Научная статья на тему 'Динамика функционального состояния студентов в течение эндогенного и экзогенного года'

Динамика функционального состояния студентов в течение эндогенного и экзогенного года Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
193
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ РИТМ / СЕЗОННЫЕ БИОРИТМЫ / FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS / INDIVIDUAL ANNUAL RHYTHM / SEASONAL BIORHYTHMS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кашмина Екатерина Олеговна

Представлен анализ результатов исследования мозгового кровообращения, психофизического тестирования и переносимости физических нагрузок на занятиях по физическому воспитанию у студентов разного пола в зависимости от сезонных и индивидуальных годовых ритмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кашмина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS IN THE COURSE OF ENDOGENOUS AND EXOGENOUS YEAR

Provides the analysis of the results of the study of cerebral circulation, psychophysical testing and exercise tolerance at the lessons of physical education of the students of different sexes depending on the season and individual annual rhythms.

Текст научной работы на тему «Динамика функционального состояния студентов в течение эндогенного и экзогенного года»

Иванушкина Надежда Федоровна, доцент, ivanushkina.n@yandex.ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

RATIONING OF PHYSICAL ACTIVITY FOR STUDENTS WITH POOR HEALTH DURING

ADVERSE GEOMAGNETIC CONDITIONS

N.F. Ivanushkina

The analysis of the reactivity to changing geomagnetic and meteorological factors in students of special medical group. Made adjustments to the methodology of exercise in terms of reduction of functionality working on days with adverse helophytic and climatic conditions.

Key words: magnetic storms, altered reactivity of the cardiovascular system, physical education students.

Ivanushkina Nadyezhda Fyodorovna, associate professor, Russia, Tula, Tula state University

Получено 12.02.2013 г.

УДК 796.012.612

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

В ТЕЧЕНИЕ ЭНДОГЕННОГО И ЭКЗОГЕННОГО ГОДА

Е.О. Кашмина

Представлен анализ результатов исследования мозгового кровообращения, психофизического тестирования и переносимости физических нагрузок на занятиях по физическому воспитанию у студентов разного пола в зависимости от сезонных и индивидуальных годовых ритмов.

Ключевые слова: функциональное состояние студентов, индивидуальный годовой ритм, сезонные биоритмы.

Повышение эффективности физического воспитания в вузе является актуальной задачей, особенно в условиях постоянно снижающегося уровня здоровья студентов и «омоложения» болезней сердечно-сосудистой системы. В этих условиях возрастает значимость индивидуализации физических нагрузок, одним из критериев нормирования которой может быть дата рождения.

Появившиеся в последнее время работы свидетельствуют о наличии индивидуальной периодичности физиологических функций, начинающейся от дня рождения - индивидуального года (ИГ). У здоровых юношей и девушек в четвертом триместре ИГ была повышена частота выявления гипертонии, повышен индекс напряжения регуляторных систем, снижена физическая работоспособность и иммунитет [2, 5].

Число смертельных случаев от болезней сердечно-сосудистой системы возрастает в 12 месяце ИГ для мужчин и женщин, у пожилых людей также опасным является и 1 месяц ИГ, худшими месяцами также являются 2, 4, 6 и 8 месяцы ИГ (Шапошникова В.И., 1991, 1996). В более поздних работах в зону риска включают только 1, 2, 8, 10 и 12 месяцы ИГ [1, 6, 7]. Во 2 и 12 месяцы ИГ у женщин и 1, 3 и 5 месяцы у мужчин повышен риск осложнений артериальной гипертензии и ИБС [4].

Наибольшее число высоких спортивных результатов было показано в 1, 5, 6 и 9-11 месяце от даты рождения [7]. Однако во 2 и 11 месяце возрастает число спортивных травм.

Вместе с тем физиологические характеристики фаз индивидуального годового ритма у лиц молодого возраста, а также их практическая значимость, представляются недостаточно изученными.

Целью настоящей работы явилось выявление годовой динамики состояния сердечно-сосудистой системы у практически здоровых лиц молодого возраста для разработки физиологически обоснованных рекомендаций варьирования физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию.

