Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С ТУГОУХОСТЬЮ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ'

ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С ТУГОУХОСТЬЮ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ТУГОУХОСТЬ / ВОЛЕЙБОЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЫШЕЧНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Завалишина Светлана Юрьевна, Болдин Антон Сергеевич, Пучкова Наталья Григорьевна, Жмурко Елена Ивановна

Введение. Регулярные тренировки по волейболу могут существенно повысить точность выполнения спортивных и бытовых движений и способны увеличить силовые возможности человека в любом возрасте. Они стимулируют основные функциональные и биохимические параметры человека и активируют метаболические процессы во всех клетках. Цель исследования - проследить динамику повышения двигательных возможностей студентов, страдающих тугоухостью I-II степени, на фоне систематических волейбольных занятий. Методика и организация исследования. В выполненное исследование были взяты 30 студентов мужского пола в возрасте 19 лет, имеющих подтвержденный диагноз тугоухости I-II степени. Из них была создана основная группа наблюдения, состоящая из 15 студентов, которые начали регулярные тренировки по волейболу. Контрольную группу студентов составили 15 человек, взятых под наблюдение, которые испытывали мышечные нагрузки только в ходе университетских учебных занятий посвященных физической культуре. Для получения результатов исследования применялся ряд функциональных проб, и учитывались результаты оценки показателей нормативных тестов. Результаты наблюдения подвергнуты обработке при помощи критерия Стъюдента (t) и метода корреляционного анализа. Результаты исследования и их обсуждение. Систематические спортивные тренировки по волейболу обеспечили развитие координационных и двигательных возможностей и укрепление способности сохранять равновесие в пространстве. На фоне регулярных волейбольных тренировок у студентов с тугоухостью произошло увеличение общей физической подготовленности и повышение выносливости. Выводы. Регулярные волейбольные тренировки способствуют у студентов, страдающих тугоухостью росту выносливости, силовых возможностей, улучшают координацию и стимулируют скоростные свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Завалишина Светлана Юрьевна, Болдин Антон Сергеевич, Пучкова Наталья Григорьевна, Жмурко Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEAF STUDENTS’ PHYSIOLOGICAL PECULIARITIES PRACTICING VOLLEYBALL

Introduction. Regular volleyball training can significantly increase the accuracy of sports and domestic movements and can increase the strength of the person at any age. They stimulate the basic functional and biochemical parameters of the person and activate metabolic processes in all cells. Purpose of the study: to trace the dynamics of increasing the motor abilities of students suffering from hearing loss of I-II degrees, against the background of systematic volleyball lessons. Methodology and organization of the study. The study involved 30 male students aged 19 years with confirmed diagnosis of I-II degree hearing loss. They formed the core observation group of 15 students who began regular volleyball training. The control group of students consisted of 15 people, taken under observation, who experienced muscle loads only during university training sessions dedicated to physical culture. To obtain the results of the study, a number of functional tests were used and the results of assessing the indicators of normative tests were taken into account. The observation results were processed with using the Student's test (t) and the method of correlation analysis. Research results and discussion. Systematic volleyball sports trainings ensured the development of coordination and motor abilities and the strengthening of the ability to maintain balance in space. Against the background of regular volleyball trainings among the students with hearing loss, there was increase in general physical fitness and increase in endurance. Conclusions. Regular volleyball training contributes to the growth of endurance and strength capabilities among the students with hearing loss, it improves the coordination and stimulates speed properties.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С ТУГОУХОСТЬЮ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ»

REFERENCES

1. Gavrikov, A.A. (2015), Formation ofproject competence of a future military engineer in the process of research work, dissertation, Chelyabinsk.

2. Polkovnikov, A.V. and Lymarev, V.N. (2016), "The essence of the design competence of cadets of military universities-specialists of artillery and technical support of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", The current state and ways of development of the system of training specialists for law enforcement agencies, Digest of articles, Perm, pp. 195-197.

3. Polkovnikov, A.V. (2019), Formation of engineering culture of cadets of military universities, dissertation, Chelyabinsk.

