Научная статья на тему 'Динамика физической подготовленности и показателей внешнего дыхания у юношей-подростков, обучающихся по специальной учебной программе'

Динамика физической подготовленности и показателей внешнего дыхания у юношей-подростков, обучающихся по специальной учебной программе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
268
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЮНОШИ-ПОДРОСТКИ / ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / YOUNG MEN-TEENAGERS / EXTERNAL BREATH / ENDURANCE / IMPELLENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Л. А., Кимяева С. И.

Проведено обследование 369 юношей-подростков 15-17 лет, обучающихся по специальной учебной программе и находящихся на различном двигательном режиме: с обычной и повышенной двигательной активностью (ДА). Систематические занятия в течение года циклическими и игровыми видами спорта по сравнению с обычным двигательным режимом приводят к повышению экономичности дыхания (увеличению дыхательного объема) и резервных возможностей системы при спокойном дыхании (увеличению жизненной ёмкости легких и резервного объема вдоха). Паттерн форсированного дыхания у школьников с повышенной ДА по сравнению с контролем характеризуется более высокой пиковой объемной скоростью воздушного потока и объемом воздуха, что приводит к статистически значимому высокому объему форсированного выдоха за 1 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлова Л. А., Кимяева С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of physical readiness and indicators of external breath at young men-teenagers trained under the special curriculum

Investigation of 369 young men of teenagers of 15-17 years which are trained under the special curriculum and being on a various impellent mode is carried: with the usual and raised impellent activity. Regular employment within a year cyclic and game sports in comparison with a usual impellent mode lead to increase of profitability of breath (increase in respiratory volume) and reserve possibilities of system at quiet breath (to increase in vital capacity of lungs and reserve volume of a breath). The pattern of the forced breath at the schoolboys having within year high raised impellent activity in comparison with control is characterized by higher peak volume speed of an air stream and air volume that leads to statistically significant high volume of the forced breath for 1 s.

Текст научной работы на тему «Динамика физической подготовленности и показателей внешнего дыхания у юношей-подростков, обучающихся по специальной учебной программе»

УДК 612.2:613.96

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ЮНОШЕЙ-ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

Л.А. Михайлова, С.И. Кимяева

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Железногорск

Проведено обследование 369 юношей-подростков 15-17 лет, обучающихся по специальной учебной программе и находящихся на различном двигательном режиме: с обычной и повышенной двигательной активностью (ДА). Систематические занятия в течение года циклическими и игровыми видами спорта по сравнению с обычным двигательным режимом приводят к повышению экономичности дыхания (увеличению дыхательного объема) и резервных возможностей системы при спокойном дыхании (увеличению жизненной ёмкости легких и резервного объема вдоха). Паттерн форсированного дыхания у школьников с повышенной ДА по сравнению с контролем характеризуется более высокой пиковой объемной скоростью воздушного потока и объемом воздуха, что приводит к статистически значимому высокому объему форсированного выдоха за 1 с.

Ключевые слова: юноши-подростки, внешнее дыхание, выносливость, двигательная активность.

Высокая активность культурных, социальных и политических процессов современного мира, внедрение электронных средств информации в повседневную жизнь сопровождаются расширением и усложнением учебных программ в общеобразовательных учреждениях [4, 8, 11]. Повышенная учебная и психологическая нагрузка предъявляет организму школьника дополнительные требования, которые предполагают разработку соответствующих мероприятий, направленных на сохранение здоровья и повышение резервных возможностей организма школьника. Наиболее действенным средством повышения функциональных возможностей растущего организма является, как известно, систематическая физическая нагрузка, которая вовлекает в ответную реакцию все регуляторные механизмы и выступает в качестве общего воздействия на организм человека [6, 12, 13]. Педагогическая практика последних лет показала необходимость использования в процессе физического воспитания в школе позитивного опыта и огромного потенциала спорта, а также внедрения в практику высоких спортивных технологий [1, 3, 5, 7, 9]. Это особенно важно для старшеклассников, которые заняты подготовкой к ЕГЭ. Разработка двигательных режимов для различного возраста и уровня физической подготовки, а также мониторинг состояния важнейших систем организма позволят сохранить здоровье выпускников школ.

Цель исследования - оценить морфофункциональный статус и уровень физической подготовленности в течение года обучения у подростков

старших классов с повышенной учебной нагрузкой, находящихся на различном двигательном режиме.