В исследование включены результаты обследования 450 студентов (208 девушек и 242 юношей) первого и второго курсов разных факультетов Тульского государственного университета (ТулГУ), которым на базе Центра здоровья вуза была проведена реоэнцефалография (РЭГ) с помощью аппаратно-программного комплекса РЕАН-поли (г. Таганрог, элитная версия). У 200 студентов (101 девушки и 99 юношей) проведено исследование высших психических функций: внимания по данным корректурной пробы и кратковременной зрительной памяти по тесту «Последовательность образов» в компьютерной программе «Allonic.NET 4.3» (Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Саулин А.А., Самсонова Г.О.).

Кроме того, у 83 студентов первых и вторых курсов ТулГУ, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, в весеннем семестре определена переносимость физической нагрузки на типовом занятии по физическому воспитанию методом тренд-анализа по Т.Э. Кару. (1965).

39 юношей и 35 девушек проходили исследование мозговой гемодинамики дважды: осенью (октябрь) и весной (март).

Оказалось, что у студентов обоего пола осенью наблюдается затруднение венозного оттока в бассейне левой позвоночной артерии (ПА) и повышение тонуса сосудов пре- и посткапиллярного русла (показатели дикротического и диастоло-систолического индексов) в этом регионе. Кроме того, у девушек осенью ниже, чем весной, кровенаполнение в бассейне левой внутренней сонной (ВСА) и обеих ПА.

Известно, что нарушение венозного оттока является одним из ранних критериев снижения уровня адаптации, в том числе и у спортсменов. Кроме того, этот механизм играет важную роль в возникновении головных болей в затылочной области.

Выявленный факт влияния сезонных ритмов на мозговую гемодинамику свидетельствует о необходимости учета особенностей церебральной гемодинамики в разные периоды календарного года при проведении обязательных занятий по физическому воспитанию и целесообразности включения соответствующих упражнений, направленных на нормализацию венозного оттока в осенний период.

Анализ мозговой гемодинамики позволил выявить ее особенности в разные месяцы ИГ. Так, у девушек в первом месяце ИГ наблюдается выраженная межполушарная асимметрия в бассейне ВСА со снижением справа, во втором месяце - относительное снижение кровенаполнения в бассейне обеих ВСА. В третьем месяце улучшается венозный отток в бассейне обеих ПА.

В четвертом месяце изменяются параметры церебральной гемодинамики в левой гемисфере: повышается тонус сосудов среднего и мелкого калибра в бассейне левой ВСА, затрудняется венозный отток в бассейне левой ПА. В пятом месяце ИГ на фоне относительной тахикардии повышено кровенаполнение в бассейне левой ПА. В шестом месяце, как и в первом, наблюдается выраженная межполушарная асимметрия в бассейне ВСА со снижением справа.

Седьмой месяц ИГ у девушек является наиболее благоприятным: оптимальны величины кровенаполнения и тонуса прекапиллярных сосудов в передних отделах, наблюдается хороший венозный отток от задних отделов головного мозга. В восьмом месяце повышено кровенаполнение передних отделов.

В девятом месяце отрицательная динамика отмечена для всех регионов: кровенаполнение передних и задних отделов снижается, венозный отток из всех регионов затруднен, повышен тонус средних и мелких сосудов в бассейне обеих ВСА и тонус посткапиллярных сосудов в бассейне левой ПА.

В десятом месяце затруднен венозный отток из бассейна правой ПА, в 11-ом повышено кровенаполнение в передних отделах левого полушария. 12-ый месяц ИГ характеризуется затруднением венозного оттока от всех регионов, а также повышением тонуса сосудов среднего и мелкого калибра в бассейне левой ПА.

У юношей в первом месяце ИГ повышен тонус сосудов среднего и мелкого калибра в бассейне обеих ВСА и ПА, умеренно затруднен венозный отток в бассейне ПА. Во втором месяце на фоне снижения кровенаполнения передних отделов (как и в группе девушек) снижается тонус сосудов пре- и посткапиллярного русла в бассейне правой ПА и

посткапиллярного русла в бассейне левой ВСА. В третьем месяце ИГ наблюдается выраженное затруднение венозного оттока от задних отделов головного мозга. В четвертом месяце повышается кровенаполнение как передних, так и в большей степени задних отделов головного мозга. Пятый месяц характеризуется выраженным снижением тонуса средних и мелких сосудов всех регионов. В шестом месяце состояние гемодинамики оптимально, особенно параметров венозного оттока в бассейне ВСА.

