Динамический контроль пациентов детского возраста с нарушением осанки при дисплазии соединительной ткани с использованием стабилометрического метода
Метальников Антон Иванович,
кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой хирургических болезней детского возраста, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: ametalnickov@yandex.ru
Целью проведённой работы было определить значимость лечебно-профилактических схем у детей с нарушением осанки на фоне дисплазии соединительной ткани при помощи стабилометрического метода обследования. С 2014 по 2022 годы группы пациентов были на диспансерном учёте. Обследуемые пациенты представлены: 132 пациента - основная группа, 122 пациента - группа сравнения. Средний возраст на момент наблюдения был X sr. ± 5.7±0.6 лет. Всем пациентам назначали массаж спины № 10 1 раз в 4 месяца по 15 минут, электростимуляцию паравертебральных мышц № 10 1 раз в 6 месяцев, лечебно-физкультурный комплекс с целью укрепления мышц спины. Для пациентов основной группы назначали упражнения на «шведской стенки», в бассейне, в образовательной школе здоровья «Коррекция осанки», дозированное корсетирование, дополнительные сеансы физиолечения (электростимуляцию мышц спины 3 курса в год по 10 сеансов), массаж спины по 10 сеансов ежемесячно по 30 минут, витаминотерапию, диетотерапию.
В динамике оценены показатели стабилометрического метода у пациентов. Обозначена эффективность лечебно-профилактических схем у пациентов основной группе.
Ключевые слова: дисплазия соединительной ткани, детский возраст, стабилометрия, лечебная физкультура.
в и
см со
Введение
На сегодняшний день изменения костной системы в педиатрии встречается часто. Диагностируется значительное число патологий костно-суставного аппарата на фоне диспластических проявлений [1].
Для контроля эффективности лечебных мероприятий пациентам детского возраста с нарушенной осанкой на фоне диспластического процесса необходимо грамотно оценивать методы обследования. Диагностика нарушенной осанки на фоне диспластических процессов в лечебной деятельности детского специалиста, встречается ежедневно. Своевременные методы обследования позволяют оценивать и контролировать эффективность восстановительного лечения [2,3].
Актуальность темы подтверждается распространённостью, неоднозначностью в диагностических и лечебных подходах [4,5].
Диспластические процессы в литературе за последние пять лет, на наш взгляд, остаются диску-табельными. На сегодняшний день, наблюдается рост диспластических проявлений в детском возрасте [6,7]. Статус пациента с дисплазией соединительной ткани является важным признаком патологического процесса. По данным литературы, диагностируется в каждом 5-м случае [8, 9]. В числе параметров диспластических проявлений у детей отмечают 65% астеническое сложение тела, 60% кифосколиозы в грудном отделе позвоночника [10].
Рассматривая инвалидизацию, отметим, что дисплазия не относятся к отдельным нозологическим единицам [11]. Во время интенсивного роста отмечаются патологические проявления, связанные с диспластическими процессами [12].
Педиатры особое внимание уделяют изменениям со стороны опорно-двигательного аппарата на фоне диспластических проявлений у детей.
Диспластический статус часто сочетается с порочными проявлениями со стороны внутренних органов [13]. Гипермобильность суставов, нарушение осанки являются доминирующими признаками дисплазии соединительной ткани [14].
Малое количество публикаций, посвящённых методам обследования и оценки лечения, для пациентов детского возраста с нарушенной осанкой на фоне диспластических проявлений свидетельствует о том, что тематический вопрос остаётся нерешённым.
Цель исследования
Определить значимость лечебно-профилактических схем у детей с нарушением осанки на фоне диспла-зии соединительной ткани при помощи стабиломе-трического метода обследования.
Материал и методы
Обследовано 254 пациента детского возраста. 132 пациента включили в основную группу, 122 пациента в группу сравнения. У всех родителей было взято информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств. Одобрено проведение данной научно-исследовательской работы на заседании Комитета по Этике при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул, Российская Федерация. Выписка из протокола № 9 от 30.09.2022. Наблюдение пациентов проводили в поликлиники в период с 2014 по 2022 годы. Средний возраст составил 5,6±0,5 лет на момент начала лечения. Для основной группы назначали занятия в образовательной школе «Коррекция осанки» с теоретической и практической частью. Проводили гимнастику на «шведской стенке», в условиях поликлиники 2 раза в неделю по 1,5 часа в течение 3-х лет. Пациенты получали биологически активную добавку «Кальцимакс» по 1 капсуле утром и вечером после еды в течение 1 месяца, повторные курсы лечения проводили 3 раза в год в течение 3-х лет. Лечебное плавание в бассейне назначали 3 раза в неделю по 1 часу в течение 3-х лет. Диетотерапия включала в себя пищу богатую белками, аминокислотами, микроэлементами, витаминами С, Е. Массаж спины 10 сеансов по 30 минут ежедневно в утренние часы (с 09:00 до 11:00 ч) через час после завтрака ежемесячно в течение 3-х лет. Из физиотерапевтических процедур - электростимуляцию мышц спины. Проводили в течение 15 дней по 20 минут, 4 курса в год в течение 3-х лет. Амбулаторно-поликлинический этап предусматривал врачебное наблюдение пациента у врача ортопеда - травматолога в поликлиники 1 раз в 4 месяца.
