ПОЛИТИКА
ОСТАПЕНКО Герман Игоревич,
бакалавр политологии, эксперт Центра пространственного анализа международных отношений Института международных исследований МГИМО МИД России (г. Москва). Электронная почта: g.ostapenko@inno.mgimo.ru
«Динамика» и «статика» парламентских выборов в Монголии сквозь призму электорального анализа
УДК 328
doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/37-52
Монголия, Великий
Государственный Хурал,
парламент,
электоральный цикл,
Монгольская народная партия,
Демократическая партия
Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 1978-10004 «Трансформации электорального поведения в регионах зарубежных стран, пограничных с Российской Федерацией: сравнительный пространственный анализ»).
Для цитирования: Остапенко Г. И. «Динамика» и «статика» парламентских выборов в Монголии сквозь призму электорального анализа // Известия Восточного института. 2020. № 4. С. 37-52. doi: dx.doi. org/10.24866/2542-1611/2020-4/37-52
В статье рассматриваются особенности и специфика парламентских выборов в Великий Государственный Хурал Монголии на протяжении четырёх последних электоральных циклов. В фокусе рассмотрения - «механика» борьбы двух крупных политических партий, делящих политическое пространство Монголии в контексте регулярного изменения законодательства о выборах (электорального механизма), особенностей монгольской внутренней и внешней политики и фрагментированности в поле «третьих» (альтернативных) политических сил.
Введение
Парламентские выборы в конкурентной политической системе являются не только средством, легитимирующим право прошедших «отбор» политических сил управлять государством, но и «зеркалом», отражающим сложившиеся общественные и групповые настроения, артикулированные в виде результатов голосования. В этой трактовке парламентские выборы, если использовать аналогию из физики, могут быть рассмотрены в «динамической» и «статической» перспективе. Под первой в данной статье следует подразумевать «протяжённое» изменение институциональных и «поведенческих» параметров электоральной и партийной систем в межвыборное время. Вторая же характеризует констатацию ценностного, идеологического и «контекстуального» аспектов проведённой, проводимой и только планирующейся политики, зафиксированных на момент самих выборов. Первая объясняет выработку значимых, конституирующих политических действий. Вторая, даже «искажённая» агитацией, популистскими лозунгами, высказываниями, обещаниями и политическими технологиями, выявляет состояние политической среды, замеренное с высокой точностью.
Рассмотрение эффектов «динамики» и «статики» парламентских выборов мы бы хотели произвести на основе серии из четырёх парламентских электоральных циклов в Монголии. Выбор монгольского кейса обусловлен недавним образованием современной демократической системы данного государства и активностью местных политических партий, которые являются ключевыми акторами политической жизни страны.
Успех демократизации Монголии во многом важен для понимания современного состояния партийного пространства
бывших коммунистических режимов. Стартовав с похожих идеологических позиций, например, с Россией, Монголия является образчиком для других государств, в частности в вопросах установления демократии, в качественных изменениях своей политической структуры. Сложившаяся в Монголии к настоящему моменту политическая система даже при наличии доминирующей партии, которая в своём недавнем прошлом была единственной, демонстрирует наличие весомой политической воли к изменениям.
В то же время результаты парламентских выборов за последние четыре электоральных цикла видятся нами как наиболее актуальная «динамика» политической борьбы между партиями в условиях институциональных ограничений и политической фрагментации в оставшихся вне полей двух крупнейших партий идеологических полях и нишах (например, в «зелёной» повестке). Эффект «статики», по нашему определению, будет выражаться в предшествующих выборам социально-политических контекстах и «стартовых» условиях системы, задающих будущую борьбу партий.
Таким образом, сочетание вышеназванных факторов в нашей интерпретации становится линзой анализа современной монгольской политики как рассмотрения партийного пространства с позиции электорального анализа.
Статика. Электоральный и институциональный контекст
Выборы в Великий Государственный Хурал Монголии (Ульсин Ихх Хурал) - главное общественно-политическое событие четырёхлетия [7].
После принятия новой Конституции Монголии и по результатам успеха демократической революции 1990 года в Монголии была установлена парламентская форма правления. Парламент, обладающий широкими полномочиями, является высшим государственным органом власти. Партия, которой удалось набрать наибольшее число парламентских мандатов, формирует правительство, возглавляемое премьером, и другие органы государственной власти в последующие 4 года.
Парламент Монголии - Великий Государственный Хурал Монголии -входит в число 178 парламентов-членов старейшей международной парламентской организации в составе Азиатско-Тихоокеанской Группы [6]. Великий Государственный Хурал Монголии состоит из одной палаты, в состав которой входят 76 депутатов.
В последних парламентских выборах в Монголии, состоявшихся 24 июня 2020 года, приняли участие всего 485 из 606 зарегистрированных кандидатов. Они представляли 13 политических партий, 4 коалиции и свыше 120 независимых кандидатов. В соответствии с законодательством Монголии, победившая партия формирует новое правительство и назначает премьер-министра страны.
В течение последних четырёх электоральных циклов активно применяются политические технологии, позволяющие осуществлять корректировку как позиций партий, так и отношения избирателей к политическим партиям в зависимости от целей авторитетных политических акторов и групп влиятельных акторов. Практически перед каждыми выборами происходит изменение законодательства (законов о выборах). Так, перед каждыми выборами происходило изме-
нение (под-)категории избирательной системы: в 2008 году введена мажоритарная система блокового голосования (BV), в 2012 году - смешанная (параллельная) система, в 2016 году система FPTP (вариант мажоритарной системы, при которой победа у кандидата, набравшего больше голосов, чем соперники по отдельности). Одной из ключевых причин изменения избирательной подсистемы было постановление Конституционного суда Монголии о неконституционности пропорциональной системы 2012 года [14]. В 2020 году вновь вводится избирательная система блокового голосования (BV). Одной из причин был показательный для Монгольской народной партии (МНП) опыт избирательной кампании 2008 года, в результате которой партия получила большинство мандатов.
