Научная статья на тему 'Динамичная логистическая цепочка'

Динамичная логистическая цепочка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИНАМИЧНЫЕ ПОСТАВКИ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ИНДУСТРИЯ МОДНОЙ ОДЕЖДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баркова Наталья Юрьевна

Динамичные поставки направлены на определение возможностей, при которых продукция может быстро производиться для удовлетворения спроса, который сложно прогнозировать. Такая ситуация характерна для индустрии модной одежды. В статье рассмотрены способы эффективно работать в таких сложных условиях рынка, как высокая изменчивость рынка, высокий ассортимент, короткие жизненные циклы изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC SUPPLY CHAIN

Dynamic deliveries are directed on definition of opportunities at which production can quickly be made for satisfaction of demand which is difficult for predicting. Such situation is characteristic for the industry of fashion clothes. In the article ways effectively to work in such difficult conditions of the market as high variability of the market, the high range, short life cycles of a product are considered.

Текст научной работы на тему «Динамичная логистическая цепочка»

УДК 658.7

ДИНАМИЧНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Аннотация. Динамичные поставки направлены на определение возможностей, при которых продукция может быстро производиться для удовлетворения спроса, который сложно прогнозировать. Такая ситуация характерна для индустрии модной одежды. В статье рассмотрены способы эффективно работать в таких сложных условиях рынка, как высокая изменчивость рынка, высокий ассортимент, короткие жизненные циклы изделия.

Ключевые слова: динамичные поставки, цепь поставок, индустрия модной одежды.

DYNAMIC SUPPLY CHAIN

Annotation. Dynamic deliveries are directed on definition of opportunities at which production can quickly be made for satisfaction of demand which is difficult for predicting. Such situation is characteristic for the industry of fashion clothes. In the article ways effectively to work in such difficult conditions of the market as high variability of the market, the high range, short life cycles of a product are considered.

Keywords: dynamic deliveries, supply chain, fashion industry.

Задача логистики индустрии моды - обеспечить условия, чтобы именно нужная продукция, которая удовлетворяет строго определенные потребности конечного потребителя, доставлялась в нужное место, в нужное время по минимально допустимой цене. Эта задача означает, что потребности конечного потребителя в индустрии моды ставятся на первое место.

В статье рассмотрена концепция динамичности и возможности ее применения в индустрии модной одежды России. Рассмотрены возможности совмещения рациональной и динамичной концепции, повышение эффективности работы цепи поставок благодаря их совместному использованию. В современных рыночных условиях также важно понять, что рыночная конъюнктура будет требовать не единичного готового решения, а комплексных стратегий, учитывающих особенности и сложность ситуации.

Принципы рационализации в логистике направлены в первую очередь на устранение потерь компании. Решающие факторы при получении заказа, которые поддерживаются данной концепцией - это стоимость и качество. По сравнению с концепцией рационализации динамичность направлена в первую очередь на поддержку решающих факторов - уровня обслуживания и потребительской ценности цепи поставок.

Рынок модной одежды можно охарактеризовать следующими параметрами: неустойчивый рыночный спрос, высокий ассортимент продукции, короткие жизненные циклы изделия, высокое влияние фактора сезонности, высокий объем накопления информации в цепи поставок, консультативные (экспертные) методы прогнозирования, постоянно меняющиеся группы партнеров. Динамичная логистическая цепочка восприимчива по отношению к клиенту, что особенно важно для индустрии модной одежды. Под восприимчивостью к клиенту подразумевается, что логистическая цепочка способна изучать запросы конечного потребителя и реагировать на них. В основе управления многих компаний, в том числе в индустрии модной одежды лежат прогнозы, а в меньшей степени спрос. Это связано с тем, что компании не располагают достаточной оперативной информацией и не могут реагировать достаточно быстро. В таком случае им приходится составлять прогнозы, основанные на объемах продаж или партиях товара за предыдущие периоды и преобразовывать эти прогнозы в товарно-материальные запасы. Такой подход для многих сегментов модной одежды мало результативен, точность таких прогнозов составляет не более 50 %. В таких динамичных отраслях важно рассматривать логистическую цепочку как сеть партнеров, которые имеют общую цель. На эту цель

Н.Ю. Баркова

Natalya Barkova

© Баркова Н.Ю., 2015

Вестник Университета № 5, 2015

направлены совместные усилия участников цепи поставок. Компании сотрудничают, чтобы быстро и эффективно реагировать на запросы конечного потребителя. В такой цепи поставок важным является применение информационных технологий для обмена данными между покупателями и поставщиками. Таким образом, создается виртуальная логистическая цепочка. Традиционные системы логистики стремятся определить оптимальное количество запасов, а также их местоположение. Но как только посредством информационного обмена появляется наглядное представление об актуальном спросе, использование формул для расчетов оптимальных запасов теряет актуальность. Возможности виртуальной цепи поставки, такие как электронный обмен данными, позволяют партнерам по цепочке поставок действовать, руководствуясь одними и теми же данными - актуальным спросом, а не зависеть от неточных данных, передающихся от одного звена цепочки другому.

Среди требований по формированию динамичной организации логистики автор выделяет, основанные:

- оценке факторов, влияющих на потребительскую ценность, во всех процессах логистики;

- разработке возможностей быстрого реагирования и гибкости;

- использовании указанных возможностей для ведения операций в динамичных логистических цепочках.

