Научная статья на тему 'Динамика и перспективы развития рынка автострахования в России'

Динамика и перспективы развития рынка автострахования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галстян А. Ш., Шиянова А. А., Глушко Д. С.

Анализ рынка автострахования будем выполнять на официальных данных статистики, достаточно достоверных, так как в автостраховании не наблюдалось случаев применения «налогосберегающих» технологий, что отмечается многими специалисты в страховой сфере. Однако, оценки некоторых показателей различными источниками данных, например емкости рынка автострахования, зачастую расходятся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика и перспективы развития рынка автострахования в России»

2. Портер М. Конкуренция. СПб.: Издат. дом «Вильямс», 2007.

3. Терещенко В.М. Маркетинг-терапия. СПб.: Питер, 2004.

4. Jennings R. Resisting takeovers isn't always bad // R. Jennings, M. Mazzeo. Business horizons. 1986. March/April.

ГАЛСТЯН А.Ш., ШИЯНОВА А.А., ГЛУШКО Д.С.

ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗБИТИЯ РЫНКА

АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Анализ рынка автострахования будем выполнять на официальных данных статистики, достаточно достоверных, так как в автостраховании не наблюдалось случаев применения «налогосберегающих» технологий, что отмечается многими специалисты в страховой сфере. Однако, оценки некоторых показателей различными источниками данных, например емкости рынка автострахования, зачастую расходятся. С нашей точки зрения подобные расхождения обусловлены следующими факторами:

- некоторые страховые компании (чаще всего средние и мелкие) для привлечения клиентов завышают оценки собранных премий по автострахованию;

- автострахование характеризуется определенной долей «кэптивных» сборов.

Автострахование - довольно крупный и наиболее динамично развивающийся сектор открытого рынка страхования. Так, в 2004 году автострахование обеспечило 65% всех страховых сборов на открытом рынке - порядка 83,52 млрд. рублей из 129,6 млрд. рублей. Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы доля автострахования в общих страховых сборах не превышает 45-50%, Западной Европы и США - 10-20% [7]. В 2005 году страховые сборы рынка автострахования составили 117,6 млрд. рублей из 495,5 млрд. рублей. В 2006 году из 610,6 млрд. рублей страховых сборов 141,9 млрд. рублей составили сборы по автострахованию [3]. За три месяца 2007 года из 190 млрд. рублей 35,6 млрд. рублей обеспечили сборы по автострахованию.

Анализ динамики индексов страховых премий, выявил, что с 2002 года по 2004 год сборы по автострахованию выросли почти в 5 раз - с 17,3 млрд. рублей до 83,5 млрд. рублей [7].

Автострахование с ОСАГО Автострахование без ОСАГО Страхование жизни Страхование имущества ДМС Прочие

0 20 40 60 80 100 120

Рис. 1. Темпы роста основных видов страхования в 2002-2004 гг.

СП

л ь о

ш j

^

а

z

ш

о ь

N □

Ш

О

Ö

I—

ф

о а ф

I

>

0

1 I

ф

со

I—

О

а ö

£ о

0

1_

0

1_

о о

са

О

I—

О

о

CL

О ф

о ф

т

Ключевую роль в быстром росте автострахования за этот период сыграло введение ОСАГО о в 2003 году. Однако и без учета сборов по «автогражданке» добровольное страхование росло на о 45-50% [7]. Темпы роста автострахования и других видов страхования в 2005-2006 гг. рис. 2. 0)

а

г ш

о IN □

Ш

О

о 1—

ф

о а ф

I

>

0

1 I

ф

со 1—

О

а о

£ О О

о

со

О

I—

О О о.

0,0 20,0 40,0 60,0 80,0 100,0 120,0 140,0

Рис. 2. Темпы роста некоторых видов страхования в 2005-2006 гг.

Прирост рынка в этот период составил примерно 120,6%. Сборы по страхованию имущества за этот период возросли примерно на 122,4%, по обязательному медицинскому страхованию - на 141%, по личному страхованию - на 119,5%, по страхованию жизни - на 62,3%.

Движущей силой, обеспечивающей рост сборов по автострахованию в 2005-2006 годах, явилось КАСКО страхование (прирост составил 121,9%), в то время как прирост ОСАГО страхования за этот период - 118,2%.

