Научная статья на тему 'Динамика функционально-планировочного развития китайского города Аньяна (середина ХХ - начало XXI В. )'

Динамика функционально-планировочного развития китайского города Аньяна (середина ХХ - начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
213
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / PLANNING STRUCTURE / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / URBAN SPACE / ДИНАМИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / DYNAMICS OF URBAN DEVELOPMENT / ЗОНИРОВАНИЕ / ZONING / РЕГУЛЯРНЫЙ ПЛАН / REGULAR PLAN / ГОРОДСКАЯ ОСЬ / URBAN AXIS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Цюй Жулань, Заварихин Светозар Павлович

Рассмотрена динамика функционального и планировочного развития города Аньяна, бывшей столицы Китая. На основе анализа этапов развития города, нескольких генеральных планов и основных исторически сложившихся градостроительных ситуаций, выявляется логика исторического развития функционально-планировочной структуры Аньяна. Выявление и учет этой логики в градостроительной политике является одним из важных условий устойчивого развития любого исторического города, к которому относится и Аньян. Безусловная актуальность темы статьи обусловлена также тем, что в условиях резко возросшей за последнее пятилетие активности строительного комплекса в городе начался процесс трансформации исторической планировочной структуры, что отрицательно сказывается на возможности сохранения идентичности облика бывшей столицы Китая. Высокая степень подробности анализа взаимосвязанных факторов формирования градостроительной структуры Аньяна является новым подходом в научной литературе об этом городе, интересы которой ограничиваются краеведческими и обобщенно-градостроительными аспектами. Этот исследовательский подход позволил выявить устойчивые во времени градостроительные узлы и оси развития, которые необходимо учитывать при разработке современной градостроительной документации. Текст и графика статьи утверждают перспективный методический подход к исследованиям динамики развития исторических городов. Предмет исследования: основные закономерности взаимосвязанного развития планировочной структуры Аньяна в конкретных ландшафтных, историко-социальных и экономических условиях. Цели: выявить основные закономерности взаимосвязанного развития планировочной структуры Аньяна в конкретных ландшафтных, историко-социальных и экономических условиях. Задачи: путем сопоставительного анализа параметров исходного ландшафта, исторических планов и данных динамики экономического развития определить основные закономерности развития планировочной структуры Аньяна. Материалы и методы: характер и параметры исходного ландшафта исследовались с применением картографического материала путем вычисления разницы высот земли по широтным и меридиональным направлениям, а также путем составления разрезов по участку, включая долины рек. Все данные в метрической системе мер. При качественной оценке отдельных участков и зон учитывалась сезонность, направление и сила ветра по данным справочников [1, 2]. Историко-социальные характеристики выявленных периодов развития Аньяна составлялись на основе демографических данных о составе и численности населения [3, 4], а также по официальным отчетам правительственных структур Аньяна [5, 6]. Этапы экономического развития города определялись на основе официальных источников [7, 8]. Сопоставительный анализ планов города и генеральных планов производился путем послойного наложения друг на друга разработанных планировочных схем, приведенных к одному масштабу в метрической системе мер. Особо фиксировались устойчиво сохранявшие свое положение отдельные градостроительные узлы и направления магистралей и дорог. Результаты: выявлены основные закономерности взаимосвязанного развития планировочной структуры Аньяна в конкретных ландшафтных, историко-социальных и экономических условиях. Вывод: проведенное исследование позволило определить такие основные закономерности исторического развития планировочной структуры Аньяна, обусловленные ландшафтными, историко-социальными и экономическими факторами, как поэтапное обогащение изначально основной ортогональной планировочной структуры более свободными формами планировки и формирование крестообразной системы главных планировочных осей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика функционально-планировочного развития китайского города Аньяна (середина ХХ - начало XXI В. )»

УДК 711.4.03 DOI: 10.22227/1997-0935.2018.8.924-934

Динамика функционально-планировочного развития китайского города Аньяна (середина ХХ - начало XXI в.)

Цюй Жулань, С.П. Заварихин

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4

АННОТАЦИЯ: рассмотрена динамика функционального и планировочного развития города Аньяна, бывшей столицы Китая. На основе анализа этапов развития города, нескольких генеральных планов и основных исторически сложившихся градостроительных ситуаций, выявляется логика исторического развития функционально-планировочной структуры Аньяна. Выявление и учет этой логики в градостроительной политике является одним из важных условий устойчивого развития любого исторического города, к которому относится и Аньян. Безусловная актуальность темы статьи обусловлена также тем, что в условиях резко возросшей за последнее пятилетие активности строительного комплекса в городе начался процесс трансформации исторической планировочной структуры, что отрицательно сказывается на возможности сохранения идентичности облика бывшей столицы Китая.

Высокая степень подробности анализа взаимосвязанных факторов формирования градостроительной структуры Аньяна является новым подходом в научной литературе об этом городе, интересы которой ограничиваются краеведческими и обобщенно-градостроительными аспектами. Этот исследовательский подход позволил выявить устойчивые во времени градостроительные узлы и оси развития, которые необходимо учитывать при разработке современной градостроительной документации. Текст и графика статьи утверждают перспективный методический подход к со во исследованиям динамики развития исторических городов.

5 5 Предмет исследования: основные закономерности взаимосвязанного развития планировочной структуры Аньяна

в конкретных ландшафтных, историко-социальных и экономических условиях. со со Цели: выявить основные закономерности взаимосвязанного развития планировочной структуры Аньяна в конкретных

а Ф ландшафтных, историко-социальных и экономических условиях.

> 5 Задачи: путем сопоставительного анализа параметров исходного ландшафта, исторических планов и данных дина-

мики экономического развития определить основные закономерности развития планировочной структуры Аньяна. щ (О Материалы и методы: характер и параметры исходного ландшафта исследовались с применением картографи-

ческого материала путем вычисления разницы высот земли по широтным и меридиональным направлениям, а также путем составления разрезов по участку, включая долины рек. Все данные — в метрической системе мер. При качественной оценке отдельных участков и зон учитывалась сезонность, направление и сила ветра по данным 1_ Л справочников [1, 2]. Историко-социальные характеристики выявленных периодов развития Аньяна составлялись на

. основе демографических данных о составе и численности населения [3, 4], а также по официальным отчетам прави-

ст тельственных структур Аньяна [5, 6]. Этапы экономического развития города определялись на основе официальных

■и источников [7, 8]. Сопоставительный анализ планов города и генеральных планов производился путем послойного

аГ ф наложения друг на друга разработанных планировочных схем, приведенных к одному масштабу в метрической си-

= Ц стеме мер. Особо фиксировались устойчиво сохранявшие свое положение отдельные градостроительные узлы и

О щ направления магистралей и дорог.