Три метода разработки стратегий поставок, которые обладают динамичными характеристиками, таковы: отсрочка, разработка для логистики и виртуальная организация. Примеры использования таких методов в цепочках поставки модной одежды приведены далее.

Распределение готовой продукции по конкретным заказам потребителей - это обычный метод быстрого реагирования на спрос. Но важно учитывать, что такой метод поставок означает, что сначала должны быть созданы запасы готовой продукции. Основная проблема в том, что запасы должны быть созданы на базе прогнозирования неизвестного спроса на одежду. Если созданные запасы слишком велики, то товар придется продавать с существенной скидкой, или же он вообще не будет продан. Если же созданные запасы слишком малы, то покупатели уйдут к конкурентам. Проблема осложняется еще тем, что у одежды существует большое варьирование в размерах и цветах. Отсрочкой готовности в индустрии модной одежды является откладывание окончательной готовности изделия до тех пор, пока не будет известен актуальный спрос потребителя, с последующей поставкой в течение приемлемого времени. Например, в индустрии одежды может быть отсрочена окончательная покраска, упаковка, маркировка, отпаривание изделий, навешивание ярлыков. Обычно такие операции производятся уже в непосредственной близости к рынку сбыта, что обеспечивает быстрый отклик на изменения спроса. При этом основной отшив изделий производится в странах, где производство товара наименее затратное (Юго-Восточная Азия).

Логистическая отсрочка. В индустрии модной одежды может быть также отсрочена по времени окончательная конфигурация изделия, комплектация отдельных изделий в костюм. Окончательная конфигурация изделия также производится в непосредственной близости к рынку сбыта.

Разработки для логистики. Разработка для логистики - создание видимости широкого ассортимента при сохранении при этом максимальной простоты процессов закупки, производства и поставки при разработке самой продукции. В индустрии моды можно выпускать унифицированные изделия (базовые модели одежды) на основании принципов рационализации и комплектовать их всевозможными способами, создавая различные варианты комплектации, базирующиеся на актуальных запросах покупателей (отсрочена комплектация пуговицами, ремнями и другими элементами и аксессуарами).

Создание виртуальной организации, в которой логистическая цепочка - сеть партнеров, которые имеют общую цель: максимально гибко и быстро удовлетворять потребности рынка [2]. На эту цель направлены совместные усилия всех участников цепи поставок. Такими партнерами цепи поста-

вок являются собственники концепции (бренда), производители тканей, комплектующих (производители 1-го уровня), производители одежды (производители 2-го уровня), ритейлеры, дистрибьюторы. Основную координирующую функцию в такой виртуальной цепи поставок берет на себя владелец концепции (бренда).

Важно учесть, что компании индустрии моды могут использовать одновременно и рациональную цепочку поставок, так и динамическую. Такие логистические цепочки могут внедрить «рациональные» возможности вплоть до конкретного процесса, после чего внедрить «динамичные» возможности. Это означает, что в начале будут использоваться высокопродуктивные процессы с низкими затратами, а затем - чувствительные процессы, обеспечивающие высокий уровень индивидуализации продукции. Такой стратегический выбор является «рациональной динамикой». Эффективность его применения в индустрии моды обусловлена сочетанием преимуществ обеих возможностей поставок. Такая интегрированная модель, обеспечивающая работу динамичной логистической цепочки модной одежды, предусматривает комбинацию отсрочки выполнения заказа и быстрого пополнения запаса на первом уровне цепи поставок, поддерживаемого такими программами следующего уровня цепи поставок, как быстрое реагирование и динамичные поставки.

Важно отметить что динамичность - это характеристика всей логистической цепочки, объединяющая организационные структуры, информационные системы, процессы логистики [1]. Она объединяет применение знаний в области маркетинга и быстрореагирующей логистической цепочки для работы на нестабильных рынках, таких как рынок модной одежды. Конкурентное преимущество в цепи поставок одежды возникает благодаря объединенным возможностям связанных между собой предприятий (сетью поставок). Важно отметить, что современный рынок модной одежды становятся все более нестабильными и менее предсказуемыми. Таким образом, возрастает необходимость в динамичной ответной реакции. Важным условием повышения эффективности на таких рынках будет динамичная логистическая цепочка. Для индустрии модной одежды в России применение динамичных методов жизненно важно, это связано со сложными экономическими условиями, снижением платежеспособного спроса на одежду и высоким уровнем конкуренции среди различных брендов одежды. Ослабление рубля открывает новые возможности повысить свою конкурентоспособность для предприятий индустрии модной одежды, дает возможность российским компаниям быть вовлеченными в глобальные цепи поставок одежды, создавать собственные бренды одежды и эффективно управлять ими.

Библиографический список

1. Гаррисон, А. Логистика : Стратегия управления и конкурирования через цепочки поставок : учебник / А. Гаррисон, В. Г. Ремко ; пер. с англ. - 3-е изд. - М. : Дело и сервис, 2010. - 368 с.

2. Фелгуни, С. Виртуальная корпорация / С. Фелгуни. - СПб. : Информационные технологии в бизнесе, 2002. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.