В апреле 2012 г. накануне начала нового выборного цикла был арестован лидер Монгольской народно-революционной партии (МНРП) (отколовшейся от новообразованной МНП и сохранившей старое название), экс-президент Монголии Намбарын Энхбаяр по обвинению в коррупции и гибели нескольких человек во время беспорядков в 2008 году. Арест лидера одной из политических сил накануне начала предвыборной кампании, безусловно, связан со стремлением ослабить МНРП на выборах [10].
Изменения в избирательном законодательстве, принятые в 2019 году, касаются также антикоррупционных мер, лишая уличённое в коррупции лицо права баллотироваться. Однако оппозиция в этом усмотрела манипулятивные возможности и риски «открытия коррупционных дел» на лидеров оппозиции. В 2020 году выборы происходили при распределении квоты из 76 парламентских мест по каждому округу и аймаку в качестве избирательных округов по всей стране. При этом граждане Монголии, проживающие за рубежом не смогли голосовать на выборах. Кандидаты-госслужащие отказались от должности до 1 января 2020 г. и к ним применён ценз оседлости с 1 февраля 2020 года до даты выборов. Избирательная компания продлена до 22 дней против прежних 18. Финансовые взносы на проведение политических кампаний от физических лиц ограничены 5 миллионами тугриков, юридических - 20 миллионами тугриков.
Готовность списка избирателей - за 20 дней до даты голосования. Ограничивается законом и стоимость размещения избирательной рекламы на уровне среднего рекламного тарифа за 12 предшествующих месяцев.
Монгольская Народная партия, имея супербольшинство в парламенте, принимает 22 декабря 2019 года (за полгода до всеобщих выборов) новый закон о выборах. В соответствии с законом образуются многомандатные округа по 2-4 места в аймаке (административное подразделение первого порядка) и в дюреге (всего 9 дюрегов - муниципальных районов столицы Улан-Батора, которые также являются избирательными округами).
На протяжении четырёх циклов всенародных выборов Великого Государственного Хурала в выборах принимали участие 73,65%, 73,58% 65,25% и 74,31% избирателей в 2020, 2016, 2012, и 2008 годах соответственно. Стабильно высокая явка избирателей с небольшим снижением в 2012 году свидетельствует о высокой политической и электоральной активности граждан и успешной политической предвыборной агитации.
Партии, составлявшие на протяжении четырёх электоральных циклов блоки и коалиции, не играют существенной роли в партийно-политической системе страны. Эти партии решают узкопартийные задачи без нацеленности на объединение партий по единству или схожести идейно-политических платформ. Отсутствие тенденции к объединению сохраняет значительную фрагментарность политической системы [8, с. 337-347].
В контексте исключительно четырёх циклов единственным серьёзным успехом коалиционного «проекта» выступили выборы в 2012 году, на которых блок «Справедливость» заработал 10% голосов. По нашему мнению, это можно было связать со структурой оппозиционного политического пространства («протестное» голосование в столице), а также с избирательной системой. Этот эффект, возможно, достигался за счёт списочного голосования - пропорциональной составляющей смешанной системы тех выборов.
Имеют место редкие попытки объединения малых партий, которые решают партийные задачи без нацеленности на преодоление фрагментирования политического пространства [8, с. 337-347]. Также существуют идейно близкие партии, но их не стоит считать спойлер-ными, так как «оригинальные» партии набирают мало голосов, за исключением МНРП, которая может являться спойлером к МНП.
Перед каждыми выборами последних четырёх избирательных циклов происходит значительное изменение в электоральных законодательствах и установках. При значительной фрагментарности политическое пространство Монголии остаётся стабильно активным и политически свободным. Показательна и индексная оценка Монголии как совершенной демократии в Северной Азии [18].
Электорально-избирательный ландшафт Монголии последних четырёх циклов вписывается в идею «закона М. Дюверже» о том, что использование однотуровых мажоритарных избирательных систем с течением времени приводит к двухпартийной схеме [4, с. 262]. Действительно, результаты парламентских выборов 2020 года в Монголии продемонстрировали, что реальных политических сил в Монголии, способных подстроиться под использующиеся политические технологии, по-прежнему остаётся две.
Статика. Экономический и социальный контекст
Выборы 2020 года проходили в неоднозначном и непростом экономическом контексте. Так, с одной стороны, экономические условия можно считать благоприятными. Стабильность развития животноводческой отрасли и рост мировых цен на золото и меднорудные ресурсы как на основные экспортные статьи позволили значительно увеличить государственный бюджет страны с 1 триллиона тугриков в 2008 году до 11,8 триллиона тугриков в 2020 году. Были развёрнуты социальные программы по повышению пенсий, пособий (в том числе детских), зарплат работников бюджетной сферы. Усилилась социальная направленность внутренней политики, что обеспечивало перспективу улучшения уровня жизни.
С другой стороны, рост мировых цен на нефть (импорт нефтепродуктов 100%) и продовольствия (импорт продовольствия до 70%) повлёк за собой рост цен на эти товары и их производные. В результате произошло подорожание не только продовольствия и топлива, но товаров
и услуг. Высокая инфляция обесценила не только рост пособий и зарплат, но и сами социальные программы. Качество жизни населения не улучшается, покупательная способность падает. Происходит рост недовольства населения. Усиливается критика парламента, правительства со стороны оппозиционных политических партий, гражданских движений под лозунгом защиты прав граждан. Такое неоднозначное и непростое социально-экономическое положение послужило своеобразным стимулом к участию в выборной кампании 13 политических партий, 4 коалиций и большого количества независимых кандидатов - 120 человек.
К особой экономической специфике следует отнести также удорожание выборной кампании и рост финансовых расходов на неё. Призывы к оказанию спонсорской помощи постоянно раздавались от кандидатов в парламентарии, непомерные амбиции которых, агитационная сверхактивность, обильное расходование народных денег вызывали негативное отношение избирателей. Электорат опасался сращивания государственной власти и бизнеса, снижения профессионализма парламентариев, замещения его финансовым превосходством.
