Научная статья на тему 'Динамика численности и фенология пауков Araneus diadematus Clerck, 1757 (Aranei, Araneidae) различных биотопов Алтайского региона'

Динамика численности и фенология пауков Araneus diadematus Clerck, 1757 (Aranei, Araneidae) различных биотопов Алтайского региона Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
354
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОЛОГИЯ / ДИНАМИКА / ARANEI / ARANEUS DIADEMATUS / ALTAI / PHENOLOGY / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Волковский Евгений Владимирович

Стационарный сбор пауков производился в различающихся 11 биотопах на территории Республики Алтай и Алтайского края. В результате определены особенности динамической активности Araneus diadematus. Брачный период вида начинается во II декаде июля и заканчивается во второй декаде августа. После чего прослеживается постепенное исчезновение самцов и впоследствии самок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF NUMBER AND PHENOLOGY OF SPIDERS ARANEUS DIADEMATUS CLERCK, 1757 (ARANEI, ARANEIDAE) OF DIFFERENT BIOTOPES OF THE ALTAI REGION

A stationary collection of spiders was made in 11 different biotopes on the territory of the Republic of Altai and the Altai territory. As a result, the features of dynamic activity of Araneus diadematus were identified. The mating period of this type starts in the second decade of July and ends in the second decade of August. After that the gradual disappearance of males and subsequently of female can be traced.

Текст научной работы на тему «Динамика численности и фенология пауков Araneus diadematus Clerck, 1757 (Aranei, Araneidae) различных биотопов Алтайского региона»

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ И ФЕНОЛОГИЯ ПАУКОВ ARANEUSDIADEMATUS CLERCK, 1757 (ARANEI, ARANEI DAE) РАЗЛИЧНЫХ БИОТОПОВ АЛТАЙСКОГО РЕГИОНА

Aranei, Araneus diadematus, Altai, фенология, динамика.

Пауки — одна из наиболее важных групп членистоногих животных. Возрастающий интерес к их изучению обусловлен немаловажной ролью пауков в жизни биоценозов как естественных регуляторов численности других животных, в том числе многих вредных насекомых [Рябикова, 1985; Романенко, Чередова, 2009], что указывает на потенциальную возможность их использования для ограничения численности нежелательных вредителей растений [Писаренко, Сумароков, 1983]. Некоторые виды пауков имеют узкую пищевую специализацию, но большинство являются полифагами, питаясь представителями почти всех отрядов насекомых.

Использование пауков в качестве агентов биологического метода борьбы с вредными для человека насекомыми представляется достаточно перспективным, так как функциональная реакция пауков на увеличение количества добычи характеризуется резким возрастанием скорости её изъятия. Например, пауки, используя паутину, способны уничтожить количество насекомых, в 50 раз превышающее их пищевые потребности [Riechert, Lockley, 1984].

Для того чтобы иметь возможность оценивать значение пауков для биоценозов, необходимо знать состав фауны, динамику численности и фенологию, по крайней мере массовых видов. В последнее время значительно возросло количество работ по изучению аранеофаун некоторых районов Западной Сибири [Marusik et all, 1996; Романенко, 2007; Волковский, 2010]. В то же время исследований по биологии пауков Западной Сибири, и в том числе — гор Алтая, как и для всей России, все еще недостаточно. Часто данные по сезонной динамике численности и фенологии пауков содержатся в работах более общего характера. Обитание в горах должно оказывать свое влияние на видовой состав и фенологию, так как при изменении высоты меняется целый комплекс факторов: температура воздуха, атмосферное давление, спектральный состав света и т. д. Высота над уровнем моря существенно отражается на жизни всех организмов, в том числе и на сроках появления и развития членистоногих. В связи с этим цель работы — выявление фенологии и динамики численности одного из массовых видов пауков — Araneus diadematus Clerck, 1757, входящего в состав семейства Araneidae.

Araneus diadematus можно отнести к группе полифагов, поскольку по различным литературным источникам вид питается капустной тлей, капустной и репной белянками, капустной молью [Рябикова, 1989].