В 1 квартале 2007 года автострахование обеспечило порядка 35,6 млрд. рублей страховых сборов. Темп роста за аналогичный период 2006 года составил 113,7%. Динамика российского рынка автострахования с трендом до 2008 г. представлена на рис. 3.

0

1

о 0)

Рис. 3. Динамика российского рынка автострахования.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок автострахования имеет тенденцию к росту. Причем, если в первые 2-3 года, после введения страхования ответственности владельцев транспортных средств в обязательной форме, наблюдался резкий прирост премии по автострахованию, то с течением времени, кривая прироста входит в область насыщения и при неизменности системы управления ею может произойти снижение их объема. Такое положение приводит к выводу о необходимости совершенствования системы управления автострахования в целом, ОСАГО в частности. Отдельно следует отметить, что в дальнейшем, по

нашему мнению, сборы по КАСКО страхованию будут оказывать большее влияние на прирост сборов по автострахованию.

С нашей точки зрения можно выделить два основных фактора роста рынка автострахования: естественный рост и качественное улучшение автопарка и рост доли застрахованных автомобилей (и по КАСКО и по ОСАГО) как следствие развития «страховой культуры» и института автокредитования.

Первый фактор обусловлен ростом легкового автопарка. Количество легковых автомобилей в течение последних 5-6 лет стабильно увеличивалось на 5-6% в год. В 2000 году в России насчитывалось порядка 20 млн. легковых автомашин [5], а на начало 2005 года - порядка 24 млн. единиц. По итогам 2005 года был зафиксирован прирост в 5,6% (то есть на 1,5 млн. единиц), и на начало 2006 года объем автопарка легковых автомобилей составил 25,5 млн. автомашин. На начало 2007 года парк легковых автомобилей в России достиг 26,8 млн. единиц, то есть за последний год российский автопарк вырос на 1,3 млн. легковых автомобилей. Таким образом, прирост парка в 2006 году составил 4,8%, что несколько меньше, чем в 2005 году [2]. 01

На начало 2007 года парк грузовых автомобилей в нашей стране составлял 4,93 млн. еди- ь ниц, что на 1,6% больше, чем годом ранее. За год российский парк грузовиков увеличился на щ 93,5 тысяч единиц техники. Ввиду того, что грузовой автопарк обладает большей целевой направленностью, а, следовательно, ему не свойственен такой массовый характер, как парку легкового автотранспорта, мы считаем возможным, не учитывать показатели его развития в И дальнейшем анализе. ^

С нашей точки зрения, изучение динамики продаж автомобилей в России требует анализа двух важных показателей: уровня обеспеченности населения автотранспортом и роста о доходов населения, так как данные показатели предопределяют потенциальный спрос на автомобили, то есть возможность их покупки.

По уровню обеспеченности населения автотранспортом Россия по-прежнему существен- □ но отстает от развитых стран: в 2007 году на тысячу жителей в России приходится 185-190 ^ легковых автомобилей [2, 6]. В Западной Европе и США этот показатель находится на уровне О 500-750. Учитывая территориальные масштабы нашей страны по сравнению с Западной Ев- 0 ропой, можно говорить о наличии устойчивого спроса на легковые автомобили. Ей

Проанализировав рост доходов населения можно сделать вывод, что он составляет при- § мерно 8-10% в год. В июне 2007 г. реальные располагаемые денежные доходы российского ^ населения - рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на ин- § декс потребительских цен повысились на 7,9% по сравнению с прошлогодним июнем. За 1-е > полугодие 2007 г. реальные доходы населения выросли на 11,2%. Среднедушевые доходы 2 россиян в июне 2007 г. составляли 12202 рубля, что превышает на 18% уровень июня 2006 г. ^ Таким образом, по результатам анализа показателя обеспеченности населения России $ автотранспортом и динамики роста доходов населения нашей страны можно предположить, о что объем продаж автомобилей будет иметь возрастающий тренд, а ввиду того, что иномарки о сегодня стали более доступны (в денежном аспекте), логично предположить, что они будут пользоваться большим спросом. £5

Объем продаж российского автомобильного рынка в 2004 году составлял примерно 1210 £5 тысяч новых автомобилей, из которых 810 тысяч - отечественные автомобили и 400 тысяч - ^ иномарки (в том числе иномарки российского производства). В 2005 году наблюдался рост § продаж на 19%, причем объем продаж отечественных автомашин увеличился на 3,7%, инома- о рок - 50%. В количественном выражении продажи составили 1440 тысяч машин: 840 тысяч - о-отечественные, 600 тысяч - иномарки (в том числе иномарки российского производства). | В 2006 году ситуация изменилась. Объемы продаж возросли до 1800 тысяч автомобилей, то о есть на 25%, но продажи отечественных машин снизились на 5%, составив 800 тысяч штук, ® в то время, как продажи иномарок возросли на 67%, составив 1000 тысяч штук (в том числе иномарки российского производства). За первое полугодие 2007 г. в России было продано о 300 тыс. отечественных автомобилей и порядка 720 тыс. иномарок [4].

