УДК 159.923 : 316.477
В. А. Худик
Динамика факторов «интро-, экстраверсии» и «нейротизма»
в субъективном оценивании на различных этапах жизненного пути
В статье осуществлена попытка отразить динамику влияния различных факторов на структуру характерологических свойств личности - изучение изменчивости таких переменных, как «интро-, экстраверсия» и «нейротизм» в субъективном оценивании взрослыми испытуемыми. 674 человек в возрасте от 45 до 76 лет составили три группы испытуемых, которые консультировались по различным психологическим жизненным проблемам. Во время обследования они заполняли различные формы вопросника Г. Айзенка, субъективно относясь к различным жизненным этапам. Испытуемые обнаруживали изменение факторов «интро-, экстраверсии» и «нейротизма», констатируемых при первичном обследовании и при сравнении этих показателей с более отдаленными в сторону детства пережитыми жизненными ситуациями. Это позволило подтвердить гипотезу о том, что формирующиеся в детском и подростковом возрасте характерологические свойства личности не являются константными, а подвержены постоянным изменениям, вследствие влияния социальных факторов развития, а также корригированием более статичной, являющейся органической основой фактора «нейротизма». Последний, в совокупности с соматическим статусом испытуемого, создает условия для лиц более позднего возраста в плане проблемы с сохранением критичности, что снижает адаптационный потенциал личности.
In article attempt to reflect dynamics of influence of various factors on structure of characterologic properties of the personality - studying of variability of such variables as "intro-ekstraversiya" and "neyrotizm" in subjective estimation by adult examinees is carried out. 674 people aged from 45 till 76 years made three groups of examinees who consulted on various psychological vital problems. During inspection they filled various forms of the questionnaire of G. Ayzenk, subjectively treating various vital stages. Examinees found change of the factors of "intro-ekstraversiya" and "neyrotizm" stated at primary inspection and when comparing these indicators with the endured life situations which were more remote towards the childhood. It allowed to confirm a hypothesis that the characterologic properties of the personality which are formed at children's and teenage age aren't constant, and are subject to continuous changes, owing to influence of social factors of development, and also a korrigi-rovaniye by more static, being organic basis, a factor of "neyrotizm". The last, in total with the somatic status of the examinee, creates conditions for persons of later age in respect of a problem with criticality preservation that reduces the adaptation potential of the personality.
Ключевые слова: интроверсия, экстраверсия, нейротизм, динамика характерологических свойств личности, субъективное оценивание, критичность.
Key words: introversion, ekstraversiya, neyrotizm, dynamics haraktero-logicheskikh of properties of the personality, subjective estimation, criticality.
© Худик В. А., 2015
55
Характерологические свойства личности, которые так интересуют не столько самого субъекта - носителя этих свойств, сколько окружающих его лиц, имеют тенденцию к изменчивости. Причем, начиная с детского возраста, когда речь идет о формировании личности [4], формировании акцентуаций характера [9], формировании акцентуированных свойств личности [8], манифестация характерологических свойств приобретает пограничный, а порой и болезненный вид, когда речь идет о психопатических формах поведения или проявлениях органической психопатии [6]. Во всех этих случаях важным остается вопрос, насколько страдает уровень личностной критичности: является ли это новообразование личности достаточно зрелым, например, уже в подростковом возрасте; или насколько выражены инфантильные тенденции поведения, а стало быть, и критичность в более зрелом возрасте. С какими особенностями оценивания характерологических свойств личности мы подходим к позднему возрасту? И при этом в сочетании с явлениями изменения (нарушения) критичности встречаем «клинику приобретенного слабоумия» [3]. По мнению Э.Я. Штернберга [12], «картина весьма печальная», поскольку затрагивает способность оценивать себя и окружающее. Конечно, это в большей мере относится к клинике пресенильных психозов позднего возраста, атрофическим процессам при болезни Пика или Альцгеймера, другим заболеваниям геронтологического профиля.