^ = Результаты: выявлены основные закономерности взаимосвязанного развития планировочной структуры Аньяна в

§ конкретных ландшафтных, историко-социальных и экономических условиях.

<9 ^ Вывод: проведенное исследование позволило определить такие основные закономерности исторического развития

планировочной структуры Аньяна, обусловленные ландшафтными, историко-социальными и экономическими факторами, как поэтапное обогащение изначально основной ортогональной планировочной структуры более свободными формами планировки и формирование крестообразной системы главных планировочных осей.

ОТ " 22 т

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: планировочная структура, городское пространство, динамика градостроительного разви-.Е "К тия, зонирование, регулярный план, городская ось

от

ю 5 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Цюй Жулань, Заварихин С.П. Динамика функционально-планировочного развития ки-

от ° тайского города Аньяна (середина ХХ - начало XXI в.) // Вестник МГСУ. 2018. Т. 13. Вып. 8 (119). С. 924-934. DOI:

о со

<м _

ф

>

а>

Z ст ОТ -

10.22227/1997-0935.2018.8.924-934

ot | Dynamics of the functional-planning development of the Chinese city of § Anyang (mid 20th - beginning of the 21st century)

Qu Rulan, Svetozar P. Zavarikhin

diversity of Architecture and Civil Engl 4 2nd Krasnoarmeyskaya st., St. Petersburg, 190005, Russian Federation

(j Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPSUACE),

II -

i =

O ^ ABSTRACT: dynamics of the functional and planning development of the city of Anyang, the former capital of China, is

® JU considered. Based on the analysis of the stages of the city's development, several master plans and the main historical urban

development situations, the logic of the historical development of the functional-planning structure of Anyang is revealed. The

924 © MynaHb, C.n. 3aBapuxuH, 2018

identification and consideration of this logic in urban planning policy is one of the important conditions for the sustainable development of any historic city, including Anyang. The unconditional relevance of the topic of the article is also due to the fact that under conditions of the activity of the construction complex that has grown in the last five years, the process of transformation of the historical planning structure has begun, which negatively affects the possibility of preserving the identity of the image of the former capital of China.

A high degree of detail in the analysis of interrelated factors in the formation of the city planning structure of Anyang is new in the scientific literature about this city, whose focus is limited to local lore and generalized urban planning aspects. This research approach has made it possible to identify sustainable urban development nodes and development axes, which must be taken into account in the development of modern urban planning documentation. The text and graphical illustrations of the article approve a promising methodical approach to research of the dynamics of development of historical cities. Subject: the main regularities of the interconnected development of the planning structure of Anyang in specific landscape, historical, social and economic conditions.

Research objectives: by means of a comparative analysis of the parameters of the original landscape, historical plans and data for the dynamics of economic development, we reveal the main patterns of the development of the planning structure of Anyang.

Materials and methods: the nature and parameters of the original landscape were studied using cartographic material by calculating the difference in the altitude of the earth along the latitudinal and meridional directions, and by making sections along the site, including river valleys. All data is in metric system of measurement. With a qualitative assessment of individual sites and zones, we took into account the seasonality, direction and power of the wind according to the data of reference books [1, 2]. The historical and social characteristics of the identified periods of development of Anyang were compiled on the basis of demographic data on the composition and size of population [3, 4], as well as according to the official reports of the governmental structures of Anyang [5, 6]. Stages of economic development of the city were determined on the basis of official sources [7, 8]. A comparative analysis of city plans and master plans was carried out by layer-by-layer overlapping of the developed planning schemes, reduced to the same scale in the metric system of measurement. We particularly focused on separate urban development nodes and directions of highways and roads which steadily maintained their position. Results: the study revealed the main regularities of the interrelated development of the planning structure of Anyang in specific landscape, historical, social and economic conditions.

Conclusions: the conducted research made it possible to identify basic regularities of the historical development of the planning structure of Anyang, induced by landscape, historical, social and economic factors, such as the stage-by-stage enrichment of the initially basic orthogonal planning structure by more free layouts and the formation of the cruciform system of the main planning axes.

KEY WORDS: planning structure, urban space, dynamics of urban development, zoning, regular plan, urban axis

FOR CITATION: Qu Rulan, Svetozar P. Zavarikhin. Dinamika funktsional'no-planirovochnogo razvitiya kitayskogo goroda Anyanga (seredina XX - nachalo XXI v.) [Dynamics of the functional-planning development of the Chinese city of Anyang (mid 20th — beginning of the 21st century)]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2018, vol. 13, issue 8 (119), pp. 924-934. DOI:10.22227/1997-0935.2018.8.924-934

e е

<D (D t О

i G Г

С" c У

(О сл

CD CD 7

ВВЕДЕНИЕ

Центральная территория Китая (особенно провинция Хэнань) является родиной китайской цивилизации. Она богата историческими городами, к которым относится и Аньян. Археологами установлен его возраст — более трех тысяч лет. В XX в. город был значительно перестроен и перепланирован, при этом ортогональная сетка улиц окружила прямоугольную крепость [9]. Специфика исторического пути развития Аньяна в конкретных ландшафтно-топографических и климатических условиях позволяет квалифицировать его как архитектурно-градостроительный феномен. Но город до сих пор мало изучен именно как памятник архитектуры и градостроительства. Процесс формирования его объемно-планировочной и архитектурной структуры никогда не был предметом целенаправленного научного исследования. Это обстоятельство объясняет новизну проведенного авторами исследования функционально-планировочного развития Аньяна. Статья восполняет пробел в истории архитектуры и градо-

строительства Китая, который, тем более, нетерпим в связи с тем, что современный строительный бум все активнее искажает исторический центр Аньяна. Поэтому выявление динамики функционально-планировочного развития этого города и определение ценностных характеристик его застройки и планировки становится актуальной задачей историко-ар-хитектурной науки для выработки рекомендаций по сохранению архитектурно-планировочного наследия Аньяна.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Настоящая статья — первое систематическое исследование данной темы. Достоверность полученных результатов обеспечивается, прежде всего, опорой на массив существующих работ по методике подобных исследований и по теории архитектурно-градостроительных преобразований. Здесь выделяются публикации авторитетных ученых, докторов архитектуры, таких как А.Л. Гельфонд, С.П. Завари-хин, Ю.Н. Лобанов, В.А. Нефедов, С.В. Семенцов,

