Научная статья на тему 'Динамика численности мордовского народа'

Динамика численности мордовского народа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика численности мордовского народа»

a/naa/wwwvwwva

История

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Е. Н. МОКШИНА, аспирант

Мордва — один из древних автохтонных народов Восточной Европы, этногенез которого происходил в междуречье Волги и Оки. Этническая история этого народа насчитывает около двух тысячелетий. Территория его расселения не всегда была одинаковой, на протяжении истории она подвергалась изменениям, что зависело не только от внутренних, но и от внешних факторов, в ряду которых немаловажное значение имели великое переселение народов, происходившее в первой половине I тыс. н. э., вторжение булгар в Среднее Поволжье во второй половине I тыс. н. э., монголо-татарское нашествие, казанско-ханский гнет и присоединение мордвы к Российскому государству.

Территория, которую мордва занимала в начале II тыс. н. э~г составляла примерно 90 тыс. км'2. Определяя численность населения Восточной Европы к этому времени, Б. Ц. Урланис [12] сделал предположение, что его плотность в Среднем Поволжье в то время, исходя из характера хозяйственной деятельности (земледелие подсечного типа в сочетании с лесными промыслами), едва ли превышала 0,7 чел. на 1 км2. Принимая данный показатель и для этнической территории мордвы, В. И. Козлов определяет ее общую численность в XI в. в 60— 70 тыс. чел. [4, с. 9].

Мордовское население неодинаково ллотно размещалось по этнической территории, сосредоточиваясь, как правило, в наиболее благоприятных для ведения земледельческого и скотоводческого хозяйства местах: в доли-

нах рек Волго-Окского бассейна и на открытых пространствах, расположенных в глубине лесов. Характерные типы мордовской селитьбы в это время — села, погосты, зимницы и тверди. Первые три типа поселений не имели укреплений, тверди же сооружались в лесах в виде крепостей, укрывавших людей в случае опасности 153.

Динамика численности любого народа, как известно, зависит от воздействия нескольких факторов, в ряду которых наиболее важное значение имеют естественное движение (рождаемость и смертность), механическое движение (миграции) и этнические процессы (ассимиляция, консолидация и др.). Разумеется, на этот показатель влияют и другие факторы, связанные с особенностями культуры и быта этноса, его вероисповедания, истории, этнопсихологии.

По данным В. И. Козлова, в конце XVI века мордвы насчитывалось около 150 тыс. чел. [4, с. 191. Абсолютная ее численность с 1762 по 1795 г. (по материалам ревизий XVIII в.) выросла на

55,6% (с 222 до 346 тыс.) [2, с. 233]. Ассимиляция мордвы в это время протекала крайне медленно и касалась в основном князей и мурз — представителей господствующего класса, которые, крестившись, вливались в ряды российских феодалов.

К 1834 г. численность мордвы в Европейской России, по данным, собранным и обработанным академиком П. И. Кеппеном [31, возросла до 480 241 чел. Учитывая, что мордва к этому времени начала заселять азиатскую часть России и Закавказье, ее

общая численность была несколько больше. По сведениям на 1859 г., публиковавшимся в погубернских списках населенных мест, этот показатель составлял 650 — 680 тыс. чел.

В 1897 г. была проведена первая всеобщая однодневная перепись населения Российской империи, по которой численность мордвы составила 1024 тыс. чел. Наиболее крупные ее массивы сосредоточивались на территории Самарской (239 тыс.), Симбирской (189 тыс.), Пензенской (188 тыс.), Саратовской (124 тыс.), Тамбовской (90 тыс.), Нижегородской (53 тыс.), Оренбургской (38 тыс.), Уфимской (37 тыс.), Казанской (22 тыс.), Томской (15 тыс.) губерний [9, с. 172].

Уже в XVIII в. мордва не только была расселена на значительной территории, но и принимала большое участие вместе с другими народами России в заселении и хозяйственном освоении земель в Нижнем Поволжье и Южном Приуралье. Проживала она, как правило, не изолированно, а чересполосно с другими народами и лишь в немногих местах Европейской России компактно заселяла значительные территориальные массивы. Не было ни одного уезда, где бы она составляла большинство населения [2].