Контактная информация: polkovnikov6990@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.04.2021

УДК 796.011.3

ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С ТУГОУХОСТЬЮ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ

Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Антон Сергеевич Болдин, старший преподаватель, Московский государственный технический университет гражданской авиации; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Елена Ивановна Жмурко, доцент, Московский архитектурный институт

Аннотация

Введение. Регулярные тренировки по волейболу могут существенно повысить точность выполнения спортивных и бытовых движений и способны увеличить силовые возможности человека в любом возрасте. Они стимулируют основные функциональные и биохимические параметры человека и активируют метаболические процессы во всех клетках. Цель исследования - проследить динамику повышения двигательных возможностей студентов, страдающих тугоухостью I-II степени, на фоне систематических волейбольных занятий. Методика и организация исследования. В выполненное исследование были взяты 30 студентов мужского пола в возрасте 19 лет, имеющих подтвержденный диагноз тугоухости I-II степени. Из них была создана основная группа наблюдения, состоящая из 15 студентов, которые начали регулярные тренировки по волейболу. Контрольную группу студентов составили 15 человек, взятых под наблюдение, которые испытывали мышечные нагрузки только в ходе университетских учебных занятий посвященных физической культуре. Для получения результатов исследования применялся ряд функциональных проб, и учитывались результаты оценки показателей нормативных тестов. Результаты наблюдения подвергнуты обработке при помощи критерия Стъюдента (t) и метода корреляционного анализа. Результаты исследования и их обсуждение. Систематические спортивные тренировки по волейболу обеспечили развитие координационных и двигательных возможностей и укрепление способности сохранять равновесие в пространстве. На фоне регулярных волейбольных тренировок у студентов с тугоухостью произошло увеличение общей физической подготовленности и повышение выносливости. Выводы. Регулярные волейбольные тренировки способствуют у студентов, страдающих тугоухостью росту выносливости, силовых возможностей, улучшают координацию и стимулируют скоростные свойства.

Ключевые слова: студенты, юношеский возраст, тугоухость, волейбол, физическая подготовка, мышечная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p130-135

DYNAMICS OF DEAF STUDENTS' PHYSIOLOGICAL PECULIARITIES PRACTICING VOLLEYBALL

Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Anton Sergeevich Boldin, the senior teacher, Moscow State Technical University of Civil Aviation; Natalia Grigorievna Puchkova, the senior lecturer, depart-

ment chair, Elena Ivanovna Zhmurko, the senior lecturer, Moscow Architectural Institute,

Moscow

Abstract

Introduction. Regular volleyball training can significantly increase the accuracy of sports and domestic movements and can increase the strength of the person at any age. They stimulate the basic functional and biochemical parameters of the person and activate metabolic processes in all cells. Purpose of the study: to trace the dynamics of increasing the motor abilities of students suffering from hearing loss of I-II degrees, against the background of systematic volleyball lessons. Methodology and organization of the study. The study involved 30 male students aged 19 years with confirmed diagnosis of I-II degree hearing loss. They formed the core observation group of 15 students who began regular volleyball training. The control group of students consisted of 15 people, taken under observation, who experienced muscle loads only during university training sessions dedicated to physical culture. To obtain the results of the study, a number of functional tests were used and the results of assessing the indicators of normative tests were taken into account. The observation results were processed with using the Student's test (t) and the method of correlation analysis. Research results and discussion. Systematic volleyball sports trainings ensured the development of coordination and motor abilities and the strengthening of the ability to maintain balance in space. Against the background of regular volleyball trainings among the students with hearing loss, there was increase in general physical fitness and increase in endurance. Conclusions. Regular volleyball training contributes to the growth of endurance and strength capabilities among the students with hearing loss, it improves the coordination and stimulates speed properties.

Keywords: students, adolescence, hearing loss, volleyball, physical fitness, muscle activity.