О 3 о

о ( t r a i

r 2

S м

3 Й

>< о

f -

CO

О CD

0 о

По

1 i П =J

cd cd cd

ем

• w

W Ы

s □

s у с о w w

, CO

2 2 О О л -A

00 00

со во

г г О О

СЧ СЧ

СО СО

* (V и 3 > (Л С (Л 2 "" 00 м

ш

г

ф

ф Ф

С £

1= ™

О Ш

о ^ о

со О

СО ч_

о со ГМ

Т.А. Славина. К числу «факторов достоверности» относится проведенное авторами сплошное натурное обследование исторической части Аньяна. Достоверность обеспечивается также использованием информации о строительстве Аньяна, которая содержится в книгах «Градостроительное краеведение города Аньяна» (Чжан Пин и др.) и «Архитектурное краеведение города Аньяна» (Сао Цзунлинь и др.). Ценная информация имеется в неопубликованных рукописях Ци Жуйшэнь «Планировочное краеведение города Аньяна». Многоуровневый информационно-аналитический блок содержат генпланы города и пояснительные записки к ним. Этим ограничивается доступная архитектурно-градостроительная информация об Аньяне, поэтому большое значение для достижения поставленной в статье цели имели проведенные авторами натурное обследование и фотофиксация характерных объектов, панорам и перспектив.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характер темы статьи требует использования таких методических приемов как сравнительный анализ материала по развитию планировочной структуры Аньяна (исторические карты, планы, рисунки, фотографии), а также сведений из литературных источников и научных отчетов. Частично использован метод наложения одномасштабных планировочных схем для выявления динамики развития планировки города. Собрана максимально полная информация об условиях возникновения и развития Аньяна, а также информация выставочного зала по планированию Аньяна и материалы интервью со многими руководителями управления города Аньяна по планированию, городской академии планирования и проектирования Аньяна.

^ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

га

со о

О) "

О)

2 от (Л != <Л тз

— Ф Ф о о

с «Я

■а £ !

О (О

и >

В результате исследования выявлено, что заметные изменения в структуре Аньяна начались после основания КНР в 1949 г., когда был создан департамент строительства, и началась работа над созданием генерального плана города, население которого составляло почти 60 тыс. человек. Территория Аньяна (4,5 км2) к этому времени включала в себя старый город, район железнодорожного вокзала и четыре посада (северный, южный, восточный и западный) [5]. Началась разборка сохранившихся фрагментов городской стены, а вокруг городского рва была проложена окружная магистраль, что привело к ослаблению функции внутренней периметральной магистрали. В 1950 г. специалист Чжан Юсинь, учившийся во Франции, стал руководить разработкой «Предложений по планированию города Аньяна». Опираясь на теорию и методы городского планирования СССР и ГДР, он сделал

предварительный прогноз о направлении развития, характере зонирования и дорожного строительства в Аньяне. Основное внимание уделялось возможностям преодоления иррациональной структуры городов, формированию современной структуры населения и улучшению условий производства и жизни. Но возможности территориального роста города были ограничены — к югу от города была заболоченная низменность, к северу от реки Хуанхэ — аэропорт. Лишь к западу от железной дороги было свободное пространство, но транспортная связь с ним была неудобной. Поэтому в 1950 г. планировалось развивать город на восток от железной дороги и на северо-восток от старого города, вдоль берега Хуанхэ, вниз по течению. В 1952 г. площадь города составляла уже 55 км2.

Функциональная структура городской территории в то время состояла из двух основных частей: 1) район старого города, который являлся историческим, политическим, культурным и торговым центром Аньяна. Он включал в себя всю территорию внутри городской стены и район посада. В старом городе были сосредоточены правительственные учреждения, храмы и учебные заведения. На территории посада располагались жилые, торговые и ремесленные постройки; 2) промышленные зоны, в которых располагались небольшие фабрики, свободно разбросанные по всей территории зоны, включая соседство с жильем. Там же, невдалеке от железнодорожной станции, появился торгово-промышленный район со своей дорожной сетью. В процессе развития проявились приоритетные части города, например, узлы коммуникаций. Благодаря планированию удалось достигнуть высоких темпов и пропорциональной согласованности развития районов города.

1. Развитие планировочной структуры Аньяна в период первой китайской пятилетки (1953-1957 гг.)

Получив с середины XX в. импульс интенсивного роста и планировочной трансформации, градостроительное развитие Аньяна значительно ускорилось, в том числе и благодаря реализации городского планирования. Территория города увеличилась до 72 км2, а население достигло 134 тыс. чел. [10]. За его пределами появилось несколько жилых районов. Старый город подвергся реконструкции: в 1956 г. была снесена часть стен крепости с воротами и угловыми башнями, остались только юго-западный и юго-восточный углы стен (в 1953 г. в юго-западном углу крепости создан первый государственный парк) [5]. На месте барабанной башни появилась небольшая площадь. Застраивалась общественными зданиями улица Хунци (от северных ворот до южного берега р. Хуанхэ). На пересечении улицы Хунци и улицы Цзефан (ведущей к вокзалу) с традиционной торговой улицей Чжуншань возникла площадь Бэйгуань (северный посад), рядом с кото-

рой сформировался жилой район Бэйгуань [11]. Без крепостных стен город стал развиваться свободно. В целом, его характеристики «единого ядра», основанного на старом городе и торговом посаде, весьма специфичны. Влияло и то, что муниципальные и деловые учреждения постепенно переводились севернее и вместе со старым городом формировали современный городской центр. Из-за барьера, которым послужила река Хуанхэ, городская структура в основном сосредоточена вокруг старого города на равнинном южном берегу.

2. Планировочное развитие Аньяна в условиях ускоренной индустриализации (1958-1990 гг.)

В 1956 г. было принято решение развивать в городе тяжелую и легкую промышленность. Первые здания министерств машиностроения и текстильной промышленности, которые могли повлиять на планировку Аньяна, первоначально планировалось расположить к западу от железной дороги. Хотя в итоге эти крупные промышленные проекты не были реализованы, но их планирование оказало значительное влияние на будущее направление развития города на запад.

