Научная статья на тему 'Динамика и перспективы маркетингового управления в сфере образования'

Динамика и перспективы маркетингового управления в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинова Н. Г.

В статье рассматриваются актуальные вопросы современного маркетинга образовательных услуг, исследуются наиболее значимые с позиций маркетинга направления развития сферы образования, делается вывод о приоритетности маркетингового подхода, поскольку он позволяет предотвратить значительные финансовые потери национальной экономической системы от нерациональной организации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика и перспективы маркетингового управления в сфере образования»

IV РАЗДЕЛ. МАРКЕТИНГ ОТРАСЛЕЙ И СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

MARKETING MANAGEMENT IN EDUCATION: DYNAMICS AND PERSPECTIVES

Н.Г. БАГАУТДИНОВА, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой

промышленной коммерции и маркетинга Казанского государственного

технического университета

N.G. BAGAUTDINOVA, Ph.D., Full Professor, Head of a Chair, Industrial

Commerce and Marketing Department at Kazan State Technical University

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы современного маркетинга образовательных услуг, исследуются наиболее значимые с позиций маркетинга направления развития сферы образования, делается вывод о приоритетности маркетингового подхода, поскольку он позволяет предотвратить значительные финансовые потери национальной экономической системы от нерациональной организации образования.

Abstract

The paper examines the actual problems of contemporary educational services marketing, the research results on the main trends in educational development in terms of marketing are presented. Author proves that marketing approach ability can help to avoid significant losses of national economy that may happen due to irrational educational structure.

Ключевые слова: маркетинг, образование, рынок образовательных услуг, потребитель.

Keywords: marketing, education, educational services market, customer.

C изменением социально-экономических отношений, становлением рынка, в России входят в жизнь все необходимые атрибуты рыночной экономики, включая такой первостепенный фактор самоокупаемости и залог процветания, каковым по праву является маркетинг. В орбиту применения маркетинговых методов исследования спроса и предложения товаров и услуг постепенно входят все экономические институты, успешно

функционирующие или только собирающиеся занять свою нишу или утвердиться на определенном сегменте рынка.

Если маркетинг уже достаточно продолжительное время применяется в бизнесе, экономике, рекламе, то образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. В общественном сознании присутствовало устойчивое предубеждение против коммерциализации образовательной сферы. Возможно, что здесь сыграла свою роль инертность мышления или это стало защитной реакцией на непродуманные действия некоторых пионеров коммерции в сфере образования. Однако по мере внедрения в российскую действительность законов рыночной экономики и рыночного мышления можно уверенно констатировать значительные изменения в отношении населения к вопросам оказания платных образовательных услуг. При этом, если успешно функционируют многие платные образовательные учреждения начального и среднего звена: лицеи, колледжи, гимназии, то сложности роста наблюдаются в функционировании частных высших учебных заведений.

За короткий отрезок времени, динамично и успешно, в России сложился рынок образовательных услуг. По мере углубления и расширения рыночных отношений растет зависимость образовательных учреждений разнообразных форм собственности и сфер деятельности, всего спектра рынка от маркетинговых исследований. Реальная практика наглядно демонстрирует огромный интерес со стороны перспективных образовательных учреждений к научно обоснованному сопровождению своей деятельности в режиме маркетингового мониторинга.

Наиболее важными приоритетами развития профессионального образования можно назвать гуманизацию. При этом следует отметить усложненное технологирование учебно-педагогического процесса, отсутствие реальной связи между программами, концепциями профессионального образования и процессом передачи знаний учащимся и

специализацию профессионального образования. Значительная часть экспертов отмечают актуальность применения маркетинга в образовательной сфере. В то же время многие специалисты заявляют, что испытывают дефицит в знаниях о применении маркетинга в образовательной сфере, и практически все эксперты подчеркивают, что ощущают насущную потребность в реальном применении маркетинга в режиме функционирования представляемых ими образовательных учреждений.

Наиболее целесообразные направления маркетинга [1], на наш взгляд в области образования, распределились следующим образом:

• Ориентация образования на перспективные потребности социально-экономического развития общества;

• Оптимизация индивидуально-личностного подхода к учащимся;

• Всестороннее изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг.

Вышеприведенная группа факторов является наиболее популярной среди специалистов в области оказания образовательных услуг. С некоторым отрывом следуют прикладная направленность профессионального образования и ориентация учебного процесса на фундаментальные знания и приоритет удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Наименее популярным методом маркетинга является ориентация образования на конъюнктуру рынка.

В связи с вышесказанным можно сделать следующие выводы:

• подавляющее большинство специалистов в области образования отмечают высокую степень актуальности применения маркетинга в своей дея-тельности и в целом для всей образовательной сферы;

• реально ощущается дефицит знаний и нехватка публикаций, раскрывающих проблематику современных методов маркетинга образовательных услуг;

• наиболее актуальные методы маркетинга в области образования совпадают, по мнению специалистов, с перспективными потребностями социально-экономического развития общества;

• реальное применение маркетинга способно оказать благотворное влияние на модернизацию образовательных программ, всестороннее изучение рынка образовательных услуг, применение прогрессивных форм обучения, повышение престижа преподавателя и уважение к потребителям образовательных услуг - учащимся всех уровней.