В денежном выражении в первом полугодии 2007 г. в России реализовано автомобилей на ^ 527,3 млрд. рублей ($20,6 млрд. по курсу 25,6 рублей за доллар) с учетом подержанных инома- § рок, то есть в сравнении с январем - июнем 2006 г. рынок вырос на 51% - в денежном выра- ^

жении. Импортных автомобилей приобретено на 337,92 млрд. рублей ($13,2 млрд.), иномарок российского производства - на 71,68 млрд. рублей ($2,8 млрд.), отечественных автомобилей -61,44 млрд. рублей (на $2,4 млрд.), импортировано подержанных автомобилей на 56,32 млрд. рублей ($2,2 млрд.). Средняя розничная цена автомобиля в 2007 году составила 435,2 тысячи рублей ($17 тысяч), в 2005 году этот показатель составил 343,2 тысячи рублей ($12 тысяч).

Отдельного анализа требует структура парка легковых автомобилей по стоимости. Для того чтобы анализ был адекватен имеющимся тенденциям на рынке легковых автомобилей, то есть отражал имеющийся спрос на иномарки, а соответственно отображал и ценовую направленность, необходимо рассмотреть те марки машин, которые являлись лидерами продаж иностранных марок в России. Наиболее удобно, с нашей точки зрения, разбить стоимостную шкалу на три диапазона. В первый диапазон войдут автомобили, стоимость которых менее $15 тысяч, во вторую группу войдут автомобили, цена которых $15-30 тысяч, третью группу составят автомобили, стоимость которых выше $30 тысяч. Проанализировав данные по 2006 году, можно сделать вывод, что общая стоимость исследуемого сегмента составляет $504 ты-^ сячи, в количественном выражении - 628508 автомобилей, таким образом, один автомобиль ь стоит порядка $800. По мнению многих экспертов по автострахованию, средняя стоимость (□ застрахованного автомобиля в 1,5-2 выше средней стоимости автомашины. Таким, образом, при существующем страховом тарифе на уровне 8-9% автовладелец, застраховавший свою ^ машину по КАСКО и ОСАГО, платит в среднем $1456, следовательно, общий объем данного

сегмента с точки зрения автострахования составляет $915 107 648. ^ Рассмотрим второй фактор - рост доли застрахованных автомобилей, как следствие раз;> вития «страховой культуры» и института автокредитования.

Под «страховой культурой» мы подразумеваем совокупность поведенческих стереотипов и привычек, накопленного опыта и знаний, определяющих отношение населения к страхованию. Как показывает практика, по мере формирования конкурентного рынка страхования в □ странах с переходной экономикой происходит укрепление «страховой культуры» под дейс-^ твием усилий самих страховщиков, примеров ближайшего окружения, опыта, приобретенного О благодаря обязательному страхованию. Как правило, укрепление «страховой культуры» на-0 чинается и оказывает максимальный эффект именно на рынке автострахования. Во-первых, ш численность потенциальной потребительской аудитории для автострахования значительно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 выше, чем для других видов. Во-вторых, автострахование обеспечивает наиболее доступную ф иллюстрацию «плюсов» приобретения полиса за относительно короткий промежуток вре-§ мени (не более года). Если укрепление «страховой культуры» в России будет происходить > такими же темпами, как и в других развивающихся странах, то уже к 2010 году доля застрахо-5 ванных автомобилей по КАСКО и ОСАГО может составить не менее 14-16% [7].

1 С нашей точки зрения, развитие института автокредитования оказывает большое влияло ние на рост доли застрахованных автомобилей как по КАСКО, так и по ОСАГО.

