Научная статья на тему 'Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса'

Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ / КОМПЛЕКСНЫЕ ФАКТОРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / МЕГАПОЛИС / ADAPTATION OF NONRESIDENT STUDENTS / COMPLEX FACTORS / A FUNCTIONAL CONDITION / A MEGACITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузьмина Я. В., Глебов В. В.

В статье рассмотрена проблема воздействия комплекса социально-экономических, экологических факторов, которые играют значимую роль в динамике адаптации учащейся молодежи. Показана динамика адаптационного процесса у иногородних студентов трех курсов разных факультетов университета по анкетным данным и результатам психологического и психофизиологического тестирований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF NONRESIDENT STUDENTS ADAPTATION TO ECOLOGY CONDITIONS OF THE CAPITAL MEGACITY

In article the problem of influence of a complex of social and economic, ecological factors and psychological problems which play a significant role in dynamics of adaptation nonresident students are considered. Dynamics of adaptable process at nonresident students of three courses different faculties of a university according to psychological and psychological testing is shown.

Текст научной работы на тему «Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса»

References

1. Bakanov, A.I. Current state of zoobenthos in the Upper Volga Reservoirs // Water Resources. - 2003. - V. 30. № 5.

2. The dynamics of ecosystem stability in the Volgograd Reservoir / V.A. Shashulovsky, S.S. Mosiyash, Y.A. Malinin // Volga ecologist. Journ. -2005. - № 3.

3. Podlipsky, Y.I. On arrangement and some outcomes of integrated studies of the Novosibirsk reservoir: Complex study of the Novosibirsk reservoir. Works of the West Siberian Regional Research Institute. - Moscow: Gidrometeoizdat, 1985. - Issue 70.

4. Mamina, N.D. A biological characteristic of Ob River and its tributaries within Novosibirsk city // Works of Novosibirsk Research Institute of Hygiene and Sanitation. - Novosibirsk, 1940. - Vol. 8.

5. Ioganzen, B.G. Hydrobiological and fishery characteristics of the Upper Ob related to water engineering / B.G. Ioganzen, A.N. Petkevich // Problems of hydrobiology of inland waters. - 1957. - Vol. 7.

6. Romanova, G.P .On zooplankton and zoobenthos study in the Ob’upper reaches // Tomsk State. University. - 1963. -V. 152.

7. Blagovidova, L.A. Features of mollusk distribution in the Novosibirsk reservoir // Issues of malacology in Siberia. - Tomsk: TSU, 1969.

8. Blagovidova, L.A. Status of zoobenthos reservoir in the second decade of its existence // Biological treatment and fishery in the Novosibirsk reservoir. - Novosibirsk, 1976.

9. Mironova, E.B. Zoobenthos of the Novosibirsk reservoir: Complex study of the Novosibirsk reservoir. Works of West Siberian Regional Research Institute, Vol. 70. - M.: Girometeoizdat, 1985.

10. Selezneva, M.V. Assessment of current ecological state of the Novosibirsk reservoir based on structural and functional indices of macrozooben-thos communities: Ph.D dissertation. - Novosibirsk, 2005.

11. Guide on hydrobiological monitoring of freshwater ecosystems // Ed. by VA Abakumov. - St.Petersburg: Gidrometeoizdat, 1992.

12. Bobrov, V.A. Geochemical features of muddy sediments of the Novosibirsk reservoir / V.A. Bobrov, G.A. Leonova, Y.I. Malikov // Water Resources. - 2009. - V .36. - № 5.

13. Yearbook of the surface water quality and effectiveness of protection measures on the territory of the West Siberian Department for Hydrometeorology and Environmental Monitoring in 2007. - Novosibirsk, 2008. - Part 1.

Article Submitted 17.12.10

УДК 616

Я.В. Кузьмина, соискатель РУДН; В.В. Глебов, канд. психол. наук, доц. РУДН, г. Москва, E-mail: vg44@mail.ru

ДИНАМИКА АДАПТАЦИИ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ЭКОЛОГИИ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА

В статье рассмотрена проблема воздействия комплекса социально-экономических, экологических факторов, которые играют значимую роль в динамике адаптации учащейся молодежи. Показана динамика адаптационного процесса у иногородних студентов трех курсов разных факультетов университета по анкетным данным и результатам психологического и психофизиологического тестирований.

