Научная статья на тему 'ДИНАМИКА АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ДИНАМИКА АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЛОКАЛЬНЫЕ СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / СТАТОДИНАМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федякин Александр Александрович, Кортава Жанна Георгиевна, Федякина Лидия Константиновна, Заплатина Наталья Юрьевна

В статье рассматривается изменение уровня аэробной выносливости студентов, как объективный показатель эффективности использования, средств физической культуры в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре. Показаны особенности построения академических занятий по физической культуре, обусловленные целью повышения аэробной выносливости студентов. Отмечено, что уровень аэробной выносливости студентов обусловлен наличием значительного количества гликолитических мышечных волокон в работающих мышцах. Использование локальных силовых упражнений, выполняемых в статодинамическом режиме, оказывает существенное влияние на уровень аэробной выносливости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федякин Александр Александрович, Кортава Жанна Георгиевна, Федякина Лидия Константиновна, Заплатина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF AEROBIC ENDURANCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OFPASSING ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE

The article considers the change in the level of aerobic endurance of students as an objective indicator of the effectiveness of the use of physical culture during the course of elective disciplines in physical culture. The features of the construction of the academic classes in physical culture are shown, due to the purpose of increasing the aerobic endurance of students. It is noted that the level of aerobic endurance of students is due to the presence of the significant amount of glycolytic muscle fibers in working muscles. The use of local strength exercises performed in a statodynamic mode has a significant impact on the level of aerobic endurance of students.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

противоречие между значительным образовательным потенциалом дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» в технических вузах и ее неполной реализацией в учебно-образовательном процессе вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Снежицкий, П.В. Личностно-деятельностный подход в обучении студентов спортивному ориентированию / П.В. Снежицкий, А.Н. Марчук, Г.К. Томашев // Мат. межд. науч.-практ. конф. Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами. - Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2016. - С. 213-219.

2. Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов дис. ... канд. пед. наук / Суханова Марина Гурьевна. -Москва, 2004. - 170 с.

3. Мартиросова, Т.А. Формирование ключевой двигательной компетенции в физическом воспитании в вузе как основы здоровья студентов / Т.А. Мартиросова, Т.Н. Поборончук, Т.А. Три-фоненкова, [и др.] // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. -2019. - № 4. - С. 115-126.

4. Чернова, Н.А. Структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования / Н.А. Чернова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 110-114.

REFERENCES

1. Snezhitsky, P.V., Marchuk, A.N., and Tomashev, G.K. (2016), "Personal-activity approach in training students in orienteering", Materials of the international scientific practice conference. Strategy for the development of sports and mass work with students, Industrial University of Tyumen, Tyumen, pp. 213-219.

2. Sukhanova, M.G. (2004), Sports orientation as one of the means of education ofphysical and intellectual abilities of students, dissertation, Moscow.

3. Martirosova, T.A., Poboronchuk, T.N., Trifonenkova, T.A., and Radchenko, D.G. (2019), "Formation of key motor competence in physical education at a university as the basis of student health" Bulletin of Krasnoyarsk Pedagogical University named after V.P. Astafiev, No. 4. pp. 115-126.

4. Chernova, N.A. (2010), "Structural-functional model of reflection formation in students using sports orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (68), pp. 110-114.

Контактная информация: trifonenkova2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2021

УДК 796.015.58

ДИНАМИКА АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Александр Александрович Федякин, доктор педагогических наук, профессор, Жанна Георгиевна Кортава, кандидат педагогических наук, доцент, Лидия Константиновна Федякина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Заплатина, старший преподаватель, Сочинский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается изменение уровня аэробной выносливости студентов, как объективный показатель эффективности использования, средств физической культуры в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре. Показаны особенности построения академических занятий по физической культуре, обусловленные целью повышения аэробной выносливости студентов. Отмечено, что уровень аэробной выносливости студентов обусловлен наличием значительного количества гликолитических мышечных волокон в работающих мышцах. Использование локальных силовых упражнений, выполняемых в статодинамическом режиме, оказывает существенное влияние на уровень аэробной выносливости студентов.

