Под механизмом социального партнерства, как элементом его системы в целом, понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.
Среди выявленных механизмов можно назвать, во-первых, технологию согласования позиций. На практике инструментами реализации данной технологии являются создаваемые координационные советы, лидерские круги, штабы по координации деятельности, а также важным инструментом является договор формальных лидеров о совместной деятельности. Во-вторых, можно обозначить и технологию нормативного удержания партнерства. В республике существуют нормативные документы, закрепляющие задачи взаимодействия, сотрудничества, партнерства. К ним относятся: Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.), Государственная программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (2011 г.), Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (2011 г.), Закон Республики Беларусь «О социальном партнерстве» (1995 г.).
Можно сказать, что основной моделью партнерства ДОО и УДОД является трехуровневая модель, когда государство активно вмешивается в социальные отношения, и это влияет на гори-
зонталь и вертикаль партнерских отношений в пространстве социального воспитания.
Тем не менее, важность построения партнерских отношений диктует время, современная социокультурная и социально-экономическая ситуация. Именно разумно организованное партнерство приводит к интеграции воспитательных возможностей институтов социализации на основе понимания формирования личности ребенка как целостного процесса.
Библиографический список
1. Вульфов Б.З. Парадоксы равенства // Социокинетика: Стратегия и тактика детского движения нового века. - М., 2002. - С. 222-227.
2. Детское движение: Словарь-справочник. Изд. 2-ое, перераб. и доп. / сост. и ред. Т. В. Труха-чева, А.Г Кирпичник. - М., 2005.
3. Михайлова В.Е. Организационно-педагогические условия образовательного партнерства учреждений общего и дополнительного образования: Автореф. дис ... канд. пед. наук. - Омск, 2009.
4. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009.
5. Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети: Проблема взаимодействия. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1997.
УДК 371.4
Забелина Ольга Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВРЕМЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
В статье освещаются этапы формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении. Выделена совокупность педагогических условий, позволяющих эффективно формировать этот опыт.
Ключевые слова: формирование опыта, конструктивное взаимодействие, временное объединение.
Актуальность исследования проблемы его развития оно предъявляет к личности опреде-
формирования опыта конструктивно- ленные требования, как в плане ее образователь-
. го взаимодействия старшеклассников ного, культурного уровня, так и в формировании
во временных объединениях обусловлена корен- у нее необходимого опыта социального взаимо-
ными изменениями, происходящими в современ- действия. В современных социально-экономичес-
ном российском обществе. На разных этапах сво- ких условиях успешной может быть такая лич-
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Забелина О.М., 2012
ность, которая обладает высоким уровнем знаний, умений и навыков, самостоятельностью, активностью, способностью к риску, самостоятельному участию в экономической жизни общества, владеющей опытом вступления в полезное для себя взаимодействие.
Успешность в решении различных проблем намного зависит от умения личности вступать в продуктивное взаимодействие, выработанности такого стиля общения, который позволяет вступать в контакт с различными возрастными категориями и лицами, занимающими различные социальные позиции, то есть от уровня сформирован-ности опыта конструктивного взаимодействия.
Опыт конструктивного взаимодействия формируется у человека на всех возрастных этапах. Однако наиболее актуальным данный процесс является для подросткового возраста. Это переходный период от детства к взрослости, когда активно происходит становление мировоззрения подростка, его характера, стиля поведения. У старших подростков в данный возрастной период снижается авторитет родителей, учителей и растет авторитет сверстников. Поэтому не случайно именно в этом возрасте ребята стремятся к участию в деятельности различных временных объединений: школьных, трудовых, производственных, творческих, кружков по интересам, секций, загородных центров, лагерей отдыха.
Эффективность процесса формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении предполагает создание совокупности педагогических условий:
- при участии старших подростков, имеющих определенный опыт конструктивного взаимодействия в деятельности временных объединений;
- при насыщенности воспитывающей среды временного объединения различными видами совместной деятельности;
- при организации рефлексивного опосредования деятельности и значимых ситуаций конструктивного взаимодействия в ней.
Наглядным примером создания данных условий является Областной лагерь актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг». Его главной целью является самоопределение личности, создание условий для организации жизнедеятельности, обеспечивающей формирование понимания старшеклассниками конструктивного взаимодействия как социальной ценности.
Программа лагеря включает в себя несколько периодов, которые предполагают использование наиболее эффективных форм совместной деятельности, способствующих формированию опыта конструктивного взаимодействия. Эти формы направлены на решение целого ряда педагогических задач и позволяют проследить динамику формирования опыта конструктивного взаимодействия старшеклассников.