При этом при обилии популистских лозунгов у всех кандидатов усматривается ряд позитивных посылов в процессе демократического развития монгольского общества, политических партий и общественных движений. В предвыборных платформах отражены не только острые проблемы монгольского общества, но и намечены пути и реальные перспективы их решения. В программных партийных документах закрепляются социальные цели, предлагаются планы по разделу доходов от разработки месторождений между гражданами.
Статика. Основные партии и коалиции (на 2012 год)
Монгольская народная партия (Монгол Ардын Нам). Проект «Global Party Survey» позиционирует Монгольскую народную партию как центристскую партию правого толка, больше тяготеющую к консервативным ценностям. В то же время информационное агентство «Reuters» размещает данную партию в своём обзоре как лево-центристскую [13]. Центром «Perspective Monde» при Школе прикладной политики Университета Шербрука (Квебек, Канада) идеологическая платформа партии оценивается как левая [17]. Участники проекта «Политический атлас современности», работавшие также над энциклопедией «Политические системы современных государств», отмечают, что партия «во многом становится ... социал-демократической» [8, с. 337-347]. Эти расхождения, видимо, можно объяснить тем, что в условиях изменения идеологической платформы в связи со сменой режима в 1990 году была необходимость в «дрейфе» к демократии без потери основной части своего электората, на ряду с консервативным («сберегающем») видением ценностей бывшей Монгольской Народной Республики.
Демократическая партия (Ардчислан Нам). Проект «Global Party Survey» позиционирует Демократическую партию как центристскую партию левого толка, больше тяготеющую к либеральным ценностям. Е. Сироткина характеризует идеологическую платформу партии как либеральную социал-демократическую [10]. В противоположность этой оценке центром «Perspective Monde» при Школе прикладной
1 Особенно это касается Монгольской народно-революционной партии, часть членов которой были важными деятелями оригинальной партии; Е. Сироткина это фиксирует [10].
политики Университета Шербрука (Квебек, Канада) идеологическая платформа партии оценивается как правая [15]. В то же время информационное агентство «Reuters» размещает данную партию в своём обзоре как партию правой идеологической ориентации [13]. Участники проекта «Политический атлас современности», работавшие также над энциклопедией «Политические системы современных государств», характеризуют данную партию с точки зрения её политических ценностей: это либерализм, западная демократия, возрождение традиционной монгольской культуры [8, с. 337-347]. Вкупе это позволяет говорить о консервативной направленности партии. Современный консерватизм не отрицает ценность западной модели демократии и защищает традиционные ценности; кажущееся противоречие о соотнесённости принципов либерализма с консерватизмом не является неразрешимым. Консервативные взгляды к настоящему моменту склонны защищать наиболее устоявшуюся политическую/идеологическую традицию, которой сейчас является либеральная.
Гражданская воля - зелёные (Иргэний Зориг Ногоон Нам). Центром «Perspective Monde» при Школе прикладной политики Университета Шербрука (Квебек, Канада) идеологическая платформа партии оценивается как центристская [17]. Партийная идеология представляет собой либерализм с экологическим уклоном. Это подтверждается в буклете данной партии, в котором описана история возникновения партии и её основные политические ценности. Позиционируя себя как либеральная с момента образования, партия в самом начале 2012 года включила в свои ряды представителей «зелёного» движения (и изменила название) [12]. По итогам объединения в платформу партии добавились «зелёные» идеи. В частности, партия поддерживает развитие «зелёной экономики» в стране, не отказавшись от своих ключевых идей. Е. Сироткина предлагает считать партию либерально-демократической [10].
Коалиция «Справедливость» (MAXH-MYAH-ЫН Шударга Ёс Эвсэл) - Монгольская Народно-Демократическая партия (до 2011 года - Национальная новая партии) (Монгол Yндэсний Ардчилсан Нам) + Монгольская народно-революционная партия (Монгол Ардын Хувьсгалт Нам). Как блок в целом центром «Perspective Monde» при Школе прикладной политики Университета Шербрука (Квебек, Канада) идеологическая платформа блока (коалиции) оценивается как левая [17]. Блок состоит из двух так называемых партий-«спойлеров». Монгольская Народно-Демократическая партия своим названием отсылает к образованной в 1992 году партии с тем же названием. Просуществовав до 1999 года, она (оригинальная партия) стала одной из учредительниц нынешней Демократической партии (1999-2000 гг.). Появление Монгольской народно-революционной партии (в 2010 году) стало возможным в силу раскола, случившегося ранее в партии с тем же названием. Часть партийных функционеров не были готовы к смене названия на менее отсылающих к политическому прошлому партии, в силу чего после изменения названия (на Монгольскую народную партию) оригинальной партии Верховный суд зарегистрировал новую партию с тем же (Монгольскую народно-революционную партию) названием. Сменив название перед очередным электоральным циклом, партии стали мало отличимы1 от своих «оригиналов». Совпадения в символике партии, их платформах не
следует рассматривать как случайные, таким образом, это следует считать проявлением политических технологий.
Монгольская Народно-Демократическая партия (до 2011 года -Национальная новая партии). Идеологическая позиция партии на спектре: консерватизм. Основной вектор видения политики - национализм.
Монгольская народно-революционная партия (основана в 2010 году, не путать сМНРПдо 2010 года). Проект «Global Party Survey» позиционирует данную партию как идеологически правую. Идеологическая позиция партии на спектре: Социальный либерализм. Основной вектор видения политики - «ресурсный национализм» [13].
