Научная статья на тему 'Динамика и анализ публикаций на церковную тему в оккупационной прессе Дона и Кубани в период Великой отечественной войны'

Динамика и анализ публикаций на церковную тему в оккупационной прессе Дона и Кубани в период Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОККУПАЦИОННАЯ ПРЕССА / АНОНИМНЫЕ И АВТОРСКИЕ СТАТЬИ / ANONYMOUS AND AUTHOR'S / ГАЗЕТНЫЕ ОЧЕРКИ / NEWSPAPER FEATURE ARTICLES / ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / NON-CONFESSIONAL NATURE / УЗКОЦЕРКОВНЫЙ ХАРАКТЕР / ХРИСТИАНСКИЕ ДЕНОМИНАЦИИ / CHRISTIAN DENOMINATIONS / ЦЕРКОВНАЯ ТЕМАТИКА / OCCUPATION PRINT MEDIA / ECCLESIASTICAL TOPICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свентицкий Денис Владимирович

Исследуется динамика анонимных и авторских публикаций на церковную тематику в оккупационной прессе Дона и Кубани, а также статистика «внеконфессиональных» и «узкоцерковных» статей. Анализ показывает, что значительное число материалов на церковную тематику, опубликованных в оккупационной прессе Дона и Кубани, носят «внеконфессиональный характер». Данные сведения могут помочь в исследовании оккупационного режима на территории Ростовской области и Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Свентицкий Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics and Analysis of Publications on the Ecclesiastical Topic in the Occupation Press of Don and Kuban during the Great Patriotic War

This article researches the dynamics of author’s and anonymous publications on ecclesiastical topics in occupation print media of Don and Kuban, as well as the statistics of «non-confessional» and «specifically religious» newspaper feature articles. The analysis shows that significant amount of materials on ecclesiastical topic, published in the occupation press the Don and Kuban, are «non-confessional» character. This information can contribute to the investigation of the occupation regime on the territory of Rostov Region and Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «Динамика и анализ публикаций на церковную тему в оккупационной прессе Дона и Кубани в период Великой отечественной войны»

УДК 37

ДИНАМИКА И АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ НА ЦЕРКОВНУЮ ТЕМУ В ОККУПАЦИОННОЙ ПРЕССЕ ДОНА И КУБАНИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© 2014 г. Д.В. Свентицкий

Свентицкий Денис Владимирович -аспирант,

кафедра истории России,

Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова, ул. Инициативная, 48, г. Таганрог, 347936. E-mail: denis. svientitskii@mail.ru.

Sventitskiy Denis Vladimirovich -Post-Graduate,

Department of History ofRussia, Taganrog State Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Initsiativnaya St., 48, Taganrog, 347936. E-mail: denis.svientitskii@mail.ru.

Исследуется динамика анонимных и авторских публикаций на церковную тематику в оккупационной прессе Дона и Кубани, а также статистика «внеконфессиональных» и «узкоцерковных» статей. Анализ показывает, что значительное число материалов на церковную тематику, опубликованных в оккупационной прессе Дона и Кубани, носят «внеконфессиональный характер». Данные сведения могут помочь в исследовании оккупационного режима на территории Ростовской области и Краснодарского края.

Ключевые слова: оккупационная пресса, анонимные и авторские статьи, газетные очерки, внеконфессиональный характер, узкоцерковный характер, христианские деноминации, церковная тематика.

This article researches the dynamics of author's and anonymous publications on ecclesiastical topics in occupation print media of Don and Kuban, as well as the statistics of «non-confessional» and «specifically religious» newspaper feature articles. The analysis shows that significant amount of materials on ecclesiastical topic, published in the occupation press the Don and Kuban, are «non-confessional» character. This information can contribute to the investigation of the occupation regime on the territory of Rostov Region and Krasnodar Territory.

Keywords: occupation print media, anonymous and author's, newspaper feature articles, non-confessional nature, Christian denominations, ecclesiastical topics.