ВВЕДЕНИЕ

Предшествующие исследования показали, что планомерное увеличение мышечной активности способно улучшать морфофункциональный статус организма полностью здорового и имеющего любую патологию [1]. Наступление этого эффекта возможно в результате усиления обменных и биосинтетических механизмов в условиях интенсификации мышечной работы [2]. Планомерное увеличение физической активности в ходе систематических дозированных физических нагрузок всегда обеспечивает усиление работы систем жизнеобеспечения и особенно сердечно-сосудистой и дыхательной [3, 4]. Особо большое значение для социума данный момент имеет в отношении молодежи, отягощенной различной соматической патологией [5]. Учитывая это обстоятельство, желательно продолжать разработку действенных вариантов оздоровления молодых людей, имеющих соматические нарушения, путем планомерного увеличения ее мышечной активности. Решение этой проблемы способно обеспечить максимально возможное физическое восстановление молодежи, имеющей любую патологию, и помочь создать условия для ее социализации и успешного включения в трудовую деятельность [6].

Систематические физические тренировки, связанные с активацией разных мышечных групп, способны повысить защитные возможности тела человека даже при наличии патологии органов чувств [7, 8]. В этой связи интерес у современных тренеров вызывают волейбольные занятия с юношами, страдающими стойкими дисфункциями слухового анализатора [9]. Часто у таких начинающих физкультурников отмечаются невысокие физические возможности, низкий уровень работоспособности и слабо выраженная социализация [10]. Замечено, что систематические мышечные нагрузки на волейбольных тренировках способны значимо стимулировать в юношеском возрасте четкость движений и общие физические возможности [11]. По этой причине очень важно для грамотного проведения волейбольных тренировок в динамике осуществлять оценку физического состояния молодых людей, имеющих патологию слухового анализатора и приступивших к спортивным тренировкам.

Цель исследования: проследить динамику повышения двигательных возможностей студентов, страдающих тугоухостью I-II степени, на фоне систематических волейбольных занятий.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выполненное исследование осуществлено на 30 девятнадцатилетних студентах, имеющих подтвержденную врожденную тугоухость I-II степени. Из их числа были сформированы две группы обследования. Первая группа была названа основной группой. Она состояла из 15 студентов, приступившим после начала исследования к регулярным занятиям волейболом. Вторая группа - это контрольная группа, состояла из 15 студентов, которые испытывали физические усилия выше бытовых только в ходе посещения университетских занятий по физической культуре. При проведении данного исследования был применен ряд функциональных проб, и выполнялась регистрация результатов сдачи ряда контрольных нормативов, отражающих общее физическое состояние обследуемых студентов. Учет показателей вели в начале и через полгода наблюдения за испытуемыми.

Обработка полученных цифровых показателей осуществлена при помощи программы «StatSoft, Inc.» USA, в ходе оценки критерия Стьюдента (t) и величины коэффициента корреляции Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе выполнения исследования у наблюдаемых была оценена динамика параметров их физического состояния (таблица). Исходное развитие их скоростно-силовых параметров, регистрируемых в тесте бега на дистанцию в тридцать метров (6,1±0,11 с), в тесте бега на дистанцию в 60 метров (10,6±0,76 с), в тесте прыжка в длину (1,62±0,29 м) было небольшим. В самом начале исследования выносливость у студентов тоже оказалась невысокой. На это указывало малое расстояние, которое студенты на момент взятия под наблюдение были способны преодолеть за период 6 минут. Также на слабое исходное физическое развитие обследованных указывало небольшое число подтягиваний, на которые они были способны на перекладине. О слабости исходных координационных возможностей у всех наблюдаемых говорили низкие результаты, регистрируемые в тесте челночного бега и малое количество совершаемых ими прыжков с помощью обычной скакалки. При первом обследовании у студентов регистрировалось раннее наступление чувства утомления, сопровождающееся увеличением ошибок в выполняемых движениях, снижением уровня внимания и торможением реализации движений. Учитывая, эти данные, было ясно, что в исходе у всех студентов с тугоухостью имелись сравнимо небольшие физические возможности за счет их исходной слабой физической тренированности.

