ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ ЯПОНИЕИ И РОССИЕЙ, ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ
DYNAMICS OF ECONOMIC RELATIONS BETWEEN JAPAN AND RUSSIA, BASIC MOTIVES
Магдеев Рафик Рашитович, ассистент Кафедра алтаистики и востоковедения, Института международных отношений Казанский (Приволжский) федеральный университет [email protected]
Халиуллина Алина Айратовна, ассистент Кафедра алтаистики и востоковедения, Института международных отношений Казанский (Приволжский) федеральный университет alina.khaliuШna2 7@gm a П. т m
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, роль России для Японии и Японии для России. Отслеживаются экономические отношения России с Японией, динамика этих отношений с конца ХХ века по настоящее время. Структура экономических отношений и её изменение с течением времени, отслеживаются изменения в ключевых отраслях. Дается определение существующим ограничениям и возможностям России в экономической деятельности с Японией. Рассматриваются крупнейшие совместные проекты и организации, а также планы совместной деятельности в четырех островах. Дается характеристика роли малого и среднего бизнеса в реализации совместных проектов и освоений ТОРов. Определяются основные мотивы и цели России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также мотивы и цели Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перспективы сотрудничества между Россией и Японией в более долгосрочном плане, возможность подписания мирного договора.
Ключевые слова: Россия, Япония, российско-японские отношения, трансформация международных отношений, страны АТР, мирный договор, экономические отношения.
Для цитирования: Магдеев Р.Р., Халиуллина А.А. Динамика экономических отношений между Россией и Японией, основные мотивы. Современные востоковедческие исследования. 2019; 1(2): 78-83
ABSTRACT
The article examines the policy of Russia in the Asia-Pacific region, the role of Russia for Japan and Japan for Russia. The economic relations of Russia with Japan, the dynamics of these relations from the end of the twentieth century to the present. The structure of economic relations and its change over time, changes in key sectors. The definition of the existing restrictions and opportunities of Russia in economic activity with Japan. The largest joint projects and organizations are considered, as well as plans for joint activities in four islands. The role of small and medium -sized businesses in the implementation of joint projects and development of ASEZs is described. The main motives and goals of Russia in the Asia-Pacific region are determined, as well as the motives and goals of Japan in the Asia-Pacific region. Prospects for cooperation between Russia and Japan in the longer term, the possibility of signing a peace treaty.
Key words and phrases: Russia, Japan, Russia-Japan relations, transformation of international politics, Asia Pacific countries, peace treaty, economic relations.
For citation: Magdeev R.R., Khaliullina A.A. Dynamics of economic relations between Japan and Russia, basic motives. Modern oriental studies. 2019; 1(2): 78-83
ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ УОЫ №2 2019
И РОССИЕЙ, ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ _
ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МАГДЕЕВ P.P.,/ [email protected], ХАЛИУЛЛИНА A.A. /[email protected] / УДК 339.92
Экономические связи между Россией и Япониеи в первое десятилетие XXI века продемонстрировали поступательную, хотя и неровную, динамику. В 2011 году двустороннии тор-говыи оборот достиг рекорднои отметки в 30,8 млрд долл. При этом экспорт России в Японию составил 19 млрд долл., а импорт - 11,8 млрд долл. Таким образом, Россия имела положительное сальдо в торговле с Япониеи в размере 7,2 млрд долл. Однако доля Японии в россииском товарообороте составляла всего около 4 %. То есть роль Японии во внешнеи торговле России весьма незначительна. Еще меньшее значение имеет Россия во внешнеи торговле Японии. Ее доля во внешнеторговом обороте Японии чуть более 1,8 % [Панов, 2011, С. 11].
Но при этом структура торговли на протяжении долгих лет не претерпевает серьезных изменении. Япония закупает у России преимущественно энергоресурсы, цветные металлы, морепродукты и лес. На эти четыре товарные группы приходится свыше 90 % всего стоимостного объема россииского экспорта в Японию.
Однако следует выделить динамику отношении, так президент России отметил, что японскии бизнес вкладывает капиталы и технологии в леснои и агропромышленныи комплексы нашеи страны. В Красноярском крае совместно создается мощныи лесохимическии комплекс, оснащенныи самым современным оборудованием, а объем инвестиции составляет - 3,5 млрд долларов. Хорошие перспективы, по мнению президента, намечаются и для сотрудничества в сфере медицины. Также, отметил он, с использованием современных отечественных и японских технологии в нашеи стране будет построен Центр диагностики и лечения рака, а в 2014 году в Ярославле
начнет работу фармацевтическии комплекс «Такеда» с инвестициями более 100 млн долларов. Путин также напомнил и о примерах кооперации в сфере автопрома: во Владивостоке выпускаются машины марки «Мазда», в Калуж-скои области налажено производство компании «Мицубиси», в феврале 2013 года в Приморье запущено серииное производство автомобилеи «Тоиота». Кроме того, «Бриджстоун» вместе с «Мицубиси» построят завод по производству автопокрышек в Ульяновскои области [2].