Объект и методы исследования. Объектом исследования служили 369 юношей подростков 15-17 лет, обучающихся по специальной учебной программе, разработанной для ОУ «Школа космонавтики» (г. Железногорск), и находящихся на различном двигательном режиме. I группа школьников (экспериментальная) имела повышенную двигательную активность (ДА): дополнительные занятия циклическими и игровыми видами спорта до 3 раз в неделю с мощностью работы по ЧСС 130-150 уд./мин. II группа (контрольная) находилась на обычном двигательном режиме с 2 уроками физкультуры в неделю. Исследования проводились в сентябре (начало учебного года) и мае (конец учебного года) в соответствии с юридическими и этическими принципами медико-биологических исследований у человека (заключение локального этического комитета КрасГМУ).

Оценка физической подготовленности проводилась по показателям общей (бег на 3 км) и скоростной выносливости (прыжки на скакалке за 1, 2 и 3 мин), а также по результатам дыхательных проб Штанге и Генчи [2]. Состояние системы внешнего дыхания исследовалось на аппаратнопрограммном комплексе «Уа1ейа+» с использованием проб с форсированным дыханием. Полученные материалы обработаны с помощью пакета прикладных программ для Windows-2000. Анализ распределения исследуемых величин показал от-

Интегративная физиология

клонения от нормального, что послужило основанием использовать непараметрические критерии Уилкоксона (анализ динамики показателей) и Фишера (межгрупповые различия) для расчета коэффициентов достоверности отличий между группами.

Результаты исследований и обсуждение.

Динамическое наблюдение за старшеклассниками, занимающимися по специальной учебной программе с различным уклоном (гуманитарный, математический, экономический, технический, естественный, лингвистический, информационные технологии) и находящимися на различном двигательном режиме позволило выявить следующее. В сентябре показатели массы и длины тела и индекса массы тела у подростков обеих групп находились в одном доверительном интервале (табл. 1).

Исходный уровень физической подготовленности юношей I и II групп был отличен. Подростки, вошедшие в группу, занимающуюся циклическими и игровыми видами спорта, имели статистически значимо более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с контролем. Отличия были статистически значимы (р < 0,05) и составляли по показателю бега на 3 км - 8,68 %; по прыжкам на скакалке за 1, 2 и 3 мин - соответственно 10,0; 8,4 и 11,1 %.

Систематическая повышенная двигательная активность в экспериментальной группе привела к значительному увеличению показателей физической подготовленности. Так, если в контрольной группе к концу учебного года перечисленные выше показатели имели тенденцию к увеличению (в пределах 1,82-5,6 %), то в экспериментальной группе по показателям прыжков на скакалке за исследуемое время прирост составлял соответственно 7,44 % (р < 0,001), 12,56 % (р < 0,001) и

11,3 % (р < 0,001). В конце учебного года отличия между группами составили по показателям бега на 3 км - 14,11 % (р < 0,001); по прыжкам на скакалке за 1, 2 и 3 мин соответственно 16,07 % (р < 0,001); 15,34 % (р < 0,001) и 19,28 % (р < 0,001).

Повышенная двигательная активность сопровождается повышением уровня метаболизма и соответственно активизацией систем, участвующих в обеспечении организма кислородом. Можно предположить, что систематическое занятие циклическими и игровыми видами спортивной деятельности, которое сопровождается повышением показателей выносливости и физической подготовленности, может способствовать изменению уровня функционирования одной из систем организма - системы внешнего дыхания (СВД). Проведенные динамические исследования когортной выборки, включающей 69 юношей-подростков, показали следующее.

Состояние СВД обследованных школьников в целом можно характеризовать как соответствующее возрастным нормативам [9, 10, 14]. В начале учебного года объемные показатели СВД в обеих группах отличаются от должных величин в пределах 8,5-13,8 %, что является допустимым. В контрольной группе скоростные показатели воздушного потока МОС25, МОС50 ниже должных величин на 16,6-20,3 %, а МОС75 выше на 36,67; в экспериментальной эти отклонения составляли 13,1-20,9 %.

Абсолютные значения как статических, так и динамических показателей СВД в начале года в обеих группах были в одном доверительном интервале (табл. 2).

