Динамика и перспективы развития И-платформ карпулинга в условиях ограничений
Предлагаются направления совершенствования сервиса карпулинга в РФ: разработка в приложении функции запроса пассажиров на поездку; обязательное включение функции регулятора процедуры оплаты бронирования и поездок, а также штрафов за нарушение правил участниками платформы с уплатой соответствующей комиссии 1Т-платформе; изменение зоны покрытия поездок сервиса с расширением до внутригородских направлений, особенно в Москве. Код статьи УДК 656.138
А.Н. Шмелева1
Российский экономический
университет
имени Г.В. Плеханова,
д-р экон. наук, доцент,
профессор кафедры, Москва, Россия
Для цитирования: Шмелева АН. Динамика и перспективы развития IT-платформ карпулинга в условиях ограничений // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 9-10.
DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10901
ключевые слова
шеринг, экономика, доверие, экология, эффективность
азрастание городов, процесс урбанизации, который поглощает все больше пространства, затрагивая большинство стран, по мнению Европейского агентства по окружающей среде, является сегодня серьезной проблемой. Транспортный сектор, в частности использование отдельных автомобилей, становится источником негативных влияний на городскую экологию. Решить этот вопрос поможет внедрение принципов шеринговой экономики в сферу транспорта, например через активное использование сервисов кар-пулинга и каршеринга.
Одним из самых активно развивающихся сегментов шеринговой экономики в России является карпу-линг — совместные междугородние поездки. Мотивы участия в данном сервисе в большинстве своем чисто экономические, но встречаются и социальные, инициированные в основном отсутствием или недостаточным количеством общественного транспорта на ряде маршрутов.
Несмотря на активное развитие карпулинга в мире, преимущества его использования в РФ, особенно в столичном регионе, недооценены и реализуются крайне слабо.
Автором исследуется вопрос динамики и проблем развития 1Т-платформ карпулинга в РФ и за рубежом (в Китае, Франции, Нидерландах, США, Португалии, Великобритании, Ирландии), разработаны и описаны схемы системы управления сервисом В1аВ1аСаг, а также предложены направления совершенствования данного сервиса в России, что позволит повысить эффективность использования данной 1Т-платформы и улучшить экологическую обстановку в мо-
сковском регионе. В исследовании были использованы следующие методы: систематизация, структурный, сопоставительный анализ, теоретическое обобщение данных, полученных при анализе литературных и статистических источников.
На развитие карпулинга (как и на все остальные сегменты шеринга) чрезвычайно сильно повлияла пандемия Covid-19. Данную проблему автор рассматривает как с точки зрения пользователей сервиса (то есть объекта управления), так и самого сервиса (канала связи).
Постановка задачи
Карпулинг можно рассматривать как неформальное соглашение между несколькими лицами на совместное использование частного автомобиля для поездки и участие в его расходах. Появившись в 1940-е годы в результате дефицита нефти, карпулинг приобрел популярность, особенно в последнее десятилетие, благодаря массовому использованию интернета [1]. Он представляет собой одну из наиболее привлекательных стратегий сокращения использования автомобилей, поскольку может уменьшить количество километров, пройденных автомобилем, сэкономить деньги и способствовать снижению выбросов С02. Но, несмотря на эти преимущества, карпулинг все еще используется недостаточно. Рассмотрим национальные особенности развития данного сервиса в различных странах, основные проблемы, сдерживающие его рост, сформулируем эффективные, на наш взгляд, направления совершенствования карпулинга в России.
Обоснование
Автомобильный бум в Китае спровоцировал пробки на дорогах, загрязнение окружающей среды транспортом, что стало серьезной проблемой для устойчивого городского развития.
Карпулинг имеет более низкие выбросы углекислого газа на душу населения и стоимость, чем индивидуальное вождение, и потому широко известен среди потенциальных покупателей автомобилей в крупных городах КНР. В исследовании китайских ученых 2019 года [2] приведены результаты онлайн-опроса потенциальных покупателей автомобилей в городе Цзинань (с населением 8,7 млн чел.) [3]. Исследование показало, что в связи с развитием карпулинга 22 % потенциальных покупателей автомобилей отложили покупку, а 12 % отказались от нее. Причем чаще так поступали респонденты с относительно низкими доходами или работающие в центральных городских районах.
Во Франции проблема активизации использования карпулинга продиктована продолжающейся масштабной урбанизацией (79,3 %) [4]. Рост городов порождает экономические издержки, различного рода загрязнения, чрезмерное потребление энергии, усиление пространственной и социальной сегрегации.