В процессе формирования этого опыта выделяем три взаимосвязанных этапа: целеполагания, деятельностный, формирующий. Все три этапа насыщены разнообразными видами деятельности, способствующими выработке у старших подростков стиля общения, норм поведения, умения вступать в контакт - формирования у них опыта конструктивного взаимодействия.
Этап целеполагания предполагает создание условий для интериоризации личностью старшего подростка социально-позитивной системы ценностей и формирование у него понимания конструктивного взаимодействия как социальной ценности. На этом этапе происходит формирование положительной мотивации к накоплению опыта конструктивного взаимодействия. Определение целей, задач смены, работы на сплочение отрядов, определение перспектив деятельности. Предусматривает организацию взаимодействия ребят внутри отряда: огонек знакомств, игры на знакомство, на сплочение отряда. Задача педагога, работающего с отрядом, заключается в том, чтобы все участники включились в деятельность.
Деятельностный этап предполагает предоставление старшим подросткам широкого спектра альтернативных сфер общения и групповых видов деятельности, наиболее соответствующих их потребностям, интересам и возможностям и эффективных в формировании опыта конструктивного взаимодействия. взаимодействие переходит на межотрядный уровень. Для того чтобы старшие подростки получили знания и умения, необходимые для организации конструктивного взаимодействия, смогли реализовать себя в проводимых делах, в лагере реализуется образовательная программа. В программу входят практикумы, мастер классы, «Школа лидера». Задача практикумов заключается в следующем: сформировать у ребят знания, умения и навыки, необходимые для организации продуктивного взаимодействия в условиях временного объединения и школы, куда ребята вернутся после окончания лагерной
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
163
смены, и будут иметь возможность проявить полученные знания и умения на практике. Кроме того, на этом этапе смены функционируют мастер-классы. В ходе их работы комсорги получают информацию об особенностях организации конкретных форм деятельности (маршрутная игра, конкурсная программа, ток-шоу, комплексное дело, ярмарка и т.д.), а также овладевают способами и приемами (инструментарием) организации каждой их этих форм. Далее на общем сборе отряда выбираются комсорги, которые войдут в совет дела по подготовке общелагерного дела по этой форме. Совет дела работает в течение двух дней и на следующий день проводит общелагерное дело. Состав совета дела постоянно меняется. Комсорги, принявшие участие в работе совета дела, далее участвуют в подготовке творческих выступлений отряда. Состав каждого последующего совета постоянно обновляется. Это позволяет старшим подросткам максимально выразить себя, взаимодействовать со сверстниками и накапливать коммуникативный опыт.
Формирующий этап подразумевает включение старших подростков в социально-ориентированную деятельность, способствующую эффективному формированию опыта конструктивного взаимодействия. Каждый отряд разрабатывает собственную программу деятельности, которую впоследствии защищает в экспертном совете и затем реализует. Программа отряда органично вписывается в общую программу лагеря, а цель не противоречит главной цели лагеря, таким образом, программа отряда и дела, с помощью которых она реализуется. Таким образом, создаются условия, для того чтобы сформировать у данной личности умение вступать в продуктивное взаимодействие, выработать такой стиль общения, который позволяет вступать в контакт с лицами, занимающими различные социальные позиции.
Опыт показывает, что у ребят, побывавших в «Комсорге» четко прослеживается динамика формирования опыта конструктивного взаимодействия.
УДК 371.4
Грушецкая Ирина Николаевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
Статья посвящена особенностям проведения свободного времени молодежью, описаны формы досуга, требования, особенности и учреждения, занимающиеся организацией досуга.
Ключевые слова: досуг, интернет, молодежь, студенчество.
Период ученичества, студенчества, в котором находится большая часть моло-. дёжи - время, когда с одной стороны ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а с другой - ещё отсутствуют обременённость заботами о собственной семье и профессиональные обязанности. Молодёжный досуг - это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации молодых людей.
Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное от учебы время не имеет четкого определения. Социолог Ж. Дюмазедье определяет «досуг» как «определенное занятие, которое индивид осуществляет по собственной воле, будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей». Большинством
отечественных исследователей «досуг» определяется как часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.
Современная молодежь часто не знает чем занять свободное время, одна из причин этого -недостаточное умение и желание самостоятельно организовать свою жизнь так, чтобы досуг, как и учебное время, был в дальнейшем источником жизненного опыта. К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Значимую роль в досуге молодые люди отводят общению.
Отличной особенностью молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, быть участником важных событий.
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Грушецкая И.Н., 2012