В 1958 г. началась политика Большого скачка — вторая китайская пятилетка. С изменением национальной политики и экономических условий, в последующие десятилетия было предложено более десяти вариантов нового генплана Аньяна, но конструктивными оказались только три — генплан 1958 г., его корректировка 1965 г. и новый генеральный план 1981 г. [9]. При разработке и реализации генеральных планов, роль местных специалистов постепенно возрастала. Город все же превращался в промышленный центр. Активная индустриализация привела к значительной трансформации планировочной структуры Аньяна, западная часть которого близка к залежам железной руды и имеет хорошие гидрологические условия. Поэтому именно там в конце 1950-х гг. строились крупные промышленные объекты, в том числе металлургический завод. Вокруг промышленного «анклава» формировались жилые и рабочие районы. В 1959 г. появилась грузовая железнодорожная ветка Аньян — Личжэн и был построен Западный вокзал [12]. Предлагалось развивать город на запад, чтобы сформировать «двойное ядро» структуры пространственного развития. Одновременно к северо-востоку от старого города за жилыми районами (а иногда и внутри них) решено было развивать местную промышленность. В 1958 г. в Хэнаньском институте проектирования городов был разработан новый генплан Аньяна. Документ назывался «Предварительное планирование города Аньяна» (самая старая существующая планировочная схема города). Он предусматривал распространение традиционной прямоугольной планировки на новые районы, строившиеся в западном районе (возле заводов) и к северо-востоку от старого города. Извилистые дороги за пределами старого города

постепенно исчезали, заменялись запланированными прямыми улицами. В дополнение к наклонным дорогам, спускавшимся к реке, большинство новых дорог по проекту должны были формировать ортогональные квадратные решетки. Новые кварталы проектировались крупнее, чем в старом городе. Однако план оказался нереалистичным: ширина планируемых городских дорог оказалась слишком велика для города (центральная магистраль — 80 м, главная дорога — 40-50 м, тогда как обычная дорога имеет ширину 25 м) [10]. Фактический срок строительства составил около 30-40 лет (хотя необходимо было превратить Аньян в современный мегаполис всего за 15 лет). Так, северо-запад до сих пор еще не застроен полностью. В 1960-е гг. речные перевозки были прекращены [13], поэтому постепенно стал развиваться наземный транспорт.

В связи со строительством многочисленных промышленных предприятий пришлось перерабатывать генеральные планы многих городов. Аньян не стал исключением в этом ряду. С 1965 г. стала реализовываться более экономная градостроительная политика, нацеленная на сокращение городских площадей и дорог, сокращение ширины новых улиц, ограничение размеров участков для нового строительства, переход к более компактному каркасу городской структуры. Территория городского строительства вокруг старого города формировалась по краткосрочному плану: под контролем были около 20 км2. Металлургический завод сформировал самостоятельный промышленный район. Связь между старым городом и западным промышленным районом осуществлялась по самой ранней главной широтной улице на юге от р. Хуаньбэй. Такая градостроительная политика сохранялась до 1980 г. (кроме периода с 1966 до 1976 гг., когда в суматохе культурной революции, городское строительство и управление были запутанными). Из-за нехватки земли в старом городе, уменьшили ширину рва до 4-5 м и даже частично превратили его в тоннель. Площадь внутренних водоемов старого города сократилась на 70 % [14]. Вблизи площади Бейгуань были построены универмаги, кинотеатры, почта, баня, гостиницы, театры и много других общественных зданий [15]. Эта территория стала новым центром Аньяна. Город был поделен на три района — Вэйфань, Бейгуань и Теси. Его общая площадь (вместе с загородным районом) составляла в то время почти 250 км2 [16].

План Аньяна 1980 г. показывает, что западное направление развития города было преимущественным. Новый юридически обязывающий генплан Аньяна на двадцатилетие был разработан в 1981 г. Он изменил направление развития с западного на восточное. Территориальное развитие Аньяна шло в основном на восток от железной дороги. Планом предусматривалось к 2000 г. расширение территории города до 42 км2, численность населения долж-

е е

о Ф ¡Я с

о Г с"

С У

(О сл

со со 7

О 3

о (

со г а =■

ей

г 2

ОТ м

с й >< о

а -

сл О сг> г' ° О о

По <1 ^

П =! ф ф

ф

ем

• ы

1 ы

<л □ (я у

с о

• •

, со

2 2 О О л -А

00 00

со во

г г О О

СЧ СЧ

СО СО

* (V и 3 > (Л С (Л 2 "" 00 м

ш

г

<и <и

С С

1= ¥

О и]

о ^

О

со О

СО ч-

4 °

о

со -Ъ

ГМ £

га

со о

О) "

О)

2 от (Л £= <Л тз — <и <и о о

С <Я

■а

О (О

на была вырасти до 480 тыс. чел. [17]. План был рассчитан до этого года, что позволило городу с текстильной и металлургической промышленностью стать одним из центров культуры и приобрести туристскую привлекательность. Выявилась необходимость более тщательного зонирования территории и расширения масштабов реконструкции исторических районов. Но при этом необходимо было учитывать, что Аньян был идентифицирован как город высокой историко-культурной ценности. Поэтому была открыта для реализации первая часть программы по охране исторической части города. В специальную защитную зону вошла территория вокруг руин бывшей столицы Иньсюй. Появился новый тип градостроительной документации — первоочередной план строительства и проект детальной планировки, включавшие 16 специальных проектов (планирование зонирования, реконструкция старого города, реконструкция вокзала и т.д.) [18]. Строительство разрешалось на свободных территориях за пределами административных границ города. Даже начали составлять генеральные планы городков и поселков муниципальных уездов. Во второй половине XX в. в Аньяне было построено наибольшее количество промышленных предприятий. В связи с этим обострялись экологические проблемы. Поэтому были разработаны программы вынесения из города ряда вредных производств и улучшения транспортной инфраструктуры. На железнодорожной линии Пекин — Гуанчжоу было построено три эстакады, которые связали территории к западу и востоку от железной дороги.

К 1987 г. численность населения Аньяна превысила полмиллиона человек. Он стал промышленным городом, раскинувшимся по обоим берегам р. Хуанхэ и по обе стороны от железной дороги. Но при этом западная часть из-за промышленного загрязнения, неудобного трафика, не стала вторым ядром города — она осталась преимущественно промышленным районом [19]. Дугообразный отрезок реки западнее железной дороги был спрямлен, усеченная часть стала и-образной формы, а в излучине создан парк. До конца XX в. развитие шло в основном вокруг старого города. В западном городе градообразующими были металлургический завод и разбросанные небольшие промышленные предприятия. В жилых районах размещались отдельные складские и коммерческие объекты. Город к западу от железной дороги так и не сформировался как целостное архитектурно-планировочное образование. Дополнительно к главным осям развития вдоль железной дороги возникали другие оси развития, что привело к возникновению «кольцевых слоев» застройки.

3. Планировочная специфика современного Аньяна (конец ХХ—начало XXI вв.)

Из-за крупномасштабной трансформации старого города под руководством муниципального правительства, традиционная структура старого города

Аньян сохранялась лишь до конца XX в. Хотя преобразование привело к значительному улучшению инфраструктуры и коммунальной гигиене в старом городе, пространственные характеристики исторического города во многом оказались утерянными.