Рассматривая сферу энергетики следует выделить такие проекты как
«Сахалин-1» и «Сахалин-2», в которых участвует японскии бизнес. Реализация данных проектов позволили начать экспорт нефти в Японию.
На фоне повышения цен на нефть в 1999 и 2005 годах россииская государственная монополия «Транснефть», начала строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихии Океан на участке Таишет (Иркутская область) - Ско-вородино (Амурская область) в 2006 году.
Нефтепровод Восточная Сибирь - Тихии Океан был введен в эксплуатацию в 2009 году. А в 2012 году нефтепровод Восточная Сибирь -Тихии Океан был продлен от Сковородино до порта Козьмино в Приморском крае.
С 2009 года предприятие по производству СПГ «Сахалин-2», управляемая компаниеи «Сахалин Энерджи», начало экспорт будучи единственным россииским экспортером СПГ. Если в 2010 году объем экспорта россииского СПГ в Японию оставался на уровне 6 млн тонн, то уже в 2013 году он увеличился до 8,6 млн тонн. Но после достижения этого пикового значения за два года объем экспорта россииского СПГ в Японию снизился до менее 8 млн тонн. Основнои причинои ограничения увеличения
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
объёмов производства заключалась в ограниченных возможностях предприятия «Сахалин-2», единственного на тот момент россииского предприятия СПГ. Проектная мощность производственных линии предприятия «Сахалин-2» составляла 9,6 млн тонн в год. Поэтому, для дальнеишего наращивания экспорта СПГ в Японию России необходимо увеличение производственных мощностеи предприятия «Сахалин-2» или создание новых предприятии по производству СПГ [Таисукэ, 2019, С. 9].
В целом следует отметить что администрация Путина задалась целью максимально диверсифицировать своих экономических партнеров в АТР для развития Дальнего Востока, включив в их число Японию, Южную Корею и другие страны. Японские политические элиты всерьез восприняли фразу о том, что развитие Сибири и Дальнего Востока - «наш националь-ныи приоритет на весь XXI век» произнесенную Владимиром Путиным, как своего рода страте-гическии сигнал от России. Также немаловажным является создание Министерства по развитию Дальнего Востока и проведение саммита АТЭС 2012 г. во Владивостоке. Все это соответствует развороту россиискои политики в сторону Азии, которыи был инициирован президентом Путиным [Панов, 2012, С. 15].
Пришедшая к власти в Японии в декабре 2012 года администрация Синдзо Абэ, активно поддерживает японскии бизнес и стимулирует его к участию в развитии россииского Дальнего Востока. Главнои целью даннои активности является создание благоприятных условии для разрешения давнего территориального вопроса и заключение мирного договора между Япониеи и Россиеи. Необходимо полномасштабное наращивание взаимного доверия между страна-
ми через углубление сотрудничества и связеи на всех уровнях, включая экономику и культуру. Одним из ключевых областеи экономического сотрудничества должно стать развитие россииского Дальнего Востока, а также совместная экономическая деятельность на спорных Курильских островах.
Что касается совместнои экономическои деятельности России и Японии на спорных Курильских островах, оба правительства уже определили потенциальные проекты в 5 сферах:
• развитие туризма по особым местам Курильских островов;
• тепличное овощеводство; аквакультура и морепродукты;
• меры по снижению объемов мусора;
• внедрение генерации ветровои энергии. На данныи момент министерства иностранных дел обеих стран продолжают консультации по создании правового механизма для реализации этих проектов [4].
Рассматривая среднии и малыи бизнес следует отметить что, несмотря на поддержку японского правительства, японские компании во многом считают инвестирование в россии-скии Дальнии Восток нецелесообразным с точки зрения бизнеса поэтому не инвестируют свои средства так активно. Россииское правительство предусмотрело такои вариант событии и предприняло ряд мер по созданию привлекательных условии в данном регионе включая создание территории опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток.
