ДИНАМИКА И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ю.А. ЦЫПКИН,
доктор экономических наук, профессор
А.А. ЧЕРЕДИЛОВ, И.С. ПАКУЛИНА
Государственный университет по землеустройству
По данным Федерального агентства по сельскому хозяйству, численность сельского населения Кировской области сокращается. Так, если в 2002 г. она составляла 425 тыс. чел., то в 2003 г. — 422 тыс., в 2004 г. — 413 тыс. а в 2005 г. — уже только 403 тыс. чел. (см. таблицу).
В 2005 г. в области имели место административно-территориальные преобразования (АТП), повлиявшие на соотношение численности городского и сельского населения области. Поселки городского типа Дубровка Белохолуницкого района, Созимский Верхнекамского района, Христофорово Лузского района, Октябрьский Мурашинского района, Белореченск, Лесные Поляны, Черная Холуница Омутнинского района, Заря и Мароми-ца Опаринского района и Торфяной Оричевского района, с численностью менее 2 тыс. чел., стали сельскими населенными пунктами. В город Киров вошли поселки городского типа Лянгасово и Радужный, сельский населенный пункт — поселок Победилово. В город Слободской вошел поселок Первомайский. Поселок Сева Афанасьевского района передан в Удмуртскую Республику.
Таким образом, видно, что в 2004 г. сохранилась тенденция улучшения общей ситуации в социально-трудовой сфере села, оцениваемой по суммарному индексу семи основных показателей. Тем не менее, темпы улучшения в городе были выше, вследствие чего отставание села по уровню общей оценки социального благополучия увеличилось с 4,4 до 4,7 (чем ниже коэффициент сводной оценки, тем лучше ситуация). Основным фактором различия между городом и селом по этой оценке остается материальное положение населения.
Численность сельского населения Кировской области за год увеличилась на 3,5 тыс. чел. и составила на начало 2006 г. 406,2 тыс. чел. (28 %). Однако, очевидно, что это увеличение численности сельского населения носит искусственный характер, так как оно явилось исключительно следствием административно-территориальных преобразований. Реальный темп роста рождаемости в сельской местности снизился до 0,4 % против 6,6 % в 2003 г. Непрерывно продолжавшийся начиная с 1999 г. рост смертности приостановлен: число смертей на 1 тыс. сельских жителей сократилось до 18 против 18,4 в 2003 г. При
Численность населения Кировской области (тыс. чел.)
Показатели Население в том числе:
городское сельское
Численность постоянного населения на 1 января 2005 г. 1 461,3 1 058,6 402,7
Изменения за год:
Естественный прирост (-убыль) -14,1 -0,96% -8,9 -0,84 % -5,2 -1,29 %о
Родившиеся 13,5 9,7 3,8
Умершие 27,6 18,6 9,0
Миграционный прирост (-убыль) -4,0 -0,27% -1,4 -0,13 % -2,6 -0,65 %
Административно-территориальные преобразования -0,3 -0,02% -15,1 -1,43 % 14,8 3,68%
Численность постоянного населения на 1 января 2006 г. 1 442,9 -1,26% 1 033,2 -2,40 % 409,7 1,74 %0
Среднегодовая численность постоянного населения за 2005 г. (с учетом АТП) 1 452,1 1 045,9 406,2
Источник: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
этом, однако, превышение уровня смертности на селе по сравнению с городом увеличилось до 18,4 % против 17,9 % в предыдущем году.
Основные базовые характеристики сельского рынка труда и занятости ухудшились. Уровень экономической активности населения области в 2005 г. снизился до 61 % (против 63,5 % в 2003 г.), а уровень занятости — до 53,9 % (против 54,7 % в 2003 г.). Общая безработица по состоянию на начало 2006 г. выросла и составила 11,5 %. Продолжилась тенденция экономически не оправданного снижения численности населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве области. По оценке авторов, можно ожидать новой волны безработицы на селе, что обусловлено, с одной стороны, активным высвобождением в ряде регионов излишних работников из аграрного сектора в результате внедрения новых технологий, с другой — продолжающимся процессом разрушения крупного сельскохозяйственного производства.