Характерной чертой современных методов маркетинга образовательных услуг справедливо признается то важное обстоятельство, что эти методы представляют собой многоплановое социальное явление, необходимое и достаточное условие процветания рынка образовательных услуг. Маркетинг аккумулирует и предоставляет пользователю готовые к применению и выдержавшие экспертное тестирование принципы образовательных технологий, востребованных на рынке образовательных технологий. По мере развития рыночных отношений в российском обществе значительно углубляется связь между образованием и карьерой с одной стороны и образованием и коммерцией - с другой. Расширяется эмпирическая база применения маркетинга, увеличивается номенклатура функций, обслуживаемых маркетингом образовательных услуг, что требует специального изучения.

Применяемые в процессе изучения образовательной сферы маркетинговые социологические методы, такие как массовые и экспертные опросы, мониторинги динамики образовательных процессов, наблюдения, эксперименты, фокус-группы и контент-анализ, обеспечивают надежную диагностику происходящих процессов, способны оказывать коррекционно-упреждающее воздействие на те или иные тенденции.

Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют тот факт, что

надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является научный анализ учебно-педагогического процесса, маркетинг предлагаемых услуг. Англоязычная семантика самого понятия "маркетинг" отражает факт заимствования основных принципов маркетинга из стран, где рыночная экономика функционирует уже в течение нескольких столетий. Адаптация маркетинга образовательных технологий в российских условиях предусматривает творческий подход к инновациям и учет самобытности российской культуры.

Методы маркетинга открывают широкие возможности для исследования рынка образовательных услуг, изучения социально-экономических характеристик потенциальных потребителей образовательных услуг - учащихся, студентов, слушателей и т.д., учебных заведений - производителей образовательных услуг, средств и способов осуществления рекламных кампаний в сфере образования. Данный мониторинг обеспечивает надежную связь между производителем образовательного продукта и потребителем образовательных услуг [2].

Кроме того, маркетинг позволяет изучить реальный спрос на те или иные формы образования, ситуацию в системе образования, основные проблемы в подготовке специалистов, ориентации вступающей в жизнь молодежи, дополнительные знания, необходимые специалистам для профессиональной карьеры, зависимость карьеры от образования, перспективные формы получения образования и повышения квалификации и др. вопросы. С другой стороны, маркетинг позволяет выявить категории населения, способные потреблять предлагаемые образовательные услуги в различных регионах, определить реальную стоимость услуг, контролировать процесс вхождения образовательных учреждений на рынок.

Применение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным и проверенным временем способом обеспечения успешной деятельности как государственных, так и частных образовательных

учреждений в условиях рынка. Успешно решать весь комплекс сложных проблем, стоящих перед работниками сферы образования, сегодня невозможно без овладения необходимым объемом теоретических знаний в области маркетинга и социологии как предтечи маркетинговых исследований.

В среде российских специалистов в области образования растет уверенность, что обеспечить устойчивый приток слушателей и учащихся может специальная служба маркетинга, теоретически и практически подготовленная, владеющая методами социологического, психологического и экономического исследования, организации рекламной кампании.

Однако относительная новизна маркетинга в области образования, невнимание к проблеме конечного результата в образовательном процессе откладывают негативный отпечаток на образовании в целом. Чрезмерное увлечение валом и количеством в ущерб качеству связано с невниманием к потребителю, приводило и приводит к печальным последствиям как для экономики, так и для образования.

В настоящее время маркетинг понимается в западной рыночной экономике как основной закон и даже философия производства товаров и оказания услуг, ориентированных на приоритет наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя. При этом производство может быть материальным, интеллектуальным и даже духовным. Понятие "маркетинг" успешно адаптируется к условиям русского языка, обозначает в буквальном смысле рынок, все, что связано с рынком, рыночное мышление, что, несомненно, является актуальным и для рынка образовательных услуг.

Библиографический список:

1. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок: Пер. с англ. / Под ред. В.Б.Колчанова. — СПб.: Питер, 2004.

2. Материалы Международного семинара «Факторы качества высшего образования и их влияние на формирование рейтинга вузов (опыт развитых стран запада)», Вена, 2002.

Контактная информация:

Тел.: 8(843)231-00-77

Е-mail: nailya.mail@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТОВАРНОЙ СИСТЕМЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

FORMATION OF INNOVATIVE COMMODITY SYSTEM OF THE AEROSPACE COMPLEX IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION

Д.И. БОЛОТНОВ, начальник управления по малой авиации ОАО

«РСК «МиГ»

D.I BOLOTNOV, Chief of civil aviation Department at OAO MiG

Аннотация

В условиях модернизации оценка конкурентоспособности приобретает ключевое значение. Особое внимание уделяется инновационным подходам к оценке конкурентоспособности, одним из которых является предполагаемый метод оценки на основе расчета массы потребительной стоимости.

Abstract

In the times of economy modernization, evaluation of business and product competing ability attains the key significance. Special consideration is dedicated to innovation approach for competing ability evaluation, one of them is the evaluation method based on the scope of the user value estimation.

Ключевые слова: маркетинг, товарная система, аэрокосмический комплекс.

Keywords: marketing, commodity system, aerospace complex, competing ability

На рубеже 90-х гг., в условиях финансово-экономической нестабильности, большинство предприятий авиационно-космического комплекса России вступили в новый этап своего развития.

Постулаты советского машиностроения, ориентировавшиеся на мировое первенство в научно-технической и военной сферах, трансформировались в систему «спроса и предложений». Плановый государственный заказ, являвшийся «толкающим поршнем» различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.