УДК 613.955
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ЛОНГИТУДИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Вера Людвиговна Грицинская, доктор медицинских наук, профессор, Роза Борисовна Цаллагова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, Фатима Константиновна Макоева, кандидат медицинских наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург
Аннотация
Физическое развитие является важнейшим параметром, отражающим физиологические процессы, происходящие в организме ребенка на всех этапах онтогенеза. Наиболее интенсивные изменения органов и систем, происходят в пубертатном периоде жизни подростка. Ускоренный линейный рост подростков характеризуется гетерохронностью изменений ведущих органов и систем, что влечет за собой снижение функциональных возможностей организма и переносимостью физических нагрузок. С целью изучения особенностей пубертатного ускорения роста у детей в Санкт-Петербурге на современном этапе было обследованы школьники, проживающие в различных районах города. Было проведено обследование 645 школьников (мальчики - 331, девочки - 314) в возрасте 16-ти лет и ретроспективный анализ динамики показателей длины и массы тела на основе данных медицинской документации. Статистический анализ материалов исследования проведен методами вариационной статистики с помощью прикладных программ «STATISTICA v. 10.0». Нами выявлено, что пубертатное ускорение роста у девочек происходит раньше, чем у мальчиков, что обуславливает превышение у них показателей длины тела в 11 и 12 лет; а массы тела в 12 и 13 лет; однако разница соматометрических показателей минимальна. Анализ ежегодных прибавок длины и массы тела выявил, что пубертатный скачок, как у девочек, так и мальчиков низкоамплитудный и пролонгированный во времени.
Ключевые слова: рост, масса тела, школьники, пубертатный скачок роста, физические нагрузки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p92-96
DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF ST. PETERSBURG SCHOOLS:
LONGITUDINAL STUDY
Vera Ludvigovna Gritsinskaya, the doctor of medical sciences, professor, Roza Borisovna
Tsallagova, the doctor of medical sciences, professor, department chair, Fatima Konstanti-novna Makoeva, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
Physical development is the most important parameter reflecting the physiological processes occurring in the child's body at all stages of ontogenesis. The most intense changes in organs and systems occur during the puberty period of a teenager's life. Accelerated linear growth of adolescents is characterized by heterochrony's of changes in the leading organs and systems, which entails decrease in the functional capabilities of the body and the tolerance of physical activity. In order to study the peculiarities of pubertal growth acceleration in children in St. Petersburg at the present stage, schoolchildren living in various districts of the city were examined. The survey was conducted for 645 schoolchildren (boys - 331, girls - 314) at the age of 16 years and retrospective analysis of the dynamics of indicators of length and body weight based on data from medical records. Statistical analysis of the research materials was carried out by the methods of variation statistics with using the application programs "STATISTICA v.10.0". We found that pubertal growth acceleration in girls occurs earlier than in boys, that leads to excess of their body length indicators at 11 and 12 years; and body weight at 12 and 13 years old; however, the difference in somatometric indices is minimal. The analysis of the annual gains in length and body weight revealed that the pubertal jump in both girls and boys is low-amplitude and prolonged in time.
Keywords: height, body weight, schoolchildren, pubertal growth spurt, physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Темп пубертатных перестроек и связанных с ним процессов морфофункциональ-ного созревания органов и систем организма детей различен и имеет специфические особенности в регуляции возрастных изменений, влияющих на показатели работоспособности. Знание этих особенностей необходимо учитывать во многих ситуациях, сопряженных с мышечной активностью детей: занятия физической культурой в школе, спортивных секциях и различных оздоровительных формах физической культуры [6]. Наиболее уязвимой является сердечно-сосудистая система из-за отставания роста артериального звена сосудистой сети от темпов роста сердца, который в свою очередь отстает от темпов роста объема тела подростков. В связи с различными темпами роста костей и скелетных мышц подростков нарушается координация движений. Эти явления наиболее резко выражены в период наиболее ускоренных темпов роста, именуемых спурт [7].