В качестве позитивной тенденции следует отметить сокращение разрыва между показателями численности сельских безработных, зарегистрированных в службе занятости, и общей численности сельских безработных в трудоспособном возрасте. В 2003 г. этот разрыв составлял 3,9 раза, в 2005 г. — 2,6 раза.
В целом можно сказать, что сельский рынок труда остается на начальной стадии формирования, спрос и предложение рабочей силы разбаланси-рованы, социально ориентированные отношения не развиты. Долговременный спад сельскохозяйственного производства породил настолько глубокие негативные тенденции в обеспечении сельскохозяйственного производства высокопрофессиональными кадрами, что преодолеть их до сих пор не удается. Квалификационная структура кадров совершенствуется крайне медленно. Резко снизилась насыщенность сельскохозяйственных организаций главными специалистами. Одновременно четко прослеживается тенденция «старения» кадров. Особую тревогу вызывает низкий уровень трудоустройства (11,4 %) и закрепляемости (9,7 %) молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях области.
Уровень бедности в сельской местности Кировской области снижается медленнее, чем в городской, что приводит к увеличению разрыва между селом и городом по этому показателю. В 2004 г. за порогом бедности находилась почти половина сельского населения области (29 % городского), а доходы в 2 и более раза ниже прожиточного минимума имели 15,8 % сельчан (5,6 % горожан).
Проведенный анализ выявил следующие
тенденции социально-экономического развития
сельской территории Кировской области:
• в сельской местности идет интенсивный процесс ухудшения качества питания населения при общем недопотреблении пищевых веществ, необходимых для восстановления рабочей силы, расходуемой при выполнении тяжелого физического труда, преобладающего на селе;
• процесс передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры от сельхозтоваропроизводителей в муниципальную собственность идет медленно;
• ввод сельских дошкольных образовательных учреждений на 42 % превысил уровень 2003 г.;
• резко сократилось строительство общеобразовательных, больничных, амбулаторно-по-ликлинических и клубных учреждений; продолжается сокращение сети сельских школ;
• реорганизация сети учреждений здравоохранения привела к сокращению лечебных учреждений на селе;
• обострилась проблема централизованного водоснабжения в сельской местности;
• резко ухудшилось автобусное обслуживание жителей села;
• в положении сельских женщин за прошедший год наметился ряд негативных тенденций, связанных прежде всего с ухудшением их здоровья, резким ослаблением позиций на рынке труда и ухудшением экономических возможностей для продуктивной занятости;
• тенденции в естественном движении и социализации детского населения неблагоприятны. Несмотря на то, что рождаемость на селе за последние 5 лет выросла на 14 %, а младенческая смертность уменьшилась на 20 %, численность и удельный вес детей продолжают снижаться, ухудшается соотношение численности детей и лиц пенсионного возраста, что затрудняет замещение лиц, уходящих на пенсию;
• нет позитивных перемен в положении сельской молодежи. В сложных демографических условиях формирования трудовых ресурсов села особенно тревожит тенденция роста потерь молодежи в результате смертности. Незначительный и неустойчивый спрос на рабочую силу, отсутствие альтернативных рабочих мест оказывают негативное психологическое воздействие на работающую сельскую молодежь. Пролонгация инерционного сценария развития сельской территории Кировской области
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика 29
неизбежно приведет к дальнейшему развитию негативных процессов в социально-трудовой сфере села, демографическому вырождению значительной части сельских поселений, росту безработицы и консервации широкомасштабной бедности, разрушению социальной и инженерной инфраструктуры села, ухудшению положения слабо защищенных социальных групп на селе — женщин, детей и молодежи, подрыву кадрового потенциала сельского хозяйства региона, созданию неблагоприятного социально-психологического климата в деревне, криминализации ее жизни.
Выход социально-трудовой сферы села из затяжного кризиса возможен только на основе реального признания в стратегических планах области приоритетности развития сельских территорий и сельского хозяйства как поселенческообразующей экономической основы села и принятия эффективных выверенных мер по их поддержке.