Araneus diadematus Clerck, 1757 по типу распространения относится к эвритоп-ным видам [Иванов, 1965], распространен на территории всей Голарктики [Platnick, 2011]. Обитает на деревьях и кустарниках, по всей европейской части территории бывшего СССР до Крайнего Севера [Тыщенко, 1971].

На территории Западной Сибири исследуемый нами вид обычен, местами многочисленный и имеет широкое распространение.

A. diadematus в естественных условиях приурочен к лесам разного типа (смешанные и хвойные, колки), где численность экземпляров может колебаться от 30 до 80 % от всего количества представителей семейства Araneidae [Рябикова, 1989]. Пауки натягивают крупные ловчие сети между деревьями, кустарниками, стеблями высоких трав. Днем находятся на сети, только в пасмурную погоду прячутся в убежище, которое представляет собой согнутые и оплетенные паутиной стебли и соцветия травянистых растений, листья деревьев и кустарников.

Исследования проводились на территории Республики Алтай в окрестностях с. Чемал Чемальского района, с. Красноярка Усть-Кокского района, на территории Алтайского края — в окрестностях г. Бийска, с. Солонешное Солонешенского района и в окрестностях горы Бабырган Советского района. В общей сложности было изучено 11 биотопов в течение вегетационных периодов 2003 и 2006 гг. Биотопы отличаются друг от друга особенностями рельефа, составом растительного покрова. Структура растительного покрова является одним из важнейших экологических показателей для пауков. Важную роль в распространении пауков-кругопрядов играет вертикальная структура растительного покрова, поскольку кустарниковый и древесный ярусы используются для строительства ловчих сетей [Трилискаукас, 2008].

В результате проведенных исследований было собрано 249 экземпляров пауков, встречающихся в кустарниковом и древесном ярусах, относящихся к 28 видам десяти семейств. Из них 115 экземпляров принадлежат виду Araneus diadematus Clerck, 1757.

Сборы проводились в следующих биотопах.

В окрестностях с. Чемал Чемальского района Республики Алтай нами были изучены:

— биотоп 1. Зрелый густой сосновый лес с развитым подлеском и хорошо развитым травяным злаковым ярусом (при доминировании папоротника орляка). Средняя высота трав составляет 40 см, проекционное покрытие (п.п.) до 90 %. Кустарниковый ярус в основном представлен караганой. Древесный ярус — зрелыми соснами, имеющими высокую сомкнутость крон (80 %). Лес расположен на незатапливаемом речными водами острове в русле р. Катунь;

— биотоп 2. Разнотравно-злаковый луг с редкими соснами, окруженный зрелым сосновым лесом. Средняя высота довольно густого травянистого яруса 25 см. Кустарниковый ярус представлен единичными кустами караганы и малины, расположенными по краям биотопа. Вся территория находится на горном склоне северо-западной экспозиции;

— биотоп 3. Лесные поляны, которые находятся в лесном массиве, расположенном на западном склоне горы. Имеют относительно густой травостой высотой до 20 см. Кустарниковый ярус отсутствует;

— биотоп 4. Зрелый густой сосновый лес со слаборазвитым подлеском на холмистом ландшафте. Проекционное покрытие травянистого покрова до 50 %, средняя его высота 30 см. Кустарниковый ярус отсутствует;

— биотоп 5. Зрелый сосновый лес с развитым подлеском, с явными следами низового пожара (трехлетней давности) на равнинной части рельефа. Имеет достаточно густой травяной ярус со средней высотой 40 см. Кустарниковый ярус представлен караганой и небольшим количеством подроста сосны.

В окрестностях с. Красноярка Усть-Кокского района нами были изучены:

— биотоп 6. Пойменный разнотравно-злаковый луг.

— биотоп 7. Там же, пойменный смешанный лес.

На территории Алтайского края мы проводили исследования в следующих биотопах.