Исследования, проведенные в последнее время в регионах, выявили высокую распространённость дисгармоничных вариантов физического развития, стирание полового диморфизма и изменение течения пубертатного спурта [2-5]. В связи с этим актуальным является регулярное обновление региональных нормативов соматометрических показателей развития детей. Региональные особенности физического развития подрастающего поколения целесообразно учитывать школьным врачам, педагогам и тренерам, работающими со школьниками
Цель исследования: определить особенности пубертатного ускорения роста у детей в Санкт-Петербурге на современном этапе.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методом случайной выборки обследовано 645 школьников (331 мальчик и 314 девочек) в возрасте 16-ти лет в различных районах Санкт-Петербурга. После получения информированного согласия законных представителей ребёнка на участие в исследовании было проведено измерение длины (ДТ) и массы тела (МТ) школьников по общепринятой методике [1]. Ретроспективный анализ медицинских карт детей позволил получить показатели длины и массы, полученные при проведении ежегодных медицинских осмотров школьников, начиная с 8-летнего возраста.
Первичная обработка материала осуществлялась по возрастным группам с годовыми интервалами для мальчиков и девочек. Статистический анализ материалов исследования проведен методами вариационной статистики с помощью прикладных программ «STATISTICA v.10.0 © STATSOFT, USA». Выборки данных были проведены на нормальность распределения по критерию Колмогорова-Смирнова. В каждой возрастно-половой группе для ДТ и МТ были рассчитаны следующие показатели: средняя арифметическая (М) и 95% доверительный интервал ([95%ДИ]). Анализ статистической значимости различий показателей проведен с помощью критерия х2-Пирсона (с поправкой Йейтса). Различия результатов считались статистически значимыми при p<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ показателей ДТ показал, что в соответствии с общебиологической закономерностью с возрастом происходит увеличение роста школьников (таблица 1).
Таблица 1 - Соматометрические показатели школьников (М[95%ДИ])
Возраст Длина тела (см) Масса тела (кг) примечание
(лет) 1. Мальчики 2. Девочки 3. Мальчики 4. Девочки
8 129,7 129,6 27,2 27,4
[129,4-130,0] [129,3-129,9] [26,9-27,5] [27,1-27,7]
9 135,3 135,2 30,6 30,9
[134,9-135,7] [134,9-135,5] [30,3-30,9] [30,6-31,2]
10 140,1 140,5 34,6 34,9
[139,7-145,9] [140,1-140,9] [34,2-35,0] [34,5-35,3]
Возраст Длина тела (см) Масса тела (кг) примечание
(лет) 1. Мальчики 2. Девочки 3. Мальчики 4. Девочки
11 145,5 146,3 39,2 39,6 Р1-2=0,05
[145,1-145,9] [145,9-146,7] [34,2-34,7] [39,1-40,1]
12 151,8 152,8 44,4 45,3 Р1-2<0,05
[151,4-152,2] [152,4-153,2] [43,9-44,9] [44,8-45,8]
13 158,6 158,6 49,9 50,5
[158,2-159,0] [158,2-159,0] [49,3-50,5] [49,9-51,1]
14 165,0 162,9 55,6 54,8 Р1-2<0,001
[164,6-165,4] [162,5-163,3] [55,0-56,2] [54,2-55,4]
15 169,6 165,2 59,0 56,6 Р1-2<0,001
[169,2-170,0] [164,8-165,6] [58,4-59,6] [56,0-57,2] Р3-4<0,001
16 172,7 167,1 62,3 57,6 Р1-2<0,001
[172,1-173,3] [166,6-167,6] [61,6-63,0] [57,0-58,2] Р3-4<0,001
В возрасте от 8 до 10-ти лет показатели ДТ в зависимости от половой принадлежности не различаются; в возрасте 11 и 12-ти лет ДТ у девочек превышает показатели роста у сверстников-мальчиков, однако разница значений минимальна. В возрасте 13-ти лет показатели ДТ у мальчиков и девочек выравниваются; а затем рост мальчиков становится выше, чем у сверстниц, причём разница показателей статистически значима (р <0,001). Таким образом, в динамике нарастания ДТ отмечаются два перекрёста, но разница показателей минимальна и отмечается на коротком временном промежутке.