Ключевые слова: адаптация иногородних студентов, комплексные факторы, функциональное состояние, мегаполис.

Основой для формирования эффективной модели управ- На протяжении нескольких лет изучались особенности

ления адаптационными процессами человека является изучение тенденций в динамике психосоциальных и психофизиологических показателей популяции населения в связи увеличением мобильности и миграции человека. В связи изменением среды обитания изменяется и комплекс социальнопсихологических, культурных и техногенных факторов. Все это в целом ведет к значимы воздействиям на психосоматическое здоровье человека [1].

В этой связи особую важность приобретают научные исследования, направленные на изучение психофизиологических особенностей организма молодых людей, иногородних студентов, приехавших для обучения в столичные вузы. Выявление особенностей компенсаторно-приспособительных систем организма иногородних студентов, вызванных адаптационными механизмами важная прикладная задача нашего социума [1,2]. Изменение экологических, психосоциальных и культурных условий, безусловно, сопровождается функциональными изменениями в деятельности сердечнососудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной систем, что вызывает нервно-эмоциональное и функциональное перенапряжение, приводящее к нарушению систем адаптации [2].

Объект и методы исследования. На базе научноисследовательских лабораторий «Экологическая психология» и «Экологическая медицина» кафедры экологии человека Экологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) с 2007 года проводятся комплексные научные исследования, направленные на изучение адаптационного потенциала человека, проживающего в условиях мегаполиса.

психофизиологического и психического состояния студентов РУДН. Всего было обследовано 210 студентов, из них 130 девушек и 90 юношей разной национальности, приехавшие из разных регионов России. В исследовании принимали участие студенты подготовительного, первого и третьего курсов экологического, аграрного, гуманитарно-социального и инженерного факультетов.

Комплексное тестирование нервно-психического статуса студентов проводилось по стандартной методике теста Спил-берга-Ханина и аппаратно-программного комплекса «Психофизиолог». Сравнительные характеристики выверялись при сравнении полученных результатов с эталонной методологической базой (Карелин А.А., 2003), дифференциации по году обучения и полу. Также было проведено анкетирование исследуемой выборки по оценке воздействия комплекса социально-экономических, экологических факторов и выявлению психологических проблем, которые играют значимую роль в динамике адаптации учащейся молодежи, прибывшей из разных регионов страны.

Результаты исследования. Данные анкетирования по наиболее часто встречаемым проблемам приспособления показало (табл. 1), что на динамику адаптационного процесса иногородних студентов влияет комплекс социально-экономических, экологических факторов и индивидуально-типологические особенности студента. Так наиболее часто встречаемые в социальноэкономическом контексте адаптации были проблемы связанные с нехваткой денежных средств у всей исследуемой выборки (от 41% до 83%), совмещение учебы и работы (от 6 %до 59%), и поиск жилья (от 7% до32%).

Таблица 1

Данные анкетирования по наиболее часто встречаемые социально-экономические и экопсихологические проблемы (п=210)

Курс, возраст (лет) Пол Наиболее часто встречаемые социально-экономические и экопсихологические проблемы

Социально-экономические, % Экологические, % Психологические, %

Поиск жилья Нехватка денежных средств Совмещение учебы и работы Шум Загазован- ность Проблемы сна Принятие самостоят. решений Сложности межлич. общения Уровень псих. здоровья*