При сохранном ядре личности и отсутствии явно выраженных тенденций социопатического влияния окружающей среды наметившиеся и развивающиеся характерологические свойства личности имеют более статичный регистр и сохранность личностной критичности, позволяющей субъекту обеспечивать позитивный уровень адаптации в тех или иных социальных институтах, где разворачивается его система отношений [10] и активное позиционирование личностной деятельности [2]. Учитывая эти обстоятельства, важным является вопрос, насколько конкретной личности - субъекту деятельности, приходится развивать в себе те или иные адаптивные способности, связанные с её «включением» или «отторжением» конкретной социальной группой.
В этой связи мы выделили, согласно Г. Айзенку [1; 13], факторы «интро- и экстраверсии», «нейротизма», позволяющие оценивать личность не только в системе отношений с окружающими явлениями, но и выявлять оценку личности в контексте собственного реагирования на окружающее. Это позволяло косвенно судить и об адаптивных способностях человека, и о тенденциях к изменчивости изучаемых переменных в зависимости от избранной субъективной точки переживаемого отрезка времени - жизненного пути [7], что и послужило целью настоящего исследования.
56
Обоснование и выбор методов исследования лежал в плоскости понимания интроиндивидных характеристик поведения личности с позиций теории К. Юнга [13], когда экстравертированному поведению соответствует тенденция к «социальному превосходству», а ин-тровертированному - более глубинные проявления психики, менее очевидные окружающим. С учетом того, что испытуемым в условиях эксперимента приходилось абстрагироваться от ситуации «здесь и сейчас», т. е. выбирать отрезок жизненного пути, условно обозначенный экспериментатором, то применялось несколько вариантов вопросника Г. Айзенка (детский вариант - форма «А» и «Б»; взрослый вариант - форма «А» и «Б»). Техника и процедура выполнения опытов [5] позволяла получать количественные характеристики изучаемых переменных как применительно к отдельному испытуемому, так и к выделенной группе. В исследовании также применялся адаптированный вариант Г. Шмишека (1970), вопросник К. Леонгарда [5; 11], для уточнения выраженности той или иной акцентуированности личности.
Объект исследования. В качестве испытуемых выступили взрослые люди в возрасте от 45 до 76 лет. Всего в исследовании приняли участие 674 человека, среди них 458 (68 %) женщин и 216 (32 %) мужчин. По возрасту испытуемые распределились следующим образом: 1-я группа - 45-50 лет; 2-я группа - 51-60 лет; 3-я группа - 61-76 лет. Исследование проводилось в период с 1978 г. по 2014 г. В качестве испытуемых выступали лица, обратившиеся в психологическую консультацию по различным вопросам жизненных ситуаций, не являющиеся душевнобольными.
Особенности проведения исследования. Так как в основе проведения психологического консультирования клиента лежала самая различная проблематика, начиная от семейных вопросов воспитания и заканчивая проблемами продвижения по службе, то изучение интро- и экстраиндивидных характеристик личности являлось как бы целевым вопросом обследования, т. е. испытуемый выполнял задание с вопросником Г. Айзенка (форма А) без особой осторожности, предполагая, что это нужно для «решения его проблемы». В то же время анализ «его проблемной ситуации» вынуждал эксперта подойти к вопросу о том, а как бы могла разрешиться та или иная ситуация, если бы она возникла, например, в возрасте 20 лет. В этой связи после короткого обсуждения проблемы испытуемому предлагалась другая форма вопросника Г. Айзенка (форма Б). После чего полученные результаты по обеим формам сравнивались и выяснялось то, что могло повлиять на ситуации адаптации в нынешних условиях при анализируемой психологической проблеме. Далее экспериментатор абстрагировался к ситуациям поведения клиента в подростковом или более дальнем - детском возрасте. Причем акту-
57
ализированные клиентом жизненные ситуации ретроспективно оценивались с позиции свойственных клиенту на тот период времени форм эмоционального, мотивационного, коммуникативного типа реагирования. В это время экспериментатор предлагал еще раз ответить на вопросы вопросника Г. Айзенка, рекомендуя одну из форм детского варианта вопросника. И после этой процедуры продолжалось обсуждение полученных данных. Результаты по нескольким измерениям не только сравнивались, но и уточнялись на уровне субъективного осмысления клиентом выявленных изменений в сфере интро- и экстраиндивидных характеристик, эмоциональной стабильности - нестабильности. В случаях необходимости испытуемому предлагалось заполнить еще один вопросник (адаптированный вариант Г. Шмишека). Данные этого вопросника рассматривались в аспекте выявления статичных образований, касающихся акцентуированности проявления той или иной черты в системе характерологических свойств личности по Г. Айзенку. В общей сложности консультация с клиентом длилась от 1,5 ч до 3 ч, а иногда встреча с клиентом продолжалась в иное установленное время.