Динамика публикаций анонимных и авторских очерков на церковную тематику в оккупационной прессе Дона и Кубани, а также их анализ не получили широкого освещения в научной литературе. Для разрешения этой проблемы уместно изучить процентное соотношение таких публикаций в газетах «Новое слово» (Таганрог) и «Кубань». Кроме того, следует разделить статьи, опубликованные в оккупационных газетах, на «внеконфессиональные», обращенные к представителям всех христианских деноминаций, и «узкоцерковные», на основании чего эта проблема будет исследована с теоретической и практической точек зрения.

Первый анонимный очерк на церковную тематику в таганрогской газете «Новое слово»

был опубликован 14 марта 1942 г. Он носил «узкоцерковный» характер и содержал анализ имущественного положения русского православия до Октябрьской революции и 20 лет спустя. Неизвестный автор критикует большевиков за их гонения против верующих в предвоенный период. Однако, несмотря на это, «вина за революцию в России во многом возлагается на православие» [1]. В связи с этим заметим, что в июле 1941 г. А. Гитлер негативно оценивал роль христианских деноминаций: «Самый тяжелый удар человечеству был нанесен появлением христианства. Большевизм - незаконное дитя христианства» [2]. На основании этих слов можно утверждать, что негативное отношение к православию ав-

тор очерка заимствовал из июльской речи Гитлера.

Следующие анонимные статьи, опубликованные 5 апреля 1942 г. [3], не содержат каких-либо обвинений в адрес православия. Следует отметить их «внеконфессиональный» характер, так как авторы поздравляют с праздником Пасхи все население Таганрога, не выделяя отдельно представителей какой-либо церковной деноминации. Более того, текст этих публикаций выдержан в нейтральной богословской терминологии, что делало их доступными для позитивного восприятия представителями различных противоречащих друг другу в основах вероучения христианских конфессий [3].

Другая анонимная статья «узкоцерковной» направленности «Церковь в СССР и Ватикан» опубликована 2 мая этого же года. Текст ее был прислан из главной берлинской редакции «Нового слова». В этой публикации содержится информация о создании Ватиканом специальной комиссии по изучению положения «православной и католической церкви в СССР», работала она на «основании документов, представляемых Ватикану правительством СССР и "одной из союзной СССР" державы». Данная деятельность Папской курии оценивается в этой статье негативно. Ссылаясь на итальянскую прессу, автор приводит примеры репрессивной политики Сталина в отношении к последователям православия в 30-е гг. ХХ в. Этим он стремится доказать читателю, что если изменения отношения советских властей к религиозным сообществам «и проводятся в настоящее время, то исключительно по политическим соображения». Учитывая, что текст данной публикации был прислан в Таганрог из Берлина, можно сказать, что министерство пропаганды нацистской Германии было не заинтересовано в установлении позитивных отношений между СССР и Ватиканом [4].

Причина анонимных публикаций на церковную тематику в «Новом слове» в марте -мае 1942 г. заключалась в прифронтовом положении Таганрога в этот период. Жители западной части Придонья надеялись на быстрое освобождение и неохотно сотрудничали с нацистами. Победа советских войск под Москвой и отступление немцев из Ростова-на-Дону лишь укрепляли эти ожидания. Но весной 1942 г. советские войска потерпели серь-

езное поражение под Харьковом, летом этого же года нацисты развили наступление на Кавказском и Сталинградском направлениях, значительно потеснив Красную Армию,что существенно отсрочило освобождение Западного Придонья. Более того, в зону немецкой оккупации вошли обширные районы Кубани и Ставрополья. Это обстоятельство, по нашему мнению, послужило причиной появления в выпуске «Нового слова» от 17 октября 1942 г. первого авторского, «узкоцерковного» материала «Крест снова венчает храмы», что свидетельствует о переломном моменте в публикации статей на религиозную тематику. Необходимо также обратить внимание на его антисемитский характер. Принадлежал он таганрогскому православному епископу Иосифу (Чернову) и посвящался проблеме возрождения православия в Таганроге.

