Научная статья на тему 'Динамика философских концепций образования: от поиска истины до игры симулякрами'

Динамика философских концепций образования: от поиска истины до игры симулякрами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHICAL CONCEPTS OF EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / INKULTURATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамед Татьяна Викторовна.

В статье рассматривается динамика философских представлений об образовании, его месте и роли в жизни человека и общества: в античности, когда знания понимались как средство универсального развития личности, управление изменением сущности человека; в эпоху Просвещения, когда образование получает категориальный статус и современное значение как некий способ приобретения новых навыков путём преобразования природных задатков и склонностей; в ХХ столетии, когда образование с точки зрения постмодернистского дискурса утрачивает былое значение на фоне смерти субъекта познания в век всеобщей информированности, когда массы уже не в состоянии отличить фикцию от истины, симуляцию от реальности. Несмотря на постмодернистский скепсис, современное общество остро нуждается в понимании истинной роли культуры и образования, которое предполагает освоение социально значимого содержания исторического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PHILOSOPHICAL CONCEPTS OF EDUCATION: FROM SEARCH OF TRUTH TO GAME BY SIMULACRA

In article dynamics of philosophical ideas of education, its place and role in human lives and societies is considered: in antiquity when knowledge was understood as means of universal development of the personality, management of change of essence of the person; during the Education era when an education is got by the categorial status and modern value as a certain way of acquisition of new skills by transformation of natural inclinations and tendencies; in the XX century when education from the point of view of a post-modernist discourse loses former value against death of the subject of knowledge in a century of general knowledge when masses isn't able to distinguish fiction from truth, simulation from reality any more. Despite post-modernist scepticism, modern society is in great need in understanding of a true role of culture and education which assumes development of socially significant content of historical experience.

Текст научной работы на тему «Динамика философских концепций образования: от поиска истины до игры симулякрами»

ИНАМИКА ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПОИСКА ИСТИНЫ ДО ИГРЫ СИМУЛЯКРАМИ

УДК 009

Т. В. Мухамед

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается динамика философских представлений об образовании, его месте и роли в жизни человека и общества: в античности, когда знания понимались как средство универсального развития личности, управление изменением сущности человека; в эпоху Просвещения, когда образование получает категориальный статус и современное значение как некий способ приобретения новых навыков путём преобразования природных задатков и склонностей; в ХХ столетии, когда образование с точки зрения постмодернистского дискурса утрачивает былое значение на фоне смерти субъекта познания в век всеобщей информированности, когда массы уже не в состоянии отличить фикцию от истины, симуляцию от реальности. Несмотря на постмодернистский скепсис, современное общество остро нуждается в понимании истинной роли культуры и образования, которое предполагает освоение социально значимого содержания исторического опыта.

Ключевые слов: образование, культура, философия, философские концепции образования, социализация, инкультурация.

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation,

DYNAMICS OF PHILOSOPHICAL CONCEPTS OF EDUCATION: FROM SEARCH OF TRUTH TO GAME BY SIMULACRA

In article dynamics of philosophical ideas of education, its place and role in human lives and societies is considered: in antiquity when knowledge was understood as means of universal development of the personality, management of change of essence of the person; during the Education era when an education is got by the categorial status and modern value as a certain way of acquisition of new skills by transformation of natural inclinations and tendencies; in the XX century when education from the point of view of a post-modernist discourse loses former value against death of the subject of knowledge in a century of general knowledge when masses isn't able to distinguish fiction from truth, simulation from reality any more. Despite post-modernist scepticism, modern society is in great need in understanding of a true role of culture and education which assumes development of socially significant content of historical experience.

Keywords: education, culture, philosophy, philosophical concepts of education, socialization, inkulturation.

МУХАМЕД ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств

MUKHAMED TAT'IANA VIKTOROVNA - doctoral student of Departments of history, cultural history and museology, Moscow State University of Culture and Arts

T. V. Mukhamed

141406

e-mail: KTKEIE@mail.ru © Мухамед Т. В., 2014

В современном мировом сообществе интерес к проблеме образования напрямую связан с антропоцентрическим поворотом в научных исследованиях, с пониманием того, что от сферы образования непосредственно зависит то, каким будет общество и человек будущего, его цели, интересы, ценности.