Таблица - Регистрируемые параметры общего физического статуса

Измеряемые показатели В начале исследования, M±m, n=30 В конце исследования, M±m

Основная группа, n=15 Контрольная группа, n=15

Время пробежки на дистанцию 30 м, с 6,1±0,11 4,3±0,14; р<0,01 5,8±0,26

Время пробежки на дистанции 60 м, с 10,6±0,76 8,1±0,67; р<0,01 10,3±0,74

Прыжок в длину с места, м 1,62±0,29 1,96±0,20; р<0,01 1,59±0,25

Челночный бег 4x9, сек 11,7±1,24 8,6±1,15; р<0,01 10,9±1,12

Прыжки на скакалке за 25 с, раз 25,9±4.75 39,6±2,36; р<0,01 27,5±3,07

Пробегание за 6 минут, м 954,1±41,6 1152,0±28,6; р<0,05 970,0±29,8

Подтягивание на перекладине, раз 5,2±0,52 8,8±0,54; р<0,01 5,4±0,32

Подъем туловища из положения лежа за 1 минуту, раз 21,9±1,39 37,4±1,95; р<0,01 26,2±1,58

Примечание: p - уровень значимости

В конце исследования в группе контроля не удалось найти статистически значимых изменений уровня всех учитываемых физиологических параметров. У обследованных, составивших основную группу, спустя полгода волейбольных занятий найдено статистически значимое нарастание их физических возможностей (таблица). На это указывала установленная в проведенной работе динамика их скоростно-силовых характеристик (ускорение их бега на небольшие дистанции, увеличение длины прыжка), наращивание силовых возможностей (количества подтягиваний на перекладине и количество

подъемов тела из лежачего положения), улучшение координационных способностей (челночный бег, количество прыжков на скакалке за 25 сек.) и увеличение выносливости (увеличение дистанции, преодолеваемой бегом на протяжении 6 минут).

Спустя полгода систематических волейбольных занятий у студентов с тугоухостью происходило уменьшение выраженности утомляемости в ходе спортивных тренировок. Об этом свидетельствовала позитивная динамика субъективных ощущений и стабилизация до уровня оптимума частоты сердечных сокращений в конце выполненного исследования. У студентов контрольной группы эти характеристики не имели значимой динамики на протяжении всего проведенного наблюдения.

В условиях регулярных волейбольных тренировок у студентов, имеющих тугоухость, трудности в освоении вызывали движения, имеющие большую скорость, стремительные перемены вектора перемещения тела, выполнение пробежек с быстрым началом и внезапным окончанием движения, сочетанного выполнения движений с мячом обоими руками. Раннее овладение возможностью синхронного управления своими руками и ногами наступало при регулярном повторении волейбольных движений. У наблюдаемых основной группы, спустя полгода систематических волейбольных занятий удалось достичь значимого понижения числа ненужных движений и сохранения стабильности дыхания. Несомненно, это связано с увеличением общих физических резервов в их организме [12].

У студентов основной группы в конце исследования значимо усилилась общая локомоторная устойчивость. Особенно значим этот эффект был для успешного принятия и передачи мяча в ходе волейбольных тренировок. Это во многом оказалось, возможно, за счет выраженного усиления у тренирующихся большого числа мышц и ускорения процесса нервно-мышечной передачи [9]. Также, в основной группе регулярные волейбольные тренировки способствовали большей устойчивости тела студентов в ходе занятий волейболом. Данный эффект наступал в ходе волейбольных тренировок за счет выраженной гипертрофии мышц ног и туловища и укрепления их вестибулярного аппарата, обеспечивающего координацию тела в пространстве [3].

Весьма существенным моментом в освоении движений в волейболе у студентов группы контроля оказалось наличие достоверной корреляции между сокращением времени челночного бега и времени движения с быстрым изменением его направления (г=0,682; р<0,054). Увеличение количества движения с помощью скакалки за определенное время имело корреляционную связь с осуществлением точных бросков мяча (г=0,536; р<0,056). Сокращение времени в тесте бега на небольшую дистанцию корреляционно было связано с увеличением дистанции, преодолеваемой в прыжке с места (г=0,622; р<0,56).