Иосиф (Чернов) благодарен гитлеровским захватчикам за передачу верующим храмовой собственности, в целом позитивно оценивает оккупационный режим и положительно относится к нацистской Германии: «Слава доблестной и победоносной германской армии. Слава великому вождю ее. Слава могучему германскому народу, возглавляющему борьбу с большевизмом». Немецких солдат, уничтоживших в таганрогской Балке Смерти около шести тысяч человек (в т.ч. женщины, дети, старики), этот архиерей именует «добрыми германскими рыцарями» [5]. В этом же номере содержится анонимная статья «внеконфес-сионального» характера «Разрушение большевиками церквей в СССР». Автор обвиняет во лжи на переговорах с правительством Черчилля: «В сентябре 1941 г. советский посол в Лондоне жид Майский, бесстыдно заявил, что религия в СССР никаким абсолютно преследованиям не подвергается и что советское правительство "гарантирует" религиозную свободу». Кроме того, значительная часть этой статьи посвящена проблеме уничтожения религиозных верований в нашей стране [5]. Публикация свидетельствует о желании оккупационных властей дискредитировать в глазах местного населения руководство Западных союзников Советского Союза, а также само руководство СССР.

После захвата Краснодара немецкие власти начали в нем выпуск местной газеты «Кубань». В отличие от «Нового слова» здесь публиковались в основном авторские мате-

риалы. Это может, по нашему мнению, свидетельствовать о том, что у жителей Кубани, так же как у населения Придонья, возникло представление о длительной оккупации. По данной причине в газете «Кубань» авторских публикаций на церковную тематику значительно больше, чем в «Новом слове». Например, С. Антонов в статье «внеконфессиональ-ного» характера «Большевизм и религия» негативно оценивает советскую власть, обвиняя ее в разрушении храмов и молитвенных домов и уничтожении духовенства различных религиозных конфессий. Однако в его обвинениях отсутствует фактическая сторона, так как он не пишет ни о количестве уничтоженных церквей, ни о числе убитых священнослужителей.

В этом же номере газеты был опубликован и анонимный очерк «узкоцерковной» направленности «Благодарственный молебен», посвященный религиозной церемонии в честь возведения в должность бургомистра (городского головы) Краснодара Степана Николаевича Ляшевского. Проходило это мероприятие в православном храме св. Георгия Победоносца, проводил его иеромонах Серафим (фамилия не указана), в своей проповеди он поблагодарил гитлеровских захватчиков за «освобождение» Краснодара и православной Кубани от «большевистского, безбожного ига» [6].

Следующая группа очерков на церковную тематику в газете «Кубань» вышла в № 3 от 7 января 1943 г. Большая часть этого выпуска посвящена Рождеству. В нем опубликованы статья С. Антонова «Христос наша сила», а также значительное количество религиозных произведений для детей и подростков. Большинство из них носили авторский характер [7]. Лишь рассказ «Письмо к Богу» за подписью С.З. носит анонимный характер. Общей чертой всех публикаций является отсутствие в них политизированости, а также определенной конфессиональной окраски. Например, богословская статья С. Антонова «Христос наша сила» выдержана в нейтральных теологических терминах. На основании этого данные газетные публикации следует относить к «внеконфессиональным» [7].

В таганрогской газете «Новое слово» рождественская тематика представлена не так широко. Однако 16 декабря 1942 г. в ней опубликовано «Рождественское поздравление» за

подписью епископа Иосифа Таганрогского. Он поздравляет всех жителей города, не выделяя отдельно православных, католиков или баптистов. Следует также отметить отсутствие политической окраски по сравнению с предыдущей публикацией этого автора [8].

Катастрофическое положение немецко-фашистских войск в Сталинграде зимой 1942 -1943 г., не привело к прекращению публикаций авторских статей на религиозную тематику в газете «Кубань». Подтверждением служит «внеконфессиональный» очерк от 15 января 1943 г. П. Дмитренко [9]. Он критикует контакты руководства Англиканской церкви и СССР, стараясь дискредитировать эти взаимоотношения в глазах жителей Кубани. Основной тезис публикации - советское и британское правительства в равной степени являются противниками свободы совести: «Англикане такие же живодеры, как и большевики... Архиепископу Кентерберийскому лучше это знать. Ему известны многие из подвигов английских властей по расправам над мирным населением» [9].