Более 16 млн жителей пригородов ежедневно пользуются личными автомобилями для поездок на работу, 90 % которых не имеют в салоне пассажиров [5]. Изучение проблемы карпулинга во Франции [6] позволило выявить тип повседневных поездок французских водителей в рамках данного сервиса, а также мотивацию на совместное использование автомобилей. Оказалось, что французы чаще всего пользуются карпулингом при поездках на отдых, шопинг и на работу.
Среди мотивов использования сервиса наиболее заметны влияние семьи и сверстников (для всех типов поездок), а также отношение к общественному транспорту. Приоритетную роль окружения (коллег и/или членов семьи)
в использовании карпулинга (как и каршеринга) в Парижском регионе отмечают и другие исследователи [7]. По их мнению, государственная политика должна учитывать выявленные мотивы при разработке инструментов активизации шеринга в транспортном секторе.
Хотя во Франции и других европейских странах междугородний карпулинг развивается довольно успешно, об экономических показателях этого вида транспорта до сих пор мало что известно. По итогам опроса 1700 французов [8], установлено, что водители, подвозящие других пассажиров, проводят за рулем на 13 % больше времени, чем водители, не делающие этого. Средняя стоимость поездки для пассажира составляет около 26 евро в час, что на 60 % выше, чем проезд на поезде и на 20 % выше, чем на автобусе. Кроме того, исследование подтвердило, что большинство водителей предпочитают не подвозить других людей, а при большом количестве пассажиров в одной машине каждый из них в среднем платит дополнительно 4,5 евро.
Однако при изучении развития карпулинга в 2012-2013 годах французские ученые пришли к противоположному выводу: оказалось, граждане были вынуждены использовать этот сервис из-за финансовых проблем (в связи с ростом цен на бензин). Объектами исследования стали домохозяйства, расположенные в пригородных районах Франции, владельцам которых пришлось адаптировать свои жилищные и коммунальные расходы к условиям энергетического и экономического кризисов [9] и вследствие этого вносить серьезные изменения в образ жизни. К услугам карпулинга, в основном, прибегали специалисты с более гибким режимом работы.
Тем не менее, в настоящее время экономические мотивы не являются главными в развитии карпулинга во Франции, акцент делается на нем как на социальном явлении, направленном на улучшение экологических показателей сферы транспорта.
справка
Шеринговая экономика —
коллективное пользование
товарами или услугами
без обязательного владения ими
Каршеринг — вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником, вариант аренды автомобиля у профильных компаний (чаще всего для внутригородских и/или коротких поездок) или частных лиц
Карпулинг — совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков
справка
High Occupancy Vehicle Lane (HOV) — полоса движения на автомобильной дороге, отделенная от других полос специальной дорожной разметкой или барьером и предназначенная только для транспортных средств с одним или несколькими пассажирами
Краудсорсинг (crowdsourcing, от crowd — толпа, sourcing — использование ресурсов)— привлечение к решению тех или иных проблем широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением информационных технологий
HOV-полоса в США [HOV lane in the United States]
Это мнение разделяют многие исследователи [10], считающие, что стимулирование использования данного сервиса и велосипедов доказало свою эффективность как для центральных/ пригородных районов Лиона, так и для пригородной территории Страсбурга. Следовательно, чтобы сократить выбросы CO2, необходимо активнее развивать карпулинг и популяризировать велосипедный транспорт. Однако такое предложение требует определенной волевой политики стимулирования и изучения общественного мнения о социальной, политической и финансовой целесообразности мероприятий.
В Нидерландах большинство городов также сталкиваются с растущими транспортными потоками, особенно в утренние часы пик на въездных дорогах. Многие подъездные дороги не в состоянии справиться с ними, что создает проблемы экологического загрязнения, шума и непредвиденных задержек в пути.
Подобная ситуация вынуждает муниципалитеты рассматривать альтернативные варианты использования личного автомобиля, такие как общественный транспорт, велосипеды и карпулинг. Услуги карпулинга оказываются наиболее актуальными для домашних и рабочих поездок в голландских урбанизированных районах (городах с населением более 75 тыс.
человек), где автомобиль по-прежнему остается основным видом передвижения. Развитие сервиса продиктовано не только возросшими проблемами транспортных потоков, но и дискуссией о применении в городской черте автобусных полос автомобилями с высокой заполняемостью. Основные факторы, мотивирующие на использование карпулинга, — продолжительность пути, транспортные расходы и гибкость рабочего времени [11].
В США изучение карпулинга ведется довольно давно. Так, в работе 1987 года [12] отмечалось, что данный сервис является способом передвижения от 18 до 20 % американских рабочих, но информации о том, кто, как и почему его использует, было относительно мало. Дальнейшие исследования касались проблемы увеличения полос движения транспортных средств с высокой заполняемостью (HOV) для стимулирования карпулин-га и сокращения загрязняющих выбросов в атмосферу (см. фото).