Показатели МТ также увеличиваются с возрастом (таблица 1). До возраста 15-ти лет средние весовые показатели у мальчиков и девочек существенно не различаются, лишь в группах 15 и 16-летних подростков отмечается статистически значимая разница показателей в пользу мальчиков (р <0,001).
Динамику физического развития детей в возрастном аспекте целесообразно оценивать по среднегодовым приростам длины и массы тела. Мы проанализировали динамику годовых прибавок ДТ у обследованных школьников (рисунок 1).
мальчики ^ ^ девочки Рисунок 1 - Динамика ежегодных приростов длины тела школьников
Максимальная прибавка ДТ у девочек отмечается на 12-м году жизни (6,5 см), однако ускорение роста по сравнению с предыдущими годами незначительное. На 14-ом году жизни происходит значительное снижение интенсивности прироста ДТ, достигая минимума к 16-ти годам (1,9 см). У мальчиков также пубертатное ускорение роста отличается низкой амплитудой: максимальная прибавка ДТ происходит на 13-м году жизни (6,8 см), однако прирост за предшествующий и последующий годы составляет 6,3 и 6,4 см. После достижения 14-летнего возраста у мальчиков ежегодное увеличение роста замедляется; минимальная прибавка ДТ за 16-й год (3,1 см), по данным литературы этот процесс завершается к 18 годам [7]. Графическое изображение прибавок ДТ показывает, что у мальчиков ускорение роста отмечается на год позже и длится по времени дольше.
Мы также проанализировали динамику ежегодных прибавок массы тела. У девочек прибавки МТ наиболее высокие за 12-й (5,72 кг) и 13-й (5,17 кг) годы жизни; самые низкие за 15-й (1,77 кг) и 16-й (1,02 кг) год. У мальчиков, начиная с 10-ти лет, происходит
ежегодное увеличение прибавок МТ (4,6-5,27-5,51 кг), достигая максимума на 14-й год жизни (5,65 кг); затем отмечается значительное снижение прибавки веса за год. Графиче -ское изображение прироста МТ, представленное на рисунке 2, свидетельствует, что максимальная весовая прибавка происходит на два года позже.
мальчики ^ ^ девочки Рисунок 2 - Динамика ежегодных приростов массы тела школьников
ВЫВОДЫ
Для преподавателей физической культуры в школе и тренеров, работающих с подростками, важно своевременно определять дебют пубертатного периода со своевременным определением признаков максимально ускоренных изменений массо-ростовых показателей. Значимость этих параметров необходима для определения адекватной физической нагрузки при планировании занятий с подростками на уроках и тренировках, а также для комплексной характеристики состояния здоровья детей и подростков. В результате нашего исследования установлено:
1. Пубертатное ускорение роста и массы тела у девочек начинается с 11-ти лет, максимальное ускорение приходится на 12-ый год жизни и завершается к 14-ти годам.
2. Пубертатное ускорение у мальчиков имеет более пролонгированный характер, начало приходится на возраст 12-ти лет, максимальное ускорение - 14 лет, а завершение массо-ростовых процессов - на 17-18 лет.
3. Результаты исследования могут быть использованы в качестве региональных нормативов показателей физического развития детей, оценки биологического возраста, имеющих важное значение для планирования и организации всех видов физических нагрузок подростков на занятиях физической культурой в школе, в тренировочно-соревновательной деятельности детско-юношеских спортивных школ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методы и методики оценки роста и развития детей / В.С. Гладкая, В. Л. Грицинская, М.Ю. Галактионова, О.Ю. Килина. - Абакан : Изд-во Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2017. - 84с.