Таким образом, целью психологического консультирования являлось изучение конкретной психологической проблемы клиента, а опосредованное выявление изменчивости интро-, экстраиндивидных характеристик личности, а также уровня эмоциональной стабильности могло являться вскрытием истинности конкретной проблемы, разрешение которой лежало в плоскости понимания -рефлексивной оценки клиентом роли собственных индивидуальноличностных характеристик в этиологии проблемной ситуации и поиска путей её разрешения через механизмы развития адаптивных способностей с учетом возраста и пережитого жизненного опыта.
Обсуждение результатов исследования. Динамика фактора «интро- и экстраверсии» в исследуемых группах, т. е. при исследовании испытуемых, относящихся к определенной возрастной группе, свидетельствует о разнонаправленности тенденции проявления выраженности «интро- или экстраиндивидных» характеристик поведения. Нельзя сказать, что 1-я группа испытуемых (45-50 лет) отличается выраженностью интровертированности или экстравер-тированности поведения. Примерно половина лиц данной группы являются как интро-, так и экстравертированно направленными в своем поведении, тогда как фактор эмоциональной стабильности в этой возрастной группе имеет тенденцию к увеличению количества баллов (N > 12). Данные 2-й группы испытуемых (51-60 лет) отражают тенденцию к изменению фактора «интро-экстраверсии» в сторону равно или меньше 12 баллов, что отмечено у 66 % обследованных. Интровертированность поведения испытуемые связывают с утратой работы и прежних связей, а также проблемами в
58
кругу родных и близких. Этой группе также свойственно повышение по школе «нейротизма» (N > 14), с которой испытуемые связывают плохое самочувствие, бессонницу, необходимость часто посещать врача. Результаты исследований по 3-й группе (61-76 лет) указывают на значительное повышение по шкале «нейротизма» (N > 17) и выраженную тенденцию к интровертированному поведению. Испытуемые отмечают сужение социальных связей и контактов, отсутствие востребованности в труде и профессиональной деятельности, а ухудшение соматического состояния связывают с эмоциональной нестабильностью и переживаниями.
Применение вопросника Г. Шмишека выявило характерное для всех трёх возрастных групп формирование акцентуаций характера по «застревающему» типу, где ригидность мышления и склонность к конкретизации, детализации являются свойственными характеристиками лиц 3-й возрастной группы. Испытуемым 2-й возрастной группы свойственны черты педантичности, неуравновешенности и возбудимости, что достаточно коррелирует со шкалой «нейротизма» вопросника Г. Айзенка. Также испытуемым исследуемых групп свойственны черты эмоциональной лабильности, тревожности, боязливости. Признаки астеноипохондрического синдрома больше отмечены у испытуемых 3-й возрастной группы, что в целом не может не оказывать свое влияние на этиологию интровертированного стиля поведения с возрастом и нарастание фактора эмоциональной нестабильности.