££ Динамика автокредитования такова: в 2002 году с использованием кредитных схем было ^ продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в $650 млн.; о в следующем 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к ем-

2 кости этого рынка еще около $1 млрд.; в 2004 году по кредитным схемам уже было продано 2 порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка $3,6 млрд.; следующий 2005 ^ год показал более чем 40-процентный рост этого рынка. За год с использованием кредитных о денег было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей, а объем рынка увеличился до о $5,5 млрд. Каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы. В прошлом 2006 ^ году автокредитование охватило более 40% рынка - 750 тыс. автомобилей при емкости рын-| ка около 240,3 млрд. рублей ($9 млрд. по курсу 26,7 рублей). В 2007 году объем российского о рынка автокредитования увеличится почти вдвое и может достичь 358,4 млрд. рублей ($14 ^ млрд. по курсу 25,6 рублей) [1].

Если проанализировать соотношение автомобилей, купленных в кредит, и автомобилей, о купленных за свой счет, а также построить линию тренда для этих показателей видно, что количество автомобилей, приобретенных за собственные средства, в 2004, 2005 и 2006 годах о выше количества автомашин, приобретенных с помощью автокредитования, в 2,4, 1,8, 1,4 раза о соответственно. Однако в 2007-2008 годах данные показатели будут составлять примерно 00 равные доли, а к 2010 году число автомашин купленных в кредит будут преобладать.

Далее рассчитаем эффект автокредитования в денежном выражении на рынке страхования. Для этого используем результаты ранее выполненного анализа сегмента иномарок, которые были лидерами продаж в 2006 году. Как мы уже определили, средняя стоимость одного застрахованного автомобиля по КАСКО и ОСАГО составляла $1456, стоимость же застрахованного автомобиля по КАСКО и ОСАГО, купленного в кредит, составляет примерно $1747,2, что на 20% выше средних сборов с одной застрахованной автомашины. Следовательно, общий объем сегмента, при условии покупки автомобилей в кредит составляет $1098129177,6. Таким образом, общий эффект автокредитования на рынок страхования сегодня составляет в среднем $183021530.

Итак, можно сделать вывод, что объем продаж новых легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов. Ставки по кредитам из года в год снижаются, условия для покупателей становятся все более привлекательными, схемы продажи проще и доступнее. Таким образом, автокредитование сейчас, являясь движущей силой российского автомобильного рынка, оказывает существенное влияние и на рынок автострахования, в среднем увели-

П

Ш

чивая объем рынка автострахования (в денежном выражении) на 20%. ь

Рассматривая перспективы развития добровольного автострахования, можно констати- щ ровать, что развитие данного рынка, подкрепленное дальнейшим ростом доходов населения,

вероятнее всего, продолжится. Автокредитование, рост и качественное улучшение автопар- ^

ка, развитие ОСАГО, по нашему мнению, могут обеспечить рынку добровольного автострахо- Z вания рост на уровне 25-30% в ближайшие 2-3 года. По нашей оценке сборы по автомобилям в сегменте от $15-30 тысяч и более $30 тысяч будут расти быстрее, чем в сегменте до $10

тысяч. Таким образом, учитывая перспективность и относительную финансовую привлека- о тельность «дорогих» сегментов, можно ожидать ужесточения конкуренции в них, как следствие, некоторые эксперты ожидают падение тарифов для автомобилей дороже $ 10 тысяч на

5-10%. Компании, обеспечившие себе устойчивые позиции в этом сегменте, получат преиму- □

щество, что позволит сформировать лояльную потребительскую аудиторию и противодейс- ^

твовать снижению тарифов, в частности, предлагая своим клиентам дополнительные услуги О

с высокой добавленной стоимостью. D

По нашему мнению, страховые компании, для того, чтобы удержаться в «массовом» сег- Ей

менте, будут вынуждены продолжить оптимизацию бизнес-процессов, прежде всего, урегули- §

рование убытков. Преимущество здесь, скорее всего, получат те компании, которым удастся ^

привлечь международных страховщиков в качестве долгосрочных партнеров и использовать §

технологии, которые уже успешно применяются на зарубежных рынках. Параллельно с по- >

вышением эффективности урегулирования убытков, может укрепиться тенденция к специ- 2

ализации и позиционированию. По мере накопления статистической информации, игроки ^

смогут идентифицировать «ниши», в которых будут обладать устойчивым конкурентным $

преимуществом перед остальными компаниями, таким образом, обеспечат себе большую рен- о

