного Банка, Россия стала главным магнитом, притягивающим трудовые мигранты из стран СНГ.[18, р. 32]. Даже несмотря на кризис и на пандемию коронавируса СОУТО-19 трудовая миграция из Армении в Россию не прекратилась.

Социально-демографическая структура трудовых мигрантов включает людей из различных социальных слоев армянского общества. В основном это люди в возрасте от 18 до 55 лет. Большая их часть (65%) - мужчины трудоспособного возраста. Они имеют достаточно высокий уровень образования - как правило, это квалифицированные рабочие со средним и профессиональным средним образованием. Но немалую долю составляют люди с высшим образованием.[8, с. 446]. «С учетом того, что интеллект - это практически единственный серьезный ресурс, которым пока еще обладает Армения, его потеря является не только экономически, политически, социально и культурно контрпродуктивным, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, экономическому развитию, а следовательно и социальной и политической стабильности Армении, снижает уровень конкурентоспособности страны, сокращает спектр возможностей и перспектив для республики» [19, с. 127-143]. Именно отъезд этих людей и составляет в основном «утечку мозгов». Армения попала в число стран, экспортирующих трудовые ресурсы, квалифицированных специалистов, интеллектуальных работников. Для небольшой страны "тратить средства на подготовку специалистов, а затем стихийно экспортировать их за рубеж - является весьма губительным. Посредством "утечки умов" Армения теряет интеллектуальное и духовное богатство страны, которое складывалось десятилетиями и относится к числу трудновосполнимых ресурсов. Миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию в стране. Происходит деформация половозрастной структуры за счет "убытия из его состава наиболее здоровых, молодых, профессионально подготовленных граждан". [20, с. 364]. Решать проблему «утечки мозгов» необходимо уже сейчас, иначе и без того находящаяся в кризисе экономика Армении потеряет последнюю возможность на восстановление.

Оценивая "плюсы" и "минусы" миграции приходим к выводу, что на нынешнем этапе негативные последствия явно превалируют над возможными положительными моментами для Армении. Несмотря на очевидные отрицательные стороны, отток квалифицированных специалистов за рубеж

является частью объективного процесса глобализации рынка интеллектуального труда, с которым в той или иной форме сталкивается большинство стран мира. Поэтому, необходимо думать в первую очередь не о том, как остановить данный процесс, а работать над извлечением из него максимальной выгоды.

Третий этап трудовой миграции начался со вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в 2015 году. Несмотря на сложный политический и экономический фон, в Армении стали реализовываться интеграционные проекты, направленные на развитие и углубление сотрудничества между государствами Евразийского региона. В условиях глобальной неопределенности Армения, находясь в ожидании новых экономических вызовов, одновременно готовила свою экономику к функционированию в сложной среде Единого экономического пространства.

Заметим, что построение Единого экономического пространства по мере углубления интеграции, помимо физического передвижения людей через государственную границу подразумевало, свободное перемещение рабочей силы. В процессе интеграции вслед за товарными и финансовыми рынками постепенно развивался и рынок труда. Взаимодействие рабочей силы происходило в различных формах: через совместные межнациональные предприятия, торговые и финансовые объединения, финансово-промышленные группы. "Безусловно, наличие миллионов выходцев из страны (в том числе и трудовых мигрантов) сыграло немаловажную роль (наряду с соображениями безопасности) в принятии Арменией решения о вступлении в Таможенный союз ЕАЭС. Этот шаг безусловно улучшит положение трудовых мигрантов-армян в России. Более того, следует особо отметить, что Таможенный союз является всего лишь шагом, хотя и очень важным, на пути интеграции его участников в единое экономическое пространство, что помимо других преимуществ обеспечит свободное перемещение граждан стран-участниц внутри этого про-странства".[21, с. 178-193]. В рамках создания Таможенного союза еще в 2012 году приняли два важных документа, регулирующих трудовую миграцию: Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей и Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств.

Комплексная оценка соглашений в миграционной сфере знаменует переход на качественно иной характер конструктивного взаимодействия, нацеленного на максимизацию выгод и минимизацию издержек международной трудовой миграции в регионе. С вступлением в ЕАЭС рост иммиграции в Россию будет продолжаться в ближайшие годы. Это обусловлено объективными предпосылками, потребностями как самой России, так и Армении.

С января 2015 года граждане Армении, ставшей членом Евразийского экономического союза, приравниваются к гражданам Российской Федерации в правах на трудовую деятельность. Присоединение Армении к Евразийскому Союзу изменило

принципы управления миграцией в регионе и увеличило приток легальных мигрантов в Россию. Создание общего рынка означало радикальное изменение подхода к управлению миграцией в регионе. Россия взяла на себя обязательство обеспечивать равные права на трудоустройство, оплату труда и другие социально-правовые гарантии гражданам стран-членов союза.

Таким образом, поток миграции из Армении не только не прекратился после вступления республики в ЕАЭС, а в первые годы еще более усилился, поскольку либерализация визового режима в ЕАЭС привела к росту высококвалифицированной рабочей миграции и студентов. А это значит, что страну покидает востребованный человеческий капитал, который направляется на развитие экономики других стран, в то время как при наличии соответствующей политики армянских властей мог способствовать развитию экономики Армении.