В вопросе идеологического позиционирования партий существует противоречащие друг другу мнения экспертов и аналитиков. Ориентироваться будем на позиции (оценки) размещения партий на идеологическом спектре, которые встречаются с наибольшей частотностью. Возможным объяснением сложившейся ситуации могло бы выступить предположение, что источники оценивали идеологическую составляющую в динамике на определённом временном интервале, что фиксировало также поствыборные изменения идеологических позиций партий. Подобраны были наиболее соответствующие времени 2008-2020 годов источники, однако часть материалов, способных прояснить ситуацию на политической арене в Монголии с 2008 года, к настоящему моменту не существует в открытом доступе. В частности, коалиция «Справедливость» по итогам цикла 20122016 гг. распалась, и партии выступили на следующих выборах как разные политические силы, причём практически не добились успеха. Из двух партий Монгольская народно-революционная партия смогла получить только 1 мандат по полностью мажоритарной системе, в противовес совместному успеху в 2012 году: 11 мандатов при смешанной системе, что временно повысило эффективное число партий почти на 1 ед. [10].
Динамика. Изменения избирательной системы при выборах национального законодательного органа Монголии
За четыре избирательных цикла в Монголии с 2008 по 2020 год на фоне отсутствия изменений избирательной системы на выборах президента страны (с 1992 года сохранялась система TPC2), изменения избирательного законодательства в отношении Великого Государственного Хурала Монголии не выходили за рамки плюральной/мажоритарной избирательной системы. Суть изменений сводилась к изменениям подкатегории, что объяснялось применением различных политтехно-логий и поиском наиболее рациональной схемы. Типы подкатегорий избирательных систем Монголии за 4 электоральных цикла приведены в таблице 1.
В 2008 и 2020 году реализована блоковая (BV) подкатегория мажоритарной избирательной системы. Данная система предоставляет избирателю возможность голосовать за отдельных кандидатов и позволяет формировать избирательные округа географически разумных размеров. Кроме того, такая подсистема способствует усилению мощных сплочённых и хорошо организованных партий [5]. Недостатком такой подсистемы является выраженная непропорциональность, позволяющая занимать большинство мест в парламенте меньшим про-
2 Согласно ст. 31 Конституции Монголии Президент Монголии избирается в 2 этапа. Парламентские партии и коалиции выдвигают кандидата по одному от каждой партии или коалиции партий. Граждане Монголии, имеющие право голоса, участвуют в выборах президента на основе всеобщего свободного прямого избирательного права путем тайного голосования.
центом голосов. Так, в 2020 году 44,93 % дали Монгольской народной партии 61 (из 76) место в парламенте. Основным недостатком такой подсистемы являются её супермажоритарные итоги, где самая сильная партия фактически получает все парламентские места при помощи простого большинства голосов и фактически блокирует развитие многопартийной системы.
Фактически голосование блоком в Монгольском случае представляет собой упрощённое использование системы First Past the Post (FPTP) в многомандатных округах при голосовании за кандидатов вне зависимости от их партийной принадлежности [5]. При этом избранные представители обязаны своим избранием конкретным географическим территориям, что повышает личную ответственность депутатов перед избирателями таких территорий.
К достоинствам блоковой системы BV и системы относительного большинства FPTP (2016 год) можно отнести возможность формирования однопартийного правительства, что делает незначащим влияние коалиционного меньшинства, которое не способно дестабилизировать работу правительства. Достоинством также является исключение из политической борьбы экстремистских партий. Сохраняется связь избирателей округа с их представителями в парламенте, формирование парламентского представительства по географическому признаку. Географическая подотчётность важна в аграрной части Монголии, так как позволяет выбирать и переизбирать конкретных кандидатов, оценивая их реальные действия в парламенте рационально. Возможность быть выбранным в качестве независимого кандидата основывается в случае Монголии на околосемейных, клановых связях более, чем на партийных или политических связях. Играет роль и простота и понятность для электората такой схемы. В целом подход подсистемы FPTP нацеливает избирателя на индивидуальный подход к кандидату, ориентируя избирателя на оценку имиджа и репутации кандидатов. Демонстрируя важность территориального распределения голосов, FPTP ориентирует избирателя на наиболее «проходного», а не «предпочтительного» кандидата.
К недостаткам следует отнести блокирование развития многопартийной системы за счёт сдвигания на второй план «третьих» участников, которые не добирают поддержки электората, достаточной для получения мест в парламенте, исключение малых партий из представительства, что можно видеть в случае Монголии. Меньшие возможности у национальных, религиозных и иных меньшинств, женщин быть представленными в парламенте из-за «синдрома» представления кандидата, приемлемого для наиболее широкого спектра избирателей. Проблема «потерянных» голосов, при которой избиратели не участвуют в выборах, так как не надеются на победу своего кандидата. Данный факт ведёт к снижению электоральной и политической активности, которое может закрепляться повторением ситуации и привести к электоральной апатии. При этом данные избирательные подсистемы не достаточно чувствительны к колебаниям общественного мнения и стимулируют фрагментацию внутри партийной системы [5].
Смешанная (параллельная) избирательная подсистема, реализованная в Монголии в 2012 году была нацелена на совмещение положительных качеств двух систем: пропорциональной и мажоритарной
Год проведения Избирательная система (подкатегория) Семья избирательной системы Количество уровней
2008 BV (Блоковое голосование) Плюрализм/большинство 1
2012 Параллельная Смешанная (28 депутатов по партийным спискам и 48 по одномандатным округам мажоритарной системы относительного большинства) 2
2016 Система FPTP Плюрализм/большинство 1
2020 BV (Блоковое голосование) Плюрализм/большинство 1
(плюралистической). Такая подсистема характерна для стран с новой демократией. Используются две формулы, действующие параллельно, по которым голоса одних и тех же избирателей использованы для избрания представителей по двум схемам: одномандатным округам и партийным спискам. При этом результаты двух видов голосования обособлены и независимы при распределении мест, а пропорциональный компонент не компенсирует диспропорции в мажоритарных округах. При такой подсистеме существует угроза уменьшения демократичности, а партии походят на закрытые клубы, кандидатами от которых будут становиться самые влиятельные лица в партии. При распределении нескольких мандатов по одному округу возможно противостояние кандидатов из одной партии и оттягивание голосов друг у друга [1]. В Монгольском случае 2012 года это привело к смене лидирующей парламентской партии.
