Научная статья на тему 'ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ'

ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА УСЛУГ / ПОВЫШЕНИЕ КОМФОРТНОСТИ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ / СТАТИСТИКА / ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЪЮНКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубарева Наталия Николаевна

Сфера услуг - это перспективный, стремительно развивающийся вид экономической деятельности. Ее значение в современной экономической системе проявляется в ускорении экономического развития; увеличении удельного веса объемов оказанных услуг в валовом внутреннем продукте страны; создании новых рабочих мест; формировании значительной части государственного бюджета; решении социальных проблем; росте объемов экспортно-импортных операций; повышении уровня и качества жизни населения. Статистический анализ показателей сферы услуг дает возможность выявить основные тенденции и закономерности; разработать и реализовать направления перспективного развития в экономике Российской Федерации. Цель исследования - статистическое изучение показателей платных услуг населению России для формирования направлений их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS, FACTORS AND TRENDS OF FORMATION, FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF THE NATIONAL MARKET OF PAID SERVICES TO THE POPULATION

The service sector is a promising, rapidly developing type of economic activity. Its importance in the modern economic system is manifested in accelerating economic development; increasing the share of services rendered in the gross domestic product of the country; creating new jobs; forming a significant part of the state budget; solving social problems; increasing the volume of export-import operations; improving the level and quality of life of the population. Statistical analysis of service sector indicators makes it possible to identify the main trends and patterns; to develop and implement the directions of long-term development in the economy of the Russian Federation. The purpose of the study is a statistical study of the indicators of paid services to the population of Russia to form the directions of their development.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ»

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-7304-28-33

ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

Сфера услуг - это перспективный, стремительно развивающийся вид экономической деятельности. Ее значение в современной экономической системе проявляется в ускорении экономического развития; увеличении удельного веса объемов оказанных услуг в валовом внутреннем продукте страны; создании новых рабочих мест; формировании значительной части государственного бюджета; решении социальных проблем; росте объемов экспортно-импортных операций; повышении уровня и качества жизни населения. Статистический анализ показателей сферы услуг дает возможность выявить основные тенденции и закономерности; разработать и реализовать направления перспективного развития в экономике Российской Федерации. Цель исследования - статистическое изучение показателей платных услуг населению России для формирования направлений их развития.

Ключевые слова: платные услуги; уровень жизни населения; индексы физического объема услуг; повышение комфортности среды проживания; статистика; динамика показателей; маркетинговая конъюнктура.

Зубарева Наталия Николаевна,

к.п.н., доцент, соискатель кафедры менеджмента и маркетинга НИУ БелГУ; Белгород, Россия zubareva_73@mail.ru

В самом широком смысле под услугами понимаются полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме, на которую могли бы распространяться права собственности. Ряду услуг могут быть свойственны некоторые из характеристик товаров. Это относится, например, к пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели, металлоизделий и т.п. по индивидуальным заказам, услугам звукозаписи и др.

Услуги считаются платными, когда они выступают объектом купли-продажи. Оказание платных услуг — это производимая по заказу потребителей деятельность на возмездной основе, приводящая к изменению местоположения или состояния принадлежащих потребителю предметов, либо к изменению состояния самого потребителя.

Несмотря на то, что за последние десятилетия мир радикально изменился, проблема улучшения

качества жизни населения является актуальной для многих стран, в том числе и для России. Сфера платных услуг обеспечивает удовлетворение огромного спектра человеческих потребностей и, несомненно, способствует улучшению качества жизни. Масштабы сферы платных услуг в большой мере определяют оценку экономического статуса региона, страны. При этом объем, структура, динамика потребления услуг населением, его покупательная способность являются одной из структурных характеристик материального благосостояния населения. При оценке уровня жизни объем, и структура потребления признаются приоритетными ха-

рактеристиками. Интенсивное развитие сферы услуг и появление новых видов услуг требует разработки и совершенствования методологии их статистического исследования.

Платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163 (с изменениями и дополнениями) в формах федерального статистического наблюдения подразделяются на (рис. 1).

Современная социально-экономическая ситуация диктует новые требования к характеру и качеству статистической информации

Рис. 1. Виды платных услуг населению

о потреблении услуг. Необходим комплексный подход к изучению потребления услуг населением, позволяющий принимать обоснованные и перспективные решения, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Величина оказанных населению платных услуг за определенный период времени измеряется стоимостным показателем «Объем платных услуг населению» (единица измерения показателя — тысяча рублей) представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, самозанятыми, нотариусами и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.