Выводы и предложения

Учитывая неизбежность роста иммиграции в Россию, представляется важным понять, какие факторы могут способствовать и противодействовать этому процессу, и что не менее важно, что ожидает в России сегодняшних и будущих мигрантов? В целях сохранения экономических и трудовых интересов, предотвращения неконтролируемой миграции как неквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы в Армении, необходимо создание общих механизмов регулирования и контроля возникающих потоков трудовых мигрантов по территории союза. Важнейшей выгодой является тот, что трудовые мигранты из Армении получают возможность осуществлять трудовую деятельность в рамках ЕАЭС. Работодатели и заказчики работ/услуг государств-членов вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся других государств без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом "трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства" (статья 97 п.1).[22].

Второй важнейшей особенностью является то, что в рамках ЕАЭС взаимно признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями "без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания" (статья 97 п.3). Необходимо также подчеркнуть, что гражданам Армении предоставляется возможность находиться на территории государства-члена ЕАЭС без обязанности регистрации свыше 30 суток, и "члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда" (статья 97 п.6). Таким образом, очевидно, что в вопросе о трудовой миграции граждане Армении уже на себе ощутили преимущества евразийского интеграционного проекта.

Однако, отсутствие четкого регулирования притока и оттока рабочей силы обусловило стихийный характер интеграции республики в международный рынок труда, что также может привести к

серьезным негативным последствиям. Международная трудовая миграция нежелательна, ибо отрицательно сказывается как на трудовом потенциале республики в целом; происходит отток огромного потенциала национальных квалифицированных научных кадров, людей трудоспособного и детородного возрастов, являющихся движущей силой экономического прогресса страны. Она также отрицательно влияет на наличие человеческих ресурсов, являющихся стратегически важными в становлении экономики и обороны страны.

Таким образом, с одной стороны, миграция -вызов с точки зрения демографических проблем страны, а с другой - важный фактор, решающий социальные и экономические проблемы. Именно с учетом этих факторов должна быть построена «правильная» миграционная политика. Необходима взвешенная и долгосрочная миграционная политика, сформированная на основе концепции национальной безопасности.

Литература

1. Ваш голос в сфере труда. Международная конференция труда, 88-я сессия, Женева, 2000, с.9.

2. Население и глобализация: 2-е изд. (Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, А.А. Овсянников и др.), М., Наука, 2004, с.288.

3. A. Arslan, A. Effenberger, M. Luecke and T. Omar Mahmoud. International Labor Migration and Remittances beyond the Crisis: Towards Development-Friendly Migration Policies. Kiel Policy Brief. N 10, 2009. Kiel Institute for the World Economy, p. 5.

4. Погосян Г. "Анализ миграционных потоков в Армении''- В кн., Транзитная миграция и транзитные страны: Теория, практика и политика регулирования (под ред. И.Молодиковой,Ф.Дювеля). М.: Университетская книга, 2009, с. 197.

5. Poghosyan, G. "Out - migration from Armenia" // Transboundary Migration in the Post-Soviet Space. Three Comparative Studies. Ed. By Nikolai Genov and Tessa Savvidis, Frankfurt am Main. Peter Lang, 2011, pp. 44-46.

6. Программа человеческого развития 1996, Ереван. Программа развития ООН, 1997, с. 13 (на арм. яз.).

7. Еганян Р., Давтян Л. Оценка внешней миграционной ситуации в Республике Армения. Сборник материалов Международного семинара "Демография Армении на стыке тысячелетий" (Дилижанские чтения 2000). UNFPA, Ереван, 2001, с. 30-37.

8. Г.А. Погосян. "Общество в эпоху перемен: надежды и реалии", Вестник Российской Академии Наук, 2012, том 82, N5, с.446.

9. Национальный доклад «Молодежь Армении». Часть I. Ереван: Министерство спорта и по делам молодежи Республики Армения, 2011, с. 77, (на арм. яз).

10. Нелегальные перемещения женщин и детей из РА, МОМ, Ереван, 2001, с. 9, (на арм.).

11. ICFTU. Free Labor World. September, 1995. N 2, p.8.

12. Проблемы нерегулярной миграции женщин в Армении. Ереван, 2000 (на арм. яз.).

13. Затикян А. Экономические факторы достижения гендерного равенства в Армении в условиях финансово-экономического кризиса. / Перспективы достижения гендерного равенства в Армении: политические и правовые аспекты. Ереван, 2010, с.188.

14.

http ://www. soyuzinfo. am/rus/analitics/detail.php? ELEMENT_ID= 1101

15.http://www.voanews.com/russian/news/World -Migration-Tzends-2011-07-13-125472528.html

16. Migration and Development. Armenia. Country Study. Yerevan: ILO, 2009, p. 7.

17. Minasyаn A., Poghosyаn A., Hakobyan T. and Hancilova Б. Labor Migration from Armenia in 20052007. A Survey. Yerevan, «Asoghik», 2007, p. 32.

18. Migration and Remittances. Eastern Europe and the Former Soviet Union. (Edited by Ali Mansoor and Bryce Quillin). Washington: World Bank, 2007, p. 32.

19. В.Г.Осипов. «Интеллектуальная миграция: глобальный опыт и реалии Армении». Обществоведческая мысль на современном этапе. Ереван, 2012, с. 127-143 (на арм. яз.)

20. Погосян Г.А. "Миграционные потоки в Армении". Миграционные мосты в Евразии. Сб. мат. VI международной научно-практической конференции "Роль миграции в социально-экономическом и демографическом развитии посылающих и принимающих стран Евразии: регионы Восточной Европы и Центральной Азии". Москва, Ереван, 2014, с.364.

21. Осипов В.Г. "Российский вектор армянской трудовой миграции: реалии и перспективы". Обществоведческая мысль на современном этапе. Ереван, 2013, с. 178-193 (на арм. яз.)

22.

http ://www. demoscope.ru/weekly/2014/0619/gazeta01 8.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.