В то же время полученные статичные данные по той или иной возрастной группе испытуемых качественно разнятся при изучении этих же переменных в ретроспективной оценке испытуемыми пережитых в прошлом отдельно взятых событий или жизненных коллизий, по отношению к которым они заполняли другие формы вопросника Г. Айзенка. В частности, испытуемые 1 -й возрастной группы больше характеризовали себя как общительные, открытые, активные, деятельные в субъективной оценке себя применительно к возрасту 20 лет; такая же тенденция отмечена и во 2-й и в 3-й возрастных группах. То есть выраженность экстравертированного поведения субъективно оценивается испытуемыми как признак социального благополучия, востребованности и пр., когда свойственные характеристики фактора «интроверсии» блекнут на фоне ретроспективных воспоминаний о более активной жизненной позиции в прошлом.
Следует отметить, что сравнение себя в «настоящем» и в «прошлом» рассматривалось испытуемыми не столько с позиции ответа на тот или иной вопрос в вопроснике Г. Айзенка, сколько с позиции субъективного оценивания своей реальной активности в «прошлом» и «настоящем», поэтому очевидной могла быть иска-
59
женность оценки применительно к изучаемым факторам «интро-, экстраверсии» и «нейротизма». Однако когда испытуемым предлагалось оценить себя в детском возрасте и при этом предлагался детский вариант вопросника Г. Айзенка, то оценочная позиция их значительно менялась. Испытуемые абстрагировались от проблем взрослой жизни, пытались сконцентрироваться на событиях детства и вспомнить, какими они были тогда.
Приводим следующее наблюдение.
Испытуемая Л., 64 года. Обратилась в психологическую консультацию в связи с проблемами в семье, «трудностями ее понимания близкими». Является пенсионером, не работает.
В беседе контакту доступна, охотно сообщает о себе различные сведения - где и кем работала. Отмечает, что имела карьерный рост, пользовалась авторитетом в коллективе. Работала до 62 лет, после чего была сокращена и больше работу не искала. Проблемы в семье связывает с проживанием на общей площади семьи сына, где у нее не всегда есть «взаимопонимание с невесткой». В последнее время стала менее общительной в кругу семьи, замкнутой, старается больше времени находиться у себя в комнате. Общается с двумя «подругами» примерно своего возраста.
В условиях эксперимента охотно выполняла порученные задания, старалась быть искренней в ответах на вопросы при заполнении вопросников. Результаты ответов по вопроснику Г. Айзенка (форма А, взрослый вариант) свидетельствуют о незначительном повышении среднего показателя экстраверсии (13 баллов), тогда как по шкале «нейротизма» данный показатель равняется 15 баллам, что говорит о «высоком уровне нейротизма». Применение вопросника Г. Шмишека выявило наличие акцентуации, связанной с тревожностью и эмоциональной лабильностью. Возможно, что эти показатели ситуативные, поскольку обсуждаются в контексте консультируемой проблемы клиента. Сама же испытуемая отмечает, что в последнее время чаще стала посещать поликлинику в связи с обследованиями и лечением («увеличился сахар», «беспокоят головные боли»), консультировалась у терапевта и невропатолога.
При психологическом анализе проблемной ситуации испытуемой было предложено абстрагироваться от сегодняшнего времени и попытаться ответить на вопросы, связанные с прошлым; отметить успехи и неудачи в производственной деятельности, обсудить конфликты и их разрешения в тот период времени. Наряду с этим испытуемая заполнила вопросник Г. Айзенка (форма Б), что относилось к возрасту 39 лет, когда она была руководителем одного из подразделений предприятия. Результаты вопросника выявили значительное повышение по шкале «экстраверсии» (18 баллов) и нейтральный показатель по шкале «нейротизма» (12 баллов). Сама испытуемая, комментируя свои ответы при заполнении вопросника, указывала на то, что «сама должность обязывала» ее быть другой - активной, общительной, деятельной. И тут же отметила, что и «здоровье тогда было покрепче», «была выносливой», «терпимой», а сейчас «чуть что, то кричу, то плачу...».