Показатель «Индекс физического объема платных услуг населению» (ИФО) — относительный показатель, характеризующий изменение (динамику) объема платных услуг населению в текущем периоде по сравнению с базисным периодом в сопоставимых ценах. Этот индекс показывает, насколько увеличился (уменьшился) объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния ценового фактора.

Национальный рынок платных услуг населению в настоящее время приобретает статус одного из центральных механизмов, способного реально обеспечить достижение национальных целей разви-

тия Российской Федерации, поименованных в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и связанных с необходимостью реализации прорывного сценария социально-экономического развития, обеспечения устойчивой и поступательной динамики народонаселения, повышения комфортности сред проживания и жизнедеятельности граждан страны, а также формирования и реализации потенциала их личности в виде склонностей, задатков, талантов1. Следует признать, что прикладная реализация четвертого этапа развития бюджетной политики Российской Федерации, в рамках которой предполагалось обеспечить устойчивость экономических и социальных динамик, сформировать фундамент стабильности базовых параметров национальной эконо-мики,способствовать реализации бюджетного потенциала развития национального человеческого ка-

питала, обозначенная в «Бюджетном прогнозе Российской Федерации на период до 2036 г.»2 вряд ли может быть продуктивно реализована в условиях существенной геополитической динамики, разрыва международных экономических связей, фактического обретения национального суверенитета и связанных с этим издержек, касающихся и перспектив формирования централизованных денежных фондов.

В то же время функционирование отдельных и общего национального рынка платных услуг населению за период 2010—2021 гг. характеризовалось существенной повышательной динамикой (табл. 1).

Как видно из расчетных данных, за период 2010—2021 гг. национальный рынок платных услуг населению пережил пикообразное развитие с устойчивой динамикой роста масштабов в период 2010— 2019 гг., резким падением в 2020 году, связанным с последствиями

Таблица 1

Общий объем национального рынка платных услуг населению в Российской Федерации в 1990, 2000, 2005, 2010-2021 гг. (рассчитано автором по данным Росстата*)

Годы Объем национального рынка платных услуг населению, млрд руб. Цепной индекс роста масштабов рынка, в сопоставимых ценах Базисный индекс роста масштабов рынка, 2009 г. = 100%

1990 44 110,2 х

2000 602,76 104,7 х

2005 2271,73 106,3 х

2010 4943,48 101,5 101,5

2011 5540,65 103,2 104,7

2012 6036,84 103,5 108,4

2013 6927,48 102,0 110,6

2014 7467,52 101,0 111,7

2015 8050,81 98,9 110,5

2016 8636,28 100,7 111,2

2017 9211,44 101,4 112,8

2018 9870,58 103,2 116,4

2019 10535,63 101,7 118,4

2020 9294,2 85,4 101,1

2021 11321,22 116,7 118,0

* Здесь и далее: Объем платных услуг населению по Российской Федерации. URL: https:/ /rosstat.gov.ru/uslugi.

1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. URL: http://

kremlin.ru/events/president/news/63728

2 Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 г. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/04/main/

Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf

пандемии С0УЮ-19 и не менее резким восстановлением практически до уровня докризисного периода по итогам 2021 года (рис. 2).

В то же время следует признать, что при использовании в качестве базы 1990 год актуальный масштаб платных услуг населения по итогам 2021 года не превышал 48% от базисного показателя, т.е. указывал на двукратное падение потребление основных видов платных услуг.

В то же время отдельные сегменты национального рынка платных услуг населению характеризовались собственной динамикой, в определенной или значительной степени отличавшейся от усредненного тренда (табл. 2).

За период 2017—2021 гг. средний объем удельного потребления платных услуг в Российской Федерации превысил 77,6 тыс. руб.

Таблица 2

Удельное потребление платных услуг населению по видам услуг в 2017-2021 гг., руб. (рассчитано автором по данным Росстата*)

Виды платных услуг населению Годы Темп роста, %

2017 2018 2019 2020 2021 2021/ 2017 2021/ 2020

Все оказанные услуги 62730,0 67224,3 71785,9 63461,7 77614,7 123,73 122,30

в том числе:

бытовые 6541,5 6855,1 7345,1 6777,6 8534,1 130,46 125,92

транспортные 12601,5 13254,7 14183,2 9487,9 13694,1 108,67 144,33

телекоммуникационные 8702,8 9055,7 9546,8 9547,7 9814,3 112,77 102,79

почтовой связи и курьерские 333,6 341,1 373,5 409,9 507,4 152,10 123,79

жилищные 4615,6 4918,7 5039,3 5194,9 5782,0 125,27 111,30

коммунальные 13052,3 13589,9 14364,2 14435,1 15809,7 121,13 109,52

культуры 1132,4 1355,8 1452,7 754,7 1125,8 99,42 149,17

туристские 1134,0 1172,0 1225,3 627,4 1026,6 90,53 163,63

физической культуры и спорта 534,4 597,2 658,8 489,5 770,2 144,12 157,34

медицинские 4267,3 5273,0 6195,9 5916,7 7486,2 175,43 126,53

гостиниц и аналогичных средств размещения 1497,6 1741,5 1687,8 1252,3 1949,0 130,14 155,63