В окрестностях г. Бийска изучены:

— биотоп 8. Зрелый густой сосновый лес со слаборазвитым подлеском и травяным ярусом. Травянистая растительность редкая, средняя высота 30 см. Кустарниковый ярус представлен небольшим числом кустов караганы;

— биотоп 9. Сосново-березовый лес с хорошо развитым кустарниковым и травяным ярусами. Достаточно густой (п.п. 80 %) травяной ярус со средней высотой 40 см. Кустарниковый ярус представлен в основном караганой, малиной, подростом березы и сосны;

— биотоп 10. Солонешенский район, в окрестностях с. Солонешное, разнотравнозлаковый луг с отдельными березами и кустарником на вершине горы;

— биотоп 11. Советский район, около с. Половинка, гора Бабырган, разнотравнозлаковый луг, где доминирует кострец остролистный.

Биотопы 1—5 находились в окрестностях с. Чемал, биотопы 6 и 7 — в районе с. Красноярка Усть-Кокского района, биотопы 8 и 9 — в окрестностях г. Бийска, 10 биотоп в Солонешенском районе, в окрестностях с. Солонешное и 11— биотопов — в Советском районе, около с. Половинка, гора Бабырган.

В зависимости от массивности лесного и кустарникового ярусов численность пауков исследуемого вида в различных биотопах может меняться от 30 до 80 % от всех экземпляров сем. Агапе1с1ае.

Анализ собранного материала показал, что распределение по биотопам А. сИас1етаШ8 неравномерное. Так, наименьшее количество особей было отмечено на лесных полянах, расположенных в лесном массиве на западном склоне горы (биотоп 3) и в зрелом густом сосновом лесу со слабо развитым подлеском на холмистом ландшафте (биотоп 4). Эти биотопы характеризуются достаточно хорошей прогреваемостью, отсутствием повышенной влажности и слабым накоплением лиственного опада. Малое количество деревьев и кустарников, видимо, создает неблагоприятные условия для исследуемого вида, поскольку ограничивает количество возможностей для создания ловчей сети.

Наибольшее количество экземпляров А. сИас1етаШ8 нами было отловлено в лесных биотопах, при этом, несмотря на различный состав древесного яруса, колебание численности исследуемого вида пауков незначительно. В то же время влажность для А. сИсмИетаШв не является жестким лимитирующим фактором, поскольку вид встречается в достаточно больших количествах на островном биотопе (биотоп 1), который, благодаря своему географическому расположению, обладает высокой степенью влажности, также некоторые экземпляры встречались в сетях, расположенных прямо над водой [Рябикова, 1989].

Благодаря характерной окраске и форме тела, ювенильные особи определяются достаточно достоверно, благодаря чему можно проследить динамическую активность вида в течение всего вегетационного периода. С начала вегетационного периода и до третьей декады июня популяция состоит только из неполовозрелых особей разного возраста (рис.). До половозрелости у самок проходит 7-8 линек, а у самцов - 6-7 [Рябикова, 1989]. Начиная с третьей декады августа ювенильные особи в наших сборах больше не отмечались. При этом динамическая активность ювенильных особей в течение вегетационного периода колеблется. Так, наибольшее их количество отмечается во второй декаде мая, после чего наблюдается некоторое снижение численности, и в течение первых двух декад августа их количество составило лишь по 1 экземпляру.

40

11.05 111.05 1.06 11.06 111.06 1.07 11.07 111.07 1.08 11.08 Ш.08 1.09 11.09

Декады

□ самка ■ самец ■ ювенильные особи Ш всего

Рис. Динамика численности и фенология Агапет (НахкптЛш

Начиная с первой декады июля появляются половозрелые самцы. При этом количество самцов незначительно увеличивается вплоть до второй декады июля, после чего они совсем пропадают и далее в наших сборах не отмечались.

Динамическая активность самок в значительной степени отличается от поведения самцов. Так, половозрелые самки появляются во второй декаде июня и отмечаются в наших сборах вплоть до второй декады сентября, при этом их численность увеличивается по нарастающей. Резкое увеличение количества экземпляров отмечается в промежутке между третьей декадой августа и первой декадой сентября, в результате чего пик динамической активности самок наблюдается в первой декаде сентября. Далее во второй декаде сентября наблюдается резкое снижение количества самок.