В зависимости от штата меняется штраф, который грозит водителю за движение по HOV lane без пассажира. В Калифорнии, например, штраф за подобное нарушение составляет $500 (2018) [13]. Основная философия HOV заключается не в перемещении транспортных средств, а в перемещении людей.
Американские исследователи на примере 50 штатов США и округа Колумбия с помощью модели множественной регрессии обосновали степень, в которой увеличение длины полосы данного типа приведет к сокращению выбросов углекислого газа (CO2) и основных загрязнителей воздуха. Согласно данному исследованию [14], увеличение протяженности HOV lane имеет наибольший потенциал для снижения годового содержания CO2 в округе Колумбия, за которым следуют Гавайи и Нью-Йорк. Наименьший потенциал обнаружен в штатах с самой низкой плотностью населения, во главе с Северной Дакотой.
На необходимость внедрения принципов шеринга в транспортном секто-
ре указывают ученые из Португалии [15], где отмечен значительный рост числа родителей, которые по утрам возят детей в школу. Подобный показатель характерен и для других стран (в США — на 35 %, Великобритании — на 12, в Австралии — на 44 %), что привело к негативным последствиям, начиная от общего увеличения выбросов парниковых газов, пробок на дорогах и заканчивая отрицательным воздействием на здоровье и безопасность учащихся. Особое внимание было уделено внедрению стратегий управления мобильностью школьных поездок для формирования более устойчивого поведения учащихся и их родителей в поездках, на эту же проблему указывают ирландские исследователи [16].
Ученые Великобритании [17], изучив поведение сотрудников и студентов университетов, выявили, что основными факторами, подталкивающими к использованию личного транспорта (вместо карпулинга), являются: семья; непродуманные изменения маршрутов общественного транспорта; жесткий график работы; проживание в негородских районах.
Что касается Российской Федерации, то, согласно отчету ^агсе^ег, динамика рынка карпулинга в 20172019 гг. представлена следующими показателями: количество поездок в 2017 году — 14,3 млн, в 2018-м — 26,9, в 2019-м — 35,1 млн; объем транзакций в тот же период составил соответственно 8,1, 13,7 и 17,8 млрд руб. [18].
Карпулинг в России
В Российской Федерации примером 1Т-платформы карпулинга является В1аВ1аСаг. За шесть лет работы этого сервиса к нему присоединилось почти 25 млн человек [19]. Основная цель карпулинга — создание онлайн-сообщества, члены которого могут выступать либо в качестве водителей, предлагающих поездки, либо пассажиров, ищущих поездки из одного пункта в другой. Сервис отвечает за согласование интересов потенциальных водителей с пассажирами на основе их профилей (см. рис. 1). В них пользова-
тели регистрируют и обновляют сведения о себе (фото, предпочтения в поездке: характер беседы, громкость музыки, соседство с курильщиками в салоне и перевозимыми животными и т.д.). Автор данной статьи является активным пользователем этой платформы с августа 2017 года, то есть более трех лет, что позволяет сделать некоторые выводы как о преимуществах, так и недостатках сервиса.
С конца 2019 года для повышения прозрачности профилей пользователей В1аВ1аСаг начал на добровольной основе верифицировать удостоверения личности. Техническим партнером сервиса стал резидент «Сколково» — компания Sum&Substance, специализирующаяся на инновационных технологиях моментального подтверждения данных. Компания внесена в реестр операторов персональных данных, который ведет Роскомнадзор [20]. Другим пользователям сервиса паспортные сведения не доступны, они лишь видят галочку в профиле и надпись: удостоверение личности подтверждено.