Изучение динамики численности мордовского народа в Российской империи, проведенное нами, показывает, что нельзя считать верными высказывания ряда авторов о том, что мордва в условиях царизма была обречена на вымирание [7]. Хотя и имелись некоторые факторы, отрицательно сказывавшиеся на росте ее численности, тем не менее она постоянно возрастала. И прогнозы некоторых дореволюционных авторов о поглощении мордовского этноса русским, его исчезновении в ближайшем будущем не были обоснованными. Правда, темпы прироста мордвы в XIX в. стали отставать от темпов прироста соседних народов. Так, за период с 1897 по 1920 г. численность чуваш увеличилась на 25 %, а мордвы — лишь на 14. Эти цифры, видимо, не характеризуют реальное

положение дел, ибо значительная часть мордвы показывала себя русскими. На динамике ее численности, особенно в последние два столетия, все больше стали отражаться ассимиляционные процессы. По подсчетам, сделанным С. И. Бруком и В. М. Кабуза-ном, лишь в 60—90-х гг. XIX в. обрусело более 100 тыс. мордвы [1„ с. 25].

По данным Всесоюзной переписи населения 1926 г., численность морд* вы в стране достигла 1340 тыс., а в 1939 г. — 1456 тыс. Последняя цифра — наивысший показатель абсолютной численности мордовского народа в Советском Союзе. Дальнейшие переписи стали фиксировать уменьшение этого показателя: 1959 г. — 1285 тыс., 1970 г. — 1236 тыс., 1979 г. — 1192 тыс., 1989 г. — 1154 тыс. [10; 11].

Главной причиной уменьшения численности мордвы является ее ассимиляция, выступающая преимущественно в форме обрусения. Данный процесс стимулируется существенным образом исторически сложившейся в условиях Российского государства дисперсностью расселения мордовского народа как этнического меньшинства среди русского большинства. Так, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в Российской Федерации мордва проживала в следующих регионах: в Мордовии — 313 420 чел., в Самарской области — 116 475, Пензенской — 86 370, Оренбургской — 68 879, Ульяновской — 61 061, Нижегородской — 36 709, в Башкирии — 31 923„ в Москве — 30 916, в Татарии — 28 859, в Московской области — 28 328, Челябинской — 27 095, Саратовской — 23 381, в Чувашии — 18 686, в Свердловской области — 15 453, в Красноярском крае — 14 873, Кемеровской области— 13 894,. Тюменской — 11 159, в Приморском крае — 9 193, в Рязанской области — 8 528, в Хабаровском крае — 8 193, в Ханты-Мансийском автономном округе — 7 107, в Иркутской области — 6 781, Сахалинской — 5 641, в Санкт-

Петербурге — 5 175, Владимирской области — 5 142, Волгоградской — 4 851, Ростовской — 4 657, Новосибирской — 4 418, Мурманской — 4 214, Республике Коми — 3 927, Калининградской области — 3 482, Ивановской — 3 386, Хакасии — 3 166, Якутии — 2 969, Томской области — 2 574, Амурской — 2 518, Камчатской — 2 356, Ямало-Ненецком автономном округе — 1 979, Тульской области — 1 777, Марийской республике — 1 749, Калужской области — 1 728, Курганской — 1 569, Магаданской — 1 364, Воронежской — 1 223 и т. д. [8].

Значительная часть мордвы в связи с распадом СССР оказалась на территории ряда стран СНГ (в Казахстане — 30 036 чел., на Украине — 19 332, в Узбекистане ~ 11214, Таджикистане — 5 519, Кыргызстане — 3 813, Беларуси — 2 620, Туркменистане — 2 568, Молдове — 1 088, Латвии — 1 053 и т. д.) [11].

Современные этнодемографические процессы у мордвы характеризуются высокой миграционной подвижностью, быстрым ростом городского и уменьшением сельского населения, увеличением доли лиц пенсионного возраста. Мордовская республика стала регионом, где численность населения неуклонно уменьшается. Так, если в 1926 г. на ее территории проживало 1328 тыс. чел., из которых мордвы — 428 тыс., русских — 839 тыс., татар — 60 тыс., то в 1979 г. — 990 тыс., в том числе мордвы — 339 тыс., русских — 591 тыс., татар — 46 тыс., а в 1989 г. эти показатели составили соответственно 964 тыс., 313 тыс., 586 тыс. и 47 тыс.

Сравнительное изучение этнодемо-графических процессов у других народов Среднего Поволжья показывает, что их численность, хотя и в разной степени, продолжает возрастать. Что касается мордвы, то здесь ассимиляционные процессы зашли далеко, привели народ к серьезной деэтнизации, что негативно сказывается на процессе его национального возрождения. Немалую роль в ослаблении национального самосознания мордвы сыграли и те грубейшие искажения, деформации в области национальной политики, которые имелись в условиях тоталитарного режима, когда поощрялись тенденции к унитаризму, проводилась целенаправленная борьба за слияние наций в единый «советский народ».

