Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1820
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилова Наталия Васильевна

Рассматриваются вопросы интенсивности физической нагрузки на учебно-тренировочных занятиях различной направленности студентов высшей школы. Экспериментально обоснована эффективная методика физического воспитания студентов, предусматривающая последовательное включение в учебный процесс тренировочных средств, обеспечивающих постепенное повышение интенсивности и напряженности учебно-тренировочного процесса. Разработанная методика позволяет достигнуть высокого уровня физической подготовленности по предмету физическая культура.Questions of an intensity of physical activity on educational training lessons of various orientations of students of the higher school are considered. The effective technique of physical training of the students, providing consecutive inclusion in educational process of the training means providing gradual increase of intensity of exercises and intensity of learning and training process is experimentally proved. Developed technique allows to reach a high level of versatile physical readiness in a subject "Physical training".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данилова Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА»



SCIENCE TIME

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Данилова Наталия Васильевна, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

E-mail: danilova-ksd@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы интенсивности физической нагрузки на учебно-тренировочных занятиях различной направленности студентов высшей школы. Экспериментально обоснована эффективная методика физического воспитания студентов, предусматривающая последовательное включение в учебный процесс тренировочных средств, обеспечивающих постепенное повышение интенсивности и напряженности учебно-тренировочного процесса. Разработанная методика позволяет достигнуть высокого уровня физической подготовленности по предмету физическая культура.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность.

Abstract. Questions of an intensity of physical activity on educational training lessons of various orientations of students of the higher school are considered. The effective technique of physical training of the students, providing consecutive inclusion in educational process of the training means providing gradual increase of intensity of exercises and intensity of learning and training process is experimentally proved. Developed technique allows to reach a high level of versatile physical readiness in a subject "Physical training".

Key words: student, physical education, physical development, physical preparedness.

С целью экспериментального обоснования методики нормирования двигательного режима в процессе физического воспитания учащейся молодежи был проведен основной педагогический эксперимент, продолжительностью один учебный год.

I

»

41

1 SCIENCE TIME 1

В эксперименте приняли участие 64 студента второго курса. Участники эксперимента были распределены на примерно равные экспериментальную и контрольную группы.

Учебный процесс экспериментальной и контрольной групп был организован в соответствии с учебным планом по физическому воспитанию в объеме 4-х академических часов в неделю. Основным отличием было применение студентами экспериментальной группы методики нормирования двигательного режима в процессе применения беговых и общеразвивающих упражнений и тренировочных заданий, разработанных на этапе предварительных исследований. Физическое воспитание студентов контрольной группы осуществлялось по общепринятой методике [1].

В таблицах 1 и 2 представлена динамика показателей физической подготовленности и физического развития юношей экспериментальной и контрольной групп в период педагогического эксперимента.

В начале педагогического эксперимента показатели физической подготовленности и физического развития у студентов экспериментальной и контрольной групп не имели существенных различий.

Динамика исследуемых показателей отражала особенности двигательного режима в процессе физического воспитания студентов экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 1

Динамика физической подготовленности юношей экспериментальной и контрольной групп в период педагогического эксперимента

№ п/п Показатели Начало экспе римента Окончание эксперимента Достоверность различий Р

Эксперим. группа Контрольная группа Эксперим. группа Контрольная группа

М1± т М2± т Xi±m Х2± m M1 - M2 Х1 - Х2

1. Бег 100 м, с 15,49±0,09 15,56±0,19 14,38±0,06 15,42±0,08 >0,05 >0,05

2. Бег 1500 м, с 361,42±3,16 364,36±5,73 337,51±2,14 358,30±4,21 >0,05 <0,05

3. Прыжок в длину с места, см 219,31±3,82 221,87±4,31 222,40±2,17 226,20±2,68 >0,05 >0,05

4. Подтягивание на перекладине, кол-во 8,12±0,03 9,28±0,11 10,71±0,23 8,20±0,11 >0,05 >0,05

1 SCIENCE TIME 1

Таблица 2

Динамика физического развития и работоспособности юношей экспериментальной и контрольной групп в период педагогического эксперимента

Начало эксперимента Окончание эксперимента Достоверность различий Р

№ п/п Показатели Эксперим. группа Контрольная группа Эксперим. группа Контрольная группа