Карпулинг, с одной стороны, представляет сегмент экономики совместного пользования (рис. 2а), с другой — его можно описать с помощью
Рис. 1. Пример профиля пользователя на BlaBlaCar [Example of a user profile on BlaBlaCar]
RO
ISP RO RU
Sharing Platform
Шеринговая платформа, позволяющая получить доступ к недоиспользованным ресурсам Resource Owner
Владелец ресурса предоставляет доступ к ресурсу через шеринговую платформу для использования пользователем ресурса Resource User
Пользователь ресурса через шеринговую платформу получает доступ к использованию ресурса, который принадлежит владельцу ресурса
Рис. 2. Схема участников шеринговой экономики (а), схема системы управления (б) [Scheme of participants in the sharing economy (a), scheme of the management system (b)]
Рис. 3. Система управления сервиса карпулинга [Carpooling service management system]
Вклад в расходы —
сумма денег, запрашиваемая водителем за конкретную совместную поездку и уплачиваемая пассажиром в качестве его взноса в покрытие расходов на поездку
ОС: УВ:
Отзыв ( 4 ) Подтверждение
водителю бронирования
УВ: Объявление ^ о совместной ( 1 поездке
Канал связи — шеринговая ^-платформа BlaBlaCar Реализуемая функция — информационная: передача сведений о поездках и отзывов
УВ:
Отзыв Í 3 1
пассажиру
ОС: Онлайн запрос на бронирование поездки
УВ: Перечень поездок и рейтинг водителя
субъект УПРАВЛЕНИЯ (управляющая система)
КАНАЛ СВЯЗИ
Обратная
связь
Управленческое воздействие
объект УПРАВЛЕНИЯ (управляемая подсистема)
а)
традиционной схемы системы управления (рис. 2б).
По нашему мнению, в систему управления сервисом входят три основных элемента (рис. 3):
1. Субъект управления — владелец ресурса (в данном случае владелец транспортного средства, водитель). Согласно «Условиям использования» 1Т-платформы В1аВ1аСаг водитель может размещать объявления о совместной поездке только на транспортном средстве, принадлежащем ему лично или управляемом по нотариально заверенной доверенности, то есть должен иметь все необходимые полномочия [21];
2. Объект управления — пользователь ресурса (попутчики — пассажиры);
3. Канал связи — 1Т-платформа В1аВ1аСаг. Ее задачи: предоставление клиентам информации о поездках и получение обратной связи (отзывы пасса-
Владелец транспортного средства — субъект управления
Пользователь ресурса (попутчик) — объект управления
б)
жиров о работе водителя и поведении попутчиков). Оставить отзыв можно в течение 14 дней после поездки, ответить на него — на протяжении четырех недель.
В существующей сегодня системе управления карпулингом главенствующую роль играет владелец ресурса (автомобиля), который в любой момент может отменить поездку (без материальных последствий для него, а также без отражения данного факта в его рейтинге), в результате чего несколько людей попадут в затруднительную ситуацию. Следовательно, ключевой ценностью данной системы становится взаимное доверие водителей и попутчиков, что связано с соблюдением требований своевременности и безопасности поездок. Например, водитель может вести автомобиль агрессивно (либо перед поездкой не удостоверится в техническом состоянии машины) или пассажир во время пути окажется конфликтным.
Для формирования рейтинга пользователей карпулинга разрабатываются системы оценки репутации, направленные на помощь в идентификации проблемного пользователя и выборе надежного водителя. На платформе В1аВ1аСаг основным инструментом оценки репутации пользователя (как водителя, так и пассажира) является средняя оценка отзывов о нем при максимальном значении, равном 5 (в рис. 4 приведена информация о репутации автора статьи как попутчика). Наличие механизма оценки репутации пользователя имеет первостепенное
2
значение для обеспечения приемлемого качества обслуживания.
Существующие механизмы оценки репутации присутствуют в различных онлайновых сообществах и прикладных областях, разработанных первоначально для целей электронной коммерции, но используемых теперь в иных целях.
Интересный инструмент оценки репутации участника карпулинга дан в исследовании «SocialCar: Opensocial transport network for urban approach to carpooling». Его авторы представляют приложение RideMyRoute, основанное на формуле: общественный транспорт + carpooling + социальные сети. Основная миссия приложения заключается в разработке, тестировании и внедрении сервиса, который упрощает поездки граждан в городских и пригородных районах. Приложение RideMyRoute [22] — это исследовательский и инновационный проект, направленный на включение карпулинга в существующие системы передвижения на основе интеграции данных общественного транспорта (в основном каршеринга), систем карпулинга и кра-удсорсинга [23].
Выводы
Для совершенствования карпу-линга автор предлагает три направления.
Первое направление связано с разработкой функции запроса на поездку и ее формированием по параметрам: дата, направление, желаемая продолжительность пути. Таким образом, водители (владельцы ресурсов) могут видеть потенциальный спрос на услуги данного сервиса и при желании оказывать их.
Второе связано с процедурой бронирования и оплаты поездок. Из представленной на рис. 3 системы управления карпулингом очевидно, что из регулируемых платформой вопросов выпадает финансовый аспект. В п. 5.1.2 «Условий использования» IT-платформы BlaBlaCar указано, что BlaBlaCar может взимать с пассажиров плату за использование платформы и предостав-
ляемых на ней услуг, оставляя за собой право изменять методы расчета сбора за услуги. Сбор взимается за каждое место, забронированное пассажиром. Для оплаты пассажира могут перенаправить на веб-сайт третьего лица — партнера В1аВ1аСаг, являющегося поставщиком платежных услуг (при том, что сегодня сбор за услуги на территории РФ не взимается). Хотя в сентябре 2017 года по маршруту «Екатеринбург — Челябинск» такой сбор (20 % от суммы компенсации водителю расходов) взимался, и это не повлекло снижения спроса на услуги [24].
