УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-4-12-19
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ ПРИ ЗАНЯТИЯХ АКВААЭРОБИКОЙ
Н.П. Петрушкина, Е.В. Звягина, О.А. Иваненко
Изучен ряд показателей, характеризующих двигательные качества студенток первого курса высших учебных заведений, занимающихся аквааэробикой. Исследована динамика уровня физической подготовленности обучающихся по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО в сравнении с группой девушек, занимающихся аэробикой. Полученные результаты показали положительную сходную динамику изученных показателей и подтвердили эффективность занятий как аквааэробикой, так и аэробикой.
Ключевые слова: студентки, аквааэробика, физическая подготовленность, нормативы комплекса ГТО.
DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS OF FIRST-YEAR FEMALE STUDENTS DURING AQUA AEROBICS CLASSES
Petrushkina N.P., doctor of medical sciences, senior researcher, head of department, 25 ppnn@mail.ru. Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,
Zvyagina E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, zv-aev@mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,
Ivanenko O.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, timgiop-chair@, uralgufk.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture
A number of indicators characterizing the motor qualities of first-year female students of higher educational institutions involved in water aerobics have been studied. The dynamics of the level of physical fitness of students was studied based on the results of fulfilling the standards of the RWD complex in comparison with a group of girls involved in aerobics. The results obtained showed positive, similar dynamics of the studied indicators and confirmed the effectiveness of both water aerobics and aerobics.
Key words: female students, water aerobics, physical fitness, standards of the RWD complex.
Петрушкина Надежда Петровна, д-р мед. наук, старший научный сотрудник, зав. кафедрой, 25 ppnn@mail.ru. Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,
Звягина Екатерина Владимировна, канд. пед. наук, доц., zv-aev@mail.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,
Иваненко Ольга Анатольевна, канд. пед. наук, доц., timgiop-chair@uralgufk.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры
Состояние здоровья (СЗ) учащейся молодежи постоянно находится в центре внимания ученых. Исследуются разнообразные аспекты СЗ: уровень и структура заболеваемости, установление факторов, определяющих возникновение патологии, или, наоборот, ответственных за СЗ [1, 3, 10, 11]. Такой комплексный подход к решению проблемы способствует разработке и дальнейшему внедрению различных программ оздоровления, оценка эффективности которых должна проводиться на современном уровне и по достаточно информативным показателям. В ранних работах авторов [5, 8]
отражены результаты наблюдения первокурсников высших учебных заведений в контексте года обучения, исход -ного СЗ и специфики основных учебных программ. Отмечено, что адапта-
ция к новым микросоциальным условиям, высокие интеллектуальные на -грузки, сопровождающие их цифровизация, компьютеризация и т. д. приводят к дефициту двигательной активности. Учитывая выявленные негативные тенденции (рост показателей заболеваемости и напряженные про -цессы адаптации), сделали выводы о необходимости реализации доступных и интересных для студентов программ, направленных на снижение уровня дезадаптационных нарушений и, соответственно, сохранение СЗ.
Известно, что оздоровительная физическая культура имеет пре -имущества перед другими средствами оздоровления, поскольку распола -гает большим арсеналом программ, подходящих для самых различных контингентов. Занятия, которые сопровождаются музыкой и включают танцевальные движения, эмоционально окрашены [11] и поэтому особенно привлекательны для девушек и молодых женщин. Среди многих форм аэробики особого внимания заслуживает аквааэробика - это современное направление фитнеса, включающее физические упражнения, выполняемые под ритмичную музыку, стоя или двигаясь в воде [2, 12]. При занятиях аквааэробикой совершенствуются все двигательные качества [4, 6].
Цель исследования - оценить влияние занятий аквааэробикой на динамику уровня физической подготовленности студенток-первокурсниц высших учебных заведений по результатам выполнения нормативов ком -плекса ГТО.
Задачи исследования:
1) определить индивидуальный уровень физической подготовленности в начале и конце учебного года по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО;
2) обработать статистическими методами полученные результаты и рассмотреть динамику изученных показателей;
3) оценить эффективность занятий аквааэробикой и аэробикой;
4) определить перспективы продолжения исследования.