Как показывают этнографические исследования, между процессом этнической ассимиляции и ростом этнического самосознания имеется обратно пропорциональная связь: чем интенсивнее протекает этническая ассимиляция народа, тем слабее его этническое самосознание, и наоборот, чем прочнее его этническое самосознание, тем меньше он поддается этнической ассимиляции. Отсюда можно сделат^ вывод, что если

целенаправленно воздействовать на уменьшение чрезмерной ассимиляции, то это будет способствовать росту этнического самосознания, национальному возрождению народа [6]. Здоровое национальное самочувствие любого народа — важнейшее условие его нормального развития, этнического воспроизводства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брук С. И., Кабузан В. М. Этнический состав населения России (1719 — 1917 гг.) // Советская этнография. 1980. № 6. С. 18 — 34.

2. Кабузан В. М. Народы России в 18 веке. Численность и этнический состав. М.: Наука, 1990. 256 с.

3. Kennen П. И. Об этнографической карте Европейской России. Спб., 1852. 40 с.

4. Козлов В. И. Расселение мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа.

М., 1960. С. 5—62.

5. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 160 с.

6. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос: проблемы и суждения // Мордовский народ: что нас волнует. Саранск, 1991. С. 40 — 60.

7. Назаркин Н. #. Народонаселение и охрана здоровья в Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. 264 с.

8. Национальный состав населения РСФСР

<по данным Всесоюзной переписи 1989 г.). М.: «Финансы и статистика, 1990. 254 с.

.9. Новый энциклопедический словарь. Пг., 3916. Т. 27. 960 с.

10. Современные этнические процессы в

СССР. М.: Наука, 1975. 544 с.

11. СССР в цифрах в 1989 году. М.: Финансы и статистика, 1990. 319 с.

12. Урланис 3. Ц, Рост населения в Европе, М.: Госполитиздат, 1941. 436 с.

КАРСУНСКАЯ ТРОИЦКАЯ ЯРМАРКА В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

(ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В. Н. ШКУНОВ, аспирант

XVIII век вошел в историю нашего Отечества как век торговли. Одной из «го ярких особенностей был расцвет ярмарок. Именно ярмарки цементировали внутренний рынок Российской империи в единое целое, способствовали дальнейшему укреплению товарно-денежных отношений в стране, развитию экономических связей различных регионов друг с другом, а также расширению внешней торговли.

К числу крупнейших ярмарок России конца XVIII — начала XIX века •относились поволжские: Макарьев-ская, Симбирская Сборная, Астраханская, Казанская Гостиная и др.

В этой статье нам хотелось бы рассказать о Карсунской Троицкой ярмарке — явлении, на наш взгляд, совершенно уникальном в экономической ^кизни государства.

Карсун — небольшой провинциальный уездный городок с населением чуть более 3 тыс. человек в конце XVIII века был местом проведения крупной ярмарки. Торг длился в течение 10 дней и приходился на середину июня — время празднования двунадесятого православного праздника — Троицы, отчего и сама ярмарка получила название Троицкой. Ее отличительной особенностью было та, что в маленький приволжский городок съезжались торговцы и покупатели ао всей огромной страны. .В торге участвовало <6олее 250 купцов и .свыше Ш тыс. по-

купателей и мелких торговцев. В Карсун на подводах привозили свой товар купцы из Симбирска, Рязани, Казани, Москвы, Астрахани, Арзамаса, Коломны, Пензы, Твери, Мурома, Ельца, Ряжска, Самары, Алатыря, Коврова, Нижнего Новгорода, из многих других городов России, с Украины, Дона [3]. Таким образом, ярмарка по своему значению перерастала рамки не только Симбирской губернии, но и Средне-волжского региона и в рассматриваемый период имела общероссийское значение.

Второй отличительной особенностью Карсунской ярмарки было то, что сюда приезжали иностранные купцы — в бсновном торговцы, прибывавшие из Астрахани через Самару и Симбирск по Волго-Каспийскому пути. Это были гости из среднеазиатских государств, Ирана и даже далекой Индий. Следует подчеркнуть, что их на ярмарке бывало немного, так как востбчные тбвары попадали в центральные губернии России в основном через посредников — казанских татар •и астраханских армян [1, л. 39]. Данный факт свидетельствует о международном значении ярмарки.

Карсунская Тройцкая ярмарка, как и большинство ярмарок в России того времени, не имела четкой специализации. Об этом свидетельствуют названия торговых рядов, ассортимент привозимых товаров. В центральной части

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.