Необходимы разработка и утверждение на уровне области стратегии устойчивого развития сельской территории. Она должна способствовать совершенствованию и дальнейшему развитию программно-целевого метода управления сельскими территориями. Целесообразно разработать и законодательно утвердить региональные нормативы (социальные стандарты) обеспеченности сельских поселений с разной численностью проживающих стационарными и передвижными объектами обслуживания, а также радиусы пешеходной и транспортной доступности организаций и учреждений социальной сферы села.
Региональная политика в области развития социальной сферы села должна проводиться более последовательно, не допуская принятия правовых актов, противоречащих достижению государственных программно-целевых ориентиров, таких как отмена 25 %-й надбавки к заработной плате сельских врачей, учителей и других работников социальной сферы села, а также льгот этим работникам по оплате услуг ЖКХ по Федеральному закону от 22.08.2004 №122; отмена отсрочки от военной службы работающим в сельской местности учителям с высшим образованием и врачам по правительственному законопроекту, принятому Государственной Думой в первом чтении 21.04.2006.
Необходимо приостановить порочную практику ликвидации малокомплектных сельских школ, участковых больниц, амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, возведенную в ранг государственной политики, осуществляемой под предлогом улучшения качества образовательных и медицинс-
ких услуг, оказываемых сельскому населению.
Особое внимание должно быть уделено обеспечению доступности бесплатного полного среднего образования для жителей малых отдаленных сел и деревень Кировской области, возрождению в сельской школе профориентации и профессионального профильного обучения. Для сохранения малокомплектных сельских школ при переходе на подушевое финансирование следует разработать и ввести нормативы, дифференцированные в зависимости от численности учащихся общеобразовательных учреждений.
Требуются дополнительные механизмы и для достижения цели, которую преследуют мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей, молодых специалистов на селе, осуществляемых в рамках национального проекта по развитию агропромышленного комплекса.
Для развития программно-целевого подхода к регулированию сельских территорий, по мнению авторов, необходимо Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года» дополнить пакетом следующих программ:
• создание и сохранение новых рабочих мест в АПК;
• снижение масштабов алкоголизации и реабилитация маргинальных слоев сельского населения;
• демографическое развитие сельских территорий, включая стимулирование миграции в трудонедостаточные сельские районы;
• развитие сельского рынка труда;
• развитие подсобных предприятий и промыслов, других видов несельскохозяйственной деятельности в сельской местности и стимулирование малого и среднего бизнеса в этой сфере;
• улучшение социально-экономического положения, профессиональной ориентации и подготовки сельской молодежи, закрепление ее на селе;
• стабилизациия и улучшение кадровой ситуации в сельском хозяйстве;
• улучшение экологической ситуации и условий воспроизводства возобновляемых природных ресурсов в сельской местности.
С 2007 г. началась реализация нового национального проекта — программы стимулирования рождаемости, основные положения которой были представлены Президентом России В. В. Путиным в послании Федеральному собранию 10.05.2006. Можно предположить, что сельское население Кировской области окажется более восприимчивым,
чем городское, к предложенным мерам поддержки материнства и детства и отреагирует на них всплеском репродуктивного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию, Москва, 10.05.2006 // Российская газета, 2006. 11 мая.
2. О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» [постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002, № 858] // Юридический мир: Правовая полнотекстовая информационно-поисковая система. — М.: Дело и право, 2006.
3. Агропромышленный комплекс России: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2004.
4. Статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной
статистики по Кировской области, 2004 — 2006 гг.
5. Статистические данные Федерального агентства по сельскому хозяйству, 2004 — 2005 гг.
6. Цуканов В. И. Эффективное использование трудового потенциала аграрного сектора экономики и системы управления земельными ресурсами региона [Текст] / В. И. Цуканов, Ю. А. Цыпкин / Вестник Московского университета МВД России, 2006. № 7. С. 30 - 31.
7. Цуканов В. И. Исследование трудового потенциала аграрного сектора / В. И. Цуканов, Ю. А. Цыпкин, И. С. Пакулина // Сб. научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (15 — 25 апреля 2006 г.). Т. 5. Экономика - Одесса: Черноморье, 2006. С. 45 — 46.