У представителей экспериментальной группы исходный уровень ряда показателей превышал уровень контроля: ФЖЕЛ на 3,5 % (р = 0,057),

Таблица 1

Показатели физической подготовленности юношей-подростков, находящихся на различном двигательном режиме (медиана и квартили)

Показатели I группа (экспериментальная), n = 1В4 II группа (контрольная), n = 185 Достоверность различий

Начало года Конец года Начало года Конец года

Масса тела, кг б4,70 [58,75-70,70] бб,30 [б1,З0-72,З0] б2,50 [57,00-70,8] бЗ,40 [59,00-70,7] р2-4 < 0,05

Длина тела, см 17б,В [171,0-181,0] 177,5 [172,0-181,5] 17б,5 [171,0-181] 177,5 [172,0-182]

ИМТ, кг/м2 20,90 [19,70-22,50] 21,35 [20,00-22,90] 20,30 [18,70-22,2] 20,40 [19,10-22,3] р2-4 < 0,05

Бег 3 км, с 870,0 [810,0-937,5] 815,0 [770,0-870,0] 945,5 [892,0-1034,0] 930,0 [845,0-1020,0] р1-З < 0,001 р2-4 < 0,001

Прыжки/скакалка 1мин, раз 121,0 [104,5-141,5] 130,0 [117,5-150,0] 110,0 [92,0-130,0] 112,0 [95,0-137,0] р1-З < 0,001 р2-4 < 0,001

Прыжки/скакалка 2 мин, раз 207,0 [180,5-250,0] 233,0 [207,5-2б1,0] 191,0 [14б,0-229,0] 202,0 [1б0,0-2З4,0] р1-З < 0,001 р2-4 < 0,001

Прыжки/скакалка 3 мин, раз 300,0 [252,0-353,5] 334,0 [300,0-375,0] 270,0 [208,0-310,0] 280,0 [210,0-ЗЗб,0] р1-З < 0,001 р2-4 < 0,001

Таблица 2

Основные параметры системы внешнего дыхания у подростков, находящихся на разном двигательном режиме (медиана и квартили)

Показатели I группа (экспериментальная), п = 38 II группа (контрольная), п = 31 Достоверность различий

Начало года Конец года Начало года Конец года

ЖЕЛвд, л 4,79 [4,45-5,32] 5,05 [4,61-5,28] 4,52 [4,14-4,88] 4,50 [4,21-4,89] р2-4 < 0,01 р1-2 < 0,01

РОвд, л 2,68 [2,43-3,02] 2,76 [2,60-3,10] 2,52 [2,35-3,03] 2,61 [2,26-2,83] р2-4 < 0,05

РОвыд, л 1,36 [1,25-1,50] 1,43 [1,32-1,56] 1,31 [1,15-1,46] 1,30 [1,18-1,44] р2-4 = 0,053

ДО, л 0,57 [0,49-0,60] 0,58 [0,55-0,60] 0,56 [0,48-0,59] 0,59 [0,56-0,60] р1-3 = 0,096 р3-4 < 0,01 р1-2 = 0,093

ФЖЕЛ, л 4,43 [4,07-4,71] 4,47 [4,14-4,92] 4,28 [3,81-4,76] 4,12 [3,65-4,44] р1-3 = 0,057 р2-4 < 0,01

ОФВ1, л 3,89 [3,63-4,15] 4,04 [3,73-4,30] 3,59 [3,26-4,05] 3,68 [3,40-4,06] р1-3 < 0,05 р2-4 < 0,01 р1-2 < 0,01

Индекс Тиффно, % 89,4 [81,6-94,2] 90,6 [85,8-96,8] 86,4 [78,8-96,2] 92,8 [86,2-97,1]

ПОС, л/мин 7,54 [6,42-8,43] 7,73 [7,18-8,62] 7,29 [6,06-7,90] 7,18 [6,47-8,11] р2-4 < 0,01 р1-2 < 0,05

МОС25, л 7,10 [6,17-7,87] 7,14 [6,73-8,01] 6,64 [5,66-7,37] 6,67 [5,67-7,59] р2-4 < 0,05

МОС50, л 5,58 [4,94-6,07] 5,52 [4,90-6,36] 4,92 [4,41-6,13] 5,35 [4,19-6,28]

МОС75, л 3,23 [2,87-3,74] 3,32 [2,79-3,83] 3,44 [2,83-4,16] 3,55 [2,87-4,21]

МОС85, л 2,32 [1,98-2,97] 2,34 [1,81-2,96] 2,37 [1,94-3,23] 2,65 [2,06-3,15]