В седьмом месяце снижается тонус посткапиллярных сосудов в бассейне левой ПА, в восьмом месяце - состояние мозговой гемодинамики оптимально. В девятом месяце наблюдаются выраженные признаки затруднения венозного оттока из бассейна обоих ВСА, в десятом -повышение кровенаполнения всех регионов при нормальных параметрах венозного оттока. 11 -ый месяц характеризуется снижением кровенаполнения задних отделов головного мозга и повышением тонуса посткапиллярных сосудов в бассейне левой ПА. В 12-ом месяце кровенаполнение передних отделов повышено, при этом снижен тонус сосудов посткапиллярного русла в бассейне обеих ПА.

Таким образом, у студентов разного пола во втором месяце ИГ снижается кровенаполнение в передних отделах головного мозга.

Корректурная проба позволяет оценить концентрацию внимания по интегральному показателю, рассчитываемому на основе времени выполнения тестового задания и количества сделанных ошибок. Каждый студент проходил тестирование дважды - осенью и весной с интервалом в полгода.

Вне зависимости от времени года, девушки достоверно лучше выполняли корректурную пробу в первом, девятом и десятом месяце ИГ, а в чтвертом месяце ИГ наиболее часто результаты были хуже.

У юношей концентрация внимания высокодостоверно чаще повышалась в первом и третьем месяце ИГ и снижалась в восьмом месяце ИГ.

По результатам второй пробы психофизиологического тестирования - «Последовательность образов» оценивалась зрительная память студентов. В процессе проведения пробы фиксировалось время выполнения и количество верных ответов.

У девушек достоверно чаще функция зрительной памяти повышалась во втором месяце ИГ, в то время как в 11-ом и 12-ом месяце ИГ достоверно чаще наблюдалось ухудшение, чем улучшение.

У юношей, как и у девушек, зрительная память улучшалась во втором месяце ИГ, а также в третьем, девятом и десятом месяце ИГ, а ее снижение чаще отмечалось в четвертом месяце ИГ.

Переносимость физических нагрузок по данным тренд-анализа у юношей основной медицинской группы также была неодинакова в разные месяцы ИГ.

Как указано выше, во втором месяце ИГ (который, по литературным данным, является одним из неблагоприятных) наблюдается снижение кровенаполнения в передних, а у юношей - и в задних отделах мозга. В этот период утомление под влиянием физической нагрузки приводит к выраженному ухудшению качества реакции по астеническому типу, в результате чего разность индекса тренда наибольшая -1,86±0,54 ед. Это соответствует среднему (с тенденцией к высокому) воздействию нагрузки.

Переносимость физической нагрузки снижена и в третьем месяце ИГ (разность индекса тренда 1,63±0,38 ед.), когда наблюдается выраженное затруднение венозного оттока в бассейне позвоночных артерий. Реакция диастолического артериального давления на функциональную пробу как до, так и после тренировки, по гипертоническому типу, частота сердечных сокращений (ЧСС) до тренировки в зоне тахикардии (возможное повышение симпатического тонуса). Однако именно в этом месяце улучшается концентрация внимания и зрительная память. Представляется, что в третьем месяце ИГ дозирование нагрузок требует повышенного внимания со стороны преподавателя.

В четвертом месяце ИГ (когда повышается кровенаполнение передних и задних отделов головного мозга, однако ухудшается кратковременная зрительная память) наблюдается относительное увеличение ЧСС как до, так и после тренировки и самый низкий исходный индекс тренда, что может указывать на повышение симпатического тонуса вегетативной нервной системы. Реактивность на типовое занятие в это время снижена (разность индекса тренда 0,61±0,08 ед., малое воздействие нагрузки).

В восьмом месяце ИГ (мозговая гемодинамика без особенностей, достоверно чаще снижается концентрация внимания) наблюдается гиперреактивность на дополнительную скоростную нагрузку за счет выраженного учащения ЧСС как до, так и после тренировки. Кроме того, у студентов в покое повышалось как систолическое, так и диастолическое артериальное давление. В этот период воздействие физической нагрузки также было больше, чем в другие месяцы (разность индекса тренда 1,70±0,35 ед.).