Таким образом, по результатам наших сборов видно, что в начале вегетационного периода активны только ювенильные особи, которые зимуют в коконах или на ранних стадиях личиночного развития [Рябикова, 1989]. Самцы становятся половозрелыми в первой декаде июля, на декаду позже созревают самки. С появлением половозрелых самок во второй декаде июля наступает брачный период, который длится в течение четырех последующих декад и заканчивается во второй декаде августа, в отличие от Новосибирской области, где половозрелые самки встречаются уже во второй декаде июня [Рябикова, 1989]. Возможно, подобное явление связано с более суровыми климатическими условиями Новосибирской области, за счет чего и половое созревание происходит раньше. После этого самцы больше в наших сборах не отмечались. В это же время исчезают и ювенильные особи. До конца вегетационного периода активны только половозрелые самки, которые, видимо, создают коконы, и в первой декаде сентября наблюдается пик активности самок, вышедших после откладки яиц. Забота о потомстве у представителей семейства Агапек1ае длится в течение первых нескольких дней, чем и объясняется большое количество самок в первой декаде сентября, которые начинают активно

перемещаться после окончания периода заботы о потомстве [Тыщенко, 1971]. В результате чего отмечается пик их динамической активности, во второй же декаде численность самок резко снижается.

Таким образом, в результате проведенного исследования на различающихся лесных и луговых биотопах в окрестностях села Чемал Чемальского района, с. Красноярка Усть-Кокского района Республики Алтай и на территории Алтайского края в окрестностях г. Бийска, с. Солонешное Солонешенского района и в окрестностях горы Бабырган Советского района нами были выявлены 28 видов пауков из десяти семейств, обитание которых связано с кустарниковым и древесным ярусами. Установлены периоды активности различных фаз полового созревания Araneus diadematus.

Библиографический список

1. Волковский Е.В. Сезонные изменения видового состава пауков Северного Алтая // Алтай: Экология и природопользование: трудьт IX Российско-монгольской науч. конф. молодых ученых и студентов. 22—25 апреля, Бийск / БПГУ им. В.М. Шукшина. Бийск, 2010. С. 70-74.

2. Иванов А.В. Пауки, их строение, образ жизни и значение для человека. JL: ЛГУ, 1965. 304 с.

3. Писаренко В.Н., Сумароков А.М. Пауки-афидофаги// Защита растений. 1983. №11. С. 25-26.

4. Романенко В.Н., Чередова В.В. Охотничье поведение свободножив утттих пауков // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Биология. 2009. № . 4(8). С. 41-46.

5. Романенко В.Н. Фауна пауков (Arachnida, Aranei) естественных биоценозов южной тайги Западной Сибири // Труды Русского энтомологического общества. СПб., 2007. Т. 78(1). С. 107-116.

6. Рябикова Т.П. Видовой состав и биология пауков-кругопрядов (Aranei, Araneidae) юга Западной Сибири // Фауна, экология и зоогеография позвоночных и членистоногих. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989. С. 135-149.

7. Рябикова Т.П. К фауне пауков-кругопрядов (Aranei, Araneidae) юга Западной Сибири // Пауки и насекомые Сибири. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. С. 9-13.

8. Трилискаукас Л.А. Фауна и экология пауков Верховий Бурей: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Новосибирск, 2008. 25 с.

9. Тыщенко В.П. Определитель пауков Европейской части СССР. Л.: Наука, 1971. 281 с.

10. Marusik Yu.М., Hippa Н., Koponen S. Spiders (Araneae) from the Altai Area, Southern Siberia // Acta zool. fenn. 1996. Vol. 201. P. 11-45.

11.Platnick N. I. The world spider catalog, version 12.0. American Museum of Natural History. 2011. URL:http://research.amnh.org/iz/spiders/catalog. DOI: 10.5531/db.iz.0001.

12. Riechert S. E., Lockley T. Spiders as biological control agents// Annu. Rev. Ent. 1984. V. 29. P. 299-320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.