Преимуществом такой избирательной подсистемы является возможность выбрать не только кандидата, но и партию, что даёт «третьим» партиям шансы занять пропорционально выделенные места в парламенте.
К недостаткам следует отнести возможность «отрыва» от избирателей и избирающей территории депутатов, прошедших по партийным спискам за счёт воли партийных лидеров, а также наличие депутатов-«заложников» интересов электората выдвинувшего их округа, сложность и громоздкость функционирования подсистемы для избирателей.
По мнению П. Машкаринца, Монголия, с начала демократизации проводя выборы в однопалатный парламент и несмотря на частые изменения избирательного законодательства, сохраняла такой тип избирательной системы, который способствовал диспропорциональности и приводил к победе более крупные партии [16].
В выборах 1996 и 2004 года Демократические коалиции основных оппозиционных партий противостояли МНРП. Итоги этих выборов приближали партийную систему к двухпартийному формату, так как демократическая коалиция рассматривались избирателями и противостоящей МНРП как единый претендент [16].
Изменение подкатегории избирательной системы в 2008 году не привело к серьёзным преобразованиям в монгольской партийной системе. Результаты выборов 2008 года вновь проявили склонность
Табл. 1. Типы подкатегорий избирательных систем Монголии за 4 электоральных цикла. Источник: составлена автором.
партийного устройства к двухпартийной схеме. При этом новым и мелким партиям, чтобы включиться в борьбу, необходимо было представлять в качестве кандидатов влиятельные персоны с высоким рейтингом доверия и популярности у населения.
Следующий этап изменений, повлиявших на дальнейшие выборы в Монголии, связан с институциализацией партийной системы и формы межпартийной конкуренции. Так, в 2010 году на съезде партии происходит ребрендинг МНРП в Монгольскую народную партию (МНП). Несогласные члены, отколовшись в 2011 году, сформировали новую партию под прежним названием МНРП во главе с экс-президентом Н. Энхбаяром.
Результаты выборов 2012 года продемонстрировали смену лидеров - победа Демократической партии оставила на вторых ролях МНП (бывшую МНРП), которая потеряла около половины мест по сравнению с предыдущими выборами, сохранив при этом позицию второй по величине парламентской фракции.
Особенностью выборной кампании 2012 стало третье место у коалиции «Справедливость» с 11 местами в парламенте. Такая ситуация происходит впервые с 1992 года, когда третья партийная сила после двух ведущих партий получает более чем одно парламентское место.
Наметившаяся тенденция к увеличению эффективного числа партий пресекается выборами 2016 года. По их результатам Демократическая партия потерпела полное поражение (при этом доминируя в Улан-Баторе). Было изменено избирательное законодательство на подсистему FPTP - простую форму множественной мажоритарной избирательной системы с однокомпонентными округами и голосованием за кандидатов, а не за партии.
Выборы 2020 года неожиданностей не приносят. Монгольская народная партия почти без потерь сохраняет свои позиции 61 против 65 мест в 2016 году. Демократическая партия несколько улучшает свои позиции 11 против 9 мест в 2016 году.
Динамика. Изменение показателей выборов в Великий Государственный Хурал Монголии в течение последних четырёх циклов
Рассмотрение и оценку динамики выборов в Великий Государственный Хурал Монголии за последние четыре цикла проведем с опорой на сводную таблицу 2, характеризующую основные значимые показатели.
За четыре избирательных цикла смена власти в Монголии происходила дважды в 2012 и 2016 годах. В 2012 году парламентское относительное большинство было у Демократической партии - 31 мандат, в 2016 году лидирующие позиции вернула себе Монгольская народная партия с большинством в 61 мандат.
В 2012 году победу одержала оппозиция, при этом не одна из партий не получила значительного большинства в парламенте. Выборы проходили в контексте пикового роста экономики в горнодобывающей отрасти (+17%) [2]. Этот экономический факт выгодно обыграла в своих программных документах Демократическая партия Монголии, выступив с популистскими предложениями по использованию доходов горнодобывающей отрасли и вовлечения в долевое участие жителей в сырьевых и добывающих предприятиях горнорудного сектора
Показатели 2008 2012 2016 2020
Количество партий/ избирательных союзов 11 партий и 1 коалиция 11 партий и 2 коалиции 12 партий 13 партий и 4 коалиции
Количество мест в палате 76 76 76 76
Количество зарегистрированных кандидатов всего /мужчин/женщин 356 544 498/369/129 606/455/151
Явка избирателей 74,31% 65,35% 73,58% 73,65%
Количество партий/ блоков, получивших места в парламенте 4 4 3 4
Доля партий, получивших места в парламенте 33,33% 23,08% 25% 23,53%
Доля мест в парламенте, полученных крупнейшей партией 59,21% Монгольская Народная партия 30,76% Демократическая партия 85,58% Монгольская Народная партия 80,26% Монгольская Народная партия
Общее распределение мест среди политических групп и партий 1. Монгольская народно-революционная партия - 45 2. Демократическая партия-28 3.Гражданская воля - 1 4. Зелёная партия Монголии -1 5.Независи-мые кандидаты - 1 1. Демократическая партия -31 2.Монгольская Народная партия- 25 3.Коалиция "Справедливость" - Монгольская Народно-Демократическая партия (до 2011 года - Национальная новая партии) + Монгольская народно-революционная партия- 11 4.Гражданская воля -зелёные-2 5.Независимые кандидаты -3 6. Вакантны - 4 (нарушения, недобор голосов) 1.Монголь-ская Народная партия- 65 2.Демокра-тическая партия- 9 3.Монголь-ская Народно-революционная партия - 1 4.Независи-мые кандидаты - 1 1.Монголь-ская Народная партия -61 2.Демократи-ческая партия (ДП) - 11 3.Наша коалиция- 1 4.Коалиция правых избирателей - 1 5.Независи-мые кандидаты - 1
Количество партий сформировавших правительство 1 Монгольская Народная партия (МПП) 2 коалиционно Гражданская воля -зелёные Коалиция Справедливость" 1 Монгольская Народная партия (МПП) 1 Монгольская Народная партия (МПП)
Смена власти после выборов нет да да нет
(уголь, медь, уран, золото). Основным покупателем сырья является Китай - около 90 %. Демократической партии удалось убедить избирателей в эффективности её плана перераспределения «сырьевых» доходов и увеличения социальной части бюджета.