специализированных коллективных средств размещения 933,2 1087,4 1161,8 895,5 1409,7 151,06 157,42

из них санаторно-курортных организаций 764,8 879,6 912,2 695,7 1033,0 135,07 148,48

ветеринарные 123,7 131,8 152,6 155,5 190,8 154,24 122,70

юридические 667,2 734,0 812,8 739,8 766,6 114,90 103,62

системы образования 4176,5 4611,9 4978,5 4479,0 5436,5 130,17 121,38

социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам 150,2 178,4 206,5 213,6 241,4 160,72 113,01

прочие платные услуги 2266,1 2326,2 2401,2 2084,5 3070,2 135,48 147,29

в год (6,5 тыс. руб. в месяц) с ростом показателя в 2021 году от уровня 2017 года на 23,73%, от уровня 2020 года на 22,3%.

Наибольшими темпами увеличения характеризовался рост удельного потребления медицинских (+175,43%), социальных услуг гражданами социально уязвимых групп населения (+160,72%), ветеринарных (+154,24%), почтовой и курьерской связи (+152,1%),

услуг специализированных средств размещения санаторно-курортного комплекса (+151,06%). В то же время в рассматриваемом периоде было зафиксировано падение удельного потребления туристских услуг (-9,47%) и услуг культуры (-0,58%).

Структура удельного потребления платных услуг населению представлена в таблице 3.

2021

»к 1990 году —■ к предыдущему году

Рис. 2. Цепная и базисная динамика развития национального рынка РФ в части платных услуг населению в 1990-2021 гг. (данные Росстата*)

Таблица 3

Динамика структуры удельного потребления платных услуг населению в Российской Федерации в 2017-2021 гг., %

(рассчитано автором по данным Росстата*)

Виды платных услуг населению Годы

2017 2018 2019 2020 2021

% к итогу % к итогу % к итогу % к итогу % к итогу Млрд руб.

Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 11321,22

в том числе:

бытовые 10,4 10,2 10,2 10,7 11,0 1244,82

транспортные 20,1 19,7 19,8 15,0 17,6 1997,47

телекоммуникационные 13,9 13,5 13,3 15,0 12,6 1431,56

почтовой связи и курьерские 0,5 0,5 0,5 0,6 0,7 74,01

жилищные 7,4 7,3 7,0 8,2 7,4 843,39

коммунальные 20,7 20,2 20,2 22,7 20,5 2306,08

культуры 1,8 2,0 2,0 1,2 1,5 164,22

туристские 1,8 1,7 1,7 1,0 1,3 149,75

физической культуры и спорта 0,9 0,9 0,9 0,8 1,0 112,35

медицинские 6,8 7,8 8,6 9,3 9,6 1091,97

гостиниц и аналогичных средств размещения 2,4 2,6 2,4 2,0 2,5 284,29

специализированных коллективных средств размещения 1,5 1,6 1,6 1,4 1,8 205,63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из них санаторно-курортных организаций 1,2 1,3 1,3 1,1 1,3 150,68

ветеринарные 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 27,83

юридические 1,1 1,1 1,1 1,2 1,0 111,81

системы образования 6,7 6,9 6,9 7,1 7,0 792,99

социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 35,22

прочие платные услуги 3,6 3,5 3,3 3,3 4,0 447,83

По итогам 2021 года общий объем национального рынка платных услуг населению РФ превысил 11,3 трлн руб., что позволяет отнести его к числу крупнейших и социально значимых рынков, функционирование и развитие которых прямо связано с достижением стратегических целей национального развития.

На долю пяти крупнейших сегментов национального рынка, связанных с предоставлением медицинских (9,6%), бытовых (11%), телекоммуникационных (12,6%), транспортных (17,6%), коммунальных (20,5%) услуг по итогам 2021 года пришлось более 71,4% объема всего рынка, при этом обратила на себя тенденция падения мобильности населения, выраженная в отрицательной динамике доли транспортных услуг в общем их объеме с 20,1% в 2017 году до 17,6% в 2021 году.