Пациенты группы сравнения получали базисное лечение: массаж спины № 10 1 раз в 3-4 месяца по 15 минут, электростимуляцию мышц спины № 10 1 раз в 6 месяцев, комплекс лечебной физкультуры для детей с нарушением осанки.
Диспластические проявления были у пациентов в основной группе и группе сравнения. Критерии базировались на параметрах Милковской-Димитровой. У пациентов диагностировалась средняя степень тяжести. Основными проявлениями были неправильная осанка, гипермобильность всех суставов, деформация стоп, грудной клетки.
Для оценки эффективности лечения, динамического контроля использовали стабилометрию. В исследовании использована компьютерная диагностическая система «Стабилан-01» (ОКБ «Ритм»,
Таганрог). Методика основана на регистрации нагрузок на стопы. Это позволило оценить ее величину на передний и задний отделы каждой стопы.
Полученные показатели стабилометрии использовали для объективной оценки лечения.
Результаты и обсуждения
По данным стабилометрии у детей в группах, в 100% случаев, центр тяжести оказался смещен на момент начала диспансерного наблюдения (р=0,999).
При выполнении проб с открытыми глазами различия в значениях частот колебания центра тяжести проявились как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскостях. (Таблица 1).
Таблица 1. Стабилиграфические изменения в группах
Этапы наблюдения Основная группа (п=132) Группа сравнения (п=122) Р покри-терию хи-ква-драт
абс. число % абс. число %
До лечения 132 100,0 122 100,0 0,999
Через 1 год 67 50,7 103 84,4 <0,001
Через 3 года 21 15,9 83 68,0 <0,001
Через 9 лет 2 (П=120) 1,6 57 (П=115) 49,5 <0,001
Примечание: Р - статистическая значимость различий между основной группой и группой сравнения.
Через год, 3 года и 9 лет с момента диспансерного наблюдения изменения у пациентов основной группы и группы сравнения были статистически различными.
В основной группе через год изменения определялись у 67 пациентов (50,7% случаев), в группе сравнения у 103 пациентов (в 84,4% случаев) (р<0,001). Через 3 года изменения определялись у 21 пациента (в 15,9% случаев), в группе сравнения у 83 пациентов(в 68,0% случаев) (р<0,001). Через 9 лет изменения определялись у 2 пациен-тов(в 1,6% случаев), в группе сравнения у 57 пациентов^ 49,5% случаев) (р<0,001).
По данным стабилометрии, через год с момента начала лечения, при открытых глазах, отмечалось уменьшение смещения центра давления во фронтальной плоскости у пациентов основной группы (р<0,05). При закрытых глазах у лиц основной группы отмечено достоверное уменьшение смешения центра давления во фронтальной и сагиттальной плоскостях (р<0,001). В группе сравнения было уменьшение смешения центра давления во фронтальной плоскости (р<0,05), но менее выражено, чем в основной группе. Плантарная проба показала уменьшение смешения центра давления во фронтальной плоскости у лиц основной группы (р<0,001) и группы сравнения (р<0,05). Отмечено уменьшение смещения центра давления в сагиттальной плоскости у пациентов основной группы (р<0,01), в то время, как смещение центра дав-
сз о
о Л о
о сз о в
ления в группе сравнения стало больше (р<0,05) (Рисунок 1).
О 2 4 б 8 10 12
Рис. 1. Изменение центра давления стоп при закрытых глазах
Примечание: динамика центра давления на стопы у пациентов основной группы (сплошная линия) и у пациентов группы сравнения (прерывистая линия) при закрытых глазах.