Если во Франции и Испании он-лайн-оплата является для пользователей В1аВ1аСаг обязательной, то в Германии решение о том, как должна быть оплачена поездка, принимает водитель. Однако в любом случае пользователь должен оплатить онлайн-ко-миссию сервису. Привязка банковской карты к аккаунту пользователя позволяет сервису штрафовать его, если, например, он договорился о поездке, но не пришел. (В России возможность предоплаты действует только для сегмента общественного транспорта, представленного на сервисе. Напомним, в 2019 году В1аВ1аСаг изменил бизнес-стратегию — перестал фокусироваться исключительно на карпулин-говых поездках и добавил на свою платформу предложения автобусных перевозчиков.)
На наш взгляд, для повышения успешности сервиса его информацион-
Рис. 4. Пример профиля репутации попутчика на основе отзывов [Example of a travel companion reputation profile based on reviews]
ф
цодд
@gucodd
За восемь лет число личных машин в Москве и области выросло на треть (в 2010 было 5,7 млн зарегистрированных автомобилей, сегодня - 7,7 млн.). Ежедневно на улицы столицы выезжают 3.2 - З.б млн автомобилей. Такие дела.
Это нормально. Столица же
I
А не много ли?
42,6 Ч 57,4 1
291 votes ■ Final results
1:59 РМ ■ 18 апр. 2019 г.
©
Рис. 5. Сведения Центра организации дорожного движения правительства Москвы о росте числа личных машин в Москве и области [25] [Information from the Moscow Government's traffic management Center on the growth of the personal cars number in Moscow and the region]
ную функцию необходимо дополнить функцией регулятора процедуры оплаты бронирования и поездок, а также штрафов за нарушение правил участниками поездки с уплатой соответствующей комиссии 1Т-платформе. Данное изменение позволит сервису перейти от работы по принципу, основанному на степени доверия участников, к открытой экономической системе с понятными финансовыми инструментами регулирования деятельности ее участников.
Третье направление связано с изменением зоны покрытия поездок серви-
са с расширением до внутригородских направлений. Для столь крупного мегаполиса, как Москва, с ее огромными пробками (рис. 5), возможности внутригородского карпулинга недооценены и не реализуются.
Как известно, с 2017 года во Франции действует приложение BlaBlaLines, которое связывает между собой водителей и пассажиров, постоянно едущих по одному и тому маршруту (чаще всего в пригородных зонах). Водители, установившие данное приложение, получают уведомления о наличии пассажиров в режиме реального времени и могут брать попутчиков, чтобы разделить расходы. В отличие от В1аВ1аСаг в этом случае участникам поездки заранее договариваться не нужно [26].
Данный опыт целесообразно перенести на систему логистики пассажиропотока в столице. Ранее в статье мы отмечали работы ученых из Португалии и Ирландии, исследующих проблему транспортных пробок в связи с ежедневными поездками родителей с детьми в школы, характерную и для Московского региона. Есть все основания считать, что карпулинг мо-
Список литературы
1. Corentin Pinson, H. Murat Afsar, Caroline Prodhon. Heuristic Approaches to solve a Generalized Dial-a-Ride Problem Applied to Car-pooling. IFAC-PapersOnLine. Volume 49, Issue 12, 2016.
2. Zhenhua Mou, Weiwei Liang, Yanyan Chen, Hu Zhang, Kangli Yan, Xiang Lia. The effects of carpooling on potential car Buyers' purchasing Intention: A case study of Jinan. Case Studies on Transport Policy. Available online 6 September 2020; https://doi. org/10.1016/j.cstp.2020.08.008.
3. Википедия. Цзинань; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B7%D0%B8% D0%BD% D0 %B0%D0%BD%D1%8C.
4. Эпоха урбанизации — открывая возможности для бизнеса; https://tass.ru/pmef-2017/articles/ 4276906.
5. «Автосолизм» — это плохая привычка; https://vc.ru/transport/166615-avtosolizm-eto-plohaya-privychka.
6. Gheorghiu A., Delhomme P. For which types of trips do French drivers carpool? Motivations underlying carpooling for different types of trips. Transportation Research Part A: Policy and Practice. Volume 113, July 2018.