Далее испытуемой было предложено оценить себя по детскому варианту вопросника Г. Айзенка (форма А), отнеся себя к периоду 12-14 лет, т. е. при ответах на вопросы, попытаться максимально вспомнить, какими могли быть ее реакции на поставленные вопросы. Испытуемая сразу же вспомнила себя в период, когда «была пионеркой», заметив, что «это было хорошее время», но тут же отметила, что в то время «я была стеснительной, малозаметной и не
60
общительной, во всем пыталась быть покорной и исполнительной, как того требовали мать и отец». При этом, отвечая на вопросы, она также пыталась их комментировать. Результаты вопросника показали склонность к интровертиро-ванному поведению (9 баллов) и относительную эмоциональную стабильность (10 баллов).
Динамика показателей «интро-, экстраверсии» и «нейротизма» (см. рис.) в субъективной оценке испытуемой изучаемых переменных свидетельствует об изменчивости данных показателей в зависимости от избираемого (мотивированного) отрезка жизненного пути и его эмоционального пережитого опыта.
Ряд1
Ряд2
12-14 лет 39 лет 64 года
Рис. Динамика субъективного оценивания изучаемых переменных испытуемой Л., 64 года; ряд 1 - "интро-, экстраверсия"; ряд 2 -"нейротизм"
В целях психологического консультирования полученные данные были использованы для проектирования программы социализации личности испытуемой с учетом новых условий, поиска решения проблемы, включая проектирование психологического портрета личности как самой испытуемой, так и остальных членов семьи с точки зрения возможных путей коррекции системы межличностных отношений.
Выводы. Результаты исследований по трём возрастным группам выявили характерную тенденцию изменчивости показателей «интро-, экстраверсии» и «нейротизма» в субъективном оценивании испытуемыми различных периодов прошлого, что свидетельствует в пользу влияния социальных факторов развития, когда те или иные личностные новообразования выступают не застывшими психологическими качествами, которыми мы привыкли наделять личность начиная с детского возраста, а вполне изменяющимися («дрейфующими») в психологическом пространстве шкалируемых методик, вопросников и других измеряющих методов. Следовательно, в самом явлении «динамика» мы заранее предполагаем изменение. Однако специалистов-экспертов - психологов, дефектологов, педа-
61
>х
g X
2 СО
о> ^ со с; j со >* VO X tt
н
и о
о
X X
О)
* о. ш
Z со
X
X
0)
§
О)
Q.
20
15
10
5
п
гогов, психиатров - интересует то, насколько эти изменения окажутся в условных границах нормы, пограничного состояния или патологии, равно и то, насколько уравновешенными в этой связи выступают влияния биологического и социального факторов развития.
Список литературы
1. Айзенк Г. http://psycabi.net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya-temperamenta (дата обращения: 24.12.2015).
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1990. - 367 с.
3. Блейхер В. М. Клиника приобретенного слабоумия. - Киев: Здоровье, 1976. - 152 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психолог. исслед. // Акад. пед. наук СССР. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 1999. - 519 с.
6. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: Их статика, динамика, систематика. - М.: Север, 1933. - 141 с.
7. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев: Наук. думка, 1984. - 207 с.
8. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. В. М. Лещинской; под ред. В. М. Блейхера. - 2-е изд., стер. - Киев: Выща школа, 1989. - 374 с.
9. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.: Медицина. (Ленинград. отд.), 1977. - 208 с.
10. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1960. - 426 с.
11. Шмишек Г. http://psycabi.net/testy/395-test-oprosnik-g-shmisheka-k-leongarda-metodika-aktsentuatsii-kharaktera-i-temperamenta (дата обращения: 24.12.2015).
12. Штернберг Э.Я. Клиника деменций пресенильного возраста (Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, хорея Гентингтона). - Л.: Медицина (Ленинград. отд.), 1967. - 247 с.
13. Юнг К. Психологические типы; Psychologische typen [пер. с нем.] / Карл Густав Юнг. - СПб.: Азбука, 2001. - 732 с.
62