В 1995 г. была построена транспортная развязка Вэньфэн. Через нее прошел проспект Вэньфэн, который стал широтной осью города. При этом в центре старого города открылась эллиптическая кольцевая дорога — средний проспект Вэньфэн, здесь были построены общественные здания и объекты торговли. Так кольцевая дорога разделила исторический город на восточную и западную части. Исчезла первоначальная меридиональная ось города. Во время строительства дороги многие ценности Сыхэюань, созданные при династии Мин и Цин, исчезли. Их место заняли новые дома, фасады которых имитировали историческую архитектуру, старый город подвергся решительной реконструкции: были пробиты несколько внутренних улиц прямо до внешней окружной магистрали, крупномасштабные преобразования произошли в северной части старого города, были расширены некоторые улицы (торговые улицы в старом городе всегда формировались двухэтажными зданиями). Кварталы в северной части старого города стали больше, чем в южной части. Сформировались популярные новые «уголки» города и новая ось. Была воссоздана колокольная башня и построена башня Вэньфэн как архитектурная доминанта большого района. Это также соответствовало понятию «преобразования применительно к архитектуре и градостроительству можно сформулировать как взаимосогласованное изменение физических, функциональных и эстетических параметров исторических объектов» [20].

В 1990-х гг. промышленный город постепенно стал превращаться в многофункциональный, что благоприятно сказалось на условиях жизни горожан и на возможностях строительства. Платное землепользование способствовало тому, что главными факторами развития стали торговля и туризм. В городе к этому времени проживало уже более миллиона человек. Территория Аньяна увеличилась до 100 км2, причем развитие шло в основном в западном направлении [21]. Железная дорога по-прежнему делит город на восточную и западную части, а река Хуанхэ — на южную и северную. Эта ситуация предопределила деление города на четыре районные структуры. Выделяются одиннадцать групп жилых районов, три торгово-финансовых центра (два городского уровня — старый город, центральный деловой район Ваньда и один районный уровень, к которому относится западная часть проспекта Вэньфэн), большая промзона и большие складские зоны (на западе и юге города) [22]. Кольцевая дорога, в свою очередь, разделила старый город на северную и южную части. Западный город — в основном промышленный (тяжелая промышленность). Юго-восточный город

Рис. 1. Схема планировочной структуры г. Аньяна в 2010 г.

(зона развития) в основном представлен предприятиями легкой промышленности с низким уровнем загрязнения атмосферы. Здесь же — жилье и центры образования. Территория восточнее проспекта Чжунхуа занята административными и коммерческими объектами, а также элитным жильем. Северный город — в основном промышленный (машины, текстиль). Специальные охраняемые территории — руины Инь (Иньсюй). Общая площадь — 22,7 км2 (в том числе сильно защищенный район 14,07 км2). Самая высокая плотность населения в старом городе, достигающая 30 тыс. чел./км2 или даже более. Несмотря на быстрое освоение земель в восточном и южном направлениях, плотность населения там пока остается самой низкой. Ожидается постепенное расселение людей из старого города.

е е

® ф ¡Я с

о Г с"

С У

(О сл

Общая площадь административного района составляет 543,6 км2, центральная городская территория планирования — 249 км2. По плану население центрального города в 2020 г. составит 1,5 млн. чел., строительная площадь будет 130 км2. Город в ближайшее время будет сформирован в форму, похожую на закругленный треугольник. Планирование жилых площадей составляет 36,63 % от общей строительной площади города, общественных площадей — 15,05 % (в том числе 1,50 % для административных, 0,61 % для культурных и развлекательных и 0,40 % для спортивных функций), коммерческие финансовые площади составляют 9,34 %, промышленные площади — 14,09 %, складские площади — 2,11 %, площади озеленения — 12,81 % (в том числе зеленые насаждения общего пользования — 8,76 %) [22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО СО

о 3 о С>3

О (

СО г а =■

ей

г 2

В м

3 й >< о

а -

со О со г' ° О о

По <1 И

П =!

ф Ф ф

ем

• ы

I ы

(Л п (Я у

с о

• •

, со

О О л -А

00 00

от

Fig. 1. Layout of the planning structure of Anyang in 2010

ÛL от

« I

со О

О) "

a> ? °

Z от ОТ £= ОТ ТЗ — <u <u о о

E w ■8

О (0 №

Трафик меридионального направления сейчас очень развит, а связи широтного направления, напротив, слабо развиты. С запада на восток был переход части провинции Шаньси в прибрежную зону провинции Шаньдун. Общее планирование городской дорожной сети осуществлялось по сетке квадратов: с тремя автомагистралями в качестве каркаса для формирования «девяти вертикальных и восьми горизонтальных и трехтонных» дорожных сетей, 11 внешних дорог были продолжены наружу в радиальных направлениях [23] (рис. 1).

Несмотря на то, что научно-технический прогресс снимает многие ограничения, связанные с природой и исходной морфологией, естественная географическая среда по-прежнему является фактором, влияющим на расширение городского про-

странства. Город не получил развития в сторону холмов и гор на юго-западе. Западное предместье является источником городских поверхностных и подземных вод, поэтому допускается только умеренное развитие. Не подходят для строительства территории на северо-востоке и юго-западе предместья. Развитию северного направления мешает аэродром авиаучилища и специальная защитная зона руины Инь (в 2006 г. зона занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) — там основное развитие туризма и досуга. Кроме того, из-за интенсивного использования подземных вод в XX в., горизонт грунтовых вод продолжал снижаться, поэтому город стал расти в восточном и южном направлениях, где местность пониже. Современный канал (сооружение по перебросу вод реки с юга на

север Китая, и подачи воды Аньяну с 2014 г.) проходит к западу от города, где экология относительно хрупкая и защищена как природоохранная зона [24]. На юге и на востоке ведется строительство скоростной автотрассы, скоростной железной дороги, строительство аэропорта (примерно в 27 км к юго-востоку от Аньяна) [25]. Независимо от направления осевого развития движения, географических условий или экологической защиты, восточный и южный районы города являются доминирующими направлениями развития.

Важно то, что постепенно формируется новая пространственно-планировочная структура Аньяна, хотя второй центр города до сих пор не создан. Но тенденция создания трехъядерной структуры города явственно прослеживается — центральная часть (вокруг старого города, восточный общественный и административный район и юго-восточная зона развития), западная часть (промышленная зона на западе от улицы Хуасян) и специальная защитная зона руины Инь. В течение этого периода количество построенных объектов резко возросло, работы по реконструкции старого города и строительству нового района идут параллельно. С конца 1990-х годов начали появляться здания до 100 м (в основном к востоку от старого города). Большие изменения произошли в городском пространственном масштабе, общий образ города быстро меняется. Застройка восточного района выше, чем западного [26]. Завершается создание восточного административного центра и освоение южной зоны. К северу от северного берега реки Хуанхэ до южного берега реки Хунхэ формируется новая меридиональная ось — проспект Чжунхуа [27], на территории вдоль этой оси планируется построить высотные здания. Вдоль нее проведена вода из южного русла канала Вань-цзинь и создана меридиональная искусственная водная система с водоемом. Такая новая ось пересекает широтный проспект Вэньфэн. Коммунально-социальные сооружения расположены вдоль новой «перекрестной оси», построен музей, библиотеки, центр конвенции и выставка. Сформированы более совершенные городские площади и четкая осевая система планировки.