7. Bulteau J., Feuillet Th., Dantan S. Carpooling and carsharing for commuting in the Paris region: A comprehensive exploration of the individual and contextual correlates of their uses. Travel Behaviour and Society, 2019, vol. 16.
8. Monchambert G. Why do (or don't) people carpool for long distance trips? A discrete choice experiment in France. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2020, vol. 132.
9. Рейтинг стран по ценам на бензин — итоги I квартала 2013 года; https://riarating.ru/countries _ rankings/20130418/610553720.html.
10. Sevenet M., Nimal E., Grassot L., Raux Ch., Charmes E. The potential of sustainability of suburban areas in France: Lyon, Strasbourg, Mulhouse. Transportation Research Procedia, 2019, vol. 41.
11. Van der Waerden P., Lem A., Schaefer W. Investigation of Factors that Stimulate Car Drivers to Change from Car to Carpooling in City Center Oriented Work Trips. Transportation Research Procedia, 2015, vol. 10.
12. Roger F. Teal. Carpooling: Who, how and why. Transportation Research Part A: General, 1987, vol. 21, Issue 3.
13. Дорожные полосы для автомобилей с пассажирами в США (HOV lane): что это такое и зачем нужно; https://zen.yandex.ru/ media/id/5b95a3d3bd739500aacfe35c/dorojnye-polosy-dlia-avtomobilei-s-passajirami-v-ssha-hov-lane-chto-eto-takoe-i-zachem-nujno-5b97d99667918d00aa 70caaa.
14. Javid R. J., Nejat A., Hayhoe K. Quantifying the environmental impacts of increasing high occupancy vehicle lanes in the United States. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2017, vol. 56.
15. Teixeira J. F., Valente Neves C. S. J. School mobility management case study: German School of Oporto (Deutsche Schule zu Porto). Case Studies on Transport Policy, 2019, vol. 7, Issue 1.
жет стать эффективным инструментом ее решения. С помощью платформы родители смогут, во-первых, увидеть, кто еще совершает поездки по их маршруту; убедиться в верификации удостоверения личности водителя; забронировать «пробную» поездку и совершить ее самому; в пути пообщаться с водителем; при необходимости узнать дополнительную информацию о нем (возможно, это будет ваш сосед, а в качестве попутчика — одноклассник ребенка).
При исследовании динамики и перспектив развития карпулинга в мире и России нельзя игнорировать вопрос влияния пандемии на этот сегмент ше-ринговой экономики. Известно, что в ночь с 29 на 30 марта 2020 года BlaBlaCar приостановил работу сервиса в стране практически на два месяца [27]. В августе метрики платформы демонстрировали, что она возвращается к показателям аналогичного периода 2019 года, при этом быстрее всего росла активность в районе Черноморского побережья и между городами Краснодарского края. Так, направление «Геленджик — Краснодар» по отношению к июлю 2019 года в августе 2020-го вос-
становилось на 77 %, тогда как направление «Москва — Санкт-Петербург» — лишь на 29 % [28].
Осень 2020 года, как и прогнозировали эксперты, отмечена ростом заболеваемости, и, следовательно, многие бывшие пассажиры «уходят» или «возвращаются» в статус водителей. Это, несомненно, повлечет за собой увеличение пробок на дорогах, вредных выбросов в воздух и ухудшение качества жизни. Карпулинг, являясь сегментом экономики совместного потребления, главной ценностью которой остается доверие, в это непростое время, как никогда, окажется зависимым от ответственности каждого клиента платформы.
Благодарность
сследование подготовлено и выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № FSSW-2020-0009 «Разработка методологии управления конкурентоспособностью предприятий в сфере товарного обращения в условиях цифровой эконо-
Статья поступила в редакцию 17.10.20
16. Andrew Kelly, Miao Fub. Sustainable school commuting — understanding choices and identifying opportunities: A case study in Dublin, Ireland. Journal of Transport Geography, 2014, vol. 34.
17. Jun Guan Neoh, Maxwell Chipulu, Alasdair Marshall, Adam Tewkesbury. How commuters' motivations to drive relate to propensity to carpool: Evidence from the United Kingdom and the United States. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2018, vol. 110.
18. Sharing Economy in Russia report // https://tiarcenter.com/sharing-report-2019/.
19. 25 million users in Russia!; https://blog.blablacar.ru/blablalife/chto-my-delayem/cho-novogo/ 25-millionov-polzovatelei-v-rossii.
20. BlaBlaCar will introduce new measures in Russia to improve travel safety; https://www.rbc.ru/technology_and_media/16/02/2019/5 c66ccc69a7947b18de874ebhttps://www.rbc.ru/technology_and_media/16/02/2019/5c66ccc69a7947b18de874eb.