Доля платных медицинских услуг, наоборот, демонстрирова-

ла устойчивый рост, увеличившись с 6,8% по итогам 2017 года до 9,6% по итогам 2021 года (общий объем национального рынка медицинских платных услуг населению по итогам 2021 г. превысил 1,091 трлн руб.) Следует признать, что население страны было заинтересовано в росте качества и актуальности предоставления медицинских услуг, которые в платном сегменте характеризуются качественно иным уровнем сервиса и клиентоориентированности в сравнении с соответствующими государственными ресурсами.

Динамика физического объема отдельных видов платных услуг населению в 2017—2021 гг. представлена в таблице 4.

За период 2017—2021 гг. физический объем рынка платных услуг населению РФ в 2021 году вырос на 16,7% по отношению к 2020 году, но только на 6,06% по отношению к 2016 году. Наи-

лучшей базисной динамикой характеризовался сегмент медицинских услуг: их потребление в 2021 году по сравнению с 2017 годом увеличилось в 1,51 раза (базисный прирост по этому виду платных услуг практически в 8,5 раз превысил средний прирост по рынку платных услуг в целом).

Необходимо также подчеркнуть, что национальный рынок платных услуг населению в целом и его отдельные сегменты являются весьма динамичными маркетинговыми системами, характеризующимися высоким уровнем рефлективности к динамике внешних детерминантов (рис. 3).

Отметим, что оценки респондентов, полученные по итогам исследования в 3-м квартале 2021 года, отразили рост пессимистических ожиданий, связанных с ростом значимости ключевых ограничений, прежде всего в части неопределенности общей экономической ситуации и недостатка спроса.

Таблица 4

Динамика физического объема отдельных видов платных услуг населению в 2017-2021 гг. (рассчитано автором по данным Росстата*)

Виды платных услуг населению Годы

2017 2018 2019 2020 2021

% 2016 г. % 2017 г. % 2018 г. % 2019 г. % 2020 г. % 2016 г.

Все оказанные услуги 101,4 103,2 101,7 85,4 116,7 106,06

в том числе:

бытовые 100,5 102,4 104,1 89,8 118,9 114,39

транспортные 101,7 101,8 100,2 65,4 136,3 92,47

почтовой связи и курьерские 89,3 96,4 105,1 105,2 117,9 112,22

телекоммуникационные 98,5 100,9 101,9 95,1 101,8 98,05

жилищные 110,3 102,5 97,9 98,8 107,2 117,23

коммунальные 101,0 99,9 99,8 97,4 105,2 103,18

культуры 103,5 115,8 103,7 50,1 141,0 87,80

туристские 99,6 100,5 99,8 50,3 154,0 77,38

физической культуры и спорта 107,4 108,4 106,8 72,8 152,2 137,77

медицинские 103,7 118,0 112,8 91,6 119,9 151,59

гостиниц и аналогичных средств размещения 108,9 112,5 97,1 75,4 135,0 121,09

специализированных коллективных средств размещения 97,1 111,9 103,0 74,6 148,0 123,56

из них санаторно-курортных организаций) 100,1 110,5 100,0 75,2 141,5 117,70

ветеринарные 100,9 101,1 108,0 94,2 112,2 116,44

юридические 94,6 104,6 101,9 88,2 98,8 87,87

системы образования 102,3 103,3 101,2 86,5 116,9 108,14

социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам 100,7 108,3

прочие платные услуги 84,3 141,0

Фактически каждая вторая организация, специализирующая на оказании платных услуг населению, была заинтересована в увеличении масштабов платежеспособного спроса и улучшении его качества с целью повышения конкурентной и корпоративной устойчивости, выстраивания последовательной и долгосрочной траектории устойчивого функционирования и развития.

Решение выявленных проблем невозможно без государственных, федеральных и региональных программ развития сферы услуг. Подчеркнем также, что именно социальное развитие (и уровень потребления платных услуг населению как фактор этого развития) заявлено в качестве базового детерминантов долгосрочных сценариев национального экономического развития3, в то

Рис. 3. Факторы ухудшения маркетинговой конъюнктуры и перспектив расширения масштабов деятельности субъектов национального рынка платных услуг населению в 2020-2021 гг., % ответов (данные Росстата*)

же время не согласимся с составителями долгосрочного прогноза в части реальной возможности «создания эффективной системы, способной обеспечить население своевременными профилактическими мероприятиями, доступной

и качественной медицинской помощью, с использованием достижений медицинской науки, а также реабилитационной и санаторно-курортной помощью»4 за счет централизованных бюджетных источников, дефицит которых

3 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. М., Министерство эко-

номического развития РФ, 2013. С. 55.

4 Там же. С. 102.