ВЫВОДЫ

1. Сложившаяся изначально ортогональная планировочная система перестала быть основной в последующие этапы развития Аньяна: со второй половины XX в. началось формирование современной структуры города. Несколько генеральных планов и главные градостроительные объекты в то время имеют наибольшее влияние на развитие планировочной структуры Аньяна, в которой главными факторами являются местоположения железных

дорог, скоростных автотрасс, реки Хуанхэ и речки Хунхэ. В другую группу факторов развития входят производственно-экономические факторы, обусловившие конкретику возникновения и размещения отдельных функциональных зон города.

2. Пространственная и временная последовательность территориального развития Аньяна с середины ХХ до начала XXI в. характеризуется следующими основным этапами: а) активное развитие западной части города за счет промышленных зон; б) развитие современного города преимущественно на юго-восток.

3. Климатические и ландшафтные условия во многом предопределили первичное развитие городской структуры на восток (новый общественный и административный центр), а развитие промышленных зон обусловило развитие города на запад и юго-запад. Эти же факторы повлияли на характер планировочных структур различных функциональных зон Аньяна: центральная часть города вокруг старого города (в основном между рекой Хуанхэ и речкой Хунхэ) взяла на себя финансовые, служебные, культурные, жилые и другие комплексные функции. Восточный район города, относительно равнинный, является важнейшей зоной развития, а южный район — высокотехнологичная зона. Традиционная промышленная зона — металлургическая промышленность, учитывая розу ветров, расположена в западной части. Торговая зона расположена в северной части старого города и по обе стороны осевого проспекта города (старая меридиональная ось и новые перекрестные оси). Традиционные жилища (обычно с деревянными конструкциями) в основном расположены внутри старого города. Современные жилые зоны размещаются за пределами старого города, особенно в восточном районе, где построено фешенебельное жилье. Вблизи от Западного современного канала особое внимание уделяется экологии. На севере — основное развитие досуга и туризма. Немного пологий ландшафт города Аньяна делает каждый компонент планировочной структуры относительно концентрированным, различные функциональные зоны взаимосвязанными.

4. В начале ХХ! в. сформировалась крестообразная система главных планировочных осей Аньяна — широтной и меридиональной.

5. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что материалы исследования и выводы могут быть использованы при разработке генерального плана развития города Аньян, составной частью которого должны являться такие важные документы как проект охранных зон и утвержденный список памятников архитектуры и градостроительства. Кроме того, данные материалы могут помочь в разработке маршрутов туристского обзора достопримечательностей города.

е е

® ф

¡Я с

о Г

с У

(о сл

со со

О 3 о С>3

о (

СО Г а =■

Г о

В М

С й

>< о

а -

со

О СО

г о

О о

По

<1 ^

П =!

ф ф

ф

ем

ы ы

I ы

(Л п

(Я у

с о • •

«со 22 о о

л -А

00 00

ЛИТЕРАТУРА

1. «МШШЖ». ЖМ:

Ш±, 2010. 362Ш. (Ли Юнвэнь. География Хэнань. Пекин : Издательство Пекинского педагогического университета, 2010. 362 с.)

2. «£И¥Ж2014^», ^ВД^ЛКМй^

/ Ш'1: Ф#№ШЖШ±, 2015. 436Ш. (Ежегодник справочник Аньяна 2014. Чжэнчжоу: Чжунчжоуское издательство древней литературы, 2015. 436 с.)

3. (1949-2017). (Статистические ежегодники Аньяна (1949-2017). URL: http:// www.aytj.gov.cn/aytj/ssay/tjnj/A050701index_1.htm).

4. ^ВДШ160^(1949^-2008^М). (Статистический сборник 60 лет города Аньяна (19492008). URL: http://www.aytj.gov.cn/aytj/ssay/tjnj/we-binfo/2011/04/1298888536569431.htm.)

5. ш-т. штш^мшт

££ /Ш'1: Ф#№ШЖШ±, 1998. 607Ш. (Крае-ео со ведческая литература города Аньян. Чжэнчжоу : g g Чжунчжоуское издательство древней литературы,

1998. Т. 1. 607 с.) « « 6. (1988-2000)»

о Ц / Ш: Ф#№ШЖШ±, 2001.

•= 686 Ш. (Краеведческая литература города Аньяна

bq w (1988-2000) // Редакционная комиссия краеведения

J2 ш Аньяна. Чжэнчжоу : Чжунчжоуское издательство

g Ц древней литературы, 2001. Т. 1. 686 с.)

|2 | 7. эдш. «^И^й» / ЖМ: ФШЙ^Ж^Й, 2003. 552Ш. (Лю Сяотин. Историческое выступле-

с ние Аньяна. Пекин : Китайское социальное изда-

— <g тельство, 2003. 552 с.)

f-i 8. жай, ш§к. «Ф^лкляа^^

О^ (1949-2010)» / ЖМ: ЖМ^ЖШ±, 2011. 356Ш.

о Ü (Сяо Голян, Суй Фуминь. Экономическая история Ки-

«э тайской Народной Республики (1949-2010). Пекин : ' о

о Издательство Пекинского университета, 2011. 356 с.) со ■—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<м i® 9. Цюй Жулань. Этапы и условия развития средой > них городов северного Китая в XX веке (на приме-сл с

— =3 ре г. Аньян) // Актуальные проблемы архитектуры : ф

.ЕЕ го мат. Междунар. науч.-практ. конф. СПбГАСУ. СПб.,

Sb« 2016. С. 59-63.

gj ° 10.

9 % / ЖМ: Фа^^Х^Ж^Й, 1997.

g 486 Ш. (Градостроительное краеведение города

<л Аньяна // Редакционная комиссия «Градостроитель-

.Е ное краеведение города Аньяна». Пекин : КСПИ,

_ 1 1997. 486 с.)

о 11. (1991-2002)».

О 2008. 574Ш. (Краеведение района Бэйгуань города

(9 Аньяна (1991-2002) // Редакционная коллегия кра-

к ® еведения района Бэйгуань. Чжэнчжоу : Чжунчжоу-

х "¡= ское издательство древней литературы, 2008. 574 с.) о 'S 12.