Заключение
Основываясь на данные стабилометрии у детей с нарушенной осанкой на фоне дисплазии, отметим, что в динамике у основной группы детей параметры были статистически лучше, чем в группе сравнения. Формировалась физиологическая осанка, мышечный корсет. Это отсутствовало в группе сравнения (р<0,001). По данным стабилометрии установлено, что функция равновесия по всем показателям улучшилась после проведения назначенного лечения. В группе сравнения показатели были статистически недостоверными, с отрицательной динамикой. Важными критериями оценки эффективности лечения являлись уменьшение смещения центра давления стоп, улучшение функции равновесия.
После года с момента начала лечения нормализация проекции центра тяжести относительно площади опоры у детей основной группы, отмечена у 49,3% пациентов. В группе сравнения положительная динамика отмечена у 15,6% больных (р<0,001). В это же время не отмечалось усталости спины, неустойчивой походки, болезненности при пальпации остистых отростков в 100% случаев. У 50% детей, которые занимались по стандартным схемам, в это же время, отмечена усталость спины в 100% случаев (р<0,001); в 33,3% случаев определилась болезненность при пальпации остистых отростков (р<0,003).
Таким образом, при нарушенной осанки у детей на фоне диспластических проявлений, целесообразно проводить динамическую оценку с помощью стабилометрии. Методика достоверно отражает эффективность проводимого лечения.
£ Литература
U
— 1. Вершинина М.В., Нечаева Г.И., Хоменя А.А.,
сэ Дрокина О.В. Эффективность медицинской
« реабилитации при бронхолегочном синдроме
у пациентов с дисплазией соединительной ткани. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015; 10 (1): 50-55.
2. Воробьёва О.В. Полинейропатии, обусловленные соматическими заболеваниями: подходы к диагностике, основные направления лечения. Неврология и ревматология (Прил.). 2016; 01: 74-78.
3. Громова О.А., Торшин И.Ю., Калачёва А.Г., Гришина Т.Р. О синергизме калия и магния в поддержании функции миокарда. Кардиология. 2016; 56 (3): 73-80.
4. Казанбаева А.В., Легостина В.А., Танеева Е.Р. Дисплазия соединительной ткани. Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4: 3.
5. Кононова Н.Ю., Чернышова Т.Е., Загртди-нова Р.М. Оценка биологического возраста и темпа старения у пациенток с недифференцированной дисплазией соединительной ткани. Архив внутренней медицины. 2017; 7 (4): 287-291.
6. Кадурина Т. И., Аббакумова Л.Н. Дисплазия соединительной ткани: путь к диагнозу. Вестник Ивановской Медицинской академии. 2014. № 3: 5-11.
7. Конев В.П., Голошубина В.В., Московский С.Н. Особенности формулирования судебно-медицинского диагноза при синдроме дисплазии соединительной ткани. Вестник судебной медицины. 2017; 6 (2): 22-26.
8. Кононова Н.Ю., Чернышова Т.Е., Стяжки-на С.Н. Является ли дисплазия соединительной ткани предиктором преждевременного старения? (Результаты 5-летнего мониторинга). Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016; 11 (2.2): 326-330.
9. Казанбаева А.В., Легостина В.А., Танеева Е.Р. Дисплазия соединительной ткани. Международный студенческий научный вестник. 2018.№ 4: 3.
10. Нечаева Г.И., Мартынов А.И. Дисплазия соединительной ткани: сердечно-сосудистые изменения, современные подходы к диагностике и лечению. Москва ООО «Медицинское информационное агенство». 2017.
11. Тюрин А.В., Хусаинова Р.И., Лукманова Л.З., Давлетшин Р.А., Хуснутдинова Э.К. Поиск маркёров генетической предрасположенности к развитию гипермобильности суставов и остеоартрита у больных из республики Башкортостан. Молекулярная медицина. 2016; 14 (6): 41-47.
12. Хусаинова Р.И., Тюрин А.В., Шаповалова Д.А., Хуснутдинова Э.К. Генетические маркёры остеоартрита у женщин с недифференцированной дисплазией соединительной ткани. Генетика. 2017; 53 (7): 816-826.
13. Яворская М.В., Кравцов Ю.А., Кильдияро-ва Р.Р., Кучеров В.А., Матвеев С.В. Критерии диагностики синдрома дисплазии соединительной ткани задержки полового развития
у детей и подростков. Уральский медицинский журнал. 2017; 8: 111-117. 14. Яковлев В.М., Нечаева Г.И., Мартынов А.И., Викторова И.А. Дисплазия соединительной ткани в практике врачей первичного звена здравоохранения: Руководство для врачей. М.: КСТ Интерфорум. 2016.