ВЫВОДЫ

Регулярные дозированные физические нагрузки способны обеспечить сильный оздоровительный эффект. Это наиболее явно проявляется в юношеском возрасте. Действенным вариантом оздоровления являются волейбольные тренировки, способные активировать большинство функциональных показателей у занимающихся. Вследствие, полугодовых регулярных волейбольных тренировок у студентов, страдающих тугоухостью, возросли силовые возможности, скоростные характеристики, повысились координационные параметры и уровень общей выносливости. Волейбольные мышечные нагрузки превосходили по результативности занятия физической культурой у представителей контрольной группы. У этих обследованных за все время наблюдения не было существенной динамики их физического состояния. Можно считать, что систематические волейбольные тренировки стимулируют локомоторные характеристики и укрепляют в целом организм студентов, имеющих низкие функциональные возможности органов слуха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Makhov A.S. Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review / A.S. Makhov, I.N. Medvedev // Bali Medical Journal. - 2020. - № 9 (1). - P. 51-54.

2. Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age / I.N. Medvedev, A.V. Gusev, A.V. Malyshev, O.D. Mikhai-lova, E.V. Garina, E. Sh. Petina, N.Dz. Tagirova // Systematic Reviews in Pharmacy. - 2020. - № 11 (8). -P. 432-438.

3. The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, A.V. Dorontsev, A.A. Svetlichkina, A.S. Boldov // Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2020. - № 13 (4).- P. 1842-1846.

4. Medvedev I.N. Problems of human nutritional behavior in modern society / I.N. Medvedev // International Journal of Pharmaceutical Research. - 2020. - № 1. - P. 1357-1365.

5. Нарушение сердечного ритма у больных с врожденной сенсоневральной тугоухостью / Ю.К. Янов, Л.Э. Тимчук, В.Е. Кузовков, А.С. Симбирцев, А.В. Демьянов, Л.М. Бернатович, Л.В. Юрченко, А.Н. Мироненко, С.С. Зудова // Российская оториноларингология. - 2012. - № 3 (58). - С. 203-213.

6. Румянцева Э.Р. Воспитание координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации / Э.Р. Румянцева, А.В. Овчинников, Н.Ю. Токмакова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 4. -С. 187-192.

7. Makhov A.S. Parent's motivations on sports participation of their children with Down's syndrome in Russia / A.S. Makhov, I.N. Medvedev // Bali Medical Journal. - 2020.-№ 9 (1). - P. 47-50.

8. Physiological Basis of Rehabilitation for Ulnar Neuritis / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, D.A. Kazakov, F.R. Sibgatulina, A.M. Shulgin, R.B. Krasnov // Biomedical and Pharmacology Journal. -2020. - Vol. 13(2). - P. 585-590.

9. Карпов В.Ю. Управление воспитательным процессом в вузе с применением средств физической культуры и спорта / В.Ю. Карпов.- Санкт-Петербург : ВекторБук , 2003. -204 с.

10. Морозов А.П. Комплексный контроль физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Морозов Антон Павлович. - Москва, 2013. - 23 с.

11. Мякотных В.В. Технология оздоровления студентов вуза туристского профиля с учетом особенностей их профессионально-учебной деятельности / В.В. Мякотных, В.Ю. Карпов // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 1 (7). - С.118-126.

12. Medvedev I.N. Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection / I.N. Medvedev, V.Yu. Karpov, I.A. Batrakova, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, O.G. Rysa-kova // Biomedical and Pharmacology Journal. - 2020. - Vol. 13 (2).- P. 537-542.

REFERENCES

1. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020), "Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review", Bali Medical Journal, No. 9(1), pp.51-54, D0I:10.15562/bmj.v9i1.1099

2. Medvedev, I.N., Gusev, A.V., Malyshev, A.V., Mikhailova, O.D., Garina, E.V., Petina, E.Sh. and Tagirova, N.Dz. (2020), "Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age", Systematic Reviews in Pharmacy, No.11 (8), pp. 432-438.

3. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No.13 (4), pp. 1842-1846.