И > £ / ЖМ: Лй£®ЖШ±, 1990. 35Ш. (Транспорт-

ное краеведение Аньяна // Редакционная комиссия «Транспортное краеведение Аньяна». Пекин : Китайское изд-во связи, 1990. 351 с.)

13. / Ш'1: ЙЭД7ШЖШЙ 2005. 474^. (Краеведение водного хозяйства города Аньяна// Редакционная коллегия «Краеведение водного хозяйства». Чжэнчжоу : Гидротехническое издательство Желтой реки, 2005. 474 с.)

14. Цюй Жулань. Этапы планировочного развития китайского города Аньяна // Вестник СевКавГ-ТИ. 2017. Вып. 4 (31). С. 251-260.

15. // ^Ф Ш^, 2013, 30 (7). 1-4^. (Zhao Bing. Yellow River Bansin: Urban Space Yingzao of Anyang // Huazhong Architecture. 2013. No. 7. Pp. 1-4.)

16. ш. ^шгаа // даш^вд^т

2016, 33 (299), 29-3Ш. (Дун Мяо. Городские изменения Аньяна // City construction. 2016. № 33 (299). С. 29-31.)

17. (1981-2000 ¥). 1983^. (Пояснительные записи к генеральному плану развития города Аньян (1981- 2000 гг.) // Комиссия градостроительства города Аньяна. 1983.)

18. ^ВДМ^&^ШШЙШШШ. ^вд

^АКЙШ, 1995^. (Сборник основных данных о генеральном плане развития города Аньян // Правительство города Аньян. 1995.)

19. Ш^Х^ЕЖШ^ЙШ —

Xffi // ФШЙ®, 2012, 5, 796-797^. (Чэн Хунвэй, Яньлин Ван, Чжэн Ван. Омоложение и пространственная реконструкция старой городской промышленной зоны // Китайские гражданские дома. 2012. № 5. С. 796-797.)

20. Заварихин С.П., Нефедов В.А., Славина Т.А. Некоторые основы теории архитектурно-градостроительных преобразований // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 6 (59). С. 49-52.

21. ^ВДЙШЙ^ШУ (1994-2010). ^ВДШЙ Ш, 1995. (Генеральный план развития города Аньян (1994-2010 гг.) // Правительство города Аньян. ГС КНР : Законодательная и нормативная литература. 1995.)

22. ^ВДШШЙ^ШУ (2011-2020). ^ВДШЙ

Ш, 2015. (Генеральный план развития города Аньян (2011-2020 гг.) // Правительство города Аньян. ГС КНР : Законодательная и нормативная литература. 2015.)

23. ^ВДМ^МИШО (2017-2030 ¥) / ^ВД^М^ШШж^, 2017. (Планирование дорожной системы города Аньян (2017-2030 гг.) // Информация выставочного зала по планированию Аньяна. 2017.)

24. «й'ша^ш^дашшш».

2009. (Заявленные материалы на список национальных садовых городов в Китае // Правительство города Аньян. 2009.)

25. мж ^шдажшм^я // £

2005, 2 (14), 72-75^. (Zhao Aibin, Lin Yun. Research of the urban developing strategy of Anyang city // Journal of Anyang Institute of Technology. 2005. No. 2 (14). Pp. 72-75.)

26. штшттът

i+^Ж, ^ШШШ+К. 2017. (General Urban Design of Anyang City // Qing hua tong heng Urban Planning Research Institute. 2017.)

27. ЖШ. ^юшфэд^а&^ш^

Ш^ШШШШ // 2013, (11), 60-62. (Гао

Чанхай. Изменения городской оси в Аньяне и его влияние на пространственную структуру // China Ancient City. 2013. № 11. С. 60-62.)

Поступила в редакцию 23 марта 2018 г. Принята в доработанном виде 10 июля 2018 г. Одобрена для публикации 30 июля 2018 г.

Об авторах: Цюй Жулань — аспирант кафедры истории и теории архитектуры, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), 190005, г Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4, qrulan@mail.ru;

Заварихин Светозар Павлович — доктор архитектуры, профессор кафедры истории и теории архитектуры, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4, z-svetozar@mail.ru.

REFERENCES

1. «MS№l». ItM:

Mtt, 2010. 362^. [Li Yongwen. Geografiya Khenan' [Geography of Henan]. Beijing, Beijing Pedagogical University, 2010, 362 p.] (In Chinese)

2. «£№«2014^»,

/ £PHH: + 2015. 436

[Anyang Yearbook 2014. Editorial Commission of Anyang Regional Studies. Zhengzhou, Zhongzhou publishing house of ancient literature, 2015. 436 p.] (In Chinese)

3. (1949-2017). [Statistical yearbooks of Anyang (1949-2017). URL: http://www. aytj.gov.cn/aytj/ssay/tjnj/A050701index_1.htm] (In Chinese)

4. (1949^-2008^M). [Statistical compilation of 60 years of the city of Anyang (1949-2008). URL: http://www.aytj.gov.cn/ aytj/ssay/tjnj/webinfo/2011/04/1298888536569431. htm] (In Chinese)

5.

^ /^HH: +HH№ff^№?±. [Kraevedcheskaya literatura goroda Anyang [Local literature of the city of Anyang]. Zhengzhou. Zhongzhou publishing house of ancient literature. 1998, vol. 1, 607 p.] (In Chinese)

6. (1988-2000)»

/ Ш1: 2001. 686

^. [Kraevedcheskaya literatura goroda Anyang (19882000) [Local Studies of Anyang City (1988-2000)]. Re-daktsionnaya komissiya kraevedeniya Anyanga [Editorial Commission of Anyang Regional Studies]. Zhengzhou, Zhongzhou based on ancient literature, 2001, vol. 1, 686 p.] (In Chinese)

7. «^PBiig» / M:

?±, 2003. 552^. [Liu Xiaoting. Istoricheskoe vystuple-nie Anyang [Historical performance Anyang]. Beijing: Chinese Social Publishing House, 2003, 552 p.] (In Chinese)

8. ^B^, ^IK. «^fARSABg^i

(1949-2010)» / M: 2011. 356

^. [Xiao Guoliang, Sui Fumin. Ekonomicheskaya is-toriya Kitayskoy Narodnoy Respubliki (1949-2010) [Economic History of the People's Republic of China (1949-2010)]. Beijing, Beijing University Press, 2011, 356 p.] (In Chinese)

9. Qu Rulan. Etapy i usloviya razvitiya srednikh gorodov severnogo Kitaya v XX veke (na primere g. Anyang) [Stages and conditions for the development of the middle cities of northern China in the XX century (on the example of Anyang)]. Aktual'nye problemy arkhitektury: mat. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SP-bGASU [Actual problems of architecture: materials of the international scientific and practical conference SPb-GASU]. Saint-Petersburg, 2015, pp. 59-63. (In Russian)

10. ^PB^M^®

ii^^M^ / ft*: 1997.