В широком смысле этого слова образованием называют процесс создания единого целого путём слияния, объединения того, что ранее существовало раздельно в определённую систему, организацию, порядок. Это могут быть различные объекты природного мира, как органического, так и неорганического. К. С. Пигров отмечает, что образование, в первом приближении к этому понятию, может быть проинтерпретировано, как привнесение формы в материю, то есть формирование. Он указывает на то, что существенным единством обладают такие на первый взгляд разные процессы, как образование Солнечной системы, земной биосферы, образование человечества (антропо- и со-циогенез) и т.п., в том числе и образование индивидуальности [7, с. 27—35].

В узком смысле слова, закрепившемся в научном сообществе, образование интерпретируется как познавательная деятельность, процесс получения и освоения культурно-исторического опыта и знаний, и ассоциируется с обучением. С помощью образования происходит трансляция и систематизация знаний, умений и навыков, накопленных многими поколениями в различных сферах жизнедеятельности.

Образование предполагает возникновение нового, ранее не существовавшего, и в этом смысле его молено проинтерпретировать применительно к индивиду как второе рождение, придание ему нового образа и сущности в мире. Образ — это, прежде всего, форма, преображение бесформенного хаоса в гармоничное целое, космос. Образование в таком ключе можно рассматривать как некую деятельность, сопричастную космическим процессам, связанную с преобразованием хаоса в космос. Это со-бытие мак-

рокосма и микрокосма, наполненное глубоким экзистенциальным смыслом [7].

В историческом ракурсе понимание значимости обучения и знания формируется в античной философии. В Древней Греции ещё не было такого понятия, как образование, но существовало близкое к нему пай-дейя, при этом знания понимались как средство универсального развития личности. Известно, что Сократ отождествлял знание и добродетель, считая, что если человек постигнет, что есть добро и что есть зло, то будет поступать нравственно. Сократ полагал, что добродетели человека молено обучить. В то же самое время он, признанный самым мудрым из современников, остро ощущал ограниченность и неполноту знаний человека, выступая с позиций философского скептицизма. Однако именно осознание неиз-беленой ограниченности собственных знаний и относительности человеческого познания приводит человека к бесконечному стремлению преодолеть своё незнание и невежество.

Большую роль в становлении античного образования и представлений о познавательной деятельности человека сыграл Платон. Постижение сущего он связывал с постижением мира идей, эйдосов, образов, которые сами по себе, как он полагал, являются прообразами чувственного мира. В центре его философской концепции лежит представление о том, что познание возможно на основе постижения универсалий, наиболее общего, абстрактного знания, которое недоступно чувственному восприятию и поэтому нуждается в специальном изучении, познании. Платон, вслед за Сократом, пытается выяснить: возможно ли обучение добродетели последующих поколений. Представление о сущности образования встречаются у Платона в известном труде «Государство». Он был уверен, что для существования государства необходима добродетель, знание — нечто единое, которому сопричастны все и которому все могут научиться [8, с. 263]. Платон понимал пай-

дейю как управление изменением сущности человека, то есть это и есть образование как постепенное формирование человека, которое задаётся неким прообразом, образцом. Освобождение от незнания, невежества — таков путь к образованию и изменению себя, путь к саморазвитию и самореализации.

Самореализация предполагает кардинальное изменение всего человека, его исправление, поскольку она есть стремление стать тем, чем человек никогда до этого не был. Незнающий не может выйти за границы своего незнания, переход к знанию предполагает наличие наставника философа как носителя знаний и памяти. Образование как освоение и трансляция истины, в результате которого человек приобретает новые способности и знания, которыми он не обладал прежде. В процессе познания истины, человек меняется кардинально вплоть до того, что изменяется его способ существования. Таким образом, образование нацелено не просто на передачу знаний, а на изменение способа существования человека.

