Научная статья на тему 'Динамика формирования групповой самооценки'

Динамика формирования групповой самооценки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ САМООЦЕНКА / ДИНАМИКА / DYNAMICS / ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ САМООЦЕНКИ / ИНВЕРТИРОВАННАЯ U-ОБРАЗНАЯ И МОНОТОННО ВОЗРАСТАЮЩАЯ ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ САМООЦЕНКИ / THE INVERTED U-SHAPED AND MONOTONOUSLY INCREASING DYNAMICS OF GROUP SELF-ASSESSMENT FORMATION / GROUP SELF-ASSESSMENT / DYNAMICS OF GROUP SELF-ASSESSMENT FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Золотарева Светлана Сергеевна, Ансимова Нина Петровна

В статье актуализирована проблема формирования групповой самооценки и динамики ее формирования. Даны определения понятий «групповая самооценка» и «динамика». Описана процедура диагностического исследования с целью выявления динамики формирования групповой самооценки. Перечислены применяемые в исследовании методики. Рассматривается динамика формирования групповой самооценки по результатам «Полипараметрической самоаттестации» и Социально-психологической самоаттестации (Р. С. Немов). Графически представлена динамика показателей двух типов: инвертированная U-образная и монотонно возрастающая. Дана интерпретация выявленной инвертированной U-образной динамики по таким показателям групповой самооценки, как «Сплоченность», «Открытость», «Контактность», «Готовность к деятельности», «Общая цель», «Активность», «Доброжелательность». Также представлена интерпретация монотонно возрастающей динамики групповой самооценки по показателям «Ответственность», «Организованность», «Интегративность» и «Коллективизм». Соотнесены полученные результаты двух применяемых методик. С помощью критерия достоверности различий Вилкоксона выявлены наиболее существенные изменения отдельных показателей групповой самооценки. Описаны значимые изменения ко второму этапу исследования в оценке «Сплоченности» и «Контактности» группы, к концу второго этапа исследования в оценке по параметрам «Коллективизм» и «Открытость», к третьему этапу в оценке «Доброжелательности» и «Интегративности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics in Group Self-Assessment Formation

In the article the problem of group self-assessment formation and dynamics of its formation is staticized. Definitions of the notions «group self-assessment» and «dynamics» are given. A procedure of diagnostic testing with the purpose to identify the dynamics of group self-assessment formation is described. The techniques applied in the research are listed. The dynamics of group self-assessment formation is described, based on the results of «Polyparametrical Self-Certification» and Social and psychological self-certification (R. S. Nemov). The dynamics of indicators of two types is graphically presented: inverted U-shaped and monotonously increasing. Interpretation of the revealed inverted U-shaped dynamics is given on such indicators of group selfassessment as «Unity», «Openness», «Sociability», «Readiness for Activity», «Common Goal», «Activity», «Goodwill». Interpretation of monotonously increasing dynamics of group self-assessment is also presented due to indicators: «Responsibility», «Organization», «Integrativity» and «Collectivism». The received results of the two applied techniques are correlated. The most essential changes of separate indicators of group self-assessment were revealed by means of the criterion of distinctions reliability of Vilkokson. Significant changes to the second investigation phase are described in assessment of «Unity» and «Sociability» of the group, by the end of the second investigation phase in assessment of «Collectivism» and «Openness» parameters, to the third stage in assessment of «Goodwill» and «Integrativity».

Текст научной работы на тему «Динамика формирования групповой самооценки»

УДК 316.454

С. С. Золотарева, Н. П. Ансимова

Динамика формирования групповой самооценки

В статье актуализирована проблема формирования групповой самооценки и динамики ее формирования. Даны определения понятий «групповая самооценка» и «динамика». Описана процедура диагностического исследования с целью выявления динамики формирования групповой самооценки. Перечислены применяемые в исследовании методики. Рассматривается динамика формирования групповой самооценки по результатам «Полипараметрической самоаттестации» и Социально-психологической самоаттестации (Р. С. Немов). Графически представлена динамика показателей двух типов: инвертированная U-образная и монотонно возрастающая. Дана интерпретация выявленной инвертированной U-образной динамики по таким показателям групповой самооценки, как «Сплоченность», «Открытость», «Контактность», «Готовность к деятельности», «Общая цель», «Активность», «Доброжелательность». Также представлена интерпретация монотонно возрастающей динамики групповой самооценки по показателям «Ответственность», «Организованность», «Итеративность» и «Коллективизм». Соотнесены полученные результаты двух применяемых методик. С помощью критерия достоверности различий Вилкоксона выявлены наиболее существенные изменения отдельных показателей групповой самооценки. Описаны значимые изменения ко второму этапу исследования в оценке «Сплоченности» и «Контактности» группы, к концу второго этапа исследования в оценке по параметрам «Коллективизм» и «Открытость», к третьему этапу - в оценке «Доброжелательности» и «Интегративности».