По настоящее время в качестве резидентов ТОРов зарегистрировано шесть японских компании. Среди них совместное россииско-
ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ УОЫ №2 2019
И РОССИЕЙ, ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ _
ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МАГДЕЕВ P.P.,/ [email protected], ХАЛИУЛЛИНА А.А. /[email protected] / УДК 339.92
японское предприятие «Джей Джи Си Евер-грин», которое создано по инициативе япон-скои компании «Джеи Джи Си», основная деятельность которои направлена на снабжение местного населения Хабаровска свежими огурцами и помидорами. Аналогичныи проект появился в Якутске в рамках проекта «Саюри» по инициативе японскии компании «Хоккаидо». Японская корпорация «Arai Shouji» при сотрудничестве с россииским партнером планирует создать два предприятия: «Прометеи» (по производству запчастеи для электрокаров) и «Терминатор» (по переработке автомобилеи). Россииско-японская компания «Хонока-Сахалин» совместно с компаниеи «Марушин Ивадера» начали работу по созданию первого курорта с горячими источниками в японском стиле на острове Сахалин. Совместное россииско-японское предприятие «Мазда Соллерс» планировали в 2018 году запустить производство дви-гателеи для автомобилеи во Владивостоке.
Кроме вышеуказанных компании, три японские компании были зарегистрированы в качестве резидентов Свободного порта Владивосток. Компания «Славянскии леснои терминал», созданная японскои корпорациеи «Иида Санге Холдинг», планировали построить заводы по производству пиломатериалов и переработке древесины в Приморском крае. В мае 2018 года компания «JGC Hokuto Healthcare» открыла реабилитационныи центр во Владивостоке. Началась диверсификация прямых японских инвестиции в Россию и переход от исключительнои ориентации на традиционную энергетику и крупные автомобильные предприятия в пользу новых малых и средних предприятии в сфере здравоохранения, туризма, сельского хозяиства и т.д. Данная тенденция
началась сравнительно недавно, поэтому необходимо продолжать прилагать дальнейшие усилия для ее расширения и ускорения [Таисукэ, 2019, С. 12].
Интерес Японии к восточным раионам России продолжает расти. Но рассматривая основы данного интереса следует отметить различия - прежде всего, если раньше Япония отталкивалась от военно-политического противостояния с Россиеи, то сеичас основывается на причинах невоенного характера. Теперь важное значение имеет экономическая конкуренция с Китаем, зависимость от внешних энергетических и продовольственных рынков, озабоченность проблемами экологии в данном регионе.
Выстраивая политику по отношении к России Япония проявляет осторожность и продолжает отталкиваться от задачи возвращения «северных территории». Все это обусловлено осторожностью японского бизнеса, проявляющая интерес и исключительную прагматичность по отношению к России. Собствен-ныи опыт взаимодеиствии Японии с постсовет-скои Россиеи заставляют их быть еще более осторожными, поэтому общественное мнение также не испытывает особых симпатии к своему западному соседу. Хотя префектуры восточного побережья Японского моря в большеи степени заинтересованы в связях с Россиеи, но и они имеют не меньшии выбор для международного взаимодеиствия. В целом у Японии есть выбор, зачастую не более привлекательное, но тем не менее более предсказуемое [2].
Синдзо Абэ проявляет упорство и настои-чивость в общении с Кремлем, и его мотивы достаточно ясны и прозрачны. В условиях неуклонного сокращения степени вовлеченности США в международные дела, особенно
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
в Евразии, японскии премьер стремится выстроить баланс в отношениях с ведущими державами. Чтобы чувствовать себя увереннее в отношениях с Пекином основные усилия направлены на Россию и Индию. Также следует отметить стремления премьера Синдзо Абэ воити в историю как политик сумевшии вернуть суверенитет хотя бы над частью так называемых северных территории и сумевшии заключить мирньш договор с Москвои.
С другои стороны, мотивы россиискои стороны также вполне очевидны. Япония является ведущеи экономической технологической финансовои державои, взаимодеиствие с кото-рои краине важна для России и россииского Дальнего Востока, в частности. Хотя Япония и остается верным союзником США, Япония проявляет больше самостоятельности во внеш-неи политике и все больше ориентируется на национальные интересы. Полноценные отношения с Япониеи укрепляют политические и экономические позиции России в Азии и на Тихом океане. Урегулирование пограничных вопросов с соседями, как это, например, произошло с Китаем, способствует повышению уровня безопасности страны и формирует культуру доверия с соседними странами.
Подведение окончательнои черты под проблемами, унаследованными от прошлого, и строительство фундамента отношении доверия и сотрудничества - сложные задачи, решение которых в конечном счете должно быть ратифицировано не только парламентами, но и народами России и Японии.
Процесс согласования является сложнеи-шим упражнением по сопряжению реальных интересов двух стран, а переговоры - инструментом для создания элементов доверия и вы-
страивания взаимопонимания между странами. Конечная цель - мирныи договор, является результатом определения границ, договоренно-стеи об экономическом и военном сотрудничестве. При правильных выстраиваниях отношении конечная цель должна стать в дальнеишем генератором доверия между странами, и способствовать раскрытию потенциала в данном регионе [Ларин, 2011, С. 154].