Итак, подавляющее большинство статей, посвященных религиозным проблемам, в газете «Кубань» в отличие от «Нового слова» были подписаны авторами. Вероятно, жители Кубанского региона ожидали длительного оккупационного периода и не опасались возмездия со стороны органов советской власти. Важно также отметить, что в газете «Кубань» в отличие от «Нового слова» не было опубликовано ни одной статьи за подписью священнослужителя какой-либо конфессии или деноминации.

После освобождения Ростова-на-Дону 14 февраля 1943 г. Таганрог вновь стал прифронтовым городом, что существенно повлияло на статус авторов статей на церковную тематику в газете «Новое слово». В частности, православный епископ Иосиф (Чернов) перестал сотрудничать с этой газетой. Вместо него от лица епархии таганрогский благочинный Владимир Федосьев опубликовал «Поздравление с Пасхой» 25 апреля 1943 г. В этом же номере с Пасхой поздравил жителей Таганрога бургомистр города Дитер, а также был напечатан анонимный материал «Воистину воскрес». Все публикации лишены какой-либо политической ориентации и конфессиональной окраски и полностью посвящены богословско-философским аспектам празднования Пасхи [10].

Последний опубликованный в этой газете очерк на религиозную тематику «Случай или система?» 27 июля 1943 г. носил анонимный и «узкоцерковный» характер. Посвящался он бомбардировкам англо-американской авиацией католических храмов в Германии, в частности собора святого Петра и Марии в Кельне. Автор желал показать местным католическим жителям тождественность отношения большевиков и американцев к их конфессии. Это было важно, так как после поражения под Сталинградом гитлеровским оккупантам была необходима поддержка населения Приазовья [11].

Таким образом, за время оккупации в газете «Новое слово» было опубликовано 12 материалов на религиозную тематику, из них не анонимных - 4 (30 %.) Автором двух статей является православный епископ и одной - благочинный. Одна публикация принадлежит бургомистру. Итого 75 % всех авторских статей на церковную тематику в газете было написано православными священнослужителями.

В газете «Кубань» всего было 10 публикаций на религиозную тематику, из них авторских - 8, т.е. 80 %. Не зафиксировано ни одной статьи, подписанной священнослужителем той или иной конфессии. Авторами являются миряне.

Поступила в редакцию

Литература

1. Россия до октябрьской революции // Новое слово. 1942. 14 марта.

2. Цит. по: Ермолов И.Г. Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941 - 1944. М., 2010. С. 259.

3. Поздравление с Пасхой; Снова в Таганроге Пасха // Новое слово. 1942. 5 апр.

4. Церковь в СССР и Ватикан // Новое слово. 1942. 2 мая.

5. Иосиф (Чернов). Крест снова венчает храмы; Разрушение большевиками церквей в СССР // Новое слово. 1942. 17 окт.

6. Антонов С. Большевизм и религия; Благодарственный молебен // Кубань. 1942. 26 сент.

7. Антонов С. Христос наша сила; Бурнозова Н. Рождество Христово; Ивановский А. Спаситель, Рождественский рассказ; Котлярова Н. Елка в лесу; Филькович К. Дед Мороз; С.З. Письмо к Богу // Кубань. 1943. 7 янв.

8. Иосиф (Чернов) // Новое слово. 1942. 16 дек.

9. Дмитренко П. Кентерберийско-сталинское христианство // Кубань. 1943. 15 янв.

10. Благочинный Владимир Федосьев. Поздравление с Пасхой; Дитер. Радостной жизни новое начало; Воистину Воскрес // Новое слово. 1943. 25 апр.

11. Случай или система? // Новое слово. 1943. 27 июля.

9 апреля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.