Методика и организация исследования. Были сформированы две
группы студенток первого курса сходного возраста и уровня здоровья, ранее не занимавшихся спортом. Девушки 1-й группы (n=60) занимались аквааэробикой по 45 минут 3 раза в неделю. Со студентками 2 -й группы (n=60) проводились занятия оздоровительной аэробикой с той же регулярностью по типовой программе. Восстановительные мероприятия после тренировки были аналогичными в обеих группах. От участников было получено информированное согласие на добровольное их участие в исследовании.
Двигательные качества оценивали по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО [8]: бег на 1000 м (выносливость) и наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (гиб -кость), бег на 100 м (быстрота), прыжок в длину (взрывная сила). Для оценки эффективности занятий проведено сравнение изученных показате -
лей в начале учебного года (1-й этап исследования) и в конце учебного года (2-й этап исследования). Определяли распределение наблюдаемых девушек по результатам выполнения каждого из этих тестов на бронзовый, серебряный и золотой знак в процентах.
Обработка полученных результатов выполнена традиционными методами биостатистики. При межгрупповом сравнении распределения обследуемых по изученным признакам пользовались критерием Фишера. Различия считали значимыми при F>F,92, принят 95%-ный уровень достоверности.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования представлены в таблице.
Динамика распределения студенток по результатам выполнения отдельных нормативов комплекса ГТО, %
Знак ГТО Этапы исследования, группы, двигательное качество, распределение в абсолютных числах / процентах, значение критерия Фишера
1 -й этап 2-й этап F1,3 F2,4
Акваэробика Аэробика F 1,2 Акваэробика Аэробика F3,4
1 2 3 4
Гибкость
Золото 15/25,0 14/23,3 0,05 30/50,0 29/48,3 0,03 8,22 8,24
Серебро 19/31,7 18/30,0 0,04 25/41,7 26/43,3 0,03 1,29 2,32
Бронза 22/36,6 23/38,3 0,04 5/8,3 5/8,4 0 15,34 16,86
Без знака 4/6,7 5/8,4 0,12 0 0 0 5,82 7,62
Быстрота
Золото 17/28,3 16/26,8 0,41 29/48,3 30/50,0 0,03 5,16 7,07
Серебро 22/36,6 22/36,6 0 21/35,0 24/40,0 0,32 2,18 0,14
Бронза 21/35,1 22/36,6 0,04 10/16,7 6/10,0 1,17 5,42 12,96
Без знака 0 0 0 0 0 0 0 0
ыносливость
Золото 10/16,7 9/15,0 0,06 20/33,3 21/35,0 0,04 4,56 6,65
Серебро 16/26,7 15/25,0 0,04 20/33,3 19/31,6 0,04 0,64 0,66
Бронза 16/26,6 17/28,3 0,04 18/30,0 16/26,7 0,16 0,16 0,04
Без знака 18/30,0 19/31,7 0,04 2/3,4 4/6,7 0,72 18,82 13,59
зрывная сила
Золото 12/20,0 14/23,3 0,19 30/50,0 32 / 53,3 0,13 12,42 11,88
Серебро 20/33,3 22/36,7 0,15 17/28,3 18 / 30,0 0,04 0,35 0,60
Бронза 23/38,3 20/33,3 0,33 13/21,7 10 / 16,7 0,49 4,04 4,56
Без знака 5/8,4 4/6,7 0,52 0 0 0 7,62 5,87
Примечание: различия считали значимыми при F>F,92.
На первом этапе исследования отмечено сходное распределение по оценкам выполнения каждого норматива ГТО в сформированных группах: большинство (почти треть) занимающихся выполняли тесты на бронзовый знак, четверть контингента - на золотой. Тесты на гибкость и взрывную
силу четыре девушки из группы «Аквааэробика» и 5 девушек из группы «Аэробика» не смогли выполнить. По нормативам, характеризующим выносливость, их число составило 18 и 19 человек соответственно.