4. Medvedev, I.N. (2020), "Problems of human nutritional behavior in modern society", International Journal of Pharmaceutical Research, No. 1, pp.1357-1365.

5. Yanov, Yu.K., Timchuk, L.E., Kuzovkov, VE., Simbirtsev, A.S., Demyanov, A.V, Bernatovich, L.M., Yurchenko, L.V., Mironenko, A.N. and Zudova, S.S. (2012), "Heart rhythm disturbances in patients with congenital sensorineural hearing loss", Russian otorhinolaryngology, No.3 (58), pp. 203-213.

6. Rumyantseva, E.R., Ovchinnikov, A.V. and Tokmakova, N.Yu. (2017), "Education of coordination abilities of hockey players with hearing impairment in groups of initial specialization", Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport, No. 4, pp. 187-192.

7. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020), "Parent's motivations on sports participation of their children with Down's syndrome in Russia", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 47-50, D01:10.15562/bmj.v9i1.1111.

8. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Kazakov, D.A., Sibgatulina, F.R., Shulgin, A.M. and Krasnov, R.B. (2020), "Physiological Basis of Rehabilitation for Ulnar Neuritis", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13 (2), pp. 585-590, http://dx.doi.org/10.13005/bpj/1921.

9. Karpov, V.Yu. (2003), Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports, VectorBuk, St. Petersburg.

10. Morozov, A.P. (2013), Comprehensive control of physical fitness of highly qualified runners with hearing impairment for short and medium distances, dissertation, Moscow

11. Myakotnykh, V.V. and Karpov, V.Yu. (2009), "Technology of health improvement of students of a higher educational institution of a tourist profile, taking into account the peculiarities of their professional and educational activities", Bulletin of the Sochi State University of Tourism and Resort Business, No.1 (7), pp. 118-126.

12. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Batrakova, I.A., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Rysa-kova, O.G. (2020), "Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13(2), pp. 537-542, http://dx.doi.org/10.13005/bpj/1915.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.06.2021

УДК 797.253+612.821

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ.

СООБЩЕНИЕ 1. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Екатерина Владимировна Звягина, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Введение. Акцентуация характера спортсмена имеет интегральное значение, поскольку отражает комплекс индивидуально-типологических проявлений поведенческих реакций в различных ситуациях. Исследований, посвященных изучению влияния акцентуаций характера на спортивные достижения, в доступной литературе недостаточно. Цель - определение ведущих типов акцентуации характера у спортсменов-ватерполистов различных амплуа. Методика и организация. Под наблюдением находились 47 подростков (средний возраст 13±0,7 года), регулярно занимающихся водным поло в спортивной школе. Для выявления акцентуаций характера использовали опросник Шмишека (типологическая основа - концепция К. Леонгарда). Для статистической обработки данных применяли программу StatTech v. 2.1.0 (разработчик - ООО "Статтех", Россия). Результаты исследования и их обсуждение. Результаты оценивались от 0 до 24 баллов. Признаком акцентуации считается показатель, превышающий 16 баллов. Для игрового амплуа «вратарь» наиболее выраженным является гипертимический (18,8±1,76) тип акцентуации. Для «нападающих» наиболее выраженными акцентуациями стали гипертимический тип (17,8±2,82) и эмотивный (18,4±2,48). У «защитников» наиболее выраженными оказались аффективно-экзальтированный (17,2±3,46) и эмотивный (18,2±1,89) типы. Выводы. Выявленные наиболее часто встречающиеся типы акцентуации ватерполистов: (гипертимический, аффективно-экзальтированный и эмотивный) не противоречат их амплуа. Слабо выраженными и не связанными с игровым амплуа оказались, как и следовало ожидать, дистимический и тревожно-боязливый типы. Установление взаимосвязи спортивной деятельности и амплуа (роль игрока) ватерполиста с антропометрическими, скоростно-силовыми, психофизиологическими характеристиками, очевидно, будет способствовать оптимизации тренировочного процесса и повышению спортивной эффективности.

Ключевые слова: юные спортсмены, водное поло, игровое амплуа, акцентуации характера, нервная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.