в отношении удовлетворения базовых потребностей населения в отдельных видах услуг давно стал константой в развитии социальной сферы страны в целом и ее отдельных регионов.

На наш взгляд, устойчивое функционирование и непрерывное развитие национального рынка платных услуг населению требует выработки новых форм управления, актуализации методологии организации маркетинговой деятельности предприятий сферы услуг и качественного изменения управленческого фокуса в обеспечении высокого качества услуг как ключевого рыночного

драйвера, способного обеспечить эффективное, длительное и взаимовыгодное маркетинговое взаимодействие субъектов рынков платных услуг [2].

В части услуг с высокой социальной значимостью, например, медицинских услуг, развитие системы маркетинга национального и региональных рынков остается реальной альтернативой поиску дополнительных бюджетных возможностей в фазе спада экономического цикла, вызванной случайными с точки зрения отраслевого развития факторами [3].

Реализация инновационных, прорывных и форсированных

сценариев социально-экономического развития отдельных территорий и страны в целом с перспективой кратного роста масштабов потребления платных услуг населением (особенно в части здравоохранения) невозможна в условиях значительных бюджетных ограничений, но может быть поддержана существенным интересом платежеспособных клиентских групп к передовым медицинским и фармацевтическим возможностям, доступным при организации полноценной и продуктивной конкуренции в пределах систем маркетинга целевых рынков.

ИСТОЧНИКИ

1. Черемисина, Н. В. Платные услуги населению, как индикатор уровня жизни населения региона // Социально-экономическое развитие России и регионов в цифрах статистики : Материалы V международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Тамбов, 14 декабря 2018 года. Тамбов: ИД «Державинский», 2019. С. 165—173.

2. Voronov, A.A.; Gorlachev, P.V.; Mirzoeva, E.V. [et al.] (2020) Role of Social and Ethical Marketing in Improving Sustainable Business Development. Cooperation and Sustainable Development: Conference proceedings, Моscow, 15—16 декабря 2020 года. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022, pp. 1249-1255. DOI 10.1007/978-3-030-77000-6_145. EDN BVLKVJ.

3. Popova,T.S.; Dikanov, M.Y.; Volgina, S.V. [et al.] Innovative Marketing as a Tool to Improve Sustainable Business Development in a Pandemic. Cooperation and Sustainable Development : Conference proceedings, Моscow, 15-16 декабря 2020 года. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022. P. 1281-1287. DOI 10.1007/978-3-030-77000-6_148. EDN UBQDGB.

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-7304-28-33

Dynamics, Factors and Trends of Formation, Functioning and Development of the National Market of Paid Services to the Population

Zubareva Natalia Nikolaevna,

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Applicant, Department of Management and Marketing, Belgorod State Research University; Belgorod, Russia (nzubareva73@mail.ru)

The service sector is a promising, rapidly developing type of economic activity. Its importance in the modern economic system is manifested in accelerating economic development; increasing the share of services rendered in the gross domestic product of the country; creating new jobs; forming a significant part of the state budget; solving social problems; increasing the volume of export-import operations; improving the level and quality of life of the population. Statistical analysis of service sector indicators makes it possible to identify the main trends and patterns; to develop and implement the directions of long-term development in the economy of the Russian Federation. The purpose of the study is a statistical study of the indicators of paid services to the population of Russia to form the directions of their development.

Keywords: paid services; standard of living of the population; indices of the physical volume of services; improvement of the comfort of the living environment; statistics, dynamics of indicators; marketing conjuncture.

REFERENCES

1. Cheremisina, N.V. (2018) Paid services to the population as an indicator of the standard of living of the population of the region. Social and economic development of Russia and regions in statistical figures: Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference. In 2 volumes, Tambov, December 14, 2018. Tambov: Derzhavinsky Publishing House, 2019, pp. 165-173.

2. Voronov, A.A.; Gorlachev, P.V.; Mirzoeva, E.V. [et al.] (2020) Role of Social and Ethical Marketing in Improving Sustainable Business Development. Cooperation and Sustainable Development: Conference proceedings, Моscow, 15-16 декабря 2020 года. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022, pp. 1249-1255. DOI 10.1007/978-3-030-77000-6_145. EDN BVLKVJ.

3. Popova,T.S.; Dikanov, M.Y.; Volgina, S.V. [et al.] Innovative Marketing as a Tool to Improve Sustainable Business Development in a Pandemic. Cooperation and Sustainable Development: Conference proceedings, Моscow, 15-16 декабря 2020 года. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022. P. 1281-1287. DOI 10.1007/978-3-030-77000-6_148. EDN UBQDGB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.