СОС25-75, л 5,24 [4,39-5,70] 5,22 [4,59-5,74] 4,90 [4,11-5,79] 5,03 [4,02-5,91]

СОС75-85, л 2,74 [2,29-3,31] 2,79 [2,34-3,23] 2,90 [2,39-3,72] 3,05 [2,47-3,58]

МОС200-1200, л 17,86 [10,9-25,0] 25,00 [16,7-31,3] 11,36 [10,0-20,8] 18,55 [11,6-30,4] р1-3 < 0,05 р3-4 < 0,05 р1-2 < 0,01

ОПОС, л 0,84 [0,66-1,00] 0,71 [0,55-0,88] 0,70 [0,56-1,11] 0,67 [0,48-1,10] р1-2 < 0,05

Тфорс. выд, с 1,93 [1,56-2,18] 1,71 [1,39-2,28] 1,98 [1,40-2,47] 1,75 [1,43-2,31]

Т ПОС, с 0,26 [0,20-0,37] 0,20 [0,15-0,27] 0,29 [0,20-0,41] 0,23 [0,18-0,37] р3-4 = 0,051

ПОС/МОС50, у. е. 1,32 [1,21-1,43] 1,37 [1,27-1,60] 1,30 [1,22-1,54] 1,32 [1,20-1,57]

ОФВ1/ПОС, у. е. 0,52 [0,49-0,58] 0,52 [0,48-0,57] 0,50 [0,47-0,56] 0,51 [0,47-0,57]

ОФВ1 на 8,2 % (р < 0,05) и МОС200-1200 на

57,0 % (р < 0,01). Повышенная учебная нагрузка предъявляет организму школьника особые требования, что может отражаться на уровне функционирования основных систем организма, выносливости и состояния соматического здоровья. Использование систематических повышенных двигательных режимов в течение учебного года, вероятно, может приводить и к различному уровню функционирования СВД. В конце учебного года выявлены значимые отличия у большего числа показателей (табл. 2). В процессе роста и развития школьников отмечается увеличение ДО в I и II группах на 1,7 % (р = 0,096) и 5,4 % (р < 0,05), что свидетельствует о более экономичном дыхании по сравнению с началом учебного года.

Следует отметить, что систематические дополнительные занятия циклическими и игровыми

видами спорта приводят к повышению резервных возможностей СВД. Это проявляется в увеличении показателей ЖЕЛ (на 5,5 %; р < 0,01), РОвд (на

3,0 %; р < 0,05) в экспериментальной группе, и в конце учебного года указанные показатели статистически значимо отличаются на 12,2 % (р < 0,05) и 5,7 % (р < 0,05) и РОвыд на 10,4 % (р = 0,053).

Систематические физические нагрузки в течение года привели к тому, что при втором обследовании у подростков I группы показатель ФЖЕЛ превысил уровень контроля на 8,5 % (р < 0,01), а ОФВ1 на 9,6 % (р < 0,01). Изменяется паттерн дыхания. Так, у старшеклассников, имеющих повышенный двигательный режим, статистически значимо по сравнению с исходным уровнем увеличиваются пиковая объемная скорость, время и объем воздуха на пиковой объемной скорости, максимальная объемная скорость в мелких бронхах.

Интегративная физиология

80*#

71#

70*

66

34# 36*#

1 начало года конец года

33*

30

Проба Штанге, с Проба Генчи, с Проба Штанге, с Проба Генчи, с

I группа II группа

Медианы показателей дыхательных проб у подростков с различной двигательной активностью: * - р < 0,05 - внутригрупповые различия в течение года; # - р < 0,05 - межгрупповые отличия

У подростков, находящихся на обычном двигательном режиме, возрастает время пиковой объемной скорости (р = 0,051) и МОС200-1200 (р < 0,01).

Использование проб с задержкой дыхания показало, что у старшеклассников I группы (повышенная ДА) по сравнению с контрольной группой в начале учебного года имеют более высокий уровень результатов проб Штанге и Генчи, сохраняется это различие и после года обучения (см. рисунок).

Статистически значимые отличия результатов этих проб между группами выявлены как в начале года (р < 0,05), так и в конце (р < 0,05). Следует отметить, что в процессе роста и развития школьников вне зависимости от уровня ДА возможности СВД возрастают, однако степень увеличения различна: у I группы они составили 12,7 и 5,9 %, у II группы 6,1 и 10,0 % соответственно для проб Штанге и Генчи.