Подфак (16-17) девуш 7 41 6 69 63 72 70 54 3

юноши 4 63 11 50 42 63 78 51 4

1 курс (17-18) девушки 9 68 9 61 70 70 73 50 3

юноши 3 83 14 33 40 64 75 47 2

3 курс (19-21) девушки 23 54 31 27 41 59 28 35 3

юноши 32 62 59 17 30 53 25 29 3

* Оценка в баллах: 1-минимальный, 5-максимальный

Воздействие экологических факторов (транспортный шум, атмосферное загрязнение и нарушение ритма сна и бодрствования) также были значимы для всех испытуемых. Отмечено, что в динамике адаптационного процесса происходило постепенная адаптация к этим факторам от подготовительного факультета (шум -69%, 50%; загазованность -63%, 42%) до 3-го курса (шум -27%, 17%; загазованность -41%, 30%). Такой же тренд, хотя менее отчетливый отмечается и в отношении ритма сна и бодрствования (подготовительный факультет -72%, 63%; третий курс- 59%, 53%) у иногородних студентов. На динамику адаптационного процесса влияли и психологические проблемы, например, готовность принятия самостоятельных решений (70%, 78%; 73%, 75%; 28%, 25%), сложности межличностной коммуникации с однокурсниками (54%, 51%; 50%, 47%; 35%, 29%). Уровень психического здоровья иногородних студентов на протяжении 4-х лет субъективно оценивался иногородними студентами на 3 балла (за исключением юношей из подготовительного факультета - 4 балла) из максимума в 5 баллов.

Для оценки функционального состояния студентов нами было проведено психофизиологическое тестирование на аппаратно-программном комплексе «Психофизиолог» (табл. 2) по методике вариационной кардиоинтервалометрии (ВКМ). Данная методика используется для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы (ВНС) обследуемого лица по параметрам ритма его сердечной деятельности, а также показывает общее функциональное состояние человека. Как показало исследование, большая часть иногородних студентов находилось в психофизиологической зоне «допустимое» (подготовительный факультет -53%, 42%; третий курс- 40%, 60%) и «предельно-допустимое» (подготовительный факультет -25%, 33%; третий курс- 28%, 31%). Отмечается тенденция снижения количества студентов, которые входили психофизиологическую зону «оптимальное» (подготовительный факультет -2%, 3%; третий курс- 0%, 0%) и увеличение количества студентов, которые входили психофизиологическую зону «негативное» (подготовительный факультет -12%, 7%; третий курс- 22%, 8%).

Таблица2

Оценка функционального состояния студентов по результатам вариационной кардиоинтервалметрии (ВКМ ), (п=210)

Курс, возраст (лет) Пол Оценка функционального состояния в %

Оптимальное Близкое к оптимальному Допустимое Предельно- допустимое Негативное Критическое

Подфак (16-17) девушки 2 8 53 25 12 0

юноши 3 15 42 33 7 0

1 курс (17-18) девушки 1 9 55 25 10 0

юноши 6 12 46 31 5 0

3 курс (19-21) девушки 0 10 40 28 22 0

юноши 0 1 60 31 8 0

Результаты психологического теста Спилбергера-Ханина по личностной и ситуативной тревожности (табл. 3) показали высокие и средние значения по личностной тревожности испытуемых (подготовительный факультет -44%, 57%, 56%, 40%; третий

курс- 40%, 49%, 45%, 50%, соответственно). Такая тенденция отмечается и по ситуативной тревожности (подготовительный факультет -57%, 51%, 40%, 42%; третий курс- 40%, 32%, 52%, 60%, соответственно).

Таблица 3

Результаты психологического теста Спилбергера-Ханина по личностной и ситуативной тревожности (п=210)

Курс, возраст (лет) Пол Личностная тревожность, % Ситуативная тревожность, %

высокая средняя низкая высокая средняя низкая

Подфак девушки 44 56 0 57 40 3

(1б-17) юноши 57 4О З 51 42 7

1 курс (17-18) девушки Зб б1 З 5О 4б 4

юноши 4О 52 8 48 42 1О

З курс (19-21) девушки 4О 45 5 4О 52 8

юноши 49 5О 1 З2 бО 8

Обсуждение результатов. Анализируя полученные нами результаты исследований и данные литературы по адаптации учащейся молодежи важно отметить, что первые трудности для иногороднего студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Вместе с присвоением статуса студента, молодые люди сталкиваются с рядом трудностей такими как, например, новая система обучения, взаимоотношение с другими студентами и преподавателями, сложности в социально-бытовом и культурном отношениях, сложности самостоятельной жизни в условиях большого города, недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни. Это подтверждается и анкетными данными по часто встречаемым социально-экономическим и экопсихологиче-ским проблемам, которые значимо влияют на динамику адаптационного процесса иногородних студентов [З].