2. Гречкина, Л.И. Тенденции физического развития мальчиков-подростков г. Магадана за последние 35 лет / Л.И. Гречкина, В.О. Карандашева // Новые исследования. - 2014. - № 1 (38). - С. 23-30.
3. Мельник, В.А. Влияние уровня урбанизации на развитие морфофункциональных показателей физического развития школьников / В.А. Мельник // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. -Т. 18, № 4. - С. 20-26.
4. Сауткин, М.Ф. Возрастно-половые закономерности физического развития школьников 10-15 лет в свете акселерации / М.Ф. Сауткин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2016. - № 2 (13). - С. 46-53.
5. Сауткин, М.Ф. Допубертатное ускорение роста и развития школьниц / М.Ф. Сауткин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2018. - Т. 6, № 4. - С. 767-774.
6. Цаллагова, Р.Б. Прогнозирование роста и спортивного развития детей и подростков с учетом конституциональных особенностей организма / Р.Б. Цаллагова, Е.Н. Комиссарова, Т.В. Панасюк //
Здоровье как национальное достояние : монография. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2010. - С. 16-80.
7. Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2000. - 584 с.
REFERENCES
1. Gladkaya, V.S., Gricinskaya, V.L., Galaktionova, M.Yu. and Kilina, O.Yu. (2017), Methods and methods for assessing child growth and development, Khakass State University, Abakan.
2. Grechkina, L.I. and Karandasheva, V.O. (2014), "Tendencies of physical development observed in adolescent boys over the recent 35 years", New research, No.1 (38), рр. 23-30.
3. Melnik, V.A. (2018), "Influence of urbanization on the morphofunctional indicators of physical in schoolchildren", Person. Sport. Medicine, No.18 (4), рр. 20-26.
4. Sautkin, M.F. (2016), "Age and sex patterns physical development of students 10-15 years old in the light of the acceleration", Personality in a changing world: health, adaptation, development, No. 2(13), рр. 46-53.
5. Sautkin, M.F. (2018), "Admissional acceleration of growth and development of school-cholds", Personality in a changing world: health, adaptation, development, No. 6(4), рр. 767-774.
6. Tsallagova, R.B., Komissarova, E.N., Panasyuk T.V. (2010), "Prediction of the growth and sports development of children and adolescents, taking into account the constitutional characteristics of the body", Health as a national treasure: monograph, St. Petersburg, рр.16-80.
7. Ed. Baranov A.A. and Shcheplyagina L.A. (2000), Physiology of growth and development of children and adolescents (theoretical and clinical issues), GEOTAR-media, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.08.2020
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК ВОЛГОГРАДСКОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Людмила Борисовна Дзержинская, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Сергей Геннадьевич Дзержинский, старший преподаватель, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации
Аннотация
Правильное построение процесса физического воспитания зависит в первую очередь, от учета физического состояния занимающихся. В этой связи, оценка физического развития и функциональной подготовленности студенток-первокурсниц является актуальной проблемой, т.к. полученные данные позволяют преподавателю вуза определить стратегию своих педагогических действий. Цель исследования - изучить морфофункциональное состояние организма студенток первого курса Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС. В эксперименте приняло участие 78 девушек, зачисленных на первый курс в 2019-20 учебном году. Анализ полученных данных позволил заключить, что большинство девушек отличаются слабым физическим развитием (хорошее развитие грудной клетки отмечено только 37,2%, гармоничное физическое развитие - у 32,1%). Состояние сердечно-сосудистой системы абсолютного большинства девушек оценивается как удовлетворительное и неудовлетворительное. В среднем только у 8% студенток отмечается отличное ее функционирование. Полученные результаты необходимо учитывать при определении направленности процесса физического воспитания в течение 1-2 семестров обучения, выбора средств и методов, а также перечня двигательных тестов при проведении промежуточной и итоговой аттестации студенток.
Ключевые слова: физическое развитие, функциональная подготовленность, студенты.