Таким образом, после года систематических занятий циклическими и игровыми видами спортивной деятельности возрастают резервные возможности СВД, что позволяет говорить о положительном результате использования повышенных физических нагрузок на состояние организма подростков, имеющих высокую учебную нагрузку.

Выводы

1. Основные показатели системы внешнего дыхания у старшеклассников г. Железногорска соответствуют должным величинам. В начале учебного года абсолютные значения показателей СВД у обследованных школьников не имеют статистически значимых отличий.

2. Систематические занятия в течение года циклическими и игровыми видами спорта по сравнению с обычным двигательным режимом приводят к повышению экономичности дыхания (увеличению дыхательного объема) и резервных возможностей системы при спокойном дыхании (увеличению жизненной ёмкости легких и резервного объема вдоха).

3. Паттерн форсированного дыхания у школьников, имеющих в течение года повышенную дви-

гательную активностью, по сравнению с контролем характеризуется более высокой пиковой объемной скоростью воздушного потока (в основном за счет большей проходимости мелких бронхов) и объемом воздуха, что приводит к статистически значимому высокому объему форсированного выдоха за 1 с.

Литература

1. Вовк, В.М. Проблемы моделирования физического воспитания ученической и студенческой молодежи / В.М. Вовк // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 8. - С. 18-21.

2. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М. : ЯЕТОШСА-А: Флинта, 1999. - 560 с.

3. Ирхина, И. В. Исследование взаимосвязи между состоянием здоровья и успешностью в обучении студентов / И.В. Ирхина, В.Н. Ирхин, Р.Е. Ковалева // Культура физическая и здоровье. -

2010. - № 4. - С. 54-55.

4. Кокаева, И.Ю. Формирование ресурса здоровья школьников в условиях регионального образовательного пространства /И.Ю. Кокаева // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 4. - С. 31-37.

5. Комплексная оценка физического развития и состояния здоровья учащихся образовательных учреждений города Самары / И.И. Березин, Н.В. Русакова, И.Г. Кретова др. //Изв. Самар. науч. центра РАН. - 2010. - Т. 12. - С. 1-7.

6. Ламсков, А.В. Физическая культура как средство гармонизации физического и социального здоровья студентов / А.В. Ламсков // Рос. науч. журн. - 2010. - № 15. - С. 203-207.

7. Латыпов, И.К. Здоровье детей и проблемы физического воспитания школьников / И. К. Латыпов // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. - 2009. - № 10.-С. 102-105.

8. Смагулов, Н. К. Физиологическая напря-

женность труда одаренных школьников при воздействии интенсивных образовательных технологий /Н.К. Смагулов, М.Н. Смагулов, А.Е. Казимова // Материалы 13 Междунар. конгр. по приполярной медицине. - Новосибирск, 2006. - С. 192-193.

9. Соколова, О.В. Использование дозированных физических нагрузок в повышении физического здоровья и функционального состояния кардио-респираторной системы организма студентов 18-19 лет / О.В. Соколова // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. - 2010. - № 3. - С. 86-88.

10. Толстикова, Н.В. Морфофункциональная оценка адаптации организма учащихся среднего Приобья к различным двигательным режимам: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Н.В. Толстико-ва. - Тюмень, 2007. - 25 с.

11. Шенченко, И.Ю. Условия обучения и заболеваемость детей в школах малых городов Крас-

ноярского края / И.Ю. Шенченко, Л.Г. Климацкая // Гигиена и санитария. - 2008. - № 5. - С. 55-59.

12. Шишова, А.В. Характеристика соотношений физического, интеллектуального развития, социальной адаптации и динамики здоровья школьников / А.В. Шишова, Л.А. Жданова, И.Н. Михайлова // Здоровье населения и среда обитания. -

2011. - № 2. - С. 28-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Эберт, Л.Я. Динамика показателей систем внешнего дыхания и кровообращения у спортсменов с анаэробной и аэробной направленностью тренировочного процесса по сезонам года / Л.Я. Эберт, С.Л. Сашенков, В.А. Колупаев // Изв. Челяб. науч. центра УрО РАН. - 2005. - № 2. - С. 139-144.

14. Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище /Ю.А. Ямпольская //Педиатрия. - 2007. -№ 5. - С. 69-72.

Поступила в редакцию 12 июля 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.