486^. [Gradostroitel'noe kraevedenie goroda Anyang [Town-planning study of Anyang city]. Redaktsionnaya komissiya «Gradostroitel'noe kraevedenie goroda Anyang» [Editorial commission "Town-planning study of Anyang city"]. Beijing, KSPI, 1997, 486 p.] (In Chinese)

11. «^PB^b^g^ (1991-2002)». ^PB^b

/ Ш'1:

e е

<D (D

t О

iï G Г

С" c У

(О сл

2008. 574^. [Kraevedenie rayona Beiguan goroda Anyang (1991-2002) [Regional studies of Beiguan dis-

co

CD 7

О 3 о Сл)

« ( t r a i

r « s m

3' Й

>< о

f -

CD

О CD v 0

0 о

П00

1 Ü n =¡ CD CD CD

ем

ü w

I ? s □

s у с о DD Я 00 00

M 2 О О

Л -А

00 00

to oo

r r

O O

N N

00 00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* (V

U 3

> in

c in

2 "" HQ n

(0

CO

ra

CLOT

■n I

CO O

cn "

trict, Anyang city (1991-2002)]. Redaktsionnaya kol-legiya kraevedeniya rayona Beiguan [Editorial Board of Baiguan District Studies]. Zhengzhou, Zhengzhou based on ancient literature, 2008, 574 p.] (In Chinese)

12.

u

<D <u

CZ £= 1=

O u]

o ^ o

CD O CD

4 °

o

CO

CM <»

/ ^M: AK^fflftMtt, 1990. 351^. (Transport-noe kraevedenie Anyang [Transport study of local lore Anyang]. Redaktsionnaya komissiya «Transportnoe kraevedenie Anyang» [Editorial Commission "Transport Local Studies of Anyang"]. Beijing, Chinese publishing house, 1990, 351 p.] (In Chinese)

13. «^ro^m^».

é / ^H: 2005. 474^. [Kraevedenie

vodnogo khozyaystva Anyang [Local studies of water management]. Redaktsionnaya kollegiya «Kraevedenie vodnogo khozyaystva» [Editorial board "Local management of water management"]. Zhengzhou, Hydrotechni-cal publishing house of the Yellow River, 2005, 474 p.] (In Chinese)

14. Qu Rulan. Etapy planirovochnogo razvitiya kitayskogo goroda Anyang [Stages of planning development of the Chinese city of Anyang]. Vestnik SevKa-vGTI [Vestnik SevKavGTI]. 2017, vol. 4 (31), pp. 251260.] (In Russian)

15. // ^^ 2013, 30(7). 1-4^. [Zhao Bing. Yellow River

Bansin: Urban Space Yingzao of Anyang. Huazhong Architecture. 2013, no. 7, pp. 1-4.] (In Chinese)

16. //

2016, 33 (299), 29-31^. [Dong Miao. Gorodskie izm-eneniya Anyang [City changes Anyang]. City construction. 2016, no. 33 (299), pp. 29-31.] (In Chinese)

17. (1981-2000 ¥). ^ra^M&J^é, 1983^. [Explanatory notes to the general plan for the development of the city of Anyang (1981-2000). Town Planning Commission of the city of Anyang. 1983.] (In Chinese)

18.

AK®^, 1995^. [Compilation of basic data on the master plan for the development of the city of Anyang. Government of the city of Anyang. 1995.] (In Chinese)

19. «MM^M^SÍÍ

fi — / ^M,

Xffiif, Xffi // +SKS, 2012, 5, 796-797^. [Zheng Hongwei, Yanling Wang, Zheng Wang. Omolozhenie

i prostranstvennaya rekonstruktsiya staroy gorodskoy promyshlennoy zony [Rejuvenation and spatial reconstruction of the old urban industrial zone]. Kitayskie grazhdanskie doma [Chinese Civil Home]. 2012, no. 5, pp. 796-797.] (In Chinese)

20. Zavarikhin S.P., Nefedov V.A., Slavi-na T.A. Nekotorye osnovy teorii arkhitekturno-gradostroitel'nykh preobrazovaniy [Some of the basics of architectural and urban transformation theory]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov [Bulletin of Civil Engineers]. 2016, no. 6 (59), pp. 49-52. (In Russian)

21. (1994-2010).

1995. [General Development of Anyang city

(1994-2010) / Government of Anyang City. 1995.] (In Chinese)

22. (2011-2020).

2015. [General Development Plan of Anyang City (2011-2020) / Government of Anyang City. 2015.] (In Chinese)

23. ^B^M^ffM^M (2017-2030X) / £ PB^M^J&M^^, 2017. [Planirovanie dorozhnoy sistemy goroda Anyang [Planning of the road system of Anyang City (2017-2030)]. Informatsiya vystavochnogo zala po planirovaniyu Anyang [Information of the exhibition hall for planning Anyang]. 2017.] (In Chinese)

24.

2009. [Statement on the list of national garden cities in China. Government of the city of Anyang. 2009.] (In Chinese)

25. // 2005, 2 (14), 72-75^. [Zhao Aibin,

Lin Yun. Research of the Urban Developing Strategy of Anyang City. Journal of Anyang Institute of Technology. 2005, no. 2 (14), pp. 72-75.] (In Chinese)

26.

i+Wft], 2017. [General Urban

Design of Anyang City / Urban Planning Research Institute. 2017.] (In Chinese)

27. ^PBM^tt^a^^w^s

// 2013, 11, 60-62^. [Gao

Changhai. Izmeneniya gorodskoy osi v Anyang i ego vliyanie na prostranstvennuyu strukturu [Changes in the city axis in Anyang and its impact on spatial spatial structure]. China Ancient City. 2013, no. 11, pp. 60-62.] (In Chinese)

o ? °

Z CT OT £= OT T3 — <u <u o o

■8 £ ; iE 3s

ü in №

Received March 23, 2018.

Adopted in revised form on July 10, 2018.

Approved for publication on July 30, 2018.

About the authors: Qu Rulan — post-graduate student of the Department of History and Theory of Architecture, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPSUACE), 4 2nd Krasnoarmeyskaya st., St. Petersburg, 190005, Russian Federation, qrulan@mail.ru;

Svetozar P. Zavarikhin — Doctor of Architecture, professor of the Department of History and Theory of Architecture, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPSUACE), 4 2nd Krasnoarmeyskaya st., St. Petersburg, 190005, Russian Federation, z-svetozar@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.