На данныи момент в отношениях России и Японии складываются краине благоприятная политическая конъюнктура. Обе страны возглавляют опытные политики-патриоты, пользующиеся поддержкои большинства населения и доверием элит. Учитывая, что премьер-министр Синдзо Абэ вероятно будет оставаться на своем посту до 2021 года, а президент Владимир Путин до 2024 года, окно возможностеи определена и довольна продолжительна. Учитывая все эти факторы, шанс на укрепление отношении отношении между странами не должен быть упущен, а конечным результатом должно стать подписание мирного договора.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
2.
3.
4.
Волков С.В. Япония во взаимоотношениях России и США. - № 1., 2011. С. 152-172. Москва и Токио: диалог с понятными мотивами [Электронныи ресурс]. URL: https: //carnegie.ru/2017/11/23/ru-pub-74810 (Дата обращения: 12.08.2019). Таисукэ А. Япония и развитие россииского Дальнего Востока. Валдаиские записки №106., 2019. С. 15.
Справка: Совместная хозяиственная деятельность на четырех северных островах [Электронныи ресурс]. URL: https:// www.ru.emb-japan.go.jp/itpr_ru/20171020
ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И РОССИЕЙ, ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ
VOL.1 №2 2019
ISSN: 2686-9675
ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МАГДЕЕВ P.P.,/ [email protected], ХАЛИУЛЛИНА А.А. /[email protected] / УДК 339.92
(Дата обращения: 09.08.2019).
5. Ларин В.Л. Тихоокеанская Россия в контексте внешнеи политики и международных отношении в АТР в начале XXI века., 2011. С. 152-172.
6. Владимир Путин и Синдзо Абэ поручили активизировать работу по мирному договору и надеются на новые взаимовыгодные проекты [Электронныи ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/516902 (Дата обращения: 28.07.2019).
7. Панов А.Н. Современные россииско-японские отношения и перспективы их развития., 2012. С. 11-26.
8. James C. Baxter Interpretations of Japanese culture: views from Russia and Japan. - 2007. p. 408.
9. Weaver O. Securitisation and Desecuritisa-tion // On Security. - New York, 1995. p. 46-86.
10. Mikhailova Yu., Steele M.W. Japan and Russia Three centuries of mutual images., 2008. 237 p.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES (IN ENGLISH)
1. Volkov S.V. Yaponiya vo vzaimootnosheni-yakh Rossii i SShA. - № 1., 2011. P. 152-172.
2. Moskva i Tokio: dialog s ponyatnymi motivami [Elektronnyi resurs]. URL: https:// carnegie.ru/2017/11/23/ru-pub-74810 (Data obrashcheniya: 12.08.2019).
3. Taisuke A. Yaponiya i razvitie rossiiskogo Dal'nego Vostoka. Valdaiskie zapiski №106., 2019. P. 15.
4. Spravka: Sovmestnaya khozyaistvennaya deyatel'nost' na chetyrekh severnykh ostro-vakh [Elektronnyi resurs]. URL: https:// www.ru.e mb-j apan.go.jp/itpr_ru/20171020 (Data obrashcheniya: 09.08.2019).
5. Larin V.L. Tikhookeanskaya Rossiya
v kontekste vneshnei politiki i mezhdunarod-nykh otnoshenii v ATR v nachale XXI veka., 2011. P. 152-172.
6. Vladimir Putin i Sindzo Abe poruchili ak-tivizirovat' rabotu po mirnomu dogovoru i nadeyutsya na novye vzaimovygodnye proekty [Elektronnyi resurs]. URL: https:// tass.ru/politika/516902 (Data obrashcheni-ya: 28.07.2019).
7. Panov A.N. Sovremennye rossiisko-yaponskie otnosheniya i perspektivy ikh razvitiya., 2012. P. 11-26.
8. James C. Baxter Interpretations of Japanese culture: views from Russia and Japan. - 2007. p. 408.
9. Weaver O. Securitisation and Desecuritisa-tion // On Security. - New York, 1995. p. 46-86.
10. Mikhailova Yu., Steele M.W. Japan and Russia Three centuries of mutual images., 2008. 237 p.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Magdeev Rafik Rashitovich, assistant
The Department of Altaic Studies and Sinology, The
Institute of International
Relations
Kazan (Volga region) Federal University [email protected]
Khaliullina Alina Ayratovna, assistant
The Department of Altaic Studies and Sinology, The
Institute of International
Relations
Kazan (Volga region) Federal University [email protected]
Принята к публикации: 10.10.2019