DYNAMIC CONTROL OF PEDIATRIC PATIENTS WITH POSTURE DISORDERS IN CONNECTIVE TISSUE DYSPLASIA USING THE STABILOMETRIC METHOD
Metalnikov A.I.
Altai State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
The purpose of the work was to determine the importance of therapeutic and prophylactic schemes in children with posture disorders against the background of connective tissue dysplasia using the sta-bilometric method of examination. From 2014 to 2022, groups of patients were on dispensary registration. The examined patients are represented: 132 patients - the main group, 122 patients - the comparison group. The average age at the time of follow-up was X sr. ± 5.7±0.6 years. All patients were prescribed back massage No. 10 1 time in 4 months for 15 minutes, electrical stimulation of paraverte-bral muscles No. 10 1 time in 6 months, a therapeutic and physical training complex in order to strengthen the back muscles. For patients of the main group, exercises were prescribed on the "Swedish wall", in the pool, in the educational school of health "Correction of posture", dosed corseting, additional sessions of physiotherapy (electrical stimulation of the back muscles of the 3rd course per year for 10 sessions), back massage for 10 sessions monthly for 30 minutes, vitamin therapy, diet therapy.
In dynamics, the indicators of the stabilometric method in patients are evaluated. The effectiveness of treatment and prophylactic regimens in patients of the main group is indicated.
Keywords: connective tissue dysplasia, children's age, stabilome-try, physical therapy.
References
1. Vershinina M.V., Nechaeva G.I., Khomenya A.A., Droki-na O.V. Effectiveness of medical rehabilitation in bronchopul-monary syndrome in patients with connective tissue dysplasia. Medical Bulletin of the North Caucasus. 2015; 10 (1): 50-55.
2. Vorobyova O.V. Polyneuropathy caused by somatic diseases: approaches to diagnosis, the main directions of treatment. Neurology and Rheumatology (Appl.). 2016; 01: 74-78.
3. Gromova O.A., Torshinl.Yu., Kalacheva A.G., Grishina T.R. On the synergism of potassium and magnesium in maintaining my-ocardial function. Cardiology. 2016; 56 (3): 73-80.
4. Kazanbaeva A.V., Legostina V.A., Ganeeva E.R. Connective tissue dysplasia. International Student Scientific Bulletin. 2018.
5. Kononova N. Yu., Chernyshova T.E., Zagrtdinova R.M. Assessment of biological age and rate of aging in patients with undifferentiated connective tissue dysplasia. Archive of Internal Medicine. 2017; 7 (4): 287-291.
6. Kadurina T. I., Abbakumova L.N. Connective tissue dysplasia: the way to diagnosis. Bulletin of the Ivanovo Medical Academy. 2014. № 3: 5-11.
7. Konev V.P., Goloshubina V.V., Moskovsky S.N. Features of the formulation of forensic diagnosis in connective tissue dysplasia syndrome. Bulletin of Forensic Medicine. 2017; 6 (2): 22-26.
8. Kononova N. Yu., Chernyshova T.E., Styazhkina S.N. Is connective tissue dysplasia a predictor of premature aging? (Results of 5-year monitoring). Medical Bulletin of the North Caucasus. 2016; 11 (2.2): 326-330.
9. Kazanbaeva A.V., Legostina V.A., Ganeeva E.R. Connective tissue dysplasia. International Student Scientific Bulletin. 2018.№ 4: 3.
10. Nechaeva G.I., Martynov A.I. Connective tissue dysplasia: cardiovascular changes, modern approaches to diagnosis and treatment. Moscow LLC "Medical Information Agency". 2017.
11. Tyurin A.V., Khusainova R.I., Lukmanova L.Z., Davletshin R.A., Khusnutdinova E.K. Search for markers of genetic predisposition to the development of joint hypermobility and osteoarthritis in patients from the Republic of Bashkortostan. Molecular Medicine. 2016; 14 (6): 41-47.
12. Khusainova R.I., Tyurin A.V., Shapovalova D.A., Khusnutdino-va E.K. Genetic markers of osteoarthritis in women with undif-ferentiated connective tissue dysplasia. Genetics. 2017; 53 (7): 816-826.
13. Yavorskaya M.V., Kravtsov Yu.A., Kildiyarova R.R., Kucherov V.A., Matveev S.V. Criteria for diagnosing connective tissue dysplasia syndrome delayed sexual development in children and adolescents. Ural Medical Journal. 2017; 8: 111-117.
14. Yakovlev V.M., Nechaeva G.I., Martynov A.I., Viktoro-va I.A. Connective tissue dysplasia in the practice of primary health care doctors: A guide for doctors. M.: KST Interforum. 2016.