Воздействие экологических факторов (транспортный шум, атмосферное загрязнение и нарушение ритма сна и бодрствования) очень важно в адаптационном процессе человека [1,4]. Анализ полученных данных показывает динамику адаптационного процесса, в котором отмечается постепенная «выработка» адаптационных механизмов к этим антропогенным факторам в течение нескольких лет за исключением нормализации сна.

Психологические сложности достаточно часто отмечаются у приезжих студентов в отношении принятия самостоятельных решений и сложности общения с однокурсниками. Такая же закономерность отмечается в ряде других исследованиях [З,2]. Что касается уровня психического здоровья иногородних студентов то он на протяжении 4-х лет практически оставался неизменным и субъективно оценивался иногородними студентами на З

Bibliography

балла (за исключением юношей из подготовительного факультета -4 балла) максимума в 5 баллов.

Анализ психофизиологического тестирования отмечается интересные данные, в котором видно, что большая часть иногородних студентов находилось в психофизиологических зонах «допустимое» и «предельно-допустимое». Отмечается очень низкий процент встречаемости студентов в психофизиологических зонах «оптимальное». Отрадно отметить, что ни один студент не попал по психофизиологическим параметрам в зону «критическое», хотя отмечен положительный тренд показателей в зону «негативное» в зависимости от времени обучения.

Данные результатов психологического тестирования по Спилбергеру-Ханину (личностной и ситуативной тревожности) показали высокие и средние значения по личностной тревожности испытуемых, что в принципе согласуется с данными полученными в ряде научных исследованиях [1; 2; 5; 6].

Заключение. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что комплексное влияние разных факторов на состояние здоровья иногородних студентов, сопровождается различной динамикой адаптационных механизмов. При воздействии экологических факторов (транспортный шум, атмосферное загрязнение и нарушение ритма сна и бодрствования) отмечается значимость влияния для всех испытуемых, что отражается на нарушении ритма сна и бодрствования и уровне психического здоровья студентов. Это в свою очередь проявляется повышение личностной и ситуативной тревожности, ухудшением уровня функционального состояния вегетативной нервной системы, что в целом вызывает психический дискомфорт, и ведет к перенапряжению адаптационного потенциала иногороднего студента.

1. Aghajanian, N.A. Hronofiziologiya, hronofarmakologiya and cronomedicine / N.A. Aghajanian, V.I. Petrov, I.V. Radysh, S.I. Krayushkin. - Volgograd: Izd VolGMU, 2005.

2. Chudinovskikh, O. migration intentions of university graduates / O. Chudinovskikh, M. Denisenko, E. Donets: Methodology and main results of sample surveys. - Moscow: MAKS Press, 2003.

3. Pogodina, E.N. Adapting to college life: an analysis of the frequency and causes of conflict in the hostel / Psychological Journal of the International University of Nature, Society and Man "Dubna". - 2010. № 1. http://www.psyanima.ru.

4. Baevsky, R.M. Analysis of heart rate variability using different electrocardiographic systems: guidelines / R.M. Baevskii, G.G. Ivanov, L.D. Chereykin [and others]. - M., 2002.

5. Verbitsky, A.A. Psychology student motivation / A. Verbitsky, N.A. Bakshala. - M.: Logos, 2007.

6. Psychological tests: In 2 vols. Ed. Karelin A.A. Vlados, 2003.

Article Submitted 17.12.10

УДК б1б

Т.Г. Опенко, н. с. НИИ терапии СО РАМН; Г.И. Симонова, проф., зам. дир. по науке НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: nsk217@rambler.ru

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ В НОВОСИБИРСКЕ ПО ДАННЫМ ПОПУЛЯЦИОННОГО РЕГИСТРА РАКА

По данным популяционного регистра рака были проанализированы показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО) в Новосибирске, структура заболеваемости ЗНО и её динамика за 21 год (1988-2ОО8 гг.). В течение изучаемого периода в структуре заболеваемости ЗНО произошло изменение относительных показателей.

Ключевые слова: злокачественные новообразования, эпидемиология рака, популяционный регистр рака.

ЗО7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.