Гиперреактивность на скоростную нагрузку до тренировки отмечается и в десятом месяце ИГ (в это время улучшается зрительная память, повышено кровенаполнение всех регионов, венозный отток не нарушен). Однако переносимость физкультурного занятия не нарушена (разность индекса тренда 1,00±0,32 ед.).

По данным В.И. Шапошниковой, наибольшее число лучших спортивных результатов было показано в первом, пятом, шестом и 9-ом-11-ом месяце ИГ. В нашем исследовании во все эти периоды, за исключением десятого месяца ИГ, ЧСС в покое до занятия была ниже, что

может отражать тенденцию к экономизации функционирования организма в покое. Годовая динамика реактивности на физические нагрузки, а также переносимости занятий по физическому воспитанию, может быть связана с изменением вегетативной и гормональной регуляции, что требует подтверждения с применением других методик их оценки.

Выводы.

1. Выявлено влияние фаз индивидуального годового ритма на функциональное состояние студентов, различающееся у девушек и юношей.

2. В периоды, когда у юношей эффективность выполнения тестов на внимание и зрительную память высока (второй, третий, восьмой и десятый месяцы ИГ), переносимость физических нагрузок снижается. Это представляется особенно важным для дозирования тренировочных нагрузок во время экзаменационной сессии.

3. В осенний период для студентов обоего пола физиологически обоснованы физические упражнения, направленные на нормализацию венозного оттока в бассейне обеих позвоночных артерий, в том числе дыхательная гимнастика.

Список литературы

1. Барбараш Н.А., Шапошникова В.И. Оцените свое здоровье сами. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

2. Изменение устойчивости сердечно-сосудистой системы у больных ИБС и здоровых лиц в течение индивидуального года / Н.А. Барбараш и [др.] // Российский кардиологический журнал. 2000. № 6. С. 16-19.

3. Связь сезона года, сезона рождения и триместров индивидуального года больных ИБС с риском развития инфаркта миокарда и его осложнений / Н.А. Барбараш и [др.] // Терапевтический архив. 2002. № 9. С. 30-33.

4. Злыднева М.А. Хронобиологические аспекты повышения эффективности терапии в клинике внутренних болезней: автореф. дис. ...канд. мед. наук. Тула, 2006. 26 с.

5. Прокашко И.Ю., Чичиленко М.В. Хронобиологические аспекты соматического здоровья девушек // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Мат. 11-ого Межд. симпозиума. М.: Изд-во РУДН, 2003. С. 434-435.

6. Шапошникова В.И. Биоритмы - часы здоровья. М.: Советский спорт, 1991. 63 с.

7. Шапошникова В.И. Годовой эндогенный цикл человека // Сознание и физическая реальность. 1998. Т. 3. № 1. С. 33-40.

Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, преподаватель, kkashmina@ ramhler.rH, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

DYNAMICS OF THE FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS IN THE COURSE OF ENDOGENOUS AND EXOGENOUS YEAR

E.O. Kashmina

Provides the analysis of the results of the study of cerebral circulation, psychophysical testing and exercise tolerance at the lessons of physical education of the students of different sexes depending on the season and individual annual rhythms.

Key word: functional state of students, individual annual rhythm, seasonal biorhythms.

Kashmina Katherina Olegovna, candidate of pedagogical sciences, teacher, Russia, Tula, Tula state university

Получено 08.02.2013 г.

УДК 796.015.11

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н.А. Коростелева

Проведен теоретический анализ научно-педагогической литературы по вопросам использования дидактических принципов в процессе обучения плаванию. Дано экспериментальное обоснование эффективности методики обучения плаванию студентов с использованием принципов последовательности и наглядности.

Ключевые слова: плавание, дидактические принципы, методика обучения плаванию.

На эффективность учебного процесса влияет ряд факторов. В теории и методике физического воспитания основополагающее значение имеет использование общеметодических и специфических принципов физического воспитания, на которых строится любой учебный процесс.

В настоящее время в связи с увеличением количества студентов, имеющих патологические отклонения в состоянии здоровья, разработка эффективных методик, способствующих оптимизации функционального состояния, становится все более актуальной.

Плавание - не только вид спорта. Это жизненно необходимый прикладной навык, прекрасное средство разностороннего физического развития, имеющее ярко выраженную оздоровительную направленность

[2, 3].

Уже только простое нахождение в воде без движения вызывает повышение обмена энергии вследствие теплоотдачи. Благодаря высокому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.