В конце учебного года в обеих группах в целом зарегистрирована однонаправленная положительная динамика, то есть отмечалось достоверное улучшение изученных двигательных качеств по сравнению с началом учебного года (таблица).
Все занимающиеся смогли выполнить нормативы ГТО. Исключение составили результаты выполнения теста на выносливость. Хотя число не сдавших этот норматив существенно уменьшилось (с 18 до 2 чел. - при занятиях аквааэробикой и с 19 до 4 чел. - при занятиях аэробикой), но все-таки 6 чел. не смогли выполнить этот тест на знак ГТО. При этом индивидуальное рассмотрение каждого случая позволило объяснить этот факт перенесенными острыми заболеваниями за месяц до контрольного тести -рования.
В целом детальный анализ имеющихся данных показал перемеще -ние девушек с неудовлетворительного уровня на бронзовый знак, с бронзового - на серебряный и золотой, с серебряного - на золотой.
Так, в тесте на гибкость в обеих группах зарегистрировано двукратное увеличение достижения золотого знака ГТО и существенное уменьшение - бронзового знака. Аналогичная картина отмечена и по результатам выполнения тестов на быстроту, взрывную силу и выносливость.
Полученные результаты подтвердили положительное влияние занятий как аквааэробикой, так и аэробикой на физическую подготовленность студенток-первокурсниц. Сходство полученных результатов объясняется тем, что оба вида гимнастики включают нагрузки аэробного характера, что способствует, прежде всего, улучшению функции кардиореспираторной системы, а также и других функциональных систем организма.
В физиологии спорта аэробные занятия детерминируются как вид мышечной работы циклической направленности, выполняемой в течение 35-60 минут при средней частоте сердечных сокращений (ЧСС) 65-80 % от максимальной ЧСС и с интенсивностью, не превышающей 50- 55 % максимального потребления кислорода [10, 12]. При соблюдении этих условий аэробные нагрузки, умеренные по объему и интенсивности, опти -мизируют функциональное состояние организма, способствуют экономному расходованию физиологических резервов, улучшают двигательные качества, что и было зарегистрировано.
Специалисты подтверждают сходство упражнений, выполняемых при занятиях аэробикой и аквааэробикой, которое заключается в синтезе общеразвивающих, гимнастических упражнений, бега, подскоков, выпол -няемых без пауз под музыкальное сопровождение [2, 7, 9, 12]. При этом наблюдается комплексное развитие двигательных качеств. Так, для разви -тия гибкости в бассейне и сухом зале выполняются махи ногами вперед,
назад, в стороны (прямой и согнутой ногой), выпады, круговые движения, повороты туловища, скручивающие движения позвоночника; для повышения быстроты - упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений, например: прыжки, сообщающие большую скорость всему телу; для развития общей вынос -ливости - аэробные упражнения в виде интервальной работы (беговые уп -ражнения, с продвижением высокими и широкими шагами) и т. д. В связи с этим сходством в упражнениях ожидаемо сходство результатов оценки влияния тех и других занятий на конкретные двигательные качества.
Вместе с тем важно отметить, что особенностью занятий аквааэро -бикой является двигательная деятельность в водной среде, которая харак -теризуется гидростатическим давлением на организм, обусловленным дей -ствием двух разнонаправленных сил: силы тяжести и силы выталкиваю -щей, которые занимающимся приходится преодолевать. При этом орга-низм испытывает дополнительные нагрузки, что повышает уровень физиологических резервов. С другой стороны, водная среда уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы, что способствует сохранению их работоспособности. Немаловажным является и закаливающий эффект нахождения в воде.
Обозначенная выше проблема гиподинамии (характерная для студенческих контингентов) связана со многими причинами: не только с «си -дячим» образом, но и недостатком желания и времени, необходимого для активного отдыха. Возникающие при этом морфофункциональные нарушения приводят к дисгармоничному физическому развитию и нарушению деятельности функциональных систем организма и, как следствие, к росту заболеваемости и т. д. Очевидно, что дефицит движений может быть компенсирован систематическими занятиями оздоровительной физической культурой, что позволяет не только компенсировать двигательный дефицит, но и существенно повлиять на развитие отдельных органов и систем. Таким полноценным методом тренировки, улучшающим функциональное состояние организма, являются различные виды аэробного фитнеса как комплекса упражнений для всего тела, который развивает большинство двигательных качеств.