Ключевые слова: групповая самооценка, динамика, динамика формирования групповой самооценки, инвертированная U-образная и монотонно возрастающая динамика формирования групповой самооценки.

S. S. Zolotariova, N. P. Ansimova

Dynamics in Group Self-Assessment Formation

In the article the problem of group self-assessment formation and dynamics of its formation is staticized. Definitions of the notions «group self-assessment» and «dynamics» are given. A procedure of diagnostic testing with the purpose to identify the dynamics of group self-assessment formation is described. The techniques applied in the research are listed. The dynamics of group self-assessment formation is described, based on the results of «Polyparametrical Self-Certification» and Social and psychological self-certification (R. S. Nemov). The dynamics of indicators of two types is graphically presented: inverted U-shaped and monotonously increasing. Interpretation of the revealed inverted U-shaped dynamics is given on such indicators of group self-assessment as «Unity», «Openness», «Sociability», «Readiness for Activity», «Common Goal», «Activity», «Goodwill». Interpretation of monotonously increasing dynamics of group self-assessment is also presented due to indicators: «Responsibility», «Organization», «Integrativity» and «Collectivism». The received results of the two applied techniques are correlated. The most essential changes of separate indicators of group self-assessment were revealed by means of the criterion of distinctions reliability of Vilkokson. Significant changes to the second investigation phase are described in assessment of «Unity» and «Sociability» of the group, by the end of the second investigation phase in assessment of «Collectivism» and «Openness» parameters, to the third stage in assessment of «Goodwill» and «Integrativity».

Keywords: group self-assessment, dynamics, dynamics of group self-assessment formation, the inverted U-shaped and monotonously increasing dynamics of group self-assessment formation.

В статье рассматривается динамика формирования групповой самооценки как социально-психологического явления, которая определяется нами как оценка группой себя в целом и отдельных сторон своей деятельности, поведения, исходя из критериев, которые интериоризируются самими членами группы на основе принятой группой системы ценностей и под влиянием людей, имеющих значение для группы.

Динамика - это развитие, изменение какого -либо явления под влиянием действующих на него

сил, противопоставляемое состоянию относительного равновесия [1].

Формирование групповой самооценки нами изучается в контексте тех изменений, которые претерпевают свойства, процессы и состояния группы в ходе развития и жизнедеятельности.

С целью выявления динамики формирования групповой самооценки была разработана процедура диагностического исследования, включающая три этапа: диагностические замеры проводились в начале, середине и конце 21-дневных ла-

© Золотарева С. С., Ансимова Н. П., 2015

герных смен в лагерях Федерального детского оздоровительного центра «Смена».

Для определения уровня групповой самооценки применялись методики социально-психологической самоаттестации группы (Р. С. Немов) и полипараметрической самоаттестации (авторская методика).

По результатам проведения методики «Полипараметрическая самоаттестация» (см. рис. 1) в

100

группах было обнаружено, что на протяжении всей лагерной смены групповая самооценка по выделенным показателям имела различную динамику. На рисунке 1 представлена динамика показателей двух типов: инвертированная и-образная и монотонно возрастающая.

Рис. 1. Сравнительные результаты лонгитюдного исследования групповой самооценки по результатам «Полипараметрической самоаттестации»

Инвертированная И-образная динамика развития групповой самооценки, предполагающая высокую частоту средних значений и низкую частоту очень низких и очень высоких значений, наблюдается по показателям «Сплоченность», «Открытость», «Контактность», «Готовность к деятельности», «Общая цель», «Активность», «Доброжелательность». Данный результат позволяет говорить о том, что в процессе непосредственного эмоционального контакта между

участниками группы, а также в ходе их совместной деятельности, происходит переход от более поверхностного к более глубокому и связанному с конкретными результатами совместной деятельности отношению членов группы друг к другу и к группе в целом. Восприятие друг друга и группы в целом принимает характер объективер-сии. Именно в результате совместной деятельности кристаллизуется представление о том, насколько группа может быть сплоченной, ответ-

ственнои, открытой, организованном, контактной, готовой к деятельности, активной, доброжелательной, осознающей общую цель.