Победа главной оппозиционной партии (Демократической партии) сопровождалась небольшим перевесом голосов - 31 против 25
Табл. 2. Динамика показателей выборов . Источник: составлена автором.
у Монгольской Народной партии, что означало необходимость создания парламентской коалиции.
Успех демократов наблюдатели, кроме удачного стечения политических предпосылок и экономических обстоятельств, агитационной активности в совокупности с эффективными политтехноло-гиями, объяснили возникновением новой партии - Монгольской народно-революционной партии (МНРП) во главе с экс-президентом Н. Энхбаяром. Новая МНРП отвлекла значительную часть голосов у МНП за счёт авторитета и популярности у электората перешедших за Н. Энхбаяром (не баллотировался) сторонников [3].
Возможна ситуация, когда третьи партии или блоки способны при относительном неуспехе двух основных партий, как это наблюдалось в 2012 году, пробиться в парламент. Это противоречит тезису о двухпартийной системе (как было рассчитано, эффективное число партий в кампании 2012 было на уровне 3 партий [10]), но не противоречит идее, что только две политические силы способны преодолеть избирательный барьер. Политическую арену дополняют некоторые малые партии с продолжительной историей, как например: «Гражданская воля—Зелёные» и многочисленные «ситуативные» (предвыборные) блоки, коалиции и объединения, которые не связаны прочными связями, обязательствами. Наибольших успехов за последние 4 избирательных цикла добилась коалиция «Справедливость». Эта коалиция смогла провести в Хурал 11 депутатов. В других же случаях коалициям чаще всего удаётся делегировать только одного депутата.
В 2016 году поражение Демократической партии Монголии отчасти можно объяснить значительным падением темпов роста экономики.
В 2020 году победила правящая Монгольская Народная партия. По мнению монгольских наблюдателей, избиратели проголосовали за «социальную» программу МНП, социальные аргументы перевесили в данном случае политические предпочтения, что объясняется ухудшившейся экономической и социальной ситуацией. Так, в программе МНП перечислены пункты, улучшающие положение избирателей: ежегодное медобследование, ипотека без первоначального взноса, процентная ставка по кредиту менее 1% в месяц, уменьшение подоходного налога вдвое, проекты «Детские сбережения», «Местная дорога», жилье для 70% населения, безопасность жителей Улан-Батора, экологический проект - уменьшение загрязнения воздуха на 80 %, «Национальная стипендия», налоговые вычеты многодетным [11]. Лидер Демократической партии, получившей всего 11 мест в парламенте, уходит в отставку, молодые члены партии требуют замены всего партийного руководства [9].
В динамике показателей выборов в Великий Государственный Хурал Монголии изменения произошли не по всем индикаторам или не были резкими. Так, количество партий и коалиций, вышедших на выборы, колеблется в пределах 12-17. При неизменности количества мест в парламенте - 76. Количество зарегистрированных кандидатов увеличивается в 1,7 раза с 356 в 2008 году до 606 в 2020 году. Доля женщин за последние два цикла снизилась на 1%. При росте числа зарегистрированных избирателей явка колеблется с 74,31% до 73,65%. Количество партий, получивших места в парламенте - 4 партии, за исключением 2016 года, когда в парламент прошли 3 пар-
тии. Доля партий, получивших места в парламенте, уменьшилась с 33,33% в 2008 году до 23,53% в 2020 году. Доля мест в парламенте для крупнейшей партии менялась значительно. Так, в 2008 году этот показатель - 59,21%, в 2012 году - 30,76%, в 2016 году - 85,58%, в 2020 году - 80,26 %. Лидирующие позиции Монгольская народная партии уступила Демократической партии только в 2012 году. В этом же 2012 году правительство было сформировано коалиционно. Гендерный и возрастной диапазоны за два последних цикла существенных изменений не претерпели.
Выводы
С учётом того, что «статика» парламентских выборов (как предварительные условия и предвыборные расклады) по определению зависима от их «динамики», в случае последних электоральных циклов в Монголии следовало бы отметить, что обратная связь проявляется в гораздо меньшей степени. Иными словами, имело место серьёзнейшее влияние институциональных изменений на «стартовые условия» и контексты в каждом электоральном цикле, а «стартовые условия» практически не подготовили почву для изменений как в стратегии, так и в поведении властных акторов.
Имеющееся исключение (выборы 2012 года) - единственное среди отобранных нами циклов, когда «стартовые условия» и контекст обеспечили изменение «динамики» следующих выборов. Беспорядки 2008 года и слабая по местным меркам легитимность выборов привели к провалу МНП на выборах 2012 года, даже с учётом применяемых политических технологий.
Влиятельным фактором также выступает поиск в конце нулевых и на всём протяжении 10-гг. XXI века оптимального электорального механизма.
В настоящее время эффекты «статики» на парламентских выборах не могут быть выражены, например, протестным голосованием. Протестное голосование в наибольшей степени - феномен 2012 года. Для его успеха потребовалась констелляция нескольких факторов: противоречивость и слабая легитимность голосования 2008 года, пропорциональная избирательная система, продолжительное правление доминирующей партии, без учета социальной и экономической повестки.