Понятие «образование» в эпоху Просвещения начали рассматривать как близкое по значению к понятию «культура». Оно получает категориальный статус и современное значение как некий способ приобретения новых навыков путём преобразования природных задатков и склонностей. Необходимо отметить, что становление этой категории проходило постепенно, большую роль в этом сыграли философские размышления И. Гердера и И. Канта. Под образованием Гердер понимал «возрастание к гуманности» [5]. У Канта схожее значение имели понятия «культура способностей», или «природные задатки», в которых выражается акт свободы человека в его деятельности. Он связывает образование с формированием нравственности, считая, что оно имеет отношение к практическому воспитанию в противовес школьному образованию, которое отвечает за приобретение умений, или прагматическому воспитанию, которое имеет цель достижения разумности.

Кант полагал, что нравственной обязанностью человека является полное развитие своих способностей и талантов, в то же самое время он отмечал, что гений — баловень природы [6]. Гегель рассматривал образование не как культуру развития способностей, а как приобщение к некоему образцу. Человек порывает с природным и обращается к духовному.

Гегель понимает образование как подъём ко всеобщности. Это понятие охватывает сущностное определение человеческой разумности, которая заключается в том, что человек становится во всех проявлениях существом духовным, отказываясь от особенного в пользу общего, что предполагает умение справляться со своими влечениями. Это означает свободу от природного мира, примирение с собой и вступление в сферу инобытия. В сфере духа индивид сталкивается с такими формами, как язык, обычаи, устройство общества, которыми он стремится овладеть. Сущностью образования является отчуждение человека от себя природного и возвращение к самому себе. Образование Гегель интерпретировал как некую стихию, в которой пребывает образованный индивид [4]. В результате процесса образования индивид овладевает субстанцией и отталкивается от различных предметных сущностей. Этот процесс возможен лишь в абсолютном философском знании. Таким образом, Гегель не усматривает исторической сущности образования, поскольку оно не конечная стадия развития, а видит лишь основание для гармоничного развития.

В XX столетии образование было в центре внимания многих философов, культурологов и педагогов. Один из представителей интуитивизма французский философ А. Бергсон с недоверием относился к рациональному постижению мира и рациональным конструкциям, считая, что лишь с помощью интуиции возможно постижение абсолютного.

Основанное на интуиции обыденное сознание проникает в сущность предметов и

явлении, улавливая жизненные принципы. Бергсон считает, что здравый смысл является основой обыденного сознания и обозначается им как социальное чувство, которое помогает предугадывать последствия собственных поступков, выбирать самое главное [1]. Здравый смысл, устремлённый на реальность, есть внимание, а также базовое основание духа человека, который, однако, формируется в процессе воспитания и общественных стереотипов, предрассудков.

В противоположность непосредственному социальному чувству и здравому смыслу, идеи и слова отгораживают человека от реальности. Эту ситуацию помогает преодолевать классическое образование, которое способствует развитию способности мыслить, освобождая человека от автоматизма сознания, давления вербальных конструкций и символов, заслоняющих саму жизнь. Бергсон призывает научиться определять за словами сами вещи.

По мнению М. Фуко, в античности субъекта спасала истина, но для современного субъекта это неактуально. В современном мире социальный процесс откладывается как знание, субъект продолжает воздействовать на истину, но она уже не влияет на него, превратившись в автономную эволюцию процесса познания. Фуко считает, что произошёл разрыв между истиной и человеческим бытием.

Ж. Бодрийяр, характеризуя постсовременность, считал, что она отличается утратой власти социального, которая наблюдалось с эпохи Просвещения [2]. Именно в эту эпоху появляется дискурс образования, в основе которого находится принцип рациональной коммуникации. На принципе морализации информации было построено образование Просвещения. Чем больше информации, тем продуктивнее социализация и развитее сознание. Картина меняется в современном мире, когда сознание не востребовано, поэтому нет необходимости в социализации. На исторической арене вместо социума мы наблюдаем господство масс,

отличающихся неразборчивостью в поглощении информации, которой становится всё больше и которую все труднее освоить. В результате эти процессы приводят к смерти субъекта познания, а новых средств массовой коммуникации становится всё больше.

Информированность захлёстывает массы и делает их беззащитными перед симуляцией и манипулированием, они уже не в состоянии отличить фикцию от истины, симуляцию от реальности. Находясь в мире симулякров, массы утрачивают представления о реальности, в сообщениях утрачивается их значение, а их сознание теряет свои функции.