21. Terms of use of the BlaBlaCar IT platform; https://blog.blablacar.ru/about-us/terms-and-conditions.
22. RideMyRoute App; https://apps.apple.com/us/app/ridemyroute/id1210706592.
23. Athanasios Salamanis, Dionysios D. Kehagias, Dimitrios Tsoukalas, Dimitrios Tzovaras. Reputation assessment mechanism for carpooling applications based on clustering user travel preferences. International Journal of Transportation Science and Technology. Volume 8, Issue 1, March 2019.
24. Service fee canceled, BlaBlaCar remains free; https://blog.blablacar.ru/blablalife/chto-my-delayem/cho-novogo/sbor-za-uslugi-otmenen.
25. Experts have calculated the number of cars in Moscow; https://rg.ru/2019/04/18/reg-cfo/eksperty-podschitali-kolichestvo-avtomobilej-v-moskve.html#:~:text=%D0%9F%D0%BE%20 %D0%B8% D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0% B0%D1%86%D0%B8%D0% B8%20%D0%A6%D0%9E%D0%94%D0%94%2C%20%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%B4% D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0,%D0%B2%D1%8B% D0%B5%D0%B7%D0%B6%D0%B0%D1 %8E%D1%82%203.2%20%2D%203.6%20%D0%BC%D0%BB%D0%BD%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B E%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9.
26. BlaBlaCar presents BlaBlaLines — a service for daily travel; https://ain.ua/2017/05/02/blablacar-predstavlyaet-blablalines-servis-dlya-ezhednevnyx-poezdok/.
27. BlaBlaCar temporarily suspends service in Russia; https://vk.com/blablacar_ru?w=wall-19685726_80015.
28. Up to 77% — BlaBlaCar is recovering to pre-crisis indicators; https://blog.blablacar.ru/blablalife/ chto-my-delayem/cho-novogo/ do-77-blablacar-vosstanavlivaetsia-k-dokrizisnym-pokazateliam.
Dynamics and Development Prospects of Carpooling IT Platforms in Restrictions Conditions
A.N. Shmeleva1, G.V. Plekhanov Russian University of Economics, Assoc. Prof. Dr., [email protected]
1 Professor of Entrepreneurship and Logistics Department, Moscow, Russia
Citation: Shmeleva A.N. Dynamics and Development Prospects of Carpooling IT Platforms in Restrictions Conditions, Kompetentnost / Competency (Russia), 2020, no. 9-10, pp. 6-14. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10901
key words
sharing, economy, trust, ecology, efficiency
References
Despite the active development of carpooling in the world, the advantages of its use in our country, especially in the Moscow region, are underestimated and poorly implemented. I have researched the dynamics and problems of development of IT platforms for carpooling in the country and abroad in China, France, the Netherlands, the USA, Portugal, Great Britain and Ireland. And considered problems both from the point of view of users of the service (i.e., the control object) and from the point of view of the service itself (the communication channel).
Of course, the development of carpooling (as well as other sharing segments) was greatly influenced by the Pandemic situation in the country and the world. To improve the Russian service of transportation offered three directions: development in the application of the query function trip passengers; mandatory inclusion of the function of the regulator of the payment order reservation and travel, as well as penalties for violation of the rules by the platform participants with payment of relevant fee IT platform; the change in coverage area travel service with an extension to inner-city areas (primarily in Moscow).
I believe that as a result of the proposed changes, the efficiency of using the IT platform will increase and the environmental situation in the Moscow region will improve.
1. Pinson C., Afsar H. M., Prodhon C. Heuristic Approaches to solve a Generalized Dial-a-Ride Problem Applied to Car-pooling, IFAC-PapersOnLine, 2016, vol. 49, no. 12, pp. 1187-1191.
2. Zhenhua M., Weiwei L., Yanyan Ch., Hu Zh., Kangli Y., Xiang L. The effects of carpooling on potential car Buyers' purchasing Intention: A case study
of Jinan, Case Studies on Transport Policy, Available online 6.092020; https://doi.org/10.1016/j.cstp.2020.08.008.
3. Wikipedia. Jinan; https://ru.wikipedia.org/
wiki/%D0%A6%D0%B7%D0%B8%D0%BD% D0 %B0%D0%BD%D1%8C.
4. The age of urbanization-opening up business opportunities; https://tass.ru/pmef-2017/articles/ 4276906.
5. Autonomism is a bad habit; https://vc.ru/transport/166615-avtosolizm-eto-plohaya-privychka.
6. Gheorghiu A., Delhomme P. For which types of trips do French drivers carpool? Motivations underlying carpooling for different types of trips, Transportation Research Part A: Policy and Practice, July 2018, vol. 113, pp. 460-475.