Ключевые слова: аэробная выносливость, студенты, локальные силовые упражнения, ча-

стота сердечных сокращений, статодинамический режим. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p395-398

DYNAMICS OF AEROBIC ENDURANCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PASSING ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE

Alexander Alexandrovich Fedyakin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Zhanna Georgievna Kortava, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lidiya Konstanti-novna Fedyakina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Yurievna Zaplatina, the senior teacher, Sochi State University

Abstract

The article considers the change in the level of aerobic endurance of students as an objective indicator of the effectiveness of the use of physical culture during the course of elective disciplines in physical culture. The features of the construction of the academic classes in physical culture are shown, due to the purpose of increasing the aerobic endurance of students. It is noted that the level of aerobic endurance of students is due to the presence of the significant amount of glycolytic muscle fibers in working muscles. The use of local strength exercises performed in a statodynamic mode has a significant impact on the level of aerobic endurance of students.

Keywords: aerobic endurance, students, local strength exercises, heart rate, statodynamic regime.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы повышения эффективности академических занятий физической культурой в вузе актуальны и привлекают внимание многих исследователей [3, 4, 5, 7, 8 и мн. др.], В научных работах, отмечается положительное воздействие занятий с использованием отдельных средств физической культуры (скандинавская ходьба, кроссфит, табата, фитнес, силовая тренировка и т.д.) на физическую подготовленность студентов [3, 7, 8, 9 и мн. др.]. Рассматривая только различные средства физической культуры и их влияние на организм занимающихся, авторы [4] не учитывают величину и направленность тренировочной нагрузки, которая оказывают существенное влияние на результат. Следует отметить, что выполнение аэробной циклической работы, проб с дозированной нагрузкой (Сит-тест, проба Руфье и др.) авторами [1, 7 и др.] рассматривается, прежде всего, как показатель функционирования сердечно-сосудистой системы. В.Н. Селуянов [6] показывает, что состояние мышечной системы (соотношение гликолитических и окислительных мышечных волокон), оказывает основное влияние на аэробные способности студентов. Сердечно-сосудистая система берет на себя основную нагрузку и тем самым снабжает работающие мышцы кислородом и утилизируя продукты метаболизма. Разумно предположить, что увеличивая количество окислительных мышечных волокон, занимаясь локальными силовыми упражнениями, выполняемыми в изотоническом режиме, возможно значительно улучшить аэробную выносливость человека.

С целью проверки этой гипотезы и научного обоснования методики эффективного использования локальных силовых упражнений, выполняемых в изотоническом режиме, в процессе оздоровительных занятий, было организовано настоящее исследование.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Использовались следующие методы: анализ специальной литературы, педагогические тестирования (сит-тест). Сит-тест оценивает аэробную выносливость человека [1]. Полученные данные были обработаны с помощью компьютерных программ Microsoft Excel 2010 и SPSS Statistics v22.0. Оценка статистической значимости различий результатов до и после занятий применялся непараметрический критерий Вилкоксона [2]. Для регистрации частоты сердечных сокращений использовались спорт-тестеры Polar RS-400, что позволило с высокой точностью оценить реакцию сердечно сосудистой системы на

выполнение физической нагрузки. Исследование проводилось в Сочинском государственном университете. В исследованиях приняли участие студенты первого курса (п=75), которые были разделены случайным образом на две группы экспериментальную (п=37) и контрольную (п=38). Студенты экспериментальной группы в конце учебного занятия (15-20 мин.) выполняли локальные силовые упражнения в изотоническом режиме на основные мышечные группы (мышцы передней и задней поверхности бедра, ягодичные и икроножные). Упражнения выполнялись с весом собственного тела и на тренажерах. Время выполнения локальных силовых упражнений в изотоническом режиме составляло 35-40 секунд (до отказа). Студенты выполняли 1-2 подхода на каждую мышечную группу в конце учебного занятия. Студенты контрольной группы в конце учебного занятия (15-20 мин.) выполняли аэробные циклические упражнения и упражнения на увеличение подвижности в суставах.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В начале и в конце исследования осуществлялось определение исходного и конечного уровня аэробной выносливости студентов по результатам сит-теста [1]. Результаты представлены в таблице.

Таблица - Динамика аэробную выносливость студентов первого курса в течение одного семестра (п=75)___

Тесты Перед началом эксперимента (Х±о) В конце эксперимента (Х±ст)

Э (п=37) К (п=38) Э (п=37) 1 К (п=38)

Сит-тест, усл.ед. 14,9±6,31 14,8±6,34 10,9±5,31 | 13,7±5,65

Достоверность различий (Р) р>0,05 р<0,05

Перед началом педагогического эксперимента уровень аэробной выносливости студентов экспериментальной и контрольной групп не имел статистически значимых различий (р>0,05). Реакция организма на стандартную нагрузку (сит-тест) у студентов обеих групп, вызывает значительное увеличение частоты сердечных сокращений (до 181 уд/мин) и статистически значимо не отличается.