Несмотря на постмодернистский скепсис, современное общество остро нуждается в понимании истинной роли культуры и образования, которое предполагает освоение социально значимого содержания исторического опыта. Особую роль в этом процессе призваны сыграть гуманитарные науки, отвечающие за формирование духовного мира личности.

Образование с точки зрения культурологического подхода связывается с выполнением функций социализации и инкультура-ции индивидов путём приобщения к общему и специализированному социокультурному опыту и знаниям, средство социального воспроизводства общества [9]. Впрочем, на наш взгляд, в силу и избыточности образование даёт не только господствующие модели социализации и инкультурации, оно всегда даёт все предыдущие модели общества и культуры, бережно сохраняет, систематизирует и интерпретирует в новом социальном, историческом, культурном контексте. Образование даёт способность к саморефлексии, особенно если речь идёт о гуманитарном университетском образовании. Результатом образования зачастую выступают способности к продуктивной инновационной деятельности, создание альтернативных смыслов и новых культурных практик. Назначение образования выше злобы дня и насущных потребностей общества, они включают

обширный универсальный духовный опыт человечества.

Образование напрямую связано с культурой, её смысловыми интенциями, нормами, ценностями, которые в ней актуализируются либо находятся в потенции, но со временем могут стать востребованными. Освоение знаний — внутренний процесс, который связан с глубокими структурными изменениями личности, её мотивационной и мировоззренческой основы, внутреннего мира, вплоть до глубинных пластов нравственного

сознания. В этом заключается своеобразная магия образовательного процесса, его философский смысл и назначение.

Новый социокультурный опыт, который даёт образование личности, позволяет заново отрефлексировать и пережить ценности и смыслы социокультурной жизни общества. Итогом образовательного процесса является изменение ценностной сферы личности, развитие её духовного мира, формирование культурных потребностей и интересов, её отношения к миру.

Примечания

1. Бергсон А. Собрание сочинений : в 5 томах. Санкт-Петербург, 1913—1914.

2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, 2000. 96 с.

3. Воеводина Л. Н. философия культуры в эпоху постсовременности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3. С. 29—35.

4. Гегель Г. В. Ф. феноменология духа. Москва : Академический проект, 2014. 494 с.

5. Гердер И. Г. Избранные произведения. Москва ; Ленинград, 1959.

6. Кант И. Сочинения : в 6 томах. Москва, 1963—1966. Т. 5. С. 250—267.

7. Пигров К. С. Образование как космическое со-бытие // философия образования : сборник материалов конференции. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 27—35. (Серия «Simposium», выпуск 23).

8. Платон. Государство // Собрание сочинений : в 4 томах. Москва : Мысль, 1990. Т. 3. С. 263.

9. Флиер А. Культурологический словарь. Москва, 1997.

References

1. Bergson A. Sobranie sochinenii,: v 5 tomakh [Collected works, in 5 vol.]. St. Petersburg, 1913—1914.

2. Baudrillard J. Vteni molchalivogo bol'shinstva, ili konets sotsiaVnogo [In shadows of the silent majority, or the end of the social]. Ekaterinburg, 2000, 96 p.

3. Voevodina L. N. Philosophy of culture in post-modernity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 3, pp. 29—35.

4. Hegel G. V. F. Fenomenologiia dukha [Spirit phenomenology]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. [Academic project Publ.], 2014. 494 p.

5. Gerder I. G. Izbrannye proizvedeniia [Chosen works]. Moscow ; Leningrad, 1959.

6. Kant I. Sochineniia, v 6 t, t. 5 [Works, in 6 vol., vol. 5]. Moscow, 1963—1966, pp. 250—267.

7. Pigrov K. S. Obrazovanie kak kosmicheskoe so-bytie [Education as a space of co-existence]. Sbornik materialov konferentsii «Filosofiia obrazovaniia» [Conference Proceedings «Philosophy of Education»]. St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg Philosophical Society, 2002, pp. 27—35.

8. Platon. Gosudarstvo [The state ]. Sobranie sochinenii, v 4 t, t. 3. [Collected works, in 4 vol., vol. 3]. Moscow, Mysl' Publ. [Thought Publ.], 1990.

9. Flier A. KuPturologicheskii slovaf [Culturological dictionary]. Moscow, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.