7. Bulteau J., Feuillet Th., Dantan S. Carpooling and carsharing for commuting in the Paris region: A comprehensive exploration of the individual and contextual correlates of their uses, Travel Behaviour and Society, 2019, vol. 16, pp. 77-87.
8. Monchambert G. Why do (or don't) people carpool for long distance trips? A discrete choice experiment in France, Transportation Research Part A: Policy a and Practice, 2020, vol. 132, pp. 911-931.
9. Rating of countries by gasoline prices-results of the first quarter of 2013; https://riarating.ru/ countries _ rankings/20130418/610553720.html.
10. Sevenet M., Nimal E., Grassot L., Raux Ch., Charmes E. The potential of sustainability of suburban areas in France: Lyon, Strasbourg, Mulhouse, Transportation Research Procedia, 2019, vol. 41, pp. 426-429.
11. Van der Waerden P., Lem A., Schaefer W. Investigation of Factors that Stimulate Car Drivers to Change from Car to Carpooling in City Center Oriented Work Trips, Transportation Research Procedia, 2015, vol. 10, pp. 335-344.
12. Roger F. Teal. Carpooling: Who, how and why, Transportation Research Part A: General, 1987, vol. 21, no. 3, pp. 203-214.
13. Road lanes for cars with passengers in the United States
(HOV lane): what it is and why you need it; https://zen.yandex.ru/media/ id/5b95a3d3bd739500aacfe35c/dorojnye-polosy-dlia-avtomobilei-s-passajirami-v-ssha-hov-lane-chto-eto-takoe-i-zachem-nujno-5b97d99667918d00aa 70caaa.
14. Javid R. J., Nejat A., Hayhoe K. Quantifying the environmental impacts of
increasing high occupancy vehicle lanes in the United States, Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2017, vol. 56, pp. 155-174.
15. Teixeira J. F., Valente Neves C. S. J. School mobility management case study: German School of Oporto (Deutsche Schule zu Porto), Case Studies on Transport Policy, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 13-21.
16. Kelly J. A., Fub M. Sustainable school commuting — understanding choices and identifying opportunities: A case study in Dublin, Ireland, Journal of Transport Geography, 2014, vol. 34, pp. 221-230.
17. Neoh J. G., Chipulu M., Marshall A., Tewkesbury A. How commuters' motivations to drive relate to propensity to carpool: Evidence from the United Kingdom and the United States, Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2018, vol. 110, pp. 128-148.
18. Sharing Economy in Russia report; https://tiarcenter.com/sharing-report-2019/.
19. 25 million users in Russia!; https://blog.blablacar.ru/blablalife/chto-my-delayem/cho-novogo/ 25-millionov-polzovatelei-v-rossii.
20. BlaBlaCar will introduce new measures in Russia to improve travel safety; https://www.rbc.ru/technology_and_media/16/02/2019/5c66ccc69a7947b18d e874ebhttps://www.rbc.ru/technology_and_media/16/02/2019/5c66ccc69a79 47b18de874eb.
21. Terms of use of the BlaBlaCar IT platform; https://blog.blablacar.ru/about-us/terms-and-conditions.
22. RideMyRoute App; https://apps.apple.com/us/app/ridemyroute/ id1210706592.
23. Salamanis A., Kehagias D. D., Tsoukalas D., Tzovaras D. Reputation assessment mechanism for carpooling applications based on clustering user travel preferences, Int. Journal of Transportation Science and Technology, March 2019, vol. 8, Issue 1, pp. 68-81.
24. Service fee canceled, BlaBlaCar remains free; https://blog.blablacar.ru/ blablalife/chto-my-delayem/cho-novogo/sbor-za-uslugi-otmenen.
25. Experts have calculated the number of cars in Moscow; https://rg.ru/2019/04/18/reg-cfo/eksperty-podschitali-kolichestvo-avtomobilej-v-moskve.html#.
26. BlaBlaCar presents BlaBlaLines — a service for daily travel // https://ain. ua/2017/05/02/ blablacar-predstavlyaet-blablalines-servis-dlya-ezhednevnyx-poezdok/.
27. BlaBlaCar temporarily suspends service in Russia; https://vk.com/blablacar_ru?w=wall-19685726_80015.
28. Up to 77% — BlaBlaCar is recovering to pre-crisis indicators; https://blog.blablacar.ru/blablalife/ chto-my-delayem/cho-novogo/do-77-blablacar-vosstanavlivaetsia-k-dokrizisnym-pokazateliam.