Mj± m M2± m Х1±т Х2± m Mi - M2 Х1 - Х2

1. Рост, см 174,62±0,23 175,1±0,34 175,81±0,36 176,72±0,38 >0,05 >0,05

2. Вес, кг 73,26±0,43 71,96±0,49 73,73±0,29 74,71±0,56 >0,05 >0,05

3. ЖЕЛ, см3 4108±83,32 3976±63,29 4382±25,64 4010±28,17 >0,05 <0,05

4. PWCl70, кгм/мин/кг 14,12±0,12 13,89±0,06 18,10±0,31 14,73±0,06 >0,05 <0,05

Так как двигательный режим учащихся экспериментальной группы отличался большей развивающей направленностью применения тренировочных средств, вследствие применения более совершенной методики нормирования тренировочной нагрузки по сравнению с двигательным режимом учащихся контрольной группы, основные изменения в экспериментальной группе произошли в показателях развития выносливости.

Так прирост результата в тесте «бег на 1500 м» у студентов экспериментальной группы составил 6,9%, а у студентов контрольной группы 1,7%. В тестировании, выполненном в конце педагогического эксперимента, был выявлен достоверно более высокий уровень развития выносливости у студентов экспериментальной группы по сравнению с уровнем выносливости, зарегистрированным у студентов контрольной группы.

Результаты тестирования физической подготовленности участников в конце педагогического эксперимента свидетельствовали, что между результатами, показанными студентами экспериментальной и контрольной групп, достоверных отличий выявлено не было.

Вместе с тем, в экспериментальной группе отмечены более высокие темпы развития быстроты и силовых качеств. Так, прирост результатов в тестах «бег на 100 м» и «подтягивание на перекладине» у студентов экспериментальной группы составил, соответственно, 7,6% и 31,9%, а у студентов контрольной группы результаты практически не изменились.

Выявленные в педагогическом тестировании тенденции были отмечены в тестировании физического развития и работоспособности студентов контрольной и экспериментальной групп.

Учащиеся экспериментальной группы имели более высокие темпы пророста в показателях жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и теста PWC170, по сравнению с учащимися контрольной группы.

1 SCIENCE TIME 1

Так, прирост ЖЕЛ и PWC170 в экспериментальной группе составил, соответственно, 6,7% и 28,2%, а в контрольной группе 0,8% и 6,0%

Межгрупповые отличия по этим показателям оказались достоверными. Результаты исследования роста и массы тела не выявили достоверных отличий между экспериментальной и контрольной группами студентов в конце годичного педагогического эксперимента, что выглядит вполне логично. Процесс естественного увеличения размеров тела в исследуемой возрастной группе учащихся находится в стадии завершения [2]. Заключение

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что у студентов экспериментальной группы были зарегистрированы достоверно более высокие показатели жизненной емкости легких, скорости бега на дистанции 1500 м ив тесте PWC170, т.е. в параметрах и тестах, отражающих уровень развития выносливости, по сравнению с результатами студентов контрольной группы. В тестах, отражающих уровень развития скоростно-силовых качеств -бег на 100 м, прыжок в длину с места и подтягивание на перекладине достоверных отличий не выявлено, но отмечена тенденция к более высоким темпам роста результатов в этих тестах.

Таким образом, применение разработанной методики нормирования двигательного режима позволило обеспечить должный тренировочный эффект физических нагрузок в процессе физического воспитания учащейся молодежи

[3].

Результаты проведенного годичного педагогического эксперимента позволили обосновать методику нормирования двигательного режима учащейся молодежи на занятиях по физическому воспитанию, включающую рациональный выбор интенсивности, объема, количества повторений в серии и интервалов отдыха при выполнении физических упражнений развивающей направленности адекватных функциональным возможностям организма студентов.

Литература:

1. Виленский М.Я. Комплексный педагогический контроль зафизическим воспитанием студентов / М.Я. Виленский, Н.Е. Монаков, В.Л. Русанов // Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи: Межвузовский сб. науч. трудов. - Воронеж, 1988. - С. 45.

2. The effects of resistance training on aerobic power and anaerobic power of young boys / D. Docherty, H. Wenger, M. Gollis // Med. And Sci. in Sports and Exercise. -1987. - Vol. 19. - № 4. - pp. 389-392.

3. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней тренировки: автореф. дис. ...докг. пед. наук / П.В. Квашук [ВНИИФК]. - М., 2003. - 49 с.

»

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.