В ходе педагогического эксперимента было установлено, что использование локальных силовых упражнений в изотоническом режиме, вызывает статистически значимое (р<0,05) улучшение уровня аэробной выносливости студентов экспериментальной группы. Реакция организма на стандартную нагрузку (сит-тест) у студентов экспериментальной группы, вызывает значительно менее выраженное увеличение частоты сердечных сокращений (до 163 уд/мин), чем у студентов контрольной группы (до 176 уд/мин).

В контрольной группе изменения уровня аэробной выносливости за время эксперимента значимо не отличается (р>0,05). Следует отметить, что реакция организма на стандартную нагрузку (сит-тест) у студентов контрольной группы значительно более выражена в конце эксперимента, чем у студентов контрольной группы. Это можно объяснить изменением мышечной композиции мышц, которые выполняют основную работу, увеличением процента гликолитических мышечных волокон в работающих мышцах у студентов экспериментальной группы. Во время выполнения локальных силовых упражнений в изотоническом режиме происходит развитие, как миофибрилл, так и митохондрий в работающих мышцах [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, эффективность использования локальных силовых упражнений в изотоническом режиме в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре в вузе, приводит к статистически значимому улучшению аэробной выносливости студентов. Обоснованием этого являются биологические особенности воздействия изотонического режима сокращения мышц и предельной, для каждого студента величины нагрузки (до отказа) во время выполнения локальных силовых упражнений на

организм занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов Д.Н. Оздоровительная физическая тренировка. Сборник программ / Д.Н. Гав-рилов, А.В. Малинина, Т.В. Платонова. - Санкт-Петербург : ВНИИФК, 2003. - 78 с.

2. Гржибовский А.М. Выбор статистического критерия для проверки гипотез / А.М. Гржибовский // Экология человека. - 2008. - № 11. - С. 48-57.

3. Малыгина Л.В. Ходьба по лестнице: особенности оздоровительно-тренировочного воздействия на организм человека / Л.В. Малыгина, А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 134-137.

4. Морозова Л.В. Значимость совершенствования физических способностей в процессе освоения компетенций специалиста управленческого вуза / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова, О.Г. Морозов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 194-198.

5. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Кортава Ж.Г., Федякин А.А., Васильковская Ю.А., За-платина Н.Ю // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.

6. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. -Москва : СпортАкадемПресс, 2001. - 172 с.

7. Серикова Ю.Н. Особенности реакции сердца на физическую нагрузку у студентов / Ю.Н. Серикова, Е.В. Ступина, А.Н. Рогозина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 273-276.

8. Шепелева Н.А. Скандинавская ходьба - как вид физической нагрузки в комплексной методике оздоровления студентов транспортного вуза / Н.А. Шепелева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 292-294.

9. Fedyakin A.A. Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body / A.A. Fedyakin, Zh. G. Kortava // European Researcher. - 2012. - № 11-2(34). - С. 1941-1946.

REFERENCES:

1. Gavrilov, D.N., Malinin A.V. and Platonova T.V. (2003), Wellness is physical exercise. Collection of programs, VNIIFK, St. Petersburg

2. Grzybowski, A.M. (2008), "The choice of a statistical criterion for testing hypotheses", Human ecology, No. 11, pp. 48-57.

3. Malygina, L.V., Fedyakin, A.A. and Tumasyan, J.A. (2017), "Walking up the stairs: features of recreational and training effects on the human body", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 153, No 11, pp. 154-159.

4. Morozova, L.V., Kiryanova, L.A., and Morozov, O.G. (2021), "The importance of improving physical abilities in the process of mastering the competencies of a specialist of a managerial university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 194-198.

5. Kortava, Zh.G., Fedyakin, A.A., Vasilkovskaya, Yu.A. and Zaplatina, N.Yu. (2018), "Increasing the motor activity of students in the process of passing elective disciplines in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 126-129.

6. Seluyanov V.N. (2001), Technology of health physical culture, Sportakadempress, Moscow.

7. Serikova, Yu.N., Stupina, E.V. and Rogozin, A.N. (2021), "Features of the heart reaction to physical activity in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 273-276.

8. Shepeleva, N.A. (2018), "Nordic walking - as a form of exercise in a comprehensive method of healing for students of transport universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 166, No 12, pp. 292-294.

9. Fedyakin, A.A. and Kortava, Zh.G. (2012), "Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body", European Researcher, No. 11-2 (34), pp. 1941-1946.

Контактная информация: faart@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.