Очевидно, что при этом улучшаются адаптационные возможности, что должно отразиться и на состоянии здоровья: следуют снижение заболеваемости, гармоничность физического развития, улучшение работы основных функциональных систем и т. д. Этот аспект эффективности оздоровительных занятий аэробной направленности в водной среде и в сухом зале планируется изучить при продолжении наблюдения за выделен -ным контингентом и реализации комплексного контроля состояния занимающихся студенток, который включает не только педагогические тесты, но и физиологические исследования, позволяющие оценить различные
компоненты функциональных систем - компонент управления (психический и нейродинамический), компонент исполнения (двигательный и энергетический).
Заключение. При динамической оценке показателей, характеризующих двигательные качества студенток первого курса высших учебных заведений, занимающихся аквааэробикой, зарегистрирована положительная динамика уровня физической подготовленности, сходная с аналогичной в группе девушек, занимавшихся аэробикой. Наблюдалось существен -ное численное перемещение девушек с неудовлетворительного уровня выполнения нормативов комплекса ГТО на получивших бронзовый знак, с бронзового - на серебряный и золотой, с серебряного - на золотой. Полученные результаты подтвердили эффективность занятий как акваа-эробикой, так и аэробикой. Этот факт крайне важен, поскольку позволяет рекомендовать оба вида занятий в качестве средства при различных социальных возможностях студенток, в том числе и в выборе многих других методик, позволяющих сохранить и улучшить здоровье.
Список литературы
1. Бойко Г.М., Пурыгина М.Г., Каленикова Н.Г. Медико-педагогический контроль за нормированием физической нагрузки студентов перво -курсников // Znanstvena Misel. 2020. № 38-2(38). С. 60-61.
2. Вахитов Р.Р., Коробейников Е.В., Абрамкин Е.В. Аквааэробика как средство восстановления физического состояния женщин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 2(216). С. 63-65.
3. Горбаткова Е.Ю., Горбатков С.А. Определение прогностических рисков возникновения отклонений в состоянии здоровья студентов в зависимости от уровня сформированности здоровьесберегающего поведения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1396.
4. Городничев Р.М., Шляхтов В.Н. Физиология силы: монография. М.: Спорт, 2016. 227 с.
5. Довнар А.Ю., Иваненко О.А. Влияние кондиционной тренировки и аквааэробики на организм женщин // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 4-1. С. 48-54.
6. Иссурин В.Б., Лях В.И. Координационные способности спортсменов. М.: Спорт, 2019. 208 с.
7. Методика развития силовых качеств у студентов на основе включения силовых уроков по аквааэробике в систему учебных занятий плаванием / Е.В. Любина [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 7(161). С. 167-172.
8. Милушкина В., Ботагариев Т.А. Динамика выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» («ГТО») на занятиях по аквааэробике // Проблемы и перспективы физиологического сопровождения тренировочного процесса и физической культуры: сб. материалов Между-
нар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Минспорта, 10-летию науки и технологий РФ / отв. ред. Н.П. Петрушкина. Челябинск: УралГУФК, 2023. С. 89-93.
9. Платонова Я.В. Статическая силовая выносливость мышц туловища как один из факторов физической работоспособности студенток на занятиях оздоровительной аэробикой // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22. № 4. С. 108-115.
10. Тумаров К.Б., Кудяшев Н.Х., Гжемская Ю.Е. Анализ уровня фи -зических качеств студентов гуманитарных факультетов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2(180). С. 413-417.
11. Физическое состояние студентов-медиков и его влияние на уровень физической подготовленности / А.В. Мазикина [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22. № 3. С. 23-29.
12. Ямилева Р.М., Греб А.В., Шаяхметова Э.Ш. Влияние аквааэро -бики на функциональное состояние студенток // Вестник Набережночел-нинского государственного педагогического университета. 2023. № S2-1(45). С. 192-194.