табельность автострахования. о

Перспективы ОСАГО в России предопределяются, по нашему мнению, прежде всего, рентабельностью данного вида страхования для страховых компаний, а также возможным изме- £5 нением тарифов и лимита выплат, упрощения процедуры возмещения ущерба, совершенство- £5 вания системы bonus-malus и ряда других факторов. g

са О

литература о

1. Автокредитование - локомотив роста автомобильного рынка России // Официальный сайт о-Аналитического агентства «АВТОСТАТ» (http://www.autostat.m/default.asp?Page=1&Art=3 1 314&FindResult=.3314.&FindStr). £

2. Автомобильный рынок России - 2007 // Семь Верст. 2007. Май. ®

3. Анализ страховых премий (взносов) и страховых выплат по видам страховой деятельности за 2006 год по Российской Федерации (уточнённый свод. 20.03.2007) // Официальный о сайт Федеральной службы страхового надзора (http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/ doc_27032007165217.html).

4. Виноградова Е., Столяров Г. Свои опередили наших // Ведомости. 06.07.2007. § № 123(1897). $

т

О

5. Основные показатели транспортной деятельности в России. 2004 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/).

6. Численность населения // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/05-01.htm).

7. Рынок страхования России: тенденции и перспективы. Princeton Partners Group. 2005. Октябрь.

ГАРИН Н.С.

маркетинговые стратегии взаимодействия крупных банков и страховых компаний на российском рынке " финансовых услуг

ь

О -

Современная конкурентная борьба банков и страховых компаний в условиях открытия ^ рынка означает втягивание национальных финансовых операторов в состязание с трансна-^ циональным финансовым капиталом, фактически превращается в борьбу сетевых корпора-

□ тивных стратегий с независимыми операторами национальных рынков.

]> Любой финансовый актив корпорации, включая акции, имеет стоимость только в той сте-° пени, в которой он создает потоки денежных средств; при этом имеет значение распределение денежных потоков по времени. Быстрый возврат денежных средств позволяет реинвес-

□ тировать их в бизнес и получить дополнительную прибыль. Инвесторы не склонны к риску:

□ при прочих равных условиях они оценивают акции, денежные потоки которых относительно определенны, выше, чем акции, денежные потоки которых более рискованны.

"V" Поэтому большинство российских корпораций на ранних стадиях своего развития ин-о вестировали ресурсы в создание собственных страховых компаний. Корпоративный менедж-ю мент увеличивал стоимость акций, наращивая масштабы потоков и оборот, и сокращая свя-о занный с ними риск. В качестве основных факторов, влияющих на величину финансового ф капитала, выделены объемы реализации финансовых продуктов, уровень неопределенности | и риска, операционная прибыль после налогообложения, используемый капитал, действую-^ щая модель инфраструктуры финансового рынка.

0 Под влиянием глобализационных процессов в России развиваются финансовые супер-

1 маркеты, предоставляющие клиентам банковские и страховые продукты. Суть идеи состоит [о в том, чтобы клиент получил доступ к широкому спектру этих услуг сразу и в одном месте.

Чтобы такая система способствовала увеличению потока клиентов, необходимо многоуров-^ невое сотрудничество банковского и страхового капитала. В этом случае в страховой компа-о нии клиент получает доступ и к банковским продуктам, а в банке - к страховым. Например,

2 обратившись за кредитом для покупки автомобиля, сегодня в российских банках и торговых ^ сетях можно получить комплексную информацию о вариантах страховки этой сделки и буду-о щего приобретения.

о Объем таких пересекающихся продаж в России, по данным рейтинговых агентств, составляет всего 30 млрд. руб. [3]. Однако в ближайшее время это число как минимум удвоится. ^ Прогнозируется, что в ближайшие пять лет активы банков и страховщиков сравняются, что =§ также будет способствовать появлению новых финансовых супермаркетов на российском

0 рынке.

™ В настоящий момент главными направлениями сотрудничества банков и страховщиков § являются ипотека и автокредиты. Ипотечное и автомобильное кредитование, как правило, ^ подразумевает одновременно страхование недвижимости или автомобиля, под которые и бе-

1 рется кредит. Средняя сумма годового страхового взноса на российском рынке составляет о 0,8-1,1% от суммы кредита и имеет тенденцию к снижению.

о Финансовые супермаркеты могут быть трех типов. Первый- это холдинг, объединяющий 00 ряд дочерних компаний, предлагающих как банковские, так и страховые услуги под общей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.