Монотонно возрастающая динамика развития групповой самооценки, предполагающая постепенное наращивание значений, наблюдается по показателям «Ответственность», «Организованность», «Интегративность» и «Коллективизм». Данный результат позволяет говорить о том, что при непосредственном взаимодействии участников группы, а также в результате совместной деятельности возрастает осознание того, что коллектив развивается и возникает ощущение целостности, которое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими в полном объеме отдельным членам группы, но возника-

ющими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Все это можно объяснить интенсивностью коммуникаций и деятельности, а также влиянием групповых процессов, а именно выработкой групповых норм, установок, формированием межличностных отношений (симпатии-антипатии).

При анализе результатов проведения методики «Социально-психологическая самоаттестация» (см. рис. 2) вновь наблюдалась реализация принципов неравномерности и гетерохронности развития отдельных компонентов системного образования «самооценка»: была также выявлена инвертированная и-образная и монотонно возрастающая динамика показателей групповой самооценки.

Рис. 2. Сравнительные результаты лонгитюдного исследования групповой самооценки по Социально-психологической самоаттестации (Р. С. Немов)

Причем данный результат по ряду показателей совпадает с результатами предыдущей методики. Определенное дублирование результатов свидетельствует о том, что зафиксированные тенденции носят объективный характер. Показатели «Сплоченность», «Открытость», «Контактность» так же, как и в результатах Полипараметрической самоаттестации, имеют инвертированную ^образную динамику, а показатель «Ответственность» - монотонно возрастающую динамику. Это позволяет говорить о снижении самооценки после середины смены, поскольку ближе к концу смены группы начинают оценивать себя более объективно, основываясь на результатах совместной деятельности и приобретенном опыте. Подобная феноменология может быть объяснена и с позиций теории когнитивного диссонанса, и с позиций реверсивной модели формирования психических новообразований, и с точки зрения ролевой дифференциации.

Для выявления наиболее существенных изменений отдельных показателей групповой самооценки был использован критерий достоверности различий Вилкоксона.

Значимо изменилась ко второму этапу исследования оценка сплоченности группы, как по объективным признакам - поведенческим проявлениям, так и по субъективным ощущениям членов группы ^=2,58 при р=0,01). Причем эта тенденция сохранилась и даже усилилась к третьему этапу ^=2,93 при р=0,003). Это связано, прежде всего, с участием в совместной деятельности, что еще раз подтверждает: именно совместная деятельность является одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на групповую самооценку.

К концу второго этапа существенно увеличились также и объективные показатели оценки по параметрам «Коллективизм» и «Открытость» (г=2,13 при р=0,03).

Обнаружен интересный факт - значимое снижение «Контактности» на втором этапе развития группы (от второго к третьему замеру) ^=2,31 при р=0,02) при общей тенденции показателей к росту от первого к третьему этапу (как по объек-

тивным, так и по субъективным показателям), что можно объяснить тем, что в этот период происходит образование микрогрупп на основе формирования межличностных отношений (симпатии-антипатии), что способствует снижению общегрупповой контактности.

Только к третьему этапу развития группы произошло значимое повышение субъективных показателей доброжелательности (z=2,49 при р=0,01) и интегративности (z=2,49 при р=0,01), которое можно объяснить тем, что в результате совместной деятельности, а также при непосредственном взаимодействии участников группы возрастает осознание того, что коллектив развивается, и у членов группы возникает ощущение целостности, интегративности.

Хотя по остальным показателям значимых различий не обнаружено, есть тенденция к снижению от второго к третьему этапу по многим показателям, что говорит о том, что ближе к концу смены группы начинают оценивать себя более объективно, основываясь на результатах совместной деятельности и приобретенном опыте. Очевидно, что интегрированная самооценка группы снижается под влиянием происходящих групповых процессов, а именно выработки групповых норм, установок, формирования межличностных отношений, преодоления ситуаций успеха и неудач совместной деятельности и т. д.

Таким образом, можно увидеть, что на протяжении всей лагерной смены групповая самооценка по представленным показателям имела различную динамику, то есть наблюдалась реализация закона неравномерности и гетерохронно-сти развития отдельных компонентов системного образования «групповая самооценка».

Библиографический список

1. Кравченко, А. И. Краткий социологический словарь [Текст] / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2011. -347 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Kravchenko, A. I. Kratkij sociologicheskij slovar' [Tekst] / A. I. Kravchenko. - M.: Prospekt, 2011. - 347 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.