References
1. Bojko G.M., Purygina M.G., Kalenikova N.G. Mediko-pedagogicheskij kontrol' za normirovaniem fizicheskoj nagruzki studentov pervokursnikov [Medical and pedagogical control over the regulation of physical activity of first-year students] // Znanstvena Misel. 2020. No. 38-2(38). P. 60-61.
2. Vahitov R.R., Korobejnikov E.V., Abramkin E.V. Akvaaerobika kak sredstvo vosstanovleniya fizicheskogo sostoyaniya zhenshchin [Water aerobics as a means of restoring the physical condition of women] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2023. No. 2(216). P. 63-65.
3. Gorbatkova E.Yu., Gorbatkov S.A. Opredelenie prognosticheskih riskov vozni-knoveniya otklonenij v sostoyanii zdorov'ya studentov v zavisimosti ot urovnya sformirovan-nosti zdorov'esberegayushchego povedeniya [Determination of prognostic risks of deviations in the health status of students depending on the level of formation of health-saving behavior] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. No. 1-1. P. 1396.
4. Gorodnichev R.M., Shlyahtov V.N. Fiziologiya sily [Physiology of strength]: monograph. M.: Sport, 2016. 227 p.
5. Dovnar A.Yu., Ivanenko O.A. Vliyanie kondicionnoj trenirovki i akvaaerobiki na organizm zhenshchin [The influence of conditioning training and water aerobics on the body of women] // Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical journal]. 2023. T. 13. No. 4-1. P. 48-54.
6. Issurin V.B., Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti sportsmenov [Coordination abilities of athletes]. M.: Sport, 2019. 208 p.
7. Metodika razvitiya silovyh kachestv u studentov na osnove vklyucheniya silovyh urokov po akvaaerobike v sistemu uchebnyh zanyatij plavaniem [Methodology for developing strength qualities in students based on the inclusion of strength lessons in water aerobics in the system of swimming lessons] / E.V. Lyubina [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2018. No. 7(161). P. 167-172.
8. Milushkina V., Botagariev T.A. Dinamika vypolneniya normativov kompleksa «Gotov k trudu i oborone» («GTO») na zanyatiyah po akvaaerobike [Dynamics of compliance with the standards of the “Ready for Labor and Defense” (“GTO”) complex in water aerobics classes] // Problems and prospects of physiological support of the training process and physical culture: collection. materials International scientific-practical conf., dedicated 100th anniversary of the Ministry of Sports, 10th anniversary of science and technology of the Russian Federation / resp. ed. N.P. Petrushkina. Chelyabinsk: UralGUFK, 2023. P. 89-93.
9. Platonova Ya.V. Staticheskaya silovaya vynoslivost' myshc tulovishcha kak odin iz faktorov fizicheskoj rabotosposobnosti studentok na zanyatiyah ozdorovitel'noj aerobikoj [Static strength endurance of the trunk muscles as one of the factors of physical performance of female students in recreational aerobics classes] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine]. 2022. T. 22. No. 4. P. 108-115.
10. Tumarov K.B., Kudyashev N.H., Gzhemskaya Yu.E. Analiz urovnya fizicheskih kachestv studentov gumanitarnyh fakul'tetov [Analysis of the level of physical qualities of students of humanities faculties] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of university named after P.F. Lesgafta]. 2020. No. 2(180). P. 413-417.
11. Fizicheskoe sostoyanie studentov-medikov i ego vliyanie na uroven' fizicheskoj podgotovlennosti [Physical condition of medical students and its influence on the level of physical fitness] / A.V. Mazikina [et al.] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine]. 2022. T. 22. No. 3. P. 23-29.
12. Yamileva R.M., Greb A.V., Shayahmetova E.Sh. Vliyanie akvaaerobiki na funk-cional'noe sostoyanie studentok [The influence of water aerobics on the functional state of female students] // Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Naberezhnye Chelny State Pedagogical University]. 2023. No. S2-1(45). P. 192-194.