За последние четыре избирательных цикла доминирующая партия уступила в борьбе за власть лишь однажды. Политическая активность населения постоянно остаётся на высоком уровне.
На фоне «динамики» выборного процесса (парламентских выборов) формируется набор «стартовых условий», уточняющийся в течение электорального цикла - продолжительности созыва/срока исполнения полномочий депутатами парламента, - который обуславливает «статику».
Литература
1. Ганбаатар Д. Кому выгодно «смешать» смешанную избирательную систему Монголии? // Интернет-портал информационного агентства «ARD: Asia Russia Daily». 16.11.2015. URL http://asiarussia.ru/ news/9922/ (Дата посещения: 06.09.2020).
2. Голосование на парламентских выборах началось в Монголии // Интернет-портал информационного агентства «РИА Новости». URL https://ria. ru/20120628/686700276.html (Дата посещения 06.09.2020)
3. Демократическая партия Монголии с небольшим отрывом от основного конкурента победила на парламентских выборах. // Интернет-портал информационного агентства «ТАСС». URL https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/515224 (Дата посещения 06.09.2020).
4. Дюверже М. Политические партии. - М.: Академический Проект. 2002. 560 с.
5. Избирательные системы // Интернет-портал «ACE Project. The Electoral Knowledge Network». URL https://aceproject. org/ace-ru/topics/es/esd/esd01/esd01b/ esd01b01 (Дата посещения: 06.09.2020).
6. Межпарламентский союз (МПС) // Официальный интернет-портал Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL http://council.gov. ru/activity/crosswork/dep/65/ (Дата посещения: 06.09.2020).
7. МНРП победила на выборах в Монголии. // Интернет-портал «Информ Полис». URL: https://www.infpol.ru/171366-mnrp-pobedila-na-vyborakh-v-mongolii/ (Дата посещения: 06.09.2020).
8. Монголия // Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: В 4 т. Т. 2: Азия / МГИМО (У) МИД России, ИНОП; гл. ред. А. В. Торкунов; науч. ред. А. Ю. Мельвиль; отв. ред. М. Г. Миронюк. -М.: Аспект Пресс, 2012. С. 337-347.
9. Организационные выводы после выборов в Монголии и отставки руководителей партий. // Интернет-портал информационного агентства «Монголия сейчас». 26.06.2020. URL http://www.mongolnow.
com/organizatsionnye-vyvody-posle-vyborov-v-mongolii-i-otstavki-rukovoditelej-partij/ (Дата посещения: 06.09.2020).
10. Сироткина Е. Анализ парламентских выборов в Монголии 28 июня 2012 г. [Электронный документ] // Интернет-портал «Политическая регио-налистика» (Лаборатория региональных политических исследований НИУ ВШЭ). URL http://www.regional-science.ru/ wp-content/uploads/2012/10/Монголия-2012-Сироткина.pdf (Дата посещения: 06.09.2020).
11. Что пообещала победившая на выборах Монгольская Народная партия? // Интернет-портал информационного агентства «Монголия сейчас». 25.06.2020. URL http://www.mongolnow.com/chto-obeshhala-pobedivshaya-na-vyborah-mongolskaya-narodnaya-partiya/ (Дата посещения: 06.09.2020).
12. Civil Will-Green Party // Интернет-портал «Global Greens». URL https:// www.globalgreens.org/parties/civil-will-green-party-mongolia (дата посещения: 30.04.2020).
13. Duncan M. REFILE-Mongolia's freemarket MDP claims election lead [Электронный документ]// Интернет-портал «Reuters». 29.06.2012. URL https://www. reuters.com/article/mongolia-elections/refile-mongolias-free-market-mdp-claims-election-lead-idUSL3E8HS2LS20120629 (Дата обращения: 06.09.2020).
14. Electoral system family - Mongolia // Интернет-портал «IDEA. Institute for Democracy and Electoral Assistance». URL: https://www.idea.int/answer/ ans1303571706671147 (дата обращения: 23.12.2020).
15. Freedom in the World 2013. Democratic Breakthroughs in the Balance // Интернет-портал агентства «Freedom House». URL https://freedomhouse.org/sites/ default/files/2020-02/FIW_2013_Booklet.pdf (дата посещения: 03.05.2020).
16. Maskarinec P. Ticket splitting, strategic voting and personal vote in the 2012 Mongolian elections // Communist and Post-Communist Studies. 2019. Vol. 52, No. 3.
Pp. 235-245.
17. Mongolie - Législative - Élections 2012 // Интернет-портал «Perspective Monde» / École de politique appliquée, Faculté des lettres et sciences humaines, Université de Sherbrooke, Québec, Canada. URL http:// perspective.usherbrooke.ca/bilan/servlet/BM
Election?codePays=MNG&dateElection=MN G2012628&codeInstitution=1 (дата посещения: 06.09.2020).
18. Mongolia // Интернет-страница исследовательского проекта «Polity IV». URL: http://www.systemicpeace.org/polity/mon2. htm (дата обращения: 23.12.2020).
German I. OSTAPENKO,
Bachelor (in Political Science), Expert, Center for Spatial Analysis in International Relations, Institute for International Studies, MGIMO University (Moscow, Russia). E-mail: g.ostapenko@inno.mgimo.ru
"Dynamics" and "Statics" of Parliamentary Elections in Mongolia Through the Prism of Electoral Analysis
UDC 328
doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/37-52
Mongolia,
State Great Khural,
parliament,
electoral cycle,
Mongolian People's
Party,
Democratic Party
This research was carried out within the Russian Science Foundation grant № 1978-10004 "Transformation of electoral behavior in the regions of foreign countries bordering on the Russian Federation: comparative spatial analysis".
Parliamentary elections in Mongolia in the 21st century are accompanied by a struggle between the two largest political parties - the Mongolian People's Party and the Democratic Party. They do not have a strong competitor as an alternative among the "third" parties, especially in the actual conditions of the fragmented political space. As a part of the political struggle, both parties try to respond to social challenges, to balance the approval and dissatisfaction of the electorate or elites. Both parties are structurally interdependent on each other and on internal political events that significantly influence their short-run strategy. If we consider the dynamics of the rivalry of these parties over several electoral cycles, we should "set the framework" for assessing the electoral processes in Mongolia through the prism of political actions. Situational planning of foreign policy, changes in electoral legislation, and imperfect representation of political agents in Khural have become new political routines in Mongolia.
For citation: Ostapenko G. I. "Dynamics" and "Statics" of Parliamentary Elections in Mongolia Through the Prism of Electoral Analysis // Oriental Institute Journal. 2020. № 4. P. 37-52. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/37-52
References
1. Ganbaatar D. Komu vygodno «smeshat'» smeshannuyu izbiratel'nuyu sistemu Mongolii? // Internet-portal informatsionnogo agentstva «ARD: Asia Russia Daily». 16.11.2015. URL http:// asiarussia.ru/news/9922/ (Data poseshheniya: 06.09.2020).
2. Golosovanie na parlamentskikh vyborakh nachalos' v Mongolii //
Internet-portal informatsionnogo
agentstva «RIA Novosti». URL https:// ria.ru/20120628/686700276.html (Data poseshheniya 06.09.2020)
3. Demokraticheskaya partiya Mongolii s nebol'shim otryvom ot osnovnogo konkurenta pobedila na parlamentskikh vyborakh. // Internet-portal informatsionnogo agentstva «TASS». URL https://tass.ru/
mezhdunarodnaya-panorama/515224 (Data poseshheniya 06.09.2020).
4. Dyuverzhe M. Politicheskie partii. -M.: Akademicheskij Proekt. 2002. 560 s.
5. Izbiratel'nye sistemy // Internet-portal «ACE Project. The Electoral Knowledge Network». URL https://aceproject.org/ace-ru/ topics/es/esd/esd01/esd01b/esd01b01 (Data poseshheniya: 06.09.2020).
6. Mezhparlamentskij soyuz (MPS) // Ofitsial'nyj internet-portal Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federatsii. URL http://council.gov.ru/activity/crosswork/ dep/65/ (Data poseshheniya: 06.09.2020).
7. MNRP pobedila na vyborakh v Mongolii. // Internet-portal «Inform Polis». URL: https://www.infpol.ru/171366-mnrp-pobedila-na-vyborakh-v-mongolii/(Data poseshheniya: 06.09.2020).
8. Mongoliya // Politicheskie sistemy sovremennykh gosudarstv: EHntsiklopedicheskii spravochnik: V 4 t. T. 2: Aziya / MGIMO (U) MID Rossii, INOP; gl. red. A. V. Torkunov; nauch. red. A. YU. Mel'vil'; otv. red. M. G. Mironyuk. - M.: Aspekt Press, 2012. S. 337-347.
9. Organizatsionnye vyvody posle vyborov v Mongolii i otstavki rukovoditelej partij. // Internet-portal informatsionnogo agentstva «Mongoliya sejchas». 26.06.2020. URL http://www.mongolnow.com/ organizatsionnye-vyvody-posle-vyborov-v-mongolii-i-otstavki-rukovoditelej-partij/ (Data poseshheniya: 06.09.2020).
10. Sirotkina E. Analiz parlamentskikh vyborov v Mongolii 28 iyunya 2012 g. [EHlektronnyj dokument] // Internet-portal «Politicheskaya regionalistika» (Laboratoriya regional'nykh politicheskikh issledovanij NIU VSHEH). URL http://www.regional-science. ru/wp-content/uploads/2012/10/Mongoliya-2012-Sirotkina.pdf (Data poseshheniya: 06.09.2020).
11. CHto poobeshhala pobedivshaya na vyborakh Mongol'skaya Narodnaya partiya? // Internet-portal informatsionnogo agentstva «Mongoliya sejchas». 25.06.2020. URL http://
www.mongolnow.com/chto-obeshhala-pobedivshaya-na-vyborah-mongolskaya-narodnaya-partiya/ (Data poseshheniya: 06.09.2020).
12. Civil Will-Green Party // Internetportal «Global Greens». URL https:// www.globalgreens.org/parties/civil-will-green-party-mongolia (data poseshheniya: 30.04.2020).
13. Duncan M. REFILE-Mongolia's free-market MDP claims election lead [EHlektronnyj dokument]// Internet-portal «Reuters». 29.06.2012. URL https://www. reuters.com/article/mongolia-elections/refile-mongolias-free-market-mdp-claims-election-lead-idUSL3E8HS2LS20120629 (Data obrashheniya: 06.09.2020).
14. Electoral system family - Mongolia // Internet-portal «IDEA. Institute for Democracy and Electoral Assistance». URL: https://www.idea.int/answer/ ans1303571706671147 (data obrashheniya: 23.12.2020).
15. Freedom in the World 2013. Democratic Breakthroughs in the Balance // Internet-portal agentstva «Freedom House». URL https://freedomhouse.org/sites/default/ files/2020-02/FIW_2013_Booklet.pdf (data poseshheniya: 03.05.2020).
16. Maskarinec P. Ticket splitting, strategic voting and personal vote in the 2012 Mongolian elections // Communist and Post-Communist Studies. 2019. Vol. 52, No. 3. Pp. 235-245.
17. Mongolie - Législative - Élections 2012 // Internet-portal «Perspective Monde» / École de politique appliquée, Faculté des lettres et sciences humaines, Université de Sherbrooke, Québec, Canada. URL http:// perspective.usherbrooke.ca/bilan/servlet/ BMElection?codePays=MNG&dateElectio n=MNG2012628&codeInstitution=1 (data poseshheniya: 06.09.2020).
18. Mongolia // Internet-stranitsa issledovatel'skogo proekta «Polity IV». URL: http://www.systemicpeace.org/polity/mon2. htm (data obrashheniya: 23.12.2020).